Конспект урока по русскому языку в 5 классе (развитие речи) Написание изложения по тексту «Хитрый заяц» (2 часа)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Цель – обучение подробному изложению
Задачи: Обучающая: обучать правильному пониманию роли плана в раскрытии темы текста
Развивающая: развивать письменную речь обучающихся
Воспитательная: воспитывать любовь и уважение к родному языку
Тип урока – комбинированный
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 29.98 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Специальная школа № 106»
Конспект урока
по русскому языку в 5 классе (развитие речи)
Написание изложения
по тексту «Хитрый заяц» (2 часа)
Подготовила и провела: Аглиуллина Н.Г., учитель русского языка и литературы
Новокузнецкий городской округ, 2024 год
Результаты:
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):
знать: признаки текста (основная мысль текста, смысловая законченность)
уметь:
- составлять текст из разрозненных предложений;
- озаглавливать текст;
- выделять части текста;
- составлять простой план.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность):
- применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
- способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам;
- применение полученных знаний, умений и навыков при анализе языковых явлений на межпредметном уровне.
Личностные:
- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
- понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования
Методы и формы обучения:
Наблюдение за языком; создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование:
Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор
Наглядно-демонстрационный материал:
Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем.
Основные понятия
Текст, тема, основная мысль текста
Организационная структура (сценарий) урока
- Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
- Деятельность учителя
- Осуществляемая деятельность обучающихся
- Формы организации взаимодействия
- Формируемые умения (универсальные учебные действия)
- Промежуточный контроль
Цель – обучение подробному изложению.
Задачи:
- Обучающая: обучать правильному пониманию роли плана в раскрытии темы текста.
- Развивающая: развивать письменную речь обучающихся.
- Воспитательная: воспитывать любовь и уважение к родному языку.
Тип урока – комбинированный.
1 урок – подготовка к написанию изложения.
Ход урока
Настрой на урок.
Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги, наша лень!
Не мешай нам всем трудиться,
Хорошо хотим учиться!
Вступительное слово.
Сегодня мы будем писать изложение.
Запись числа и темы (вида работы) в тетрадь (Слайд № 1, 2).
Повторение
Беседа
Как вы думаете, что такое изложение? (варианты ответов: текст, письменная речь, пересказ, письменный пересказ) (Слайд № 3).
Такую работу вы выполняли еще в начальных классах, и каждый знает, что изложением называется письменный пересказ. Как проводится пересказ, тоже известно: учитель читает текст, а потом все пишут, стараются написать так же хорошо, как сделано у писателя. Стараются пересказать статью, то есть изложить то, что услышали. Отсюда и название работы: изложение.
Что означает «написать подробное изложение»?
Задача подробного изложения – воспроизвести содержание текста, пересказать его точно, полно, последовательно, стараясь раскрыть тему высказывания так, как это сделано автором, и стараясь по возможности сохранить языковые особенности текста.
Зачем нужно писать изложение? Ведь писатель написал рассказ, его напечатали, и каждый может прочесть. К чему же писать заново, тем более что лучше писателя не напишешь? Может быть, взять да и сочинить свой рассказ? Ведь это будет очень интересно всё сочинить самому. Про белку в живом уголке, или про футбол, или как прятались от грозы, когда ходили в лес.
Прежде чем приняться за «сочинительство», нужно внимательно «приглядеться» к тому, как это делают опытные писатели. Искусство слова очень сложно и многообразно. Самостоятельно понять это искусство, своими силами постичь языковое умение почти невозможно. Здесь обязательно нужны разборы образцовых текстов. Вот для таких разборов может служить пересказ-изложение.
Георгий Алексеевич Скребицкий (Слайд № 4).
«…расширял границы нашего представления о том прекрасном в природе, что помогает нам лучше видеть свою Родину и горячо любить ее. Любовь к природе была у него неиссякаемым источником великой любви к Родине».
Вл. Архангельский
Опережающее задание
Георгий Алексеевич Скребицкий родился в Москве в 1903 году. Рос и учился в Тульской губернии. Позже переехал в Москву, где жил до дня своей смерти, 1964 года. Скребицкий много путешествовал с ружьем и удочкой, но его охотничьи трофеи обычно были скромными. Зато из поездок он привозил массу впечатлений, которые и ложились в основу его рассказов. Георгий Алексеевич Скребицкий написал много книг, большинство из которых мы читали, потому что они написаны для детей и подростков.
(Слайд № 5) Вот названия некоторых книг Георгия Алексеевича Скребицкого: «С ружьем и без ружья», «Про наших птиц», «Лесное эхо», «Веселые ручьи», «Друзья моего детства», «Лесной голосок»…
Чтение текста (Слайд № 6, 7).
Раз со мною на охоте произошёл такой случай. Отправился я на охоту за зайцами. Через час нашли мои собаки в лесу зайца и погнали. Я стал на дорожке и жду. Гоняют зайца собаки по лесной вырубке, а заяц всё не выбегает. Куда же он девался? Подождал, подождал я и пошёл на полянку посмотреть, в чём дело. Гляжу: носятся мои собаки по кустам вокруг пней, нюхают землю, никак в заячьих следах не разберутся. Куда зайцу на поляне спрятаться?
Вышел я на середину полянки и сам ничего не пойму. Потом случайно глянул в сторону, да так и замер. В пяти шагах от меня, на верхушке высокого пня, притаился заяц, глазёнки так и впились в меня, будто просят: «Не выдай меня собакам!» Стыдно мне стало убивать зверька, сидящего в пяти шагах от меня. Опустил я ружьё, отозвал гончих. Пошли мы других зайцев искать, а этот трудный экзамен на хитрость сдал. Пускай живёт, зайчат уму-разуму учит.
(По Г. А. Скребицкому.)
Физминутка
Скачут, скачут во лесочке
Зайцы – серые клубочки
(Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки).
Прыг – скок, прыг – скок –
Встал зайчонок на пенек
(Прыжки вперед – назад)
Словарная работа (Слайд № 8).
Гончая. Охотничья собака особой породы
Впиться. Крепко, глубоко проникнуть, вонзиться во что-н. (перен.: пристально, не отрываясь начать смотреть на кого-н.)
Вырубка. Место, где вырублен лес.
Уму-разуму учит – передает жизненный опыт.
Экзамен – проверка, испытание.
Беседа
Каким типом речи является прочитанный текст? Докажите (повествование с элементом рассуждения).
Составление плана (Слайд № 9).
План.
1) Гончие выследили зайца.
2) Заяц пропал.
З) «Не выдавай меня!»
4) Охотник пощадил зайца.
Беседа
Можно ли догадаться по плану, о чём пойдёт речь в тексте?
Удачно составленный план отражает основное содержание текста, последовательность событий. По хорошему плану можно догадаться, о чём пойдёт речь в тексте, какова тема высказывания.
Назовите основные действия в развитии события.
Как начинается текст?
Как оканчивается?
Связаны ли между собой начало и окончание текста?
Как бы вы определили тему рассказа? О чем он?
Правильно ли поступил охотник, опустив ружье? Ведь он пошел на охоту.
Как бы вы оценили рассказ, если бы он заканчивался так: «Хотя и близко сидел заяц, но я все-таки выстрелил, не будь, косой, таким простофилей! Меня не обманешь, на то я и охотник?»
Чему учит рассказ?
Какое заглавие выберем, почему? (Слайд № 10).
- Случай на охоте.
- Как я охотился.
- Хитрый заяц.
Заглавие «Случай на охоте» пригодно для многих рассказов такого типа, оно универсально и не выражает идеи, потому что в нем нет оценки этого случая. Заглавие «Как я охотился» неточно, потому что вслед за ним ожидается рассказ о процессе охоты. Оно, как и первое, не имеет оценки, оно нейтрально. Третье заглавие «Хитрый заяц» отражает и тему, и идею рассказа, потому что речь идет именно о хитром зайце: не будь он хитрым – не было бы и рассказа.
Что означает хитрый и умный? Это синонимы.
Что такое синонимы?
Хитрый – скрывающий свои истинные намерения, идущий непрямым, часто обманным путем к достижению цели.
Умный – обладающий развитым умом, способный к сложным рассуждениям и правильным выводам.
Языковой разбор текста
Прочитайте текст, проследите за тем, что и как говорит автор, какие он использует слова, словосочетания, предложения, чтобы более точно, ярко и выразительно рассказать о том, что случилось с ним на охоте.
Раз со мною на охоте произошёл такой случай.
Как можно сказать иначе?
Как-то, однажды.
Автор использует разговорное слово раз, которое больше соответствует стилю всего текста.
Отправился я на охоту за зайцами.
Сказуемое отправился – на первом месте в предложении, за зайцами – в конце предложения. Почему?
Такой порядок слов позволяет подчеркнуть, что будет рассказано не просто об охоте, а о случае с зайцем.
Я стал на дорожке и жду.
Жду – в конце предложения. Почему?
Этим подчёркивается состояние ожидания.
Ещё раз об этом же читаем дальше. Подождал, подождал…
О чём говорит повтор слова?
О длительности ожидания охотника.
Какие глаголы употребил писатель, «рисуя» действия собак? («… нашли … и погнали», «гоняют», «носятся … нюхают … не разберутся», «искать».)
Найдите два вопросительных предложения, передающих растерянность, недоумение охотника. (Куда же он девался? Куда зайцу на поляне спрятаться?)
Какие глаголы использует автор для описания действий зайца? («не выбегает», «спрятаться», «притаился», «впились», «просят».)
Что же увидел автор в глазах зайца? (Мольбу, просьбу.)
Заяц доверился человеку, поверил в его доброту, и это вызвало у охотника жалость к зайцу.
Орфографический разбор (Слайд № 11).
Раз со мною на охоте произошёл такой случай. Отправился я на охоту за зайцами. Через час нашли мои собаки в лесу зайца и погнали. Я стал на дорожке и жду. Гоняют зайца собаки по лесной вырубке, а заяц всё не выбегает. Куда же он девался? Подождал, подождал я и пошёл на полянку посмотреть, в чём дело. Гляжу: носятся мои собаки по кустам вокруг пней, нюхают землю, никак в заячьих следах не разберутся. Куда зайцу на поляне спрятаться? Вышел я на середину полянки и сам ничего не пойму. Потом случайно глянул в сторону, да так и замер. В пяти шагах от меня, на верхушке высокого пня, притаился заяц, глазёнки так и впились в меня, будто просят: «Не выдай меня собакам!» Стыдно мне стало убивать зверька, сидящего в пяти шагах от меня. Опустил я ружьё, отозвал гончих. Пошли мы других зайцев искать, а этот трудный экзамен на хитрость сдал. Пускай живёт, зайчат уму-разуму учит.
(По Г. А. Скребицкому.)
Орфографическая подготовка: случай, случайно, произошел, дорожке, лесной, вырубке, верхушка, ружье, гончих, экзамен, зайчат, уму-разуму.
Пунктуационный разбор (Слайд № 12).
Раз со мною на охоте произошёл такой случай. Отправился я на охоту за зайцами. Через час нашли мои собаки в лесу зайца и погнали. Я стал на дорожке и жду. Гоняют зайца собаки по лесной вырубке, а заяц всё не выбегает. Куда же он девался? Подождал, подождал я и пошёл на полянку посмотреть, в чём дело. Гляжу: носятся мои собаки по кустам вокруг пней, нюхают землю, никак в заячьих следах не разберутся. Куда зайцу на поляне спрятаться? Вышел я на середину полянки и сам ничего не пойму. Потом случайно глянул в сторону, да так и замер. В пяти шагах от меня, на верхушке высокого пня, притаился заяц, глазёнки так и впились в меня, будто просят: «Не выдай меня собакам!» Стыдно мне стало убивать зверька, сидящего в пяти шагах от меня. Опустил я ружьё, отозвал гончих. Пошли мы других зайцев искать, а этот трудный экзамен на хитрость сдал. Пускай живёт, зайчат уму-разуму учит.
(По Г. А. Скребицкому.)
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Чем мы сегодня занимались?
Зачем нам это нужно?
Каково практическое применение навыка письменного пересказа?
Понравился ли вам рассказ?
Покажите жестом!
Рассказ написан с юмором, поэтому он и вызывает добрую улыбку.
Мы искренне радуемся тому, что зайцу удалось спасти себя от беды, что он оказался таким находчивым и сообразительным.
Эта история вызывает тёплые, добрые чувства к нашим четвероногим друзьям – животным.
Желаю удачи в написании изложения! (Слайд № 13).
2 урок – написание изложения.
Домашнее задание
Нарисуйте иллюстрацию к тексту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Экология души". План-конспект урока развития речи:написание художественного текста по заданному сюжету. Закадровый текст к мультфильму "Мой зеленый крокодил" ("Союзмультфильм").Ч. 1 (из 1-3)
Экология душине менее важна для человека, чем экология окружающего пространства, природы Земли. Благоразумие, доброта, милосердие, терпимость, любовь к себе, к богу в себе, и, как минимум, уважен...

"Экология души". План-конспект урока развития речи:написание художественного текста по заданному сюжету. Закадровый текст к мультфильму "Мой зеленый крокодил" ("Союзмультфильм").Ч. 2 (из 1-3)
Экология душине менее важна для человека, чем экология окружающего пространства, природы Земли. Благоразумие, доброта, милосердие, терпимость, любовь к себе, к богу в себе, и, как минимум, уважен...

"Экология души". План-конспект урока развития речи:написание художественного текста по заданному сюжету. Закадровый текст к мультфильму "Мой зеленый крокодил" ("Союзмультфильм").Ч. 3 (из 1-3)
Экология душине менее важна для человека, чем экология окружающего пространства, природы Земли. Благоразумие, доброта, милосердие, терпимость, любовь к себе, к богу в себе, и, как минимум, уважен...

Конспект урока русского языка 11 класс " Культура речи. Подготовка к ЕГЭ"
Урок русского языка 11 класс " Культура речи. Подготовка к ЕГЭ"...

Открытый урок русского языка 8 класс. Развитие речи. II четверть.Подготовка к сочинению «Мой город Пушкин».
Подготовка к сочинению «Мой город Пушкин»....

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ /10 КЛАСС/ Развитие речи. Обучение написанию сочинения-рассуждения.
Цель:Обучающая: формирование умения анализировать прочитанный текст, аргументировать свою точку зрения.Развивающая: развитие монологической речи учащихся (устной и письменной) в стиле рассуждения, под...

Методическая разработка. Русский язык 5 класс. Развитие речи. Описание предмета
Представлена технологическая карта урока.Задачи урока: - формировать представление об описании как о функционально-смысловом типе речи,- знакомиться со структурой текста типа «описание», с...
