Урок на тему "Составное глагольное сказуемое"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)
Разработка урока русского языка в 8 классе на тему "Составное глагольное сказуемое".
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Составное глагольное сказуемое.
Цель: создать условия для формирования у учащихся понятия о составном глагольном сказуемом и способах его выражения.
Задачи:
- развивать умение обозначать в предложении грамматическую основу, находить сказуемое в предложении, уметь определять, чем выражено сказуемое; отличать простые и составные глагольные сказуемые;
- способствовать формированию навыка работы с текстом, умения выделять главную мысль; развитию коммуникативных навыков обучающихся;
- способствовать формированию правильной самооценки,умению принимать себя и других.
Ход урока.
1.Организационный момент.
- Прочитайте высказывания выдающихся людей, выберите понравившееся и запишите в тетрадь(слайд 1.)
«Важно не количество знаний, а качество их». Л. Толстой
«Единственный путь, ведущий к познанию, - это деятельность» Б.Шоу
«Час практики принесет больше пользы, чем день теории». Ж-Ж. Руссо
- Я желаю вам, чтобы ваша работа на уроке соответствовала выбранному высказыванию.
2. Активизация знаний (фронтальный опрос)
Восстановите текст: (слайд 2)
….и… - это главные члены предложения. По строению грамматической основа предложения делятся на …и…. Грамматическая основа двусоставных предложений состоит из…Грамматическая основа односоставных предложений состоит из…Подлежащее – это…член предложения, который связан со… и отвечает на вопросы…и….Сказуемое – это…член предложения, который обозначает…,…,…и отвечает на вопросы…
#1054;пределение темы, постановка цели.
Перед вами предложения, выпишите предложения с простым глагольным сказуемым (ПГС)
1)Я изучаю химию.
2)Я буду изучать химию.
3)Я начну изучать химию.
4)Я хочу изучать химию.
5)Я готов изучать химию.
6)Мне нравится изучать химию.
Итак, вы выписали первые два предложения. Объясните почему?
Ребята, обратите внимание на остальные предложения, в них сказуемые состоят из двух частей. Как называются такие сказуемые? Мы об этом говорили, когда только начали изучать тему «Сказуемое».
Запишите тему сегодняшнего урока.
Цель наша сегодня – узнать всё о составном глагольном сказуемом.
4. Изучение нового материала.
Давайте разбираться: почему называется составным, из каких частей состоит, что эти части выражают?
Проанализируем предложения на доске.
Составное глагольное сказуемое = вспомогательная часть + инфинитив (слайд 3)
Чем выражена вспомогательная часть? Перед вами таблица, рассмотрим её внимательнее:
-Какую смысловую нагрузку несёт вспомогательный глагол? (Выражает грамматическое значение)
-Что обозначает в СГС инфинитив? (Выражает лексическое значение, передает само действие)
Основные вспомогательные глаголы.
Начало, конец, продолжение действия | Желательность, возможность, необходимость действия | Эмоции, чувства | Краткие прилагательные в роли вспомогательного глагола | Фразеологические сочетания |
начать стать закончить продолжить прекратить перестать | уметь хотеть мечтать мочь стараться | любить нравиться бояться стыдиться | рад должен готов обязан достоин способен | дать согласие (согласиться) гореть желанием (желать) |
!!!!!!Если инфинитив обозначает действие другого лица, то выступает в роли дополнения*
Матушка в слезах наказывала мне беречь свое здоровье.
При глаголах движения (или прекращения движения) инфинитив обстоятельство:
Я пришел сюда слушать прибой.
5.Закрепление изученного
Составить 5 предложений, используя разные вспомогательные глаголы из таблицы:
1 ряд - Я…бегать.
2 ряд – Мы…петь.
3 ряд – Он… рисовать.
Например: Я закончила читать. Я могу читать. Она любит читать. Он готов читать. Она горит желанием читать.
- Давайте рассмотрим, всегда ли инфинитив является частью составного глагольного сказуемого. (слайд 4)
#1042;рач попросилпринести лекарство.
(Врач попросил, принесёт кто-то другой) – инфинитив – действие другого лица, функция дополнения.
2.Он пришел (с какой целью?) узнать о здоровье тётушки.
При глаголе движения пришёлинфинитив выполняет функцию обстоятельства.
Работа в парах.
Предложения на карточках.
Инфинитив.
1)Радоватьсяжизни — огромный талант.
2) Я буду читать интересные книги.
3) Друзья искренне хотели помочь ему.
4) Только надежда спасти сына поддерживала её.
5) Со всего мира люди приезжают полюбоваться красотой янтаря.
6) Геологи попросили местного жителя довезти их до рудника.
7) Ты слушать исповедь мою сюда пришёл, благодарю.
Задание: в каждом предложении найдите инфинитив, определите его синтаксическую роль, подчеркните как член предложения, сделайте вывод о синтаксической роли инфинитива.
Проверка после выполнения на слайде (слайд 5)
Инфинитив.
1)Радоватьсяжизни — огромный талант.(Подлежащее)
2) Я буду читать интересные книги. (ПГС)
3)Друзья искренне хотели помочь ему. (СГС)
4) Только надежда (какая?)спасти сына поддерживала её.(Определение)
5) Со всего мира люди приезжают (зачем?) полюбоваться красотой янтаря. (Обстоятельство)
6) Геологи попросили (о чём?) местного жителя довезти их до рудника.(Дополнение)
7) Ты слушать исповедь мою сюда (с какой целью?) пришёл, благодарю.(Обстоятельство)
Вывод: инфинитив может являться подлежащим, ПГС, СГС, дополнением, обстоятельством, определением.
- Тема сегодняшнего урока, ребята, имеет место в заданиях ОГЭ по русскому языку (слайд 6)
Задание 2
Прочитайте текст и выполните задания 2, 3.
(1) Любовь – это жизнь, это главное. (2)От нее разворачиваются и стихи, и дела. (3)Любовь – это сердце всего. (4)Если оно перестанет работать, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным. (5)Но если сердце работает, оно не может не проявляться в этом во всем.
ЗАДАНИЕ 2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.
1) любовь главное (предложение 1)
2) стихи дела разворачиваются от нее (предложение 2)
3) любовь (предложение 3)
4)оно перестанет работать (предложение 4)
5)сердце работает (предложение 5)
- Выполним задание.Правильный ответ: 4,5
Индивидуальное задание:
Записать текст, вставить пропущенные буквы, подчеркнуть простые и составные глагольные сказуемые в тексте.
Принять себя.
Однажды король пришел в сад и увидел вянущие и гибнущие деревья, кусты и цветы. Дуб сказал, что он ум…рает потому, что у него не растут иголки, как у сосны. Подойдя к сосне, король нашел ее опадающей потому, что она не может давать виноград. Виноградная лоза ув…дала потому, что она не может цв…сти так же прекрасно, как роза.
После долгих и утомительных поисков король все же нашел одно цветущее р…стение. Он спросил, почему оно не ув…дает. Р…стениеответило, что готово радоваться тому, что имеет. Подумав, оно добавило: «Король, ты посадил меня, чтобы я цвело. Если бы ты хотел дуб, виноград или розу, ты посадил бы их. Видимо, я не могу быть ни розой, ни виноградом. Я буду собой и постараюсь развить свои лучшие качества».
- Ребята, прочитаем текст, перед нами притча.Что такое притча?
Чему нас учит эта притча?
Работа с клише. (слайд 7)
Опираясь на притчу, закончите предложения.
1. В этом мире все другие роли уже заняты, поэтому следует быть …
2. Нужно работать над собой, чтобы стать…
3. Не следует сравнивать себя с …
4. Когда человек на своем месте, он становится…
Итог: Ребята, вспомните, какую фразу вы записали в начале урока.
Соответствовала ли ваша работа на уроке этой фразе?
Домашнее задание: Упр.83 или 84. Выполнить тест по теме «Составное глагольное сказуемое» (РЭШ)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока с использованием ЭОР по теме "Составное глагольное сказуемое"
Урок русского языка в 8 классе .Основной метод, используемый на уроке, - проблемное изложение изучаемого материала. На уроке представлены материалы из единой коллекции цифровых образовател...
Виды сказуемых. Простое глагольное сказуемое.
Данная презентация содержит следующие разделы: "По следам домашней работы" (разминка на определение основы предложения; чем выражено подлежащее); "Словообразовательная разминка"; "Теория по простому г...
Конспект урока на тему "Составное глагольное сказуемое"
Конспект содержит методическую разработку урока русского языка в 8 классе по теме "Составное глагольное сказуемое". На уроке используется технология развивающего обучения и ИКТ (презентация прилагаетс...

презентация для 8 класса Сказуемое. Составное глагольное сказуемое
презентация составлена к уроку русского языка для 8 класса...

Презентация к уроку русского языка в 8 классе на тему "Сказуемое. Простое глагольное сказуемое"
Презентация содержит теоретический и практический материал к уроку....
Разработка урока по русскому языку "Сказуемое. Простое глагольное сказуемое"
Разработка урока по русскому языку "Сказуемое. Простое глагольное сказуемое" и презентация к уроку....

План-конспект урока по русскому языку "Синтаксическая роль глагола. Составное глагольное сказуемое"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНО УЧРЕЖДЕНИЕ«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №240 г.Борзи» Конспект урока русского языка в 6 классе...