задание 10 русский язык ЕГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс)
весь теоретический материал для выполнения задания 10 ЕГЭ по русскому языку
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Формулировка задания 10 (из демоверсии ЕГЭ 2025)
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) без..нициативный, вз..скать, роз..грыш
2) обе..доленный, чере..чур, не..держанный
3) пр..бить (гвоздём к стене), пр..клеить (на бумагу), пр..брежный
4) пр..бабушка, пр..язык, пр..родина
5) поз..прошлый (год), с..путствовать, р..зослать (письма)
Ответ: 134
Алгоритм выполнения задания
1) Внимательно прочитать задание, изучить ряды слов.
2) Выделить в словах корни и приставки.
3) Вспомнить правила и применить их. Лучше работать по принципу «от простых правил к сложным».
- Приставки, оканчивающиеся на –з, -с;
- Правописание неизменяемых приставок
- Ы, И после приставок
- Ъ и Ь на стыке морфем;
- Правописание приставок ПРЕ и ПРИ
4) Вспомнить исключения и сложности, связанные с написанием приставок.
Обратите внимание! В задании 10 ЕГЭ могут быть представлены также смежные с приставками элементы, которые исторически были приставками и/или имеют графическое сходство с ними (например: преступление, пресечь; приказ, пригласить; взимать; адъютант)
Теория. Правописание приставок
Правописание неизменяемых приставок (нужно запомнить)
О-: окликнул, остановка
У-: убежал, уехал
ДО-: добраться,
ПО-: поверье, подворье, порезать
ПРО-: проварить, пробел, проделка
ПРА-:(в особом значении):прабабушка, праязык
НА-: нападение
ЗА-: задаваться
НАД- (НАДО-): надкусить, надтреснуть
ПОД- (ПОДО-): подтаять, подточить
ОТ- (ОТО-): отдать, отдых, отодвинуть
ОБ-(ОБО-):обстричь, обточить, обтереть
В- (ВО-): всласть, вшить, вцепиться
ВЫ-: вышагивать
ПРЕД- (ПРЕДО-): предпремьерный
ПЕРЕ-: перегной
С- (СО-): сдвинуть
ПОЗА-: позапрошлый
Приставки на З, С
Написание таких приставок зависит от глухости/звонкости последующего согласного. Если после приставки следует звонкий согласный, то приставка заканчивается на з, если глухой – то на с .
Без-/ бес-
Воз-(вз-)/вос-(вс-)
Из-/ис-
Низ-/нис-
Раз-(роз-)/рас-(рос-)
Через-(чрез-)/черес
Запомните! Приставки З не существует! (несговорчивый)
Приставки ПРЕ и ПРИ
Написание зависит от значения.
При- имеет значения:
1. присоединение, приближение, прибавление (пришить, приехать, приумножить)
2. неполнота действия (приоткрыть, присесть)
3. пространственная близость (приморский, пришкольный)
4. Доведение действия до конца (придумать, приучить)
5. Совершение действия в чьих-либо интересах (припрятать, приберечь)
Пре- имеет значения:
1. Высшая степень проявления какого-либо качества, действия (=очень)
Премилый, презабавный
2. То же, что и приставка пере-
Преградить (перегородить, преобразовать(переделать)
Исключения и сложности 10 задания ЕГЭ по русскому языку
Трудности при написании приставок возникают из-за того, что не всегда выпускник может правильно сделать морфемный разбор.Так, например, часто путают сочетание приставок НЕ+ С и приставки НИЗ/НИС. Часто возникают трудности с удвоенными согласными на стыке приставки и корня в таких словах, как"бессмысленный, безземельный и др.". Обычно возникают сложности с приставками ПРЕ и ПРИ, поскольку тема объемная. В рамках данной темы изучаются слова, написание которых можно определить только по словарю, а также существует ряд омофонов, написание которых зависит от значения.
Сложность вызывает также тема "Разделительный Ь и Ъ знаки". Опять-таки проблема возникает из-за неправильного морфемного разбора слова, незнания тонкостей правила. Сложными оказываются слова "адъютант", "объём", "подьячий" и др.
Более подробно о сложностях 10 задания можно узнать из пособия:"Исключения и трудности орфографии ЕГЭ": задания 9-15
Правописание слов с приставками ПРЕ и ПРИ, которое зависит от значения
прибывать (приезжать) - пребывать (находиться)
призреть (приютить,позаботиться) - презреть (пренебречь)
притворить (закрыть) - претворить (воплотить)
приклонить (наклонить) - преклонить (выразить уважение,вызывающий уважение)
придать (добавить) - предать (предаться, выдать)
приходящий (являющийся) - преходящий (временный)
притерпеться (привыкнуть) - претерпеть (пережить)
приемник (радио) - преемник (ученик)
приставить (поставить к чему-либо) - преставиться (умереть)
привратник (сторож) - превратности (неприятности)
приложить (положить вплотную) - непреложный (незыблемый, нерушимый)
придел (пристройка в церкви) - предел (граница)
Преуменьшать(очень) важность – приуменьшать (немного) значение
Приумножить и преувеличить не имеет пары в соответствии с современными нормами.
Правописание слов с приставками ПРЕ/ПРИ, которые нужно запомнить
В ряде слов значение некоторых приставок может быть затемнено (приставка срослась с корнем или приставка не существует в русском языке), поэтому их следует запомнить!
ПРИ: приоритет, привилегия, прибаутка, привередливый, пригожий, прибор, приличия, пристойно, приесться, приказ, приключения, прикорнуть, присяга, притеснять, причина, причуда, притязание, природа, пример, прическа, прискорбно, приволье, прицел, примета, приверженец, прилежный, причиндалы, приятный, приватный, принцип, примат, примитив, пригодный, присниться, приключение, присудить, призвание, присмотреть, приспособить
ПРЕ: прерогатива, преамбула, препятствие, препоны, прерия, презент, преимущество, преисподняя, прегрешения, пренебрегать, прекословить, препираться, престол, превратный, знак препинания, пресловутый, прельстить, преследовать, преподаватель, преподнести, препроводить, преподобный, камень преткновения, пресмыкаться, препарировать, прелюдия, премьера, престиж, президент, претензия, презумпция, превентивный, прелат, превалировать, президиум, претендент, преферанс, прецедент, препарат, преодолеть.
Правописание И Ы после приставок
Ы пишется: После русских приставок, оканчивающихся на согласную, кроме МЕЖ- И СВЕРХ-.
Например: безынтересный, подыграть, разыскивать.
И пишется:
- после русских приставок, оканчивающихся на гласную (поиграть, поискать)
- после приставок МЕЖ- и СВЕРХ- (сверхинтересный, межинститутский)
- в слове ВЗИМАТЬ
- в сложносокращенных словах (пединститут, спортинвентарь)
- после иноязычных приставок и частиц (пан-, суб-, транс-, контр- и т.п.) (панисламизм, субинспектор, трансиордания, контригра)
- после числительных двух-, трех-, четырех- (двухигольный, трехимпульсный)
Разделительный твердый знак (ъ) и мягкий знак (Ь) . Правописание.
Разделительный твердый знак (Ъ) пишется:
- после приставок, оканчивающихся на согласную, перед Е, Ё, Ю, Я (подъезд, разъём)
- после числительных двух- трех-, четырех- перед Е, Ё, Ю, Я. (трехъярусный)
- после иностранных приставок, которые в русском языке не выделяются как приставки (аб, ад, диз, об, суб и др.) (объем, адъютант и т.д.)
Разделительный Ь знак пишется в корнях слов и после них перед буквами Е, Ё, Ю, Я (вьюга, подьячий, пьедестал и др.), а также в ряде иностранных слов (шампиньон, медальон и др.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетентностно-ориентированные задания Русский язык 4 класс "Словарик речевого этикета"
Проектная работа по русскому языку для учеников 4 класса....
Практическое задание русский язык 9 класс
Систематизация знаний по теме "Сложные предложения"...

Типовые задания ЕГЭ по русскому языку на материале упражнений учебника В.Ф. Грекова и др. "Русский язык. 10–11-е классы".
Преподаватели, работающие в старших классах и готовящие учащихся к ЕГЭ по русскому языку, постоянно нуждаются в заданиях, разработанных по типу контрольно-измерительных материалов ЕГЭ. Для этого прихо...

КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3) Патриотизм.
КОНСПЕКТ УРОКАрусского языка в 9 классеПодготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)Патриотизм. Этот урок – продол...

Презентация к выступлению на районном МО учителей русского языка и литературы "Разработка и применение заданий открытого типа на уроках русского языка и литературы в 5-6 классах в условиях внедрения ФГОС"
Данная презентация отражает результаты работы по изучению личностно-ориентированных технологий в контексте внедрения ФГОС ООО...

ЕГЭ по русскому языку. Задание 9. Тренажёр-практикум "Задание 9 ЕГЭ по русскому языку. Правописание корней"
Безударные гласные в корне – проверяемые, чередующиеся и другие – представляют собой одну из наиболее важных орфограмм русского языка. Презентация представляет собой тренажёр по отра...

