Конспект урока по теме "Романтизм в творчестве С. В. Рахманинова"
план-конспект урока по музыке (7 класс) по теме

Толкачева Марианна Владимировна

Материал конспекта урока по музыке может быть использован как основной или вспомогательный по программе Музыка 7 класс/ Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, Музыка 6 класс/ Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, Музыка 5 класс/ Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon romantizm_v_tvorchestve_rakhmaninova.doc52.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

«Гимназия №3»

Конспект открытого урока

по музыке,

проводимого в 7А классе

учителем музыки

Толкачевой Марианны Владимировны

Брянск

2006

Тема: «Романтизм в творчестве С. В. Рахманинова»

Цель урока: расширить знания учащихся о творчестве русского композитора – С. В. Рахманинова.

Задачи:

  1. сделать краткий конспект о композиторе;
  2. выявить основные темы музыкальных произведений С. В. Рахманинова;
  3. формировать вокально-хоровые навыки;
  4. развивать музыкальный слух учащихся;
  5. воспитывать любовь и уважение к русской классической музыке.

Оборудование:

  1. Портрет композитора.
  2. Аудио и видеозаписи музыкальных произведений С. В. Рахманинова.
  3. Раздаточный материал о С. В. Рахманинове.

Ход урока

  1. Оргмомент.
  2. –Какой музыкальной эпохе посвящены уроки музыки во 2 четверти?

- А знакома ли вам эпоха романтизма?

- Назовите зарубежных композиторов-романтиков?

- Сформулируйте цель работы на сегодняшнем уроке.

- Имя С. В. Рахманинова вам знакомо? (показ портрета)

- Вспомните, в связи с чем мы упоминали имя этого композитора? Надеюсь, что поможет вам в этом музыкальное произведение автора.

(Слушание «Вокализ»)

- Кто узнал это произведение?

  1. Сегодня на уроке я приготовила вам самостоятельное задание. Вам необходимо не только прочитать текст, но и поработать с ним следующим образом:

Вы будете работать с карандашом и отмечать на полях

  • ____ уже знал;
  • ____ новое узнал;
  • ____ думал иначе;
  • ____ не понял, есть вопросы.

Текст:

С. В. Рахманинов родился 20 марта 1873г. в родовом имении Семеново в старинной дворянской семье. Первые уроки музыки дала композитору его мать, когда мальчику было около пяти лет. Часто вместе с бабушкой он ходил и слушал колокольный звон церквей. Его любовь к колокольному звону проявится в его произведениях. В 1882 году родители отдали сына в подготовительные классы Петербургской консерватории. Три года спустя перевели в Московскую консерваторию.

И всё же жизнь молодого Рахманинова вряд ли можно считать счастливой и безоблачной. Его родители разошлись, имения были проданы. Денег композитору всегда катастрофически не хватало. К тоже Рахманинов был внешне замкнутым, сдержанным в общении и очень тяжело сходился с людьми.

В творческом пути композитора можно выделить 3 этапа. Первый из них относится к 90-м гг., когда были созданы юношеские сочинения.

Феноменальная одарённость Рахманинова как пианиста и композитора проявилась рано. В 1888г. он перешёл на старшее отделение Московской консерватории и стал заниматься у А. И. Зилоти (ученика Ф. Листа) окончил консерваторию Рахманинов блестяще.

В течение сезона 1897-1898гг. Рахманинов служил в знаменитой Московской частной опере, где проявил себя как выдающийся дирижёр. С тех же лет завязалась дружба с великим Ф. И. Шаляпиным.

В начале 20в. творческий кризис композитору удалось преодолеть. Окончание Второго концерта для фортепиано с оркестром (1901) ознаменовало наступление творческой зрелости. Композитор всегда испытывал уважение  к наследию композиторов «Могучей кучки» и П. И. Чайковского, в музыке которых он искал опору для собственного самовыражения.

В 1902г. Сергей Васильевич женится на своей дальней родственнице Наталии Сатиной. В период с 1904 по 1906гг. композитор состоял дирижером Большого театра. В 1906г. Рахманинов уезжает за границу, сначала в Италию, а затем в Дрезден.

Революционный переворот 1917г. Рахманинов воспринял как катастрофу. Спустя месяц после прихода к власти большевиков композитор навсегда покидает Россию. Этим годом заканчивается второй, самый плодотворный, период творчества С. В. Рахманинова.

В годы эмиграции Рахманинов много гастролировал. Слава выдающегося исполнителя-виртуоза всё возрастала. Во второй половине 20-х гг. наступает поздний этап творчества. Из-под пера композитора начинают выходить сочинения, окрашенные философским трагическим миропониманием.

Умер Рахманинов 28 марта, не дожив нескольких дней до своего семидесятилетнего юбилея. Отпевали его в православной церкви на окраине Лос-Анджелеса. Гроб был цинковый, чтобы осталась возможность хоть когда-нибудь перевезти тело в Россию…

- Скажите, что вы уже знали о творчестве С. В. Рахманинова?

- Что нового вы узнали из текста?

- У кого возник критический вопрос, думал иначе?

- Есть ли в тексте моменты, которые вы не поняли?

- Как в тексте даётся характеристика композитора, как человека?

А сейчас составим краткий конспект о С. В. Рахманинове.

На доске у меня записаны начальные фразы предложений, которые мы должны записать в тетрадях.

С. В. Рахманинов - …

(Слушание примера пианиста-композитора – «В путь» из цикла «Прекрасная мельничиха»)

Семья:

Образование:

Этапы творческого пути:

  1. Домашнее задание – выполнить самостоятельно задание до конца, заполнив таблицу:

Уже знали

Новое узнали

Думали иначе

вопрос

  1. Давайте подумаем о темах музыкальных произведений С. В. Рахманинова.

- Всегда темы будут одинаковы?

- Попробуйте сформулировать одну из тем, прослушав начало первой части концерта №2 для фортепиано с оркестром.

- Что выражает эта музыка?

(Слушание концерта)

(запись в тетради)

  • Тема любви к родному русской земле;
  • Тема истории нашего народа;
  • Тема православия.
  1. Эпохой романтизма проникнуты не только произведения инструментальные, но и вокальные. Напомните, знакома ли вам песня, столь подходящяя романтикам?
  2. Распевание.
  3. Повторение мелодии (исполнение 1 куплета)
  4. Итог урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока внеклассного чтения по творчеству С.А. Есенина

Конспект урока по внеклассному чтению состоит из пояснительной записки, где отражены цель, задачи, оборудование урока и подробного описания хода урока...

Конспект урока литературы "Устное народное творчество"

Данный конспект предназначен для учащихся 5 класса.Цель урока: дать представление об устном народном творчестве, привить любовь к изучению быта казаков, познакомить  с народными  кубанскими ...

Литература. 11 кл. Основная школа. Конспект урока «Образ Родины в творчестве А.Блока, С.Есенина, В.Маяковского»

Цель урока: Познакомить учащихся с особенностями развития темы Родины в творчестве А.Блока, С.Есенина, В.Маяковского, с жанровым своеобразием их стихов о России....

Конспект урока по литературе по творчеству А.П. Чехова "Пути, мною проложенные..."

Текстовое сопровождение к презентации урока по творчеству А.П. Чехова "Пути, мною проложенные..."Викторина....

Конспект урока по жизни и творчеству А.Блока

Конспект содержит информацию о жизни Александра Блока и его раннем творчестве. Урок сопровождается презентацией. Предназначен для учащихся 11 класса....

Конспект урока литературы "Кавказ в творчестве М.Ю. Лермонтова"

Урок-концерт "Кавказ в творчестве М.ю. Лермонтова"...

Конспект урока по теме "Жизнь, творчество и личность М.А.Булгакова. Знакомство с романом "Мастер и Маргарита"

В данном конспекте содержатся цели урока и его оборудование, тезисно представлена биография и творческий путь М.А.Булгакова, а также выступления учащихся с кратким и сообщениями....