Лингвистическая сказка по русскому языку "Знакомство с причастиями"
методическая разработка по русскому языку (7 класс)

Нинель Александровна Касьянова

Учащимся трудно даётся такая сложная тема, как "Причастие", поэтому предлагаю начать знакомство с этой частью речи при помощи лингвистической сказки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                            Сказка о причастиях

        На одной полянке жили-были человечки. Они играли, веселились, пока не наступила осень, тепло начало уходить. С каждым днем все холоднее и холоднее. И задумались горемыки: как же им выжить, не замерзнуть. Решили они пойти на соседнюю полянку и  попроситься зимовать.
      Там жили имена прилагательные. У них был хороший, добротный домик с крышей, окошками, печкой. Подошли человечки и видят, что имена хозяева уже греются: дым из трубы идет.
- Пустите нас к себе жить, - просят они.
А имена прилагательные отвечают:
-Нет, не можем, ребята, мы вас пустить, нам самим тесно, но подарочек вам  дадим.
И дали им с собой чемоданчик.
       Вернулись человечки на полянку, а там опять холодно, морозы начинаются. И решили они сходить к другим соседям, попроситься пожить до весны.
        На другой полянке жили глаголы. Они были очень деятельными, построили себе красивый, теплый, уютный домик.
-Пустите нас к себе жить, нам холодно,- попросились человечки.
А глаголы им ответили:
- Что вы, ребята, мы сами еле помещаемся , у нас почти дверь не  закрывается, не можем вас к себе пустить, но подарочек вам дадим.
И дали им с собой чемоданчик.
       Вернулись человечки на полянку. Подумали-подумали и решили больше никуда не ходить: все равно никто не пускает. Построили они собственный домик, поставили там печку. И теперь им зима не страшна. А называться они стали причастиями.
        Таким образом, у нас появилась новая часть речи, которая отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? что делающий? что сделавший?   Имеет признаки прилагательного и глагола, ведь подарки они взяли. Давайте посмотрим, что положили им в чемоданчик имена прилагательные. Это согласование в роде, числе, падеже; полную и краткую форму. А глаголы им подарили возвратность, вид (совершенный и несовершенный), настоящее и прошедшее время. Будущее время глаголы в чемоданчик не положили, поэтому будущего времени у причастий нет. Зато у них есть суффиксы.
наст.вр.: -ущ-;-ющ-; -ащ-; -ящ-;-ем-; -ом-; -им-;
прош.вр.:_вш-; -ш-; -енн-; -ённ-; -нн-; -т-.
         Итак, мы начали знакомиться с причастиями.  Я приглашаю вас в удивительную страну, где живут эти человечки. На следующих уроках мы узнаем много нового о них.
       


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методический приём «Лингвистическая сказка»

Слайд 2

ПРИЧАСТИЕ

Слайд 4

Имена прилагательные Уютный К расивый Теплый Светлый

Слайд 5

Имена прилагательные Светлый, теплый, красивый, уютный

Слайд 6

Глаголы Имена прилагательные Топят Греются Зимуют Закрываются Светлый, теплый, красивый, уютный

Слайд 7

Глаголы Имена прилагательные Светлый, теплый, красивый, уютный Топят, греются, зимуют, закрываются

Слайд 8

Светлый, теплый, красивый, уютный Топят, греются, зимуют, закрываются Построенный Согревающий Отапливаемый Утепленный Защищающий Радующий

Слайд 9

Глаголы Имена прилагательные согласование в роде, числе, падеже полная и краткая форма возвратность (- ся ) вид (совершенный и несовершенный) время (настоящее и прошедшее)

Слайд 10

Причастия Какой? Какая? Какие? Что делающий? Что делавший? Что сделавший? Какое?

Слайд 11

Отличие причастия от прилагательного Прилагательное Какой? Обозначает признак предмета Причастие Какой? Обозначает признак предмета по действию Красивая девочка Новый дом Улыбающаяся девочка Строящийся дом

Слайд 12

Суффиксы причастий Настоящего времени: - ущ -; - ющ -; - ащ -; - ящ -; -ем-; -ом-; -им-. Прошедшего времени: - вш -; -ш-; - енн -; - ённ -; - нн -; -т-.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете на тему: "Использование лингвистической сказки на уроках русского языка"

На выступлении была представлена работа учителя с обучающимися с ОВЗ по использованию лингвистической сказки на уроках русского языка...

Лингвистическая сказка как средство формирования языковой и коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка

Лингвистическая сказка каксредство формированияязыковой и коммуникативнойкомпетенцииучащихся на урокахрусского языка...

Лингвистические сказки на уроках русского языка как средство повышения интереса к предмету

Подача нового лингвистического материала через сказку может дать словеснику прекрасную возможность вырастить из «неразвернувшейся почки» детского разума прекрасный цветок сознания грамотного язы...

Лингвистическая сказка на уроках русского языка

Как показывает мой практический опыт, одной из тем, являющейся наиболее важной для формирования орфографических навыков и одновременно вызывающей трудности у школьников, является морфология. Име...

Лингвистические сказки /дидактический материал к урокам русского языка/

Как и многие другие учителя- словесники, я нередко задумывалась о том, как воспитать у ребят интерес к урокам русского языка, как сделать более доступным теоретический материал. И тогда стала пр...

Лингвистические сказки на уроках русского языка как средство повышения интереса к предмету

Как сделать урок русского языка интересным? Эта проблема давно привлекает к себе внимание учителей-словесников. Многообразие поисков ее решения находит свое отражение как в привлечении яркого, необычн...

Презентация "Лингвистическая сказка как средство преодоления трудностей при изучении морфологии русского языка"

Презентацияк защите итоговой работы на курсах по ИОБ " Формирование образовательной среды для школьников с трудностями в обучении"...