Различные виды разборов в 6 классе на уроке русского языка
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
В рамках подготовки ВПР учащиеся закрепляют умение производить морфемный, словообразовательный, морфологический разбор слова и синтаксический разбор предложения
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 6 классе. Проверим боевую готовность к ВПР
Цели:
- Образовательная: закрепить знания учащихся по темам «Чередование о-а в корне», «Н-нн в суффиксах прилагательных», «НЕ с частями речи», «Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова»; повторить умение ставить запятые перед И; показать владение морфологическим и синтаксическим видами разбора.
- Развивающая: обучать умению работать с орфографически трудными словами; умению определять разряды прилагательных, местоимений и числительных; формировать умение подходить к юмористическим заданиям со всей серьезностью темы
- Воспитательная: формировать творческий подход к заданию, воспитывать умение давать объективную оценку своей работе.
Формирование УУД:
- регулятивные (принимать и сохранять учебную цель и задачу; планировать ее реализацию; контролировать и оценивать свои действия; вносить соответствующие коррективы в их выполнение)
Оборудование: презентация с заданиями на темы урока, оценочные карточки, карточки «на выход».
Организационный момент: всем дается номер от 1 до 3 (потом названные номера участвуют в оценке заданий учащихся)
Ход урока
1. Проверка домашнего задания. - Чек-лист подготовки домашней работы: список того, что должно быть в домашней работе (написано, подчеркнуто, сделаны разборы, шпаргалка на 8 слов, разряды местоимений/числительных/прилагательных) – проверьте по списку. ***Тетради собрать-раздать.
2. Орфографическая работа: 1) фронтально по презентации; 2) самостоятельно (1 ученик у доски) – диктуются слова из списка орфографических слов. Шпаргалки: можно использовать шпаргалку на словарные слова (не более 6 слов) – проверяет ученик с номером 2.
***Для сильного ученика: выписать слова для диктанта из выданного списка (затем их зачитать)
Продолжение работы – находим ошибки в презентации
- Выполнить указанные цифровые разборы (можно использовать шпаргалку на разряды прилагательных): по желанию приглашаются к доске:
По каме(н,нн)ым тр..пинкам и (не)пролазным(3) кустам проводит(3) нас(3) охотник к перевалу.(4) - Проверка работы (ученики с номером 1 и 3)
Работа с презентацией: определяем разряды прилагательных.
- Самостоятельно: выписать из текста презентации местоимения и определить их разряды. – Фронтальная проверка. (У кого безошибочно – получает жетон)
- Перечисли пословицы и поговорки с числительными.
- Записать предложения по схемам презентации. – Успешные работы поощряются жетонами для оценки.
Домашнее задание на выбор:
- Учу орфографические слова (написать 6 предложений с «трудными» словами. +1 разбор любого своего предложения).
- Учу разряды прилагательных и местоимений (6 предложений с использованием 8 слов на разряды, разряды подписать).
- Учу морфологический разбор: Разобрать слова из предложения: У хорошего(3) друга всегда найдется на своего(3) товарища не менее пяти(3) способов помочь ему.
- «Посещение» кафе – находим конфеты под стульями.
Рефлексия:
- какую шпаргалку взяли бы с собой на Проверочную работу?
- с какими заданиями справились бы легко?
- при выходе из класса положите записку с темой, в которой уверены. (Выходной билет: выбрать на выходе из класса карточку по цвету: зеленого цвета – все понял, синего – остались вопросы - разберусь, красного – плохо понял тему)
Дополнительное задание. Рассмотри предложения и назови среди них простые осложненные:
а) Англичане желали удивить государя диковинами в оружейных палатах.
б) Вечером лег Платов в комнате, закурил свою трубочку и задумался.
в) Ходит государь по комнатам, ахает над диковинами заморскими, а Платов и не смотрит ни на что.
Самостоятельная работа: обозначь грамматические основы предложений и нарисуй схемы:
1)
2)
3)
Подведение итогов урока: выставление оценок.
Материалы к уроку:
- Чек-лист проверки подготовки к уроку: 1) шпаргалка по разбору слова; 2) шпаргалка по разрядам местоимений, числительных, прилагательных; 3) домашняя работа.
2.Материалы для сильных учащихся – выписать слова с пропусками (Соня П., Кристина П.): текст со словами для диктанта, дополнительное задание.
1-й ученик: В (не)больш..й комнат.. отца ст..ят стол и д..ван.(4) Слева от окна — мольберт. Поджав ноги калач..ком, я с..жу на д..ван.. и спраш..ваю (К,к)ак созд..ёт..ся ист..рическая к..ртина Мой отец художн..к Аполлинарий Васнецов. Я наблюдаю, как он изуча..т стари(н,нн)ые книги ра(з/с)ворач..вает что(то) вроде берестя(н,нн)ого свитка. На столе л..жат все нужные для работы материалы карты планы ч..ртежи. Поэтому отец ра(з/с)пол..жился на полу.
2 ученик: Он ра(з/с)сматр..вает в лупу коп..ё и меч.. делает (не)крупные но точ..ные набро(з/с)ки. На бумаг.. появляют..ся пр..чудливые т..рема выр..стают (тёмно)красные башни мостики(2) крепос..ные стены. Отец так образно ра(з/с)сказывает(3) о прошлом (Р,р)уси о страшных бе(д/т)ствиях, которые пр..несли ей иноземные захватч..ки! (Н..)кто и (не)повер..т, что он сам (не)д..ржал осаду (древне)русского гор..да.
- Таблица с орфографическими словами. Таблицы есть у всех:
А атмосфера Б багряный бирюзовый бессонный богатырь бордовый В великолепный ветеран Г гараж генерал Д двести девяносто догоревший древнерусский З загорать зелёный И иллюстрация искусный искусство иссиня-чёрный К карниз коллекция конвейер композитор Л лиловый М маляр миллиард миллион | О обыкновенный одиннадцать остановиться П Паркет пересекать перила подзаголовок подражать поражение поскользнуться пребывать (на работе) презирать прекратить преобразовать преодолеть препятствие претворить (мечту в жизнь) прибыть (на работу) прийти приказать примерять (костюм) примирять (ребят) приобрести присутствовать притворить (дверь) претворить (планы) профессия Н недалекий непритязательный негодный невежественный негативный | Р растительность ровесник румяный располагаться С светловолосый свиной серебряный стеклянный скрипучий Т Темно-синий талантливый телеграмма терраса троллейбус Ф фасоль фиолетовый Ц циновка цыганенок Ч четыреста Ш штукатур шорох Э экземпляр экономить экскаватор эскалатор Ю юный юннат Я январский |
- Карточки зеленого, синего и красного цвета для выхода; листочки для записки
- Презентация
- Конфеты
1 | 2 | 3 |
Чек-лист подготовки к уроку
- Домашняя работа (написано, подчеркнуто, сделаны разборы)
- Шпаргалка на разряды местоимений/числительных/прилагательных
- Предметы для письма
Дополнительное задание. Рассмотри предложения и назови среди них простые осложненные:
а) Англичане желали удивить государя диковинами в оружейных палатах.
б) Вечером лег Платов в комнате, закурил свою трубочку и задумался.
в) Ходит государь по комнатам, ахает над диковинами заморскими, а Платов и не смотрит ни на что.
Самостоятельная работа: обозначь грамматические основы предложений и нарисуй схемы:
1)
2)
3)
Дополнительное задание. Рассмотри предложения и назови среди них простые осложненные:
а) Англичане желали удивить государя диковинами в оружейных палатах.
б) Вечером лег Платов в комнате, закурил свою трубочку и задумался.
в) Ходит государь по комнатам, ахает над диковинами заморскими, а Платов и не смотрит ни на что.
Самостоятельная работа: обозначь грамматические основы предложений и нарисуй схемы:
1)
2)
3)
Шпаргалка по разбору морфологическому:
Порядок разбора прилагательного:
1. Часть речи, вопрос, н.ф., (И.п. ед.ч. м.р.)
2. Пост. признаки: разряд (качеств., относит., притяж.)
3. Непост. пр.: род (в ед.ч.), число, падеж, укач. прил. - полная или краткая форма
4. Синт. роль
Порядок разбора числительного:
1. Часть речи, вопрос, н.ф., (если эти формы имеются: И.п. ед.ч. м.р.)
2. Пост. признаки: разряд (количеств., порядк., собират.)
3. Непост. пр.: род (если есть), число, падеж (если есть)
4. Синт. роль
Порядок разбора местоимения:
1. Часть речи, вопрос, н.ф., (И.п. ед.ч. м.р. – если есть)
2. Пост. признаки: разряд (личн., притяж., возвратн., отрицат., определит.,
неопределенн., указат., относительно-вопросит)
3. Непост. пр.: род (если есть), число, падеж (если есть)
4. Синт. роль
Порядок разбора прилагательного:
1. Часть речи, вопрос, н.ф., (И.п. ед.ч. м.р.)
2. Пост. признаки: разряд (качеств., относит., притяж.)
3. Непост. пр.: род (в ед.ч.), число, падеж, у кач. прил. - полная или краткая форма
4. Синт. роль
Порядок разбора числительного:
1. Часть речи, вопрос, н.ф., (если эти формы имеются: И.п. ед.ч. м.р.)
2. Пост. признаки: разряд (количеств., порядк., собират.)
3. Непост. пр.: род (если есть), число, падеж (если есть)
4. Синт. роль
Порядок разбора местоимения:
1. Часть речи, вопрос, н.ф., (И.п. ед.ч. м.р. – если есть)
2. Пост. признаки: разряд (личн., притяж., возвратн., отрицат., определит.,
неопределенн., указат., относительно-вопросит)
3. Непост. пр.: род (если есть), число, падеж (если есть)
4. Синт. роль
Порядок разбора прилагательного:
1. Часть речи, вопрос, н.ф., (И.п. ед.ч. м.р.)
2. Пост. признаки: разряд (качеств., относит., притяж.)
3. Непост. пр.: род (в ед.ч.), число, падеж, у кач. прил. - полная или краткая форма
4. Синт. роль
Порядок разбора числительного:
1. Часть речи, вопрос, н.ф., (если эти формы имеются: И.п. ед.ч. м.р.)
2. Пост. признаки: разряд (количеств., порядк., собират.)
3. Непост. пр.: род (если есть), число, падеж (если есть)
4. Синт. роль
Порядок разбора местоимения:
1. Часть речи, вопрос, н.ф., (И.п. ед.ч. м.р. – если есть)
2. Пост. признаки: разряд (личн., притяж., возвратн., отрицат., определит.,
неопределенн., указат., относительно-вопросит)
3. Непост. пр.: род (если есть), число, падеж (если есть)
4. Синт. роль
Шпаргалка по разбору морфологическому:
Порядок разбора прилагательного:
1. Часть речи, вопрос, н.ф., (И.п. ед.ч. м.р.)
2. Пост. признаки: разряд (качеств., относит., притяж.)
3. Непост. пр.: род (в ед.ч.), число, падеж, у кач. прил. - полная или краткая форма
4. Синт. роль
Порядок разбора числительного:
1. Часть речи, вопрос, н.ф., (если эти формы имеются: И.п. ед.ч. м.р.)
2. Пост. признаки: разряд (количеств., порядк., собират.)
3. Непост. пр.: род (если есть), число, падеж (если есть)
4. Синт. роль
Порядок разбора местоимения:
1. Часть речи, вопрос, н.ф., (И.п. ед.ч. м.р. – если есть)
2. Пост. признаки: разряд (личн., притяж., возвратн., отрицат., определит.,
неопределенн., указат., относительно-вопросит)
3. Непост. пр.: род (если есть), число, падеж (если есть)
4. Синт. роль
А атмосфера Б Багряный бирюзовый Бессонный богатырь бордовый В Великолепный ветеран Г Гараж генерал Д Двести девяносто Догоревший древнерусский З Загорать зелёный И Иллюстрация Искусный искусство иссиня-чёрный К Карниз коллекция Конвейер композитор Л лиловый М Маляр миллиард миллион | О Обыкновенный одиннадцать остановиться П Паркет пересекать перила Подзаголовок подражать Поражение поскользнуться пребывать (на работе) презирать прекратить преобразовать преодолеть препятствие претворить (мечту в жизнь) прибыть (на работу) прийти приказать примерять (костюм) примирять (ребят) приобрести присутствовать притворить (дверь) претворить (планы) профессия Н Недалекий непритязательный Негодный невежественный Негативный | Р растительность ровесник румяный располагаться С светловолосый свиной серебряный стеклянный скрипучий Т Темно-синий Талантливый телеграмма Терраса троллейбус Ф Фасоль фиолетовый Ц Циновка цыганенок Ч четыреста Ш Штукатур шорох Э экземпляр экономить экскаватор эскалатор Ю Юный юннат Я январский |
Домашнее задание на выбор:
- Учу орфографические слова (написать 6 предложений с «трудными» словами. +1 разбор любого своего предложения).
- Учу разряды прилагательных и местоимений (6 предложений с использованием 8 слов на разряды, разряды подписать).
- Учу морфологический разбор: Разобрать слова из предложения: У хорошего(3) друга всегда найдется на своего(3) товарища не менее пяти(3) способов помочь ему.
Домашнее задание на выбор:
- Учу орфографические слова (написать 6 предложений с «трудными» словами. +1 разбор любого своего предложения).
- Учу разряды прилагательных и местоимений (6 предложений с использованием 8 слов на разряды, разряды подписать).
- Учу морфологический разбор: Разобрать слова из предложения: У хорошего(3) друга всегда найдется на своего(3) товарища не менее пяти(3) способов помочь ему.
Домашнее задание на выбор:
- Учу орфографические слова (написать 6 предложений с «трудными» словами. +1 разбор любого своего предложения).
- Учу разряды прилагательных и местоимений (6 предложений с использованием 8 слов на разряды, разряды подписать).
- Учу морфологический разбор: Разобрать слова из предложения: У хорошего(3) друга всегда найдется на своего(3) товарища не менее пяти(3) способов помочь ему.
Домашнее задание на выбор:
- Учу орфографические слова (написать 6 предложений с «трудными» словами. +1 разбор любого своего предложения).
- Учу разряды прилагательных и местоимений (6 предложений с использованием 8 слов на разряды, разряды подписать).
- Учу морфологический разбор: Разобрать слова из предложения: У хорошего(3) друга всегда найдется на своего(3) товарища не менее пяти(3) способов помочь ему.
Домашнее задание на выбор:
- Учу орфографические слова (написать 6 предложений с «трудными» словами. +1 разбор любого своего предложения).
- Учу разряды прилагательных и местоимений (6 предложений с использованием 8 слов на разряды, разряды подписать).
- Учу морфологический разбор: Разобрать слова из предложения: У хорошего(3) друга всегда найдется на своего(3) товарища не менее пяти(3) способов помочь ему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок рефлексии в рамках реализации программы ФГОС. Виды деятельности, приемы работы на уроках русского языка и литературы.
Данный материал расскажет о структуре урока рефлексии. В статье приведены некоторые виды и приемы работы на каждом из этапов урока такого типа....

Статья "Виды и формы опроса на уроках русского языка"
В статье рассматриваются виды и формы проверки знаний обучающихся...

Взаимосвязь различных видов речевой деятельности учащихся на уроках русского языка
Развитие языковых способностей учащихся является важнейшей задачей обучения русскому языку. Однако школьники заучивают лингвистические правила и определения, часто не осознавая их сущности и значений ...

« Задания и упражнения для освоения различных способов обработки полученной информации на уроках русского языка»
Подбор заданий и упражнений для освоения различных способов обработки полученной информации:1) план, выписки, цитаты, тезисы (простые, сложные, основные); аннотация, реце...

Статья на тему "Виды работ по фонетике на уроках русского языка"
Ученики должны обращать внимание на своеобразные, очень непростые взаимоотношения речи устной и письменной, слова произнесенного и слова записанного; познакомятся с фонетическими особенностями п...
Взаимосвязь различных видов речевой деятельности учащихся на уроках русского языка
Развитие языковых способностей учащихся является важнейшей задачей обучению русскому языку.Однако школьники заучивают лингвистические правила и определения, часто не осознавая их сущности и значений, ...

Комплект заданий на развитие различных видов универсальных учебных действий на уроке английского языка
На современных уроках английского языка идет формирование всех четырех видов универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных. В данной статья приводятся прим...
