Рабочая программа ОГСЭ.05.Русский язык и культура речи по специальности 34.02.02 Медицинский массаж (для лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению)
рабочая программа по русскому языку
Рабочая учебная программа дисциплины Русский язык и культура речи
является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС СПО по специальности 34.02.02 Медицинский массаж (для лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению).
Дисциплина входит в состав общего гуманитарного и социально-экономического цикла.
Дисциплина Русский язык и культура речи относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу ППССЗ.
Дисциплина направлена на формирование общих компетенций и профессиональных компетенций (согласно ФГОС).
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 73.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент здравоохранения города Москвы
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Департамента здравоохранения города Москвы
«Медицинский колледж № 6»
(ГБПОУ ДЗМ «МК № 6»)
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
дисциплины ОГСЭ.05 РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
код, наименование специальности 34.02.02 Медицинский массаж (для лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению)
Москва
2021
РАССМОТРЕНА Предметной (цикловой) комиссией ОУД, ЕН, ОГСЭ (протокол от ____________ № ___) | Разработана на основе ФГОС СПО по специальности 34.02.02 Медицинский массаж (для лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению) код, наименование специальности |
Составители (авторы): Репина И.А., преподаватель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория
_____________________________________________________________________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование образовательной организации
Рецензент: Леонтьева Г.Д. преподаватель дисциплины «Русский язык и культура речи» ГБПОУ ДЗМ «МК № 6»
_______________________________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование организации
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4-5 |
| 5-17 |
| 18-19 |
| 20-21 |
1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Русский язык и культура речи
1.1. Область применения программы
Рабочая учебная программа дисциплины Русский язык и культура речи
является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС СПО по специальности 34.02.02 Медицинский массаж (для лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению)
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в состав общего гуманитарного и социально-экономического цикла.
Дисциплина Русский язык и культура речи относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу ППССЗ.
Дисциплина направлена на формирование общих компетенций и профессиональных компетенций (согласно ФГОС):
ОК 1, 5, 6, 8, 10 ПК 1.1 – 4.2 |
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- строить свою речь в соответствии с языковыми и этическими нормами;
- анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности;
- устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи;
- пользоваться словарями русского языка.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- различия между языком и речью;
- функции языка как средства формирования и трансляции мысли;
- нормы русского литературного языка;
- специфику устной и письменной речи;
- правила продуцирования текстов разных деловых жанров;
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося ___49___ часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося _37__ часов;
- самостоятельной работы обучающегося __12___ часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 49 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 37 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | |
практические занятия | 37 |
контрольные работы | 1 |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 12 |
в том числе: | |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено) | |
другие виды самостоятельной работы | 12 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета | |
2.2. Рабочий тематический план и содержание учебной дисциплины Русский язык и культура речи
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Введение. | 4 | ||
Тема 1.1. Язык и речь. Понятие культуры речи. | Содержание учебного материала. Практическое занятие | 2 | |
| 1-2 | ||
| 2 | ||
| 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся. Подготовить доклад. | 2 | ||
Раздел 2. Орфоэпические нормы русского языка. | |||
Тема 2.1. | Содержание учебного материала. Практическое занятие | 2 | |
| 2 | ||
| 2 | ||
| 2 | ||
Самостоятельная работа. Выполнение упражнений на вычисление пределов | 1 | ||
Тема 2.2.. | Содержание учебного материала. Практическое занятие | 2 | |
| 1-2 | ||
| 2 | ||
| 2 | ||
Самостоятельная работа. Выполнение упражнений на нахождение производной функции | 1 | ||
Тема 2.3. | Содержание учебного материала. Практическое занятие | 2 | |
| 2 | ||
| 2 | ||
| 2 | ||
Самостоятельная работа. Решение практических задач на нахождение наименьшего и наибольшего значений функции | 1 | ||
Тема 1.5.Дифференциал и его приложения | Содержание учебного материала. Практическое занятие | 2 | |
| 2 | ||
| 2 | ||
| 2 | ||
Самостоятельная работа. Приближенные вычисления | 1 | ||
Тема 1.6.Первообразная и неопределенный интеграл | Содержание учебного материала. Практическое занятие | 2 | |
| 1-2 | ||
| 2 | ||
| 2 | ||
Самостоятельная работа. Решение упражнений на вычисление первообразной для данной функции. | 1 | ||
Тема 1.7. Определенный интеграл. | Содержание учебного материала. Практическое занятие | 2 | |
| 2 | ||
| 2 | ||
| 2 | ||
Самостоятельная работа. Решение задач на применение интеграла для вычисления физических величин и площадей | 2 | ||
Тема 1.8.Понятие дифференциального уравнения | Содержание учебного материала. Практическое занятие | 2 | |
| 2 | ||
| 2 | ||
| 2 | ||
Самостоятельная работа. Решение задач на применение основных методов интегрирования и дифференциальных уравнений | 1 | ||
Раздел 2. Основные понятия дискретной математики, теории вероятностей, статистики. | 12/16 | ||
Тема 2.1. Основные понятия комбинаторики. | Содержание учебного материала. Практическое занятие | 2 | |
| 2 | ||
| 2 | ||
Самостоятельная работа. | |||
Тема 2.2.Решение комбинаторных задач | Содержание учебного материала. Практическое занятие | 2 | |
| 2 | ||
| 2 | ||
Самостоятельная работа. Решение комбинаторных задач | 1 | ||
Тема 2.3. Основные понятия теории вероятностей | Содержание учебного материала. Практическое занятие | 2 | |
| |||
| |||
| |||
Самостоятельная работа. Решение задач на вычисление вероятности события | 1 | ||
Тема 2.4. Случайные величины | Содержание учебного материала. Практическое занятие | 2 | |
| 2 | ||
| 2 | ||
Самостоятельная работа. Вероятностные задачи в медицине | |||
Тема 2.5. Статистика, ее основные понятия и методы исследования. | Содержание учебного материала. Практическое занятие | 2 | |
| 2 | ||
| 2 | ||
| 2 -3 | ||
Самостоятельная работа. Характеристика выборки | 1 | ||
Тема 2.6. Статистическое распределение. Построение полигонов частот и гистограмм | Содержание учебного материала. Практическое занятие | 2 | |
| 2 | ||
| 2 | ||
| 2 | ||
Самостоятельная работа. Построение полигонов, частот и гистограмм | 1 | ||
Раздел 3. Применение математических методов в профессиональной деятельности среднего медицинского персонала | 8/12 | ||
Тема 3.1 Роль математики в современной науке и медицине. | Содержание учебного материала. Практическое занятие | 2 | |
| 2 | ||
| 2 | ||
| 2 | ||
Самостоятельная работа. Творческая работа «Применение математики в медицине» | 2 | ||
Тема 3.2. Математические методы в профессиональной деятельности. | Содержание учебного материала. Практическое занятие | 2 | |
1.Определение процента. Решение задач на проценты | 2 | ||
2.Составление и решение пропорций. Расчет процентной концентрации раствора. | 2 | ||
3. Решение задач с медицинским содержанием в дисциплинах «Основы сестринского дела», «Фармакология», «Анатомия и физиология человека», «Гигиена и экология человека», «Сестринское дело в педиатрии» | 2 | ||
Самостоятельная работа. | 2 | ||
Тема 3.2. Решение профессионально направленных задач | Содержание учебного материала. Практическое занятие | 2 | |
| 2 | ||
| 3 | ||
Самостоятельная работа. | |||
Дифференцированный зачет | Дифференцированный зачет | 2 | |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 36 | ||
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 50 | ||
*Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык и культура речи»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, самостоятельная работа | Объем часов | Уровень освоения | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||||||||
Раздел 1. Введение | 2 | 3 | ||||||||||
Тема 1.1. Язык и речь. Понятие культуры речи. | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||||
Основные единицы языка. Понятие культуры речи. Понятие о нормах русского литературного языка. Вербальные и невербальные средства общения. | ||||||||||||
Раздел 2. Орфоэпические нормы русского языка | 8 | 3 | ||||||||||
Тема 2.1. Понятие языковой нормы русского языка. | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||||
| ||||||||||||
Особенности русского ударения, основные тенденции в развитии русского ударения. Логическое ударение. Фонетические средства речевой выразительности: ассонанс, аллитерация. | ||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Выполнить упражнение по выбору преподавателя. | 1 | |||||||||||
Тема 2.2 Орфоэпические нормы. | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||||
Строение речевого аппарата человека. Орфоэпические нормы: произносительные и нормы ударения; орфоэпия грамматических форм и отдельных слов. Звуковые законы в русском языке. | ||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Написать по 10 заимствованных слов, в которых: 1. согласные перед е произносятся твердо; 2.согласные перед е произносятся мягко. | 1 | |||||||||||
Тема 2.3 Варианты русского литературного произношения. | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||||
Варианты русского литературного произношения: произношение гласных и согласных звуков; произношение заимствованных слов; Сценическое произношение и его особенности | ||||||||||||
Раздел 3. Лексика и фразеология | 9 | 3 | ||||||||||
Тема 3.1. Слово и его лексическое значение. | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||||
Слово и его лексическое значение. Лексические единицы русского языка. Однозначные и многозначные слова. Синонимы, антонимы, паронимы, градация, антитеза. | ||||||||||||
Тема 3.2. Активный и пассивный состав языка. | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||||
Архаизмы, неологизмы, историзмы, иноязычные слова. Стилистическая оценка историзмов и архаизмов | ||||||||||||
Тема 3.3 Русская лексика с точки зрения происхождения и употребления. | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||||
Исконно русская лексика. Заимствования из славянских языков. Заимствования из неславянских языков. Русская лексика с точки зрения употребления. | ||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовить сообщение на данную тему. | 1 | |||||||||||
Тема 3.4 Фразеология. | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||||
Фразеология. Типы фразеологических единиц, их использование в речи. Ошибки в употреблении фразеологизмов и их исправление. Афоризмы. | ||||||||||||
Раздел 4. Культура речевого общения | 2 | 2 | ||||||||||
Тема 4.1. Речевой этикет. | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||||
Назначение речевого этикета. Формулы речевого этикета. Речевой этикет в профессиональном общении. | ||||||||||||
Раздел 5. Диалогическое деловое общение | 5 | 2 | ||||||||||
Тема 5.1. Особенности делового общения. Речевая самопрезентация. | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||||
Особенности делового общения. Речевая самопрезентация. | ||||||||||||
Тема 5.2. Деловая беседа. Деловые переговоры. | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||||
Деловая беседа. Деловые переговоры. | ||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Составить план деловой беседы «Уход за больными». | 1 | |||||||||||
Раздел 6. Монологическое деловое общение. | 4 | 3 | ||||||||||
Тема 6.1. Устное публичное выступление. Требования к публичной речи. | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||||
Требования к публичной речи. | ||||||||||||
Тема 6.2. Классификация речей. Выступление с публичной речью. | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||||
Классификация речей. | ||||||||||||
Раздел 7. Деловая документация | 4 | 2 | ||||||||||
Тема 7.1. Принципы деловой документации. | Содержание учебного материала Деловая документация. Деловое письмо. Виды деловых писем. | 2 | ||||||||||
Тема 7.2. Современные рекомендации по составлению деловых бумаг. | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||||
Современные рекомендации по составлению деловых бумаг. | ||||||||||||
Раздел 8. Текст. Стили речи. | 10 | 3 | ||||||||||
Тема 8.1. Функциональные стили литературного языка. | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||||
Понятие функционального стиля. Разговорный стиль. Книжный стиль. | ||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: Определить стиль речи заданного текста. Создать собственные высказывания в определенном стиле. | 1 | |||||||||||
Тема 8.2. Научный стиль речи. | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||||
Лексические, грамматические, синтаксические особенности научного стиля речи. Сфера использования научного стиля. Особенности научно-популярной литературы. | ||||||||||||
Тема 8.3. Публицистический стиль речи. | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||||
Лексические, грамматические, синтаксические особенности публицистического стиля речи. Сфера использования публицистического стиля. Ораторское искусство. | ||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся: | 1 | |||||||||||
Составить эссе (медицинская тематика). Подготовить тезисы выступления. | ||||||||||||
Тема 8.4. Официально-деловой стиль речи. | Содержание учебного материала | 2 | ||||||||||
Лексические, грамматические, синтаксические особенности официально-делового стиля речи. Сфера использования официально-делового стиля. | ||||||||||||
Дифференцированный зачёт | 2 | |||||||||||
ВСЕГО | 46 | |||||||||||
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета русского языка
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся.
- рабочее место преподавателя.
- комплект наглядных пособий.
Технические средства обучения:
- аудио- и видеосредства;
- компьютер с лицензионным программным обеспечением
и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Ващенко Е.Д. Русский язык и культура речи. Уч. пособие.- Ростов н/Д: Феникс, 2015г.
Дополнительные
1.Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи: учебник для студентов сред. проф.учеб.заведений. - М., Изд. Центр «Академия», 2018
Интернет-ресурсы:
4. http://www.megakm.ru/ojigov
7. http://www.ipmce.su/~igor/osn prav.html
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
знать: - фонемы; особенности русского ударения, основные тенденции в развитии русского ударения; логическое ударение; орфоэпические нормы; - лексические и фразеологические единицы русского языка; изобразительно-выразительные возможности лексики и фразеологии; употребление профессиональной лексики и научных терминов; - способы словообразования; - самостоятельные и служебные части речи; - синтаксический строй предложений; - правила правописания; - функциональные стили литературного языка; уметь: - пользоваться орфоэпическими словарями, словарями русского языка; - определять лексическое значение слова; - использовать словообразовательные средства в изобразительных целях; - пользоваться багажом синтаксических средств при создании собственных текстов официально-делового, учебно-научного стилей; редактировать собственные тексты и тексты других авторов; - пользоваться знаками препинания, вариативными и факультативными знаками препинания; - различать тексты по их принадлежности к стилям; анализировать речь с точки ее нормативности, уместности и целесообразности. | Анализ выполнения заданий для самостоятельной работы. Наблюдение и оценка демонстрации обучающимися знаний и практических умений по изучаемым темам. Решение заданий в тестовой форме. Зачёт в форме удобной преподавателю. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по дисциплине "Русский язык и культура речи".
Разработано для специальности 230115 "Программирование в компьютерных системах"....

Рабочая программа по дисциплине "Русский язык и культура речи" для профессии Механизация сельского хозяйства СПО
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее ...

Рабочая программа по дисциплине "Русский язык и культура речи" для профессии Механизация сельского хозяйства СПО
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее ...

Рабочая программа учебной дисциплины "Русский язык и культура речи" специальность 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий
Рабочая программа учебной дисциплины "Русский язык и культура речи" специальность 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданийДля преподавателей русско...

Рабочая программа учебной дисциплины Русский язык и культура речи специальность 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий
Рабочая программа учебной дисциплины Русский язык и культура речи специальность 08.02.09 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданийДля преподавателей русского...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ПРАВА » по ППССЗ специальности 34.02.02 «Медицинский массаж (для лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению)»
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы права» разработана на основе и согласно требованиям Федерального государственного стандарта(далее-ФГОС) по программе подготовки специалистов ср...

Контрольно-измерительные материалы для проведения дифференцированного зачета по дисциплине ОГСЭ.05 Русский язык и культура речи специальности 34.02.02 Медицинский массаж (для лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению
Тип работы– контролирующие материалы в форме теста для проведения дифференцированного зачёта.Тесты содержат:понятийные задания базового уровня, нацеленные на проверку знания и понимания, с выбор...
