Технология формирующего оценивания на уроках русского языка
статья по русскому языку

Аннотация

Данная статья составлена в форме методических рекомендаций по созданию системы формирующего оценивания в работе учителя-предметника. Здесь дана классификация методов и приёмов формирующего оценивания, встречающихся во многих теоретических источниках по данной теме. 

Главной  целью этой статьи является  описание опыта работы по организации оценочной деятельности на уроках русского языка с помощью технологии формирующего оценивания. В методической литературе, освещающей тему новых подходов к оцениванию образовательных результатов, описано много подобных приёмов, но у практикующего учителя возникает вопрос: «Как в своей повседневной работе создать такую систему оценивания, которая соответствовала  бы требованиям обновлённых федеральных государственных стандартов и обеспечивала обратную связь всех участников образовательного процесса?». На этом аспекте проблемы сосредоточено внимание автора этих методических рекомендаций.

Материал этой статьи будет интересен учителям-предметникам, работающим в основном и среднем звене образования, так как алгоритм создания системы формирующего оценивания предметных и метапредметных результатов довольно универсален.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология формирующего оценивания

 на уроках русского языка

Теоретические аспекты формирующего оценивания в образовательном процессе.

В связи с обновлением ФГОС и появлением федеральных образовательных программ проблема оценивания образовательных результатов встаёт особенно остро, так как подходы к контролю и оцениванию знаний обучающихся тоже изменяются. Приоритетным теперь становится не формальный контроль знаний и умений обучающихся, а вовлечение самих учеников в осмысление их учебных достижений. Именно поэтому в последние несколько лет проблеме критериального и формирующего оценивания посвящено множество публикаций и методических пособий.

В учебно-методическом пособии Крыловой О.Н, Бойцовой Е.Г. [1]дана такая формулировка формирующего оценивания:

Формирующее оценивание - оценивание, осуществляемое в процессе обучения, когда анализируются знания, умения, ценностные установки, а также поведение учащегося, дается обратная связь по итогам обучения. Результаты ученика сравниваются с его же предыдущими результатами. Происходит мотивирование учащегося к обучению, постановка образовательных целей и определение путей их достижения.

В литературе, посвящённой данной теме, выделяют несколько функций формирующего оценивания, которые отличаются от функций традиционного оценивания.

Функции формирующего оценивания.

Классификация приёмов формирующего оценивания.

В работе Крыловой О.Н. и Бойцовой Е.Г.[2] даны стратегии по организации формирующего оценивания, дана классификация методов и приёмов формирующего оценивания, а также собран каталог приёмов формирующего оценивания.

Принцип классифицирования

Приёмы делятся на

Цели применения

  • Оценивающие результат образовательного процесса
  • Оценивающие метапознавательный процесс

Время проведения

  • Регулярно используемые в течение образовательного процесса (урока)
  • Используемые после изучения блока, темы и т.д.

Возможность применения

  • Универсальные (оценивающие и предметные, и метапредметные результаты)
  • Предметные (оценивающие только предметные результаты)

Участники процесса оценивания

  • Оценивает учитель
  • Самооценивание работы
  • Взаимооценивание работ
  • Комбинированное оценивание работы

В Приложении 1  каталог  приёмов формирующего оценивания, собранных из различных статей, публикаций, методических пособий по данной теме.

Организация оценочной деятельности на уроках русского языка (из опыта работы).

Основным принципом организации урока с использованием технологии формирующего оценивания является процесс поиска и интерпретации данных уровня освоения темы учеником, для того чтобы решить, как ученику успешно продвинуться дальше в освоении темы.

Стратегии формирующего оценивания были предложены зарубежными учёными Д. Вилиамом, П.Блэком, есть разработки по этой теме  и у отечественных учёных  И.С. Фишман, Г.Б. Голуб, М.А. Пинской. В процессе работы за основу взяла стратегию М.А. Пинской, но с некоторыми поправками.

Стратегия формирующего оценивания

При использовании стратегии формирующего оценивания необходимо было пересмотреть и структуру урока по русскому языку. Обязательными на постоянной основе должны быть следующие этапы урока:

Этапы урока:

В процессе всего урока или изучения темы идёт постоянное соотнесение способов деятельности с учебными целями. В связи с этим  на своих уроках стараюсь подбирать такие приёмы и методы формирующего оценивания, которые помогают обучающимся осознать,  в чём они успешны, а над чем нужно ещё поработать для достижения цели. Подбор заданий для урока тоже продиктован следующими принципами:

 Принципы подбора заданий

Пояснение

Личностный смысл и рефлексия

Задание требует самооценку успешности его выполнения, сверку своего понимания задачи с исходным условием, выявление самим учащимся позитивных и негативных факторов, повлиявших на выполнение/невыполнение задачи.

Возможность оценить выполнение заданий по критериям

Критерии заданы заблаговременно или формулируются вместе с учащимися. Критерии помогают контролировать процесс и качество выполнения.

Предполагают сотрудничество

Обязательная рефлексия нацелена на ситуацию коммуникации между учеником – учителем, учеником-другим учеником, учеником – собой.

Выбор методов и приёмов формирующего оценивания зависит и от возрастных особенностей обучающихся. Для учащихся 5-х и 6-х классов нужно подбирать такие приёмы, которые позволяют отрабатывать коммуникативные навыки, но предельно просто и понятно формулировать критерии оценивания.

Хорошо с детьми среднего школьного возраста работает «накопительная» система, которая позволяет в разы активизировать работу детей на уроке, способствует более осознанному выполнению домашней работы.  Для поощрения вводятся жетоны  (правила оговариваются с учащимися и вывешиваются). Очень удобно с помощью жетонов контролировать уровень выполнения учащимися задания на уроке. Можно эту систему использовать при проверке выполнения домашнего задания. На материале домашнего упражнения составить небольшие вопросы или задания, предполагающие знание уже усвоенного материала, и за правильное количество ответов выдавать жетоны. Жетоны копятся детьми, и потом у них есть право «обмена» этих жетонов на хорошую оценку. При этом у учителя есть возможность организовать работу по взаимопроверке или самопроверке при помощи приёмов формирующего оценивания. Учащиеся же понимают, что у них есть реальный «механизм» влияния на четвертную оценку.

 При включении в урок технологии формирующего оценивания учителю необходимо помнить, что ключевым моментом при подборе заданий будет рефлексия и обратная связь. Простая взаимопроверка или самопроверка по образцу – это не приём формирующего оценивания. Взаимооценка / самооценка работ учащихся должна проводиться только по заранее намеченным критериям и с объяснением ошибок и причин их появления. Также рефлексия в конце урока – это не простой выбор грустных и весёлых смайликов и т.п., а персонифицированный процесс, выявляющий проблемы каждого учащегося или «прирост» новых знаний и умений в течение времени работы над темой. Это поможет ребёнку с выбором дифференцированного домашнего задания.

Особое место в планировании занимают уроки обобщения и контроля знаний обучающихся. Перед каждой контрольной работой проводится «пробная» работа, целью которой является выявление пробелов и их корректировка. Здесь опять незаменима технология формирующего оценивания. В более старших классах перед началом изучения большой темы выдаётся чек-лист или мониторинговый лист освоения темы. Например, при изучении темы «Словосочетание» в 8 классе в подобном листе возможен такой перечень основных предметных результатов её освоения:

Тема «Словосочетание. Синтаксические связи слов в словосочетании»

Формируемые умения

Знаю, понимаю, получается

Понимаю, но есть ошибки

Не понимаю, не получается

Определение понятия «словосочетание»

Отличать словосочетание от предложения и сочетания слов

Выделять словосочетание в предложении

Распознавать именные, глагольные, наречные словосочетания

Распознавать типы подчинительной связи в словосочетании: согласование, управление, примыкание

Трансформировать словосочетание с одним видом подчинительной связи в синонимичное с другим видом связи

Соблюдать нормы построения словосочетания с учётом лексической сочетаемости

Проводить синтаксический разбор словосочетания

Что у меня получается лучше всего?

 На какие вопросы по теме могу хорошо ответить?

Что вызывает наибольшее затруднение?

Какие вопросы остались неясными?

Мой уровень усвоения темы   1  2  3  4  5

Подобные таблицы помогают организовать работу класса в течение всего изучения большой темы. При работе над теоретическими понятиями использую  приём «Сравни с эталоном». Учащиеся дают письменную формулировку понятия, меняются работами и сверяют с правилом в учебнике, проводят корректировку написанного и обсуждают неполучившееся. С этой же таблицей ведётся работа на уроках обобщения изученного перед контролем знаний. Оценивают себя сами ученики, чтобы отследить свой уровень усвоения темы и предпринять меры по устранению образовавшихся пробелов. Важно здесь не комментировать результат самооценки учащихся такими высказываниями, типа: «У тебя завышенная / заниженная самооценка». Подобная систематическая работа нацеливает учащихся на развитие таких метапредметных результатов обучения, как:

  • определять совместно с педагогом или сверстниками цели своей учебной деятельности и критерии их достижения;
  • осуществлять контроль за своей учебной деятельностью;
  • вносить коррекцию в текущую деятельность на основе анализа ситуации;
  •  оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия результата.

Особыми являются уроки развития речи. Использование на них приёмов формирующего оценивания тоже хорошо сказывается на результатах обучения. Перед выполнением любой работы по развитию устной или письменной речи обязательно с учащимися обговариваются критерии оценивания. Например, для письменной работы это могут быть:

  • Полнота и правильность содержания,
  • Грамотность (5 – 0-1 ошиб., 4 – 1-3 ошиб., 3 – 3-5 ошиб., 2- 6  более),
  • Речевое оформление,
  • Аккуратность почерка (и т.д. в зависимости от цели и вида работы).

Критериями устного высказывания могут быть:

  • Правильность,
  • Полнота содержания,
  • Убедительность (доказательность), наличие примеров,
  • Грамотность и выразительность речи.

По этим критериям проводится самооценивание или взаимооценивание (при этом большое внимание уделяется толерантности, корректности  высказываний, ведётся работа над формированием коммуникативных навыков).

При работе над сочинениями, изложениями оправдывает себя приём обратной связи «Две звезды и желание».  Позволяет учителю проверить работы всех учеников в классе, но не оценивать их, а определить в каждой два положительных момента (две звезды) и один момент, который заслуживает доработки (желание). Такое оценивание можно проводить и в письменной, и в устной форме. Учащиеся оценивают предметные и метапредметные результаты друг друга. Целью является анализ результатов проверки, который позволит определить уровень владения материалом, выявить ошибки в понимании темы и способность учащихся обобщать.

Преимущества технологии формирующего оценивания.

Формирующее оценивание, встроенное в учебно-воспитательный процесс, имеет ряд преимуществ:

  • оцениваются в динамике предметные результаты и формируются метапредметные результаты обучения;
  • в процессе оценивания активно участвует сам обучающийся,  благодаря этому у него создаётся чувство ответственности  за достигнутые результаты работы, он понимает, что может непосредственно влиять на оценивание своих затраченных сил;
  • критериальный подход к оцениванию прозрачен, поэтому многие конфликтные ситуации исчезают;
  • в процессе оценивания сравниваются достигнутые  результаты с предыдущими результатами, поэтому виден прогресс каждого обучающегося (он сравнивается с самим собой, а не с другими);
  • в процессе оценивание главное – анализ достигнутых результатов и планирование дальнейшего развития обучающегося, а не простая констатация факта уровня достигнутых  результатов обучения.
  • анализ результатов формирующего оценивания – ценный материал для учителя, который позволяет понять уровень усвоения темы, выстроить дифференцированный подход в дальнейшей работе, подобрать более эффективные методики для работы.

 

Источники:

 

Приложение 1

Приёмы формирующего оценивания.

Взаимооценивание.

 «Толстый и тонкий вопрос». «Тонкий» вопрос предполагает однозначный краткий ответ. «Толстый» вопрос предполагает ответ развернутый. Педагог предлагает сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса. Затем ученики опрашивают друг друга.

«Две звезды и желание». . Учитель предлагает ученикам проверить работы одноклассников и не оценить работы, а определить в них два положительных момента — «две звезды», кроме того, выделить один момент, который заслуживает доработки, — «желание». Данный вид оценивания может проводиться в письменной или устной форме.

Оцениваемые результаты: предметные и метапредметные.

Кто проводит оценивание: учащиеся (взаимооценка).

Цель проведения: анализ результатов проверки позволит определить уровень владения материалом, выявить ошибки в понимании темы, способность учащихся обобщать.

Самооценивание.

«Идеальный опрос». Ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю. Педагог задает вопросы: кто сегодня чувствует себя готовым на «5»? на «4»? на «3»?

«Выбери верное утверждение». Ученикам предлагают выбрать подходящее утверждение: я сам не смог справиться с затруднением, у меня не было затруднений, я только слушал предложения других, я выдвигал идеи.

 «Продолжи фразу». Учитель раздает карточки с заданием продолжить фразы: «Мне было интересно…», «Мы сегодня разобрались…», «Я сегодня понял, что…», «Мне было трудно…», «Завтра я хочу на уроке…»

 «Недельный отчет». Недельные отчеты — листы, которые ученики заполняют раз в неделю, отвечая на три вопроса:

1. Чему я научился за эту неделю?

2. Какой изученный материал остался для меня неясными?

3. Если бы я был учителем, какие вопросы я задал бы ученикам для проверки понимания изученной темы?

Оцениваемые результаты: предметные и метапредметные.

Кто проводит оценивание: учитель, учащиеся (самооценка).

Цель проведения: недельные отчеты дают ученикам возможность провести рефлексию вновь приобретенных знаний и сформулировать вопросы о том, что им неясно. Учитель может:

1) узнать о затруднениях и ошибочных понятиях, сформированных у учеников;

2) получить полезную обратную связь и реорганизовать содержание курса;

3) проникнуть в то, как учащийся осознает собственную учебную деятельность (метакогнитивные процессы).

«Аффективный опросник» (опросник отношений). В таблице приводятся вопросы об отношении учащегося к предмету в целом, к различным аспектам деятельности, к выполнению домашнего задания и т. д. Таблица вопросов сопровождается шкалой оценивания.

Оцениваемые результаты: метапредметные.

Кто проводит оценивание: учащиеся (самооценка).

Цель проведения: дает возможность учителю оценить метапредметные результаты учащихся во время разных уроков.

Оценивает учитель.

 «Блицконтрольная». Контроль проводят в высоком темпе. По темпу блицконтрольная сходна с фактологическим диктантом. Включает в себя 7–10 стандартных заданий. Примерно по минуте на задание. Условия по вариантам открывают на доске или на плакате. При возможности условия распечатывают и кладут на парты текстом вниз. По команде ученики приступают к работе. Никаких пояснений или стандартного оформления задания не делают. По истечении времени работу прекращают по команде. Работу ученики сдают учителю или применяют самопроверку. Первый вариант – педагог диктует правильные ответы или вывешивает таблицу правильных ответов. Ученики отмечают знаками «+» или «–» свои результаты. Второй вариант – учитель проводит небольшое обсуждение по вопросам учеников. Третий вариант – педагог задает норму оценки. Например, из 7 заданий 7–6 плюсов – отметка «5», 5 плюсов – «4», не менее трех – отметка «3».

  «Релейная контрольная». Контрольную работу проводят по текстам ранее решенных дома задач. Педагог задает домашнее задание массивом. Избыточным: не все задачи решать обязательно. Задания релейных контрольных формируют из массива. Можно включить и когда-то разобранные в классе задачи. Чем больше задач решил ученик, чем внимательнее был при этом, тем больше вероятность встретить знакомую задачу и быстро справиться с ней.

«Вопросы для тестов». Ученики составляют по какой-либо теме вопросы для теста и дают возможные ответы к ним в формате, заданном учителем.

Оцениваемые результаты: предметные.

Цель проведения: анализ вопросов и ответов позволит сделать вывод о понимании темы. Наиболее удачные вопросы можно использовать в дальнейшей работе.

Комплексное оценивание.

 «Круглый стол». Письменный «Круглый стол» – это прием, при котором ученики передают лист и ручку по кругу среди небольшой группы. К примеру, один из учеников записывает какую-то идею, затем передает лист соседу слева. Тот добавляет к этой идее какие-то свои соображения и передает лист дальше. Вариант: каждый ученик делает запись своим цветом. Это позволит учителю зафиксировать участие каждого. Устный «Круглый стол» – каждый школьник по очереди подхватывает и развивает идею, высказанную предыдущим.

«Три предложения». Школьники должны передать содержание темы тремя предложениями.

 «Тройка». Учитель вызывает к доске трех учеников. На вопрос отвечает первый, второй добавляет или исправляет ответ, третий комментирует ответ.

 «Моделирование или схематизация». Ученики представляют свое понимание в виде рисунка или схемы.

«Индекс-карточки». Учитель периодически раздает учащимся карточки с заданиями на обеих их сторонах: 1-я сторона. Перечислите основные мысли и идеи из изученного материала (раздела, темы) и обобщите их. 2-я сторона. Определите, какой материал вы не поняли в изученной теме (разделе, параграфе), и сформулируйте вопросы.

Оцениваемые результаты: предметные.

Кто проводит оценивание: учитель, учащиеся (самооценка).

«Одноминутное эссе» (возможные варианты: двух-, трех-, пятиминутное эссе).

Написание короткого эссе по вопросам.

Например:

1. Что самое главное ты узнал сегодня на уроке?

2. Какой материал остался для тебя непонятным?

Кто проводит оценивание: учитель, учащиеся (самооценка).

Цель проведения: анализ трудностей, возникших у учащихся в результате изучения темы; выявление материала, необходимого для повторного объяснения, повторения, закрепления.


[1] Технология формирующего оценивания в современной школе : учебно-методическое пособие / О. Н. Крылова, Е. Г. Бойцова. — Санкт-Петербург : КАРО, 2015. — 128 с. — (Петербургский вектор внедрения ФГОС ООО).

[2] Технология формирующего оценивания в современной школе : учебно-методическое пособие / О. Н. Крылова, Е. Г. Бойцова. — Санкт-Петербург : КАРО, 2015. — 128 с. — (Петербургский вектор внедрения ФГОС ООО).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках русского языка

Использованиеинформационно-коммуникационных    технологий (ИКТ) на уроках русского языка...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Современные технологии обучения на уроках русского языка

Какие же технологии и их приемы я использую на своих уроках?1. Игровые технологии.2. Дифференцированное обучение3. Технология модульного обучения4. Здоровьесберегающие технологии5. Информационно-комму...

Игровые технологии обучения на уроках русского языка

  Перефразируя шутку Вольтера о стихах можно сказать: «Все уроки хороши,  кроме скучных». А скучно не бывает только в игре. Поэтому на уроках в 5-8  классах я использую игровые т...

Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения на уроках русского языка и литературы.

Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровь...

Методическое пособие. Применяется технология педагогических мастерских. Урок русского языка в 8 классе по программе «Школа 2100» Тема: Происхождение слов русского языка.

Цель урока:- образовательные: познакомить учащихся с новым разделом науки о языке – этимологией, формировать умение пользоваться этимологическим словарём, определять этимологию слова, применять ...

Инновационный проект "Технология формирующего оценивания по английскому языку"

С 2018-2019 учебного года планируется реализация проекта «Технология формирующего оценивания по английскому языку» (подготовка учащихся к устной части экзамена по английскому, раздел &laqu...