Урок русского языка в 5 классе по ФГОС "Буквы "о"-"а" в корнях с чередованием раст-ращ-рос!
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
урок открытия нового знания при использовании различной информации
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 47.47 КБ | |
| 187.42 КБ | |
| 645.36 КБ | |
| 13.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор урока: Коновалова Ирина Васильевна, ЦО №12 г.Тулы
Тема урока: Буквы «о» - «а» в корнях с чередованием «раст-», «ращ-», «рос-»
Класс: 5А
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель урока: формирование у учащихся умения правильно писать слова с корнями «раст-», «ращ-», «рос-», развитие орфографической зоркости и аналитических навыков.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
- знание правила написания букв «о» и «а» в корнях с чередованием «раст-», «ращ-», «рос-»;
- умение применять данное правило на практике;
- умение анализировать и систематизировать информацию;
- развитие орфографической зоркости.
Метапредметные:
- умение работать с информацией, представленной в разных формах;
- развитие логического мышления и внимания;
- формирование умения самостоятельно планировать и контролировать свою учебную деятельность;
- развитие коммуникативных навыков
Личностные:
- воспитание ответственности и аккуратности в учебной деятельности;
- формирование навыков самоконтроля и взаимоконтроля;
- развитие интереса к изучению русского языка
Задачи урока:
Обучающие:
- повторить правило правописания корней лаг-лож;
-повторить фонетический разбор;
- познакомить учащихся с правилом написания букв «о» и «а» в корнях с чередованием «раст-», «ращ-», «рос-»;
- научить применять данное правило на практике;
- закрепить знания через выполнение упражнений и заданий разного уровня сложности.
Развивающие:
- развивать умение анализировать и систематизировать информацию;
- способствовать развитию логического мышления, внимания, памяти;
- стимулировать интерес к изучению русского языка.
Воспитательные:
- воспитывать ответственность и аккуратность в учебной деятельности;
- развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.
Методы урока: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, репродуктивный.
Формы контроля знаний: устный опрос, письменная работа, самоконтроль, взаимоконтроль.
Ход занятия
1. Организация начала урока (30 сек.):
- приветствие учащихся;
- проверка готовности к уроку.
2. Мотивация учебной деятельности (1 минута):
Ребята, как вы думаете, а зачем мы изучаем разные правила на уроках русского языка? Может быть, было бы лучше писать так, как каждый умеет? (обсуждение с учащимися важности правильного написания слов для успешной коммуникации и самовыражения; ошибки в написании слов влияют на понимание текста);
3. Актуализация опорных знаний и их коррекция (3 минуты):
Вспоминаем то, что знаем.
1) Орфографическое чтение. Вставьте пропущенные буквы в корнях, поясните написания: предлагать, предложить, сложить, изложение, излагать, предполагать
2) От чего зависит написание этих слов? Как называются такие корни? Как называются гласные в этих корнях?
4. Формулирование темы урока, цели и задач:
1) Материал для наблюдений. (2 мин.) Посмотрите на доску:
расти выращенный подросла
вырасти сращение выросла
растение наращение заросли
растительный выращу водоросли
2) Сформулируйте тему сегодняшнего урока. Запишите её в справочник.
3) Посмотрите на опорные слова и определите цели и задачи урока (Вспомнить – Узнать –Научиться)
5. Объяснение нового материала (6 минут):
1) Проанализируйте корни слов в каждой колонке (см.выше).
2) (Найдите закономерность в написании букв а–о в корне). С какими согласными «дружит» буква О, а с какими –А?.
3) Сформулируйте правило на основе наблюдений.
4) Сравните свою формулировку с формулировкой учебника на стр.67
5) Запишите его в справочник. Произнесите хором: перед буквами –СТ и Щ пишется А, перед буквой –С- пишется О. Мнемотехника, читаем хором записанное на доске:
Корень РОС влюбился в О, ему очень повезло!
Где живут СТ и Ща, пишем только букву А
Например, вырАсти, вырАщены, водорОсль.
Если эти корни оказываются ударными, как в слове ПОДРОСТОК, то думать нечего: что слышим, то и пишем. А если безударными, то вспоминаем наше правило.
6) (Словарная работа). Кстати, в последнем слове часто ошибаются: ВОДРОСОЛЬ или ВОДОРОСОЛЬ. Так писать нельзя. Здесь два корня ВОД- и РОС-, никакой СОЛи нет. С и СЛ – это тоже чередование, но согласных. Слово образовано от двух слов
водоросль вода, расти. Т.е. водоросль – это то, что растёт в воде.
7) Добавим: это правило применимо не для всех слов, а только для слов со значением «расти» или «растение». (Запишем в справочник; «Это чередующиеся корни, если у них есть значение «рост» или «растение»). Поэтому слова с другим значением нельзя проверять этим правилом. Например, слово «роса», «растаять», «растушевать». Почему? (нет значения «расти» или «растение». Во 2-м и 3-м словах РАС – это не корень с чередованием, а приставка.)
7) Но, как во многих случаях, здесь есть исключения, то есть слова, которые пишутся НЕ по правилу.
8) Просмотр видео про исключения (62 сек.)
9) Словарная работа. Запоминаем значения слов РОСТОВЩИК, ОТРАСЛЬ. (30 сек.)
6. Первичное закрепление с проверкой и комментированием (3 минуты):
- Запишите цифры от 1 до 6, около них надо написать только –А- или –О-, после проверки поставить плюс около правильного ответа. Левый столбик – для 1 варианта, правый –для второго. После выполнения отвечает (называет ответ и объясняет) Один ученик от первого варианта, один - от второго.
- Поднимите руку кто сделал только одну ошибку? Молодцы!
- Кто две? Очень хорошо.
- Кто больше? Ничего страшного, потренируетесь.
1. р….сти 1. р….стительность
2. р…стение 2. зар…сли
3. зар…сла 3. водор…сли
4. подр…стать 4. выр…с
5. р…сла 5. выр…стить
6. прир…щение 6. обр…сла
Ответы: 1 вар.-а, а, о, а, о, а 2 вар.- а, о, о, о, а, о
7. Физкультминутка (2 минуты):
- проведение короткой физкультурной паузы для снятия напряжения и повышения концентрации внимания учащихся.
8. Задание на проверку сформированных умений. Выполняем с доской (12 минут):
1) Дети выросли, подрастают внуки. 2) Сращение костей происходит медленно. 3)Росток дикого растения вырос около зарослей крапивы. 4)Древний кремль украшает Ростов. 5) Из маленького ростка дуба вырастает большое дерево.
9. Самостоятельное задание на карточках: вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. Выполните фонетический разбор (7 минут):
Р_ сти, р_ сти яблонька подр_ стай. разбор: яблоки(1)
Цв_ ти, цв_ ти яблонька расцв_ тай! ______________________
З_ л_ тое солнышко жарче грей! ____________________
Выр_ стайте яблоки1 поск_ рей! ____________________
Р_ сла, р_ сла яблонька подр_ сла. ____________________
Цв_ ла, цв_ ла яблонька отцв_ ла. ____________________
Отр_ хнула яблонька свой н_ ряд ____________________
И п_ спели яблоки для р_ бят. …..букв, …….звуков
11. Рефлексия (1,5 минуты):
Продолжите фразы:
Мы сегодня говорили о………………
Я узнал (а), что …………………………..
Мне понятно, когда ………………………
Свою работу на уроке я считаю …………
11. Домашнее задание (2,5 минуты):
- выучите правило написания корней с чередованием «раст-», «ращ-», «рос-» и слова исключения; выберите письменное задание:
- категория «Студент» - упр.613 (воспроизвести по образцу),
- категория «Бакалавр» - упр.611 (на классификацию),
- категория «Магистр» - упр. 612 (составить и озаглавить текст)
Примечание к уроку:
На уроке не использовался этап «Проверка домашнего задания», потому что в нашем ЦО уроки длятся 40 минут.
Использованная литература:
1. Г.А Богданова. Уроки русского языка в 5 классе. Книга для учителя. М., Просвещение, 2002 год. стр.124.
2. Л.А.Ахременкова. К пятёрке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором. Русский язык. 5 класс. Пособие для учащихся. М., Просвещение, 2007 год, стр.75.
3. Стихотворение Людмилы Хитько «Расти, расти, яблонька…» Сайт Стихи.ру https://stihi.ru/2017/03/23/55
4. Видеоролик «Словарная работа». https://www.youtube.com/watch?v=8lTy_wwEgLI&t=1s
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Фамилия________________________
Задание: вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. Выполните фонетический разбор:
Р_ сти, р_ сти яблонька подр_ стай. разбор: яблоки1
Цв_ ти, цв_ ти яблонька расцв_ тай! ______________________
З_ л_ тое солнышко жарче грей! ____________________
Выр_ стайте яблоки1 поск_ рей! ____________________
Р_ сла, р_ сла яблонька подр_ сла. ____________________
Цв_ ла, цв_ ла яблонька отцв_ ла. ____________________
Отр_ хнула яблонька свой н_ ряд ____________________
И п_ спели яблоки для р_ бят. …..букв, …….звуков
Фамилия________________________
Задание: вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. Выполните фонетический разбор:
Р_ сти, р_ сти яблонька подр_ стай. разбор: яблоки1
Цв_ ти, цв_ ти яблонька расцв_ тай! ______________________
З_ л_ тое солнышко жарче грей! ____________________
Выр_ стайте яблоки1 поск_ рей! ____________________
Р_ сла, р_ сла яблонька подр_ сла. ____________________
Цв_ ла, цв_ ла яблонька отцв_ ла. ____________________
Отр_ хнула яблонька свой н_ ряд ____________________
И п_ спели яблоки для р_ бят. …..букв, …….звуков
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку по подготовке к ГИА «Правописание корней с чередованием»
Данные конспекты разработаны для дополнительных уроков по подготовке к ГИА выпускников 9-ых классов с низким уровнем мотивации к обучению, а значит, с недостаточным уровнем знаний для выполнения тесто...

Урок русского языка (с применением ИКТ) Варианты морфем. История происхождения чередования фонем <е> и <о> с нулём фонемы.
Главный принцип линии учебников под редакцией М.В.Панова – «обучение должно быть научным». Новый стиль общения авторов с учеником-читателем – диалог, активизирующий мысл...

Конспект урока русского языка 5 класс - "Буквы Е-И в корнях с чередованием"
Урок русского языка в 5 классе.Учитель русского языка и литературы Беседина Татьяна Петровна МКОУ «СОШ№26» Тема: «Буквы Е – И в корнях с чередованием».Тип урока: открытие нового знания (ОНЗ).Осно...

Презентация к уроку русского языка 5 класс "Правописание о-а в корне -раст-, -рос-"
Презентация к уроку русского языка 5 класс "Правописание о-а в корне -раст-, -рос-"...

Урок русского языка 5 класс "Буквы е - и в корнях с чередованием"
Данный урок - урок открытия новых знаний...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Правописание корней с чередованием лаг - лож
Материал разработан для учащихся национальной школы....

открытый урок русский язык 6 класс ФГОС по теме Корни с чередованием КАС, КОС
Тема урокаБуквы о и а в корне –кос---кас- Тип урокаИзучение нового материала...













