"Как родина, как жизнь, они даются от рождения..."
статья по русскому языку (9 класс)

Трифонова Валентина Филипповна

Чтобы сохранить то, что даровано нам Небом, мы должны использовать мудрость народа, его нравственную и экологическую культуру. Об этом мой очерк.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_rodina.docx27.58 КБ

Предварительный просмотр:

Как родина, как жизнь они даются от рождения…

Язык есть исповедь народа,

В нём слышится его природа,

Его душа и быт родной.

П. Вяземский.

       Наступивший  2022год Президентом России был объявлен Годом  культурного наследия народов России, богатой этнокультурным многообразием, самобытностью всех народов и этнических общностей. Одна из них - потомки старообрядцев или семейских, этноконфессиональной  группы русского народа, отторгнутой со своей исторической родины  и оказавшейся  с 18 века на далёкой восточной окраине  России, облагородившие и воспринимавшие эту землю как свою родную. Они были творчески и духовно одарены, с высоким нравственным началом, физически красивы и обладающие уникальным языком, в котором настой первородных русских слов, поражающий  своей высокой лирикой.  Жизнь старообрядцев-это книга живого, меткого, острого, бойкого и красочного слова. Ему, такому родному, моё уважение, моя любовь, как и  народу, который всё умеет, всё может…

      Много в России раскидано больших и малых селений, и у каждого своё лицо, своя история, свой язык, из которых можно извлечь что-то очень нужное нам сегодня: истоки народного характера, родословную, память, без которой не прожить. Память о малой родине…Что это такое? Где её границы? Малая родина-это то, что охватывало детское око, исходили ребячьи  ноги. Эта память согревает и  вдохновляет  всю жизнь: это и сломанный трактор посреди села, в который  так много набивалось ребятишек, чтобы посидеть за рычагом, это и сок молоканок ( одуванчиков), и подшитые отцом чёсанки ( тонкие мягкие валенки с начёсом), и венок из аргулек( травянистое растение, сон-трава),и дружное уплётывание парёнки ( запечённая брюква в русской печи),  и деревенская улица с бегущим табуном лошадей в ночное. Это особые звуки и краски той удивительной деревенской жизни: это поедание елинки( хвоя лиственницы), кислицы( щавеля), сараны(лилия кудреватая), мангыра( дикий лук),добывание светляков(застывшие потёки смолы лиственницы), чтобы получить жевательную серу.  Это и степенный деревенский огород возле каждого крестьянского двора, где детей приучали к труду.  И те  слова, что дают в детские годы неопределённые  чувствования и опыт, что стали школой жизни. Эти слова дали мне тысячи  толчков для мысли. И всё то, что тёплого билось в душе, что заставляло жалеть и негодовать, думать и чувствовать, я получала в детстве  из той речи, к которой  меня «привадила» мать; мила она с самого детства, и я « ничего  не хочу уступать из вверенного мне наследства». А речь эта - речь потомков староверов, создавших свой особенный мир, свою Вселенную, от которой исходит свет одушевления. Народ мой песенный, озороватый, размашистый, на дело и потеху гораздый, и через его язык прявлялась народная мудрость, оценка событий, нравственных норм.

     Мне повезло: до речи родимой дотрагивалась-и музыка на сто ладов! Родные, знакомые с детства слова не уходили из обихода. И вот счастливая встреча и плодотворная работа  с редактором фундаментального  издания «Словаря говоров  старообрядцев( семейских) Забайкалья»  Т. Б. Юмсуновой и диалектологической экспедицией из Института русского языка им.В.В. Виноградова под руководством знаменитого российского лингвиста Л.Л. Касаткина, возглавлявшего отдел диалектологии и   лингвогеографии.

Нет, не словарь лежит передо мной, а умная рассыпанная повесть. Читаю родные и знакомые слова… Умных, рачительных хозяев, хозяек, экономных и трудолюбивых, которые хозяйствуют богатея, именуют кукобливый, кукобый).Это цвет русского простолюдья .Они предприимчивы, трезвы, живут союзно. А ещё они вытные( деловые,старательные), любящие порядок во всём,даже в приёме   вытной, сытной еды. У наших хозяев стол отличался обилием, а дом - гостеприимством. Но обилие русского стола не стоит путать с обжорством. Прежде всего обильность связана с открытостью, гостеприимством, радушием. Свойство есть лишнее, много и жадно считалось пороком. « Никакой выти в нём нет». Хороший едок  редко не был хорошим работником, но он никогда не ел торопливо и про запас. Жадность  не прощалась даже детям.

 Хлеб… Он вместил всё: и любовь, и отчаяние, и горе, и счастье… Это следствие любви к земле-матушке. Эта любовь выковывалась сердцем, душой, временем. В систему питания старообрядцев непреходящей ценностью входит священное отношение к хлебу. Он особо хранился, после еды собирались крошки, кусочки хлеба- с бобочек- требовалось доедать. Это требование предъявлялось и детям. Хлеб считается самой чистой едой, как кусочек тела Христа. Хлеб даже во время самых трудных постов разрешается есть.

 А какое  точное выражение в прыску( находиться в расцвете физических сил), значит,  принести пользу семье, дому!(« Ты ещё в прыску, можешь замуж выйти»). А вот высокая оценка нравственных норм-ветлая, ветлый, мильная. Такие слова о человеке приветливом, общительном, вежливом, хорошо воспитанном. От него исходит свет!

 Любовь к порядку, к чистоте  у  старообрядцев возведена в культ, особенно к  чистоте тела, жилья. Много  точных,экспрессивных слов у моего народа на это требование старожилов. Это слово самое яркое :  обитурный, обитурная( аккуратная, чистоплотная, опрятная). По этому слову можно было сразу определить, каков хозяин, какова хозяйка, каков обиход в доме.

 Наши предки жили в гармонии с природой, с окружающим миром. Даже носок традиционной легкой кожаной обуви- ичигов- был загнут вверх, чтобы не потревожить сон земли, не повредить почву. Так же щадяще были изготовлены сапоги без каблуков из юфти - шептуны, моршни, обычно надеваемые для работы на покосе, в лесу.    Лес-кормилец! Ему в нашем народе всегда  был положен хозяйский глаз, забота, любовь. Наши предки никогда не рубили деревья без надобности, не убивали животных больше, чем потребуется, тем самым оберегали их от полного исчезновения. Дрова заготавливали на отведённом месте, заготавливали обычно весной-веснодельный, никогда не брали лишнее. Затем убирали за собой деляну и никогда не крали у соседей ни одного полена.  Хороший был обычай: в лесах строили небольшой домик, запасали дрова, оставляли соль, спички,  одежду и другое необходимое путнику, замерзшему, промокшему, уставшему. Никогда ни один старообрядец не трогал этих припасов, а воровство считалось тяжким и бесчестным поступком. Вот веками устоявшиеся, высокогуманные обычаи!

    Люди верили, что причинив ущерб лесу, они причиняют ущерб себе. Старообрядцы не разрешали детям ходить в лес попусту, пока не созреют ягоды: « Все становики помнёте, всё потопчете». Сначала ходили взрослые. Посмотрят, а потом дают наказ ходить по ягодным россыпям, оберегая каждый куст и каждую веточку. Вот пример этнопедагогики!  

 Лес для строительства дома рубили в два-три обхвата, тонкий не рубили. Что толку!? Дерево ещё сок, силы не нагуляло, а его под топор! Такое гниёт быстро, не сохранится наследникам! Ещё важным считалось отнять дерево от корня зимой, в полнолуние: если сделать раньше, то брёвна будут отсыревать, а позже трескаться и снова придётся рубить. Красуются в нашем селе эти добротные старинные дома и сегодня.  Вот пример  уважительного отношения к богатству, которое даёт нам природа!

Воспетая русским народом берёза…Ей отводили главную ритуальную роль на Троицу, но никогда её не срубали, не приносили в село, а шли в лес и там наряжали, проводили символические обряды: это  не церковь, это совсем другое. Какой-то священный сад.  «Будет вам совсем другое навсегда, потому что совсем невидимо смотрит на вас Господь, таинственные Три Лика с посошками». Мы кланялись им. Берёзовый лёгкий  воздух, упавшее небо к ногам и Земля-матушка, которая  именинница была в этот день! Яркий пример этноэкологических воззрений!

Малюсенькая единичка лесного братства - муравей… В глазах современного обывателя эта  презренная букашка всё время охранялась нашими старожилами  большие муравейники огораживались, детям  запрещено было разорять, и им внушалась мысль, что один большой муравейник уничтожает в течение года до одного миллиона вредных насекомых. Не разрешалось детям рвать цветы с корнем, разорять птичьи гнёзда. Это высокое нравственное миросозерцание вошло в нравы и быт старообрядцев и воспитывало народ от детского и до старческого возраста.

Этноэкологическое здоровье планеты не может сохраняться без добрых отношений с природой, земля никогда не родит добрый хлеб, если не любить , не ухаживать за кормилицей. Наши предки -старообрядцы скашивали межи, обочины полей, чтобы семена сорняков не разлетались по полю, и посевы всегда были чистые, урожаи были хорошие, пчёлы не улетали далеко, опыляли растения. Я всегда восхищаюсь рачительным отношением моих односельчан к  дарам земли Сибирской.    

 Трепетное отношение было и к воде - основе всего живого. Воде отводились символические очищающие ритуальные свойства  во все случаи жизни: не разрешалось бросать щепки, мусор, ломать ветки. Даже кричать громко возбранялось, а плюнуть в речку - просто грех! В такой же строгости воспитывались дети. Все родники были огорожены, и была продумана система ирригации: вода поступала из реки на полив в каждую усадьбу, ведь был ответственный смотрящий.

 Дома ставили подальше от воды, чтобы не загрязнять её и всегда ставили их на возвышении, чтобы просматривать реку внизу, а далее размытый синевой лес, луга, поляны. И опять река,река…Река-кормилица… Рыбу ловили в определённое время и никогда про запас! Никогда не причиняли вреда реке мои старожилы.

   Приведённые примеры показывают реконструкцию ценностей целостных явлений, связанных  самой жизнью, логикой  событий. Точно волшебство, оно рисует нам черты духа  его созидателей, их душевную чистоту, первобытную чуткость и слуха, обращённую к нам. Разве не чудесно?

Мир разноязычен, но все люди одинаково плачут, смеются,  и кровь у всех одного цвета, и все одинаково зависят от природы -основы благополучия, богатства, радости и здоровья. Чтобы сохранить то, что даровано нам Небом, мы должны использовать мудрость народа, его нравственную и экологическую культуру… Из-за этих непреходящих ценностей - моя вечная любовь к родному краю, к людям, его населяющим, к моему Верхнему Жириму, к родной Бурятии…

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока на тему "Рождение жизни" 6 кл.

Разработака урока по географии для 6 кл. по теме "Рождение жизни" к учебнику География (Мир Земли). Учебник для 6-го класса общеобразовательной школы\ Под ред. В.А. Кошевого.- М.: Баласс, 2011 (Образо...

Конспект урока по литературе в 9 классе Тема: Жестокий опыт или рождение новой жизни? (По повести М. Булгакова «Собачье сердце»)

Конспект урока по литературев 9 классе.Тема: Жестокий опыт или рождение новой жизни?(По повести М. Булгакова «Собачье сердце»). Урок с использованием презентации....

"Рождение Пьеро". (Жизнь и творчество Александра Вертинского) Литературная гостиная

Литературная гостиная расскажет о величайшем гении начала XX века. Всем, кто заинтересован в совершенстве своей души читать обязательно и слушать его творчество. Прозвучат стихи, песни Александра Верт...

"Жизнь до рождения"

Как протекает пренатальное развитие? С какого момента человек становится человеком? Есть ли у неродившегося младенца душа? Как запоминается опыт, полученный до рождения? На эти и др...

Поэзия родного края. "Малая" родина в жизни и творчестве Василия Дмитриевича Фёдорова. Разработка урока литературы, 9 класс (внеклассное чтение).

В методической разработке урока представлен материал по жизни и творчеству российского поэта В.Д. Фёдорова, родиной которого является Кемеровская область, Яйский район. Разработка предназначена для уч...

Сценарий открытого мероприятия «День рождения военно-патриотического клуба «Юный патриот Родины», День Героев Отечества, присвоение школе имени Березнюка И.И.

Герои - это люди, живущие среди нас. Они учатся в наших школах, ходят с нами по одним дорогам. Их героизм рождается с победы над самим собой, их великие поступки - с любви к своей стране, к своему нар...

методическая разработка урока для 6 класса "Образ Родины в жизни и творчестве С. В. Рахманинова"

В данной разработке раскрывается тема Родины; знакомство с жизнью и  творчеством  русского композитора С. В. Рахманинова .и роли Родины в судьбе композитора....