Комплект материалов для подготовки к ОГЭ по русскому языку
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку

Уракова Дамиля Сейтчановна

Комплект материалов для подготовки к ОГЭ по русскому языку

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОМПЛЕКТ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ

 ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Составитель:

Уракова Дамиля Сейтчановна,

учитель русского языка и литературы

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Дидактический материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку. Задание 4…………………………………………………………………………3
  2. Дидактический материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку. Задание 5…………………………………………………………………………4
  3. Дидактический материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку. Задание 5. Написание мягкого знака в словах………………………………5
  4. Дидактический материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку. Задание 5. Приставки…………………………………………………………..6
  5. Дидактический материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку. Задание 7. Средства выразительности речи………………………………....7
  6. Дидактический материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку. Задание 8. Фразеологизмы……………………………………………………...8
  7. Дидактический материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку. Задание 8………………………………………………………………………….9
  8. Конспект урока развития речи в 9 классе: «Написание сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 9.3)»……………………………………………10.

1. Дидактический материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку.

Задание 4.

1. Заполните таблицу

Согласование

Управление

Примыкание

Шелковая юбка

----------------------------

Мусорная корзина

----------------------------

Вафельный стаканчик

----------------------------

Берег у моря

----------------------------

Дом из камня

----------------------------

Забор из досок

----------------------------

----------------------------

Насмешливо говорил

----------------------------

Нашел безошибочно

----------------------------

Вошел беззвучно

----------------------------

Посмотрела с огорчением

----------------------------

Ударить с силой

----------------------------

Работал с усердием

2. Впишите словосочетания в таблицу. Замените словосочетание

синонимичным.

 Бессовестный человек, рассказывать смеясь, ткань в клетку, слушал с вниманием, тихо сидели, аккуратно сделано, родительский дом, учил с прилежанием, ласково смотреть.

Согласование

Управление

Примыкание

2. Дидактический материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку.

Задание 5.

Впишите слова в соответствующий столбец таблицы

Собирать, расстилать, картофель, растолочь, разрастается, волчок, землянка, гористый, масляный, расписать, растащить, безграничный, стимулировать, загорать, пловец, прикоснуться, коса, рассмешил, картинный, каталог, карьер, разложить, очистивший, баснописец, примерять (платье), пререкаться.

Чередующаяся гласная в корне слова

Проверяемая гласная в корне слова

Непроверяемая гласная в корне слова

3. Дидактический материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку. Задание 5. Написание мягкого знака в словах.

Вариант 1

Укажите варианты ответов, в которых дано ВЕРНОЕ объяснение написания выделенного слова.

  1. (кофе) ГОРЯЧ  — на конце кратких причастий после шипящего Ь не пишется.
  2. (хорошо) поешь  — на конце глагола второго лица после шипящего  Ь пишется,
  3. Убежал) ПРОЧЬ – на конце наречия – исключения  Ь пишется,
  4. (построено много) ДАЧ – в форме множественного числа имени существительного 3-го склонения после шипящих буква Ь не пишется,
  5. (усыпана) СПЛОШЬ  — на конце наречий после шипящего Ь пишется.

Вариант 2

Укажите варианты ответов, в которых дано ВЕРНОЕ объяснение написания выделенного слова.

  1. (созревшая) РОЖЬ  — в именах существительных 1-го склонения после шипящего Ь пишется,
  2.  (устал от) НЕУДАЧ  — в форме множественного числа имени существительного 3-го склонения после шипящего Ь не пишется,
  3. (красиво) РИСУЕШЬ  — на конце глагола второго лица после шипящего  Ь пишется,
  4. (русская) ПЕЧЬ  — в существительных 3 склонения после шипящего  Ь пишется,
  5. (ветер) ГОРЯЧ – в кратких прилагательных после шипящих на конце слова  Ь не пишется.

Вариант 3

Укажите варианты ответов, в которых дано НЕВЕРНОЕ объяснение написания выделенного слова.

  1. (кофе) ГОРЯЧ  — на конце кратких причастий после шипящего Ь не пишется.
  2. (хорошо) поешь  — на конце глагола второго лица после шипящего  Ь пишется,
  3. Убежал) ПРОЧЬ – на конце наречия – исключения Ь пишется,
  4. (построено много) ДАЧ – в форме множественного числа имени существительного 3-го склонения после шипящих Ь не пишется,
  5. (усыпана) СПЛОШЬ  — на конце наречий после шипящего Ь пишется.

4. Дидактический материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку.

Задание 5. Приставки.

Впишите слова в соответствующие столбцы таблицы. Выделите приставки.

Остановка, расчесаться, преодолеть, бездельник, прифронтовая полоса, исцеление, приусадебный парк, рассмешить, завертеться, премилый, приуныть, исцеление, преуспевать, истолкование, восхождение, воспрянуть, расстановка догадка, порезать притягивать, возделать, нападение, перелить, вскочить, внедорожник, выбежать, пригорелый, приоткрытая дверь, досказать, приземлиться, прибежать, безголосый.

Неизменяемые приставки

Приставки на …з, …с

Приставки, написание которых зависит от значения

5. Дидактический материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку.

Задание 7. Средства выразительности речи.

Впишите сочетания слов в соответствующие столбцы таблицы

Бессмертное знамя, миллион извинений, ветер дует, язык природы, сердце будто камень, мрачный день, черепаший темп, горькая досада, взгляда острая пчела, гора мусора, солнце улыбается, запасов на полгода хватит, слова как золото, кудрявый дым, барашки облаков, сто лет не виделись, лапа ели, смелый как лев, лес шепчет, сонный словно сова, зима идет, мама вертелась юлой, ушко иглы, я говорил это тысячу раз.

Метафора

Сравнение

Эпитет

Гипербола

Олицетворение

6. Дидактический материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку. Задание 8. Фразеологизмы.

Вариант 1.

  1. Аника-воин.
  2. Альфа и омега.
  3. Бабушкины сказки.
  4. Бальзам на душу.
  5. Безвыходное положение.

Номер фразеологизма

Значение

о чём-либо, что может успокоить тревогу

хвастливый человек, хвалящийся своей храбростью лишь находясь вдали от опасности

какие-либо небылицы

самая суть, основа чего-либо

отсутствие благоприятного варианта

__________________________________________________________________

Вариант 2.

1. Ближе к делу.

2. Болтаться без дела.

3. Бросить в беде.

4. Кот наплакал.

5. Битый час.

Номер фразеологизма

Значение

не помочь кому-либо в нужный момент

очень мало

ничем не заниматься; не знать, чем себя занять

очень длительное время

призыв к собеседнику переходить к сути разговора

7. Дидактический материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку.

Задание 8.

Объедините попарно слова, вписав их в соответствующие столбцы таблицы (1 и 2). Выпишите оставшиеся слова в третий столбец. Что вы впишете вместо вопросительного знака?

Высокий, друг, низкий, широкий, кафтан, товарищ, узкий, анализ, рано, громкий, свет, поздно, тепло, идти, шагать, бояре, кольчуга, вотчина, глубокий, мелкий, тупой, острый, горница, кожух, лыко, дискомфорт, булат, брань, соперник, перст, холодно, конкретный, терем, челядь, меткий, много, точный, конкурент,  разбор, неудобство, определенный,  тьма,  тихий, мало.  

Синонимы

Антонимы

?

8. Конспект урока развития речи в 9 классе.
ТЕМА УРОКА: «Написание сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 9.3)».

Цель урока: развитие речи обучающихся при подготовке к  написанию сочинения - рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 9.3).

Планируемые результаты

Личностные:

 умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры.

Метапредметные:

выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

осуществлять смысловое чтение;

         устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, и выводы.

Предметные:

правильно употреблять языковые средства в речи в соответствии с конкретным содержанием высказывания, целями, которые ставит перед             собой говорящий (пишущий), ситуацией и сферой общения;

анализировать текст.

Методы обучения: проблемно-поисковый.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

 1) Приветствие учащихся. Постановка цели урока.

2) Запись даты, темы урока в тетрадь.

 II. Актуализация знаний.
 
1.Повторение стилей речи.

Вопросы классу:

1.Какие существуют стили речи?

2.Какова сфера их употребления?

3. Допустимо ли смешение стилей речи? 

2. Повторение типов речи.

Вопросы классу:

1.Перечислите типы речи.

2. Каковы особенности каждого типа речи?

3. Возможно ли смешение типов речи? Какие возможны варианты такого совмещения?

(повествование с элементом описания, описание с элементом повествования, повествование с элементом рассуждения, рассуждение с элементом повествования, рассуждение с элементом описания).

  1. Работа над построением сочинения - рассуждения.

 1). Повторение схемы сочинения-рассуждения:

Вопросы классу:

1.Какова схема построения сочинения-рассуждения?

2. Что такое тезис? Аргументы? Вывод?

2) Анализ текста.

Для анализа мы возьмём отрывок из рассказа Михаила Шолохова «Судьба человека».

Вспомним содержание произведения. 

Какие проблемы рассматривает автор?

Давайте прочтем отрывок из рассказа.
 И вот один раз вижу возле чайной этого парнишку, на другой день — опять вижу. Этакий маленький оборвыш: личико все в арбузном соку, покрытом пылью, грязный, как прах, нечесаный, а глазенки — как звездочки ночью после дождя! И до того он мне полюбился, что я уже, чудное дело, начал скучать по нем, спешу из рейса поскорее его увидать. Около чайной он и кормился, — кто что даст.

На четвертый день прямо из совхоза, груженный хлебом, подворачиваю к чайной. Парнишка мой там сидит на крыльце, ножонками болтает и, по всему видать, голодный. Высунулся я в окошко, кричу ему: «Эй, Ванюшка! Садись скорее на машину, прокачу на элеватор, а оттуда вернемся сюда, пообедаем». Он от моего окрика вздрогнул, соскочил с крыльца, на подножку вскарабкался и тихо так говорит: «А вы откуда знаете, дядя, что меня Ваней зовут?» И глазенки широко раскрыл, ждет, что я ему отвечу. Ну, я ему говорю, что я, мол, человек бывалый и все знаю.

Зашел он с правой стороны, я дверцу открыл, посадил его рядом с собой, поехали. Шустрый такой парнишка, а вдруг чего-то притих, задумался и нет-нет, да и взглянет на меня из-под длинных своих загнутых кверху ресниц, вздохнет. Такая мелкая птаха, а уже научился вздыхать. Его ли это дело? Спрашиваю: «Где же твой отец, Ваня?» Шепчет: «Погиб на фронте». — «А мама?» — «Маму бомбой убило в поезде, когда мы ехали». — «А откуда вы ехали?» — «Не знаю, не помню…» — «И никого у тебя тут родных нету?» — «Никого». — «Где же ты ночуешь?» — «А где придется».

Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети». И сразу у меня на душе стало легко и как-то светло. Наклонился я к нему, тихонько спрашиваю: «Ванюшка, а ты знаешь, кто я такой?» Он и спросил, как выдохнул: «Кто?» Я ему и говорю так же тихо. «Я — твой отец».

Боже мой, что тут произошло! Кинулся он ко мне на шею, целует в щеки, в губы, в лоб, а сам, как свиристель, так звонко и тоненько кричит, что даже в кабинке глушно: «Папка родненький! Я знал! Я знал, что ты меня найдешь! Все равно найдешь! Я так долго ждал, когда ты меня найдешь!» Прижался ко мне и весь дрожит, будто травинка под ветром. А у меня в глазах туман, и тоже всего дрожь бьет, и руки трясутся…

3. Вопросы классу:

- Назовите стиль данного текста. (Художественный).

- Какой тип речи использован в тексте? (Повествование).

4.Самостоятельная работа по анализу текста в формате ОГЭ.

1.Замените разговорное слово «кормился»  стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот ответ.

Ответ:_______________________________

2.Укажите номера предложений, средством выразительности в которых является сравнение.

1) Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети».

2) Прижался ко мне и весь дрожит, будто травинка под ветром

3) Такая мелкая птаха, а уже научился вздыхать.

4) Этакий маленький оборвыш: личико все в арбузном соку, покрытом пылью, грязный, как пра, а глазенки — как звездочки ночью после дождя!

Ответ:____

3.Замените словосочетание «горькая слеза», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ:_______________________________

5.Проверка самостоятельной работы.

6. Вопросы классу: 

Какое качество человека показано в прочитанном отрывке? (Милосердие)

Как вы можете объяснить значение этого понятия?

Сформулируйте тему сочинения. (Что такое милосердие?)

Сформулируйте тему и цель урока. 

Вспомним, каковы требования задания 9.3 ГИА.

1.Выдвижение тезиса.

Вопросы классу:

- Что значит дать определение слову? (Объяснить, что слово обозначает, т.е. его лексическое значение).

В данном случае тезисом будет являться лексическое значение слова МИЛОСЕРДИЕ.

- Откуда мы можем узнать лексическое значение слова? (Из толкового словаря).

Обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова.

 Подберём синонимы к слову МИЛОСЕРДИЕ. Обратимся к словарю синонимов - (жалость, сострадание, гуманность, благость) .

 Подберём антонимы к слову МИЛОСЕРДИЕ (жестокость…).

 Сформулируйте тезис нашего сочинения. Прокомментируйте его.

Комментарий к тезису.

Комментарий к тезису – 2-3 предложения, содержащие Ваши размышления в соответствии с заявленным тезисом.

В данном случае это могут быть размышления по поводу того, где и при каких обстоятельствах может быть проявлено милосердие? Что может послужить причиной проявленного милосердия? И т.п.

2. Аргументы + примеры.

1-й аргумент - из прочитанного текста.

2-й аргумент– из Вашего жизненного опыта

3.Вывод – это общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис, без него рассуждение будет незаконченным. Вывод должен быть связан по смыслу с тезисом.

4. Абзацное членение.

- Сколько частей можно выделить в данном сочинении?

Заполняем таблицу (Приложение)

IV.Рефлексия.

- Что нового и важного вы узнали на уроке?

- Где вы сможете применить полученные знания?

VI. Задание на дом: написать сочинение – рассуждение на тему: «Что такое милосердие?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Приложение

План сочинения

Пример написания

Речевые клише

Вводные слова, уместные в каждой части сочинения

1.Тезис (объяснение лексического значения слова)


 
   
 
Комментарий к тезису

(2-3 предложения, содержащие Ваши размышления в соответствии с заявленным тезисом). Комментарий должен быть логически связан с дальнейшими аргументами и примерами из текста и вашего жизненного опыта.

Я считаю, что…- это… Я думаю, что…- это… Я уверен, что…- это… Я убеждён, что…- это… Мне кажется, что- это… 


 
 


 


 

На мой взгляд, по моему мнению,

по-моему,

Аргументы + примеры.

1-й- из прочитанного текста (цитата или № предложения)


 


 


 


 


 


 
2-й – из Вашего жизненного опыта

(жизненные наблюдения; пример из истории посёлка, города, страны; истории из жизни известных людей или Ваших знакомых, из вашей жизни, сведения из СМИ и т.п.)

Обратимся к тексту (автор). Предложение №.

Доказательства находим в тексте (автор). Так, предложение №…

Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению…

Это можно доказать, обратившись к предложению… текста. В нем…

Доказательством также служит пример из…

Аналогичным подтверждением вышесказанного служит история из моей жизни. Когда…

Во-первых, во-вторых, например, безусловно, без сомнения, несомненно, бесспорно

Вывод.

(общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис, без него рассуждение будет незаконченным)

 

Таким образом, итак, действительно,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольно-диагностические материалы по подготовке к ГИА по русскому языку 9 класс.

Контрольно-диагностические материалы помогут учителю проверить уровень подготовки обучающихся к написанию сжатого изложения....

Материалы для подготовки к ЕГЭ по русскому языку

Данный материал содержит практические занятия при подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Они затрагивают, на мой взгляд, наиболее трудные вопросы, возникающие у выпускников при подготовке к экзамену....

Материалы для подготовки к ГИА по русскому языку 9 класс

Пройдя по данной ссылке, вы получите  информацию, необходимую для подготовки  К ГИА по русскому языку 9 класс...

Материалы для подготовки к ГИА по русскому языку.

В данной папке имеется текст  о Бутурлиновке и тест  с заданиями А7 - В9.   В презентации содержится материал для подготовки к сочинению на лингвистическую тему по высказыванию Н. М. Ша...

"Сборник материалов для подготовки к ГИА по русскому языку в 9 классе"

В ходе подготовки учащихся к экзаменам, у меня накопился методический материал, который я использую в своей работе. Систематизировав его по отдельным темам, у меня получился «Сборник материалов для по...

Комплект материалов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку

Данный материал поможет сформировать алгоритм выполнения тестовых заданий по русскому языку...