ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ В ФОРМЕ ГВЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ"
рабочая программа по русскому языку

Гоголева Арина Сергеевна

программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_12_klass_gve.docx34.07 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области

«Школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы,

 «Красные Зори»

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  «ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ 12  КЛАССА

К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ В ФОРМЕ ГВЭ»

(2024-2025 учебный год)


Направленность: Социально-педагогическая

Уровень программы: Адаптированный, коррекционно-развивающий

Возраст обучающихся: 18-20 лет (12 А класс)

Срок реализации: 1 учебный год (2024-2025)

Разработчик: Гоголева А.С., учитель русского языка и литературы

Пояснительная записка

Данная программа внеурочной деятельности разработана для обучающихся 12  класса ГБОУ ЛО "Красные Зори", имеющих умственную отсталость, и направлена на подготовку к итоговой аттестации в форме ГВЭ по русскому языку. Программа адаптирована с учетом психофизических особенностей учащихся с ОВЗ, реализуется на основе принципов доступности, наглядности, индивидуального подхода, коррекционной направленности обучения и воспитания.

Программа учитывает, что у обучающихся с умственной отсталостью наблюдаются трудности в восприятии и понимании сложных текстовых структур, ограниченный словарный запас, трудности в формировании связной речи, сниженный уровень мотивации к обучению. Поэтому основной акцент делается на практическую работу, многократное повторение материала, использование наглядных пособий и карточек-помощников, создание положительной эмоциональной атмосферы.

Цель программы: Обеспечение подготовки обучающихся 12 А класса с умственной отсталостью к успешному прохождению итоговой аттестации в форме ГВЭ по русскому языку.

Задачи программы:

  • Обобщение и систематизация знаний по русскому языку, необходимых для ГВЭ (в адаптированном объеме).
  • Формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации с учетом особенностей обучающихся с умственной отсталостью.
  • Развитие языковой и лингвистической компетенции, адаптированной к уровню понимания обучающихся.
  • Совершенствование умений грамотно писать сочинения-рассуждения, адаптированные по сложности и объему.
  • Обучение формам обработки информации исходного текста, упрощенным и наглядным.
  • Развитие навыков работы с тестовыми заданиями: понимание формулировки, следование инструкциям, соблюдение временных рамок (адаптированных).
  • Формирование умения систематизировать знания по русскому языку, необходимые для успешной сдачи экзамена.
  • Повышение уровня мотивации к учебной деятельности и уверенности в своих силах.

Формы организации деятельности:

  • Индивидуальные и групповые занятия.
  • Упрощенные лекции учителя с использованием наглядных материалов.
  • Составление обобщающих таблиц и схем (адаптированных).
  • Самостоятельная работа учащихся (наблюдения над языковым материалом, их анализ, выводы - упрощенные).
  • Самостоятельный отбор материала (с помощью учителя).
  • Работа в группах (под руководством учителя).
  • Деловые игры и практикумы (упрощенные).
  • Написание сочинений-рассуждений (адаптированных по объему и сложности).
  • Тренировочные упражнения и практические работы (адаптированные).
  • Использование ИКТ (под контролем и с помощью учителя).

Методы и приемы:

  • Объяснительно-иллюстративный метод.
  • Репродуктивный метод.
  • Практический метод.
  • Индивидуальный подход.
  • Наглядность.
  • Повторение и закрепление материала.
  • Использование игровых технологий.
  • Создание ситуации успеха.
  • Поощрение и поддержка.

Планируемые результаты

  • Личностные результаты:
  • Формирование уважения к русскому языку.
  • Развитие положительной мотивации к учебной деятельности.
  • Формирование адекватной самооценки и уверенности в своих силах.
  • Осознание значимости итоговой аттестации.
  • Метапредметные результаты:
  • Формирование умения планировать свою деятельность под руководством учителя.
  • Развитие умения работать в группе.
  • Развитие умения контролировать и оценивать свою работу.
  • Формирование умения использовать полученные знания в практической деятельности.
  • Предметные результаты:
  • Воспроизведение основных теоретических знаний по русскому языку, необходимых для ГВЭ.
  • Формирование умения писать сочинения-рассуждения в соответствии с требованиями ГВЭ (в адаптированном варианте).
  • Развитие умения анализировать текст и формулировать основную мысль.
  • Формирование навыков работы с тестовыми заданиями.
  • Повышение уровня грамотности и орфографической зоркости (в рамках адаптированной программы).

Содержание программы

Программа включает следующие разделы:

Теория и практика написания сочинения-рассуждения:

  • Рассуждение как тип речи: структура (композиция), смысловая целостность, аргументация (авторская позиция, собственная точка зрения) (упрощенно).
  • Тезис – главная мысль автора текста (упрощенно).
  • Проблема текста. Формулировка проблемы (упрощенно).
  • Комментирование проблемы (упрощенно).
  • Выявление и формулировка авторской позиции (упрощенно).
  • Аргументация собственной позиции. Виды аргументов (упрощенно).
  • Работа над композицией. Основные виды вступительной и заключительной части (упрощенно).
  • Алгоритм написания сочинения (упрощенный и наглядный).
  • Речевые клише (адаптированные).
  • Наличие аргументов. Способы оформления (упрощенно).
  • Средства выразительности: фразеологизмы, метафоры, сравнения, сравнительные обороты, эпитеты (адаптированно, с акцентом на наиболее употребительные).
  • Сочинение-рассуждение. Критерии оценки (упрощенные).

Повторение основных разделов русского языка:

  • Лексическое значение слова (в рамках адаптированной программы).
  • Сложные предложения (упрощенно).

Практическая работа:

  • Написание сочинений-рассуждений (адаптированных).
  • Анализ сочинений и работа над ошибками (индивидуально).
  • Диагностические работы (адаптированные варианты ГВЭ).

Планируемые образовательные результаты

  • Личностными результатами освоения элективного курса  являются:
  • формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации;
  •  понимание зависимости успешной социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к самообразованию от уровня владения русским языком;
  • понимание роли русского  языка для самореализации, самовыражения личности в различных областях человеческой деятельности;
  • представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию;

 Метапредметными результатами  освоения элективного курса  выпускниками являются:

  • умение самостоятельно определять цели, планировать решение поставленных задач;
  • умение критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;
  • умение развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных  языковых средств;
  • умение самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
  • сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

Предметными результатами  освоения элективного курса  являются:

владение всеми видами речевой деятельности;

  • умение создавать устные и письменные высказывания,  тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров;
  • умение выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
  • умение подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста;
  • умение правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;
  • умение сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста;
  • умение анализировать текст, определять его тему, проблему и основную мысль;
  • умение соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
  • умение оценивать собственную речь с позиции соответствия языковым нормам;
  •  умение использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.

Календарно-тематический план подготовки к ГИА 12 А на 2024-2025 учебный год.

Дата (неделя, месяц)

Тема урока

Кол-во часов

Форма проведения

09.09

Рассуждение как тип речи: структура (композиция), смысловая целостность, аргументация (авторская позиция, собственная точка зрения) (упрощенно).

1

Беседа с презентацией

16.09

Тезис – главная мысль автора текста (упрощенно).

1

Практическое задание

23.09

Тезис – главная мысль автора текста (упрощенно)

1

Работа с карточками

30.09

Проблема текста. Формулировка проблемы (упрощенно).

1

Работа с текстом

07.10

Комментирование проблемы как аналитико-синтетическая работа с текстом (упрощенно). Типы комментирования (упрощенно).

1

Групповая работа

14.10

Выявление и формулировка авторской позиции (упрощенно).

1

Практическое задание

21.10

Аргументация собственной позиции. Виды аргументов (упрощенно).

1

Дискуссия

11.11

Работа над композицией. Основные виды вступительной и заключительной части (упрощенно).

1

Составление схемы

18.11

Алгоритм написания сочинения (упрощенный и наглядный).

1

Инструктаж

25.11

Алгоритм написания сочинения (упрощенный и наглядный).

1

Практическое задание

02.12

Речевые клише (адаптированные).

1

Работа с таблицей

09.12

Речевые клише (адаптированные).

1

Игровое задание

16.12

Наличие аргументов. Способы оформления (упрощенно).

1

Анализ примеров

23.12

Наличие аргументов. Способы оформления (упрощенно).

1

Практическое задание

13.01

Практическая работа. Написание сочинения-рассуждения (адаптированного).

1

Индивидуальная работа

20.01

Практическая работа. Написание сочинения-рассуждения (адаптированного).

1

Индивидуальная работа

27.01

Анализ работ.

1

Индивидуальная работа

03.02

Средства выразительности: фразеологизмы, метафоры, сравнения, сравнительные обороты, эпитеты (адаптированно, с акцентом на наиболее употребительные).

1

Работа с текстом

10.02

Средства выразительности: фразеологизмы, метафоры, сравнения, сравнительные обороты, эпитеты (адаптированно, с акцентом на наиболее употребительные).

1

Практическое задание

17.02

Практическая работа. Написание сочинения-рассуждения (адаптированного).

1

Индивидуальная работа

24.02

Практическая работа. Написание сочинения-рассуждения (адаптированного).

1

Индивидуальная работа

03.03

Сочинение-рассуждение. Критерии оценки (упрощенные).

1

Беседа с презентацией

10.03

Лексическое значение слова (в рамках адаптированной программы).

1

Работа со словарем

17.03

Сложные предложения (упрощенно).

1

Практическое задание

31.03

Диагностическая работа. Написание сочинения-рассуждения (адаптированного варианта ГВЭ).

1

Индивидуальная работа

07.04

Диагностическая работа. Написание сочинения-рассуждения (адаптированного варианта ГВЭ).

1

Индивидуальная работа

14.04

Анализ ошибок.

1

Индивидуальная работа

21.04

Работа над композицией. Основные виды вступительной части (упрощенно).

1

Практическое задание

28.04

Работа над композицией. Основные виды заключительной части (упрощенно).

1

Практическое задание

05.05

Практическая работа. Написание сочинения-рассуждения (адаптированного).

1

Индивидуальная работа

12.05

Практическая работа. Написание сочинения-рассуждения (адаптированного).

1

Индивидуальная работа

19.05

Анализ ошибок.

1

Индивидуальная работа

Материально-техническое обеспечение:

  • учебный кабинет.
  • компьютер.
  • проектор.
  • экран.
  • наглядные пособия (карточки, схемы, таблицы).
  • раздаточный материал (тексты, задания).
  • словари.
  • справочники.

Оценочные материалы:

  • текущий контроль: устные ответы, письменные работы, тестовые задания.
  • промежуточный контроль: контрольные работы по пройденным темам.
  • итоговый контроль: тренировочные варианты гвэ (адаптированные).
  • оценка осуществляется с учетом индивидуальных особенностей учащихся и адаптированных критериев оценивания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к итоговой аттестации в 11 классе по русскому языку. Пишем часть С

Несколько рекомендаций к написанию экзаменационного эссе...

государственная итоговая аттестация в 9 классе по русскому языку (2014 год)

Структура экзаменационной работы по русскому языку1 часть – написание сжатого изложения по прослушанному тексту публицистического или научного стиля (научно-популярного подстиля).Не менее 70 сло...

Использование кейс – технологий как эффективный метод при подготовке к итоговой аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку.

laquo;Лучший результат, который может выбрать для себя человек, - добиваться самого высокого результата…» Что такое кейс-технология: этимология отражает суть технологии.Отличия от т...

Рекомендации по подготовке к итоговой аттестации в формате ОГЭ по русскому языку.

Тема 1. Рекомендации педагогу по подготовке к проведению ОГЭ по русскому языку.Тема 2. Рекомендации по выполнению 1 части ОГЭ: написание итогового изложения.Тема 3. Рекомендации по выполнению 2 части ...

Список электронных образовательных ресурсов для подготовки к государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ по русскому языку.

Список электронных образовательных ресурсов для подготовки к государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ по русскому языку....

«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к государственной итоговой аттестации в формате ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)» с использованием ИКТ (9 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА русского языка «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к государственной итоговой аттестации в формате ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)» с ...

Эффективная организация работы по подготовке к государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ по русскому языку;

Обобщение и систематизация знаний по русскому языку:- формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.- психологическая подготовка обучающихся в экзаменам;- закрепление н...