Экзаменационные варианты по русскому языку
учебно-методическое пособие по русскому языку (11 класс)

Артюшенкова Светлана Евгеньевна

4 варианта для экзамена СПО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekzamen_po_russkomu.docx70.38 КБ

Предварительный просмотр:

Вариант 1

1. В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

  1. позвонИм    2. рвалА      3. грАжданство      4. каталОг

2. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

1. ВРЕМЕННОЙ фактор сыграл на руку всему коллективу управления культуры.

2. Красная Армия после тяжёлых поражений ВЫРОВНЯЛА фронт.

3. В стройных звуках льются песни ГАРМОНИЧЕСКОЙ волной.

4. Обращаюсь к собравшимся с ЕДИНИЧНОЙ просьбой подождать ещё неделю.

3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  1. лягте (на пол)      2. их работа      3. горячие супы      4. шестистами учениками

4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Заметив красный сигнал светофора,

  1. водитель остановил машину.            2. мне пришлось применить экстренное торможение.

     3.   быстро остановиться не удалось.                   4. у водителя зазвонил телефон.

5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

  1.  Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.
  2. «Мойдодыр», написанный Корнеем Чуковским и опубликованный в 20-е годы ХХ века, стал одним из самых любимых детьми произведений.
  3. М. Горький в одной из своих статей отмечает, что поэты до Пушкина совершенно не знали народа, не интересовались его судьбой, редко писали о нём.
  4. Те, кто с детства стремится к мечте, часто реализуют свои жизненные планы.

6. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса, окончания?

1. примиряющий       2. засекречивая       3. разобщение       4. сторожка

7. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

  1. Наконец-то мы вышли на шоссейную дорогу, по которой раньше часто ездили в районный центр.
  2. Воздух был полон острой свежести, которая ощущается только после грозы.
  3. Ёлки, которые скромно прятались в роскоши лиственных деревьев, теперь вытянулись вперёд и протянули ветки.
  4. И здесь, в этом уникальном заповеднике, нашлись люди, которые с жаром принялись за дело.

(1)… (2)Деревянные парусные корабли, сблизившись, в упор палили друг в друга чугунными ядрами из небольших заряжаемых с дула пушек. (3)Поскольку энергии ядер редко хватало на то, чтобы вывести корабль из строя, бой мог заканчиваться и абордажем. (4)При этом с атакующего корабля, сцепившегося своим бортом с бортом противника, на вражескую палубу высаживались матросы, которые в рукопашной схватке старались завладеть неприятельским судном. (5)… промышленная революция XIX века очень быстро внесла коррективы в эту область военного дела, и первым важным нововведением стали паровые машины. (6)Их установка на военные суда устраняла прежнюю зависимость от силы и направления ветра, позволяла свободно маневрировать, выбирая положение, наиболее выгодное для ведения огня и при этом обеспечивающее наименьшую уязвимость от огня противника.

8. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1. Ненадёжность первых паровых машин и их размеры вызывали у моряков довольно скептическое отношение.

2. Ещё в первой трети XIX века морские сражения мало отличались от тех, что происходили за сто лет до этого.

3. Наряду с артиллерией появились и другие виды морского оружия.

4. Впервые паровые машины приняли участие в боевых действиях во время Крымской войны.

9. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

  1. стали машины (предложение 5)
  2. корабли в упор палили (предложение 2)
  3. вывести из строя (предложение 3)
  4. матросы старались завладеть (предложение 4)

10. Укажите верную характеристику третьего предложения текста.

  1. сложное бессоюзное                  
  2. сложноподчинённое
  3. простое с однородными членами
  4. сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями

11. Укажите предложение, в котором есть страдательное причастие настоящего времени

  1. 5                   2.  2                    3.  6                              4.  4

12. Укажите значение слова КОРРЕКТИВА (КОРРЕКТИВЫ) (предложение 5).

  1. Вежливость     2. Соотношение      3. Ошибка      4. Поправка

13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

Туристы восторже(1)о говорили о комфортных условиях проживания в ультрасовреме(2)ой гости(3)ице, возведё(4)ой на берегу моря.

  1. 1, 2           2. 2, 3          3. 1, 2, 4            4. 1, 2, 3, 4

14. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

  1. прогр..ссивный, с..нкционировать, возр..ст
  2. в..рховье, разв..твление, ш..птаться
  3. отб..рает, орнам..нт, прогр..ммировать
  4. осл..плённый, к..снулся, сув..ренитет

15. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

  1. по..кладка, о..бойный, на..строчный
  2. пр..встать, пр..клеить, пр..школьный
  3. на..граться, сверх..нвестиции, из..скать
  4. бар..ерный, с..язвить, обез..яна

16. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

  1. произнос..шь, преобразу..мый
  2. относ..шься, распущ..нный
  3. засмотр..шься, замет..вший
  4. перекин..шь, сломл..нный

17. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?

A. высаж..вать    Б. подстра..вающаяся    B. гуж..вая    Г. выносл..вый

  1. А, Г               2. В               3. Б, В, Г               4. А, Б

18. В каком предложении НЕ (НИ) со словом пишется раздельно?

  1. Наступила осень с (не)скончаемыми дождями, мокрыми дорогами, с тоской по вечерам
  2. Дон в месте переправы далеко (не)широкий, всего около сорока метров
  3. (Ни)кто в пьесе не соглашается с Чацким в том, что прислуживаться безнравственно.
  4. Где-то здесь, в нескольких шагах, раздавались (не)забываемые трели соловья, и тишина наполнилась дивными звуками.

19. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

  1. (ЗА)ЧАСТУЮ мы даже не представляем, (НА)СКОЛЬКО человеку важно понять, что является для него в жизни главным.
  2. Ни громоотводы, ни вечный двигатель городу Калинову не нужны, ПОТОМУ(ЧТО) всему этому (ПО)ПРОСТУ нет места в патриархальном мире.
  3. Можно (ПО)РАЗНОМУ объяснить сцену словесного поединка Базарова и Павла Петровича, и (ПО)НАЧАЛУ может показаться, что прав нигилист.
  4. ЧТО(БЫ) вернуть Радищева современному читателю, необходимо попытаться беспристрастно оценить его философские взгляды, ТАК(ЖЕ) как и литературное творчество.

20. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении.

М.В. Ломоносовым было намечено разграничение знаменательных и служебных слов ( ) и в дальнейшем это разграничение поддерживалось крупнейшими представителями русской науки.

  1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.
  2. Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна
  3. Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
  4. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Первая выставка передвижников (1) открывшаяся в 1871 году (2) убедительно продемонстрировала существование в живописи (3) складывавшегося на протяжении 60-х годов (4) нового направления.

  1. 1, 2, 4            2. 1, 2             3. 3, 4                4. 1, 2, 3, 4

Прочитайте текст и выполните задания 22-24.

  (1)У самого берега лежали два камня − два неразлучных и давних приятеля. (2) Целыми днями грелись они в лучах южного солнца и, казалось, счастливы были, что море шумит в стороне и не нарушает их спокойного и мирного уюта.

(3)Но вот однажды, когда разгулялся на море шторм, кончилась дружба двух приятелей: одного из них подхватила забежавшая на берег волна и унесла с собой далеко в море. (4)Другой камень, уцепившись за гнилую корягу, сумел удержаться на берегу и долго не мог прийти в себя от страха. (5)А когда немного успокоился, нашёл себе новых друзей. (6)Это были старые, высохшие и потрескавшиеся от времени комья глины. (7)Они с утра до вечера слушали рассказы Камня о том, как он рисковал жизнью, какой подвергался опасности во время бури. (8)И, ежедневно повторяя им эту историю, Камень, в конце концов, почувствовал себя героем.

  (9)Шли годы. (10)Под лучами жаркого солнца Камень и сам растрескался и уже почти ничем не отличался от своих друзей − комьев глины. (11)Но вот набежавшая волна выбросила на берег блестящий Кремень, каких ещё не видали в этих краях.

(12)− Здравствуй, дружище! − крикнул он Растрескавшемуся Камню.

(13)Старый Камень был удивлён.

(14)− Извините, я вас впервые вижу.

(15)− Эх, ты! (16)Впервые вижу! (17)Забыл, что ли, сколько лет провели мы вместе на этом берегу, прежде чем меня унесло в море?

(18)И он рассказал своему старому другу, что ему пришлось пережить в морской пучине и как всё-таки там было здорово, интересно.

(19)− Пошли со мной! − предложил Кремень. (20)− Ты увидишь настоящую жизнь, узнаешь настоящие бури.

(21)Но его друг, Растрескавшийся Камень, посмотрел на комья глины, которые при слове «бури» готовы были совсем рассыпаться от страха, и сказал:

(22)− Нет, это не по мне. (23)Я и здесь прекрасно устроен.

(24)−Что ж, как знаешь! − Кремень вскочил на подбежавшую волну и умчался

в море.

  (25)Долго молчали все оставшиеся на берегу. (26)Наконец Растрескавшийся

Камень сказал:

(27)− Повезло ему, вот и зазнался. (28)Разве стоило ради него рисковать жизнью?

 (29)Где же правда? (30)Где справедливость? (31)И комья глины согласились с ним, что справедливости в жизни нет.

  (по Ф.Д. Кривину*)

  *Феликс Давидович Кривин (род. в 1928 г. в городе Мариуполе) – русский, советский писатель, поэт, прозаик. Феликс Кривин – автор десятков книг, выходивших с начала 1960-х годов в различных издательствах Советского Союза. Сотрудничал с Аркадием Райкиным, для которого писал интермедии. В 1998 г. выехал на постоянное место жительства в Израиль.

22.  Из предложения 4 выпишите фразеологизм.

23. Из предложений 6-8 выпишите словосочетание, в котором использована связь примыкание.  

24. Напишите сочинение по прочитанному тексту Ф.Д. Кривина, придерживаясь следующей схемы:

  • Вступление;
  • Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста;
  • Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его;
  • Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт (минимум – два аргумента). Избегайте чрезмерного цитирования. Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними;
  • Заключение (вывод).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Вариант 2

1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

  1. тОрты          2. бАлуешься            3. газопрОвод             4. катАлог

2. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

  1. Мучительно постоянно чувствовать себя ВИНОВАТЫМ.
  2. Княжну выдавала ВЕЛИКАЯ поступь.
  3. КОМАНДИРОВАННЫЙ следователь прибыл в город в шесть часов вечера и сразу же приступил к работе.
  4. Поражал ВОИНСТВЕННЫЙ вид начальника смены.

3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1. пара туфлей            

2. молодые офицеры          

3. с двумястами пассажирами      

4. длиннейший

4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Соблюдая правила дорожного движения,

  1. у инспекторов ГАИ станет меньше работы.        2. водитель не превышал скорость.

3.   спокойно спится по ночам.                                   4. у меня зазвонил сотовый телефон.

5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

  1. Никто, даже специалисты с большим опытом работы, не мог определить причину происшествия.
  2. Губернатор области обещал, что подача электроэнергии в дома будет восстановлена 31 декабря.
  3. Те, кто побывал на авиакосмическом салоне МАКС-2011 в г. Жуковском, остались довольны увиденным.
  4. С 1 июля началась выдача новых паспортов, содержащая закодированные сведения об их владельцах.

6. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?  

1. перегрузка      2. возмужавший      3. свинцовый      4. выпадая

7. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

  1. Французские слова и выражения, которые проникают в русский язык, называют галлицизмами.
  2. Окружающая среда, в которой существуют живые организмы, постоянно меняется.
  3. В целях содействия развитию литературы и литературного языка в XVIII веке была создана Российская Академия, которая стала основным научным центром изучения русского языка и словесности.
  4. Во второй половине XVIII века французское влияние на речь русских дворян, которое сыграло важную роль в процессе европеизации русского литературного языка, становится преобладающим.

(1)... (2)К такому выводу пришли голландские учёные, протестировав около шестисот человек в возрасте восьмидесяти пяти лет. (З)Оказалось, что среди исследуемых «быстрее соображали» 33% женщин и только 28% мужчин. (4)А хорошую память имели соответственно 29 и 11%. (5)По мнению специалистов, столь неодинаковые показатели обусловлены скорее всего биологической разницей между полами. (6)... женщины в пожилом возрасте реже страдают атеросклерозом, а значит, их мозг лучше снабжается кровью. (7)К тому же представительницы слабого пола имеют обычно меньший рост и вес. (8)Сердцу же высоких мужчин труднее накачивать кровь в голову против силы тяжести, поэтому обменные процессы в их головном мозге замедляются.

8. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым (1) в этом тексте?

  1. В пожилом возрасте мужчины и женщины страдают от различных заболеваний, поэтому их умственные способности понижаются.
  2. В пожилом возрасте как у мужчин, так и у женщин сохраняются те же умственные способности, которые были у них в зрелом возрасте.
  3. В пожилом возрасте умственные способности у женщин, как правило, выше, а память лучше, чем у мужчин.
  4. Атеросклероз — грозное заболевание, как правило, пожилых людей, из-за чего страдают их память и умственные способности.

9. Какие слова (сочетания слов) являются грамматической основой в восьмом (8) предложении текста или в одной из частей этого предложения?

  1. процессы замедляются        2. силы тяжести замедляются

3.   накачивать процессы           4. труднее замедляются

10. Укажите верную характеристику пятого (5) предложения текста.

  1. простое осложнённое          
  2. сложноподчинённое
  3. сложное с подчинительной и сочинительной связью между частями        
  4. сложносочинённое

11. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ТРУДНЕЕ в восьмом (8) предложении текста.

  1. прилагательное в сравнительной степени       2. прилагательное в превосходной степени

3.   наречие в сравнительной степени                    4. наречие в превосходной степени

12. Укажите значение слова СТРАДАЮТ в предложении 6.

  1. испытывают нравственные муки                      2. имеют болезнь, недомогание

3.   томятся, тоскуют                                                4. бывают плохими, несовершенными

13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

Своеобразие художестве(1)ого мира ра(2)их повестей Н.В. Гоголя связа(3)о с использованием фольклорных традиций: име(4)о в народных сказаниях, полуязыческих легендах и преданиях писатель нашёл темы и сюжеты для своих произведений.

  1. 1, 2, 3                 2. 2, 3, 4                   3. 1, 3               4. 1, 2, 4

14. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

  1. заг..рел, г..родовой, дв..жение
  2. д..ревья, л..шадиный, п..рилка
  3. изл..жение, отр..сль, разв..вать (силу)
  4. к..пейка, б..трак, оз..рение

15. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

  1. пр..ключение, пр..дорожный, пр..странный
  2. в..пахать, бе..перспективность, ра..бередить
  3. с..мкнёт, под..двинуть, пр..родитель
  4. без..нтересный, под..грать, пред..нфарктный

16. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?

  1. стел..шь, перекормл..нный
  2. прокрут..шь, перевид..в
  3. доброc..шь, независ..мый
  4. просмотр..шь, недостро..нный

17. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?

А. никел..вый             Б. достра..вать      В. приветл..во              Г. оскуд..вать

1. А, Б, Г                 2. А, Б, В                   3. В, Г             4. А, Г

18. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

  1. Совершён далеко (не)оправданный поступок.     2. Я (не)должен повторять приказ дважды.

3.  Капля (не)велика, а камень разрушает.    4. Документы (не)удалось собрать к назначенному сроку.

19. В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?

  1. ЧТО(БЫ) сохранить урожай до весны, нужно (В)ТЕЧЕНИЕ всего срока поддерживать в погребе определённую температуру и влажность.
  2. (НА)КОНЕЦ-то прозвучала долгожданная команда, и (В)СКОРЕ отряд двинулся в путь.
  3. (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ всего дня небо хмурилось, (ПО)ЭТОМУ идти в лес за грибами расхотелось.
  4. ТАК(ЖЕ), как и другие сослуживцы, Яковлев был доволен новым назначением, ПОТОМУ(ЧТО) впереди его ждали интересная дорога и интересные встречи.

20. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Ветер всё свистел ( ) и барометр падал.

  1. Сложносочинённое предложение, перед союзом И не нужна запятая.
  2. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И не нужна запятая.
  3. Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
  4. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Лариса никогда не любила море (1) и (2) хотя врачи прописали ей тёплый климат и солёную воду (3) она снова уехала в горы (4) когда начался отпуск.

1.   1, 2, 4                  2. 1, 2                 3. 3, 4                 4. 1, 2, 3, 4

Прочитайте текст и выполните задания 22-24.

(1)Почему-то многие современные эстрадные «звёзды» с особенным удовольствием говорят о том, как плохо они учились в школе. (2)Кому-то объявляли выговоры за хулиганство, кого-то оставляли на второй год, кто-то доводил педагогов до обморочного состояния своими умопомрачительными причёсками... (3)Можно по-разному относиться к подобным откровениям наших «звёзд»: одних эти рассказы об озорном детстве приводят в умиление, другие начинают ворчливо сетовать на то, что сегодня путь на сцену открыт только бездарям и невеждам.

(4)Но больше всего беспокоит реакция подростков. (5)У них возникает стойкое убеждение, что наиболее короткий путь к известности пролегает через детскую комнату милиции. (6)Они-то всё принимают за чистую монету. (7)Они далеко не всегда понимают, что рассказы о «безбашенном» детстве, когда будущая «звезда» поражала всех окружающих своим экзотическим своеобразием, – это всего лишь сценическая легенда, что-то вроде концертного костюма, который отличает артиста от обычного человека. (8)Подросток не просто воспринимает информацию, он её активным образом преобразовывает. (9)Эта информация становится основой для его жизненной программы, для выработки путей и способов достижения цели. (10)Вот почему человек, который что-то вещает на многомиллионную аудиторию, должен обладать высоким чувством ответственности.

(11)На самом ли деле он выражает свои мысли или бессознательно продолжает сценическую игру и говорит то, чего от него ждут поклонники? (12)Посмотрите: я «свой», такой же, как все. (13)Отсюда и иронично-снисходительное отношение к образованности, и кокетливое ёрничанье: «Ученье  свет, а неученье – приятный полумрак», и надменное самолюбование. (14)Но вот передача закончилась. (15)Что осталось в душе тех, кто слушал артиста? (16)Какие семена он посеял в доверчивых сердцах? (17)Кого он сделал лучше? (18)Кого он направил на путь творческого созидания? (19)Когда одному известному ди-джею молоденькая журналистка задала эти вопросы, он просто фыркнул: да идите вы, я совсем не для этого... (20)И в этом недоуменном возмущении «поп-звезды» проявляется её гражданская незрелость, её человеческая «недообразованность». (21)А человек, который ещё не построил себя как личность, не осознал своей миссии в обществе, становится покорным слугой толпы, её вкусов и потребностей. (22)Он, может быть, и умеет петь, но не знает, для чего поёт.

(23)Если искусство не зовёт к свету, если оно, хихикая и лукаво подмигивая, тащит человека в «приятный полумрак», если оно ядовитой кислотой иронии уничтожает незыблемые ценности, тогда возникает резонный вопрос: а нужно ли такое «искусство» обществу, достойно ли оно того, чтобы стать частью национальной культуры?

(по И.В. Гонцову*)

*Игорь Владимирович Гонцов  современный публицист.

22. Из предложения 23 выпишите антонимы (антонимическую пару). 

23. Из предложений 15-17 выпишите словосочетание, в котором использована связь примыкание.  

24. Напишите сочинение по прочитанному тексту И.В. Гонцова, придерживаясь следующей схемы:

  • Вступление;
  • Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста;
  • Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его;
  • Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт (минимум – два аргумента). Избегайте чрезмерного цитирования. Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними;
  • Заключение (вывод).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Вариант 3

1. В каком слове неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

  1. позвонИм                    2. рвалА                 3. намерЕние                 4. газопровОд

2. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

  1. Митрофанушка из известной комедии Д.Фонвизина «Недоросль», по признанию некоторых его учителей, – полный НЕВЕЖДА.
  2. Несколько ДЮЖИХ казаков связали офицера верёвками.
  3. В запушённые ИЗМОРОСЬЮ окна проникал розовый студёный свет.
  4. За коренным населением Америки осталось название «ИНДЕЙЦЫ».

3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  1. пара носков        2. несколько кухонь       3. о семиста семьдесят девяти рублях    

4.  класть на стол

4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Посетив выставку фотографий,

  1. я долго размышлял.                                         2. у нас состоялась бурная дискуссия.

3.   начинается обсуждение увиденного.             4. время пролетело быстро.

5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

  1. В советском сериале Т. Лиозновой «Семнадцати мгновениях весны» заняты талантливые актёры кино и театра.
  2. Все, кто слышал радиодиктора Юрия Левитана, поражались его великолепному голосу.
  3. Не только соседи по подъезду, но и все жители этого многоквартирного дома подписали письмо с требованием провести капитальный ремонт кровли.
  4. Было заявлено, что собрание состоится на следующей неделе и что необходимо подготовить выступления.

6. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

1. зачеркнув   2. возвращение   3. по-дружески   4. отрезанный

7. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

  1. Теперь химики приготовляют синтетическое волокно, которое не загнивает в воде.
  2. В городском поселении Удельная (Московская область) работает единственная в стране биофабрика, которая выращивает медицинских пиявок и поставляет их в медицинские учреждения России.
  3. Деревня, возле которой студенты расположились на отдых, находилась севернее старинного городка С.
  4. Вероника подарила матери золотое кольцо, которое понравилось ей с первой минуты.

(1)... (2)В русском национальном языке выделяется его обработанная и нормированная часть, которая называется языком литературным. (3)Литературный язык есть тот же народный русский язык, только обработанный мастерами, то есть учёными, выдающимися писателями, авторитетными работниками СМИ, другими образцовыми носителями языка. (4)... в литературном языке произношение слов, выбор места ударения в них, употребление грамматических форм подчиняются определённым правилам, или нормам.

8. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым (1) в этом тексте?

  1. В современной России русский язык в школе изучается с 1 класса.
  2. Широко известны яркие и проникновенные высказывания М.В. Ломоносова о русском языке.
  3. Русский язык – это национальный язык русского народа, язык межнационального общения народов России.
  4. Школьный курс русского языка рассчитан на 11 лет обучения.

9. Какие слова (сочетания слов) являются грамматической основой во втором (2) предложении текста или в одной из частей этого предложения?

  1. выделяется часть                                      2. часть называется

3.  часть выделяется, называется                  4. которая выделяется

10. Укажите верную характеристику третьего (3) предложения текста.

  1. простое осложнённое     2. сложноподчинённое      3. сложное бессоюзное    

4. сложносочинённое

11. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ОБРАБОТАННЫЙ в третьем (3) предложении текста.

  1. полное прилагательное                                2. действительное причастие

3.   деепричастие                                                 4. страдательное причастие

12. Укажите значение слова ЯЗЫК в предложении 3.

  1. важнейшее средство общения людей       2. орган в полости рта

3.  орган речи                                      4. пленный, от которого можно узнать нужные сведения

13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

Пусты(1)ы и печальны эти горы в осе(2)ий ветре(3)ый день.

  1. 1             2. 3          3. 1, 2              4. 1, 3

14. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

  1. запр..гать, ск..льзить, м..рской (прибой)
  2. ум..рать, пров..ряющий, прод..вать
  3. п..ровой, к..ллекция, л..нгвистика
  4. бл..стать, вет..ранский, прод..вая

15. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

  1. из..ясняешься, под..езд, с..язвить
  2. пр..вержен, пр..града, пр..одоление
  3. ра..критиковать, не..держанный, бе..грамотно
  4. о..дана, на..стройка, пре..ставление

16. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?

  1. продерж..шь, просматрива..мый
  2. перекрас..шь, довер..вший
  3. засе..шь, невид..мый
  4. запряч..шь, независ..мая

17. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?

A. глуб..на            Б. кра..шек            B. коч..вавший        Г. затраг..вать

  1. А, Г         2. В           3. Б, В, Г           4. Б, В

18. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

  1. Солнце (не)спешно передвигалось по небу, а мы всё шли вдоль реки.
  2. В данном муниципальном округе выборы депутатов признаны (не)состоявшимися.
  3. Все матросы, (не)занятые вахтой, вышли на верхнюю палубу.
  4. Многие (не)долюбливали Беликова за его склочный характер.

19. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

  1. Выглянув, оба лица ТУТ(ЖЕ) спрятались, (ПО)ЭТОМУ пришлось постучать в окно ещё раз.
  2. Берись ЗА(ТО), к чему ты сроден, коль хочешь, ЧТО(Б) в делах успешный был конец.
  3. (В)ПОСЛЕДСТВИИ движение по улице запретили, (ПО)ТОМУ приходилось делать крюк.
  4. (ПО)ТОМУ, как вела себя собака, и по насторожённым ушам видно было, что она ЧТО(ТО) учуяла.

20. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Пробежало это облако () и за ним медленно поплыли другие облака.

  1. Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
  2. Сложносочинённое предложение, перед союзом И не нужна запятая.
  3. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
  4. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И не нужна запятая.

21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Парень оскалил зубы (1) и (2) сделав страшную рожу (3) уставился на нас (4) вытаращенными глазами.

  1. 1, 3               2. 2, 3              3. 1, 2, 3               4. 1, 3, 4

Прочитайте текст и выполните задания 22-24.

(1)С тех пор как он поверил, что, ежедневно тренируясь, сможет научиться летать без ног и снова стать полноценным лётчиком, им овладела жажда жизни и деятельности.

(2)Теперь у него была цель жизни: он должен вернуться к профессии истребителя. (3)Ещё в ранней юности привыкший осмысливать свою жизнь, он прежде всего точно определил, что он должен сделать, чтобы достичь этого как можно скорее, не тратя попусту драгоценного времени.

(4)Гимнастика ног причиняла острую боль, но Мересьев с каждым днём отводил ей на минуту больше, чем вчера. (5)Это были страшные минуты, когда слёзы сами лились из глаз и приходилось до крови кусать губы, чтобы сдержать невольный стон. (6)После каждого такого упражнения он бессильно падал на подушку с мыслью: сумеет ли он снова возобновить их? (7)Но приходило положенное время, и он принимался за своё.

(8)Он часто видел себя во сне здоровым, быстрым. (9)То по тревоге несётся во весь опор к самолёту, с ходу вспрыгивает на крыло, садится в кабину и пробует ногами рули. (10)То вместе с Олей, взявшись за руки, бегут они что есть духу по цветущей степи, бегут босиком, ощущая ласковое прикосновение влажной и тёплой земли. (11)Как тяжело после этого просыпаться!

(12)Всё с большим и большим упорством стремился он к намеченной цели, и в упражнениях, которые с таким упорством проводил Алексей, было что-то фанатическое. (13)Никто в палате, конечно, не верил в возможность летать без ног, однако упорство товарища все уважали и, скрывая это за шутками, пожалуй, даже преклонялись перед ним.

(14)Однажды летним утром пожилой человек в железных очках принёс ему пару протезов, очень ловко сконструированных и пригнанных по мерке.

– (15)Ну, в добрый час, – сказал старый мастер.

(16)Мересьев сделал несколько осторожных шагов, и дались они ему, эти первые шаги, с таким трудом, что, дойдя до двери и обратно, он почувствовал, будто бы куль муки втащил на пятый этаж. (17)Добравшись до койки, он повалился на неё грудью, не имея сил даже повернуться на спину.            

– (18)Спасибо, спасибо, старик, знатная работа, – бормотал Алексей.

(19)Пренебрегая болью, он начал заново учиться ходить – взад-вперёд по коридору, размеренно, неутомимо двигался старший лейтенант Мересьев, с каждым днём удлиняя путь.

(20)«Славный малый! – думал про него Гвоздев. – (21)Экая силища в этом человеке!»

...(22)И вот в оттепельный мартовский день Алексей поднялся на своём истребителе в небо и ощутил вдруг, что машина ему послушна, что он чувствует её всем своим существом. (23)3а какой-то невидимой чертой были подведены итоги его упорных тренировок. (24)Он перешёл эту черту и теперь легко, без напряжения пожинал плоды многих и многих дней тяжёлого труда. (25)Он добился главного, о чём так долго мечтал: он опять летал.

(По Б. Полевому*)

* Полевой Борис Николаевич (Кампов Борис Николаевич) (1908-1981) – русский советский писатель. Широкую известность получила книга «Повесть о настоящем человеке», в основе которой – реальный подвиг Героя Советского Союза лётчика А.П. Маресьева. 

22. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Алексей Мересьев упорно и фанатично тренировался?»

1) Им овладела жажда жизни и деятельности.

2) Алексей страстно желал вернуться к профессии истребителя.

3) Алексей не хотел разочаровывать старого мастера, который сделал ему протезы.

4) Он был уверен, что гимнастика вернёт ему здоровье.

23. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Гимнастика ног причиняла острую боль, но Мересьев с каждым днём отводил ей на минуту больше, чем вчера.

2) Однажды летним утром пожилой человек в железных очках принёс ему пару протезов, очень ловко сконструированных и пригнанных по мерке.

3) – Спасибо, спасибо, старик, знатная работа, – бормотал Алексей.

4) Он перешёл эту черту и теперь легко, без напряжения пожинал плоды многих и многих дней тяжёлого труда.

24. Напишите сочинение по прочитанному тексту Б.Н. Полевого, придерживаясь следующей схемы:

  • Вступление;
  • Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста;
  • Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его;
  • Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт (минимум – два аргумента). Избегайте чрезмерного цитирования. Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними;
  • Заключение (вывод).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Вариант 4

1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

  1. намерЕние             2. газопрОвод            3. начатА            4. алфАвит

2. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?

  1. По ГОДИЧНЫМ кольцам на срезе ствола дерева мы определили его возраст.
  2. Студенты с интересом изучали ГУМАННЫЕ науки.
  3. Представитель нашей делегации ДЕМОНСТРАТИВНО вышел из зала заседаний.
  4. Научный руководитель ДИПЛОМНИКА с интересом прочитал его работу.

3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

  1. одна тапка           2. обыски          3. шестиста трёх рублей          4. наилучший

4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Быстро проплыв мимо острова,

  1. погода испортилась.                                                         2. лодке понадобился ремонт.

3.   открывается великолепный вид на залив.                      4. рыбак решил возвращаться.

5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

  1. Согласно приказу ректора студент Николаев был отчислен из университета.
  2. Все, кто пришёл на собрание акционеров, проголосовали за одобрение работы совета директоров.
  3. В проверке работы продовольственного магазина, проведённой Роспотребнадзором по  г. Москве, участвовал представитель прокуратуры.
  4. Начальник отделения полиции заверил гражданина о том, что по его заявлению будет проведена проверка.

6. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса, окончания?

  1. давление      2. утомленный      3. выступая      4. подыгранный

7. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

  1. За окном в ночных потёмках шумела буря, которой обыкновенно природа разражается перед грозой.
  2. Спокойный вид проводника, который шёл по улице без опаски, успокоил нас окончательно.
  3. И вот с разведки возвратились казаки, которые видели много звериных следов.
  4. Невдалеке стояла женщина, которая утром приходила в наш дом…

(1)... (2)Почти тысячу лет головы каменных истуканов на этом острове украшают гигантские красные шапки. .(3)В ходе научных работ, проводимых на острове, учёные выяснили, что их доставили с древнего вулкана (4)Каждый головной убор весом в несколько тонн вначале был выдолблен из пород, рождённых огнедышащей горой, затем готовые изделия катили по дороге, выложенной красным пеплом, со склона в долину.

(5)... непонятно, каким образом и зачем островитяне десять веков назад водружали шапки на колоссов.

8. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым (1) в этом тексте?

  1. Археологи начали исследовать острова в Тихом океане.
  2. Одну из многочисленных тайн знаменитых статуй Острова Пасхи в Тихом океане открыли археологи.
  3. В Тихом океане много островов и островков, которые хранят неразгаданные тайны.
  4. В Тихом океане есть как обитаемые, так и необитаемые острова.

9. Какие слова (сочетания слов) являются грамматической основой в третьем (3) предложении текста или в одной из частей этого предложения?

  1. учёные доставили         2. их доставили        3. доставили     4. что доставили

10. Укажите верную характеристику четвёртого (4) предложения текста.

  1. сложное бессоюзное     2. сложноподчинённое    3. простое осложнённое    

4. сложносочинённое

11. Укажите правильную морфологическую характеристику слова ТЫСЯЧУ во втором (2) предложении текста.

  1. прилагательное                                               2. существительное

      3.   количественное числительное                      4. порядковое числительное

12. Укажите значение слова ТЫСЯЧА в предложении 2.

  1. число 1000                                                      2. ополчение, делившееся на сотни

3.   огромное количество                                     4. количество, равное 1000

13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

Каме(1)ый дом, отдела(2)ый внутри деревя(3)ыми панелями, стоял на берегу небольшого пруда.

  1. 1, 2                2. 1, 2, 3               3. 2, 3                4. 1, 3

14. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

  1. к..кетка, к..литка, бл..стящий
  2. ст..рожка, присоeд..няла, распол..гаться
  3. р..волюция, пл..вчиха, распор..диться
  4. дост..жение, просл..вление, прис..гать

15. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

  1. пр..думывать, пр..ковылять, пр..брежный
  2. супер..гра, под..скать, пред..стория
  3. д..исторический, не..протестованный, р..cсмотреть
  4. не..деланный, ро..пись, во..высить

16. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?

  1. надпил..шь, непередава..мый
  2. докле..шь, сгора..мый
  3. сбре..шь, прострел..нный
  4. запряч..шь, пристро..вший

17. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?

A. проста..вая               Б. перелиц..вать                B. глянц..вый                 Г. пут..вой

  1. А, Г              2. В            3. Б, В, Г            4. Б, В

18. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

  1. Водитель вёл машину (не)торопливо, строго соблюдая правила дорожного движения.
  2. На праздничном концерте было отнюдь (не)весело.
  3. Ждать помощи (не)откуда, поэтому действовать нужно самому.
  4. На рецензию представлена (не)доработанная рукопись.

19. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

  1. (ЗА)ЧЕМ вспоминать прошлое? А что касается будущего, то о нём ТО(ЖЕ) не стоит голову ломать.
  2. Путники (НА)КОНЕЦ добрались до реки и (В)ТЕЧЕНИЕ часа шли вдоль её правого берега.
  3. Несмотря (НА)КОНЕЦ сентября, в средней полосе было (ПО)ЛЕТНЕМУ тепло.
  4. Хозяйки глаз (ПО)ВСЮДУ нужен: он вмиг заметит ЧТО(НИБУДЬ).

20. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Солнце пряталось за холодные вершины () и беловатый туман начинал расходиться в долинах.

  1. Сложносочинённое предложение, перед союзом И не нужна запятая.
  2. Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
  3. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
  4. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И не нужна запятая.

21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять знаки препинания?

Князя в имении не ждали (1) так как никто не знал (2) приедет ли он (3) и (4) поэтому его появление стало для всех неожиданностью.

  1. 1, 3                  2. 2, 3                   3. 1, 2, 3                   4. 1,4

Прочитайте текст и выполните задания 22-24.


(1)Наступили самые трудные дни для осаждённого Севастополя: кончались боеприпасы, кончались силы.
(2)Командир бригады морских пехотинцев, генерал-майор Евгений Иванович Жидилов, и комиссар бригады, Александр Митрофанович Ищенко, направлялись к Хомутовой балке, где за лиственным лесочком сражалась одна из советских артиллерийских батарей. (3)Бегут под огнём командиры и слышат, как слаженно отвечает фашистам советская батарея.
– (4)Молодцы артиллеристы! – сказал генерал Жидилов.
– (5)Орлы! – подтвердил комиссар Ищенко.
(6)Вышли командиры к открытой площадке, смотрят и не видят пока саму батарею: так хорошо замаскировались артиллеристы. (7)Зато видят командиры место, куда несутся наши снаряды и как точно ложатся взрывы, ударяя в ряды фашистов.

(8)Молодцы! – не сдержался теперь комиссар Ищенко.
– (9)Орлы! – поддержал комиссара комбриг Жидилов.
(10)Ещё минута, вторая... (11)Колючими кустами, небольшим овражком, снова открытым местом пробежали командир и комиссар. (12)Вот тут, за лиственным лесочком, за рядом белоствольных берёзок, совсем рядом   Хомутовая  балка, а значит, и рядом совсем батарея.
(13)Вышли командиры к её позициям. (14)Вот они, наши пушки, наши орлы-артиллеристы. (15)Смотрят командир и комиссар: из четырёх пушек на батарее уцелела одна-единственная, и у этой одной-единственной находится    один-единственный артиллерист-матрос. (16)Лицо у матроса суровое, ворот флотской рубахи порван, а бескозырка чудом держится на затылке. (17)Но снаряд за снарядом посылает матрос, словно прирос он к орудию так, что даже, кажется, не замечает, что явились сюда командиры.
(18)Шагнул генерал Жидилов к артиллеристу:
– (19)Где остальные?
– (20)3десь, – ответил матрос, не оборачиваясь.
(21)Посмотрел командир, посмотрел комиссар – нигде никого не видно.
(22)Неужели отступили, отошли без приказа?
– (23)Где остальные? – повысил голос, почти закричал генерал Жидилов.
– (24)Все здесь, никто не ушёл, – повторил артиллерист.
(25)Комиссар Ищенко тронул генерала за руку, показал на стоящие рядом разбитые пушки. (26)Посмотрел генерал и только теперь обратил внимание на то, что рядом с пушками, у их покорёженных колёс, лежали люди. (27)Это были матросы, боевые товарищи артиллериста. (28)Все они погибли.
– (29)Никто не ушёл, все здесь, – тихо повторил артиллерист и снова припал к орудию.
(30)Тогда в разгар боя ни генерал Жидилов, ни комиссар Ищенко не успели узнать фамилию отважного артиллериста, потому что фашисты рвались на позиции советской батареи, и генерал Жидилов и комиссар Ищенко сами вступили в бой.
31)Ныне известна фамилия героя. (32)Им был черноморский матрос Коваленко Иван Захарович.

(по С.П. Алексееву*)

*Алексеев Сергей Петрович (1922-2008) – русский советский писатель, Лауреат Государственной премии СССР (1984).

22. На какой вопрос в тексте нет ответа?
1) Каково было положение Севастополя в описываемый период?

2) Зачем командир и комиссар бригады направлялись к Хомутовой балке?
3) Почему в разгар боя ни генерал, ни комиссар не успели узнать фамилию отважного артиллериста?
4) Почему на поле боя остался только один-единственный артиллерист?

23. Укажите, какое средство выразительности использовано в предложении: «Лицо у матроса суровое, ворот флотской рубахи порван, а бескозырка чудом держится на затылке».

1) сравнительный оборот

2) фразеологизм

3) олицетворение

4) метафора

24. Напишите сочинение по прочитанному тексту С.П. Алексеева, придерживаясь следующей схемы:

  • Вступление;
  • Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста;
  • Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его;
  • Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт (минимум – два аргумента). Избегайте чрезмерного цитирования. Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними;
  • Заключение (вывод).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Шкала оценки выполнения работы

Оценка

Число баллов, необходимое для получения оценки

«2» (удовлетворительно)

13 и менее

«3» (удовлетворительно)

14 – 18

«4» (хорошо)

19 – 23

«5» (отлично)

 24 – 28

Ключи

№ задания

1 вариант

2 вариант

3 вариант

4 вариант

3

1

3

3

4

2

3

2

4

1

3

3

1

2

1

4

1

4

1

4

3

1

2

2

1

2

3

1

2

3

3

2

3

1

1

3

2

1

1

1

2

3

4

3

4

2

1

4

3

4

2

2

2

2

1

4

2

4

1

1

3

1

2

3

2

4

4

3

2

3

3

2

1

4

3

1

3

3

1

2

2

4

2

3

Прийти в себя

Свет-полумрак

2

2

Ежедневно повторяя

Сделал лучше

4

2



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экзаменационная работа по русскому языку в 8 классе Демонстрационный вариант

Демоверсия КИМов по русскому языку в 8 классе.( 4варианта).Могут быть  использованы для подготовки учащихся к переводному экзамену за курс 8 класса....

КИМ (вариант 1 экзаменационной работы) по русскому языку (2015)

Разработка варианта экзаменационной работы по русскому языку с ответами. Подходит для подготовки обучающихся к сдаче ГИА-11 2016. Разработка авторская, найти готовые ответы в сети Интернет не получитс...

КИМ (вариант 2 экзаменационной работы) по русскому языку (2015)

Разработка варианта экзаменационной работы по русскому языку с ответами. Подходит для подготовки обучающихся к сдаче ГИА-11 2016. Разработка авторская, найти готовые ответы в сети Интернет не получитс...

Вариант экзаменационной работы по русскому языку для 11 класса (ЕГЭ - 2015)

Данная работа  составлена на основе материалов открытого банка заданий ФИПИ  для репетиционного экзамена по русскому языку в 11 классе....

Типовой экзаменационный вариант по русскому языку, 9 класс.

Типовой экзаменационный вариант по русскому языку, составленный  в соответствии с проектом демоверсии КИМ ОГЭ по русскому языку 2021 года....

Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения экзаменационных работ по русскому языку

Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения экзаменационных работ по русскому языку 8 класс (в форме ОГЭ)...