Проект по русскому языку на тему: "Фразеологический зоопарк"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Кияева Альфия Талгатовна
Цель:  Найти фразеологизмы с названиями животных и найти их значения.
 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект на тему: «Фразеологический зоопарк» Выполнил: ученик 6 класса МБОУ «Советская» СОШ Пятков Артём Руководитель проекта: учитель русского языка и литературы Кияева А.Т. МБОУ « Советская средняя общеобразовательная школа».

Слайд 2

Содержание 1.Ведение………………………….........3 2.Значение фразеологизмов……………4 3.Анкетирование……………………….9 4.Заключение……………………….…11 5. Список использованной литературы…………………………….12

Слайд 3

1. Введение Цель : Найти фразеологизмы с названиями животных и найти их значения. Задачи: 1. Определить в конкретных источниках фразеологические обороты с названием животных. 2. Подготовить сообщение по найденному фразеологизму. 3. Оформить проект и защитить . История вопроса: Какое значение имеют фразеологизмы с животными? Методика исследования : Поиск информации в интернете.

Слайд 4

2. Значение фразеологизмов Фразеологизмы -это связанные, устойчивые сочетания двух и более слов, равные по значению слову. Признаки фразеологизмов: В их составе насчитывается два и более слов (Биться как рыба об лед); Фразеологизмы имеют устойчивый состав (Кот наплакал); Воспроизводимость ( Клевать носом); Фразеологизмы имеют переносное значение, которое сложилось исторически (На козе не подъедешь); Фразеологизмы являются одним членом предложения (Взять быка за рога).

Слайд 5

Фразеологизмы с названиями животных широко распространены в русской Фразеологии, запечатляя не только богатый исторический опыт народа, они придают речи особую выразительность и образность. Поэтому исследования переносных значений таких фразеологизмов дают богатый материал для изучения черт человеческого характера. Фразеологизмы с названием животных характеризуют человека как с положительной, так и с отрицательной стороны: они связаны с характеристикой человека как живого существа (здоровье, физические возможности и состояния, внешний облик, фазы человеческой жизни, движения). 2. На вопрос « Где чаще всего встречаются фразеологизмы?» Приведите примеры фразеологизмов, ответили: Уч-ся: в прозе, в баснях. Все привели примеры: клевать носом, бить баклуши, зарубить на носу, разбиться в лепешку.

Слайд 6

Волк в овечьей шкуре - злые люди, прикидывающиеся добрыми, которые прячутся под маской кротости. Выражение возникло из Евангелия: "Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные". Реветь белугой Громко кричать или плакать. «Нем, как рыба» - это известно давным-давно. И вдруг «реветь белугой»? Оказывается, речь здесь не о белуге, а о белухе, так называют полярного дельфина. Вот он действительно ревет очень громко.

Слайд 7

Гусь лапчатый. Человек, который легко выходит из трудных ситуаций, избегает наказаний за свои поступки или ведёт себя так, словно не хочет нести ответственность за свои пороки. Исконно русский фразеологизм. Как уж на сковороде. Употребляется по отношению к людям, которые изворачиваются, лгут, пытаются каким-то образом выкрутиться.

Слайд 8

Сова спит , а кур видит . Означает, что воспитательная роль запретов зачастую силы не имеет. Кому отведена роль ловить мышей (в рамках человеческих деяний - воровать), тот этим и будет заниматься, невзирая на запреты. Купить кота в мешке. Означает приобрести что-то не глядя, ничего не зная о недостатках или достоинствах покупки. Слово не воробей, - вылетит - не поймаешь. Не говори ничего лишнего и не говори того, чего не есть на самом деле, это не правильно. Русская пословица.

Слайд 9

3. Анкетирование « Что такое фразеологизмы?» Цель анкетирования : выяснить, знают ли что такое фразеологизмы, часто ли их используют в повседневной жизни. В анкетировании приняли участие 5 человек. 1. На вопрос : «Знаете ли вы, что такое фразеологизмы?» Ответили :- «да»- 3 уч-ся (60%). «нет»- 2 уч-ся (40%).

Слайд 10

2 . На вопрос « Где чаще всего встречаются фразеологизмы?» Приведите примеры фразеологизмов, ответили: Уч-ся: в прозе, в баснях. Все привели примеры: клевать носом, бить баклуши, зарубить на носу, разбиться в лепешку. 3 . На вопрос : «Откуда пришли фразеологизмы?» Большинство не знают. 4. На вопрос: « Используете ли вы фразеологизмы в своей речи?» Ответили :- «да»- 1 уч-ся (20%); «нет»-3 уч-ся (60%); - «редко»- 1 уч-ся (20%).

Слайд 11

4. Заключение Образные выражения, скрытые во фразеологических оборотах с названием животных, животные-персонажи русских народных сказок представляют собой целую галерею разнообразных характеров. Конечно, все эти образы метафорически отражают мир людей – их действия, страхи слабых перед сильными, находчивость и доброту. Стоит отметить, что характеристика животных во фразеологических оборотах, сказках отличается склонностью к типизации образа, то есть героя ярко выделяет какое-то одно качество, присущее человеку. Применение подобных оборотов в речи делают её яркой и образной, придают эмоциональную окраску, усиливают смысл, фразеологизмы прочно и естественно они вошли в наш язык, что воспринимаются нами как естественный элемент речи, идущий от народа из глубины веков.

Слайд 12

5. Список использованной литературы 1.Ашукин Н.С. Ашукина М.Г. Крылатые слова. М.: Худож . лит.,1987. 2.Быстрова Е.А. Окунева А.П. Шанский Н.М. Учебный фразеологический словарь русского языка. Л.: Просвещение 1984. 3.Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. М.: Просвещение. 1980 4.Мокиенок В.М. В глубь поговорки. Издательство: Просвещение, 1975 5.Мокиенко В.М. Почему так говорят? От Авося до Яти». Издательство: Просвещение, 1975 6.Интернет – ресурсы: http :// leksika - rus . ru – фразеологизмы. http :// psy . biz . ua – история фразеологизмов

Слайд 13

Приложения



Предварительный просмотр:

Предмет – русский язык

Класс – 9

Тема: СПП с придаточными определительными

Цели урока:

образовательные: 

- познакомиться со структурой сложноподчинённого предложения с придаточным определительным;

- формировать умение определять и характеризовать сложноподчинённые предложения с придаточным определительным;

- закрепить навык постановки знаков препинания в сложноподчинённом предложении с придаточным определительным;

- закрепить навык правильного словоупотребления, исправления речевых ошибок;

развивающие: 

- развить у учащихся  потребность в учебной деятельности, в самовыражении,                самоактуализации через различные виды работы ;

воспитательные: 

- поддерживать у детей мотивацию к изучению русского языка через нетрадиционную форму урока;

- воспитывать чувства уважительного, бережного и нежного  отношения к матери, чувства патриотизма.

Тип урока: урок  «открытия» нового знания  

Виды деятельности: учебно-познавательная

Дидактический материал: раздаточный материал (текст), блок-схема.

Оборудование: презентация к уроку

Ход урока

(Слайд 1)

I. Мотивация к учебной деятельности.

- Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Сегодня у нас необычный урок, потому что на нём присутствуют гости. А чему он будет  посвящён,  вы сами определите в ходе работы.

 II. Актуализация знаний

   1.  Лингвистическая разминка.

(Слайд 2)

 В данных предложениях расставьте знаки препинания и вставьте пропущенные буквы. Найдите “третье  лишнее” в зависимости от вида сложного предложения, спишите его, сделать схему СПП.

Она гл_дит и сер_це (в)ней забилось чаще и с_льней.

Землю по_сушил мороз и запорошило первым нежным снегом.

Прош_л месяц (в)течении_  которого он ни разу (не)был у нас.

 (Она глядит, и сердце в ней забилось чаще и сильней. – ССП.

 Землю подсушил мороз,  и запорошило первым нежным снегом. – ССП.

 Прошел месяц, в течение которого он ни разу не был у нас. – СПП.)

 Третьим лишним здесь является СПП.  Запишите его и постройте схему.

   2. Дайте определение СПП. Выберите правильный ответ

        1. СПП состоят: (Слайд3)

          а) только из придаточных предложений;
         б) из 2 независимых предложений;
         в) из главного и придаточного или из главного и нескольких придаточных.

        2. Придаточное может стоять: (Слайд4)

            а) только после главного;
           б) только перед главным;
            в) перед главным, в середине главного и после главного предложения.

III. Постановка учебной задачи.

Учитель: Все придаточные в сложноподчиненных предложениях делятся на три группы: придаточные определительные, изъяснительные и обстоятельственные.

 - Сегодня речь пойдет об одной из них: придаточных определительных.

Тема урока: «Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными». (Слайд 5)

- Как вы думаете, чему мы должны научиться на уроке?

Мы должны научиться:

1) находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения;
2) производить их синонимическую замену там, где это необходимо и возможно;
3) правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми);

IV. «Открытие»  нового знания.

1. Анализ предложений.(Слайд6)

- Посмотрите на предложения. Какие это предложения простые или сложные?

Лодку, подплывавшую к мосткам, встречал кот-рыболов.

Лодку, которая подплывала к мосткам, встречал кот-рыболов.

Кот-рыболов встречал лодку, которая подплывала к мосткам.

(Ученики рисуют схемы предложений и под руководством учителя делают выводы)

- К чему относятся придаточные предложения, от каких слов в главном предложении ставится вопрос к придаточному? (Относятся к существительному в главном предложении, от него ставится вопрос.)

- Каким способом придаточные предложения прикрепляются к главному? (С помощью союзного слова который…)

- На какой второстепенный член предложения похожи эти придаточные?

( Придаточные в данных предложениях похожи на определения, отвечают на те же вопросы, поэтому и называются определительными. Они относятся к одному слову в главном предложении – существительному, всегда стоят после него(совсем как причастный оборот, если он выделяется запятыми!).

- Обратите внимание на предложения, что можете сказать об  их значении?  Как называются слова близкие по лексическому значению?

( Предложения на доске – грамматические синонимы, которые различаются оттенками:

глагол усиливает значение действия;

причастный оборот подчеркивает признак предмета)

- Прочитайте высказывание  А.С. Пушкина: «Причастия обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту, слуга, метущий комнату, мы говорим: которая скачет, который метет и пр., – заменяя краткость причастия вялым оборотом”.

- Для какой речи характерно употребление причастного оборота и придаточных определительных?

( Причастный оборот употребляется главным образом в книжной речи, придаточные определительные предложения – в разговорной)

V. Первичное закрепление. В ходе работы  заполняется блок-схема.

     1. Вопросы для закрепления. 

 - На какие вопросы отвечают придаточные определительные?

 - Как вы думаете можно ли начать сложное предложение этого типа с придаточного?

 - Можно ли поменять местами главное и придаточное предложения в подобных сложноподчиненных предложениях?

     2. Анализ  предложений. (Слайд 7)

        б) Страна (какая?), откуда он приехал, лежит на севере Европы. (Оттенок места.)

        в) Тот лед на реке, по которому  ходила лисица, стал казаться узкой полоской на широкой       реке.

       Начертите схемы предложений.

   - Какие союзные слова могут присоединять придаточное определительное к главному?

Вывод  учащиеся делают самостоятельно, и записывают в блок схему:

– Придаточные определительные могут присоединяться к главному не только при помощи союзного слова который, но и с помощью других союзных слов (куда, где, откуда, когда и др.).

      3. Заполнение блок-схемы: (распечатаны для каждого).

                                                                                                                                                                                                               

                                                                                                                                                                 

Вывод: Сложноподчиненным предложением с придаточной определительной частью называется такое предложение, в котором придаточная часть относится к слову в главной части, являющемуся, как правило, существительным, обозначает его признак, отвечает на вопрос какой, чей и присоединяется при помощи союзного слова.

 VI. Самостоятельная работа

Учитель: Ребята, наш урок проходит в канун замечательного праздника Дня матери, и мне бы хотелось часть урока посвятить этой теме – теме матери.

(Слайд 8) - Перед вами портрет Епистинии Фёдоровны Степановой, которая потеряла в гражданской и Отечественной войнах девятерых сыновей. Все они отдали свои жизни за Родину, подвиг их велик. Но не менее велик и материнский подвиг простой женщины, родившей и воспитавшей их такими, стойко перенёсшей горькие муки безмерных утрат.

Матерям воздвигнуты памятники, посвящены книги. Вот надпись на первой странице одной из книг: “Пусть будет вечной и пламенной человеческая благодарность женщине-матери, которая, в муках рождая и со всей силой любви взращивая своих детей, не колеблясь,  посылает их на смертный бой за свободу Отечества!”

- Начертите схему данного предложения, определите тип придаточного.

СПП с  придаточным  определительным.

(Слайд 9) Перед вами репродукция картины Ханты-мансийский художника, заслуженного художника  РСФСР.  В. Игошева “Она всё сына ждёт”. Какая, на ваш взгляд, самая выразительная деталь в портрете матери? (Руки). А вот как описывает руки мамы в романе “Молодая гвардия” А.Фадеев. (тексты распечатаны для каждого учащегося). Звучит музыка Шуберта "Аve Maria».

Мама, мама! Я помню руки твои с того мгновения, как я стал сознавать себя на свете. За лето их всегда покрывал загар, он уже не отходил и зимой,- он был такой нежный, ровный, только чуть-чуть темнее на жилочках. А может быть, они были и грубее, руки твои,- ведь им столько выпало работы в жизни,- но они всегда казались мне такими нежными, и я любил целовать их прямо в тёмные жилочки.

Но больше всего, на веки вечные запомнил я, как нежно гладили они, руки твои, чуть шершавые и такие тёплые и прохладные, как они гладили мои волосы, и шею, и грудь, когда я в полусознании лежал в постели. И когда бы я ни открыл глаза, ты была всегда возле меня, и ночник горел в комнате, и ты глядела на меня своими запавшими очами, будто из тьмы, сама вся тихая и светлая, будто в ризах. Я целую чистые и святые руки твои! <…>

Мама, мама! Прости меня, потому что ты одна, только ты одна на свете можешь прощать, положи на голову руки, как в детстве, и прости…

- Какую проблему поднимает А.Фадеев в данном тексте? (Проблема сыновней любви.)
- Определите основную мысль текста.
- Определите авторскую позицию.
(Автор показывает своё отношение к матери)

- Какие средства художественной выразительности использует А.Фадеев? (эпитеты -  чистые, святые руки; метафора – запавшие очи, сравнения – тихая и светлая, будто в ризах)
- Проведите лингвистический эксперимент: найдите антонимы, которые в тексте являются контекстуальными синонимами?
(Нежные — шершавые.)

- Найдите среди предложений 1- 4 СПП с придаточным определительным, запишите его.

Я помню руки твои с того мгновения, как я стал сознавать себя на свете.

Завершить мне хотелось бы словами З.Воскресенской: “Самое прекрасное слово на земле – мама. Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно. И сколько бы ни было тебе лет — пять или пятьдесят, тебе всегда нужна мать, её ласка, её взгляд. И чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее жизнь”.

VII. Рефлексия

Компетентностно-ориентированное задание, направленное на формирование информационной, коммуникативной и компетентности разрешения проблем

Форма деятельности:  Индивидуальная работа

Стимул:

Представьте, что вы на экзамене по русскому  языку. Вам достался вопрос о сложноподчинённых предложениях с придаточными определительными. О чём бы вы рассказали?

Задание:  Составьте план рассказа.

Информация, необходимая для решения данной задачи: блок-схема.

Домашнее задание.  (Слайд 10)

1. Выучить § 11 – стр. 70 или блок-схему

2. Задание по выбору:

1. Напишите сочинение-рассуждение (не менее 70 слов), взяв за основу главную мысль текста.

 2.  Из худ. литературы выписать 5 примеров предложений с СПП с придаточными определительными.

3. Перестройте предложения с причастным оборотом в СПП с придаточным определительным. (приложение 3)

      1)Заповедник, основанный в середине прошлого века, невелик и занимает всего несколько  гектаров нетронутого низинного леса.
    2) Летом травы и мхи в лесу существуют в полумраке, образующегося после полного развёртывания листвы деревьев.
    3) Волжский обрывистый берег и заречные дали вводят в пьесу А.Н. Островского мотив простора и полёта, неразрывно связанного с образом Катерины

      4) Характерная   примета   художественного   стиля   —   множество слов, употребленных в переносном значении.

    5) В зрительном зале раздался говор, перешедший  в гул.

        

Приложение 1

Блок-схема

СПП с придаточными определительными

   

                                                                                                                                             

                                                                                                                                                                 

_____________________________________________________________________________________

Блок-схема

СПП с придаточными определительными

   

                                                                                                                                             

                                                                                                                                                                 

Приложение 2

Мама, мама! Я помню руки твои с того мгновения, как я стал сознавать себя на свете. За лето их всегда покрывал загар, он уже не отходил и зимой,- он был такой нежный, ровный, только чуть-чуть темнее на жилочках. А может быть, они были и грубее, руки твои,- ведь им столько выпало работы в жизни,- но они всегда казались мне такими нежными, и я любил целовать их прямо в тёмные жилочки.

<…> Я помню твои руки, несгибающиеся, красные, залубеневшие от студеной воды в проруби, где ты полоскала бельё, когда мы жили одни,- казалось, совсем одни на свете,- и помню, как незаметно могли руки твои вынуть занозу из пальца у сына и как они мгновенно продевали нитку в иголку, когда ты шила и пела — пела только для себя и для меня. Потому что нет ничего на свете, чего бы не сумели руки твои, что было бы им не под силу, чего бы они не погнушались! <…>

Но больше всего, на веки вечные запомнил я, как нежно гладили они, руки твои, чуть шершавые и такие тёплые и прохладные, как они гладили мои волосы, и шею, и грудь, когда я в полусознании лежал в постели. И когда бы я ни открыл глаза, ты была всегда возле меня, и ночник горел в комнате, и ты глядела на меня своими запавшими очами, будто из тьмы, сама вся тихая и светлая, будто в ризах. Я целую чистые и святые руки твои! <…>

Мама, мама! Прости меня, потому что ты одна, только ты одна на свете можешь прощать, положи на голову руки, как в детстве, и прости…

«Молодая гвардия” А.Фадеев.

_________________________________________________________________________________

Мама, мама! Я помню руки твои с того мгновения, как я стал сознавать себя на свете. За лето их всегда покрывал загар, он уже не отходил и зимой,- он был такой нежный, ровный, только чуть-чуть темнее на жилочках. А может быть, они были и грубее, руки твои,- ведь им столько выпало работы в жизни,- но они всегда казались мне такими нежными, и я любил целовать их прямо в тёмные жилочки.

<…> Я помню твои руки, несгибающиеся, красные, залубеневшие от студеной воды в проруби, где ты полоскала бельё, когда мы жили одни,- казалось, совсем одни на свете,- и помню, как незаметно могли руки твои вынуть занозу из пальца у сына и как они мгновенно продевали нитку в иголку, когда ты шила и пела — пела только для себя и для меня. Потому что нет ничего на свете, чего бы не сумели руки твои, что было бы им не под силу, чего бы они не погнушались! <…>

Но больше всего, на веки вечные запомнил я, как нежно гладили они, руки твои, чуть шершавые и такие тёплые и прохладные, как они гладили мои волосы, и шею, и грудь, когда я в полусознании лежал в постели. И когда бы я ни открыл глаза, ты была всегда возле меня, и ночник горел в комнате, и ты глядела на меня своими запавшими очами, будто из тьмы, сама вся тихая и светлая, будто в ризах. Я целую чистые и святые руки твои! <…>

Мама, мама! Прости меня, потому что ты одна, только ты одна на свете можешь прощать, положи на голову руки, как в детстве, и прости…

«Молодая гвардия” А.Фадеев.

Приложение 3

1. Перестройте предложения с причастным оборотом в СПП с придаточным определительным.

      1)Заповедник, основанный в середине прошлого века, невелик и занимает всего несколько  гектаров нетронутого низинного леса.
    2) Летом травы и мхи в лесу существуют в полумраке, образующегося после полного развёртывания листвы деревьев.
    3) Волжский обрывистый берег и заречные дали вводят в пьесу А.Н. Островского мотив простора и полёта, неразрывно связанного с образом Катерины

      4) Характерная   примета   художественного   стиля   —   множество слов, употребленных в переносном значении.

    5) В зрительном зале раздался говор, перешедший  в гул.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа по немецкому языку на тему: "Фразеологические особенности немецкого языка"

Фразеологизмы делают нашу речь более яркой и выразительной и поэтому широко используются в литературном языке.Знакомство с некоторыми общими чертами, которые присущи всем устойчивым фразам, облег...

Проект по русскому языку "Влияние интернета на культуру и язык учащихся".

Интернет - язык как отражение общей культуры учащегося....

Исследовательский проект по русскому языку в 6 классе "Энциклопедия слова "Язык"

Учебное исследовние на уроках русского языка -одна из важных форм работы на уроках русского языка....

Проект по русскому языку "Заимствования в русском языке"

Проект по русскому языку "Заимствования в русском языке", выполнили обучающиеся 5 класса...

Педагогический проект по русскому языку: «Формирование коммуникативно - компетентной личности средствами развивающего обучения, представленного лэпбук-технологией, на уроках русского языка и во внеурочной деятельности»

При разработке данного проекта учитывался социальный заказ современного российского общества в активной, коммуникативной личности.В связи с этим перед педагогами стоит задача поиска новых нестандартны...

Исследовательский проект по русскому языку «ГЛУБИННЫЙ СМЫСЛ СЛОВ РУССКОГО ЯЗЫКА »

ОГЛАВЛЕНИЕ   . Введение   Основная часть   Заключение   Список литературы...