Конспект урока по русскому языку в 8 классе по теме:"Предлог. Знакомый незнакомец."
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Задачи:
    Образовательная – показать предлог как служебную часть речи; отличие предлога от омонимичных приставок, роль предлога в словосочетании и в предложении, роль предлогов в выражении различных смысловых отношений.
     Развивающая – развивать умение писать предлоги раздельно с другими словами в предложении; развивать умения наблюдать, анализировать, обобщать; развивать образное и логическое мышление.
      Воспитательная – привитие интереса к познанию языка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_v_8_klasse_po_teme.docx6.53 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в 8 классе по теме:"Предлог. Знакомый незнакомец."
Тема урока: «Предлог. Знакомый незнакомец».

Задачи:
    Образовательная – показать предлог как служебную часть речи; отличие предлога от омонимичных приставок, роль предлога в словосочетании и в предложении, роль предлогов в выражении различных смысловых отношений.
     Развивающая – развивать умение писать предлоги раздельно с другими словами в предложении; развивать умения наблюдать, анализировать, обобщать; развивать образное и логическое мышление.

      Воспитательная – привитие интереса к познанию языка.


ХОД УРОКА

1.Орг. момент. Сообщение темы урока и его целей.                
2.Проверка домашнего задания.   (1 группа составляла ребусы, используя служебные части речи; 2 группа из заданного текста выписывала служебные части речи  /заноза/)                                             
3.Актуализация опорных знаний.
 
На доске:            

Царь    царицею простился
путь – дорогу снарядился
И царица        окна
Села ждать его одна.                                        

                                 А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне  и о семи богатырях»


 — Прочитайте ряд слов
 — Из какого произведения эти строки?
 — С помощью каких слов можно восстановить отрывок из сказки?
 — Запишите и объясните графически постановку знаков препинания.
                                                                                  
       На предыдущем уроке, путешествуя по стране Морфология, мы увидели, что эта страна разделена на два государства.

жителями.
  — Перечислите их.

   А вчера мы с вами пересекли границу государства Служебные части речи. Сегодня мы продолжим знакомство с жителями этого государства. Первый город на нашем пути называется также, как и та часть речи, с помощью которой мы восстановили текст сказки.

 — Что это за город?       ПРЕДЛОГ

 Сегодня на уроке мы вместе раскроем тайны жителей этой страны – предлогов (их значение, роль в выражении различных смысловых отношений). Познакомившись поближе, мы увидим, что эта, незаметная на первый взгляд, часть речи таит в себе много загадок и, к сожалению, много сложностей в правописании.
 
 4. Открытие нового знания.

  — Записать текст под диктовку на доске и в тетради. Прокомментировать орфограммы. Графически объяснить постановку знаков препинания.

                                             Волшебные сказки.

      Волшебные сказки – это целые фантастические истории. В них действуют добрые и злые волшебники. Добрые герои сказок борются со злом, с несправедливостью и всегда побеждают. Они не владеют сверхъестественной силой, но одерживают победу над врагом своим умом, мудростью, находчивостью.
  Сказки – умное чудо, сотворённое гением для народа.

 Выписать из текста словосочетания, в которых зависимое слово связано с главным с помощью окончания и предлога. Разобрать два словосочетания.
 - Какую роль играют предлоги?  (выражают зависимость одних слов от других слов в словосочетании и предложении)

 Работа с учебником.
  — Откройте учебник на стр.132, чтение правила по учебнику, стр.133, чтение новых сведений о предлоге (самостоятельно).
 
  — Что нового вы узнали о предлоге?  (Предлоги могут выражать различные отношения)
 - Какие?  (временные, причинные, пространственные, целевые)
  — Вернёмся к нашему тексту и попробуем определить, какие отношения выражают предлоги в некоторых словосочетаниях.(устная работа)
   Выполнение упражнения 276  на доске с комментарием.
 (2 ученика в это время выполняют индивидуальное задание по карточкам на исправление грамматических ошибок в употреблении предлогов)
   Фронтальная работа с классом.
— Давайте вспомним, как пишутся предлоги с другими частями речи?
  — С чем мы можем спутать  некоторые предлоги?     (с приставками)
  — Как определить, что перед нами предлог?
  — Приведите примеры омонимичных предлогов и приставок
 
 5. Закрепление изученного материала.
 
  — Ребята, к нам обратились жители города Предлог с просьбой о помощи. Однажды к ним в город приехал журналист – недоучка и напечатал в местной газете отрывок из рассказа, в котором были допущены ошибки. Поэтому сейчас в городе царит хаос, беспорядок.
Давайте поможем  исправить ошибки и вернём порядок и спокойствие этому городу.
 
Спишите текст, указывая над словами со скобками части речи. Сделайте вывод: с какими частями речи могут употребляться предлоги, а с какими их употребление невозможно?


Одна кошка по шла поулице. Про йдя немного, она за метила дом и за  глянула вокно, вкотором только что за горелся свет. Вкомнате кошка у  видела устола пятерых детей. Наодном был маскарадный костюм. Кошка за бралась надерево и стала на  блюдать  задетьми.
Проверка: 16 ошибок.
, 1. Пошла – глагол, 3. По улице — предлог + имя существительное, 4. Пройдя – деепричастие, 5. Заметила – глагол, 6. Заглянула – глагол, 7. В окно — предлог + имя существительное, 8. В котором — предлог + местоимение, 9. Загорелся – глагол, 10. В комнате — предлог + имя существительное, 11. Увидела – глагол, 12. У стола — предлог + имя существительное, 13. На одном — предлог + имя числительное. 14. Забралась – глагол, 15. На дерево — предлог + имя существительное, 16. Наблюдать – глагол, 16. За детьми — предлог + имя существительное.
Вывод: предлоги могут употребляться с существительными, местоимениями и числительными. Но никогда не употребляются с глаголами, прилагательными.
 
    6.Рефлексия урока
  — Что повторили?
  — Что нового узнали на уроке?
 
 — На следующем уроке мы продолжим путешествовать по городу Предлог и знакомиться с его жителями. Мы узнаем об употреблении предлогов, о производных и непроизводных предлогах, а самое главное, что местные жители расскажут нам о правописании производных предлогов.
 
 6.Домашнее задание.
 2 группа – упр.288 + ребусы, составленные 1 группой
1 группа – Сочинение на лингвистическую тему «Нужны ли нам предлоги?»
Параграф 48


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: «Существительное как часть речи»

Цель урока: создать условия для формирования коммуникативной и языковой компетенций через  организацию деятельности учащихся по выведению общего понятия о существительном как части речи, которая ...

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме: "Антонимы"

Конспект урока русского языка в соответствии с ФГОС....

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс

Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...

План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс

Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...

конспект урока по русскому языку 7 класс по теме "Деепричастие. Деепричастный оборот".

 Конспект урока русского языка по учебнику М.Т.Баранова. Урок закрепления сведений по теме "Деепричастие. Деепричастный оборот и знаки препинания при нём"...

Конспект урока по русскому языку 9 класс на тему " Сложное предложение"

Представлен коспект по русскому языку на тему "Сложное предложение" для 9 класса...