Психолого-педагогическая программа, направленная на профилактику использования ненормативной лексики у младших подростков в образовательном пространстве
методическая разработка по русскому языку (6 класс)
Таблица 3.1.
Паспорт психолого-педагогической программы, направленной на профилактику использования ненормативной лексики у младших подростков в образовательном пространстве
Скачать:
Предварительный просмотр:
Паспорт программы
Паспорт психолого-педагогической программы, направленной на профилактику использования ненормативной лексики у младших подростков в образовательном пространстве
Структура | Содержание | |
Наименование программы | Психолого-педагогическая программа, направленная на профилактику использования ненормативной лексики у младших подростков в образовательном пространстве | |
Основания для разработки | Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012; ФГОС НОО №286 от 31 мая 2021 г.; Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ. (ст. 14); Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ. (ст. 12); Система функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях. Методические рекомендации (Рубцов В.В.(руководитель), Сергоманов П.А. (соруководитель), Леонова О.И. (ответственный секретарь), Абушкин Б.М. и др.). Москва 2020 год. | |
Разработчик программы | Спирина Юлия Маратовна, Учитель русского языка и литературы МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №2», Студентка ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет» | |
Руководитель программы | Ильина Оксана Алексеевна, директор МАОУ «СОШ №2» | |
Место реализации программы | МАОУ «СОШ №2» г. Мегион | |
Юридический адрес | 628680 г. Мегион, Пр-кт Победы 6, ХМАО-Югры | |
Целевая группа | Обучающиеся младшего подросткового возраста | |
Срок реализации программы | 1 год | |
Цель программы | Профилактика использования ненормативной лексики у младших подростков | |
Задачи программы |
| |
Ожидаемые результаты |
| |
Периодичность | Занятия проводятся не реже 1 раза в неделю | |
Пояснительная записка
Культурные, социальные и экономические преобразования в мире и в России, повлекли за собой изменения привычного уклада жизни, ухудшение психологического состояния населения являются причинами, обуславливающими рост тревожности, негативизма, агрессивности, трансформацию в личностном развитии и социальном поведении подрастающего поколения.
На современном этапе развития российского общества наблюдается рост употребления ненормативной лексики, проявление агрессии в сфере социального общения, взаимодействия.
Подростковый возраст – сложный период становления и развития человека, именно этот период играет одну из главных ролей в становлении личностных основ и формировании характера. Смена статуса, вида социальной деятельности, гормональная перестройка организма могут привести к кризисным ситуациям и, следовательно, к использованию ненормативной лексики [5].
Подростковый период характеризуется интенсивным ростом личности, расширением круга интересов, развитием самосознания, новым опытом общения со сверстниками, что может привести к росту социально ценных побуждений так и к тревожности, агрессивности, социальной дезадаптации, девиантному поведению.
В этом возрасте формируется независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, очень важна роль малых групп, где ненормативная лексика может восприниматься как принадлежность к данной группе, как часть взрослой жизни.
Ненормативная лексика – средство проявления вербальной агрессии, словесная агрессия, нанесения обид, оскорблений.
Психологические факторы, обуславливающие личностные характеристики младших подростков, использующих нецензурную лексику:
- Эмоционально - поведенческий фактор (прямая вербальная агрессия, использование нецензурной лексики с целью воздействия или оскорбления собеседника, четкая выраженность вспыльчивости, раздражительности, отрицательных эмоций) [1];
- Рефлексивный фактор (низкая самокритичность, самоуверенность, неадекватная самооценка, отсутствие возможности переосмысливать свои социальные взаимоотношения);
- Когнитивный фактор (присутствие низкой социально-психологической дезадаптации, постоянным использованием нецензурной брани с целью самолюбования, самоутверждения, путем глумления над собеседником)[3].
Таким образом, актуальной проблемой образовательного пространства является профилактика использования вербальной агрессии, то есть употребления в речи ненормативной лексики [3].
Цель программы: профилактика употребления нецензурной лексики младшими подростками.
Задачи программы:
- Способствовать формированию осознанного отношения к ненормативной лексике как к негативному для личностного развития явлению и принятию решения отказа от вербальной агрессии;
- Способствовать формированию адекватной оценки себя, своего поведения;
- Способствовать формированию умения проявлять самокритичность;
- Научить детей контролировать эмоционально-поведенческие реакции.
В ходе реализации программы используется как групповая, так и индивидуальная форма работы.
Формы работы: беседы, занятия с элементами тренинга, ролевые игры, театрализация.
Методологические основания построения и реализации профилактической психолого-педагогической программы
В программе учтены основные идеи и принципы образовательной стратегии формирования личности подростков.
К основным подходам формирования сопровождения «трудного ребенка» относятся:
- системно - деятельностный подход (Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов, Л. С. Выготский, Л. В. Занков, А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов);
- личностно-ориентированный подход (М.С. Роговин, А. Богданов, Е.В. Бондаревская, A.B. Мудрик, А.И. Шемшурина, В.А. Ядов и др.);
- Психологические теории развития и возрастной психологии (A.A. Реан, И.С. Кон, A.M. Прихожан, Л.А. Регуш и др.);
- Теории адаптации и дезадаптации в подростковом возрасте (Б.Н. Алмазов, О.Н. Апанасенко, С.А. Беличева, Е.Ю. Петрова, Е.С. Рапацевич, Е.В. Славутская, В.А. Фокин и др.);
- Теории профилактики отклоняюшегося поведения (Б.Н. Алмазов, В.С.Афанасьев, Г.Ф. Кумарин, И.А. Невский, В.Г. Степанов);
- Исследования самовыражения (Н.В. Амяга, Ю.А. Гоцева, Е.В. Зинченко, Е.А. Омельченко, И.П. Шкуратова и др.);
- Исследования вербальной агрессии (О.В. Глуздова, Л.М. Семенюк, Ю.В.Щербинина, Н.С.Якимова, С.А. Anderson, B.J Bushman, А. Bandura, А.Н. Buss, D.F.Conner и др.).
Программа создана с учетом возрастных особенностей детей младшего подросткового возраста и направлена на всестороннее развитие личности и сохранение психологического здоровья подростков 6-х классов через удовлетворение актуальной потребности в общении, развитии, самореализации, повышении интеллектуального уровня.
Условия реализации программы
Программа реализуется в условиях образовательного учреждения во внеурочное время.
Максимальная недельная образовательная нагрузка не превышает допустимого объема, установленного СанПиН для основной общеобразовательной организации и предусматривает физкультминутки и подвижные игры.
Возраст детей: младший подростковый возраст.
Сроки реализации: 1 год
Принципы реализации программы.
В своей работе по реализации профилактической программы, мы руководствуемся следующими принципами:
Принцип опережающего (превентивного) сопровождения. С этих позиций объектом сопровождения выступает воспитательный процесс, предметом – ситуация развития ребенка как система отношений ребенка: с миром, с окружающими (взрослыми и сверстниками), с самим собой. Другими словами, психолого-педагогическое сопровождение должно опережать, предупреждать развитие каких-либо нежелательных феноменов. Например: профилактика употребления ненормативной лексики (работа направлена на разъяснение детям, что такое ненормативная лексика и чем она опасна, на формирование у них четкого негативного отношения к нецензурной лексике);
Принцип системности предполагает разработку и проведение программных профилактических мероприятий на основе системного анализа актуальной ситуации. Программа профилактики содержит в себе анализ и системное видение всей проблемы в целом.
Принцип стратегической целостности определяет единую целостную стратегию профилактической деятельности, обусловливающую основные стратегические направления и конкретные мероприятия и акции. Все этапы программы выстроены в логическую последовательность, планомерно достигающую общую цель.
Принцип многоаспектности предполагает сочетание различных аспектов профилактической деятельности:
- образовательный аспект, формирующий базовую систему представлений и знаний о негативных проявлениях в поведении;
- социальный аспект, ориентированный на формирование позитивных моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор ответственного поведения;
- психологический аспект, направленный на формирование стрессоустойчивых личностных ресурсов, позитивно-когнитивных оценок, а также установок «быть успешным», быть способным сделать позитивный альтернативный выбор в трудной жизненной ситуации.
Принцип аксиологичности (ценностной ориентации). Этот принцип включает формирование у детей мировоззрения, основанного на понятиях об общечеловеческих ценностях, привлекательности здорового образа жизни, законопослушности, уважении к личности, государству, окружающей среде, которые являются ориентирами и регуляторами их поведения. В основе профилактики лежат конечные цели как определенные формируемые ценности.
Принцип ситуационной адекватности означает соответствие профилактических действий реальной социально-экономической ситуации в стране и в образовательной среде, обеспечение непрерывности, целостности, динамичности, постоянства, развития и усовершенствования профилактической деятельности с учетом оценки эффективности и мониторинга ситуации.
Принцип индивидуальной адекватности подразумевает разработку профилактических программ с учетом возрастных, гендерных, культурных, национальных, религиозных и других особенностей целевых групп.
Принцип легитимности – профилактическая деятельность должна соответствовать законодательству Российской Федерации и нормам международного права.
Принцип комплексности предполагает согласованность взаимодействия: на профессиональном уровне – специалистов различных профессий, в функциональные обязанности которых входят различные аспекты профилактической работы (педагоги, школьные психологи, врачи, социальные педагоги, социальные работники, работники комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспекторы подразделений по делам несовершеннолетних и др.); на ведомственном уровне – органов и учреждений соответствующей ведомственной принадлежности, осуществляющих профилактическую деятельность в образовательной среде (на федеральном, региональном и муниципальном уровнях); на межведомственном уровне – органов и учреждений, отвечающих за реализацию различных аспектов профилактики в образовательной среде в рамках своей компетенции (органы и учреждения образования, здравоохранения и др.); на уровне государственных, общественных и международных организаций.
Структура занятий предполагает включение обязательных компонентов:
1. Приветствие, создание атмосферы, способствующей благоприятному проведению занятий. Приветствие должно быть составляющим элементом каждого из занятий.
2. Основная часть, в рамках которой представляется непосредственно содержание занятия.
3. Заключительная часть, в рамках которой осуществляется рефлексия, делаются выводы об успешности проделанной работы. В заключительной части необходимо проводить миниобсуждения, предполагающие, что педагог-психолог задает вопросы о том, что нового они открыли для себя в рамках каждого занятия.
Требования к специалистам, реализующим программу.
В соответствии с законодательством профессиональный стандарт
устанавливает квалификационные требования к образованию и опыту работы
педагога-психолога. В соответствии с профстандартом у педагога- психолога (психолога образовательной организации) должно быть высшее образование по профилю профессиональной деятельности (указанной в стандарте). При этом необходимо учитывать, что если педагог-психолог, работающий в общеобразовательной организации, имеет высшее образование, не соответствующее ни одному из заявленных в профстандарте кодов Общероссийского классификатора специальностей по образованию, то данный специалист имеет потребность и должен иметь возможность получить дополнительное профессиональное образование (в том числе, если нужно, получить профессиональную переподготовку с дополнительной
квалификацией). В том случае, если у специалиста отсутствует высшее
образование, то он имеет потребность в профессиональном образовании
(высшем образовании по профилю профессиональной деятельности).
Система описания профессиональной деятельности в профстандарте «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» основана требованиях
Федерального закона об образовании в федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и включает две обобщенные трудовые функции «А» и «Б». В структуре обобщенной трудовой функции «А»: «Психолого- педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ» описывается
специфика содержания трудовой деятельности педагогов- психологов (психологов), работающих в образовательных организациях. В структуре обобщенной трудовой функции «В»: «Оказание психолого- педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно- процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления» описывается специфика содержания трудовой деятельности в ППМС-центрах.
Описание способов, которыми обеспечивается гарантия прав участников программы.
При реализации программы отводится особое внимание к личности каждого участника программы, к обеспечению комфортного психологического климата и психологической безопасности; учитываются основные принципы работы: «здесь и теперь», конфиденциальность, активность, доброжелательность, персонификация высказываний, акцентирование языка чувств, открытого доверительного общения, безоценочности суждения и другие. Участники программы должны быть поставлены в известность о целях и задачах программы, о результатах диагностики. Реализация программы предполагает обеспечение участникам права на уважение собственного человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободу выражения собственных мнений и убеждений.
Требования к оснащению кабинета
- компьютер, интерактивная доска, проектор;
- стулья по количеству участников;
- наглядный материал;
- листы бумаги, ватманы;
- цветные фломастеры, карандаши, краски;
- скотч;
- доска, мел;
- бланки с заданиями;
- бланки диагностических методик.
Этапы реализации программы
Реализация программы носит долговременный характер и состоит из четырех циклов занятий для подростков среднего звена 6-х классов.
I-я четверть - предварительная диагностика (сентябрь).
В течение II – III четвертей происходит реализация основной части программы.
IV четверть позволяет определить эффективность занятий, анализ результативности и при необходимости - коррекция программы (май).
Занятия являются логическим продолжением друг друга по принципу «от простого к сложному».
Программа реализуется в условиях образовательного учреждения во внеурочное время.
Программа дополняет и расширяет воспитательные возможности образовательных учреждений в направлении профилактики использования вербальной агресии, что способствует созданию единого профилактического пространства в сфере образования, и позволяет осуществлять психолого-педагогическую поддержку подростков на протяжении всего периода обучения в школе.
Ожидаемые результаты
- Сформировано осознанное отношение к ненормативной лексике как к негативному для личностного развития явлению и принятию решения отказа от вербальной агрессии.
- Повышен уровень самооценки в соответствии с возрастными характеристиками;
- Сформировано умение проявлять самокритичность;
- Дети умеют контролировать свои эмоционально-поведенческие реакции;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «Что такое хорошо и что такое плохо?» ( использование ненормативной лексики подростками)
Классный час по теме?: "Что такое хорошо?".( использование ненормативной лексики подростками)Цели:1) Помочь учащимся задуматься о проблеме сквернословия, обсудить и установить причины распространения ...

Психолог для педагога. Психолого-педагогический климат в коллективе и профилактика профессионального выгорания учителя
Конспект выступления педагога-психолога на педсовете на тему "Психолого-педагогический климат в коллективе и профилактика профессионального выгорания учителя".Структура выступления:1. Теоретическая ча...

"Психолого-педагогическая работа с родителями по профилактике асоциального поведения учащихся подростков".
Подростковый возраст - время становления характера. Именно в это период влияние среды, ближайшего окружения имеет огромное значение. В силу своей занятости, родители все меньше и меньше уделяют времен...

Профилактика ДДТТ и ее роль в формировании безопасного образовательного пространства в образовательных организациях
Работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма - первостепенная задача каждой образовательной организации, каждой семьи, каждого педагога. Главное направление в борьбе с ДТП являетс...

Основные направления логопедической работы по формированию лексики у младших школьников с ЗПР в рамках реализации ФГОС для обучающихся с ОВЗ.
Материал содержит основные направления и приемы логопедической работы, дидактические игры, задания по формированию лексики у младших школьников с ЗПР....

Использование эффективных методик и приемов, направленных на профилактику и преодоление дислексии у младших школьников
Описание используемых методов и приемов в работе по профилактике и преодолению дислексии....

Работа с детьми "группы риска": «Что такое хорошо и что такое плохо?» ( использование ненормативной лексики подростками)
Цели:1) Помочь воспитанникам задуматься о проблеме сквернословия, обсудить и установить причины распространения мата в подростковой среде;2) Развивать творческие способности, память, внимание, по...
