Жизнь и творчество С. В. Рахманинова в Ивановке
методическая разработка по музыке (5 класс) на тему

Данилевская Ольга Михайловна

ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО С.В. РАХМАНИНОВА  В ИВАНОВКЕ.

(ПРОЕКТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ)

 

Автор

преподаватель специального фортепиано О.М. Данилевская

и группа учащихся класса фортепианного исполнения

 

    Проект «Жизнь и творчество С. В. Рахманинова в Ивановке»  создан группой учащихся в классе фортепианного исполнительства. Участники проекта учатся в разных классах, но всех их объединила любовь к музыке великого русского композитора С. В. Рахманинова.

Юных музыкантов привлекла возможность:

- исполнить произведения Рахманинова,

- почувствовать необыкновенную пластичность его музыки,

-оценить её национальную русскую сущность, её красоту и гармоничность.

Проект позволил расширить и углубить знания учащихся о русской культуре конца XIX  начала  XX  века, узнать о деятельности Рахманинова – пианиста и дирижёра, о его восприятии русской земли и природы.

В структуру проекта органично вошло исполнение учащимися фортепианных сочинений композитора.

Проект был реализован в форме конференции – концерта и представлен на родительском собрании.

 

Содержание проекта

 

Моя музыка – русская

С. В. Рахманинов.

 

Первый выступающий:

Ивановка, дорогой сердцу каждого музыканта уголок земли русской, тесными узами связан с жизнью и творчеством С.В.Рахманинова – великого композитора, пианиста и дирижёра

В период с  1890 по 1917 год каждую весну, лето, Рахманинов  жил в Ивановке, имении родственников Сатиных, находившемся в Тамбовской губернии.

Из воспоминаний С. В. Рахманинова: «Ивановка - старинное имение, принадлежащее моей жене. Я считаю его своим родным, так как живу здесь 23 года. Именно здесь давно, когда я был еще совсем молод, мне хорошо работалось»

Это, казалось бы, ничем не примечательное степное селение средней полосы России сначала не понравилось Рахманинову, с детства привыкшему к живописным красотам севера (Новгородская  земля была колыбелью композитора), но годы спустя имение стало любимым местопребыванием  и лучшей творческой лабораторией Сергея Васильевича. Об этом говорят многие строки писем Рахманинова и воспоминаний о нем.

Из воспоминаний С. В. Рахманинова: «Туда я всегда стремился или на отдых и полный покой, или, наоборот, на усидчивую работу, которой окружающий покой благоприятствует. …Положа руку на сердце, должен сказать, что и доныне туда  стремлюсь... Никаких природных красот, к которым обыкновенно причисляют горы, пропасти, моря — там не было. Имение это было степное, а степь — это то же море, без конца и без края, где вместо воды сплошные поля пшеницы, овса и т.д., от горизонта до горизонта. Часто хвалят морской воздух, но, если бы вы знали, насколько лучше степной воздух с его ароматом земли и всего растущего... Был в этом имении большой парк, насаженный руками, в мое время уже пятидесятилетний. Были большие фруктовые сады и большое озеро».

Ивановка была для С.В. Рахманинова частицей великой родины, воспитавшей его как человека и музыканта.

Из воспоминаний С. В. Рахманинова: «В моих собственных сочинениях я не делал сознательных усилий быть оригинальным или романтиком, или национальным, или каким-либо еще. Я просто записывал на бумагу как можно естественнее ту музыку, которую слышал внутри себя... Я русский композитор, моя родина определила мой темперамент и мировоззрение. Моя музыка — детище моего темперамента, поэтому она — русская».

 

Второй выступающий:

В Ивановке, в уединении и тишине, Сергей Васильевича мог по-настоящему сосредоточиться, глубоко разобраться в своих переживаниях, тщательно обдумать каждую мысль. Там он мог работать спокойно и обстоятельно. В Ивановке он освобождался  от той  напряженности, к которой обязывала его артистическая  и композиторская жизнь в столице.

Из воспоминаний жены Рахманинова:  «В минуты творческого вдохновения он становился  сосредоточенным и задумчивым, как бы отсутствующим. Тогда он сторонился всех, запирался у себя в комнате или уходил на любимую Красную аллею. Можно было издали видеть его высокую фигуру в русской рубашке-косоворотке. Он шел, опустив голову, барабанил пальцами по груди и что-то подпевал. Нечего говорить, что в такие минуты мы старались не попадаться навстречу, чтобы не помешать его мыслям»

В Ивановке Сергей Васильевич много занимается на рояле, сочиняет, делает переложения, часто возвращается к уже написанному, дорабатывает, исправляет, ищет нужный вариант.

В эту счастливую пору своей жизни Рахманинов создает  много замечательные вокальных и фортепианных произведений: романсы «Здесь хорошо» и «Сирень», «Мелодия».        Им близки сборники фортепианных  прелюдий, объединённые композитором в соч.23 и 32, «Музыкальные моменты». В них ярко выражена глубокая  связь с национальными музыкальными истоками  (народная песенность, колокольность, древнерусское хоровое пение), а также столь присущее Рахманинову изумительно поэтическое и одухотворенное чувство родной природы, - «образы безмерных родных далей, величавое раздолье русских пейзажей и «говор» и тишина лесов и полей».

 

В исполнении учащихся звучат:

«Мелодия», соч.3

«Музыкальный  момент» си-минор

Прелюдия  до диез-минор, соч.3

 

Третий выступающий:

Каждый период, прожитый в Ивановке, был насыщен работой и приносил богатые плоды. Здесь, в Ивановке, он работал не только над фортепианными миниатюрами, но и над жанром концерта для фортепиано с оркестром.

Летом 1890 года была написана первая часть Первого фортепианного концерта, а следующим летом окончен весь концерт. В одном из своих «ивановских» писем 1891 года автор пишет: «Написал и инструментовал последние две части в два с половиной дня. Можете себе представить, какая была работа!.. Концертом я доволен».

 

Прослушивается фрагмент I части.

 

В 1901 году закончил свой Второй фортепианный концерт, создание которого ознаменовало выход Рахманинова из творческого кризиса, вызванного неудачной премьерой  Первой симфонии.  Концерт стал одним из самых популярных произведений композитора. Эта фортепианно-симфоническая композиция из 3-х частей. Это музыка о  России, о русской душе,  о русских просторах.

 

В исполнении учащегося и преподавателя звучит II часть  концерта.

 

Летом 1909 года Рахманинов написал Третий концерт для фортепиано с оркестром.  Смысловым центром концерта стала  главная тема I части, имеющая тонкие связи с древнерусской музыкальной культурой. Эта тема может быть определена как  тема раздумий о России .

 Из воспоминаний С. В. Рахманинова: «Я хотел «спеть» мелодию на фортепиано, как ее поют ...».

 

Прослушивается фрагмент I части

 

Четвёртый выступающий:

Рахманинов известен не только как композитор и пианист, но и как выдающийся дирижёр. Именно в Ивановке проходила подготовительная работа  Рахманинова — дирижера над партитурами русских опер, которыми он на протяжении двух лет дирижировал  в Большом театре. Как  дирижер он  пропагандировал русское национальное искусства и в России .и за границей,  знакомил  русскую публику  с  зарубежной музыкой.

Живя в Ивановке, С.В. Рахманинов вел большую общественную работу: вел переговоры о выступлениях в России и за рубежом, решал вопросы издания своих сочинений и сочинений других русских композиторов, переписывался  со своими коллегами, обсуждал  вопросы  музыкальной педагогики.

Так, маленькая деревня Ивановка,  затерявшаяся в степных далях, была тогда одним из замечательных очагов русской музыкальной жизни.

В Ивановской усадьбе раскрылись и другие склонности С.В.Рахманинова. Он с увлечением занимался сельскохозяйственной деятельностью.

Из воспоминаний Е.Ю.Жуковской  (друг  семьи): «Он (Рахманинов) решил коренным образом перестроить все хозяйство, внести разные улучшения, чтобы все у него было «по последнему слову науки и техники». В этих планах многое, вероятно, было нереально, неисполнимо и относилось больше к области мечтаний».

Главным же стимулом этих увлечений была страстная любовь Рахманинова к природе, к земле Ивановки, которая была для него частицей России, дорогой ему Родины.

Из воспоминаний племянницы композитора З.А.Прибытковой: «Деревню, простую русскую природу Рахманинов нежно любил, сам был кусочком этой русской природы и, пожалуй, внутри был больше деревенским человеком, чем городским»

Сергей Васильевич любил лошадей и верховую езду, прогулки на моторной  лодке. Любимым отдыхом стала для него езда на автомобиле, приобретенном еще в 1912 году. Рахманинов научился управлять им и охотно пускался в довольно дальние поездки.

Из письма С.В. Рахманинов: «Когда работа делается совсем не по силам, сажусь в автомобиль и лечу верст за пятьдесят отсюда, на простор, на большую дорогу. Вдыхаю в себя воздух и благословляю свободу и голубые небеса».

 

Пятый выступающий:

Рахманинов  часто выезжал за границу  на отдых  или с концертами, но всегда радовался возвращению домой. Не один раз в письмах Сергея Васильевича встречаются подобные признания: «... Уезжаю отсюда (не хочу скрывать) с большим удовольствием. Мне скучно без русских и России...»

В 1917 году Рахманинов с семьёй уезжает за границу, с начала в Швейцарию, а затем – в Америку. Многочисленные документы свидетельствуют о том, что дорогая Ивановка навсегда осталась в его сердце.

Объясняя причину своего творческого молчания как композитора после отъезда за границу, Рахманинов говорил, что уехав из России, он потерял самого себя… «У музыканта, который лишился музыкальных корней, традиций и родной почвы, не остается желания творить»

До конца дней в его мыслях жила родина. До конца дней он хранил в памяти светлые воспоминания о «своей родной» Ивановке и мысленно стремился туда. Даже живя  в Швейцарии  и строя там имение, Сергей Васильевич хотел придать природе сходство с русской  Ивановкой.

Один из его друзей  воспоминал: «Зеленая лужайка перед домом,  песчаные дорожки, ведущие вглубь парка, где был большой пруд, - все это походило на старинную русскую усадьбу».

Рахманинову не суждено было вернуться на Родину. Он умер в Нью -Йорке в 1943 году, но все годы, которые он провёл на чужбине были наполнены воспоминаниями о России и родной Ивановке.

 

Заключение

Звучит отрывок из  Фортепианного концерта №2 С.В. Рахманинова.

 

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жизнь и творчество Рахманинова

Презентация рассказывает о жизн и творчестве замечательного русского композитора С.В.Рахманинова...

Конспект урока по теме "Романтизм в творчестве С. В. Рахманинова"

Материал конспекта урока по музыке может быть использован как основной или вспомогательный по программе Музыка 7 класс/ Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, Музыка 6 класс/ Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, ...

Жизнь и творчество Сергея Васильевича Рахманинова

Лекция для иностранных туристов...

Жизнь и творчество Сергея Рахманинова

Презентация о русском композиторе С.В,Рахманинове...

Интерактивный тест "Знаешь ли ты творчество С.В.РахманиновА"

Интерактивный тест «Знаешь ли ты творчество С.В.Рахманинова» по музыке создан в программе Microsoft Office Power Point» (шаблон А.Н.комаровского) для обучающихся 7 класса. Ресурс даст возможность учит...

Презентация к уроку "Творчество С.В.Рахманинова"

Презентация подготовлена для урока музыки по творчеству С.В.Рахманинова для учащихся 8 класса...

методическая разработка урока для 6 класса "Образ Родины в жизни и творчестве С. В. Рахманинова"

В данной разработке раскрывается тема Родины; знакомство с жизнью и  творчеством  русского композитора С. В. Рахманинова .и роли Родины в судьбе композитора....