Различные виды разборов в 6 классе на уроке русского языка
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Волкова Елена Алексеевна

В рамках подготовки ВПР учащиеся закрепляют умение производить морфемный, словообразовательный, морфологический разбор слова и синтаксический разбор предложения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе. Проверим боевую готовность к ВПР

Цели:

  1. Образовательная: закрепить знания учащихся по темам «Чередование о-а в корне», «Н-нн в суффиксах  прилагательных», «НЕ с частями речи», «Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова»; повторить умение ставить запятые перед И; показать владение морфологическим и синтаксическим видами разбора.
  2.  Развивающая: обучать умению работать с орфографически трудными словами; умению определять разряды прилагательных, местоимений и числительных; формировать умение подходить к юмористическим заданиям со всей серьезностью темы
  3. Воспитательная: формировать творческий подход к заданию, воспитывать умение давать объективную оценку своей работе.

Формирование УУД:

- регулятивные (принимать и сохранять учебную цель и задачу; планировать ее реализацию; контролировать и оценивать свои действия; вносить соответствующие коррективы в  их выполнение)

Оборудование: презентация с заданиями на темы урока, оценочные карточки, карточки «на выход».

Организационный момент: всем дается номер от 1 до 3 (потом названные номера участвуют в оценке заданий учащихся)

Ход урока

1. Проверка домашнего задания. - Чек-лист подготовки домашней работы: список того, что должно быть в домашней работе (написано, подчеркнуто, сделаны разборы, шпаргалка на 8 слов, разряды местоимений/числительных/прилагательных) – проверьте по списку. ***Тетради собрать-раздать.

2. Орфографическая работа: 1) фронтально по презентации; 2) самостоятельно (1 ученик у доски) – диктуются  слова из списка орфографических слов. Шпаргалки: можно использовать шпаргалку на словарные слова (не более 6 слов) – проверяет ученик с номером 2.

***Для сильного ученика: выписать слова для диктанта из выданного списка (затем их зачитать)

Продолжение работы – находим ошибки в презентации

  1. Выполнить указанные цифровые разборы (можно использовать шпаргалку на разряды прилагательных): по желанию приглашаются к доске:

По каме(н,нн)ым тр..пинкам и (не)пролазным(3) кустам проводит(3) нас(3) охотник к   перевалу.(4)  - Проверка работы (ученики с номером 1 и 3)

Работа с презентацией: определяем разряды прилагательных.

  1. Самостоятельно: выписать из текста презентации местоимения и определить их разряды. – Фронтальная проверка. (У кого безошибочно – получает жетон)
  2. Перечисли пословицы и поговорки с числительными.
  3. Записать предложения по схемам презентации. – Успешные работы поощряются жетонами для оценки.

Домашнее задание на выбор:

  1. Учу орфографические слова (написать 6 предложений с «трудными» словами. +1 разбор любого своего предложения).
  2.  Учу разряды прилагательных и местоимений (6 предложений с использованием 8 слов на разряды, разряды подписать).
  3.  Учу морфологический разбор: Разобрать слова из предложения: У хорошего(3) друга всегда найдется на своего(3) товарища не менее пяти(3) способов помочь ему.

  1. «Посещение» кафе – находим конфеты под стульями.

Рефлексия:

- какую шпаргалку взяли бы с собой на Проверочную работу?

- с какими заданиями справились бы легко?

- при выходе из класса положите записку с темой, в которой уверены. (Выходной билет: выбрать на выходе из класса карточку по цвету: зеленого цвета – все понял, синего – остались вопросы - разберусь, красного – плохо понял тему)

Дополнительное задание. Рассмотри предложения и назови среди  них простые осложненные:

а)   Англичане желали удивить государя диковинами в оружейных палатах.

б)  Вечером лег Платов в комнате, закурил свою трубочку и задумался.

в)  Ходит государь по комнатам, ахает над диковинами заморскими, а Платов и не смотрит ни на что.

   Самостоятельная работа: обозначь  грамматические основы предложений и нарисуй схемы:

1)

2)

3)

Подведение итогов урока: выставление оценок.

Материалы к уроку:

  1. Чек-лист проверки подготовки к уроку: 1) шпаргалка по разбору слова; 2) шпаргалка по разрядам местоимений, числительных, прилагательных; 3) домашняя работа.

2.Материалы для сильных учащихся – выписать слова с пропусками (Соня П., Кристина П.): текст со словами для диктанта, дополнительное задание.  

1-й ученик: В (не)больш..й комнат.. отца ст..ят стол и д..ван.(4) Слева от окна — мольберт. Поджав ноги калач..ком, я с..жу на д..ван.. и спраш..ваю (К,к)ак созд..ёт..ся ист..рическая к..ртина   Мой отец художн..к Аполлинарий Васнецов. Я наблюдаю, как он изуча..т стари(н,нн)ые книги ра(з/с)ворач..вает что(то) вроде берестя(н,нн)ого свитка. На столе л..жат все нужные для работы материалы карты планы ч..ртежи. Поэтому отец ра(з/с)пол..жился на полу.

2 ученик: Он ра(з/с)сматр..вает в лупу коп..ё и меч.. делает (не)крупные но точ..ные набро(з/с)ки. На бумаг.. появляют..ся пр..чудливые т..рема выр..стают (тёмно)красные башни мостики(2) крепос..ные стены. Отец так образно ра(з/с)сказывает(3) о прошлом (Р,р)уси о страшных бе(д/т)ствиях, которые пр..несли ей иноземные захватч..ки! (Н..)кто и (не)повер..т, что он сам (не)д..ржал осаду (древне)русского гор..да.

  1. Таблица с орфографическими словами. Таблицы есть у всех:

А

атмосфера

Б

багряный

бирюзовый

бессонный

богатырь

бордовый

В

великолепный

ветеран

Г

гараж

генерал

Д

двести

девяносто

догоревший

древнерусский

З

загорать

зелёный

И

иллюстрация

искусный

искусство

иссиня-чёрный

К

карниз

коллекция

конвейер

композитор

Л

лиловый

М

маляр

миллиард

миллион

О

обыкновенный

одиннадцать

остановиться

П

Паркет

пересекать

перила

подзаголовок

подражать

поражение

поскользнуться

пребывать (на работе)

презирать

прекратить

преобразовать

преодолеть

препятствие

претворить (мечту в жизнь)

прибыть (на работу)

прийти

приказать

примерять (костюм)

примирять (ребят)

приобрести

присутствовать

притворить (дверь)

претворить (планы)

профессия

Н

недалекий

непритязательный

негодный

невежественный

негативный

Р

растительность

ровесник

румяный

располагаться

С

светловолосый

свиной

серебряный

стеклянный

скрипучий

Т

Темно-синий

талантливый

телеграмма

терраса

троллейбус

Ф

фасоль

фиолетовый

Ц

циновка

цыганенок

Ч

четыреста

Ш

штукатур

шорох

Э

экземпляр

экономить

экскаватор

эскалатор

Ю

юный

юннат

Я

январский

  1. Карточки зеленого, синего и красного цвета для выхода; листочки для записки
  2. Презентация
  3. Конфеты

1

2

3

Чек-лист подготовки к уроку

  1. Домашняя работа (написано, подчеркнуто, сделаны разборы)
  2.  Шпаргалка на разряды местоимений/числительных/прилагательных
  3. Предметы для письма

Дополнительное задание. Рассмотри предложения и назови среди  них простые осложненные:

а)   Англичане желали удивить государя диковинами в оружейных палатах.

б)  Вечером лег Платов в комнате, закурил свою трубочку и задумался.

в)  Ходит государь по комнатам, ахает над диковинами заморскими, а Платов и не смотрит ни на что.

   Самостоятельная работа: обозначь  грамматические основы предложений и нарисуй схемы:

1)

2)

3)

Дополнительное задание. Рассмотри предложения и назови среди  них простые осложненные:

а)   Англичане желали удивить государя диковинами в оружейных палатах.

б)  Вечером лег Платов в комнате, закурил свою трубочку и задумался.

в)  Ходит государь по комнатам, ахает над диковинами заморскими, а Платов и не смотрит ни на что.

   Самостоятельная работа: обозначь  грамматические основы предложений и нарисуй схемы:

1)

2)

3)

Шпаргалка по разбору морфологическому:

Порядок разбора прилагательного:

1. Часть речи, вопрос, н.ф., (И.п. ед.ч. м.р.)

2. Пост. признаки: разряд (качеств., относит., притяж.)

3. Непост. пр.: род (в ед.ч.), число, падеж, укач. прил. - полная или краткая форма

4. Синт. роль

Порядок разбора числительного:

1. Часть речи, вопрос, н.ф., (если эти формы имеются: И.п. ед.ч. м.р.)

2. Пост. признаки: разряд (количеств., порядк., собират.)

3. Непост. пр.: род (если есть), число, падеж (если есть)  

4. Синт. роль

Порядок разбора местоимения:

1. Часть речи, вопрос, н.ф., (И.п. ед.ч. м.р. – если есть)

2. Пост. признаки: разряд (личн., притяж., возвратн., отрицат., определит.,  

    неопределенн., указат., относительно-вопросит)

3. Непост. пр.: род (если есть), число, падеж (если есть)  

4. Синт. роль

Порядок разбора прилагательного:

1. Часть речи, вопрос, н.ф., (И.п. ед.ч. м.р.)

2. Пост. признаки: разряд (качеств., относит., притяж.)

3. Непост. пр.: род (в ед.ч.), число, падеж, у кач. прил. - полная или краткая форма

4. Синт. роль

Порядок разбора числительного:

1. Часть речи, вопрос, н.ф., (если эти формы имеются: И.п. ед.ч. м.р.)

2. Пост. признаки: разряд (количеств., порядк., собират.)

3. Непост. пр.: род (если есть), число, падеж (если есть)  

4. Синт. роль

Порядок разбора местоимения:

1. Часть речи, вопрос, н.ф., (И.п. ед.ч. м.р. – если есть)

2. Пост. признаки: разряд (личн., притяж., возвратн., отрицат., определит.,  

    неопределенн., указат., относительно-вопросит)

3. Непост. пр.: род (если есть), число, падеж (если есть)  

4. Синт. роль

Порядок разбора прилагательного:

1. Часть речи, вопрос, н.ф., (И.п. ед.ч. м.р.)

2. Пост. признаки: разряд (качеств., относит., притяж.)

3. Непост. пр.: род (в ед.ч.), число, падеж, у кач. прил. - полная или краткая форма

4. Синт. роль

Порядок разбора числительного:

1. Часть речи, вопрос, н.ф., (если эти формы имеются: И.п. ед.ч. м.р.)

2. Пост. признаки: разряд (количеств., порядк., собират.)

3. Непост. пр.: род (если есть), число, падеж (если есть)  

4. Синт. роль

Порядок разбора местоимения:

1. Часть речи, вопрос, н.ф., (И.п. ед.ч. м.р. – если есть)

2. Пост. признаки: разряд (личн., притяж., возвратн., отрицат., определит.,  

    неопределенн., указат., относительно-вопросит)

3. Непост. пр.: род (если есть), число, падеж (если есть)  

4. Синт. роль

Шпаргалка по разбору морфологическому:

Порядок разбора прилагательного:

1. Часть речи, вопрос, н.ф., (И.п. ед.ч. м.р.)

2. Пост. признаки: разряд (качеств., относит., притяж.)

3. Непост. пр.: род (в ед.ч.), число, падеж, у кач. прил. - полная или краткая форма

4. Синт. роль

Порядок разбора числительного:

1. Часть речи, вопрос, н.ф., (если эти формы имеются: И.п. ед.ч. м.р.)

2. Пост. признаки: разряд (количеств., порядк., собират.)

3. Непост. пр.: род (если есть), число, падеж (если есть)  

4. Синт. роль

Порядок разбора местоимения:

1. Часть речи, вопрос, н.ф., (И.п. ед.ч. м.р. – если есть)

2. Пост. признаки: разряд (личн., притяж., возвратн., отрицат., определит.,  

    неопределенн., указат., относительно-вопросит)

3. Непост. пр.: род (если есть), число, падеж (если есть)  

4. Синт. роль

А

атмосфера

Б

Багряный     бирюзовый

Бессонный    богатырь

бордовый

В

Великолепный    ветеран

Г

Гараж    генерал

Д

Двести    девяносто

Догоревший    древнерусский

З

Загорать    зелёный

И

Иллюстрация

Искусный    искусство

иссиня-чёрный

К

Карниз    коллекция

Конвейер    композитор

Л

лиловый

М

Маляр    миллиард   миллион

О

Обыкновенный   одиннадцать

остановиться

П

Паркет   пересекать    перила

Подзаголовок    подражать

Поражение   поскользнуться

пребывать (на работе)

презирать    прекратить

преобразовать    преодолеть

препятствие

претворить (мечту в жизнь)

прибыть (на работу)

прийти    приказать

примерять (костюм)

примирять (ребят)

приобрести    присутствовать

притворить (дверь)

претворить (планы)      профессия

Н

Недалекий    непритязательный

Негодный    невежественный

Негативный    

Р

растительность

ровесник    румяный

располагаться

С

светловолосый

свиной    серебряный

стеклянный    скрипучий

Т

Темно-синий

Талантливый    телеграмма

Терраса    троллейбус

Ф

Фасоль    фиолетовый

Ц

Циновка    цыганенок

Ч    четыреста

Ш    Штукатур    шорох

Э

экземпляр

экономить

экскаватор

эскалатор

Ю

Юный    юннат

Я   январский

Домашнее задание на выбор:

  1. Учу орфографические слова (написать 6 предложений с «трудными» словами. +1 разбор любого своего предложения).
  2.  Учу разряды прилагательных и местоимений (6 предложений с использованием 8 слов на разряды, разряды подписать).
  3.  Учу морфологический разбор: Разобрать слова из предложения: У хорошего(3) друга всегда найдется на своего(3) товарища не менее пяти(3) способов помочь ему.

Домашнее задание на выбор:

  1. Учу орфографические слова (написать 6 предложений с «трудными» словами. +1 разбор любого своего предложения).
  2.  Учу разряды прилагательных и местоимений (6 предложений с использованием 8 слов на разряды, разряды подписать).
  3.  Учу морфологический разбор: Разобрать слова из предложения: У хорошего(3) друга всегда найдется на своего(3) товарища не менее пяти(3) способов помочь ему.

Домашнее задание на выбор:

  1. Учу орфографические слова (написать 6 предложений с «трудными» словами. +1 разбор любого своего предложения).
  2.  Учу разряды прилагательных и местоимений (6 предложений с использованием 8 слов на разряды, разряды подписать).
  3.  Учу морфологический разбор: Разобрать слова из предложения: У хорошего(3) друга всегда найдется на своего(3) товарища не менее пяти(3) способов помочь ему.

Домашнее задание на выбор:

  1. Учу орфографические слова (написать 6 предложений с «трудными» словами. +1 разбор любого своего предложения).
  2. Учу разряды прилагательных и местоимений (6 предложений с использованием 8 слов на разряды, разряды подписать).
  3.  Учу морфологический разбор: Разобрать слова из предложения: У хорошего(3) друга всегда найдется на своего(3) товарища не менее пяти(3) способов помочь ему.

Домашнее задание на выбор:

  1. Учу орфографические слова (написать 6 предложений с «трудными» словами. +1 разбор любого своего предложения).
  2. Учу разряды прилагательных и местоимений (6 предложений с использованием 8 слов на разряды, разряды подписать).
  3.  Учу морфологический разбор: Разобрать слова из предложения: У хорошего(3) друга всегда найдется на своего(3) товарища не менее пяти(3) способов помочь ему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок рефлексии в рамках реализации программы ФГОС. Виды деятельности, приемы работы на уроках русского языка и литературы.

Данный материал расскажет о структуре  урока рефлексии. В статье приведены некоторые виды и приемы работы на каждом из этапов урока такого типа....

Статья "Виды и формы опроса на уроках русского языка"

В статье рассматриваются виды и формы проверки знаний обучающихся...

Взаимосвязь различных видов речевой деятельности учащихся на уроках русского языка

Развитие языковых способностей учащихся является важнейшей задачей обучения русскому языку. Однако школьники заучивают лингвистические правила и определения, часто не осознавая их сущности и значений ...

« Задания и упражнения для освоения различных способов обработки полученной информации на уроках русского языка»

Подбор заданий и упражнений для освоения различных способов обработки полученной информации:1)      план, выписки, цитаты, тезисы (простые, сложные, основные); аннотация, реце...

Статья на тему "Виды работ по фонетике на уроках русского языка"

Ученики должны обращать внимание на своеобразные, очень непростые взаимоотношения речи устной и письменной, слова произнесенного и слова записанного; познакомятся с фонетическими  особенностями п...

Взаимосвязь различных видов речевой деятельности учащихся на уроках русского языка

Развитие языковых способностей учащихся является важнейшей задачей обучению русскому языку.Однако школьники заучивают лингвистические правила и определения, часто не осознавая их сущности и значений, ...

Комплект заданий на развитие различных видов универсальных учебных действий на уроке английского языка

На современных уроках английского языка идет формирование всех четырех видов универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных. В данной статья приводятся прим...