Конспект урока «Значение падежей. Родительный падеж»
план-конспект урока по русскому языку (5, 6, 7 класс)

Виктория Николаевна Руммо

Родительный падеж

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока 113.68 КБ
Файл Презентация к уроку920.85 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Значение падежей. Родительный падеж (значение наличия/отсутствия).

Уровень учащихся: базовый

Цель: развитие коммуникативной компетенции в рамках темы «Значение падежей. Родительный падеж» на основе лексико-грамматических упражнений.

Задачи:

- развитие навыков восприятия иноязычной (русской) речи на слух (аудирование);

- развитие навыков говорения (ответы на вопросы);

-употребление родительного падежа со словами, обозначающими количество предметов и меру вещества; воспитание культуры общения.

Методы и приемы: репродуктивный, слово учителя, частично-поисковый, работа с текстом, таблицами.

Оборудование: классная доска, электронная презентация.

Методический материал: учебник «Дорога в Россию (элементарный уровень)».

Ход занятия:

  1. Организационный момент (организационный этап)

Обмен приветствиями:

- Здравствуйте! Что у вас нового?

  1. Речевая разминка

Фонетическая разминка:

Произнесение попеременно слов «сто» - «что» [што]; произнесение попеременно звуков [с] и [ш] и наоборот, обрабатывание произношения этих звуков.

Произнесение слогов:

са-ша-са

шо-со-шо

ус-уш-ус

аш-ос-уш

Произнесение чистоговорок медленно, чётко с последующим убыстрением:

Шу-шу-шу – я письмо пишу;

Шо-шо-шо – у меня всё хорошо;

Аш-аш-аш – у Марины карандаш;

Ши-ши-ши – у меня карандаши.

(Преподаватель следит за правильным произнесением звуков [с], [ш]. Слоги и слова произносятся утрированно, чётко произносятся все звуки, темп постепенно убыстряется).

Фонетическое лото:

о

у

и

е

са

со

су

Се

за

зу

зи

зе

ша

шо

ши

ше

жа

жо

жу

жи

Преподаватель (или один из сильных учащихся) достаёт по одному жетону и зачитывает слоги. Участники зачёркивают клетки с ними на игровом поле. Выигрывает участник, первым заполнивший все клетки по горизонтали или вертикали (в любом из рядов игрового поля).

Подбор родственных слов:

Шум – шумный, шуметь, шумиха

Говорение: Добавь слово в предложение и произнеси.

Добавляем слово в предложение по образцу.

Первый раз слушаем и повторяем:

… хо́чет пойти́.

1. Са́ша хо́чет пойти́.

2. Са́ша хо́чет пойти́ в больницу.

3. Са́ша хо́чет пойти́ в больницу к врачу́.

Задайте вопросы к предложениям 2 и 3.

- Куда хочет пойти Саша?

- Кто хочет пойти в больницу?

- К кому хочет пойти Саша?

Второй раз по цепочке добавляем слово по образцу:

… хо́чет пое́хать.

(субъект, имя, кто? )… хо́чет пое́хать.

(субъект, имя, кто?) … хо́чет пое́хать (куда? место, название города) … .

(субъект, имя, кто?) … хо́чет пое́хать (куда? место, название города)(к кому? объект, имя).

Например:

… хо́чет пое́хать.

1. Анто́н хо́чет пое́хать.

2. Анто́н хо́чет пое́хать в Петербу́рг.

3. Анто́н хо́чет пое́хать в Петербу́рг к дру́гу.

Задайте вопросы к предложениям 2 и 3.

- Куда хочет поехать Антон?

- Кто хочет поехать в Петербург?

- К кому хочет поехать Антон?

Третий раз добавляем слово по цепочке, ориентируясь на первые два выполненных задания:

… хо́чет встре́титься.

(субъект, имя, кто?) … хо́чет встре́титься.

(субъект, имя, кто?) … хо́чет встре́титься (где? место) … .

(субъект, имя, кто?) … хо́чет встре́титься (где? место)… (с кем? объект, имя)… .

Например:

… хо́чет встре́титься.

1. Семён хо́чет встре́титься.

2. Семён хо́чет встре́титься в кафе́.

3. Семён хо́чет встре́титься в кафе́ с сестро́й.

Задайте вопросы к предложениям 2 и 3.

- Где хочет встретиться Семён?

- Кто хочет встретиться в кафе?

- Семён хочет встретиться с сестрой?

- Семён хочет встретиться с сестрой в кафе?

  1. Проверка домашнего задания (Наличие, выборочное чтение)
  2. Введение нового учебного материала и формирование новых языковых и речевых умений и навыков

Предтекстовые упражнения:

- Какое сейчас время суток? Когда вы просыпаетесь, какое время суток? Что вы делаете утром? (перечисляются варианты, в том числе и завтракают).

Завтрак это важная часть утра, с помощью которой можно зарядиться энергией на целый день. Посмотрите на слайд и ответьте на вопрос «Это что?»:

Это хлеб, рис, сахар, чай, сыр, мясо.

Чего нет на слайде? (по щелчку исчезают изображения)

– Нет хлеба, риса, сахара, сыра, мяса.

- Какое значение у этих фраз? Сегодня мы изучаем 2-ой падеж. Одно из его значений – это отсутствие.

Прослушайте текст. Прочтите текст вслух вслед за учителем, затем по предложению по очереди:

У́тро. Воскресе́нье. Кака́я хоро́шая пого́да! Я хочу́ есть. Но...

У меня́ нет хле́ба. У меня́ нет ри́са. У меня́ нет са́хара. У меня́ нет ча́я. У меня́ нет сы́ра. У меня́ нет мя́са.

Работа в учебнике с. 234.

- Прочтите диалоги.

- Дополните по образцу.

У Ви́ктора есть (кто?) брат. У Ви́ктора нет (кого́?) брата.

У Ви́ктора есть (что?) биле́т. У Ви́ктора нет (чего́?) биле́та.

Задание. Работа в парах. Выберите комнату, в которой вы хотите жить. Скажите по образцу своему соседу, почему вы хотите жить в комнате Анны или в комнате Виктора.

Образцы: Я хочу жить в комнате, где жила Анна. У Анны в комнате есть магнитофон, а у Виктора нет магнитофона.

Я хочу жить в комнате Виктора. У Виктора в комнате есть кресло, а у Анны в комнате нет кресла.

Игра «Чего нет?»

Слайд: Посмотрите внимательно на обе картинки. Чем они отличаются? Чего не хватает на одной из картинок?

C:\Users\Вафлюша\Desktop\

На картинке №2 нет футбольного мяча, картины, подушки.

  1. Закрепление языковых умений (Комплексная отработка фонетики, лексики и грамматики)

Игра «Угадай, чего нет»: из аудитории выходит один учащийся, остальные прячут какую-либо вещь, задача учащегося угадать, чего нет.

С.239, №7. Работа в парах. Диалог. Спросите у своего напарника, есть ли у него машина, самолёт, телефон и другие вещи. Сначала учащиеся работают в парах, затем представляют диалоги перед аудиторией.

Самостоятельная работа:

На слайде представлены предложения. Необходимо дополнить предложение, поставив слова в нужную форму:

1. У меня нет … (брат, сестра).

2. В моей комнате нет … (телефон, телевизор).

3. Я думаю, завтра не будет … (дождь, снег).

4. У него не было … (виза).

5. На этой улице нет … (остановка).

6. В буфете нет … (молоко).

  1. Подведение итогов.
  2. Домашнее задание: А) учебник «Дорога в Россию», прочитать диалог на странице 239 (урок 12, задание 8а); Б) составить пять предложений о тех предметах интерьера, которых сейчас у вас нет, но хотелось бы иметь.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Значение падежей. Родительный падеж (значение наличия/отсутствия)

Слайд 2

Произносим слоги: са-ша-са шо-со-шо ус-уш-ус аш-ос-уш

Слайд 3

Чистоговорки Шу-шу-шу – я письмо пишу; Шо-шо-шо – у меня всё хорошо; Аш-аш-аш – у Марины карандаш; Ши-ши-ши – у меня карандаши.

Слайд 4

Фонетическое лото о у и е са со су се за зу зи зе ша шо ши ше жа жо жу жи

Слайд 5

Добавь слово и произнеси: … хо́чет пойти́ . 1. Са́ша хо́чет пойти́. 2. Са́ша хо́чет пойти́ в больницу. 3. Са́ша хо́чет пойти́ в больницу к врачу́.

Слайд 6

Что это?

Слайд 7

Чего нет?

Слайд 8

Поставьте слова в нужную форму 1. У меня нет … (брат, сестра). 2. В моей комнате нет … (телефон, телевизор). 3. Я думаю, завтра не будет … (дождь, снег). 4. У него не было … (виза). 5. На этой улице нет … (остановка). 6. В буфете нет … (молоко).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект урока: "Значение осанки в жизни человека"

Формирование красивой осанки, походки, красоты движений. Научить обучающихся заботиться о правильном положении тела. Показать упражнения для формирования правильной осанки....

План-конспект урока. Значение дыхания. Особенности органов дыхания человека

Цель урока: выяснить особенности строения  органов дыхания человека в связи с выполняемыми функциямиЗадачи урока:    образовательная:  изучить анатомические и морфологические особе...

План-конспект урока: "Значение овощей в питании человека".

План-конспект урока по технологии в 6 классе. Тема раздела: "Кулинария ". Тема урока: "Значение овощей в питании человека. Практическая работа. Приготовление блюд из картофеля"...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Значение опорно – двигательной системы, ее состав. Строение костей

Разработка урока "Значение опорно – двигательной системы, ее состав. Строение костей" с использованием ЭОР...

Конспект урока "Значение овощей в питании человека, способы и формы нарезки.Оформление блюд из овощей. Практическая работа:Приготовление салата, винегрета.

Конспект урока для 5класса по разделу "Кулинария" в современной образовательной технологии модерации.Цель применения данной технологии - эффективное управление классом в процессе урока, максимально по...

Конспект урока :"Значение осанки в жизни человека"

Тип урока. Урок изучения и закрепления  новых знаний и упражнений на формирования правильной осанки в жизни человекаЦель урока. Формирование стереотипа правильной осанки. Укрепление мышц туловища...

методическая разработка план-конспекта урока на тему " Категория падежа существительных в английском языке"

методическая разработка на тему " Категория падежа существительных в английском языке"...