Психолого-педагогическая программа, направленная на профилактику использования ненормативной лексики у младших подростков в образовательном пространстве
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

Спирина Юлия Маратовна

Таблица 3.1.

Паспорт психолого-педагогической программы, направленной на профилактику использования ненормативной лексики у младших подростков в образовательном пространстве

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Паспорт программы

Паспорт психолого-педагогической программы, направленной на профилактику использования ненормативной лексики у младших подростков в образовательном пространстве

Структура

Содержание

Наименование программы

Психолого-педагогическая программа, направленная на профилактику использования ненормативной лексики у младших подростков в образовательном пространстве

Основания для

разработки

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012;

ФГОС НОО №286 от 31 мая 2021 г.;

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ. (ст. 14);

Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ. (ст. 12);

Система функционирования психологических служб в общеобразовательных организациях. Методические рекомендации (Рубцов В.В.(руководитель), Сергоманов П.А. (соруководитель), Леонова О.И. (ответственный секретарь), Абушкин Б.М. и др.). Москва 2020 год.

Разработчик программы

Спирина Юлия Маратовна, Учитель русского языка и литературы МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №2», Студентка

ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет»

Руководитель программы

Ильина Оксана Алексеевна, директор МАОУ «СОШ №2»

Место реализации программы

МАОУ «СОШ №2» г. Мегион

Юридический адрес

628680 г. Мегион, Пр-кт Победы 6, ХМАО-Югры

Целевая группа

Обучающиеся младшего подросткового возраста

Срок реализации программы

1 год

Цель программы

Профилактика использования ненормативной лексики у младших подростков

Задачи программы

  1. Способствовать формированию осознанного отношения к ненормативной  лексике как к негативному для личностного развития явлению и принятию решения отказа от вербальной агрессии;
  2. Способствовать формированию адекватной оценки себя, своего поведения;
  3. Способствовать формированию умения проявлять самокритичность;
  4. Научить детей контролировать эмоционально-поведенческие реакции

Ожидаемые результаты

  1. Сформировано осознанное отношение к ненормативной  лексике как к негативному для личностного развития явлению и принятию решения отказа от вербальной агрессии;
  2.  Повышен уровень самооценки в соответствии с возрастными характеристиками;
  3. Сформировано умение проявлять самокритичность;
  4. Дети научатся контролировать свои эмоционально-поведенческие реакции

Периодичность

Занятия проводятся не реже 1 раза в неделю

Пояснительная записка

Культурные, социальные и экономические преобразования в мире и в России, повлекли за собой изменения привычного уклада жизни, ухудшение психологического состояния населения являются причинами, обуславливающими рост тревожности, негативизма, агрессивности, трансформацию в личностном развитии и социальном поведении подрастающего поколения.

 На современном этапе развития российского общества наблюдается рост употребления ненормативной лексики, проявление агрессии в сфере социального общения, взаимодействия.

Подростковый возраст – сложный период становления и развития человека, именно этот период играет одну из главных ролей в становлении личностных основ и формировании характера. Смена статуса, вида социальной деятельности, гормональная перестройка организма могут привести к кризисным ситуациям и, следовательно, к использованию ненормативной лексики [5].

Подростковый период характеризуется интенсивным ростом личности, расширением круга интересов, развитием самосознания, новым опытом общения со сверстниками, что может привести к росту социально ценных побуждений так и к тревожности, агрессивности, социальной дезадаптации, девиантному поведению.

В этом возрасте формируется независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, очень важна роль малых групп, где ненормативная лексика может восприниматься как принадлежность к данной группе,  как часть взрослой жизни.

Ненормативная лексика – средство проявления вербальной агрессии, словесная агрессия, нанесения обид, оскорблений.

Психологические факторы, обуславливающие личностные характеристики младших подростков, использующих нецензурную лексику:

  1. Эмоционально - поведенческий фактор (прямая вербальная агрессия, использование нецензурной лексики с целью воздействия или оскорбления собеседника, четкая выраженность вспыльчивости, раздражительности, отрицательных эмоций) [1];
  2. Рефлексивный фактор (низкая самокритичность, самоуверенность, неадекватная самооценка, отсутствие возможности переосмысливать свои социальные взаимоотношения);
  3. Когнитивный фактор (присутствие низкой социально-психологической дезадаптации, постоянным  использованием нецензурной брани с целью самолюбования, самоутверждения, путем глумления над собеседником)[3].

Таким образом, актуальной проблемой образовательного пространства является профилактика использования вербальной агрессии, то есть употребления в речи ненормативной лексики [3].

 Цель программы: профилактика употребления нецензурной лексики  младшими подростками.

 Задачи программы:

  1. Способствовать формированию осознанного отношения к ненормативной  лексике как к негативному для личностного развития явлению и принятию решения отказа от вербальной агрессии;
  2. Способствовать формированию адекватной оценки себя, своего поведения;
  3. Способствовать формированию умения проявлять самокритичность;
  4. Научить детей контролировать эмоционально-поведенческие реакции.

В ходе реализации программы используется как групповая, так и индивидуальная форма работы.

Формы работы: беседы, занятия с элементами тренинга, ролевые игры, театрализация.

Методологические основания построения и реализации профилактической психолого-педагогической программы

В программе  учтены основные идеи и принципы образовательной стратегии формирования личности подростков.

К  основным подходам формирования  сопровождения «трудного ребенка» относятся:

  • системно - деятельностный подход (Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов, Л. С. Выготский, Л. В. Занков, А. Р. Лурия, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов);  
  • личностно-ориентированный подход (М.С. Роговин, А. Богданов, Е.В. Бондаревская, A.B. Мудрик, А.И. Шемшурина, В.А. Ядов и др.);
  • Психологические теории развития и возрастной психологии (A.A. Реан, И.С. Кон, A.M. Прихожан, Л.А. Регуш и др.);
  •  Теории адаптации и дезадаптации в подростковом возрасте (Б.Н. Алмазов, О.Н. Апанасенко, С.А. Беличева, Е.Ю. Петрова, Е.С. Рапацевич, Е.В. Славутская, В.А. Фокин и др.);
  • Теории профилактики отклоняюшегося поведения (Б.Н. Алмазов, В.С.Афанасьев, Г.Ф. Кумарин, И.А. Невский, В.Г. Степанов);
  • Исследования самовыражения (Н.В. Амяга, Ю.А. Гоцева, Е.В. Зинченко, Е.А. Омельченко, И.П. Шкуратова и др.);
  •  Исследования вербальной агрессии (О.В. Глуздова, Л.М. Семенюк, Ю.В.Щербинина, Н.С.Якимова, С.А. Anderson, B.J Bushman, А. Bandura, А.Н. Buss, D.F.Conner и др.).

Программа создана с учетом возрастных особенностей детей младшего подросткового возраста и направлена на всестороннее развитие личности и сохранение психологического здоровья подростков 6-х классов через удовлетворение актуальной потребности в общении, развитии, самореализации, повышении интеллектуального уровня.

Условия реализации программы

Программа реализуется в условиях образовательного учреждения во внеурочное время.  

Максимальная недельная образовательная нагрузка не превышает допустимого объема, установленного СанПиН для основной общеобразовательной организации и предусматривает физкультминутки и подвижные игры.

Возраст детей: младший подростковый возраст.

Сроки реализации: 1 год

Принципы реализации программы.

В своей работе по реализации профилактической программы, мы руководствуемся следующими принципами: 

 Принцип опережающего (превентивного) сопровождения. С этих позиций объектом сопровождения выступает воспитательный процесс, предметом – ситуация развития ребенка как система отношений ребенка: с миром, с окружающими (взрослыми и сверстниками), с самим собой. Другими словами, психолого-педагогическое сопровождение должно опережать, предупреждать развитие каких-либо нежелательных феноменов. Например: профилактика употребления ненормативной лексики  (работа направлена на разъяснение детям, что такое ненормативная лексика и чем она опасна, на формирование у них четкого негативного отношения к нецензурной лексике);

Принцип системности предполагает разработку и проведение программных профилактических мероприятий на основе системного анализа актуальной ситуации. Программа профилактики содержит в себе анализ и системное видение всей проблемы в целом.

Принцип стратегической целостности определяет единую целостную стратегию профилактической деятельности, обусловливающую основные стратегические направления и конкретные мероприятия и акции. Все этапы программы выстроены в логическую последовательность, планомерно достигающую общую цель.

Принцип многоаспектности предполагает сочетание различных аспектов профилактической деятельности:

  • образовательный аспект, формирующий базовую систему представлений и знаний о негативных проявлениях в поведении;
  • социальный аспект, ориентированный на формирование позитивных моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор ответственного поведения;
  • психологический аспект, направленный на формирование стрессоустойчивых личностных ресурсов, позитивно-когнитивных оценок, а также установок «быть успешным», быть способным сделать позитивный альтернативный выбор в трудной жизненной ситуации.

Принцип аксиологичности (ценностной ориентации). Этот принцип включает формирование у детей мировоззрения, основанного на понятиях об общечеловеческих ценностях, привлекательности здорового образа жизни, законопослушности, уважении к личности, государству, окружающей среде, которые являются ориентирами и регуляторами их поведения. В основе профилактики лежат конечные цели как определенные формируемые ценности.

Принцип ситуационной адекватности означает соответствие профилактических действий реальной социально-экономической ситуации в стране и в образовательной среде, обеспечение непрерывности, целостности, динамичности, постоянства, развития и усовершенствования профилактической деятельности с учетом оценки эффективности и мониторинга ситуации.

Принцип индивидуальной адекватности подразумевает разработку профилактических программ с учетом возрастных, гендерных, культурных, национальных, религиозных и других особенностей целевых групп.

Принцип легитимности – профилактическая деятельность должна соответствовать законодательству Российской Федерации и нормам международного права.

Принцип комплексности предполагает согласованность взаимодействия: на профессиональном уровне – специалистов различных профессий, в функциональные обязанности которых входят различные аспекты профилактической работы (педагоги, школьные психологи, врачи, социальные педагоги, социальные работники, работники комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, инспекторы подразделений по делам несовершеннолетних и др.); на ведомственном уровне – органов и учреждений соответствующей ведомственной принадлежности, осуществляющих профилактическую деятельность в образовательной среде (на федеральном, региональном и муниципальном уровнях); на межведомственном уровне – органов и учреждений, отвечающих за реализацию различных аспектов профилактики в образовательной среде в рамках своей компетенции (органы и учреждения образования, здравоохранения и др.); на уровне государственных, общественных и международных организаций. 

Структура занятий предполагает включение обязательных компонентов:

1. Приветствие, создание атмосферы, способствующей благоприятному проведению занятий. Приветствие должно быть составляющим элементом каждого из занятий.

2. Основная часть, в рамках которой представляется непосредственно содержание занятия.

3. Заключительная часть, в рамках которой осуществляется рефлексия, делаются выводы об успешности проделанной работы. В заключительной части необходимо проводить миниобсуждения, предполагающие, что педагог-психолог задает вопросы о том, что нового они открыли для себя в рамках каждого занятия.

        

Требования к специалистам, реализующим программу.

 В соответствии с законодательством профессиональный стандарт

устанавливает квалификационные требования к образованию и опыту работы

педагога-психолога. В соответствии с профстандартом у педагога- психолога (психолога образовательной организации) должно быть высшее образование по профилю профессиональной деятельности (указанной в стандарте). При этом необходимо учитывать, что если педагог-психолог, работающий в общеобразовательной организации, имеет высшее образование, не соответствующее ни одному из заявленных в профстандарте кодов Общероссийского классификатора специальностей по образованию, то данный специалист имеет потребность и должен иметь возможность получить дополнительное профессиональное образование (в том числе, если нужно, получить профессиональную переподготовку с дополнительной

квалификацией). В том случае, если у специалиста отсутствует высшее

образование, то он имеет потребность в профессиональном образовании

(высшем образовании по профилю профессиональной деятельности).

Система описания профессиональной деятельности в профстандарте «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» основана требованиях

Федерального закона об образовании в федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и включает две обобщенные трудовые функции «А» и «Б». В структуре обобщенной трудовой функции «А»: «Психолого- педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных организациях общего, профессионального и дополнительного образования, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ» описывается

специфика содержания трудовой деятельности педагогов- психологов (психологов), работающих в образовательных организациях. В структуре обобщенной трудовой функции «В»: «Оказание психолого- педагогической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья, испытывающим программ, развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно- процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления» описывается специфика содержания трудовой деятельности в ППМС-центрах.

Описание способов, которыми обеспечивается гарантия прав участников программы. 

При реализации программы отводится особое внимание к личности каждого участника программы, к обеспечению комфортного психологического климата и психологической безопасности; учитываются основные принципы работы: «здесь и теперь», конфиденциальность, активность, доброжелательность, персонификация высказываний, акцентирование языка чувств, открытого доверительного общения, безоценочности суждения и другие. Участники программы должны быть поставлены в известность о целях и задачах программы, о результатах диагностики. Реализация программы предполагает обеспечение участникам права на уважение собственного человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободу выражения собственных мнений и убеждений.

Требования к оснащению кабинета

  • компьютер, интерактивная доска, проектор;
  • стулья по количеству участников;
  • наглядный материал;
  • листы бумаги, ватманы;
  • цветные фломастеры, карандаши, краски;
  • скотч;
  • доска, мел;
  • бланки с заданиями;
  • бланки диагностических методик.

Этапы реализации программы

        Реализация программы носит долговременный характер и состоит из четырех циклов занятий для подростков среднего звена 6-х классов.

                        I-я четверть - предварительная диагностика (сентябрь).

В течение II – III четвертей происходит реализация основной части программы.

IV четверть позволяет определить эффективность занятий, анализ результативности и при необходимости - коррекция программы (май).

Занятия являются логическим продолжением друг друга по принципу «от простого к сложному».

                        Программа реализуется в условиях образовательного учреждения во внеурочное время.  

Программа дополняет и расширяет воспитательные возможности образовательных учреждений в направлении профилактики использования вербальной агресии, что способствует созданию единого профилактического пространства в сфере образования, и позволяет осуществлять психолого-педагогическую поддержку подростков на протяжении всего периода обучения в школе.

Ожидаемые результаты

  1. Сформировано осознанное отношение к ненормативной  лексике как к негативному для личностного развития явлению и принятию решения отказа от вербальной агрессии.
  2. Повышен уровень самооценки в соответствии с возрастными характеристиками;
  3. Сформировано умение проявлять самокритичность;
  4. Дети умеют контролировать свои эмоционально-поведенческие реакции;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «Что такое хорошо и что такое плохо?» ( использование ненормативной лексики подростками)

Классный час по теме?: "Что такое хорошо?".( использование ненормативной лексики подростками)Цели:1) Помочь учащимся задуматься о проблеме сквернословия, обсудить и установить причины распространения ...

Психолог для педагога. Психолого-педагогический климат в коллективе и профилактика профессионального выгорания учителя

Конспект выступления педагога-психолога на педсовете на тему "Психолого-педагогический климат в коллективе и профилактика профессионального выгорания учителя".Структура выступления:1. Теоретическая ча...

"Психолого-педагогическая работа с родителями по профилактике асоциального поведения учащихся подростков".

Подростковый возраст - время становления характера. Именно в это период влияние среды, ближайшего окружения имеет огромное значение. В силу своей занятости, родители все меньше и меньше уделяют времен...

Профилактика ДДТТ и ее роль в формировании безопасного образовательного пространства в образовательных организациях

Работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма - первостепенная задача каждой образовательной организации, каждой семьи, каждого педагога. Главное направление в борьбе с ДТП являетс...

Основные направления логопедической работы по формированию лексики у младших школьников с ЗПР в рамках реализации ФГОС для обучающихся с ОВЗ.

Материал содержит основные направления и приемы логопедической работы, дидактические игры, задания по формированию лексики у младших школьников с ЗПР....

Использование эффективных методик и приемов, направленных на профилактику и преодоление дислексии у младших школьников

Описание используемых методов и приемов в работе по профилактике и преодолению дислексии....

Работа с детьми "группы риска": «Что такое хорошо и что такое плохо?» ( использование ненормативной лексики подростками)

Цели:1) Помочь воспитанникам задуматься о проблеме сквернословия, обсудить и установить причины распространения мата в подростковой среде;2) Развивать творческие способности, память, внимание, по...