Упражнения для тематической подготовки учащихся к ЕГЭ на уроках русского языка в 10-11 классах
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс)
Подготовка к ЕГЭ очень трудоемкое занятие. Учитель и ребята тратят на это много времени и сил. Год от года подготовливая ребят к итоговым испытаниям я заметила, что на уроках можно уделять совсем немного времени (10-20 минут) для отработки умений и навыков учащихся в решении типовых заданий ЕГЭ, повторяя программный материал. Данные задания помогают мне на уроках русского языка подготовить ребят к ЕГЭ. Несмотря на то, что номера заданий меняются, систематизация работы над ними остается неизменной. В 2024 и 2025 годах я решила систематизировать свою работу, сопоставив задания ЕГЭ с темами уроков. Буду рада, если подобранные мной тестовые задания помогут вам в работе, сократив время на подготовку.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 59.25 КБ |
Предварительный просмотр:
10 класс
13-15 уроки
Фонетика и орфоэпия как разделы лингвистики. Изобразительно-выразительные средства фонетики (повторение, обобщение)
Орфоэпические (произносительные и акцентологические) нормы
Задания 4. Постановка ударения.
1.Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) созЫв
2) Отзыв (посла из страны)
3) дОнизу
4) оптОвый
5) аэропортЫ
2. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) создАвший
2) катАлог
3) начАв
4) тОрты
5) бантЫ
3. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) обострЁнный
2) бАнты
3) начАть
4) досУг
5) пОняла
4. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) укрАла
2) клалА
3) звОнит
4) прИняли
5) сливОвый (сок)
5. Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Запишите номера ответов.
1) закУпорить
2) загнУтый
3) одОлжить
4) влилАсь
5) пОгнутый
17 урок
Изобразительно-выразительные средства лексики. Основные лексические нормы современного русского литературного языка
Задания 22. Языковые средства выразительности. Задания для подготовки
1.Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ A) Думаю думу свою. (Н. А. Некрасов) Б) В сто сорок солнц закат пылал. (В. В. Маяковский) В) Янтарь на трубках Цареграда, Фарфор и бронза на столе. (А. С. Пушкин) Г) Край ты мой заброшенный, Край ты мой, пустырь. (С. А. Есенин) Д) Остаться мне случится одному. Навеки. В самом деле. Без возврата. (Е. М. Винокуров) | ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА 1) многосоюзие 2) анафора 3) антитеза 4) парцелляция 5) гипербола 6) сравнение 7) ассонанс 8) эпифора 9) метонимия |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г | Д |
|
2. Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ А) Есть имена и есть такие даты, — Они нетленной сущности полны. (А. Т. Твардовский) Б) Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора (Ф. И. Тютчев) В) День вечереет, небо опустело. (И. А. Бунин) Г) Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто всё — простор везде. (Ф. И. Тютчев) Д) Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали, Как и сердца у нас за песнею твоей. (А. А. Фет) | ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА 1) многосоюзие 2) лексический повтор 3) антитеза 4) парцелляция 5) гипербола 6) сравнение 7) ассонанс 8) эпифора 9) эпитет |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г | Д |
|
3. Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ A) Стихает ветер, даль расчистив, Разлито солнце по земле. (Б. Л. Пастернак) Б) Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне. (С. А. Есенин) В) Просвечивает зелень листьев, Как живопись в цветном стекле. (Б. Л. Пастернак) Г) Там, где калина цветёт Нежная девушка в белом Нежную песню поёт. (С. А. Есенин) Д) Я голос твой далёкий слышу (А. А. Тарковский) | ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА 1) многосоюзие 2) метафора 3) антитеза 4) инверсия 5) эпитет 6) сравнение 7) ассонанс 8) анафора 9) гипербола |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г | Д |
|
4. Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ A) Дух бродяжий! ты все реже, реже Расшевеливаешь пламень уст. (С. А. Есенин) Б) Мгновения спрессованы в года, Мгновения спрессованы в столетия. (Р. И. Рождественский) В) Люблю обычные слова, Как неизведанные страны. (Д. С. Самойлов) Г) Упало яблоко — пора — И ветка, охнув, распрямилась. (В. И. Шемчушенко) Д) На пажитях немых люблю в мороз трескучий При свете солнечном я солнца блеск колючий (А. А. Фет) | ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА 1) сравнение 2) синтаксический параллелизм 3) антитеза 4) парцелляция 5) гипербола 6) инверсия 7) аллитерация 8) олицетворение 9) эпитет |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г | Д |
|
5. Установите соответствие между предложениями и названиями изобразительно-выразительных средств языка, которые употреблены в них: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ A) Людей неинтересных в мире нет. Их судьбы — как истории планет. Б) Есть в мире этом самый лучший миг. Есть в мире этом самый страшный час, В) Таков закон безжалостной игры. Не люди умирают, а миры. Г) Уходят люди… Их не возвратить. Их тайные миры не возродить. Д) Людей мы помним, грешных и земных. А что мы знали, в сущности, о них? (Е. Евтушенко) | ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА 1) вопросно-ответная форма изложения 2) синтаксический параллелизм 3) антитеза 4) парцелляция 5) гипербола 6) сравнение 7) риторический вопрос 8) эпифора 9) метафора |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
А | Б | В | Г | Д |
|
19 урок
Речевая избыточность как нарушение лексической нормы (тавтология, плеоназм)
Задания 6. Лексические нормы.
1. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Холодный снег набился в морщины коры, и толстый, в три обхвата, ствол казался прошитым серебряными нитями.
2. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив употреблённое неверно слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка и сохраняя смысл высказывания.
Сроки сдачи военного объекта нарушены, потому что многие агрегаты для комплекса импортировались из-за рубежа, а в связи с санкциями срочно пришлось решать проблему импортозамещения.
3. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
К ужину Марья Сергеевна испекла яблочную шарлотку из яблок и пригласила на чай соседей.
4. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив употреблённое неверно слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка и сохраняя смысл высказывания.
При этом в ряде регионов цены практически не изменятся, но будут и такие, где цена на отдельные товары подорожает в полтора раза и даже больше.
5. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Снова, опять всё повторялось: уговоры, обещания, слёзы.
30 – 34 уроки
Морфологические нормы современного русского литературного языка.
Задания 7. Морфологические нормы.
1. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
любимые ПРОФЕССОРА
наиболее РЕШИТЕЛЬНО поступил
в ДВУХСТАХ метрах
на ИХ территории
ОБГРЫЗАННОЕ яблоко
2. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
несколько НОЖНИЦ
умелые ПОВАРА
быстро ВЫЗДОРОВИТ
в ПОЛУТОРА часах
ПЯТЬ барышень
3. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
несколько ЯБЛОК
лежит на ШКАФЕ
до тысяча восемьсот ДВЕНАДЦАТОГО года
БОГАТЕЙШИЙ выбор
пять КОЧЕРЁГ
4. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
ИХНИЕ письма
в ОБЕИХ руках
ДО ТЫСЯЧА ДЕВЯТЬСОТ ПЯТОГО года
уважаемые ДИРЕКТОРА
ОБГРЫЗЕННАЯ груша
5. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
товары ДЕШЕВЛЕ
об АЭРОПОРТЕ
по ИХ указанию
ЕДЬ побыстрее
уважаемые ДИРЕКТОРА
36 урок
Правописание гласных и согласных в корне
Задания 9. Правописание корней.
1. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) изг..рь, пл..вун (грунт), к..сательная
2) р..гламент, стр..мянный, цв..ток
3) пог..релец, вым..кнуть (под дождём), выр..с
4) отр..слевой, ур..вень, зап..роть
5) вып..сть, обн..жать, ав..нгард
2. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) ар..стократ, м..нистерство, д..визион
2) оз..ряться, просм..треть, м..рячок
3) зап..реть, д..ревья, выст..лить
4) выск..чка, г..ризонт, стр..тегия
5) расст..лается, пр..оритет, ум..ротворение
3. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) к..мфорт, р..стение, прил..гательное
2) сп..раль, заст..лать, зап..рать
3) б..рашек, ф..рмат, з.. рница
4) предв..рительный, в..дянистый, пром..кнуть (салфеткой)
5) тв..рительный, прид..рожный, пл..вец
4. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) перекл..каться, занав..с, запл..сти
2) дост..ваться, задр..жала, многог..лосье
3) ш..девр, бл..стательный, сч..тать
4) подсв..тить, зап..реть, ст..кло
5) водор..сли, подг..реть, прил..жить
5. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) д..визия, передв..жение, отп..рать
2) к..сание, с..лдат, г..стевой (дом)
3) г..лова, р..сток, покл..ниться
4) об..щавший, нат..реть, подм..гнуть
5) р..стение, прил..гательное, ск..кать
Урок 40-41
Правописание суффиксов
Задания 11. Правописание суффиксов (кроме -н-, -нн-)
1. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) больш..нство, алюмини..вый
2) клетч..тый, (начать) снов..
3) миндал..вый, овлад..вать
4) попроб..вать, нож..вка
5) француз..кий, матрос..кий
2. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) яблон..вый, земл..ные (работы)
2) алюмини..вый, затм..вать
3) подразум..вая, налаж..вать
4) милост..вый, (улицы) обезлюд..ли
5) раскра..вать, болот..стая (местность)
3. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) расчётл..вый, солом..нка
2) обустра..ваться, горош..к
3) претерп..вая, повизг..вать
4) оранж..вый, дешёв..нький
5) кали..вый, плать..це
4. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) подчёрк..вать, фасол..вый
2) солом..нка, разборч..вый
3) нефт..ная (скважина), ветр..ная (мельница)
4) недоум..вать, устра..вать
5) затм..вать, подароч..к
5. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) претерп..вая, вывеш..вать
2) кокетл..во, молод..нький
3) ноздр..ватый, ослаб..вать
4) застра..вать, завистл..вый
5) сладк..ватый, (сдвинуть) вправ..
Урок 42
Правописание н и нн в именах существительных, в именах прилагательных, глаголах, причастиях, наречиях
Задания 15. Правописание -Н- и -НН- в суффиксах.
1. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.
Своеобразие художестве(1)ого мира ра(2)их повестей Н. В. Гоголя связа(3)о с использованием фольклорных традиций: име(4)о в народных сказаниях, полуязыческих легендах и преданиях писатель нашёл темы и сюжеты для своих произведений.
2. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.
Александр Блок создал особе(1)ый поэтический мир, прониза(2)ый синим и пурпурным цветом, сотка(3)ый из бликов и наполне(4)ый удивительной мелодичностью.
3. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.
Угловые въезды на городскую площадь оформле(1)ы кова(2)ыми решётками и воротами, украше(3)ыми изящным позолоче(4)ым узором.
4. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется Н.
В некоторых картинах Рембрандта есть подли(1)ая праздничность: даже затенё(2)ые силуэты людей наполне(3)ы теплом и дыханием светотени.
5. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется Н.
На торжестве(1)ой церемонии вручения государстве(2)ых наград была произнесе(3)а пламе(4)ая речь, которая произвела сильное впечатление на собравшихся в зале труже(5)иков тыла.
Урок 44
Правописание слов с не и ни
Задания 13. Правописание НЕ и НИ.
1.Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов.
1) В партии товара (НЕ)ДОСТАВАЛО несколько упаковок.
2) Застройка Санкт-Петербурга с его бурыми железными крышами вовсе (НЕ)РАССЧИТАНА на то, чтобы её рассматривали сверху.
3) Ничем (НЕ)ИНТЕРЕСУЯСЬ, Наталья равнодушно смотрела на чернеющее небо, на бушующий океан.
4) Художник предпочитал очень (НЕ)ЯРКИЕ, пастельные тона, поэтому на его полотнах вы не увидите ничего кричащего, однако картины всё равно выглядят выразительно.
5) — (НЕ)НАДО об этом думать, – шептала себе она.
2. Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.
1) Остановились на привале, так и (НЕ)ДОЖДАВШИСЬ темноты.
2) В (НЕ)БОЛЬШОМ, но просторном зале было светло и тихо.
3) (НЕ)ПРИВЛЕКАТЕЛЬНАЯ картина предстала перед нашим взором.
4) С больными, (НЕ)ОСОЗНАЮЩИМИ, к каким серьёзным последствиям может привести их отказ от лечения, врачи ведут разъяснительные беседы.
5) От равнодушия отнюдь (НЕ)ДАЛЕКО до порока.
3. Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов.
1) Деду Вадиму довелось прожить большую и весьма (НЕ)ЛЁГКУЮ жизнь.
2) Даже укравшего не называют вором, пока факт воровства (НЕ)ДОКАЗАН в суде.
3) Григорий вздрогнул и, (НЕ)ДОУМЕВАЯ, поднял на отца глаза.
4) Эта комната только кажется большой, а так она ничуть (НЕ)ПРОСТОРНЕЕ нашей.
5) В зале было (НЕ)УБРАНО, некоторые столы и стулья оказались сломаны.
4. Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Запишите номера ответов.
1) Стоит выйти на крыльцо, как осень окружит тебя и начнёт настойчиво дышать в лицо холодноватою свежестью своих загадочных чёрных пространств, горьким запахом первого тонкого льда, сковавшего к ночи (НЕ)ПОДВИЖНЫЕ воды.
2) Наступила тишина, такая зловещая и (НЕ)СТЕРПИМАЯ, как и внезапно оборвавшийся рёв.
3) Группе учёных предстояло отправиться на ещё (НЕ)ИССЛЕДОВАННЫЙ участок острова.
4) (НЕ)ДОГОВОРИВ начатого, он махнул рукой и пошёл прочь.
5) Именно критики у нас и (НЕ)ДОСТАЁТ.
5. Укажите варианты ответов, в которых НЕ с выделенным словом пишется РАЗДЕЛЬНО. Запишите номера ответов.
1) Это был (НЕ)КТО иной, как мой друг Борька.
2) В Мещёрском крае можно встретить никогда (НЕ)КОШЕННЫЕ луга.
3) Щёки у неё были круглые и красные, а губы (НЕ)ЕСТЕСТВЕННО алые.
4) Было совершенно (НЕ)ЯСНО, почему они так долго смотрят на этот простой рисунок.
5) Почему-то нас он сразу (НЕ)ВЗЛЮБИЛ.
Урок 47
Слитное, дефисное и раздельное написание слов
Задания 14. Слитное, дефисное, раздельное написание слов.
1. Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО. Запишите номера ответов.
1) Машину резко повело (В)БОК, однако Саша успел повернуть руль, (ПО)ЭТОМУ нам удалось избежать столкновения с огромной кучей щебня.
2) (ЗА)ЧАСТУЮ мы даже не представляем, (НА)СКОЛЬКО человеку важно понять, что является для него в жизни главным.
3) После долгих уговоров Осипов (ВСЁ)ЖЕ согласился отвести меня (В)МЕСТО особое, только ему известное — в арабский магазинчик, напоминающий лавку древностей.
4) Он (НА)СТОЛЬКО привык заставлять лгать других, что и сам тоже врал (НА)ХОДУ, даже не задумываясь.
5) (ПО)НАЧАЛУ Гоша ТО(ЖЕ) побаивался сурового егеря, но вскоре был совершенно пленён его умением обращаться с лошадьми и собаками.
2. Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО. Запишите номера ответов.
1) (ВО)ВРЕМЯ путешествий мы (ЗА)ЧАСТУЮ бываем восхищены блеском чужеземной природы, но она никогда не сможет затмить природу родной земли.
2) Далеко (В)ПЕРЕДИ (ПО)ХОДУ поезда показалась зелёная полоска кустов.
3) Как только машина отъехала (ПО)ДАЛЬШЕ, Валя почувствовала, что (В)МИГ исчезла её уверенность, на душе стало неспокойно.
4) (НЕ)СМОТРЯ на то что отец всегда был настроен (ПОЛУ)ШУТЛИВО, он был человек отнюдь не легкомысленный.
5) ЧТО(БЫ) поправить здоровье, Дымов отправился на Кавказ, (ПО)ЭТОМУ встречу в Москве пришлось отложить.
3. Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО. Запишите номера ответов.
1) (С)НАЧАЛА мне показалось, что в работах Николая ТО(ЖЕ) не было ничего особенного.
2) Дом напротив был (НА)ПОЛОВИНУ в лесах, а по открытой части кирпичного фасада оброс плющом, так что внутри всегда царил (ПОЛУ)МРАК.
3) Родители долго разговаривали (НА)СЧЁТ предстоящего отъезда, тщательно планировали расходы, потому что денег оставалось (В)ОБРЕЗ.
4) (В)СЛЕДСТВИЕ сильной засухи, которая случилась в июле, речонка обмелела, (ОТ)ТОГО пастбище перенесли к дальнему озеру.
5) Этот город — такой большой, хвастливо чистый — неуютен, (КАК)БУДТО он создан не для людей, а (НА)ПОКАЗ.
4. Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО. Запишите номера ответов.
1) На громкий лай собак сбежалось (ПОЛ)ДОМА: хозяева, слуги, а ТАК(ЖЕ) дети, игравшие на террасе. −
2) Нужно, ЧТО(БЫ) каждая фраза выражала мысль или образ, (ПРИ)ТОМ по возможности точно и полно.
3) Очередную партию дед с внуком сыграли (В)НИЧЬЮ, внук просил сыграть ещё, но дедушка молча встал с кресла и отправился во двор, так что уговаривать его теперь было уже (БЕЗ)ТОЛКУ.
4) Мастеровой удивлённо поднял глаза (В)ВЕРХ и (ТОТ)ЧАС поразился, обрадовался.
5) Катастрофа не произойдёт, если, имея (В)ВИДУ климатические изменения, (ВО)ВРЕМЯ принять меры.
5. Укажите варианты ответов, в которых все выделенные слова пишутся СЛИТНО. Запишите номера ответов.
1) (НЕ)ВЗИРАЯ на то что сезон грибов закончился, в лесу (ПО)ПРЕЖНЕМУ пахло грибной сыростью.
2) Нигилистическая философия не допускает никакой (СВЕРХ)ЛИЧНОЙ ценности, на которую личность могла бы опереться, ЧТО(БЫ) оправдать своё существование.
3) Пушкин призывал Николая I к милосердию, (ПРИ)ЭТОМ он не раз обращался к ссыльным друзьям со словами сочувствия, (НА)ПРИМЕР, в послании «Во глубине сибирских руд…».
4) Я давно не видел Люсю (НА)СТОЛЬКО счастливой, (ПО)ЭТОМУ решил пока не сообщать ей новости о здоровье её крёстной.
5) (В)НАЧАЛЕ она долго отказывалась от подарка, (ПРИ)ЧЁМ делала это весьма упорно.
Урок 56
Логико-смысловые отношения между предложениями в тексте
Задания 26. Средства связи предложений в тексте.
1. Среди предложений 4–10 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью притяжательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
…(4)Жизнь — это путь. (5)Для того, кто хочет пройти его в угоду себе, он тёмен и неведом, ненадёжен, как игрушка в руках безрассудной фортуны. (6)Но для того, кто жизнь видит в служении своей Отчизне, этот путь наполнен особенным, непостижимым для прочих смыслом. (7)К общей цели его ведёт сама Россия.
(8)Её живая душа станет верной советчицей в сомнениях, надёжной попутчицей в долгих странствиях, нежной утешительницей в горе, трудолюбивой помощницей в деяниях, мужественной соратницей в борьбе и битве.
(9)Судьба великих сынов России всегда была открыта и ясна, потому что она кровно связана с судьбой народа, и биография каждого героя всегда совпадает с биографией его страны. (10)Самой жизнью уготовано им жить одной судьбой, разделять со страной её радость и скорбь…
2. Среди предложений 53–59 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного и притяжательного местоимений. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
…(53)А под ивой за корягой жили налимы, их можно было нащупать тами толкнуть рукой.
(54)А на реке пахло брёвнами, дымком от шалашей плотогонов, пахло тиной и ряской, пахло осиной старое корыто, на котором они по очереди плавали по реке. (55)Запахи эти ожили, дохнули из глубины картины. (56)Запах горячих от солнца чугунных столбов, старого причала.
(57)К Лосеву вернулся тот огромный мальчишеский мир, шелестела листва, была жива ещё мать. (58)Он ощутил на голове её маленькую жёсткую руку.
(59)Было чудо, что художник поймал и заключил навечно в эту белую рамку его, Лосева, воспоминание — со всеми красками, запахами, теплотой.
3. Среди предложений 24–32 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи лексического повтора, личного местоимения и однокоренных слов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
…(24)Удивительная работа воспоминания. (25)Мы вспоминаем нечто по совершенно неизвестной нам причине. (26)Скажите себе: «Вот сейчас я вспомню что-нибудь из детства», закройте глаза и скажите это. (27)Вспомнится нечто совершенно непредвиденное вами. (28)Участие воли здесь исключено. (29)Картина зажигается, включённая какими-то инженерами позади вашего сознания.
(30)Какая чудесная вещь — свобода воспоминаний! (31)Какая прелесть в том, что они появляются, как им угодно, и никак мы не можем заставить себя вспомнить именно это, а не другое. (32)Разумеется, есть точная закономерность этого возникновения, но —дудки — мы её никогда не поймём.
4. Среди предложений 11–18 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью указательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
…(11)В каждой стране есть свой Главный педагог — народ и есть Главный учебник — язык. (12)Я не должен объяснять, что такое счастье, я должен смиренно спросить об этом наш язык — в нём всё есть, из него всё поймёшь, прислушиваясь к слову в сегодняшней нашей речи. (13)Народная мысль содержится не только в пословицах и поговорках, в народной мудрости, но и в распространённых, обычных фразах и оборотах речи. (14)Поищем: с какими другими словами сочетается интересующее нас понятие, почему так можно сказать, а так нельзя. (15)Это никогда не бывает случайным.
(16)Мы говорим: «счастливая доля», «счастливый случай», «счастливая судьба», «счастье привалило», «вытянул счастливый билет».
(17)Самые деятельные, всего достигшие своим трудом люди говорят: «Мне выпало счастье, мне дано счастье...»
(18)Счастье — фортуна, судьба, о которой мы ничего не знаем, и если его нет, то говорят: «Такая уж у меня судьба», «Видно, мне так на роду написано»…
5. Среди предложений 33–41 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью союза и форм слова. Напишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий).
…(33)Расстреляв все диски, он спокойно подтаскивал к себе ящики с ручными гранатами и, прищурившись, кидал их одну за другой, пока немцы не отступали…
(34)Среди людей часто попадаются храбрецы. (35)Но только сознательная и страстная любовь к Родине может сделать из храбреца героя. (36)Ковалёв был истинный герой. (37)Он страстно, но очень спокойно любил Родину и ненавидел всех её врагов.
(38)Командование неоднократно выдвигало Ковалёва на более высокую должность. (39)Но каждый раз он просил оставить его наводчиком и не разлучать с орудием.
— (40)Наводчик — это моё настоящее дело, — говорил Ковалёв, — с другими обязанностями я так хорошо не справлюсь, уж вы мне поверьте, за чинами я не гонюсь. (41)Тогда был наводчиком и теперь до конца войны хочу быть наводчиком…
Уроки 58-59
Информативность текста. Виды информации в тексте.
Задания 3. Стилистический анализ текстов.
1. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста. Запишите номера этих ответов.
Экология — это наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают. Эти взаимоотношения изучают самые разные науки: биология и химия, астрономия и космология, математика и философия. <…> они вносят свой вклад в экологию, которая сегодня разделилась на ряд самостоятельных дисциплин: общую экологию, агроэкологию, гидроэкологию, экологию человека и т. д.
Активно формируется в наши дни экология культуры, или духовная экология. Конечно, между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти, вместе с тем между ними есть большое различие. Утраты в природе до известных пределов восстановимы. Иное дело — ценности культурные и нравственные. Они или восстанавливаются с большим трудом, или вовсе исчезают, как, скажем, разрушенные памятники, сгоревшие книги, рукописи…
Если культура — это совокупность достижений общества в области науки, просвещения, искусства, то закрепляются эти достижения, как правило, в языке, в Слове. Возникнув на определённом историческом этапе, литературный язык сам по себе служит свидетельством уровня духовного развития народа, общества. Как всякое живое на Земле не может мириться со своей смертью, так и живая нация не может смириться с деградацией своего языка. Ведь язык — это и основа национальной памяти, и ключ к пониманию духовного мира, своего и чужого.
1) Наряду с общеупотребительной лексикой в тексте используются термины (экология, агроэкология, гидроэкология и др.), тематическая группа слов, отражающая проблематику текста (культура, природа, ценности, памятники, исторический этап, литературный язык, нация, память, духовный мир и др.).
2) Использование метафор (...между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти; ключ к пониманию духовного мира); антонимов (свой−чужой), сравнения (Как всякое живое на Земле не может мириться со своей смертью, так и живая нация не может смириться с деградацией своего языка.) способствует эмоциональности, выразительности изложения, помогает передать авторскую оценку описываемым явлениям.
3) Текст содержит грамматические особенности, характерные для письменной речи: отглагольные существительные (взаимодействие, вклад, утраты, различие, достижения и др.), конструкции с существительными в родительном падеже (между экологией природы и экологией культуры, свидетельством уровня духовного развития народа, к пониманию духовного мира и др.).
4) Выразительность текста обеспечивается синтаксическими средствами, среди которых — ряды однородных членов предложения, вводные слова.
5) Текст относится к научному стилю речи, так как основные цели автора — сообщить информацию, имеющую практическое значение, дать чёткие инструкции.
11 класс
4 урок
Культура речи в экологическом аспекте. Проблемы речевой культуры в современном обществе
Задания 27. Сочинение.
Напишите сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста «Почему первое впечатление о человеке может быть обманчивым?».
Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме.
Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика), и поясните их. Укажите и поясните смысловую связь между приведёнными примерами-иллюстрациями.
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт.
(Не допускается обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра.)
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) или не самостоятельно, не оценивается. Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно и разборчиво, соблюдая нормы современного русского литературного языка.
Текст
(1)Солдаты, расположившиеся вокруг пушки, были заняты каждый своим делом. (2)Кто, пристроившись к сосновому ящику со снарядами, писал письмо, слюнявя химический карандаш и сдвинув на затылок шлем; кто сидел на лафете, пришивая к шинели крючок; кто читал маленькую артиллерийскую газету.
(3)Живя с разведчиками и наблюдая поле боя с разных сторон, Ваня привык видеть войну широко и разнообразно. (4)Он привык видеть дороги, леса, болота, мосты, ползущие танки, перебегающую пехоту, минёров, конницу, накапливающуюся в балках…
(5)Ваня стоял у колеса орудия, которое было одной с ним вышины, и рассматривал бумажку, наклеенную на косой орудийный щит. (6)На этой бумажке были крупно написаны тушью какие-то номера и цифры, которые мальчик безуспешно старался прочесть и понять.
— (7)Ну, Ванюша, нравится наше орудие? — услышал он за собой густой, добродушный бас.
(8)Мальчик обернулся и увидел наводчика Ковалёва.
— (9)Так точно, товарищ Ковалёв, очень нравится, — быстро ответил Ваня и, вытянувшись в струнку, отдал честь.
(10)Наружностью своей Ковалёв меньше всего отвечал представлению о лихом солдате, Герое Советского Союза, лучшем наводчике фронта. (11)Прежде всего, он был немолод. (12)В представлении мальчика он был уже не «дяденька», а скорее принадлежал к категории «дедушек». (13)До войны он был заведующим большой птицеводческой фермой. (14)На фронт он мог не идти, но в первый же день войны записался добровольцем.
(15)Во время Первой мировой войны Ковалёв служил в артиллерии и уже тогда считался выдающимся наводчиком. (16)Вот почему и в эту войну он попросился в артиллерию наводчиком. (17)Сначала в батарее к нему относились с недоверием — уж слишком у него была добродушная, сугубо гражданская внешность. (18)Однако в первом же бою он показал себя таким знатоком своего дела, таким виртуозом, что всякое недоверие кончилось раз и навсегда.
(19)Его работа при орудии была высочайшей степенью искусства. (20)Бывают наводчики хорошие, способные. (21)Бывают наводчики талантливые. (22)Бывают выдающиеся. (23)Он был наводчик гениальный. (24)И самое удивительное заключалось в том, что за четверть века, которые прошли между двумя мировыми войнами, он не только не разучился своему искусству, но как-то ещё больше в нём окреп. (25)Новая война поставила артиллерии много новых задач. (26)Она открыла в старом наводчике Ковалёве качества, которые в прежней войне не могли проявиться в полном блеске. (27)Он не имел соперника в стрельбе прямой наводкой.
(28)В минуту опасности Ковалёв преображался. (29)В нём загорался холодный огонь ярости. (30)Он не отступал ни на шаг. (31)Он стрелял из своего орудия до последнего патрона. (32)А выстрелив последний патрон, он ложился рядом со своим орудием и продолжал стрелять из автомата. (33)Расстреляв все диски, он спокойно подтаскивал к себе ящики с ручными гранатами и, прищурившись, кидал их одну за другой, пока немцы не отступали…
(34)Среди людей часто попадаются храбрецы. (35)Но только сознательная и страстная любовь к Родине может сделать из храбреца героя. (36)Ковалёв был истинный герой. (37)Он страстно, но очень спокойно любил Родину и ненавидел всех её врагов.
(38)Командование неоднократно выдвигало Ковалёва на более высокую должность. (39)Но каждый раз он просил оставить его наводчиком и не разлучать с орудием.
— (40)Наводчик — это моё настоящее дело, — говорил Ковалёв, — с другими обязанностями я так хорошо не справлюсь, уж вы мне поверьте, за чинами я не гонюсь. (41)Тогда был наводчиком и теперь до конца войны хочу быть наводчиком. (42)А для командира я уже не гожусь. (43)Стар. (44)Надо молодым давать дорогу. (45)Покорнейше вас прошу.
(46)В конце концов его оставили в покое. (47)Впрочем, может быть, Ковалёв был прав: каждый человек хорош на своём месте. (48)И безусловно, для пользы службы лучше иметь выдающегося наводчика, чем посредственного командира взвода…
(По В. П. Катаеву*)
* Валентин Петрович Катаев (1897–1986) — русский советский писатель, поэт, киносценарист и драматург, журналист, военный корреспондент.
Упражнение учебника 20(18-19)
Урок 10 (10-22)
Синтаксические нормы. Порядок слов в предложении
Задания 8. Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления.
1. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом Б) ошибка в построении сложного предложения В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Д) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм | ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1) И. С. Тургенев подвергает Базарова самому сложному испытанию – «испытанию любовью» – и этим раскрыл истинную сущность своего героя. 2) Все, кто побывал в Крыму, увёз с собой после расставания с ним яркие впечатления о море, горах, южных травах и цветах. 3) В основе произведения «Повести о настоящем человеке» лежат реальные события, произошедшие с Алексеем Маресьевым. 4) С. Михалков утверждал, что мир купеческого Замоскворечья можно увидеть на сцене Малого театра благодаря великолепной игре актёров. 5) В 1885 году В. Д. Поленов экспонировал на передвижной выставке девяносто семь этюдов, привезённым из поездки на Восток. 6) Теория красноречия для всех родов поэтических сочинений написана А. И. Галичем, преподававшим русскую и латинскую словесность в Царскосельском лицее. 7) В пейзаже И. Машкова «Вид Москвы» есть ощущение звонкой красочности городской улицы. 8) Счастливы те, кто после долгой дороги с её холодом и слякотью видит знакомый дом и слышит голоса родных людей. 9) Читая классическую литературу, замечаешь, что насколько по-разному «град Петров» изображён в произведениях А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского. |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
|
|
|
|
|
2. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Б) неправильное употребление падежной (предложно-падежной) формы управляемого слова В) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом Г) неправильное построение предложения с косвенной речью Д) ошибка в построении предложения с однородными членами | ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1) Заказники создаются как для поддержания, так и для восстановления численности редких видов животных, оказавшихся под угрозой вымирания. 2) Все, кто слушал выступление профессора, в очередной раз был удивлён яркостью, оригинальностью и глубиной его речи. 3) Находясь низко над горизонтом, создаётся неверное представление о размерах Луны. 4) Оказавшись в доме незнакомых людей, дождитесь, когда вас представят. 5) Вопреки рекомендаций врачей спортсмен не снижал нагрузки во время тренировок. 6) Статья А. Баушева обратила на себя внимание курского губернатора, пожелавшего познакомиться с молодым автором. 7) Я с удивлением спросил, что где же крепость. 8) В фамусовском обществе ценятся не только благородство и честность, а угодничество и подхалимство. 9) Всё творчество писателя Е. Носова и есть большая мудрая книга, помогающая людям быть добрее, щедрее душой. |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
|
|
|
|
|
3. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Б) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением В) ошибка в построении предложения с однородными членами Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом | ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1) Путники невольно залюбовались появившейся радугой на небе после дождя. 2) Картину И. И. Шишкина «Корабельную рощу» считают одной из самых величественных по замыслу картин художника. 3) Все, кто бывал в небольших городах Италии, видел каменные мосты, заросшие плющом, обветшалые старинные мраморные фасады зданий, мерцание позолоченных куполов. 4) В журнале «Этнографическое обозрение» Д. Н. Ушаков не только опубликовал ряд статей об обычаях, но и о поверьях русских крестьян. 5) Научившись 40 тысяч лет назад добывать огонь, развитие человечества заметно ускорилось. 6) Вопреки мнению скептиков, есть факты, подтверждающие существование внеземных цивилизаций. 7) В. Г. Белинский написал около двадцати статей и рецензий, посвящённых творчеству Н. В. Гоголя. 8) Читая древние рукописи, можно узнать много любопытного. 9) Циолковский писал, что основная цель его жизни – продвинуть человечество хоть немного вперёд. |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
|
|
|
|
|
4. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым Б) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом В) неправильное употребление падежной (предложно-падежной) формы управляемого слова Г) ошибка в построении сложноподчинённого предложения Д) неправильное построение предложения с косвенной речью | ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1) Успехи, которые достигнуты без особого труда, не должны успокаивать нас. 2) Сидевший за столом чиновник спросил посетителя, какое у вас ко мне дело. 3) Значительно различаясь словарным составом и грамматическим строем, языки мира обладают при этом общими структурными свойствами. 4) Вопреки предсказанию синоптиков началась метель. 5) Творчество позднего Бетховена мало соответствовало вкусам современной ему венской публики, отдававшей свои симпатии камерному музицированию. 6) Благодаря различных стилевых вкраплений в художественной речи создаётся иронический или юмористический характер повествования. 7) Выделив все грамматические основы, устанавливается структура предложения. 8) МГУ отпраздновало свой юбилей. 9) В результате раскопок учёные установили то, что ещё в глубокой древности янтарь использовали как украшение. |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
|
|
|
|
|
5. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ А) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом Б) нарушение в построении предложения с причастным оборотом В) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм Г) неправильное употребление падежной (предложно-падежной) формы управляемого слова Д) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением | ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1) Новая эстетика, возникшая в творчестве художников русского авангарда, коренным образом изменила прежние «греко-римские» представления о художественной ценности искусства. 2) У зачитывавшихся людей в детстве русскими сказками, былинами дух захватывало от богатырских подвигов. 3) Обладая более высокой надёжностью, переносные приёмники потребляют гораздо меньше энергии. 4) Когда после окончания школы мой друг поступит на завод, он за короткое время приобретал квалификацию токаря. 5) По словам И. Н. Крамского, несмотря на то что у многих пейзажистов изображены на картинах деревья, вода и даже воздух, душа есть только в картине «Грачах» А. К. Саврасова. 6) Большинство работ молодого учёного посвящено проблемам теоретической физики. 7) Внутренняя сила и мужество человека воспеты в поэме А. Т. Твардовского «Василий Тёркин». 8) Впоследствии он даже себе не мог объяснить, что заставило его броситься наперерез лошадей. 9) Употребляя букву « ъ» на конце слов, в XIX веке это была лишь дань традиции |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д |
|
|
|
|
|
Урок 31
Правила постановки знаков препинания в предложениях с вводными конструкциями, обращениями, междометиями
Задания 18. Знаки препинания при словах и конструкциях, не связанных с членами предложения.
1. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Когда (1) наконец (2) явилось солнце и разогрело землю, то деревья и травы обдались такой сильной росой, такими светящимися узорами глянули из темного леса ветки елей, что (3) казалось (4) на эту отделку не хватило бы алмазов всей нашей земли.
2. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
По тропке, опершись на подожок,
Идет старик, сметая пыль с бурьяна.
"Прохожий!
Укажи (1)дружок(2)
Где тут живет (3) Есенина Татьяна?"
"Татьяна... Гм...
Да (4)вон (5) за той избой.
А ты ей что?
Сродни?
Аль(6)может(7) сын пропащий?"
"Да, сын.
Но что(8) старик(9) с тобой?
Скажи мне,
Отчего ты так глядишь скорбяще?"
3. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Иногда придёт мысль, которая (1) кажется (2) верной, но боишься поверить ей. Но потом видишь, что та мысль, которая (3) быть может (4) и странная, на самом деле самая простая истина: если раз узнал, в неё уже нельзя перестать верить.
4. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь,
Так (1)воспитаньем(2) слава богу(3)
У нас немудрено блеснуть.
Онегин был(4) по мненью многих(5)
(Судей решительных и строгих)(6)
Ученый малый, но педант.
Имел он счастливый талант
Без принужденья в разговоре (7)
Коснуться (8) до всего слегка,
С ученым видом знатока
Хранить молчанье в важном споре
И возбуждать улыбку дам
Огнем нежданных эпиграмм.
5. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Весёлое, беззаботное детство (1) всё равно (2) когда-нибудь кончится, а взрослая жизнь (3) конечно (4) потребует серьёзных решений и ответственных поступков.
Урок 33
Правила постановки знаков препинания в сложносочинённом предложении
Задания 16. Пунктуация в сложносочиненном предложении и в предложении с однородными членами.
1. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Кто умолял меня о встрече и тем самым склонил к предательству интересов фирмы?
2) Сердце Курочкина скатилось под уклон «русских горок» и бешено забилось где-то в районе солнечного сплетения.
3) Мальчишки и девчонки нашего класса а также их родители приняли участие в школьном спектакле.
4) От домов во все стороны шли ряды деревьев или кустарников или цветов.
5) В России континентальный климат и здесь особенно суровая зима.
2. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Плоды этого растения полезные и вкусные и обладают прекрасным ароматом.
2) Стало нестерпимо душно и пришлось открыть все окна.
3) Из окна были видны стволы вишен да кусочек аллеи.
4) Изучение роста необычных кристаллов имеет и теоретическое и практическое и общенаучное значение.
5) Древние испанские мастера при строительстве замков применяли либо каменную либо кирпичную кладку.
3. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Прогулка или разговор с другом были одинаково приятны для меня.
2) Сумрак скрыл очертания лица и фигуры Ольги и набросил на неё как будто покрывало.
3) На земле жилось нелегко и поэтому я очень полюбил бездонное небо.
4) Ученье да труд всё перетрут.
5) В колледже он с увлечением занимался как гуманитарными так и естественно-математическими дисциплинами.
4. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Работа шла быстро и весело и была вовремя закончена.
2) Причастия способны как образно описать предмет или явление так и представить его признак в динамике.
3) Алогичность соединения слов создаёт особый психологический эффект и приковывает внимание читателя и усиливает образность.
4) Три раза зимовал он в Мирном и каждый раз возвращение домой казалось ему пределом человеческого счастья.
5) Довольно скоро он обжился в этом районе да подружился с соседями.
5. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Вечером Вадим ушёл в свою комнату и сел перечитывать письмо и писать ответ.
2) Рано утром я вышел полюбоваться рассветом и подышать свежим прохладным воздухом.
3) Он подошёл к окну и увидел одни трубы да крыши.
4) Хорошо бы в нашем музее когда-нибудь увидеть картины Рембрандта или Тициана.
5) Многие из участников литературного общества «Беседа» были последовательными классицистами и некоторые из них довели до совершенства традиционные классицистические жанры.
Урок 34
Правила постановки знаков препинания в сложноподчинённом предложении
Задания 19. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении.
1. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Следует заметить (1) что размер страховой суммы (2) в пределах (3) которой (4) компания обязана застраховать пенсионные накопления (5) чрезвычайно мал.
2. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Неудивительно (1) что революционный догматизм (2) в духе (3) которого (4) было воспитано целое поколение (5) оказался невостребованным среди современной молодёжи.
3. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Считается (1) что вирусы непредсказуемы (2) и способны вызывать чрезвычайные эпидемиологические ситуации (3) борьба (4) с которыми (5) на этапе их возникновения трудна или невозможна.
4. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Даже не зная соответствующих установлений, можно было бы догадаться (1) что (2) нельзя на крутом берегу реки (3) где обычно располагались древнерусские города (4) ставить большие здания на площади, выходящей на реку, «спиной» к реке.
5. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Он взял письмо и с намерением скорее вернуться домой (1) чтобы обдумать (2) случившееся (3) вышел на улицу.
Урок 36-37
Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи.
Задания 20. Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи.
1. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
После того как прозвучал третий звонок (1) занавес дрогнул и медленно пополз вверх (2) и (3) как только публика увидела своего любимца (4) стены театра буквально задрожали от рукоплесканий и восторженных криков.
2. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Сергеев вышел на берег (1) но (2) когда у пристани на огромной груде апельсинов увидел незнакомого китайца (3) то вдруг пронзительно и ясно ощутил (4) как далеко от него Родина.
3. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Оттепели всё чаще (1) но (2) пока ночи морозны (3) стеклянная бахрома сосулек не плавится (4) снег не тает.
4. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Мне очень хотелось увидеться с бывшими одноклассниками (1) и (2) когда наша встреча состоялась (3) я спросил их (4) скучают ли они по школе.
5. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые).
На первых порах отец был очень озабочен своим вступлением в должность полного хозяина (1) чего непременно требовала бабушка (2) и (3) что он сам считал своей обязанностью (4) так как это определялось семейными традициями.
Урок 40
Повторение и обобщение по темам раздела "Пунктуация. Основные правила пунктуации"
Задания 21. Постановка знаков препинания в различных случаях.
1.Найдите все предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)На опушках майского леса раскинулся пёстрый ковёр полевых цветов. (2)Прозрачна берёзовая роща, деревья полны живительной влаги. (3)Проделаешь в коре небольшие отверстия — брызнет на тебя ароматный берёзовый сок. (4)Многие животные любят этот напиток — чудесный дар вешнего русского леса. (5)Весь год дятел, пернатый лекарь, ухаживал за больными деревьями, уничтожал насекомых, а тут не утерпел, откупорил клювом здоровую берёзу и напился всласть. (6)К вечеру затихает в лесу разноголосый птичий гомон, но неожиданно лесное безмолвие прерывает звонкая щебечущая трель зарянки; её пение — прелюдия к ночному концерту. (7)Наконец раздаётся долгожданная соловьиная песня, напоминающая чарующую мелодию весны. (8)Всю ночь соловьиные россыпи будоражат чуткий сон лесных обитателей, а на рассвете их будит кукушка — далеко не тихая птица.
2. Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Поразительная красота георгина никого не оставляет равнодушным. (2)Их лепестки, широкие и плоские или с завёрнутыми внутрь краями и свёрнутые в узенькие иглы-трубочки, могут быть разных цветов. (3)В отличие от розы, ириса или нарцисса георгины даже в Европе начали выращиваться сравнительно недавно. (4)В России первые сорта георгинов появились
в 30––40-х годах прошлого века и сразу же завоевали всеобщую любовь. (5)Георгины соответствовали представлениям русского человека о красивом цветке, большом и ярком. (6)Сегодня в Подмосковье трудно отыскать сад,
в котором не красуются яркие тяжёлые соцветия георгинов. (7)Своей формой и потрясающей цветовой гаммой георгины удовлетворяют самым разнообразным вкусам людей!
3. Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Телецкое озеро — одно из главных украшений Горного Алтая, его достопримечательность и загадка. (2)Его называют Алтын-колем («Золотым озером»), его древнее название — Ячаварай («Алмазный жезл»). (3)Вы были на Алтае и не видели Телецкого озера — значит, вы на Алтае не были. (4)Телецкое озеро и его окрестности — это старейший туристический район Алтая. (5)Интерес к уникальным местам не угасает и сегодня. (6)На Телецком озере начинаются и заканчиваются «нитки» активных маршрутов; берега озера и реки Бии привлекают множество людей, желающих отдохнуть в живописных уголках природы. (7)Львиная доля туристического потока проходит через доступную для любого автомобильного транспорта северную оконечность озера. (8)Здесь же расположены турбазы, кемпинги (организованные места отдыха), а также «дикие» стоянки. (9)Далее по озеру можно передвигаться водным транспортом.
4. Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)К северо-востоку от Москвы находится «Лосиный остров», или «Лосиноостровский заповедник». (2)Это название появилось в ту пору, когда леса между селениями и полями именовались островами. (3)На этом острове издавна водилось много лосей, отсюда и пошло название «лосиный». (4)Кроме лосей, здесь можно повстречать новосёлов Подмосковья — оленей. (5)Жарким летним полднем приятно укрыться от зноя в еловой чаще и собрать букет голубых колокольчиков, золотой осенью хорошо любоваться листопадом и ощущать в руках холодок свежесрезанного боровика. (6)В солнечный морозный денёк хочется лететь на лыжах с крутого склона оврага. (7)Здесь любил гулять П. И. Чайковский. (8)«Что за восхитительная прогулка в лесу!» — вспоминал композитор. (9)Заповедный «Лосиный остров» — кладезь чистоты и здоровья, жемчужина в зелёном уборе столицы.
5. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Москва — это прекрасные виды, открывающиеся с высоких холмов, знаменитые особняки, дворики с древними церквями. (2)И конечно, самая главная достопримечательность столицы — Кремль! (3)Нет ни одного русского пейзажиста, который хотя бы раз не написал Кремль — самый знаменитый архитектурный ансамбль столицы. (4)Рассматривая виды Москвы, можно проследить изменения города со временем. (5)На одной из картин А. М. Васнецова древний Кремль со старыми башнями из белого камня — сегодня все стены и башни Кремля из красного кирпича. (6)В пейзаже И. К. Айвазовского «Вид на Москву с Воробьёвых гор» на первом плане — извивающаяся лента Москвы-реки. (7)По её берегам тянутся луга, рощи, растут сосны. (8)А сегодня здесь громадный стадион «Лужники», высотные дома, проспекты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевая деятельность учащихся на уроках русского языка в 10-11 классах как поэтапная подготовка к Единому государственному экзамену.
Методическая статья на тему: Речевая деятельность учащихся на уроках русского языка в 10-11 классах как поэтапная подготовка к Единому государственному экзамену....

Доклад на РМО учителей русского языка и литературы "Использование ИКТ при подготовке учащихся к итоговой аттестации по русскому языку и литературе"
В докладе дан краткий обзор Интернет ресурсов, помогающий учителям качественно подготовить учащихся к итоговой аттестации....
Разработка урока "УРОК ЖИЗНИ" в 11 классе (подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку. Задание С)
Разработка урока "Урок жизни" в 11 классе (подгоовка учащихся в сдаче ЕГЭ по русскому языку. Задание С)...

Открытый урок русского языка в 8-ом классе «Подготовка учащихся 8-х классов к сдаче ОГЭ по русскому языку (сочинение на лингвистическую тему: «Выразительные средства языка»).
Подготовка восьмиклассников к ОГЭ...
Авторская тетрадь для подготовки учащихся к сдаче ОГЭ по русскому языку в 9 классе общеобразовательной школы с русским языком преподавания.
Вашему вниманию предложена авторская разработка в помощь учителям русского языка и репетиторам для подготовки учащихся 9-х классов к сдаче ОГЭ. В тетради вы найдете тексты для подготовки к изложению, ...
Работа с текстом на уроках информатики в рамках подготовки учащихся к устному собеседованию по русскому языку
В данном архиве представлены материалы из опыта работы на региональном семинаре учителей клуба "Лидер" по теме "Работа с текстом на уроках информатики в рамках подгото...

Система подготовки учащихся к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе (из опыта работы)
В сообщении говорится о систематической и планомерной работе учителя по подготовке учащихся к устному итоговому собеседованию в 9 классе....
