Программа кружка по русскому языку "Мастерская слова".
рабочая программа по русскому языку (9 класс)

Данная программа может служить основой для составления авторской программы подготовки детей к олимпиадам и творческим конкурсам по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_po_russkomu_yazyku_masterskaya_slova.odt36.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 22»

СОГЛАСОВАНО

Педагогическим советом

МБОУ СОШ №22 г. Михайловска

Протокол №___ от ____________

УТВЕРЖДАЮ

Врио директора МБОУ СОШ №22

_______________ В.В.Токарева

                Приказ №____ от _________

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

социально-педагогической направленности

«Мастерская слова» (подготовка к олимпиадам и творческим конкурсам различного уровня по русскому языку)

Уровень программы: базовый

Возрастная категория: 11-15 лет

Срок реализации: 1 год

Автор-составитель:

 педагог дополнительного образования

Иванникова В.И.

                                        г. Михайловск, 2025 г.

Содержание

1. Пояснительная записка………………………………………………………3-6

2. Учебно-тематический план………………………………………………….7-8

3. Основное  содержание   курса «Мастерская слова»…...........................…8-10

4. Календарно-тематическое планирование …………………………….....11-12

5. Используемый учебно-методический комплекс……………………………………………………...……………….12-13

6. Список обучающихся…………………………………………………………14

Пояснительная записка

Программа кружка рассчитана на 34 часа.

Кружок «Мастерская слова» – это еще одна возможность приблизить учеников к предмету, пополнить их знания по русскому языку. Программа способствует развитию творческих и интеллектуальных способностей школьников в процессе подготовки к олимпиадам и творческим конкурсам по русскому языку. Олимпиадное движение сегодня является одним из актуальных направлений, когда речь идет о работе с одаренными детьми. Олимпиады позволяют школьникам проверить и критически оценить свои возможности, определиться в выборе дальнейших путей своего образования. Олимпиады охватывают более широкий круг знаний по тому или иному школьному курсу и способствуют формированию более широкой эрудиции; обладают огромным потенциалом для выявления наиболее талантливых, увлеченных наукой школьников, построения для них индивидуальных образовательных программ (траекторий), существенно расширяют возможности социализации учащихся, то есть способствуют достижению основных целей обучения в школе. Олимпиадная задача по любому предмету – это задача повышенной трудности, нестандартная как по формулировке, так и по методам решения.

   Освоение программы способствует расширению знаний в области грамматического строя древнерусского языка в развитии и сопоставлении с современным школьным курсом русского языка; программа знакомит с различными видами олимпиадных заданий, методами и приемами их решения; развивает умения и навыки решать лингвистические задачи, связанные с историческими изменениями в русском языке, находить нестандартные способы их решения. В процессе обучения у обучающихся формируется представление о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа, формируются отношения сотрудничества, содружества и толерантности в детском коллективе.

Занятия предполагают ориентацию на развитие творческого потенциала каждого учащегося, создание условий для его самореализации, воспитание активного, созидательного отношения к жизни, социальному и профессиональному самоопределению, духовному, нравственному, патриотическому воспитанию детей и молодежи. Среди всех видов и форм деятельности школьников, способствующих активизации познавательной самостоятельности, реализации творческого потенциала школьников особое место занимает участие школьников в олимпиадах. Занятия по подготовке к олимпиаде позволяют школьникам почувствовать собственную значимость, ощутить свою роль в жизни школы. Программа при ее полной реализации даст возможность способным ученикам приобрести навыки применения стандартных знаний в нестандартных ситуациях, умение использовать навыки логического и абстрактного мышления, способность обобщать и проводить аналогии, прогнозировать результат, включать интуицию, воображение, фантазию.

Вопросы и задания олимпиад и творческих работ не выходят за рамки школьной программы, но сформулированы так, чтобы учащиеся применили знания и продемонстрировали практические умения, владение способами деятельности в нетиповой ситуации.

Основной целью  данного кружка является развитие познавательного и творческого потенциала учащихся (подготовка учащихся к творческой деятельности,  к олимпиадам, к исследовательским и проектным работам)

Задачи:

- пробуждение интереса к предмету и глубокое погружение в изучаемый предмет;

- расширение лингвистического и культурологического кругозора;

- развитие продуктивного мышления и навыков его практического применения;

- развитие стремления к приобретению знаний, повышение функциональной грамотности учащихся;

- развитие умения свободного использования источников,в том числе интерактивных;

-развитие сознания и самосознания, творческих способностей детей;

- обучение проектированию;

- тренировка логического мышления;

- повышение интеллектуального уровня;

- развитие познавательных способностей;

- активизация аналитических навыков;

- обучение общению в разновозрастном коллективе.

Главные принципы, на которых строятся занятия, - научность, системность, доступность. Это позволит школьникам лучше подготовиться к олимпиадам и творческим конкурсам.

На занятиях используются:

Лекции учителя с различными видами заданий;

Составление обобщающих таблиц и схем;

Самостоятельная работа учащихся (наблюдения над языковым материалом, их анализ, выводы);

Самостоятельный отбор материала

Работа в группах;

Проведение деловых игр и практикумов;

Написание сочинений.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
Метапредметные результаты

1) адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

2) владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
3) способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
4) овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации;

5) умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств:
6) способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

7) умение сочетать индивидуальную и коллективную работ;

8) развитие творческой деятельности;

9) умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств; аргументации;
10) применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
10) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты

1) усвоение научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

2) усвоение элементарных знаний и представлений о древнерусском языке

3) сопоставление фонетических и морфологических явлений древнерусского и современного русского языка

4) овладение стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка

5) анализ единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

6) приобретение навыка решения учебно-поисковых лингвистических задач

Технологии проведения занятий с участниками творческой лаборатории.

    В основе проведения занятий лежит проблемно-поисковый подход, такое создание особого пространства учебной деятельности, в котором участник творческой лаборатории совершает субъективное открытие закона, явления, закономерности; осваивает способ познания и механизм обретения новых знаний о языке.

Работа внутри каждой темы осуществляется в следующем режиме

1 – изучение темы начинается с проблемной лекции, на которой вводится новая информация;

2 – на последующем практическом занятии отрабатываются, проектируются, моделируются практические навыки по изучаемой теме;

3 – завершающей стадией изучения темы является выполнение олимпиадной работы или определенного этапа проектной деятельности.

Форма обучения: очно-заочная

2. Учебно-тематический план

п/п

Наименование  разделов/ тем.

Всего

часов

В том числе

Лекц.

Практ.

Сам.

Раб.

1

Вводное занятие.

1

1

2

Графика.

Древнерусская азбука.

1

1

3

Графика.

«Смысл начертания заглавных букв кириллицы» Проект.

2

1

1

4

Графика

Греческий алфавит, старославянская азбука, современный русский алфавит (Сопоставительный анализ).

1

1

5

Фонетика.Звук и фонема.

Фонетическая транскрипция.

2

1

1

6

Фонетика.  Звуки древнерусского языка:

Гласные звуки

1

1

7

Фонетика. Согласные звуки (исторические изменения в системе согласных звуков)

2

1

1

8

Морфемика.

Словообразование.

3

1

1

1

9

Морфология.

Исторические изменения в морфологической системе русского языка.

3

1

2

10

Морфология.

Лексико-грамматические разряды частей речи.

3

1

2

11

Морфология

Омонимия частей речи

Решение олимпиадных заданий по теме «Морфология».

2

1

1

12

Лексика.

Историческое формирование лексики русского языка.

Типы лексического значения слова. Структура значения многозначного

слова.

2

1

1

13

Фразеология.

Фразеологизм как единица языка.

Структурный тип фразеологизма.

Античная фразеология

Библейская фразеология.

Синонимия и антонимия фразеологизмов.

Решение олимпиадных заданий по теме «Лексике и фразеология».

2

1

1

14

Синтаксис.

Типы словосочетаний. Понятие предикативности. Односоставные предложения. Полные и неполные. Конструкции, не входящие в структуру предложения. Основные формы синтаксической организации текста.

Решение олимпиадных заданий по теме «Синтаксис».

4

1

2

1

15

Лингвистический анализ текста.

2

1

1

16

Олимпиадная работа

2

2

17

Защита продуктов творческой лаборатории.

1

1

Итого

34

11

13

10

3. Основное  содержание   курса «Мастерская слова»

Тема 1. Вводное занятие (1 час). Вводное анкетирование. Ознакомление с программой курса. Периодизация русского языка. Первоучители словенские.

Тема 2. Графика (3 часа). Греческий алфавит, старославянская азбука и современный алфавит (сопоставительный анализ). Числовое значение букв.  Смысл заглавных  букв кириллицы (работа над проектом).

Тема 3. Фонетика (5 часов). Система гласных звуков древнерусского языка в сравнении с системой гласных современного русского языка: гласные полного образования и редуцированные гласные ер и ерь; беглость гласных как следствие падения редуцированных; носовые гласные – юс малый и юс большой, их утрата и следы в современном русском языке; ять в древнерусском языке; полногласие-неполногласие; строение слога: закон открытого слога, закон возрастающей звучности. Система согласных звуков древнерусского языка в сравнении с системой согласных звуков современного русского языка: парные и непарные по звонкости-глухости и мягкости-твердости; «двойные буквы кириллицы и соответствующие им звуки» (о - он, омега; з-зело, земля, и – иже, и, ижица, ф – ферт, фита: шипящие и аффрикаты; исторические чередования согласных как следствие смягчения. Фонетическая система ременного русского языка: звук и фонема, фонетическая транскрипция; фонетические средства художественной выразительности.

Общие рекомендации по выполнению олимпиадных заданий по фонетике и графике.

Решение олимпиадных заданий по фонетике и графике 

Тема 4. Морфемика и словообразование (3 часа). Синхронное и историческое словообразование. «Производная» и «производяшая» основы. Морфемный и словообразовательный анализ слова. Понятия опрощения и переразложения. Виды морфем русского языка. Морф и морфема. Классификация морфем. Особенности суффиксов и приставок, унификсы. Морфонологические особенности словообразования: чередования морфем, интерфиксация, усечение производящих основ, наложение морфов. Способы словообразования в современном русском языке. Словообразовательный тип.

Общие рекомендации по выполнению олимпиадных заданий по морфемике и словообразованию. Решение олимпиадных заданий по морфемике, морфологии и словообразованию.

Тема 5. Морфология (9 часов). Исторические изменения в морфологической системе русского языка. Имя существительное: родовая принадлежность, следы двойственного числа, типы склонения, падежи. Местоимения: склонение личных древнерусских местоимения и их сопоставление с современным русским языком, указательные местоимения. Имя прилагательное: краткие и полные прилагательные: различия в употреблении и образовании склонение прилагательных Имя числительное: образование числительных название чисел история сложных числительных числовые значения букв кириллицы. Глагольная система древнерусского языка: неопределенная форма глагола (-чи, -ти), формы настоящего времени, формы будущего времени, формы прошедшего времени, причастие прошедшего времени. Сопоставительный анализ частей речи: наречие, предлог, союз, частица. Морфологическая система современного русского языка: лексико-грамматические разряды частей речи. Омонимия частей речи. Общие рекомендации по выполнению олимпиадных заданий по морфологии. Решение  олимпиадных заданий по морфологии.

Тема 6. Лексика (2 часа). Исторические изменения в словарном составе языка (очерки истории). Лексические нормы современного русского языка. Лексика активного и пассивного запаса Многозначность слова. Лексические средства художественной изобразительности

Тема 7. Фразеология (2 часа). Фразеологизм как единица языка. Фразеологизмы однозначные имногозначные. Структурный тип  фразеологизма. Фразеолого-семантические парадигмы: фразеологические омонимы, синонимы, антонимы. Фразеологизмы активные и пассивные. Античные и библейские фразеологизмы. Решение олимпиадных заданий по теме «Лексике и фразеология».

Тема 8. Синтаксис (4 часа). Синтаксис. Типы словосочетаний. Понятие предикативности. Односоставные предложения. Полные и неполные. Конструкции, не входящие в структуру предложения. Основные формы синтаксической организации текста.

Решение олимпиадных заданий по теме «Синтаксис».

Тема 9. Лингвистический анализ текста (2 часа). Этапы лингвостилистического анализа текста. Определение жанра художественного произведения. Определение темы и ключевого словесного ряда, в котором она отражена наиболее ярко. Анализ средств художественной выразительности: фонетический уровень, морфемный и словообразовательный уровень, лексический и лексико-фразеологический уровень, морфологический уровень, синтаксический уровень, ритмо-метрический уровень, структурно-композиционный уровень. Основные выводы по анализу данного текста.

Тема 10. Итоговые занятия (2 часа). Олимпиада по русскому языку. Защита продуктов творческой лаборатории.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Наименование  разделов/ тем.

Всего

часов

Формы и методы работы

Дата

1

Вводное занятие. Графика.

Древнерусская азбука. Средства выразительности

1

Вступительное слово учителя. Знакомство с целями и задачами кружка Работа над распознаванием ДРЛ-азбуки

2

Морфология.

Лексико-грамматические разряды частей речи.

1

Литературное редактирование

3

Морфология. Омонимия частей речи. Средства выразительности

1

Составление опорных схем.  Тренинг, практикум

4

Решение олимпиадных заданий по теме «Морфология».

1

Тренинг, практикум

5

Лексика. Историческое формирование лексики русского языка. Средства выразительности.

1

Литературное редактирование

6

Типы лексического значения слова. Структура значения многозначного

слова.

1

Составление алгоритма.

Тренинг, практикум

7

Фразеология. Фразеологизм как единица языка. Структурный тип фразеологизма. Античная фразеология. Библейская фразеология. Средства выразительности

1

Беседа, проблемные задания

8

 Синонимия и антонимия фразеологизмов. Решение олимпиадных заданий по теме «Лексике и фразеология».

1

Тренинг, практикум

9

Синтаксис. Типы словосочетаний. Понятие предикативности. Односоставные предложения. Полные и неполные. Средства выразительности.

1

Организация совместной учебной деятельности

Тренинг, практикум

10

Синтаксис. Конструкции, не входящие в структуру предложения.

1

Комментированное письмо, тренировочные упражнения

11

Синтаксис. Основные формы синтаксической организации текста.

1

Конструирование предложений

12

Синтаксис. Решение олимпиадных заданий по теме «Синтаксис».

1

Тренинг, практикум

13

Лингвистический анализ текста

1

Организация совместной учебной деятельности

14

Лингвистический анализ текста

1

Работа над сочинением

15

Олимпиадная работа

1

Тренинг, практикум

16

Олимпиадная работа

1

Тренинг, практикум

17

Защита продуктов творческой лаборатории

1

Групповая защита проектов

Итого

17

Используемый учебно-методический комплекс

1. Глинкина Л.А. Историко-лингвистический комментарий фактов современного русского языка.-М.: Флинта: Наука, 2005.

2. Глинкина Л.А. От аза до ижицы. – Оренбург: оренбургское книжное издательство, 2000.

3. Григорян Л.Т. Язык мой - друг мой. ( Материалы для внеклассной работы по рус.яз.).Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 2008

4. Иванов В.В., Потиха З.А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе: Пособие для учителя.- М.:Просвещение, 1985.

5. Жуков В.П., Жуков А.В. Русская фразеология. – М., 2006.

6. Зайцева О.Н. Уроки русского языка в школе.-М.:Вербум, 2005.

7. Земская Е.А. Современные русский язык. Словообразование.- М.: Флинта: Наука 2009.

8. Современный русский язык: Учеб. для студ. вузов/ Под ред. П.А.Леканта. – М.: Дрофа, 2002.

9. Фомина М. Современный русский язык Лексикология. - М.,1990

10. Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом.- М.: Просвещение, 1987

11. Янченко В.Д. Занимательное путешествие по страницам истории русской лингвистической науки. - М.:Вербум-М, 2002

12. Орг. Олимпиадные задания по русскому языку.

13. Олимпиадные задания предыдущих лет.

14. Электронная энциклопедия КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ http://mega.km.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка выразительного чтения Магия слова

Материал может быть использован учителем - словесником во внеурочной работе...

Программа кружка по русскому языку "Живое слово"(авторская)

Программа предназначена для учащихся 9 класса, предполагает подготовку учащихся к творческому заданию ОГЭ....

Рабочая программа кружка по русскому языку «Русское слово» на 2015-2016 учебный год Класс: 9

Рабочая программа кружка по русскому языку  «Русское слово»на 2015-2016 учебный годКласс: 9...

Социально- образовательный проект "Родная речь" Программа кружка дополнительного образования "Живое слово"

Проект был разработан для образования, реабилитации и коррекции воспитанников социально - реабилитационного центра. Проект включает повседневную работу по развитию речи детей, а также работу в рамках ...

Программа кружка «Любитель русского слова» 68 часов (2 часа в неделю)

Программа кружка «Любитель русского слова» 68 часов (2 часа в неделю)...

Рабочая программа кружка Выразительного чтения «Живое слово» для детей старшего дошкольного возраста

Программа кружка выразительного чтения "Живое слово" для детей старшего дошкольного возраста раскрывает основные направления работы по формированию и развитию интонационной  выразительн...