ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ В ФОРМЕ ГВЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ"
рабочая программа по русскому языку
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Ленинградской области
«Школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы,
«Красные Зори»
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ 12 КЛАССА
К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ В ФОРМЕ ГВЭ»
(2024-2025 учебный год)
Направленность: Социально-педагогическая
Уровень программы: Адаптированный, коррекционно-развивающий
Возраст обучающихся: 18-20 лет (12 А класс)
Срок реализации: 1 учебный год (2024-2025)
Разработчик: Гоголева А.С., учитель русского языка и литературы
Пояснительная записка
Данная программа внеурочной деятельности разработана для обучающихся 12 класса ГБОУ ЛО "Красные Зори", имеющих умственную отсталость, и направлена на подготовку к итоговой аттестации в форме ГВЭ по русскому языку. Программа адаптирована с учетом психофизических особенностей учащихся с ОВЗ, реализуется на основе принципов доступности, наглядности, индивидуального подхода, коррекционной направленности обучения и воспитания.
Программа учитывает, что у обучающихся с умственной отсталостью наблюдаются трудности в восприятии и понимании сложных текстовых структур, ограниченный словарный запас, трудности в формировании связной речи, сниженный уровень мотивации к обучению. Поэтому основной акцент делается на практическую работу, многократное повторение материала, использование наглядных пособий и карточек-помощников, создание положительной эмоциональной атмосферы.
Цель программы: Обеспечение подготовки обучающихся 12 А класса с умственной отсталостью к успешному прохождению итоговой аттестации в форме ГВЭ по русскому языку.
Задачи программы:
- Обобщение и систематизация знаний по русскому языку, необходимых для ГВЭ (в адаптированном объеме).
- Формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации с учетом особенностей обучающихся с умственной отсталостью.
- Развитие языковой и лингвистической компетенции, адаптированной к уровню понимания обучающихся.
- Совершенствование умений грамотно писать сочинения-рассуждения, адаптированные по сложности и объему.
- Обучение формам обработки информации исходного текста, упрощенным и наглядным.
- Развитие навыков работы с тестовыми заданиями: понимание формулировки, следование инструкциям, соблюдение временных рамок (адаптированных).
- Формирование умения систематизировать знания по русскому языку, необходимые для успешной сдачи экзамена.
- Повышение уровня мотивации к учебной деятельности и уверенности в своих силах.
Формы организации деятельности:
- Индивидуальные и групповые занятия.
- Упрощенные лекции учителя с использованием наглядных материалов.
- Составление обобщающих таблиц и схем (адаптированных).
- Самостоятельная работа учащихся (наблюдения над языковым материалом, их анализ, выводы - упрощенные).
- Самостоятельный отбор материала (с помощью учителя).
- Работа в группах (под руководством учителя).
- Деловые игры и практикумы (упрощенные).
- Написание сочинений-рассуждений (адаптированных по объему и сложности).
- Тренировочные упражнения и практические работы (адаптированные).
- Использование ИКТ (под контролем и с помощью учителя).
Методы и приемы:
- Объяснительно-иллюстративный метод.
- Репродуктивный метод.
- Практический метод.
- Индивидуальный подход.
- Наглядность.
- Повторение и закрепление материала.
- Использование игровых технологий.
- Создание ситуации успеха.
- Поощрение и поддержка.
Планируемые результаты
- Личностные результаты:
- Формирование уважения к русскому языку.
- Развитие положительной мотивации к учебной деятельности.
- Формирование адекватной самооценки и уверенности в своих силах.
- Осознание значимости итоговой аттестации.
- Метапредметные результаты:
- Формирование умения планировать свою деятельность под руководством учителя.
- Развитие умения работать в группе.
- Развитие умения контролировать и оценивать свою работу.
- Формирование умения использовать полученные знания в практической деятельности.
- Предметные результаты:
- Воспроизведение основных теоретических знаний по русскому языку, необходимых для ГВЭ.
- Формирование умения писать сочинения-рассуждения в соответствии с требованиями ГВЭ (в адаптированном варианте).
- Развитие умения анализировать текст и формулировать основную мысль.
- Формирование навыков работы с тестовыми заданиями.
- Повышение уровня грамотности и орфографической зоркости (в рамках адаптированной программы).
Содержание программы
Программа включает следующие разделы:
Теория и практика написания сочинения-рассуждения:
- Рассуждение как тип речи: структура (композиция), смысловая целостность, аргументация (авторская позиция, собственная точка зрения) (упрощенно).
- Тезис – главная мысль автора текста (упрощенно).
- Проблема текста. Формулировка проблемы (упрощенно).
- Комментирование проблемы (упрощенно).
- Выявление и формулировка авторской позиции (упрощенно).
- Аргументация собственной позиции. Виды аргументов (упрощенно).
- Работа над композицией. Основные виды вступительной и заключительной части (упрощенно).
- Алгоритм написания сочинения (упрощенный и наглядный).
- Речевые клише (адаптированные).
- Наличие аргументов. Способы оформления (упрощенно).
- Средства выразительности: фразеологизмы, метафоры, сравнения, сравнительные обороты, эпитеты (адаптированно, с акцентом на наиболее употребительные).
- Сочинение-рассуждение. Критерии оценки (упрощенные).
Повторение основных разделов русского языка:
- Лексическое значение слова (в рамках адаптированной программы).
- Сложные предложения (упрощенно).
Практическая работа:
- Написание сочинений-рассуждений (адаптированных).
- Анализ сочинений и работа над ошибками (индивидуально).
- Диагностические работы (адаптированные варианты ГВЭ).
Планируемые образовательные результаты
- Личностными результатами освоения элективного курса являются:
- формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации;
- понимание зависимости успешной социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к самообразованию от уровня владения русским языком;
- понимание роли русского языка для самореализации, самовыражения личности в различных областях человеческой деятельности;
- представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию;
Метапредметными результатами освоения элективного курса выпускниками являются:
- умение самостоятельно определять цели, планировать решение поставленных задач;
- умение критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;
- умение развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных языковых средств;
- умение самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Предметными результатами освоения элективного курса являются:
владение всеми видами речевой деятельности;
- умение создавать устные и письменные высказывания, тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров;
- умение выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
- умение подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста;
- умение правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;
- умение сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста;
- умение анализировать текст, определять его тему, проблему и основную мысль;
- умение соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
- умение оценивать собственную речь с позиции соответствия языковым нормам;
- умение использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
Календарно-тематический план подготовки к ГИА 12 А на 2024-2025 учебный год.
Дата (неделя, месяц) | Тема урока | Кол-во часов | Форма проведения |
09.09 | Рассуждение как тип речи: структура (композиция), смысловая целостность, аргументация (авторская позиция, собственная точка зрения) (упрощенно). | 1 | Беседа с презентацией |
16.09 | Тезис – главная мысль автора текста (упрощенно). | 1 | Практическое задание |
23.09 | Тезис – главная мысль автора текста (упрощенно) | 1 | Работа с карточками |
30.09 | Проблема текста. Формулировка проблемы (упрощенно). | 1 | Работа с текстом |
07.10 | Комментирование проблемы как аналитико-синтетическая работа с текстом (упрощенно). Типы комментирования (упрощенно). | 1 | Групповая работа |
14.10 | Выявление и формулировка авторской позиции (упрощенно). | 1 | Практическое задание |
21.10 | Аргументация собственной позиции. Виды аргументов (упрощенно). | 1 | Дискуссия |
11.11 | Работа над композицией. Основные виды вступительной и заключительной части (упрощенно). | 1 | Составление схемы |
18.11 | Алгоритм написания сочинения (упрощенный и наглядный). | 1 | Инструктаж |
25.11 | Алгоритм написания сочинения (упрощенный и наглядный). | 1 | Практическое задание |
02.12 | Речевые клише (адаптированные). | 1 | Работа с таблицей |
09.12 | Речевые клише (адаптированные). | 1 | Игровое задание |
16.12 | Наличие аргументов. Способы оформления (упрощенно). | 1 | Анализ примеров |
23.12 | Наличие аргументов. Способы оформления (упрощенно). | 1 | Практическое задание |
13.01 | Практическая работа. Написание сочинения-рассуждения (адаптированного). | 1 | Индивидуальная работа |
20.01 | Практическая работа. Написание сочинения-рассуждения (адаптированного). | 1 | Индивидуальная работа |
27.01 | Анализ работ. | 1 | Индивидуальная работа |
03.02 | Средства выразительности: фразеологизмы, метафоры, сравнения, сравнительные обороты, эпитеты (адаптированно, с акцентом на наиболее употребительные). | 1 | Работа с текстом |
10.02 | Средства выразительности: фразеологизмы, метафоры, сравнения, сравнительные обороты, эпитеты (адаптированно, с акцентом на наиболее употребительные). | 1 | Практическое задание |
17.02 | Практическая работа. Написание сочинения-рассуждения (адаптированного). | 1 | Индивидуальная работа |
24.02 | Практическая работа. Написание сочинения-рассуждения (адаптированного). | 1 | Индивидуальная работа |
03.03 | Сочинение-рассуждение. Критерии оценки (упрощенные). | 1 | Беседа с презентацией |
10.03 | Лексическое значение слова (в рамках адаптированной программы). | 1 | Работа со словарем |
17.03 | Сложные предложения (упрощенно). | 1 | Практическое задание |
31.03 | Диагностическая работа. Написание сочинения-рассуждения (адаптированного варианта ГВЭ). | 1 | Индивидуальная работа |
07.04 | Диагностическая работа. Написание сочинения-рассуждения (адаптированного варианта ГВЭ). | 1 | Индивидуальная работа |
14.04 | Анализ ошибок. | 1 | Индивидуальная работа |
21.04 | Работа над композицией. Основные виды вступительной части (упрощенно). | 1 | Практическое задание |
28.04 | Работа над композицией. Основные виды заключительной части (упрощенно). | 1 | Практическое задание |
05.05 | Практическая работа. Написание сочинения-рассуждения (адаптированного). | 1 | Индивидуальная работа |
12.05 | Практическая работа. Написание сочинения-рассуждения (адаптированного). | 1 | Индивидуальная работа |
19.05 | Анализ ошибок. | 1 | Индивидуальная работа |
Материально-техническое обеспечение:
- учебный кабинет.
- компьютер.
- проектор.
- экран.
- наглядные пособия (карточки, схемы, таблицы).
- раздаточный материал (тексты, задания).
- словари.
- справочники.
Оценочные материалы:
- текущий контроль: устные ответы, письменные работы, тестовые задания.
- промежуточный контроль: контрольные работы по пройденным темам.
- итоговый контроль: тренировочные варианты гвэ (адаптированные).
- оценка осуществляется с учетом индивидуальных особенностей учащихся и адаптированных критериев оценивания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к итоговой аттестации в 11 классе по русскому языку. Пишем часть С
Несколько рекомендаций к написанию экзаменационного эссе...
государственная итоговая аттестация в 9 классе по русскому языку (2014 год)
Структура экзаменационной работы по русскому языку1 часть – написание сжатого изложения по прослушанному тексту публицистического или научного стиля (научно-популярного подстиля).Не менее 70 сло...

Использование кейс – технологий как эффективный метод при подготовке к итоговой аттестации в форме ЕГЭ по русскому языку.
laquo;Лучший результат, который может выбрать для себя человек, - добиваться самого высокого результата…» Что такое кейс-технология: этимология отражает суть технологии.Отличия от т...

Рекомендации по подготовке к итоговой аттестации в формате ОГЭ по русскому языку.
Тема 1. Рекомендации педагогу по подготовке к проведению ОГЭ по русскому языку.Тема 2. Рекомендации по выполнению 1 части ОГЭ: написание итогового изложения.Тема 3. Рекомендации по выполнению 2 части ...

Список электронных образовательных ресурсов для подготовки к государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ по русскому языку.
Список электронных образовательных ресурсов для подготовки к государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ по русскому языку....

«Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к государственной итоговой аттестации в формате ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)» с использованием ИКТ (9 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА русского языка «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к государственной итоговой аттестации в формате ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)» с ...

Эффективная организация работы по подготовке к государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ по русскому языку;
Обобщение и систематизация знаний по русскому языку:- формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.- психологическая подготовка обучающихся в экзаменам;- закрепление н...
