Урок русского языка "Сложные предложения с разными видами связи "
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Тюдина Людмила Валерьевна

Содержание урока в полной мере способствовало формированию метапредметной компетенции (физическая культура, литература), реализации технологии оценивания учебных успехов, информационно – цифровых технлогий технологий: мультимедийная презентация, личностно-ориентированной технологии, технологии  сотрудничества.

Методы обучения как  проблемный,   репродуктивный, иллюстративный, поисковый, метод анализа и синтеза, а также активные методы «выбери спорт» (на этапе первичной проверки понимания и закрепления); «Отдохни с пользой» (во время динамической паузы) в какой – то мере помогли формированию коммуникативной компетенции.

Использованные формы и методы обучения способствовали формированию читательской  грамотности учащихся. Важной дидактической единицей при формировании функциональной грамотности является текст. Именно работа с текстом помимо, решения лингвистических задач , позволила формировать такие умения, как умение находить информацию, оценивать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:  Сложные предложения с разными видами связи

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Технологическое сопровождение урока:

•        технология оценивания учебных успехов;

•        технология проблемного диалога;

•        информационные технологии, ИКТ;

•        личностно-ориентированные  технологии;

•        технология воспитания духовной культуры;

•        технология педагогического сотрудничества, здоровьесберегающий  компонент (динамическая пауза)

Методы обучения:  

•        метод творческого чтения;

•        иллюстративный метод;

•        эвристический метод;

•        поисковый метод;

•        метод анализа и синтеза.

Литература:

Примерные программы по учебным предметам. Русский язык 5-9 классы .Стандарты второго поколения. М.: «Просвещение», 2011

Русский язык: учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений: в 2ч. / под редакцией Е.А. Быстровой, Л.В. Кибиревой, Ю.Н. Гостевой, И.Р. Калмыковой, Е.С. Юрьевой. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2018- (ФГОС. Инновационная школа )

Цель: обеспечить условия для усвоения учащимися  особенностей структуры сложных предложений с разными видами связи Цели как деятельность учеников. 

М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, строить рассуждения, задавать вопросы.

1. Формировать умение   находить сложные предложения предложения с разными видами связи, отличать их с внешне сходными с ними; использовать  сложные предложения предложения с разными видами связи, подготовить к сдаче ОГЭ.

2.Развивать способности обучающихся по анализу и сопоставлению языковых явлений; организовать применение обучающимися знаний и опыта деятельности с целью формирования у них нового опыта  познавательной деятельности.

3.Воспитывать культуру речевого поведения в процессе учебного диалога; прививать интерес к изучению русского языка через повышение мотивации к работе с учебным материалом, воспитывать живой интерес к языковым явлениям, воспитывать гражданскую позицию на примере высказываний.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

II. Языковая разминка. Работа со словарём С.И. Ожегова

1.Организационный момент Мотивирующий ввод в тему урока.

 - В течение недели вест мир живёт под лозунгом «Выше.быстрее. сильнее» О чём я говорю? Внимание на экран

- Что отличает этих спортменов? (Сила духа, стремление к победе)

- Внимание на  экран.

 - Ваши мысли. 

- Нам в конце года тоже небходимо победить на непростой итоговой аттестации.Первый шаг к победе

2) ЗСП слова олимпиада (Словарь С.И.Ожегова)

3) Ассоциативный ряд (спорт, состязание, победа, цель, мечта)

– Постройте предложение в парах на тему « Олимпиада»  запишите его

1ряд ССП   2ряд СПП      3ряд БСП

 - Прочитайте…

У каждого спортсмена есть мечта – достичь цели и завоевать медаль

Регулятивные УУД:

1.  Высказывать предположения на основе наблюдений.

III. Формулирование темы и целей урока.

1.Актуализация знаний. Работа в парах

- На какие три столбика можно разделить эти слова? (На слова с неизменяемыми приставками, с приставками на –з\-с и приставками пре-\при-.)

..беречь, ..держанный, пр…косновение, рас..вет, пр..школьный, ..бор, пр…мять., без..лобный, пр..градить, ..бежать,  ра..менять, бе…жизненный, во…растать, чрезмерный, в…бить, ни…менный

(листы А4) – индивидуально. Тестовые ОГЭ

Проверьте по ключу:

Неизменяемые приставки

Приставки на –з\-с

Приставки пре-\при-

- Поднимите руки, кто справился с заданием.

- Что можно порекомендовать тем, кто допустил ошибки? К следующему уроку повторите правописание приставок.

- Где поможет нам умение отличать виды приставок и правильно писать их?

- Посмотрите в сборниках по подготовке к ОГЭ, как формулируется задание 6.

Выполним это задание:

Вопрос № 1

В каком слове правописание согласного на конце приставки зависит от звонкости/глухости следующего согласного?

1) Изучить

2) Искоренить

3) Сгоревший

4) Здравница

Вопрос № 2

В каком слове правописание приставки определяется правилом: «В приставках на –З и –С перед звонкими согласными пишется З, а перед глухими согласными – С»:

1) Здешний

2) Известковый

3) Расставить

4) Несговорчивый

Вопрос № 3

Укажите слово, в котором правописание приставки определяется её значением – «не до конца совершённое действие»:

1) Преобразить

2) Прибрежный

3) Преступник

4) Прикрывать

Вопрос № 4

В каком слове правописание приставки определяется её значением – «приближение»?

1) Прислушивался

2) Пререкаться

3) Приключение

4) Прилетевший

Вопрос № 5

В каком слове правописание приставки определяется её значением - «высшая степень качества»?

1) Причудливый

2) Притопывая

3) Премиленький

4) Пререкаться

Ключ: 2,3,4,4,3

- Первый шаг к победе мы уже сделали.

- Как выражает свои мысли  комментатор Дмитрий Губерниев? Посмотрите отрывок и подумайте, над какой темой нам предстоит раблотать.( Сложные предложения с разными видами связи.)

-Какие задачи предстоит решить?

- Чтобы достичь цели, на какие вопросы мы должны ответить?( Как строятся сложные предложения с разными видами связи?  Какая связь между предикативными частями? Место по отношению к главным предложениям?Какие используются союзы?:

Регулятивные УУД:

Формулировать цель урока.

Познавательные УУД:

1. Владеть разными видами чтения (ознакомительным,

IV. Открытие новых знаний. Работа в группах.

1. Формирование новых знаний

- Обратимся к высказываниям о спорте известных людей. Работая над афоризмами, найдите ответы на поставленные вопросы.

Наблюдения над предложениями. Работа в парах. У доски разбор

1. Спорт, который формирует культуру оптимизма, культуру бодрости, необходим человеку: спорт – средство воспитания

Анатолий Васильевич Луначарский

2. Я хочу при помощи гимнастики всего тела сделать его более уравновешенным.

Сократ

3. При усидчивой умственной работе без движения и телесного труда — сущее горе: движение должно быть любимым занятием каждого

Лев Николаевич Толстой

4.Помни: неважно, выиграешь ты или проиграешь; важно лишь стремление  к победе. Даррин Вейнберг

 Какое предложение лишнее?

2.Введение нового материала. Составление опорной схемы.

3. Работа с одним из предложений  у доски – составление схемы

4.Работа с учебником, Исследование

Познавательные УУД:

1. Владеть разными видами чтения (ознакомительным, изучающим).

2. Преобразовывать и передавать информацию, полученную в результате чтения.

3. Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, строить логические рассуждения.

V. Актуализация и углубление изученного.        

1.Прочитайте текст

4 февраля -  открытие зимн..й …лимпиады в Пекине. Сценарий Олимпиады-2022 уже г…тов и отрепетирован.. Олимпийский Центральный ст…дион(3) в (3) Пекине п…зволит(3) вместить около 60 000 зрителей. (Орг)комитет …лимпиады уже предлагает россиянам под…ержать наших спор…менов, чтобы их не покидала сила духа даже в самой сложной ситуации

Найдите  сложные предложения с разными видами связи

Какие выводы можно сделать?

Какая связь между предикативными частями?

Какие используются союзы?

Место по отношению к главным предложениям: любое.

Где можете проверить ваши предположения? (В учебнике на с. 289)

Что ещё можно добавить к сказанному вами?

- Расскажите  друг другу

Познавательные УУД:

1. Владеть разными видами чтения (ознакомительным, поисковым, изучающим).

2. Анализировать, сравнивать,  делать выводы.

3. Преобразовывать ее из одной формы в другую (текст в таблицу), соотносить информацию, представленную в разных формах.

V.  Развитие учебно­языковых и речевых умений.

4.Закрепление материала. Работа в паре.

Прослушайте песню,п осмотите на текст, выпишите только СМСП составьте схемы этих предложений. (1 учащийся на доске выписывает СМСП )

        ГЕРОИ СПОРТА

А. Пахмутова - Н. Добронравов

Будет небесам жарко!

Сложат о героях песни:

В спорте надо жить ярко,

Надо побеждать честно!

Замерли вокруг люди,

Светятся экраны теле…

Верьте, что рекорд будет;

Знайте: мы близки к цели!

Мы верим твёрдо в героев спорта!

Нам победа, как воздух, нужна…

Мы хотим всем рекордам

Наши звонкие дать имена!

Дерзкий путь наверх сложен,

Лидерам сегодня трудно…

Знаем: победить сможем,

Если совершим чудо!

Судьи будут к нам строги,

Но, в конце концов, поверьте,

Скажут нам, что мы – боги,

Скажут: «Молодцы, черти!»

Шествуй на Олимп гордо,

К солнечной стремись награде,

Ради красоты спорта,

Родины своей ради!

Надо побеждать честно,

Надо жить на свете ярко!

Сложат и о нас песни, –

Будет небесам жарко!

Познавательные УУД:

 Владеть приемами отбора и систематизации материала.

Коммуникативные УУД:

1. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

ТОУУ

2. Приобретать навыки работы в паре

VI. Итог урока.

- Вспомните, какие задачи мы ставили в начале урока.

- Мы эти задачи решили?

- На какие вопросы нашли ответы?

- Что для вас на уроке было легко?

-В чём вы затруднялись?

- Оцените свою работу на уроке на лестнице успеха, насколько вы приблизились к осуществлению нашей мечты.

Регулятивные УУД:

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

VII. Домашнее задание.

Устное сочинение.13.3

- Расскажите о дюбимом виде спорта или спортсмене, особое внимание обратив на сложные предложения с разными видами связи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 9 класс, тема "Сложные предложения с разными видами связи».

Цель урока: систематизировать знания учащихся о сложной синтаксической конструкции, схеме ее разбора и постановке знаков препинания между частями ССК.Задачи урокаОбучающая  – углубление пре...

Конспекты №1 и 2 уроков русского языка по теме " Сложное предложение с разными видами связи".

Надеюсь, что мои конспекты уроков помогут учащимся 9 классов лучше разобраться в сложных предложениях с разными видами связи. Теоретический и практический материалы взяты из учебной программы В.В.Баба...

Урок русского языка в 9 классе « Сложное предложение с разными видами связи».

Урок обобщения и закрепления знаний о сложных предложениях с разными видами связей....

Урок русского языка. 9 класс. Сложные предложения с разными видами связи.

На уроке раасматриваются предложения с союзной и бессоюзной связью, имееется презентация к уроку....

Сложное предложение с разными видами связи. Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи

Данный материал содержит упражнения, с помощью которых ученики смогут закрепить знания по теме...