РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ПРАВА » по ППССЗ специальности 34.02.02 «Медицинский массаж (для лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению)»
методическая разработка

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы права» разработана на основе и согласно требованиям Федерального государственного стандарта(далее-ФГОС) по программе подготовки специалистов среднего звена(далее-ППССЗ).

34.02.02 Медицинский массаж (для лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению)Рабочая программа учебной дисциплины «Основы права» разработана на основе и согласно требованиям Федерального государственного стандарта(далее-ФГОС) по программе подготовки специалистов среднего звена(далее-ППССЗ).

34.02.02 Медицинский массаж (для лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovy_prava.doc166.5 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Медицинский техникум № 2»

                                                                                                               

УТВЕРЖДАЮ:

Директор СПб ГБПОУ «МТ № 2»

____________   Баженова О.П.

«______»_____________2019 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

«ОСНОВЫ ПРАВА »

по ППССЗ

специальности 34.02.02 «Медицинский массаж (для лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению)»

 базовая подготовка

Квалификация: медицинская сестра/медицинский брат

Форма обучения: очная.

СОГЛАСОВАНО:

Методист СПб ГБПОУ МТ № 2

_____________Аббасова А.Е.

«___» _________2019 г.

Председатель ЦМК

_____________   Белова Н.М.

«___»__________2019 г.

Санкт-Петербург – 2019 г.


 

РАССМОТРЕНА

на заседании ЦМК ОГСЭ

Протокол № __ от «__» _____ 2019 г.

председатель ЦМК

___________/Белова Н.М./

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

по учебной работе

___________/Ушакова Е.А./

 «__» ______ 2019 года

ОДОБРЕНА

Методическим Советом

СПб ГБПОУ «МТ№2»

протокол № __ от «___» ____2019 г.

председатель МС

________________ Ушакова Е.А.

        Рабочая программа учебной дисциплины «Основы права» разработана на основе и согласно требованиям Федерального государственного стандарта(далее-ФГОС) по программе подготовки специалистов среднего звена(далее-ППССЗ).

34.02.02 Медицинский массаж (для лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению)

        Организация-разработчик: Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Медицинский техникум №2».

        Разработчики: Кужман И.О.


 

СОДЕРЖАНИЕ

                             

                                                                                                                                               

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ДИСИЦПЛИНЫ                                                                                  

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                                                                    

                                                             

                                                                           

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ        

                                                   

  1.  УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                                                                                        

I. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВЫ  ПРАВА

  1.   Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью профессиональной программы специалиста среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 34.02.02. Медицинский массаж / профессии медицинская сестра по массажу (для лиц с ограниченными возможностями по зрению).

  1.   Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина «Основы права» принадлежит к циклу общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • применять полученные теоретические знания в работе и в повседневной жизни;
  • использовать необходимые нормативно-правовые документы;
  • защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданско-процессуальным и трудовым законодательством;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • права, свободы, обязанности человека и гражданина, механизмы их реализации;
  • систему органов государственной власти;
  • основы конституционного, гражданского, административного, семейного, трудового, уголовного права РФ;
  • виды юридической ответственности;
  • нормы защиты нарушений прав и судебный порядок разрешения споров.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен иметь представление:

  • о современной правовой культуре;
  • об исходных понятиях права и правовых явлениях;
  • об основах экологического права РФ.

ОК, которые актуализируются при изучении учебной дисциплины:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.

ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 15. Применять законодательные нормативные акты, обеспечивающие права лиц с ограниченными возможностями здоровья.

  1.   Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося  48 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  32 часа; самостоятельной работы обучающегося  16 часов.

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСИЦПЛИНЫ

  1.  Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

48

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

32

В том числе:

Лабораторные занятия

Практические занятия

12

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

16

В том числе:

Сообщение,

творческий отчет (презентация),

домашняя работа,

подготовка к контрольным

4

12

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

  1. –  ознакомительный  (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
  2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
  3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «ОСНОВЫ  ПРАВА»

                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Тема 1.

Основы теории государства и права.

Содержание учебного материала

Понятие государства. Функции государства. Понятие права. Взаимосвязь права и государства, соотношение права и морали. Основные признаки права: общеобязательность, формальная определенность, обеспеченность выполнения принудительной силой государства.

Норма права. Классификация правовых норм. Основные отрасли российского права. Источники права.

Правоотношения (субъекты, юридические факты) Законность, правопорядок, правомерное поведение. Правонарушения и их виды, юридическая ответственность и ее виды.

2

2

Семинарское занятие

Понятие права. Взаимосвязь права и государства, соотношение права и морали. Норма права. Основные источники права. Отрасли права. Правоотношения. Юридическая ответственность и её виды.

2

Самостоятельная работа обучающихся к теме 1.

Учебник "Правоведение" гл.1;  подготовить сообщения по истории права.

2

Тема 2.

Основы государственного права.

Содержание учебного материала

Конституция РФ  об основах конституционного строя. Основные источники, значение и роль государственного и административного права.

Всеобщая декларация прав человека. Гражданство в РФ, конституционные принципы и основные черты правового положения личности, основные гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права и свободы человека и гражданина, их гарантии, обязанности граждан РФ.

Федеративное устройство РФ. Конституционный статус и состав РФ, виды ее субъектов и их статус. Конституционно-правовые основы местного самоуправления. Правовые основы судебной власти в РФ. Правоохранительные органы.

2

2

Семинарское занятие

Источники государственного права. Всеобщая декларация прав человека. Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство РФ. Правовое положение личности в РФ.

2

Самостоятельная работа обучающихся к теме 2.

Работа с текстом Конституции РФ и Всеобщей декларации прав человека.

Заполнить таблицу:"Система органов государственной власти РФ"

Составить сравнительную таблицу: "Конституционные права и обязанности"

2

Тема 3.

Административная ответственность.

Содержание учебного материала

Административная ответственность. Административные правонарушения. Субъекты административных отношений. Порядок производства по делам об административных правонарушениях.

2

1

Тема 4.

Основы гражданского права.

Содержание учебного материала

Понятие гражданского права. Субъекты гражданских правоотношений, понятие физического лица. Право и дееспособность граждан. Акты гражданского состояния. Юридические лица: понятие и признаки. Виды юридических лиц. Объекты гражданских прав (вещи, деньги, ценные бумаги, действия и услуги). Основания возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений. Сделки. Условия действительности сделки. Представительство. Доверенность: понятие и виды.

Основные формы собственности, содержание и формы защиты права собственности. Понятие и содержание права собственности. Частная собственность на землю. Наследование собственности граждан, порядок наследования по закону и по завещанию. Защита права собственности.

Обязательства в гражданском праве: понятие и виды. Договор  как основание возникновения обязательства. Исполнение обязательства. Прекращение обязательства.

Отдельные виды обязательств. Договор купли-продажи. Защита прав потребителя. Договор найма (аренды) жилого помещения. Договоры подряда по оказанию услуг. Обязательства по возмещению вреда.

4

2

Практическое занятие

Понятие гражданского права. Субъекты и объекты гражданских правоотношений. Правоспособность и дееспособность. Сделки. Иск и исковая давность. Представительство. Доверенность. Наследование. Виды обязательств. Гражданско-правовая ответственность медицинских работников.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся к теме 3.

Составление гражданско-правовых документов (иски, доверенности).

Решение ситуационных задач.

3

Тема 5.

Основы семейного права.

Содержание учебного материала

Основные принципы семейного права. Понятие, порядок и условия заключения брака. Препятствия к заключению брака. Имущественные права и обязанности супругов. Основания и порядок расторжения брака. Основания и порядок признания брака недействительным.

Основания возникновения прав и обязанностей родителей и детей. Порядок установления отцовства. Ответственность родителей за воспитание детей. Лишение родительских прав. Имущественные права и обязанности членов семьи. Алиментные обязательства членов семьи.

2

2

Практическое занятие

Порядок и условия заключения брака. Имущественные права и обязанности супругов, других членов семьи. Основания и порядок расторжения брака. Права и обязанности родителей и детей. Алиментные обязательства членов семьи.

2

Самостоятельная работа обучающихся к теме 5.

Составление исковых заявлений.

Решение ситуационных задач.

2

Тема 6.

Основы трудового права.

Содержание учебного материала

2

2

 Понятие и источники трудового права. Трудовой договор. Его содержание, виды. Порядок трудоустройства, трудовая книжка, перевод на другую работу. Основания и порядок прекращения трудового договора. Гарантии реализации права граждан на труд.

Трудовой кодекс РФ о рабочем времени и времени отдыха. Понятие и виды рабочего времени (нормальная продолжительность рабочего времени, сокращенная продолжительность рабочего времени. Неполное рабочее время, сверхурочная работа). Понятие и виды времени отдыха (перерыв для отдыха и питания, выходные дни, праздничные дни, отпуска).

Заработная плата, принципы оплаты труда.  Виды и системы оплаты труда. Гарантии и компенсации.

Трудовая дисциплина. Виды поощрений и взысканий, порядок наложения и снятия взысканий. Основания материальной ответственности, порядок ее применения.

Основные положения в ТК РФ об охране труда, труде инвалидов, женщин и молодежи. Льготы для работников, совмещающих работу с обучением.

Практическое занятие

Трудовой договор. Порядок трудоустройства. Прекращение трудового договора. Рабочее время и время отдыха. Трудовая дисциплина. Материальная ответственность. Охрана труда. Труд инвалидов, женщин и молодежи. Льготы для работников, совмещающих работу с обучением.

2

Самостоятельная работа обучающихся к теме 6.

Написать исковое заявление по трудовым спорам.Решение ситуационных задач.

3

 

Тема 7.

Основы уголовного права.

Содержание учебного материала

Уголовный закон. Понятие и состав преступления. Преступление и наказание. Уголовная ответственность. Категории преступлений. Система и виды наказания. Преступление против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности, против прав и свобод граждан, собственности. Преступления против порядка управления, общественного порядка, наказание за них. Основы уголовного процесса.

2

2

Практическое занятие

Понятие и состав преступления. Категории преступлений. Система и виды наказания. Преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности, против прав и свобод граждан, собственности.

2

Самостоятельная работа обучающихся к теме 7.

Решение ситуационных задач.

2

Тема 8.

Основы аграрного и экологического права.

Содержание учебного материала

Основные положения, источники аграрного и экологического права, юридическая ответственность за нарушение законодательства об охране природы.

Основные положения, источники аграрного и экологического права, юридическая ответственность за нарушение законодательства об охране природы.

2

1

Самостоятельная работа обучающихся к теме 8.

Подготовить сообщения по темам: "Национальные природные парки", "Памятники природы", "Охрана природы" и др.

2

Итоговое занятие.

Зачёт.

2

Всего:

48

3. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения теоретических и практических занятий,  тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Освоенные умения:

-  использовать необходимые нормативно-правовые документы;

Формы контроля обучения:

Тестовый контроль традиционный и с применением информационных технологий.

Экспертная оценка  правильности выполнения заданий по работе с информацией, документами, литературой при выполнении самостоятельной работы.

Экспертная оценка решения ситуационных задач.

Формы оценки результатов обучения:

-  накопительная система баллов, на основе которой  выставляется итоговая отметка.

- традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка.

Методы контроля:

Наблюдение и экспертная оценка выполнения практических действий, домашних заданий.

Методы оценки результатов обучения:

мониторинг роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся.

формирование результата итоговой аттестации по дисциплине на основе суммы результатов текущего контроля.

- защищать свои права в соответствии с гражданским, гражданско-процессуальным и трудовым законодательством;

- анализировать и оценивать результаты и последствия деятельности (бездействия) с правовой точки зрения;

Усвоенные знания:

- основные положения Конституции Российской Федерации;

- права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;

- законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правонарушения в процессе профессиональной деятельности;

- организационно-правовые формы юридических лиц;

- правовое положение субъектов предпринимательской деятельности;

 - порядок заключения трудового договора и основания для его прекращения;

- правила оплаты труда;

- роль государственного регулирования в обеспечении занятости населения;

- понятие дисциплинарной и материальной ответственности работника;

- виды административных правонарушений и административной ответственности;

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета гуманитарно-общественных дисциплин.

Оборудование учебного кабинета:

1. Мебель и стационарное оборудование

- доска классная;

- стол и стул для преподавателя;

- столы и стулья для студентов;

- книжный шкаф для методических пособий.

2. Учебно-наглядные пособия

- слайды, фотографии, компакт-диски с учебным материалом;

- таблицы (информационные, сравнительные)

- схемы

Технические средства обучения:

- компьютер;

- мультимедийное оборудование;

- программное обеспечение для пользования электронными образовательными ресурсами.

Информационное обеспечение обучения:

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы, раздаточный информационный и проверочный материал.

Основные источники:

  1. Конституция Российской Федерации, 1993 г.
  2. Певцова Е.А. Право: учебник – М.: Изд. Центр «Академия», 2014.

Дополнительные источники:

  1. Гражданский кодекс РФ, 1995 г.
  2. Кодекс об административных правонарушениях. – М.: 2002.
  3. Семейный кодекс РФ, с изменениями и дополнениями.
  4. Трудовой кодекс РФ, 2002 г.
  5. Уголовный кодекс РФ, 1997 г.
  6. Козлова Т.В. Основы права: учебно-методическое пособие для средних медицинских работников. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.
  7. Правоведение: Учебник . – М.: КНОРУС, 2011.

Базы данных, информационно–справочные и поисковые системы:

«Консультант плюс» http//www.consultant.ru

«Гарант» http//www.garant.ru

«Электронная библиотека. Право России»   http://www/allpravo.ru/library


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система педагогического мониторинга в специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

Педагогический мониторинг является частью психолого-медико-педагогического мониторинга в специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся и воспитанников с ограниченными во...

Рабочие программы по УЧЕБНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ "Специальная технология", "Материаловедение" Для обучающихся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья. Профессия 19727 ШТУКАТУР .

   Рабочие программы составленаыоснове «Комплекта учебной документации для профессиональной подготовки рабочих по профессии «Штукатур» из числа лиц  с ограниченными возможностями...

Рабочие программы УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН «СПЕЦИАЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ», "МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ" , для обучающихся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья. Профессия 19727 ШТУКАТУР

Владения указанным видом профессиональной деятельности и даёт возможность обучающимся приобрести необходимые знания и умения. Обучающийся в ходе освоения дисциплины должен приобрести  практически...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ "ОСНОВЫ НЕФТЕГАЗОВОГО ПРОИЗВОДСТВА ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 21.02.03 СООРУЖЕНИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ГАЗОНЕФТЕПРОВОДОВ И ГАЗОНЕФТЕХРАНИЛИЩ

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы нефтегазового производства»  является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 21...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 34.02.02 Медицинский массаж (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 34.02.02  Медицинский массаж (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья   по зрению)...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРУЖКА «Я В МИРЕ СПОРТА И ИГРЫ» (4 класс) ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)

Программа   обучения направлена на ознакомление с подвижными играми на материале из легкой атлетики, баскетбола, волейбола, лыжной подготовки; на укрепление здоровья и закаливание организма ...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по истории ОГСЭ.02 для специальности 34.02.02 Медицинский массаж (для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению)

Рабочая  программа учебной дисциплины ОГСЭ.02 История (базовая подготовка) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта  (далее ФГОС) по специальностям...