методическая разработка урока для 6 класса "Образ Родины в жизни и творчестве С. В. Рахманинова"
методическая разработка по музыке (6 класс)

В данной разработке раскрывается тема Родины; знакомство с жизнью и  творчеством  русского композитора С. В. Рахманинова .и роли Родины в судьбе композитора.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:


Открытый урок в 6 «Б» классе

Дата __________       Тема урока « Тема Родины в жизни и творчестве С. В. Рахманинова»

.

Цель урока: Познакомить учащихся с жизнью и творчеством С. В. Рахманинова и обратить внимание на роль Родины в его судьбе.

Задачи:

Образовательная: учить внимательно слушать музыку, уметь ее анализировать, сравнивать, обобщать, работать с источниками и выделять главное;

Воспитательная:  воспитывать любовь к музыке, С.В. Рахманинова, истории, литературе; чувство любви к своей  Родине.

Развивающая:  развивать  у учащихся образное мышление, воображение , вокально-хоровые навыки; расширять музыкальный кругозор.

Ожидаемые результаты:

Личностные

Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении различных творческих задач, в том числе и музыкальных.

Осознание учащимися  силы духа русской музыки на примере Первой части Второго концерта для фортепиано с оркестром С. В. Рахманинова.

    Предметные:

Развитое художественное восприятие,

умение оценивать произведения разных видов искусств,

 размышлять о музыке как  способе  выражения духовных переживаний человека.

Метапредметные:

Овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов

Формирование умения работать в группе

Тип урока:  

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Учеников в классе:  

17

Используемые учебники и учебные пособия: 

Тип урока: урок изучения нового материала.

Технологии урока: деятельностные, интерактивные, групповые  творческая мастерская, урок -интервью, работа в группах по дифференцированным заданиям

Музыкальный материал: Первая часть Второго концерта для фортепиано с оркестром,"Прелюдия№12 "С. В. Рахманинова.  «Осетинская лирическая», муз. Б. Газданова , «»Что может быть лучше России» сл. Е. Крылатова , муз.,

Дополнительный материал: портреты С. В. Рахманинова, книги, фотографии, ноты.

Оборудование: фортепиано, компьютер, проектор, экран для демонстрации презентации в PowerPoint.

 Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

                                                                Ход урока

  1. Организационный момент

Вход учащихся под песню в исполнении учителя «Осетинская лирическая» муз. Б. Газданова

Музыкальное приветствие учащихся.

  1.   Актуализация опорных знаний

- Какие  чувства подарила нам песня?

- О чём поётся в песне?

( о любви к своей Родине –Осетии)

Учащиеся исполняют пеню «Осетинская лирическая»

- Что такое Родина?

(обращаю внимание на понятие этого слова по социологическому словарю:РОДИНА — 1. Отечество, отчизна, страна, в которой человек родился; исторически принадлежащая данному народу территория с ее природой, населением, особенностями истории. развития, языка, культуры, быта и нравов.

-Какая Родина бывает?

(большая, маленькая)

-Осетия для нас большая или маленькая Родина? Почему?

Большая родина – Россия.

-Что значит слово « Россия» для русского человека?

- Что значит слово «Россия  для вас?

    3Мотивационно-целевой этап

 Предлагаю послушать стихотворение и  определить, какому русскому композитору рубежа 19-20 века будет посвящен наш урок?

 Под Прелюдию №12 С. В. Рахманинова ученик читает стихотворение

Над огромной страною раскинулись радуги света.

Белизною ромашки, сирени от села до села.

Пыльным запахом трав полнилось томное лето,

И блестели под солнцем на церквах купола.

Все дышало любовью, вселенским добром и покоем,

Зеленели леса, на полях наливались хлеба.

И, казалось, что жизнь будет литься широкой рекою,

Но его ожидала иная судьба.

слушание фрагмента "Прелюдии С. В. Рахманинова

                                                           Вадим Борисов

Ответ учащихся(С. В. Рахманинову, так как он вторую половину своей жизни жил вдали от Родины.)

-Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок?

Итак, сегодня мы  и узнаем, какое место занимала Родина  в судьбе русского композитора, пианиста, дирижера С. В. Рахманинова.

- Как бы вы назвали тему урока?

тема урока  «Тема Родины в жизни и творчестве С. В. Рахманинова»

  1. Работа по теме урока

 1 апреля  композитору исполнилось 150 лет со дня рождения. Эта дата была отмечена и у нас в России и в Америке, прошли  торжественные мероприятия и концерты на которых исполнялась музыка Сергея Васильевича Рахманинова.

 -Что вы знаете о С. В. Рахманинове?

 ( Ответы учащихся о детстве композитора, годах учения)

- Почему его назвали пианистом- виртуозом?

            - Чтобы вы хотели о нём узнать?

(ответы учащихся –Какие произведения он писал? Почему он жил вдали от Родины?)

         Творческий облик Сергея Васильевича необычайно многогранен, ведь на протяжении жизни он обращался к самым разнообразным музыкальным жанрам и практически в каждом из них оставил настоящие шедевры. Есть одна общая черта, которая невидимой нитью объединяет все его произведения – это любовь к Родине и связь с русской культурой. Не секрет, что именно образ родной земли занял центральное место в его творчестве. Самое удивительно, что Рахманинов не сочинял исторические произведения или программные, которые были связаны с исторической тематикой. Но это не помешало ему выразить всю глубину патриотических чувств в своей музыке. Так в пейзажной музыке композитора встаёт лирически   обобщенный образ Родины-«Красавицы России в романсе «Весенние воды выражается кипение и натиск молодых весенних сил.

Слушание романс «Весенние воды» сл. Ф Тютчева муз с. Рахманинова

- Какими  музыкальными средствами композитор показал наступление весны.

( музыка очень жизнерадостная, интонации устремляются вперёд, фортепианном сопровождении  показано бурление вешних вод.)

-Какой образ воплощен в романсе?

      Рахманинова называли Левитаном русской музыки. Как вы думаете, почему?(музыкой рисовал картины русской природы»

       

     Юность Сергея Рахманинова совпала с началом XX века. Тогда многие мечтали о новой жизни, свободной и счастливой.

- Суждено ли было осуществиться мечтам молодого Рахманинова?

 Сегодня мы ответим на этот вопрос. А поможет нам в этом музыка. Художник выражает свои мысли, чувства с помощью красок; поэт, писатель с помощью слов. Композитор сокровенное доверяет музыкальным звукам.

     Еще одна отличительная черта Рахманинова – это лиричность, большая роль в его творчестве отводится песенной, протяжной мелодии.

Сейчас  мы разучим главную мелодию второго  концерта для фортепиано с оркестром  С.В.. Рахманинова  и попытаемся прочувствовать  её.

Показ главной темы.

Исполнение главной темы сольфеджио и вокализа

-В чем особенность этой мелодии?

(широкая, распевная, напоминает русскую народную песню)

Давайте вслушаемся в начало Второго концерта для фортепиано с оркестром, который он написал в 1900г

 задание      1 группа:: - Как начинается произведение?

                                       - Какое вступление по настроению, характеру?

                                      - Что напоминает по звучанию?

                     2 группа:- Как звучит главная тема концерта?

                                      - Какими интонациями  пронизана музыка??

                                       -Какие чувства выражены в музыке?

                                      -Чем отличается побочная тема от главной?

                     3 группа: -Что мы представляем себе слушая эту музыку?

                                     - Опишите словами картину, которую вы себе представили.

                                     

Слушание. Вступление и экспозиция Первой части Второго концерта для фортепиано с оркестром С. В. Рахманинова.

  Анализирование

Учитель: Сейчас мы услышали запись Первой части Второго концерта для фортепиано с оркестром в исполнении С. В. Рахманинова,  в котором талант композитора сочетался с талантом исполнителя.

- Какие чувства вызвала у вас эта музыка?

 Преставление ответов спикерами групп:

- Как начинается произведение?

-Какое вступление по настроению, характеру?

(Взволнованное, наряженное, тревожное, щемящее).

- Что напоминает по звучанию?

- Сразу звучит громко? (Как бы приближается издалека, тихие вступительные аккорды фортепиано ширятся, растут).

- Когда приблизилось, какое возникло ощущение?

О начале концерта композитор Н. К. Метнер писал: «С первого же колокольного удара чувствуешь, как во весь рост поднимается Россия».

 -Как точно вы почувствовали музыку! Сергей Васильевич писал: «Я русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды.  Моя музыка – это плод моего характера, и поэтому это русская музыка… Единственное, что я стараюсь делать, когда сочиняю, - это заставить ее прямо и просто выражать то, что у меня на сердце»?

 Обобщение учителем- Первая часть Второго концерта для фортепиано с оркестром С. В. Рахманинова начинается тихими вступительными аккордами фортепиано, звучание которых растет и ширится. Создается впечатление нарастающего, призывно-торжественного набата. «Колокольность» звучания сохраняется во взволнованном аккомпанементе. На его фоне появляется широкая распевная мелодия. Мужественная суровость сочетается в ней с задушевной лиричностью. Вторая побочная тема этой части более спокойная, мечтательная.  Как лирический монолог солиста, полна упоительного восторга перед красотой мира. В сопоставлении этих двух тем происходит развитие всей музыки I части, приводящее к кульминации (разработке). К рождению интонаций чеканного, упругого, маршевого характера с особой напряженностью и приподнятостью. У Рахманинова душа болела за Россию.

            Учитель: Сбылись ли надежды на будушее?

 В книге «Воспоминания о Рахманинове» (т.1, стр. 47) есть строки: «Февральская революция 1917 года, встреченная общим ликованием в России, была радостным событием и для композитора».

 - Почему радостно встретил революцию Сергей Васильевич?

Но прочтем другую запись (стр. 47, п. 2, 3,4).

- Что произошло?

- Газеты тогда писали: «Предатель,  отщепенец Рахманинов покинул Родину и мы рады, что его с нами нет».

    2) групповая работа       Творческие  работы учащихся.

группа № 1   художественная площадка

Показ портрета С. В.Рахманинова.

- Что можете сказать о его внешности?

(Высокий, худощавый, широкий в плечах, с лучистыми глазами).

- Похож на предателя?

(Внешне строг, сдержан, на первый взгляд, даже замкнут).

- Это внешний облик, а что внутри?

- Что можете сказать о его душе?

(Внутренняя глубина и доброта, пламя сильных чувств).

группа № 2 историческая площадка

История страны в судьбе  Рахманинова

Революция 1917 года проходила бурно, сметая и хорошее, и плохое.. Представители власти большевиков громили, жгли усадьбы, уничтожали ценности. Однажды ворвались в усадьбу Рахманинова в деревне Ивановка. Сбросили со второго этажа рояль. В декабре 1917 г. он навсегда покинул Родину. Этот разрыв стал для композитора огромной личной трагедией.

Шли годы. Они умножили славу величайшего пианиста XX века. Ему рукоплескали Европа и Америка. Но многочисленные концерты не приносят подлинного удовлетворения. Рахманинов пишет мало  и с большими перерывами. Позднее он сказал: «Уехав из России, я потерял  желание сочинять. Лишившись Родины, я потерял самого себя».

группа № 3   журналистское расследование

интервью

И еще одно событие, связанное с именем Рахманинова, всколыхнуло весь музыкальный мир. 1942год.  В России идет Великая Отечественная война. Сергей Васильевич давно основался в Калифорнии, но его мысли все чаще обращаются к далекой Родине. После очередного концерта его вновь окружила репортерская команда. Десятки вопросов  - самых различных и неожиданных. Их озвучит корреспондент……………………….. ……………

В роли Сергея Рахманинова выступит………………………………………….

Интервью. (Входит корреспондент. Рахманинов встает ему на встречу, пожимает руку. Корреспондент вскрикивает и морщится от боли).

Корреспондент: Ой! (Потирает руку). Ну и рука у вас, мистер  Рахманинов.

Рахманинов: Какие у вас ко мне вопросы?

Корреспондент: О вашем заявлении давать концерты в пользу Красной Армии говорят повсюду. Вы не боитесь, что публика не пойдет на ваши концерты?

Рахманинов: Напротив, я поднимаю цены на билеты. Я буду играть. В помощь армии моей родины.

Корреспондент: Разве Америка не стала для вас второй родиной?

Рахманинов: Я благодарен Америке за приют, но второй родины не бывает, как и второй матери. И потом, разве Америка не союзница России в этой войне?

Корреспондент: Влиятельные круги Америки не хотят помогать России и препятствуют всякой помощи.

Рахманинов: В России решается быть или не быть человечеству. Пишите: весь сбор от моих концертов пойдет в фонд Красной Армии.

Хочу верить, верю в ее полную победу!

Учитель%

5 Обобщение пройденного

 С.В. Рахманинову не суждено было разделить радость победы над фашизмом. Его сердце остановилось 28 марта 1943 года вдали от отчего дома, от родных берез  милой Ивановки. А музыка, самобытная, глубокая, русская по духу и содержанию, продолжает жить. Музыка, язык которой он оттачивал ежедневно, стремясь сделать его понятным

Каждому

Учитель: Несмотря на то, что Рахманинов последние десятилетия своей жизни прожил в США, он отказался от гражданства этого государства, так как не захотел отрекаться от своей Родины

  1. Итог урока 

Искусство С. В. Рахманинова в наши дни становится еще более близким и волнующим.

-  Почему  музыка С .В. Рахманинова  так волнует миллионы людей?

«Сочинения Рахманинова содержат в себе простые, но возвышенные чувства: любовь, восторг перед красотой мира, радость, скорбь и веру. Его музыка открыто обращена к человеку, к самому сокровенном в нем, и всегда исполнена вдохновения. Слава и гордость Русской музыки – Сергей Васильевич Рахманинов всегда будет жить в истории отечественного и мирового искусства».

                                                                                              Г. Свиридов

- Итак, возвращаемся  к нашему вопросу, который прозвучал в начале урока:

-Какое место занимала Родина  в судьбе русского композитора, пианиста, дирижера С. В. Рахманинова?

-А для вас какое значение имеет наша  Родина- Россия?

Исполнение песни "Что может быть лучше России"

5.. Рефлексия

 - Что вы запомнили о С. В. Рахманинове?

- Что вас удивило?

 -С какими произведениями С. В. Рахманинова познакомились сегодня на уроке?

-Какими способностями обладал с.В. Рахманинов?

-- Что вызвало затруднение?

Домашнее задание: слушать музыку, сочинение "Какой ты видишь Россию в будущем"

 Выставление оценок

 Под музыку учащиеся выходят из класса.

 Краткая биография Рахманинова

Сергей Рахманинов появился на свет 1 апреля 1873 года в имении Онег Новгородской губернии. С юных лет мальчик стал проявлять особый интерес к музыке, поэтому мама Любовь Петровна стал обучать его игре на инструменте с четырехлетнего возраста. Когда Сергею Васильевичу исполнилось девять лет, вся семья была вынуждена переехать жить в Северную столицу, так как их имение было продано за долги. Отец будущего композитора ушел из семьи, поэтому о детях теперь заботилась одна мать. Она-то и приняла решение дать Сергею именно музыкальное образование, как и хотела первоначально.

Вскоре Рахманинова принимают на младшее отделение в Петербургскую консерваторию. Вот только с учебой у мальчика не заладилось, ведь он предпочитал проводить время на улице, а не за фортепиано. Тогда по совету Александра Зилоти, который приходился Рахманинову двоюродным братом, было решено перевести юного музыканта в Московскую консерваторию к Н.С. Звереву. Этот педагог давно славился своей особой системой воспитания одаренных учеников. Он выбирал из класса двух-трех талантливых детей и забирал на полный пансион к себе домой. Там Николай Сергеевич приучал учеников к дисциплине, высочайшей организованности и систематическим занятиям, занимаясь с каждым из них индивидуально. В 1887 году Рахманинов начинает сочинять и записывать первые произведения. В то время его преподавателем по контрапункту становится С.И. Танеев.

В 16 лет он получил на экзамене по гармонии, который принимал у него П. И. Чайковский 5 ++++, подтвердив свою одарённость.

   Сергей Васильевич окончил консерваторию по двум классам – фортепиано (1891 г.) и композиции (1892 г.). Его дипломной работой стала опера «Алеко», созданная им всего за семнадцать дней. За свое сочинение он получил высочайшую отметку «5+». В 1892 году Сергей Васильевич впервые выступил перед публикой как пианист, со своей известнейшей Прелюдией до-диез минор, ставшей настоящей жемчужиной его творчества.

В 1897 году состоялась долгожданная премьера Первой симфонии, над которой Рахманинов долго работал. После этого концерта, который был крайне неудачным для композитора, он не сочинял ничего в течение трех лет, так как произведение провалилось. Публика и безжалостные критики отрицательно встретили симфонию, да и сам Рахманинов был крайне разочарован. В итоге партитуру он уничтожил, запретив когда-либо исполнять ее. Оставив на время композицию, Сергей Васильевич вплотную занялся исполнительской деятельностью. В 1900 году он вновь вернулся к любимому занятию и принялся за написание Второго фортепианного концерта. Вслед за ним, выходят другие популярные сочинения композитора. В 1906 году Рахманинов решает уйти с постоянной работы в Мариинском женском училище, где он преподавал теорию музыки, чтобы заняться творчеством.

В 1917 году композитор вместе со своей семьей отправляется в Швецию с концертной программой, и предполагалось, что вернутся они через два месяца. Однако, как оказалось, с родными краями они простились уже навсегда. Вскоре семейство Рахманиновых переехало в Америку. Там очень ценили талант Сергея Васильевича и считали его пианистом мирового уровня. Ему приходилось много и напряженно работать, подготавливая концертные программы, иногда из-за чего сильно болели руки.

В этот период Рахманинов снова делает большой перерыв и ничего не сочиняет практически восемь лет. Лишь в 1926 году из-под его пера появляется Четвертый концерт для фортепиано.

Интересные факты:

С самого детства Сергей Васильевич обладал фантастической памятью. Он мог легко исполнить по памяти произведение, даже если слышал его всего один раз.

Помимо хорошей памяти композитор обладал еще одной уникальной особенностью, которую отмечали многие исследователи его жизни и творчества. Он мог легко охватывать на рояле сразу 12 белых клавиш, что было не под силу многим известным пианистам.

На деньги, переданные Рахманиновым на Родину во время Великой Отечественной войны, был построен самолет для армии.

  Воспоминания  о Рахманинове том1  

Составление, редакция  З. Апетян 1961г

      Февральская1917года, встреченная общим ликованием в России, была радостным событием и для Рахманинова. Вскоре, однако, чувство радости сменилось тревогой, которая все нарастала в связи с развертывающимися событиями.

Бездействие и бессилие Временного правительства приводили Рахманинова в от-

чаяние. Тяжелые предчувствия « мрачное настроение все лето не покидали его.

       Октябрьская революция застала Рахманинова за переделкой его Первого концерта 78 Работая весь день над Концертом, он вместе с другими квартирантами (дом Первой женской гимназии

на Страстном бульваре нес по очереди ночью дежурство по охране дома, принимал

участие в заседаниях образовавшегося домового комитета и т. д. Многие считали, что переворот в России временный. Рахманинов же думал, что это конец старой России

и что ему, как артисту, ничего другого не остается как покинуть родину. Он говорил, что жизнь без искусства для него бесцельна, что с наступившей

ломкой " всего строя искусства как такового быть не может и что всякая артистическая деятельность прекращается в России  на многие годы. Поэтому он воспользовался пришедшим неожиданно из Швеции предложением выступить в концерте в Стокгольме. (Это было первое предложение из- за границы со времени войны 1914 года; оно могло быть

сделано потому, что Швеция была одной из немногих нейтральных стран в Европе.) Рахманинов выехал один в Петроград на несколько дней раньше жены

и детей, чтобы достать себе и им разрешение на выезд из России.

      В последних числах ноября 1917 года, около шести часов вечера, с небольшим чемоданом в руках, на еле двигающемся трамвае по неосвещенным улицам Москвы,

Рахманинов добрался до Николаевского вокзала.

Моросил дождь, где-то вдали слышались одиночные выстрелы. Было жутко и тоскливо. Только два лица провожали

Рахманинова, человек, присланный на вокзал фирмой А. Дидерихс для помощи при покупке билета и при посадке в вагон, и автор этих строк, приехавшая вместе с

Рахманиновым из дома.

Воспоминания,

I

 Стр 49


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поэзия родного края. "Малая" родина в жизни и творчестве Василия Дмитриевича Фёдорова. Разработка урока литературы, 9 класс (внеклассное чтение).

В методической разработке урока представлен материал по жизни и творчеству российского поэта В.Д. Фёдорова, родиной которого является Кемеровская область, Яйский район. Разработка предназначена для уч...

Методическая разработка урока "А. А. Ахматова. Жизнь и творчество. Лирика, отражение любви, душевных побед и крушений. Трагизм личности, семьи, народа (поэма «Реквием»)"

Методическая разработка посвящена жизни и творчеству А.А.Ахматовой. Ее цель: помочь преподавателям  литературы раскрыть для студентов личность великого русс­кого поэта, ознакомить с творчеством и...

Жизнь и творчество Сергея Васильевича Рахманинова

Лекция для иностранных туристов...

Жизнь и творчество С. В. Рахманинова в Ивановке

ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО С.В. РАХМАНИНОВА  В ИВАНОВКЕ.(ПРОЕКТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ) Авторпреподаватель специального фортепиано О.М. Данилевскаяи группа учащихся класса фортепианного исполнения...

Методические рекомендации к уроку "Анна Ахматова. Жизнь и творчество.".

Задачей данной работы является предложить лишь один из вариантов системы уроков по творчеству А. Ахматовой в девятом классе в рамках обязательной программы по литературе....

Методическая разработка внеклассного мероприятия (викторина) , посвященная жизни и творчеству А.П.Чехова

Методическая разработка внеклассного мероприятия ( викторина ) посвящена 160- летию со дня рождения А.П.Чехова. Возрастная категория 14-15 лет, 8-9 классы. Мероприятие  носит не только познавател...