Технологическая карта урока "Количественные числительные. Их разряды, склонение, правописание"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Костина Лилия Сергеевна

Сценарий урока составлен по учебнику М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред.М.М.Разумовской, П.А.Леканта.- 4-е изд.-М.: Дрофа, 2020. Необходимое оборудование: учебник, рабочий лист, тетрадь, доска, демонстрационный ПК (мультимедиа-проектор для показа презентаций), карточки с текстами и заданиями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kolichestvennye_chislitelnye.docx54.54 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме

 «Количественные числительные. Их разряды, склонение, правописание»

1. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

6

Место урока (по тематическому планированию)

Морфология, орфография. Имя числительное

Тема урока

Количественные числительные. Их разряды, склонение, правописание.

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

Базовый

Планируемые результаты:

Личностные: стремиться правильно и  свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста, стремиться к речевому самосовершенствованию; развитию логического мышления.

Метапредметные: совершенствование навыков микроисследования и анализа, умений сравнивать, анализировать.

Предметные: умение находить количественные числительные в тексте, отличать их от других разрядов числительных, а также различать разряды количественных числительных и применять их в различных жизненных ситуациях.

Ключевые слова: морфология, части речи, имя числительное, количественное числительное, целые числа, дробные числа, собирательные числа.

Краткое описание: сценарий урока составлен по учебнику М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред.М.М.Разумовской, П.А.Леканта.- 4-е изд.-М.: Дрофа, 2020. Необходимое оборудование: учебник, рабочий лист, тетрадь, доска, демонстрационный ПК (мультимедиа-проектор для показа презентаций), карточки с текстами и заданиями.

2. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА

БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Включение в деловой ритм.

- Ребята, прежде чем начать урок, давайте улыбнёмся друг другу.

Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом.

- Проверьте, все ли у вас готово к уроку?

-Откройте тетради, запишите дату, вид работы. На протяжении всего урока работаем с оценочными листами.

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Фронтальный опрос, беседа.

-Начать урок мне хотелось бы с чтения стихотворений:

17 30 49

140 10 01

126 138 

140 3 501

 -Или вот эти строчки:

2 46 38 1

116 14 20!

15 14 21

140 17

-Ребята, какие красивые стихи, как трогают душу.

 -О чем они?

 -Оказывается, стихи можно сочинить даже из … числительных.

-Сегодня мы с вами продолжаем разговор о числительных.

- Какую роль играют числительные в нашей жизни?

-Какая интересная часть  речи, что вы о ней знаете? Приложение 1 (интересные факты о числах

Этап 1.3. Целеполагание

- Я задам вам вопросы, а вы попробуйте, отвечая на них, составить предложения, содержащие числительные.

  • - Сколько месяцев в году? (В году двенадцать месяцев.)
  • - По сколько человек вы дежурите в классе? (Мы в классе дежурим по двое.)
  • - А теперь представьте, что в столовой вы купили яблоко. До звонка вы успели съесть половину. Какую часть яблока вы съели? (Я успел съесть одну вторую часть яблока.)

Составление таблицы:

Разряды количественных числительных

Двенадцать            трое                      одну вторую

   Целое               собирательное        дробное

- А теперь проверьте, все числительные, записанные на доске, являются количественными? Почему? (Они все отвечают на вопрос сколько?)

- Что в них общего? (Количественные)

- Чем отличаются?

- Сравните числительные двенадцать и одна вторая.

-Что обозначают эти числительные? (целое число, дробное)

- Какое значение у числительного двое? Несколько предметов, взятые как одно целое. Объединенные чем-то общим. Не пять или шесть, а пятеро и шестеро.

- Как бы вы назвали такие числительные? Собирательные (от глагола собирать)

Таких числительных мало. Их можно перечислить: двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро (ещё три, которые в современном языке почти не употребляются: восьмеро, девятеро, десятеро). И оба (обе).

- Итак, какие же разряды количественных числительных мы с вами выделили? (Целые, дробные, собирательные.)

- На основе наблюдений сформулируйте тему урока. (Разряды количественных числительных)

- Сформулируйте цель урока, опираясь на тему

1. Познакомиться с разрядами количественных числительных.

2. Научиться отличать числительные одного разряда от другого.

3. Научиться  правильно употреблять их в речи.

БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

А теперь откройте учебник на странице 46, §51 (стратегия «Инсерт») и отметьте:

V - я это знаю:
+ - это новая информация для меня;
– - я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал:
? - это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.


Итак, что вы знали? Что нового? Что непонятного?

Вывод:

- Итак, какие разряды количественных числительных мы выделили? Сделайте вывод о том, что обозначает каждый из разрядов (целые – числа целые, дробные – дробь или смешанное число, собирательные – от слова собирать, число как одно общее).

Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Сформулируйте, на какие группы делятся количественные числительные и приведите свои примеры для каждого разряда.
Как различать числительные?
 В каких жизненных ситуациях могут быть использованы разряды количественных числительных?

БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Приложение 4

Прочитайте текст. Объясните пропущенные орфограммы. Выпишите количественные числительные в И.п.  в три колонки, разделив их на разряды.

В нашей школе прох…дили соревнования. В первой к…манде было десять учас…ников. Двое из них занимались спортом уже три года. Одна вторая оставшихся учас…ников были спортсменами-любителями. Однако класс был очень дружный, и поэтому ребята поб…дили. Из восьми этапов соревнования юные спортсмены выиграли шесть, то есть три четвёртых. Трое учас…ников получили м…дали, пятеро - поощрительные призы.

Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

- Уж если с помощью числительных сочиняют стихи, то и о себе можно рассказать, используя разные разряды числительных. Мне хочется узнать о вас побольше.

 Приложение 5

Я в числительных!

 

 

  Мне   ……………… лет.    Мой рост …………….. .     Мой вес…………………  .    В нашем классе……………………….учеников.

  В моей семье  …………………  человек(  ) .   …………………  моих одноклассников – мои верные друзья.   Я провожу в школе………………….   ……………………   своего свободного времени я играю в компьютер.  Я могу съесть………………   сосисок   и   ……………бутерброд….  .

 

Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Тест 1

Отметьте нарушения речевых норм.

1.В первенстве по прыжкам в воду с трамплина на первое место вышла спортсменка с результатом 125,55 баллов.

2.В этот день комиссия  проэкзаменовала двадцать трех учащихся.

3.Влажность воздуха составляет 76,5 процентов.

4.В соревнованиях участвовало 243 юноши и девушки.

5.Поезд прошел более полуторосот  километров.

6.Зимовщии пробыли на льдине  около двух тысяч  семидесяти  четырех суток.

Тест 2

Употребление собирательных числительных. Отметьте правильный вариант.

1.[а) Шесть, б) Шестеро ] суток движение поездов было нарушено.

2.Выезд автомашин был разрешен лишь в одни из [а) четверых, б) из четырех] ворот стадиона.

3.[а) Семеро, б) Семь] девушек поступили на курсы водителей.

4. Нас было [а) три, б) трое].

5.Среди членов кафедры было [а) два профессора, б) двое профессоров].

6.По [а) три человека, б) трое человек]  из группы должны принять участие в соревновании.

Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Упр. 603 (просклоняйте числительные тысяча, миллион, миллиард). Устно: составьте 3 предложения с каждым из слов (в любом падеже).
           ед. ч       мн.ч                      ед.ч         мн.ч                             ед.ч           мн.ч

И. П тысяча тысячи                 миллион миллионы                    миллиард миллиарды
Р. П тысячи  тысяч                  миллиона  миллионов                миллиарда   миллиардов
Д.П тысяче тысячам               миллиону миллионам                 миллиарду миллиардам

В.П тысячу тысячи                 миллион   миллионы                   миллиард   миллиарды

Т.П тысячей тысячами          миллионом миллионами            миллиардом  миллиардами

П.П (о) тысяче тысячах        (о) миллионе миллионах           (о) миллиарде миллиардах

Речь шла о тысячах жизней простых людей.
К сожалению, моя семья не зарабатывает миллионы, но смогу их заработать я.
В небе можно насчитать миллиарды звёзд, и даже больше.

Оцените себя.

Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

-Мне кажется, что мы хорошо поработали, вы были активны и усвоили разряды числительных, а может, я не права?

ТЕСТ. 

1.Найдите верное утверждение.

 Количественное числительное обозначает...

1. количество предметов при счёте

2. порядок при счёте

3. признак предмета

4. число

2. Каких разрядов количественных числительных не бывает?

1. целое

2. собирательное

3. дробное

4. знаменательное

3. В каком варианте все числительные простые?

1. пятьдесят, двадцать, сорок два

2. тринадцать, сорок пять, восемь

3. шестьсот, девять, сто сорок

4. четыре, восемьсот, девятнадцать

4. В каком числительном в середине нужен Ь?

1. пят(?)надцать

2. сем(?)десят

3. девят(?)надцать

4. восем(?)надцать

5. Найдите верное утверждение:

1. трое суток, четверо малышей, пять дней - собирательные числительные

2. двадцать два градуса, семнадцать рублей, сорок пять минут - числительные, обозначающие целые числа

3. одна пятая сада, восемь груш, девять целых пять десятых метра - дробные числительные

4. восьмеро, сотый, девятый – порядковые числительные

Ответы: 1-1, 2-4, 3-4, 4-2, 5-2.

БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Понятна ли для вас тема? Какие есть вопросы?

- Что вы сегодня узнали нового? Со всеми ли заданиями справились?

- Удалось ли/ Достигли ли мы цели сегодняшнего урока? Какая цель была поставлена?

БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Оцените свою работу на уроке.

-Запишите для ответа подходящее, на ваш взгляд, целое или дробное числительное.

- Скажите, каких разрядов числительных не будет в вашей оценке?

Лист самооценки

 

Оцените себя на уроке

Мое числительное

Моя цель на уроке достигнута на

Я в полной мере участвовал(а) в выполнении заданий

Своей работой я доволен на …

 

 Спасибо за урок!

Этап 5.2.Домашнее задание

- Откройте дневники, запишите домашнее задание.

 §51 , стр. 46-47, упр. 613.

Дополнительное задание: выписать из энциклопедии (другой справочной литературы) текстовый материал об истории Курского края, заменяя цифры словами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме: "Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные".

Цели урока:1. Организовать  наблюдение за  семантико-грамматическими  особенностями качественных прилагательных;2. Учить опознавать качественные прилагательные на основе их семантико-гр...

Технологическая карта урока русского языка. Тема: "Склонение имен существительных"

Технологическая карта урока разработана в соответствии с требованиями ФГОС....

Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание н и нн в причастиях"

Тип урока : Урок открытых мыслей.Введение в тему " Правописание н и нн в причастиях".В основе урока - групповая работа учащихся....

Конспект открытого урока по русскому языку на тему "Количественные числительные. Их разряды, склонение, правописание."

Урок соответствует требованиям ФГОС. Его актуальность в применении разноуровнего подхода и ИКТ....