Итоговая работа по русскому языку в 10 классе
тест по русскому языку (10 класс)

Итоговая работа  , 2 варианта, 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1 вариант26.59 КБ
Файл 2 вариант24.43 КБ

Предварительный просмотр:

Вариант №1

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

1). В последние годы много писали о выдающемся для животных интеллекте дельфина, о его редких способностях к обучению. 2). <…>, дельфины очень сообразительны: в морях они спасают своих раненых собратьев, сообща или в одиночку выталкивая их из воды, чтобы пострадавшие могли дышать; не раз спасали эти животные и людей. 3). Об уме дельфинов говорит и то, что в неволе они научились проделывать много разных трюков, но то, что интеллект и способности дельфина равны человеческим, едва ли будет когда-нибудь доказано.

1. В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

  1. В последние годы много писали о выдающемся для животного интеллекте дельфина, о его редких способностях к обучению, а когда-нибудь будет доказано, что интеллект и способности дельфина равны человеческим.
  2. В последние годы много писали о выдающемся для животного интеллекте дельфина, о его редких способностях к обучению, о том, что дельфины — это представители второй земной цивилизации.
  3. Едва ли когда-нибудь будет доказано, что интеллект и способности дельфина равны человеческим, хотя их ум позволяет им на воле спасать своих собратьев, а порой и людей, а в неволе осваивать различные трюки.
  4. Дельфины очень сообразительны, их ум позволяет им в неволе осваивать различные трюки, но едва ли когда-нибудь будет доказано, что дельфины обладают речевыми способностями.
  5. Дельфины спасают своих раненых собратьев и выталкивают их из воды, чтобы те смогли дышать.

Ответ:__________________________________.
 
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста?
Выпишите это слово.

  • однако
  • тем не менее
  • бесспорно
  • хотя
  • наоборот

Ответ:__________________________________.
 
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова УМ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста.
Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
УМ, -а, муж.

  1. Способность мыслить, рассуждать и делать выводы. Иметь ум.
  2. Высокая степень интеллекта. Недюжинный ум.
  3. Интеллектуал, выдающийся мыслитель. Лучший ум отечественной науки.

Ответ:__________________________________.
 
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.
Выпишите это слово.

  • сорвалА
  • дозвОнится
  • (белка) ловкА
  • наделИт
  • давнИшний

Ответ:__________________________________.
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово.
Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

  • Виды ЗАЩИТНОЙ окраски разнообразны и встречаются среди различных групп животных.
  • Два ПЕСЧАНЫХ смерча высотой несколько метров пронеслись по пустыне Сахара.
  • По сообщениям газет, запуск спутника связи состоялся, но был НЕУДАЧЛИВЫМ.
  • Участники песенного конкурса ПРЕДСТАВИЛИ свои номера поклонникам фестиваля.

Ответ:__________________________________.
 
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.
Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

  • КОЛЫШЕТ
  • квалифицированные ЛЕКТОРЫ
  • ИХ мнение
  • в ДВУХ ТЫСЯЧИ ЧЕТВЁРТОМ году
  • ПЯТИСТАМ ученикам

Ответ:__________________________________.
 
7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) Совершая тысячекилометровые перелёты,  путь пролегает над морями, где нет никаких ориентиров.

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Б) Все, кто смотрел комедии Гайдая, пересматривает их снова.

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) Одному из героев повести, дожившим до старости, удаётся обзавестись собственным домом.

3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) Согласно порядка рассмотрения жалоб, вы должны явиться в суд через 10 дней.

4) ошибка в построении предложения с однородными членами

Д) Толстой поведал миру историю обо всех сторонах жизни дворян в романе «Войне и мире».

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

 

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

 

7) неправильное построение предложения с косвенной речью

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня.
Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

  • ут..шение
  • мет..орология
  • предл..гать
  • зам..рев
  • к..ричневый

Ответ:__________________________________.
 
9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква.
Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

  • бе..жалостность, неи..бежный
  • с..подчинение, сопр..частность
  • пр..встать, пр..милый
  • непр..взойдённый, пр..близить
  • в..тревожиться, раз..чаровать

Ответ:__________________________________.
 
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

  • стел..шь
  • завис..мый
  • задерж..шься
  • выгор..шь
  • кле..шь

Ответ:__________________________________.
 
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

  • овлад..вающий
  • циркони..вый
  • выстра..вая
  • быстр..нько
  • сломл..нный

Ответ:__________________________________.
 
12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.

Раскройте скобки и выпишите это слово.

  • Сидите смирно, а (не)то позову директора.
  • (Не)взирая на привычку пренебрегать игрой на народных музыкальных инструментах, фрейлины с удивлением и интересом прислушались к звукам.
  • Отнюдь (не)приятно было вспоминать всё, что Григорий пережил в последние месяцы.
  • Валентин шёл, (не)смотря себе под ноги.
  • В лёгкой синеве неба, ещё (не)потеплевшей после ночи, розовели облака.

Ответ:__________________________________.
 
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО.
Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

  • Драматическое произведение нужно строить так, ЧТО(БЫ) смысл его возвышался над ним (НА)ПОДОБИЕ шпиля.
  • (НА)РЯДУ с картинами на современные темы большое место в творчестве Репина занимает историческая живопись, к которой он периодически возвращается (В)ТЕЧЕНИЕ всей своей жизни.
  • Блок ПРЕДПОЧЁЛ (БЫ), ЧТО(БЫ) «молчаливая, ушедшая в себя душа» поэта, для которой весь мир — «балаган», так и осталась погружённой в туманные грёзы.
  • (И)ТАК, баллада Пушкина исторически достоверна, (ТО)ЕСТЬ по сравнению с балладами Жуковского она более приближена к реальности.
  • (ПО)ВИДИМОМУ, Боттичелли был учеником известного живописца Филиппе Липпи, а ТАК(ЖЕ) флорентийского живописца и скульптора Андреа Верроккио.

Ответ:__________________________________.
 
14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Дли(1)ый ряд невида(2)ых картин в стари(3)ых рамах, развеша(4)ых по некраше(5)ым стенам, радовал глаз буйством красок.

Ответ:__________________________________.
 
15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

  1. И не видит и не слышит и не замечает ничего и сам с собою разговаривает!
  2. В голове шумело не то от воя и свиста бури не то от радостного волнения.
  3. Попутчик не расслышал сказанное или пренебрёг моим намёком.
  4. Для проверки правописания безударной гласной корня надо изменить слово или подобрать родственное.
  5. Способность ориентироваться во времени есть как у животных так и у растений.

Ответ:__________________________________.
 
16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Паниковский (1) перебирая ногами (2) ухватился за кузов, потом налёг на борт животом, перевалился в машину и (3) стуча накрахмаленными манжетами (4) упал на дно автомобиля.

Ответ:__________________________________.
 
17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Ночью местечко (1) казалось (2) вымерло, даже собаки не лаяли, ни из одного окна не струился свет. От дождя, от мокрых заборов, от сырой коры пахло чем-то (3) невероятно (4) бодрым, весенним, счастливым.

Ответ:__________________________________.
 
18Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В последующие годы (1) поэт будет часто встречаться со школьным другом (2) мнение (3) которого (4) ему небезразлично.

Ответ:__________________________________.
 
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Сейчас мне придётся ненадолго отлучиться (1) но (2) когда я вновь вернусь в Москву (3) то буду искренне рад с Вами увидеться (4) если и Вы соизволите согласиться на встречу.

Ответ:__________________________________.



Предварительный просмотр:

Вариант № 2

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)В эпоху Петра Первого в повседневную жизнь вошли новые предметы, понятия, множество иностранных слов. (2)Это многообразие нововведений привело к «хаотическому смешению стилистически несовместимых средств в повестях того времени». (З)Необходимо было упорядочить, привести в систему языковые средства, что и было сделано в середине XVIII века М.В. Ломоносовым. (4)Он являлся первым в России учёным, выступавшим с лекциями по точным наукам на русском языке, а не на латинском, как это было принято в европейской научной и университетской практике того времени. (5)Однако средств, необходимых для выражения научных понятий, в русском литературном языке тогда ещё почти не было. (6)… Ломоносову пришлось выработать терминологическую систему для различных отраслей научного знания самостоятельно.

1. В каких из приведённых ниже предложений передана главная информация?

  1. М.В. Ломоносов первым выступил с лекциями на русском языке, и нехватка языковых средств позволила учёному выработать терминологическую систему.
  2. Ломоносов впервые выступил с лекциями на русском, а не на латинском языке.
  3. М.В. Ломоносов упорядочил языковые нововведения и выработал терминологическую систему для различных отраслей научного знания.
  4. В эпоху Петра Первого в повседневную жизнь вошло много нововведений.

Ответ:__________________________________.
 
2. Какое из приведённых ниже слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?
Выпишите это слово.

  • Сюда
  • Например,
  • Но
  • Поэтому

Ответ:__________________________________.
 
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводится значение слова ЯЗЫК. Определите значение, в котором это слово употребляется в пятом предложении (5) в тексте. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведенном фрагменте словарной статьи.

  1. Такой орган животного как кушанье.
    Говяжий я. Заливной я
  2. Подвижный мышечный орган в полости рта, воспринимающий вкусовые ощущения.
    Попробовать на я. (т. е. на вкус). Змеиный я. (такой раздвоенный на конце орган в пасти змеи)
  3. В колоколе: металлический стержень, производящий звон ударами о стенки.
  4. Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических  средств.
    История языка. Мертвые языки (известные только по письменным памятникам)
  5. Речь, способность говорить
    Лишиться языка. Больной лежит без языка и без движений.
  6. Система знаков (звуков, сигналов), передающих информацию
    Я. животных. Я. пчел. Я. жестов. Я. дорожных знаков. Я. программирования. Инфомационные языки (в системе обработки информации).

Ответ:__________________________________.
 
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.
Выпишите это слово.

  • принЯл
  • начАв
  • позвалА
  • тОрты

Ответ:__________________________________.
 
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово.
Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

  • Экологи пытаются определить заболевание, которое угрожает самшиту,
    особенно его молодым ВСХОДАМ, исчезновением.
  • Экологи призывают экономно расходовать электроэнергию и планируют
    провести для АБОНЕМЕНТОВ сотовой связи специальную экоакцию.
  • Спасатели оперативно локализовали пожар в ВЫСОТНОМ доме.
  • Гости посетили актовый зал нового здания лицея, который масштабами
    и убранством не уступает небольшому ДРАМАТИЧЕСКОМУ театру.

Ответ:__________________________________.
 
6. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова.
Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

  • в две тысячи девятом году
  • их часы
  • посадили двадцать яблоней
  • воздержаться от комментариев

Ответ:__________________________________.
 
7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) Все, кто бывал в небольших городах Италии, видел каменные мосты, заросшие плющом.

1) Нарушены нормы построения сложноподчиненного предложения.

Б) Многие думают то, что в лесных пожарах виноваты туристы.

2) Ошибка в построении предложения  с однородными членам.

В) Новый законодательный проект взволновал и обсуждался всеми депутатами Государственной думы.

3) Нарушена связь между подлежащим и сказуемым.

Г) Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей.

4) Нарушено управление: глагол требует обязательного дополнения в форме В.п.

Д) Проблема экономики и бизнеса была в центре внимания ведущего телепередачи «Деловой Москвы».

5) Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.

 

6) Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.

 

7) Нарушение построения предложения с деепричастным оборотом.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

 

 

 

 

 

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня.
Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

  • заст..лить
  • ш..девр
  • трад..ционный
  • энц..клопедист
  • р..цензия

Ответ:__________________________________.
 
9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква.
Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

  • Гидропод..ёмник, в..ёт
  • по..бросить, и..подтишка
  • пр..чудливый, пр..града,
  • бе..печность, и..чезнуть

Ответ:__________________________________.
 
10. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?
Выпишите слово.

  • претерп..вать
  • оранж..вый
  • удоста..вавший
  • остр..нький

Ответ:__________________________________.
 
11. В каких словах на месте пропуска пишется буква Ю?
Выпишите эти слова.

  • стро..тся роты
  • кле..щий карандаш
  • друзья вышл..т
  • враги ка. .тся

Ответ:__________________________________.
 
12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО.
Раскройте скобки и выпишите это слово.

  • Матросы относились к пассажирам с (не)обыкновенным радушием.
  • Наши кони (не)были измучены.
  • Андрей Андреевич был человек простой, ничего (не)понимающий в чистокровных лошадях.
  • Все оперативные документы, (не)исключая и боевые журналы, уничтожены.

Ответ:__________________________________.
 
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО.
Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

  • Я хочу поговорить с вами (НА)СЧЁТ квартиры, (В)СВЯЗИ с чем прошу вас уделить мне немного внимания.
  • Пройдя (В)ДОЛЬ берега, караван остановился, и погонщики принялись (ПО)ОЧЕРЕДИ рассёдлывать оленей.
  • (С)ПРАВА, совсем близко, сверкнула молния, и, точно отразившись в
    зеркале, она (ТОТ)ЧАС же вспыхнула вдали.
  • (НЕ)СМОТРЯ на то что большинство стихотворений Жуковского
    являются переводными, в них мы ВСЁ(ТАКИ) видим русский пейзаж.

Ответ:__________________________________.
 
14. Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.

Тема женстве(1)ости в философском восприятии России достаточно традицио(2)а; она выразилась в работах славянофилов, была развита в концепциях философов Серебря(3)ого века: В. Соловьёва, В. Розанова, Н. Бердяева.

Ответ:__________________________________.


 
15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

  1. На одном и том же кусте сирени я увидел жёлтые листья начавшие набухать почки.
  2. Наличие в речи не только слов-паразитов но и речевых штампов и канцеляризмов свидетельствует о бедности словарного запаса.
  3. Гусак разговаривал сам с собой сипловатым басом и подбирал просыпанные семечки и зёрна.
  1. Очевидны факты изменения животных и растений под влиянием селекции.

Ответ:__________________________________.
 

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должна стоять запятая.

Вскидывается мелкая рыбёшка (1) оставляя после себя на сонной воде (2) медленно разбегающиеся (3) колечки (4) похожие на шлепки дождевых капель.

Ответ:__________________________________.
 

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должна стоять запятая.

В XIX веке в России между чинами титулярного советника и коллежского асессора (1) разверзалась бездна (2) мостом (3) через которую (4) служил университетский или лицейский диплом.

Ответ:__________________________________.
 
18Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должна стоять запятая.

И справа, и слева, и (1) кажется (2) над самым домом сверкали молнии. В этот солнечный день всё вокруг (3) казалось (4) радостным.

Ответ:__________________________________.
 
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должна стоять запятая.

До рассвета далеко (1) и над спящим лесом плывёт прозрачная ночная тишина (2) и (3) когда привыкнешь к ней (4) явственно начинает слышаться каждый шорох и шёпот.

Ответ:__________________________________.
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая работа по русскому языку 5 класс

Итоговая работа по русскому языку за 5 класс представляет собой комплексный анализ текста. Работа представлена в двух вариантах....

итоговая работа по русскому языку 7 класс

Итоговая работа для учащихся 7 класса вечерних школ, форма проведения - тест, состоящий из трех частей....

Итоговые работы по русскому языку (8 класс)

Работа состоит из тестовых заданий на основе текста по подобию экзаменационной работы в 9 классе. Материал подобран для 8 класса, то есть включены только темы программы русского языка 8 класса. Включа...

Итоговая работа по русскому языку 7 класс (в формате Статград, 2015)

В работе представлены задания аналогичные тем, что предлагает система Статград. Работа состоит из двух частей. Тестовая часть включает 18 заданий. В них проверяются знания по орфоэпии, словообразовани...

Итоговая работа по русскому языку 8 класс (в формате Статград, 2015)

Работа содержит аналогичные задания тем, что и в Статграде. В работе проверяются знания по фонетике, морфемике, морфологии, орфографии, синтаксису, пунктуации. Такую работу полезно проводить на к...

Итоговая работа по русскому языку 6 класс (в формате Статград, 2015)

Работа содержит задания аналогичные тем, что предлагает Статград в 2015 году.В работе проверяются знания по фонетике, словообразованию, морфологии, орфографии, синтаксису. Предлагается комплексный ана...

Итоговая работа по русскому языку 7 класс

По программе М.М. Разумовской...