Рабочая программа ОГСЭ.05.Русский язык и культура речи по специальности 34.02.02 Медицинский массаж (для лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению)
рабочая программа по русскому языку

Репина Ирина Анатольевна

Рабочая учебная программа дисциплины Русский язык и культура речи

является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС СПО по специальности 34.02.02 Медицинский массаж (для лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению). 

Дисциплина входит в состав общего гуманитарного и социально-экономического цикла.

Дисциплина Русский язык и культура речи относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу ППССЗ.

Дисциплина направлена на формирование общих компетенций и профессиональных компетенций (согласно ФГОС).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_r.ya_.i_k.r._massazh_21-22.docx73.46 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент здравоохранения города Москвы

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж № 6»

             (ГБПОУ ДЗМ «МК № 6»)

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

дисциплины ОГСЭ.05 РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ         

код, наименование специальности 34.02.02 Медицинский массаж (для лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению)

Москва

2021

                РАССМОТРЕНА

Предметной (цикловой) комиссией

             ОУД, ЕН, ОГСЭ

(протокол от ____________ № ___)

Разработана на основе

ФГОС СПО по специальности 34.02.02 Медицинский массаж (для лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению)

            код, наименование специальности

Составители (авторы):    Репина И.А., преподаватель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория

_____________________________________________________________________________________________________

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование образовательной организации

Рецензент:  Леонтьева Г.Д. преподаватель  дисциплины  «Русский язык и культура речи»   ГБПОУ ДЗМ «МК № 6»

_______________________________________________________________

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование организации

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4-5

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5-17

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

18-19

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

20-21

1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ           ДИСЦИПЛИНЫ

Русский язык и культура речи

1.1. Область применения программы

Рабочая учебная программа дисциплины Русский язык и культура речи

является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС СПО по специальности 34.02.02 Медицинский массаж (для лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению)

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в состав общего гуманитарного и социально-экономического цикла.

Дисциплина Русский язык и культура речи относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу ППССЗ.

Дисциплина направлена на формирование общих компетенций и профессиональных компетенций (согласно ФГОС):

ОК 1, 5, 6, 8, 10

ПК 1.1 – 4.2

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

   В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • строить свою речь в соответствии с языковыми и этическими нормами;
  • анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности;
  • устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи;
  • пользоваться словарями русского языка.

   В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • различия между языком и речью;
  • функции языка как средства формирования и трансляции мысли;
  • нормы русского литературного языка;
  • специфику устной и письменной речи;
  • правила продуцирования текстов разных деловых жанров;

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины: 

Максимальной учебной нагрузки обучающегося ___49___ часов, в том числе:

         - обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося _37__ часов;

- самостоятельной работы обучающегося __12___ часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

49

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

37

в том числе:

лабораторные занятия

практические занятия

37

контрольные работы

1

курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

12

в том числе:

самостоятельная работа над курсовой работой

(проектом) (если предусмотрено)

другие виды самостоятельной работы

12

Итоговая аттестация в форме              дифференцированного зачета

2.2. Рабочий  тематический план и содержание учебной дисциплины Русский язык и культура речи

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Введение.

4

Тема 1.1. Язык и речь. Понятие культуры речи.

Содержание учебного материала. Практическое занятие

2

  1. Основные единицы языка.

1-2

  1. Понятие культуры речи.

2

  1. Понятие о нормах русского литературного         языка.

2

Самостоятельная работа обучающихся.

Подготовить доклад.

        2

Раздел 2. Орфоэпические нормы русского языка.

Тема 2.1.

Содержание учебного материала. Практическое занятие

2

  1. Понятие непрерывности функции. Предел функции и последовательности.

2

  1. Теоремы о пределах.

2

  1. Вычисление пределов последовательностей и функций

2

Самостоятельная работа. Выполнение упражнений на вычисление пределов

1

Тема 2.2..

Содержание учебного материала. Практическое занятие

2

  1. Производная, ее геометрический и физический смысл.

1-2

  1. Производные элементарных функций

2

  1. Правила дифференцирования.

2

Самостоятельная работа. Выполнение упражнений на нахождение производной функции

1

Тема 2.3.

Содержание учебного материала. Практическое занятие

2

  1. Точки экстремума функции

2

  1. Промежутки монотонности функции

2

  1. Исследование функции с помощью производной.

2

Самостоятельная работа. Решение практических задач на нахождение наименьшего и наибольшего значений функции

1

Тема 1.5.Дифференциал и его приложения

Содержание учебного материала. Практическое занятие

2

  1. Дифференциал.

2

  1. Приложение дифференциала к приближенным вычислениям.

2

  1. Простейшие дифференциальные уравнения

2

Самостоятельная работа. Приближенные вычисления

1

Тема 1.6.Первообразная и неопределенный интеграл

Содержание учебного материала. Практическое занятие

2

  1. Первообразная и неопределенный интеграл

1-2

  1. Основные методы интегрирования.

2

  1. Решение задач на связь первообразной и ее производной

2

Самостоятельная работа. Решение упражнений на  вычисление первообразной для данной функции.

1

Тема 1.7. Определенный интеграл.

Содержание учебного материала. Практическое занятие

2

  1. Понятие определенного интеграла.  Изучение правила вычисления первообразной

2

  1. Формула Ньютона-Лейбница.

2

  1. Приложения определенного интеграла: вычисление площадей и объемов.  

2

Самостоятельная работа. Решение задач на применение интеграла для вычисления физических величин и площадей

2

Тема 1.8.Понятие дифференциального уравнения

Содержание учебного материала. Практическое занятие

2

  1. Понятие дифференциального уравнения, методы решения.

2

  1. Примеры решения дифференциальных уравнений, описывающих медико-биологические процессы.

2

  1. Тестирование по теме «Производная и интеграл»

2

Самостоятельная работа. Решение задач на применение основных методов интегрирования и дифференциальных уравнений

1

Раздел 2. Основные понятия дискретной математики, теории вероятностей,  статистики.

12/16

Тема 2.1. Основные понятия  комбинаторики.

Содержание учебного материала. Практическое занятие

2

  1. Некоторые понятия теории множеств.

2

  1. Обоснование основных понятий комбинаторики: перестановки, сочетания, размещения

2

Самостоятельная работа.

Тема 2.2.Решение комбинаторных задач

Содержание учебного материала. Практическое занятие

2

  1. Основные формулы для решения комбинаторных задач

2

  1. Решение комбинаторных задач с использованием правил и формул комбинаторики

2

Самостоятельная работа.  Решение комбинаторных задач

1

Тема 2.3. Основные понятия теории вероятностей

Содержание учебного материала.  Практическое занятие

2

  1. Понятие события. Виды событий.

  1. Определение вероятности события.

  1. Формула сложения вероятностей. Формула умножения вероятностей. Формула полной вероятности.

Самостоятельная работа. Решение задач на вычисление вероятности события

1

Тема 2.4. Случайные величины

Содержание учебного материала. Практическое занятие

2

  1. Случайные величины.

2

  1. Нормальный закон распределения. Вычисление вероятности события.

2

Самостоятельная работа. Вероятностные задачи в медицине

Тема 2.5.  Статистика, ее основные понятия и методы исследования.

Содержание учебного материала. Практическое занятие

2

  1. Основные задачи и понятия математической статистики.

2

  1. Генеральная совокупность и выборка, графическое изображение выборки.

2

  1. Определение полигона и гистограммы.

2 -3

Самостоятельная работа. Характеристика выборки

1

Тема 2.6. Статистическое распределение. Построение полигонов частот и гистограмм

Содержание учебного материала.  Практическое занятие

2

  1. Медицинская статистика.

2

  1. Понятие о демографических показателях, расчет общих коэффициентов рождаемости, смертности.

2

  1. Применение статистических показателей для оценки деятельности поликлиники и стационара.

2

Самостоятельная работа. Построение полигонов, частот и гистограмм

1

Раздел 3. Применение математических методов в профессиональной деятельности среднего медицинского персонала 

8/12

Тема 3.1 Роль математики в современной науке и медицине.

Содержание учебного материала. Практическое занятие

2

  1. Математика – инструмент для изучения окружающего мира

2

  1. Значение математики в медицине

2

  1. Рассмотрение задач из разных областей медицины

2

Самостоятельная работа. Творческая работа «Применение математики в медицине»

2

Тема 3.2.  Математические методы в профессиональной деятельности.  

Содержание учебного материала. Практическое занятие

2

1.Определение процента. Решение задач на проценты

2

2.Составление и решение пропорций. Расчет процентной концентрации раствора.

2

3. Решение задач с медицинским содержанием в дисциплинах «Основы сестринского дела», «Фармакология», «Анатомия и физиология человека», «Гигиена и экология человека», «Сестринское дело в педиатрии»

2

Самостоятельная работа.

2

Тема 3.2.  Решение профессионально направленных задач

Содержание учебного материала. Практическое занятие

2

  1. Решение задач с медицинским содержанием

2

  1. Защита творческих работ

3

Самостоятельная работа. 

Дифференцированный зачет

Дифференцированный зачет

2

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

Максимальная учебная нагрузка (всего)

50

*Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык и культура речи»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала,

самостоятельная работа

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Введение

2

3

Тема 1.1. Язык и речь. Понятие культуры речи.

Содержание учебного материала

2

Основные единицы языка.

Понятие культуры речи. Понятие о нормах русского литературного         языка.

Вербальные и невербальные средства общения.

Раздел 2. Орфоэпические нормы русского языка

8

3

Тема 2.1. Понятие языковой нормы русского языка.

Содержание учебного материала

2

       

Особенности русского ударения, основные тенденции в развитии русского ударения.

Логическое ударение.

Фонетические средства речевой выразительности: ассонанс, аллитерация.

Самостоятельная работа обучающихся:

Выполнить упражнение по выбору преподавателя.

1

Тема 2.2 Орфоэпические нормы.

Содержание учебного материала

2

Строение речевого аппарата человека.

Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения; орфоэпия грамматических форм и отдельных слов.

Звуковые законы в русском языке.

Самостоятельная работа обучающихся:

Написать по 10 заимствованных слов, в которых:

1. согласные перед е произносятся твердо;

2.согласные перед е произносятся мягко.

1

Тема 2.3 Варианты русского литературного произношения.

Содержание учебного материала

2

Варианты русского литературного произношения: произношение гласных и согласных звуков; произношение заимствованных слов; Сценическое произношение и его особенности

Раздел 3. Лексика и фразеология

9

3

Тема 3.1.  Слово и его лексическое значение.

Содержание учебного материала

2

Слово и его лексическое значение.

Лексические единицы русского языка.  

Однозначные и многозначные слова.

Синонимы, антонимы, паронимы, градация, антитеза.

Тема 3.2.  Активный и пассивный состав языка.

Содержание учебного материала

2

Архаизмы, неологизмы, историзмы, иноязычные слова. Стилистическая оценка историзмов и архаизмов

Тема 3.3 Русская лексика с точки зрения происхождения и употребления.

Содержание учебного материала

2

Исконно русская лексика.

Заимствования из славянских языков.

Заимствования из неславянских языков.

Русская лексика с точки зрения употребления.

Самостоятельная работа обучающихся:

Подготовить сообщение на данную тему.

1

Тема 3.4 Фразеология.

Содержание учебного материала

2

Фразеология.

 Типы фразеологических единиц, их использование в речи.

Ошибки в употреблении фразеологизмов и их исправление. Афоризмы.

Раздел 4. Культура речевого общения

2

2

Тема 4.1. Речевой этикет.

Содержание учебного материала

2

Назначение речевого этикета.

Формулы речевого этикета.

Речевой этикет в профессиональном общении.

Раздел 5. Диалогическое деловое общение

5

2

Тема 5.1. Особенности делового общения. Речевая самопрезентация.

Содержание учебного материала

2

Особенности делового общения.

Речевая самопрезентация.

Тема 5.2. Деловая беседа. Деловые переговоры.

Содержание учебного материала

2

Деловая беседа. Деловые переговоры.

Самостоятельная работа обучающихся:

Составить план деловой беседы «Уход за больными».

1

Раздел 6.  Монологическое деловое общение.

4

3

Тема 6.1. Устное публичное выступление. Требования к публичной речи.

Содержание учебного материала

2

Требования к публичной речи.

Тема 6.2. Классификация речей. Выступление с публичной речью.

Содержание учебного материала

2

Классификация речей.

Раздел 7. Деловая документация

4

2

Тема 7.1. Принципы деловой документации.

Содержание учебного материала

Деловая документация.

Деловое письмо. Виды деловых писем.

2

Тема 7.2. Современные рекомендации по составлению деловых бумаг.

Содержание учебного материала

2

Современные рекомендации по составлению деловых бумаг.

Раздел 8. Текст. Стили речи.

10

3

Тема 8.1. Функциональные стили литературного языка.

Содержание учебного материала

2

Понятие функционального стиля.

Разговорный стиль.

Книжный стиль.

Самостоятельная работа обучающихся:

Определить стиль речи заданного текста. Создать собственные высказывания в определенном стиле.

1

Тема 8.2. Научный стиль

 речи.

Содержание учебного материала

2

Лексические, грамматические, синтаксические особенности научного стиля речи.

Сфера использования научного стиля.

Особенности научно-популярной литературы.

Тема 8.3. Публицистический стиль речи.

Содержание учебного материала

2

Лексические, грамматические, синтаксические особенности публицистического  стиля речи.

Сфера использования  публицистического стиля.

Ораторское искусство.

Самостоятельная работа обучающихся:

1

Составить эссе (медицинская тематика).

Подготовить тезисы выступления.

Тема 8.4. Официально-деловой стиль речи.

Содержание учебного материала

2

Лексические, грамматические, синтаксические особенности официально-делового  стиля речи.

Сфера использования официально-делового стиля.

Дифференцированный зачёт

2

ВСЕГО

46

 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

 

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета русского языка

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся.

- рабочее место преподавателя.

- комплект наглядных пособий.

Технические средства обучения:

- аудио- и видеосредства;

- компьютер  с лицензионным программным обеспечением  

   и мультимедиапроектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Ващенко Е.Д.  Русский язык и культура речи. Уч. пособие.- Ростов н/Д: Феникс, 2015г.

Дополнительные

1.Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: учебник для студентов сред. проф.учеб.заведений. -  М., Изд. Центр «Академия», 2018

Интернет-ресурсы:

1.http://www.gramota.ru

2. http://www.slovari.ru

3. http://www.sokr.ru

4. http://www.megakm.ru/ojigov

5. http://www.redactor.ru

6. http://www.ruscenter.ru

7. http://www.ipmce.su/~igor/osn prav.html

8. http://www.hi-edu.ru

9. http://cultrechi.narod.ru

10 http://www.ru/rhetoric

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

знать:

- фонемы; особенности русского ударения, основные

тенденции в развитии русского ударения; логическое

ударение; орфоэпические нормы;

- лексические и фразеологические единицы русского языка;

изобразительно-выразительные возможности лексики и

фразеологии; употребление профессиональной лексики и

научных терминов;

- способы словообразования;

- самостоятельные и служебные части речи;

- синтаксический строй предложений;

- правила правописания;

- функциональные стили литературного языка;

уметь:

- пользоваться орфоэпическими словарями, словарями

русского языка;

- определять лексическое значение слова;

- использовать словообразовательные средства в

изобразительных целях;

- пользоваться багажом синтаксических средств при создании

собственных текстов официально-делового, учебно-научного

стилей; редактировать собственные тексты и тексты других

авторов;

- пользоваться знаками препинания, вариативными и

факультативными знаками препинания;

- различать тексты по их принадлежности к стилям;

анализировать речь с точки ее нормативности, уместности и

целесообразности.

Анализ выполнения заданий для самостоятельной работы.

Наблюдение и оценка демонстрации обучающимися знаний и практических умений по изучаемым темам.

Решение заданий в тестовой форме.

Зачёт  в форме удобной преподавателю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дисциплине "Русский язык и культура речи".

Разработано для специальности 230115 "Программирование в компьютерных системах"....

Рабочая программа по дисциплине "Русский язык и культура речи" для профессии Механизация сельского хозяйства СПО

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее ...

Рабочая программа по дисциплине "Русский язык и культура речи" для профессии Механизация сельского хозяйства СПО

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее ...

Рабочая программа учебной дисциплины "Русский язык и культура речи" специальность 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий

Рабочая программа учебной дисциплины "Русский язык и культура речи" специальность 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданийДля преподавателей русско...

Рабочая программа учебной дисциплины Русский язык и культура речи специальность 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий

Рабочая программа учебной дисциплины Русский язык и культура речи специальность 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданийДля преподавателей русского...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ПРАВА » по ППССЗ специальности 34.02.02 «Медицинский массаж (для лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению)»

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы права» разработана на основе и согласно требованиям Федерального государственного стандарта(далее-ФГОС) по программе подготовки специалистов ср...

Контрольно-измерительные материалы для проведения дифференцированного зачета по дисциплине ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи специальности 34.02.02 Медицинский массаж (для лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению

Тип работы– контролирующие материалы в форме теста для проведения дифференцированного зачёта.Тесты содержат:понятийные задания базового уровня, нацеленные на проверку знания и понимания, с выбор...