Конспект по русскому языку на тему "Обстоятельство" (5 класс)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Сорокоумова Ксения Сергеевна

Конспект по русскому языку на тему  "Обстоятельство" (5 класс)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Русский язык

5 класс

Учебный комплекс под редакцией М.М. Разумовской

Учитель: Сорокоумова К.С.

Тема урока: «Обстоятельство»

Цели урока:

Воспитательная – формировать любовь к родному языку и культуре.

Познавательная - изучить аспекты раздела «Обстоятельство»; научить видеть проблемные вопросы в разделе «Обстоятельство»; определение понятия, способы выражения обстоятельства,  уметь находить обстоятельства в предложении.

Задачи урока:

 Образовательные:

  • Обеспечить закрепление основных понятий раздела «Обстоятельство»
  • Обеспечить контроль знаний и умений по теме урока
  • подвести учащихся к пониманию сущности изучаемого материала.

Развивающие:

  • развивать мотивационные качества учащихся, мотивы учебной деятельности;
  • развивать волевые качества учащихся, самостоятельность, умение преодолевать трудности в изучении сложного материала;
  • формировать умение логически рассуждать, четко, кратко и исчерпывающе излагать свои мысли;
  • умение слушать, выделять главное и второстепенное.

Воспитательные:

  • воспитывать усидчивость, умение преодолевать трудности, аккуратность при выполнении заданий;
  • воспитывать уважительное отношение к изучаемому предмету и преподавателю;
  • воспитывать учеников в духовно-нравственном ключе, прививать положительные социальные качества.

Ключевые понятия урока: обстоятельство, дополнение, подлежащее, сказуемое, определение.

Методы, приемы, технологии: ответы на вопросы, рассказ преподавателя.

Оборудование: доска, учебники, раздаточный материал.

Планируемые результаты (по ФГОС):

Предметные (в соответствии с образовательной задачей): овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Метапредметные (в соответствии с развивающей задачей): освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;

Личностные (в соответствии с воспитательной задачей): принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания.

Ход урока:

На перемене учитель готовит доску: пишет число, «Классная работа».

1. Оргмомент (2 мин). – Здравствуйте, ребята! Садитесь. Проверим присутствующих на уроке. Ира, скажи, кто сегодня отсутствует?

- Сегодня отсутствует Виталий Крючков, остальные присутствуют.

- Спасибо.

2. Проверка домашнего задания (5 минут).

Дома вы делали упражнение 452. Давайте проверим, справились ли вы с заданием. Вам нужно было списать предложения, подчеркнуть грамматические основы и определения, и определить, какой частью речи выражены определения.

Итак, первое предложение. «Лесную тишину нарушают голоса птиц». Андрей, разбери это предложение.

- Грамматическая основа – голоса нарушают. Определения: лесную тишину (прилагательное).

У всех так? Хорошо. Виктор, следующее предложение. «С полей дул тихий ветерок».

- Грамматическая основа – ветерок дул. Определение: тихий ветерок (прилагательное).

Хорошо. Дальше Василий. «Белые ручки чужие труды любят»

- Грамматическая основа – ручки любят. Определение: белые ручки (прилагательное), чужие труды (прилагательное).

Хорошо, дальше Коля. «Со станции слышался прерывистый звук сирены».

- Грамматическая основа – звук слышался. Определение: прерывистый звук (прилагательное).

Замечательно. У всех получилось так? Если нет, исправьте свои ошибки.

3. Актуализация знаний (3 минуты).

На прошлом уроке мы говорили о второстепенных членах предложения, а именно – об определении. Давайте вспомним, что обозначает определение?

(Фронтальный опрос).

- Признак предмета.

Хорошо. На какие вопросы отвечает определение?

- Какой, чей?. 

Хорошо. А к чему относится определение?

- К существительному.

- Хорошо.

4. Формулировка темы, цели и задач урока (2 мин).

Мы продолжаем изучать второстепенные члены предложения. Мы уже знаем такие второстепенные члены, как дополнение и определение, и сегодня мы познакомимся с еще одним второстепенным членом предложения.

5. Мотивация учебной деятельности и повторение ранее изученного (7 минут).

Но сначала мы проверим ваши знания. Сейчас мы поиграем в игру – я буду читать загадки (несколько раз) а вы на слух должны определить,  где в этой загадке определения и записать их вместе с существительными.

Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (Белка)

- В пушистой шубке, в густом лесу, на старом дубе.

Круглое, румяное, я расту на ветке;
Любят меня взрослые и маленькие детки. (Яблоко)

- Круглое, румяное, взрослые, маленькие детки.

Раскаленная стрела дуб свалила у села. (Молния)

- Раскаленная стрела.

Маленький рост, длинный хвост,
Серая шубка, острые зубки. (Мышка)

- Маленький рост, длинный хвост,
Серая шубка, острые зубки.

А теперь сделаем еще одно упражнение. Я записываю предложение на доске.

Зубастый зверек грызет с визгом дубок.

Что это за «зверек»? О чем идет речь?

- О пиле.

Назовите грамматическую основу данного предложения.

- Зверек грызет.

А теперь отгадайте, о каком члене предложения идет речь. Найдите его в предложении:

1)зависит от сказуемого, обозначает предмет, на который направлено действие, отвечает на вопрос ч т о?, выражен существительным в винительном падеже.

- Дополнение дубок

2) зависит от существительного, обозначает признак предмета. отвечает на вопрос какой?, выражен именем прилагательным

- Определение зубастый.

Хорошо.

6.Закрепление материала (20 минут).

Перейдем к практике. У вас в раздаточном материале есть текст. Давайте выразительно его прочитаем.

Вечером школа удивительно изменилась.

Какой-то дерзкий веселый волшебник совершил здесь самый настоящий переворот.

Он безжалостно изгнал из школы все задачки и правила. Запер в темных комнатах парты, доски и таблицы. Хозяевами школы он сделал ребят.

Школьный звонок не прикрикивал на ребят, а учтиво приглашал их в актовый зал.

Когда ребята расселись, в зале погасили лампочки. В темном занавесе появился свет, словно кто-то разрезал занавес на две половинки.

В просвет шагнул круглолицый старшеклассник.

- Начинаем концерт! – громко объявил он.

(Ю.Я. Яковлев)

Теперь нам нужно указать, от какого слова зависит и на какой вопрос отвечает каждое из выделенных слов. Запишем в тетрадях.

Например: школа изменилась (когда?) вечером.

- Совершил переворот (где?) здесь

- Изгнал (как?) безжалостно.

- Запер (где?) в комнатах.

- Приглашал (как?) учтиво.

- Появился (где?) в занавесе.

- Шагнул (куда?) в просвет.

- Объявил (как?) громко.

Итак, мы можем сделать вывод, что все эти слова зависят от сказуемого.

Чем они выражаются, какими частями речи?

- Наречиями, существительными.

Хорошо. Теперь мы с вами прочитаем стихотворение на раздаточном материале.

На вопросы: где? когда?

как? откуда? и куда?

Обстоятельство ответ

даст тебе всегда.

(А. Косоговский.)

То есть все слова, которые мы отметили вопросами где? когда? откуда? куда? как?, которые относятся к сказуемым и выражаются наречиями и существительными – это обстоятельства. Давайте прочитаем правило в учебнике, страница 152. Все понятно?

А теперь давайте выполним упражнение 455 в учебнике на странице 153.

Нам нужно выбрать вместо вопросов слова, данные в рубрике «Для справок». Определить, какие это члены предложения и подчеркнуть их. К доске выйдет Андрей.

- Ребята сегодня ходили в поход и очень устали. Но вечером они вышли из палаток и собрались у костра. Ярко потрескивают сухие сучья. Весело звучат песни.

Какими частями речи являются слова, данные в рубрике «Для справок»?

- Наречиями и существительными.

Хорошо.

А теперь мы обратимся к раздаточному материалу. Нам нужно будет работать в парах.

Нужно заполнить таблицу. Сначала выделим грамматическую основу в предложении, а потом заполнить таблицу второстепенных членов. Два предложения для образца мы сделаем вместе.

  1. В окопе спал мальчик.

Грамматическая основа: мальчик спал.

Второстепенный член предложения

 На какой вопрос отвечает?

Чем выражено?

Член предложения. Если обстоятельство, то какое? (времени/места/ образа действия)

В окопе

Где

Сущ.

Обстоятельство места.

  1. Он лежал в грязной луже и тяжело бредил во сне.

Грамматическая основа: Он лежал и бредил.

Второстепенный член предложения

На какой вопрос отвечает?

Чем выражено?

Член предложения. Если обстоятельство, то какое? (времени/места/ образа действия)

В луже

Где?

.Сущ.

Обстоятельства места.

Грязной

В какой?

Прил.

Определение.

Тяжело

Как?

Нареч.

Обстоятельство образа действия.

Во сне

Где?

Сущ.

Обстоятельство места.

  1. А теперь попробуйте самостоятельно. У вас на это 5 минут.

Вдруг мальчик проснулся, вскочил и быстро сел.

Грамматическая основа: Мальчик проснулся, вскочил и сел.

Второстепенный член предложения

На какой вопрос отвечает?

Чем выражено?

Член предложения. Если обстоятельство, то какое? (времени/места/ образа действия)

Вдруг

Когда?

Нареч.

Обстоятельство времени.

Быстро

Как?

Нареч.

Обстоятельство образа действия.

  1. Радостная улыбка бледно вспыхнула на лице мальчика.

Грамматическая основа: Улыбка вспыхнула.

Второстепенный член предложения

На какой вопрос отвечает?

Чем выражено?

Член предложения. Если обстоятельство, то какое? (времени/места/ образа действия)

Радостная

Какая?

Прил.

Определение

Бледно

Как?

Нареч.

Обстоятельство образа действия.

На лице

Где?

Сущ.

Обстоятельство места.

Мальчика

Кого?

Сущ.

Дополнение.

7. Итоги урока (3 минуты).

Подведем итоги сегодняшнего урока. (Фронтальные ответы) 

  1. На какие вопросы отвечает обстоятельство времени?

- Когда, как долго?

  1. На какие вопросы отвечает обстоятельство образа действия?

-Как? Каким образом?

  1. На какие вопросы отвечает обстоятельство места?

-Где, куда, откуда?

4. Какой частью речи чаще всего выражено обстоятельство?

- Наречием и существительным.

5. К чему относится обстоятельство?

- К сказуемому.

Сегодня мы с вами узнали, что есть такой член предложения, как обстоятельство, которое может быть выражено наречием или существительным и отвечать на вопросы: обстоятельство места - где, куда, откуда; обстоятельство образа действия: как? каким образом?, обстоятельство времени: когда, как долго? и обозначать как, когда и где совершается действие.

Обстоятельства, указывая где, как, когда, как долго происходит действие, помогают описать его более точно, конкретно. Поэтому чаще всего относятся к сказуемому.

У вас остались вопросы?

8.Рефлексия, оценка результатов (2 минуты).

Эмпатийные вопросы.

1. Что, в изученном сегодня, для вас самое главное?

2. Какие новые мысли, чувства у вас появились?

3. О чем хотелось бы поговорить поподробнее?

9. Домашнее задание.

Откройте дневники, давайте запишем домашнее задание: упр. 458, стр. 153. Посмотрите домашнее упражнение. Вам понятно задание?

Литература

  1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе. М: Просвещение, 2011. – с.48-49.
  2. Ладыженская Т.А, Учебник для общеобразовательных учреждений.  М: Просвещение, 2012. - с.73.

Раздаточный материал

На вопросы: где? когда?

как? откуда? и куда?

Обстоятельство ответ

даст тебе всегда.

(А. Косоговский.)

На вопросы: где? когда?

как? откуда? и куда?

Обстоятельство ответ

даст тебе всегда.

(А. Косоговский.)

На вопросы: где? когда?

как? откуда? и куда?

Обстоятельство ответ

даст тебе всегда.

(А. Косоговский.)

На вопросы: где? когда?

как? откуда? и куда?

Обстоятельство ответ

даст тебе всегда.

(А. Косоговский.)

На вопросы: где? когда?

как? откуда? и куда?

Обстоятельство ответ

даст тебе всегда.

(А. Косоговский.)

На вопросы: где? когда?

как? откуда? и куда?

Обстоятельство ответ

даст тебе всегда.

(А. Косоговский.)

На вопросы: где? когда?

как? откуда? и куда?

Обстоятельство ответ

даст тебе всегда.

(А. Косоговский.)

На вопросы: где? когда?

как? откуда? и куда?

Обстоятельство ответ

даст тебе всегда.

(А. Косоговский.)

Вечером школа удивительно изменилась.

Какой-то дерзкий веселый волшебник совершил здесь самый настоящий переворот.

Он безжалостно изгнал из школы все задачки и правила. Запер в темных комнатах парты, доски и таблицы. Хозяевами школы он сделал ребят.

Школьный звонок не прикрикивал на ребят, а учтиво приглашал их в актовый зал.

Когда ребята расселись, в зале погасили лампочки. В темном занавесе появился свет, словно кто-то разрезал занавес на две половинки.

В просвет шагнул круглолицый старшеклассник.

- Начинаем концерт! – громко объявил он.

(Ю.Я. Яковлев)

Вечером школа удивительно изменилась.

Какой-то дерзкий веселый волшебник совершил здесь самый настоящий переворот.

Он безжалостно изгнал из школы все задачки и правила. Запер в темных комнатах парты, доски и таблицы. Хозяевами школы он сделал ребят.

Школьный звонок не прикрикивал на ребят, а учтиво приглашал их в актовый зал.

Когда ребята расселись, в зале погасили лампочки. В темном занавесе появился свет, словно кто-то разрезал занавес на две половинки.

В просвет шагнул круглолицый старшеклассник.

- Начинаем концерт! – громко объявил он.

(Ю.Я. Яковлев)

  1. В окопе спал мальчик.

Грамматическая основа: мальчик спал.

Второстепенный член предложения

Вопрос?

Чем выражено?

Член предложения. Если обстоятельство, то какое? (времени/места/образа действия)

  1. Он лежал в грязной луже и тяжело бредил во сне.

Грамматическая основа: Он лежал и бредил.

Второстепенный член предложения

 На какой вопрос отвечает?

Чем выражено?

Член предложения. Если обстоятельство, то какое? (времени/места/ образа действия)

  1. Вдруг мальчик проснулся, вскочил и быстро сел.

Грамматическая основа: Мальчик проснулся, вскочил и сел.

Второстепенный член предложения

На какой вопрос отвечает?

Чем выражено?

Член предложения. Если обстоятельство, то какое? (времени/места/ образа действия)

  1. Радостная улыбка бледно вспыхнула на лице мальчика.

Грамматическая основа: Улыбка вспыхнула.

Второстепенный член предложения

2. На какой вопрос отвечает?

4. Чем выражено?

Член предложения. Если обстоятельство, то какое? (времени/места/ образа действия)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Обособленные обстоятельства"

Цели: 1. Работать над развитием навыка у учащихся видеть и слышать в тексте предложения с обособленными обстоятельствами, выделять их интонацией при произношении и знаками препинания на письме.2. Прод...

Конспект урока русского языка в 10-11 классе. Тема: «Русский язык в России и за ее пределами»

Конспект урока русского языка, посвященный Дню славянской письменности и культуры....

Конспект урока русского языка по теме "Обобщение изученного по теме "Имя существительное", 6 класс

Данный урок разработан с целью систематизации и обобщения изученного по теме "Имя существительное", для повторения основных признаков имени существительного как части речи, на закрепление  основн...

Урок русского языка по теме "Обстоятельство" 5 класс ФГОС

Урок русского языка в 5 классе по теме "Обстоятельство". ФГОС....

Конспект урока русского языка по теме" Путешествие в Страну Русского Языка".

Это вводный урок русского языка в 5 классе, урок-игра...

Урок русского языка по теме: "Обстоятельство"

Урок русского языка разработан с учетом особенностей детей с тяжелыми нарушениями речи. Учитель на уроке сможет активизировать  знания учащихся об обстоятельствах; познакомить с видами обстоятель...

Урок русского языка на тему "Обстоятельство и его виды" 8 класс

Цель урока: создание  условий   для расширения представления учащихся об                         обстоятельстве как...