Конспект по русскому языку на тему "Обстоятельство" (5 класс)
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Конспект по русскому языку на тему "Обстоятельство" (5 класс)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 32.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык
5 класс
Учебный комплекс под редакцией М.М. Разумовской
Учитель: Сорокоумова К.С.
Тема урока: «Обстоятельство»
Цели урока:
Воспитательная – формировать любовь к родному языку и культуре.
Познавательная - изучить аспекты раздела «Обстоятельство»; научить видеть проблемные вопросы в разделе «Обстоятельство»; определение понятия, способы выражения обстоятельства, уметь находить обстоятельства в предложении.
Задачи урока:
Образовательные:
- Обеспечить закрепление основных понятий раздела «Обстоятельство»
- Обеспечить контроль знаний и умений по теме урока
- подвести учащихся к пониманию сущности изучаемого материала.
Развивающие:
- развивать мотивационные качества учащихся, мотивы учебной деятельности;
- развивать волевые качества учащихся, самостоятельность, умение преодолевать трудности в изучении сложного материала;
- формировать умение логически рассуждать, четко, кратко и исчерпывающе излагать свои мысли;
- умение слушать, выделять главное и второстепенное.
Воспитательные:
- воспитывать усидчивость, умение преодолевать трудности, аккуратность при выполнении заданий;
- воспитывать уважительное отношение к изучаемому предмету и преподавателю;
- воспитывать учеников в духовно-нравственном ключе, прививать положительные социальные качества.
Ключевые понятия урока: обстоятельство, дополнение, подлежащее, сказуемое, определение.
Методы, приемы, технологии: ответы на вопросы, рассказ преподавателя.
Оборудование: доска, учебники, раздаточный материал.
Планируемые результаты (по ФГОС):
Предметные (в соответствии с образовательной задачей): овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Метапредметные (в соответствии с развивающей задачей): освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
Личностные (в соответствии с воспитательной задачей): принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания.
Ход урока:
На перемене учитель готовит доску: пишет число, «Классная работа».
1. Оргмомент (2 мин). – Здравствуйте, ребята! Садитесь. Проверим присутствующих на уроке. Ира, скажи, кто сегодня отсутствует?
- Сегодня отсутствует Виталий Крючков, остальные присутствуют.
- Спасибо.
2. Проверка домашнего задания (5 минут).
Дома вы делали упражнение 452. Давайте проверим, справились ли вы с заданием. Вам нужно было списать предложения, подчеркнуть грамматические основы и определения, и определить, какой частью речи выражены определения.
Итак, первое предложение. «Лесную тишину нарушают голоса птиц». Андрей, разбери это предложение.
- Грамматическая основа – голоса нарушают. Определения: лесную тишину (прилагательное).
У всех так? Хорошо. Виктор, следующее предложение. «С полей дул тихий ветерок».
- Грамматическая основа – ветерок дул. Определение: тихий ветерок (прилагательное).
Хорошо. Дальше Василий. «Белые ручки чужие труды любят»
- Грамматическая основа – ручки любят. Определение: белые ручки (прилагательное), чужие труды (прилагательное).
Хорошо, дальше Коля. «Со станции слышался прерывистый звук сирены».
- Грамматическая основа – звук слышался. Определение: прерывистый звук (прилагательное).
Замечательно. У всех получилось так? Если нет, исправьте свои ошибки.
3. Актуализация знаний (3 минуты).
На прошлом уроке мы говорили о второстепенных членах предложения, а именно – об определении. Давайте вспомним, что обозначает определение?
(Фронтальный опрос).
- Признак предмета.
Хорошо. На какие вопросы отвечает определение?
- Какой, чей?.
Хорошо. А к чему относится определение?
- К существительному.
- Хорошо.
4. Формулировка темы, цели и задач урока (2 мин).
Мы продолжаем изучать второстепенные члены предложения. Мы уже знаем такие второстепенные члены, как дополнение и определение, и сегодня мы познакомимся с еще одним второстепенным членом предложения.
5. Мотивация учебной деятельности и повторение ранее изученного (7 минут).
Но сначала мы проверим ваши знания. Сейчас мы поиграем в игру – я буду читать загадки (несколько раз) а вы на слух должны определить, где в этой загадке определения и записать их вместе с существительными.
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (Белка)
- В пушистой шубке, в густом лесу, на старом дубе.
Круглое, румяное, я расту на ветке;
Любят меня взрослые и маленькие детки. (Яблоко)
- Круглое, румяное, взрослые, маленькие детки.
Раскаленная стрела дуб свалила у села. (Молния)
- Раскаленная стрела.
Маленький рост, длинный хвост,
Серая шубка, острые зубки. (Мышка)
- Маленький рост, длинный хвост,
Серая шубка, острые зубки.
А теперь сделаем еще одно упражнение. Я записываю предложение на доске.
Зубастый зверек грызет с визгом дубок.
Что это за «зверек»? О чем идет речь?
- О пиле.
Назовите грамматическую основу данного предложения.
- Зверек грызет.
А теперь отгадайте, о каком члене предложения идет речь. Найдите его в предложении:
1)зависит от сказуемого, обозначает предмет, на который направлено действие, отвечает на вопрос ч т о?, выражен существительным в винительном падеже.
- Дополнение дубок
2) зависит от существительного, обозначает признак предмета. отвечает на вопрос какой?, выражен именем прилагательным
- Определение зубастый.
Хорошо.
6.Закрепление материала (20 минут).
Перейдем к практике. У вас в раздаточном материале есть текст. Давайте выразительно его прочитаем.
Вечером школа удивительно изменилась.
Какой-то дерзкий веселый волшебник совершил здесь самый настоящий переворот.
Он безжалостно изгнал из школы все задачки и правила. Запер в темных комнатах парты, доски и таблицы. Хозяевами школы он сделал ребят.
Школьный звонок не прикрикивал на ребят, а учтиво приглашал их в актовый зал.
Когда ребята расселись, в зале погасили лампочки. В темном занавесе появился свет, словно кто-то разрезал занавес на две половинки.
В просвет шагнул круглолицый старшеклассник.
- Начинаем концерт! – громко объявил он.
(Ю.Я. Яковлев)
Теперь нам нужно указать, от какого слова зависит и на какой вопрос отвечает каждое из выделенных слов. Запишем в тетрадях.
Например: школа изменилась (когда?) вечером.
- Совершил переворот (где?) здесь
- Изгнал (как?) безжалостно.
- Запер (где?) в комнатах.
- Приглашал (как?) учтиво.
- Появился (где?) в занавесе.
- Шагнул (куда?) в просвет.
- Объявил (как?) громко.
Итак, мы можем сделать вывод, что все эти слова зависят от сказуемого.
Чем они выражаются, какими частями речи?
- Наречиями, существительными.
Хорошо. Теперь мы с вами прочитаем стихотворение на раздаточном материале.
На вопросы: где? когда?
как? откуда? и куда?
Обстоятельство ответ
даст тебе всегда.
(А. Косоговский.)
То есть все слова, которые мы отметили вопросами где? когда? откуда? куда? как?, которые относятся к сказуемым и выражаются наречиями и существительными – это обстоятельства. Давайте прочитаем правило в учебнике, страница 152. Все понятно?
А теперь давайте выполним упражнение 455 в учебнике на странице 153.
Нам нужно выбрать вместо вопросов слова, данные в рубрике «Для справок». Определить, какие это члены предложения и подчеркнуть их. К доске выйдет Андрей.
- Ребята сегодня ходили в поход и очень устали. Но вечером они вышли из палаток и собрались у костра. Ярко потрескивают сухие сучья. Весело звучат песни.
Какими частями речи являются слова, данные в рубрике «Для справок»?
- Наречиями и существительными.
Хорошо.
А теперь мы обратимся к раздаточному материалу. Нам нужно будет работать в парах.
Нужно заполнить таблицу. Сначала выделим грамматическую основу в предложении, а потом заполнить таблицу второстепенных членов. Два предложения для образца мы сделаем вместе.
- В окопе спал мальчик.
Грамматическая основа: мальчик спал.
Второстепенный член предложения | На какой вопрос отвечает? | Чем выражено? | Член предложения. Если обстоятельство, то какое? (времени/места/ образа действия) |
В окопе | Где | Сущ. | Обстоятельство места. |
- Он лежал в грязной луже и тяжело бредил во сне.
Грамматическая основа: Он лежал и бредил.
Второстепенный член предложения | На какой вопрос отвечает? | Чем выражено? | Член предложения. Если обстоятельство, то какое? (времени/места/ образа действия) |
В луже | Где? | .Сущ. | Обстоятельства места. |
Грязной | В какой? | Прил. | Определение. |
Тяжело | Как? | Нареч. | Обстоятельство образа действия. |
Во сне | Где? | Сущ. | Обстоятельство места. |
- А теперь попробуйте самостоятельно. У вас на это 5 минут.
Вдруг мальчик проснулся, вскочил и быстро сел.
Грамматическая основа: Мальчик проснулся, вскочил и сел.
Второстепенный член предложения | На какой вопрос отвечает? | Чем выражено? | Член предложения. Если обстоятельство, то какое? (времени/места/ образа действия) |
Вдруг | Когда? | Нареч. | Обстоятельство времени. |
Быстро | Как? | Нареч. | Обстоятельство образа действия. |
- Радостная улыбка бледно вспыхнула на лице мальчика.
Грамматическая основа: Улыбка вспыхнула.
Второстепенный член предложения | На какой вопрос отвечает? | Чем выражено? | Член предложения. Если обстоятельство, то какое? (времени/места/ образа действия) |
Радостная | Какая? | Прил. | Определение |
Бледно | Как? | Нареч. | Обстоятельство образа действия. |
На лице | Где? | Сущ. | Обстоятельство места. |
Мальчика | Кого? | Сущ. | Дополнение. |
7. Итоги урока (3 минуты).
Подведем итоги сегодняшнего урока. (Фронтальные ответы)
- На какие вопросы отвечает обстоятельство времени?
- Когда, как долго?
- На какие вопросы отвечает обстоятельство образа действия?
-Как? Каким образом?
- На какие вопросы отвечает обстоятельство места?
-Где, куда, откуда?
4. Какой частью речи чаще всего выражено обстоятельство?
- Наречием и существительным.
5. К чему относится обстоятельство?
- К сказуемому.
Сегодня мы с вами узнали, что есть такой член предложения, как обстоятельство, которое может быть выражено наречием или существительным и отвечать на вопросы: обстоятельство места - где, куда, откуда; обстоятельство образа действия: как? каким образом?, обстоятельство времени: когда, как долго? и обозначать как, когда и где совершается действие.
Обстоятельства, указывая где, как, когда, как долго происходит действие, помогают описать его более точно, конкретно. Поэтому чаще всего относятся к сказуемому.
У вас остались вопросы?
8.Рефлексия, оценка результатов (2 минуты).
Эмпатийные вопросы.
1. Что, в изученном сегодня, для вас самое главное?
2. Какие новые мысли, чувства у вас появились?
3. О чем хотелось бы поговорить поподробнее?
9. Домашнее задание.
Откройте дневники, давайте запишем домашнее задание: упр. 458, стр. 153. Посмотрите домашнее упражнение. Вам понятно задание?
Литература
- Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе. М: Просвещение, 2011. – с.48-49.
- Ладыженская Т.А, Учебник для общеобразовательных учреждений. М: Просвещение, 2012. - с.73.
Раздаточный материал
На вопросы: где? когда? как? откуда? и куда? Обстоятельство ответ даст тебе всегда. (А. Косоговский.) | На вопросы: где? когда? как? откуда? и куда? Обстоятельство ответ даст тебе всегда. (А. Косоговский.) |
На вопросы: где? когда? как? откуда? и куда? Обстоятельство ответ даст тебе всегда. (А. Косоговский.) | На вопросы: где? когда? как? откуда? и куда? Обстоятельство ответ даст тебе всегда. (А. Косоговский.) |
На вопросы: где? когда? как? откуда? и куда? Обстоятельство ответ даст тебе всегда. (А. Косоговский.) | На вопросы: где? когда? как? откуда? и куда? Обстоятельство ответ даст тебе всегда. (А. Косоговский.) |
На вопросы: где? когда? как? откуда? и куда? Обстоятельство ответ даст тебе всегда. (А. Косоговский.) | На вопросы: где? когда? как? откуда? и куда? Обстоятельство ответ даст тебе всегда. (А. Косоговский.) |
Вечером школа удивительно изменилась.
Какой-то дерзкий веселый волшебник совершил здесь самый настоящий переворот.
Он безжалостно изгнал из школы все задачки и правила. Запер в темных комнатах парты, доски и таблицы. Хозяевами школы он сделал ребят.
Школьный звонок не прикрикивал на ребят, а учтиво приглашал их в актовый зал.
Когда ребята расселись, в зале погасили лампочки. В темном занавесе появился свет, словно кто-то разрезал занавес на две половинки.
В просвет шагнул круглолицый старшеклассник.
- Начинаем концерт! – громко объявил он.
(Ю.Я. Яковлев)
Вечером школа удивительно изменилась.
Какой-то дерзкий веселый волшебник совершил здесь самый настоящий переворот.
Он безжалостно изгнал из школы все задачки и правила. Запер в темных комнатах парты, доски и таблицы. Хозяевами школы он сделал ребят.
Школьный звонок не прикрикивал на ребят, а учтиво приглашал их в актовый зал.
Когда ребята расселись, в зале погасили лампочки. В темном занавесе появился свет, словно кто-то разрезал занавес на две половинки.
В просвет шагнул круглолицый старшеклассник.
- Начинаем концерт! – громко объявил он.
(Ю.Я. Яковлев)
- В окопе спал мальчик.
Грамматическая основа: мальчик спал.
Второстепенный член предложения | Вопрос? | Чем выражено? | Член предложения. Если обстоятельство, то какое? (времени/места/образа действия) |
- Он лежал в грязной луже и тяжело бредил во сне.
Грамматическая основа: Он лежал и бредил.
Второстепенный член предложения | На какой вопрос отвечает? | Чем выражено? | Член предложения. Если обстоятельство, то какое? (времени/места/ образа действия) |
- Вдруг мальчик проснулся, вскочил и быстро сел.
Грамматическая основа: Мальчик проснулся, вскочил и сел.
Второстепенный член предложения | На какой вопрос отвечает? | Чем выражено? | Член предложения. Если обстоятельство, то какое? (времени/места/ образа действия) |
- Радостная улыбка бледно вспыхнула на лице мальчика.
Грамматическая основа: Улыбка вспыхнула.
Второстепенный член предложения | 2. На какой вопрос отвечает? | 4. Чем выражено? | Член предложения. Если обстоятельство, то какое? (времени/места/ образа действия) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме "Обособленные обстоятельства"
Цели: 1. Работать над развитием навыка у учащихся видеть и слышать в тексте предложения с обособленными обстоятельствами, выделять их интонацией при произношении и знаками препинания на письме.2. Прод...

Конспект урока русского языка в 10-11 классе. Тема: «Русский язык в России и за ее пределами»
Конспект урока русского языка, посвященный Дню славянской письменности и культуры....

Конспект урока русского языка по теме "Обобщение изученного по теме "Имя существительное", 6 класс
Данный урок разработан с целью систематизации и обобщения изученного по теме "Имя существительное", для повторения основных признаков имени существительного как части речи, на закрепление основн...

Урок русского языка по теме "Обстоятельство" 5 класс ФГОС
Урок русского языка в 5 классе по теме "Обстоятельство". ФГОС....

Конспект урока русского языка по теме" Путешествие в Страну Русского Языка".
Это вводный урок русского языка в 5 классе, урок-игра...

Урок русского языка по теме: "Обстоятельство"
Урок русского языка разработан с учетом особенностей детей с тяжелыми нарушениями речи. Учитель на уроке сможет активизировать знания учащихся об обстоятельствах; познакомить с видами обстоятель...

Урок русского языка на тему "Обстоятельство и его виды" 8 класс
Цель урока: создание условий для расширения представления учащихся об обстоятельстве как...
