Конспект урока по русскому языку 5 класс на тему "Определение"
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс)

Королева Ирина Валерьевна

Разработка урока по русскому языку для учащихся 5 класса. Второстепенные члены предложения. Определение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_5_klass.docx26.47 КБ

Предварительный просмотр:

Тип урока: объяснение нового материала.

Цели урока:

  • Образовательные:
  • повторить орфограммы «ь после шипящих на конце имен существительных и глаголов» и «Разделительные ъ и ь»;
  • повторить знания о словосочетании, закрепить умения работать со схемами словосочетаний;
  • закрепить умения правильно расставлять знаки препинания в предложении;
  • формировать знания учащихся об определении,
  • Развивающие:
  • развивать умение находить определения в тексте и предложении, обозначать их графически;
  • развивать умение учеников логически мыслить;
  • грамотно отвечать на вопросы;
  • развивать умение учащихся работать с иллюстрациями и музыкальными произведениями.
  • Воспитательные:
  • воспитывать у учеников любовь к природе; интерес к национальным достояниям, русской культуре;
  • с помощью живописи и музыки обогатить эмоциональную сферу учащихся.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, слайды, раздаточный материал, иллюстрация картины И.И. Шишкина «Зима», пьеса П.И. Чайковского «Святки».

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Приветствие. Проверка присутствующих. Готовность к уроку.

2. Повторение ранее изученного. Орфографическая разминка

Цель: воспроизвести и систематизировать ранее изученный материал: орфограммы «Ь после шипящих на конце имен существительных и глаголов», «Разделительные Ъ и Ь».

Задание: вспомнить правило «Ь после шипящих на конце имен существительных и глаголов». Записать только ь, если он имеется в словах.

1) «Ь после шипящих на конце имен существительных и глаголов»(вписывать только ь).

1
1. испеч
ь
2. стереч
ь
3. доч
ь
4. лож
ь
5. грач
6. этаж
7. меч
8. трудиш
ься

2
улыбаеш
ься
возле дач
товарищ
брош
ь
место встреч
пляж
нож
печ
ь

3
тиш
ь
карандаш
врач
вещ
ь
помощ
ь
спешиш
ь
картеч (ЛЗ)
метеш
ь

– Ребята, если мы соединим мягкие знаки , то у нас получится цифра 5. Желаю вам на сегодняшнем уроке получить только такие оценки.

2) «Разделительные Ъ и Ь».

Задание: Найти разность х – у.

При Ъ = 5, Ь = 4, если х – трехзначное число, в котором:

число сотен – под..езд
число десятков – полоз..я (Гладкая, скользящ. загнутая спереди пластина, брус, скольз-я полоса, планка )
число единиц – кумов..я.
У – трехзначное число, в котором:
число сотен – в..ет
число десятков – л..ется
число единиц – медал..он.
Решение: подъзд(5), полозья(4), кумовья(4). Х = 544.
Решение: вьет(4), льется(4), медальон(4). У = 444. 544 – 444 = 100.

3. Психологическая подготовка к восприятию нового материала

– Мы с вами продолжаем знакомиться с второстепенными членами предложения. Запишите и разберите предложение.

Работа на интерактивной доске (слайд 1)

Ночью ударил сильный мороз. (Грамматическая основа – ударил мороз. Мороз (какой?) – сильный. Ударил (когда?) – ночью.)

– На какой вопрос отвечает определение?
– Чем выражено определение?
– Что же такое определение?

4. Объяснение нового материала

Метод: беседа.

Второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? который? чей?, называется ОПРЕДЕЛЕНИЕМ (слайд 3).

Найдите определение в данном примере (слайд 3):

По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит. (А. С. Пушкин).

– Чем выражено определение чаще всего? (Именем прилагательным)
– Найдите слова, которые поясняет определение?
– Обратите внимание, что прилагательное ставится в той же форме, что и существительное, которое оно поясняет. (Работа с учебником)

(слайды 4-7)

Чаще всего определение выражается именем прилагательным.
Прилагательное согласуется (ставится в том же роде, числе, падеже) с существительным, которое оно поясняет.
Определения могут не только обозначать цвет, звук, форму предмета, но и выражать чувства человека, его впечатления от предмета.

– Что нового вы узнали, прочитав учебник?

 (Определения могут быть выражены не только именем прилагательным, но и местоимением и числительным)
– Теперь закрепим полученные знания на практике.

5. Первичное закрепление

1) Объяснительная работа. Работа на интерактивной доске (слайд 8)

Цель: формировать у учащихся умение правильно и грамотно объяснять, какое слово является определением и почему; графически выделять второстепенные члены предложения. Закрепить умение графически выделять грамматическую основу предложения.

Задание: разобрать предложения синтаксически, выделить второстепенные члены предложения и написать, чем они выражены.

Пришла долгожданная зима.
Белым ковром покрылась земля.
В кустах мелькнул лисий хвост.

Вывод: в данных примерах мы видим, что определения несут смысловую нагрузку в предложении, а именно: обозначают какой-либо признак предмета, и выражены они именами прилагательными.

2) Предупредительный диктант. Работа на интерактивной доске (слайд 9)

Цель: закрепить умение учеников в выборе и объяснении той или иной орфограммы; закрепить навык постановки знаков препинания и обозначения членов предложения.

Задание: записать предложения, расставляя недостающие знаки препинания. Обозначить члены предложения.

  1. Певчий дрозд (не)б..льшая серая птичка.
  2. Сн..гирь русская наша птичка.
  3. Оляпка ост..рожная и чу..кая птичка.

– Назовите определения, отличающие птичек по цвету, повадкам, месту обитания.
– Какие еще отличительные признаки называют определения? (определения могут выражать чувства человека, его впечатления от предмета).
Определения могут конкретизировать предмет по качественному признаку (
жаркое лето), по действию (зеленеющее поле, выполненное задание), по месту (лесной пожар), по времени (майская гроза), по отношению к другому предмету (деревянный дом), по принадлежности (отцовский дом).

Вывод: Определение в предложениях обозначает признак предмета. И определения могут не только характеризовать предмет по цвету, форме, среде обитания, но и выражать чувства человека и его впечатление от предмета.

3) Исследовательская работа. (слайды 10, 11)

Цель: закрепить умение учащихся по конкретным признакам определять член предложения.

Задание: прочитать предложение.

Зубастый зверек грызет с визгом дубок.

Отгадать, о каких членах предложения идет речь, по данным признакам:

а) зависит от сказуемого, обозначает предмет, на который направлено действие, отвечает на вопрос что?, выражен именем существительным в винительном падеже (дубок)
б) зависит от существительного, обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какой?, выражен именем прилагательным (
зубастый)

Вывод: данное упражнение учит учащихся по определенным признакам определять какой это член предложения.

6. Творческая работа. (слайд 12)

Цель: закрепить умения учеников работать по схемам словосочетаний; выработать навык замены словосочетаний «прил. + сущ.» на словосочетание «сущ. + сущ.»

Задание: замените словосочетание «прил. + сущ.» словосочетание «сущ. + сущ.»

Образец: кирпичный (какой?) дом – дом (какой?) из кирпича.

1 вариант – стальная труба, малиновое варенье;
2 вариант 
– стеклянная трубка, апельсиновый джем.

Устно составьте с данными словосочетаниями предложения.

Вывод:

– Чем, кроме имени прилагательного, может быть выражено определение? (именем существительным с предлогом).

5) Индивидуальная творческая работа

Цель: закрепить знания учащихся о тексте; закрепить умения определять последовательность предложений; закрепить умение восстанавливать текст на основе теоретического материала. (Предложения в тексте связаны между собой по смыслу и с помощью языковых средств).

Задание: восстановить художественный текст, в котором опущены определения. (Предложения записаны на бумаге разного цвета).

Вписать в них пропущенные определения и собрать текст из «рассыпанных» предложений. (Сначала восстановить текст, а потом вписать определения).

– Ребята, вам даны карточки разных цветов с предложениями. Сложите их в таком порядке, как на доске. Это текст? Почему?

Текст – группа предложений, объединенных в целое темой и основной мыслью, предложения связаны по смыслу и с помощью языковых средств. 

Тема – то, о чем говорится в тексте. 

Идея – основная мысль текста, это то, для чего он создан.

– Создайте с этими предложениями текст.
– А чего нам не хватает в предложениях? (
определений)
– А яркие, красочные определения мы как называем? (
Эпитетами. Эпитет – образное определение предмета, выраженное прилагательным)

Даже … березы, ольхи, ивы и рябины убирались инеем, точно …. пухом.
Наступила уже … зима.
А ели сделались еще важнее. Они стояли засыпанные снегом, как будто надели …… …… шубу.
Земля была покрыта … ковром.
Не оставалось ни одного … пятнышка.

– Запишите и прочитайте восстановленный текст.

Наступила уже настоящая зима. Земля была покрыта белоснежным ковром. Не оставалось ни одного темного пятнышка. Даже голые березы, ольхи, ивы и рябины убирались инеем, точно серебристым пухом. А ели сделались еще важнее. Они стояли засыпанные снегом, как будто надели дорогую теплую шубу.

Д. Мамин-Сибиряк. Серая Шейка.

– Почему некоторые предложения восстанавливались с большим трудом?
– Какую роль играют определения в тексте? (предложение теряет выразительность, яркость, точность)

Вывод: без определений рассыпается предложение, теряется смысл, точность, эмоциональность, яркость речи.

6) Творческий работа по картине И.И. Шишкина «Зима» – пьеса П.И. Чайковского «Декабрь» слайд 14)

Цель: формировать умения ученика строить предложения, отбирая слова из синонимического ряда, подыскивая точные выражения. (Живопись, а также музыка, захватывая эмоциональную сферу ребенка, воздействует на его мышление и речь).

Задание: 

1) посмотрите репродукцию картины И.И. Шишкина «Зима» одновременно слушая пьесу П.И. Чайковского «Декабрь»;

2) вставьте в текст, где это необходимо с вашей точки зрения, определения – прилагательные.

– Знакома ли вам эта картина? Кто автор этой картины? (И.И. Шишкин «Зима»)
– Задания у вас будут разные. Одна группа ребят работает по карточкам, которые имеются на столах. Вы должны из предложенных определений выбрать подходящие. У второй группы будет более сложное задание. Напишите сочинение на основе своих впечатлений, полученных от репродукции картины и от прослушанной пьесы П.И. Чайковского «Зима».

РУССКАЯ ЗИМА

по картине И. И. Шишкина «Зима». (зарисовка)

На картине Шишкина «Зима» изображен (морозный, солнечный, зимний) день в сосновом бору. Я вижу (голубой, белый-белый, свежий, пушистый) снег, (светло-розовое, ясное и удивительно нежное) небо.
На первом плане художник написал (могучие, огромные, вековые, столетние) сосны, заметенные снегом. Справа непроходимой стеной стоит (мрачный, темный, дремучий) лес. А слева лес уже совсем другой – (редкий, светлый).
Тихо в лесу. Ничто не нарушает спокойствия этого (удивительного, великолепного, чудесного) дня. На картине нет солнца, но я вижу (золотистый, солнечный) свет на деревьях.
Когда мы смотрим на это (замечательно) полотно великого художника, то чувствуем покой и (сказочную) красоту (русской, снежной, белоснежной) зимы.

Вывод: Подбирая, перебирая различные слова-синонимы, ученик осознает оттенки их лексического значения. Ищет нужное слово и старается создать наиболее удачный вариант текста. Соотносит выбранные им определения с увиденным на картине и прослушанным музыкальным произведением.

7. Итог урока

– Итак. Сегодня мы с вами познакомились еще с одним второстепенным членом предложения с определением. Вспомним, что же такое определение?
– Какой частью речи оно чаще всего выражается?
– Что могут выражать определения?
– Заканчивая урок, хочу вам прочитать четверостишие, которое говорит о нашем определении. Надеюсь, что вы его запомните:

Признак предмета или явления
Обозначает определение.
Чей? И какой? Ответы просты.
Лишь не хватает волнистой черты
.

8. Домашнее задание.

Оценки за урок. Дневники учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».

Конспект урока по русскому языку в  6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку

Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта.  Пре...