Конспект по русскому языку на тему "Определение" 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Конспект по русскому языку на тему "Определение" 5 класс
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 32.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык
5 класс
Учебный комплекс под редакцией М.М. Разумовской
Учитель: Сорокоумова К.С.
Тема урока: «Определение»
Цели урока:
Воспитательная – формировать любовь к родному языку и культуре.
Познавательная - изучить аспекты раздела «Определение»; научить видеть проблемные вопросы в разделе «Определение»; определение понятия, способы выражения определения, уметь находить определение в предложении.
Задачи урока:
Образовательные:
- Обеспечить закрепление основных понятий раздела «Определение»
- Обеспечить контроль знаний и умений по теме урока
- подвести учащихся к пониманию сущности изучаемого материала.
Развивающие:
- развивать мотивационные качества учащихся, мотивы учебной деятельности;
- развивать волевые качества учащихся, самостоятельность, умение преодолевать трудности в изучении сложного материала;
- формировать умение логически рассуждать, четко, кратко и исчерпывающе излагать свои мысли;
- умение слушать, выделять главное и второстепенное.
Воспитательные:
- воспитывать усидчивость, умение преодолевать трудности, аккуратность при выполнении заданий;
- воспитывать уважительное отношение к изучаемому предмету и преподавателю;
- воспитывать учеников в духовно-нравственном ключе, прививать положительные социальные качества.
Ключевые понятия урока: дополнение, подлежащее, сказуемое, определение.
Методы, приемы, технологии: ответы на вопросы, рассказ преподавателя.
Оборудование: доска, учебники, раздаточный материал.
Планируемые результаты (по ФГОС):
Предметные (в соответствии с образовательной задачей): овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Метапредметные (в соответствии с развивающей задачей): освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
Личностные (в соответствии с воспитательной задачей): принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания.
Ход урока:
На перемене учитель готовит доску: пишет число, «Классная работа».
1. Оргмомент (2 мин). – Здравствуйте, ребята! Садитесь. Проверим присутствующих на уроке. Ира, скажи, кто сегодня отсутствует?
- Сегодня отсутствует Виталий Крючков, остальные присутствуют.
- Спасибо.
2. Проверка домашнего задания (5 минут).
Дома вы делали упражнение 441. Давайте проверим, справились ли вы с заданием. Вам нужно было списать предложения, подчеркнуть грамматическую основу и указать, какими частями речи выражены дополнения, назвать их падеж.
Итак, первое предложение. «Приметы осени во всем встречают взор». Андрей, разбери это предложение.
- Грамматическая основа – приметы встречают. Дополнения: осени, выражено существительным, родительный падеж; взор, выражено существительным, винительный падеж.
У всех так? Хорошо. Виктор, следующее предложение. «Город украшает бульвар».
- Грамматическая основа – город украшает. Дополнение: бульвар, выражено существительным, винительный падеж.
Хорошо. Дальше Василий. «Альбом взял этот мальчик»
- Грамматическая основа – мальчик взял. Дополнение: альбом, выражено существительным, винительный падеж.
Хорошо, дальше Коля. «Кудри берез расчесывает ветер».
- Грамматическая основа – ветер расчесывает. Дополнения: кудри, выражено существительным, винительный падеж; берез, выражено существительным, родительный падеж.
Хорошо, дальше Алсу. «Капельки росы в траве зажигают первые лучи солнца».
- Грамматическая основа – капельки зажигают. Дополнения: росы, выражено существительным, родительный падеж; в траве, выражено существительным, предложный падеж; лучи, выражено существительным, винительный падеж; солнца, выражено существительным, родительный падеж.
Хорошо, дальше Игнат. «Замечательный подарок мне прислал по почте брат».
- Грамматическая основа – брат прислал. Дополнения: подарок, выражено существительным, винительный падеж; по почте, выражено существительным, дательный падеж.
Хорошо, дальше Вика. «Кирпичи носили каменщики»
- Грамматическая основа – каменщики носили. Дополнение: кирпичи, выражено существительным, винительный падеж.
Хорошо, и последнее предложение Олеся. «Доклад мы поручили Пете».
- Грамматическая основа – мы поручили. Дополнения: доклад, выражено существительным, винительный падеж; Пете, выражено существительным, дательный падеж.
Замечательно. У всех получилось так? Если нет, исправьте свои ошибки.
3. Актуализация знаний (3 минуты).
На прошлом уроке мы говорили о второстепенных членах предложения, а именно – о дополнении. Давайте вспомним, что обозначает дополнение?
(Фронтальный опрос).
- Предмет.
Хорошо. На какие вопросы отвечает дополнение?
- На вопросы косвенных падежей.
Хорошо. А к чему относится дополнение?
- К сказуемому.
- Хорошо.
4. Формулировка темы, цели и задач урока (2 мин).
Мы продолжаем изучать второстепенные члены предложения. Мы уже знаем такой второстепенный член, как дополнение, и сегодня мы познакомимся с еще одним второстепенным членом предложения.
5. Мотивация учебной деятельности и повторение ранее изученного (5 минут).
Но сначала мы проверим ваши знания. В раздаточном материале мы видим предложения, нам нужно определить главные члены предложения, дополнения, и определить падеж дополнений. У вас есть три минуты на выполнение задания, а потом мы вместе проверим.
Раздаточный материал:
Стоят последние дни поздней осени. На синем небе висят белые облака. В прозрачном воздухе плывут тонкие нити паутины. На высокой ели уселась стайка черных дроздов.
- Первое предложение. Грамматическая основа – дни стоят. Дополнение – осени, родительный падеж.
- Второе предложение. Грамматическая основа – облака висят. Дополнение – на небе, предложный падеж.
- Третье предложение. Грамматическая основа – нити плывут. Дополнение – воздухе, предложный падеж, паутины – родительный падеж.
- Четвертое предложение. Грамматическая основа – стайка уселась. Дополнение – на ели, предложный падеж, дроздов – родительный падеж.
- Хорошо, раздаточный материал пока не убираем, нам он еще пригодится.
6.Закрепление материала (20 минут).
Перейдем к практике.
№1. На доске и в тетрадях записываем предложения, к доске выходит Андрей. «Пришла долгожданная зима».
Давайте разберем предложения по членам.
- Грамматическая основа: зима пришла.
Хорошо. У нас остался один второстепенный член. Какой частью речи он выражен и на какой вопрос он отвечает?
- Долгожданная – прилагательное, отвечает на вопрос какая?
Хорошо.
Запишем следующее предложение: «Белым ковром покрылось земля».
- Грамматическая основа: земля покрылась. Дополнение – ковром (творительный падеж).
Хорошо. Остался еще один второстепенный член предложения. Какой частью речи он выражен и на какие вопросы он отвечает?
- Выражен прилагательным, отвечает на вопрос каким?
Хорошо. Запишем еще предложение: «Мелькнул лисий хвост».
- Грамматическая основа – хвост мелькнул.
Хорошо. Остался еще один второстепенный член предложения. Какой частью речи он выражен и на какие вопросы он отвечает?
- Выражено прилагательным, отвечает на вопрос чей?
Давайте сделаем вывод – существуют такие второстепенные члены предложения, которые могут быть выражены прилагательным и отвечать на вопрос какой? какая? какое? какие? и обозначать признак предмета.
Мы будем называть такие члены предложения определениями. Чтобы нам лучше запомнить, что такое определение, мы можем воспользоваться стихотворением, которое у вас в раздаточном материале:
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Признак предмета или явления
Обозначает определение.
Чей и Какой — ответы просты,
Лишь не хватает волнистой черты.
Вам все понятно?
№2. А теперь мы снова обращаемся к раздаточному материалу. Давайте выразительно прочитаем стихотворение.
ПОЛЕ
Раскинулось поле волнистою тканью
И с небом слилось темно-синею гранью,
И в небе прозрачном щитом золотым
Блестящее солнце сияет над ним.
Как по морю, ветер по нивам гуляет
И белым туманом холмы одевает,
О чем-то украдкой с травой говорит
И смело по ржи золотистой шумит.
Давайте определим стиль текста.
- Художественный.
Художественный текст невозможно себе представить без определений, которые делают нашу речь точной, яркой, выразительной. Давайте найдем те слова, которые помогают сделать это стихотворение ярким и выразительным (найдем определения и подчеркнем их). Давайте выпишем словосочетания и подчеркнем определения.
- Волнистою тканью, темно-синею гранью, прозрачным щитом, щитом золотым, блестящее солнце, белым туманом, золотистой ржи.
А теперь давайте прочитаем стихотворение без определений. Такое ли оно осталось выразительное и яркое?
- Нет.
Вот мы выписали словосочетания. От каких слов мы задаем вопрос к определению?
- От существительных.
Давайте определим род, число и падеж существительных в словосочетаниях.
- Волнистою тканью (ж.р., тв.п., ед.ч), темно-синею гранью(ж.р., тв.п., ед.ч), прозрачным щитом (м.р., тв.п., ед. ч), щитом(м.р., тв.п., ед. ч) золотым, блестящее солнце(ср.р., им.п., ед. ч), белым туманом(м.р., тв.п., ед. ч), золотистой ржи(ж.р., д.п., ед. ч).
Итак, мы делаем вывод, что прилагательное согласуется с существительным в роде, числе и падеже. Также мы можем заметить, что определения могут характеризовать предмет по цвету(золотым, белым), по форме (волнистою), могут выражать чувства человека, его впечатления от предмета.
Вам все понятно?
№3. А теперь давайте посмотрим упражнение 449 в учебнике на странице 151.
Нам нужно списать предложения и поставить прилагательные в том роде, числе и падеже, что и существительные. К доске выходит Артур, вы работаете в тетрадях.
- В густом сосновом бору было тихо. Все было покрыто белым ослепительным снегом.
Вы поняли, как делать задание? Остальные предложения выполняем в тетради самостоятельно, у вас есть 3 минуты на выполнение, потом мы проверим.
- В холодном снежном воздухе носились мелкие белые пушинки. Кудрявые ветки украсились нежным пушистым инеем. В этом сказочном зимнем наряде каждая ветка казалась удивительной.
А теперь давайте определим, какие из этих определений являются эпитетами. Что такое эпитет?
- Определение при слове, влияющее на его выразительность, красоту произношения.
- Эпитеты: гутой, ослепительный, свежий, кудрявые, нежный, пушистый, сказочный, зимний, удивительная.
А теперь давайте прочитаем без определений. Такой ли текст остался выразительным и ярким?
- Нет.
Какой вывод мы можем сделать о роли эпитетов в тексте?
- Они помогают живо и наглядно рисовать предметы и действия, усиливают выразительность, образность языка.
№4. Вернемся к раздаточным материалам. Найдите в предложениях определения и подчеркните их, а также определите род, число и падеж. Вам две минуты на выполнение, потом мы с вами проверим.
Стоят последние дни поздней осени. На синем небе висят белые облака. В прозрачном воздухе плывут тонкие нити паутины. На высокой ели уселась стайка черных дроздов.
- Последние дни(мн.ч., м.р. им.п.), поздней осени(ж.р., ед.ч., р.п.). На синем небе (ср.р., ед.ч., пр.п.), белые облака (мн.ч., им.п., ср.р.). В прозрачном воздухе(м.р., пр.п., ед.ч), тонкие нити(ж.р., им.п., мн.ч.). На высокой ели (ед.ч., пр.п., ж.р.), черных дроздов (мн.ч., м.р., р.п.).
№5. А теперь мы выполним следующее упражнение.
Выполним упражнение 451 в учебнике на странице 151. Нам нужно заменитеь словосочетание «прилагательное + существительное» словосочетанием «существительное + существительное» кирпичный(к а к о й?) дом — дом (какой?) из кирпича.
Стальная труба, малиновое варенье, стеклянная трубка, апельсиновый джем.
Составим предложения устно.
- Труба из стали, варенье из малины, трубка из стекла, джем из апельсина.
Мы можем сделать вывод, что определение может быть выражено и именем существительным.
У вас остались вопросы?
7. Итоги урока (3 минуты).
Подведем итоги сегодняшнего урока. (Фронтальные ответы)
- На какие вопросы отвечает определение?
- Какой, какая, чей.
- Что обозначает определение?
- Признак предмета.
- Как мы подчеркиваем определение?
- Волнистой чертой.
4. Какой частью речи чаще всего выражено определение? Какой реже?
- Прилагательным, но может быть выражено и существительным.
Сегодня мы с вами узнали, что есть такой член предложения, как определение, которое может быть выражено прилагательным и отвечать на вопрос какой? какая? какое? какие? и обозначать признак предмета. А также прилагательное согласуется с существительным в роде, числе и падеже, могут характеризовать предмет по цвету, по форме, могут выражать чувства человека, его впечатления от предмета.
8.Рефлексия, оценка результатов (2 минуты).
Эмпатийные вопросы.
1. Что, в изученном сегодня, для вас самое главное?
2. Какие новые мысли, чувства у вас появились?
3. О чем хотелось бы поговорить поподробнее?
9. Домашнее задание.
Откройте дневники, давайте запишем домашнее задание: упр. 452, стр. 152. Посмотрите домашнее упражнение. Вам понятно задание?
Литература
- Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе. М: Просвещение, 2011. – с.47-48.
Раздаточный материал
|
| ||
|
| ||
|
|
|
|
Стоят последние дни поздней осени. На синем небе висят белые облака. В прозрачном воздухе плывут тонкие нити паутины. На высокой ели уселась стайка черных дроздов.
Стоят последние дни поздней осени. На синем небе висят белые облака. В прозрачном воздухе плывут тонкие нити паутины. На высокой ели уселась стайка черных дроздов.
Стоят последние дни поздней осени. На синем небе висят белые облака. В прозрачном воздухе плывут тонкие нити паутины. На высокой ели уселась стайка черных дроздов.
Стоят последние дни поздней осени. На синем небе висят белые облака. В прозрачном воздухе плывут тонкие нити паутины. На высокой ели уселась стайка черных дроздов.
Стоят последние дни поздней осени. На синем небе висят белые облака. В прозрачном воздухе плывут тонкие нити паутины. На высокой ели уселась стайка черных дроздов.
Фамилия ___________________________
- Что, в изученном сегодня, для вас самое главное?
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
- Какие новые мысли, чувства у вас появились?
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
3. О чем хотелось бы поговорить поподробнее?
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Фамилия ________________
- Что, в изученном сегодня, для вас самое главное?
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
- Какие новые мысли, чувства у вас появились?
______________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
3. О чем хотелось бы поговорить поподробнее?
_____________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
ПОЛЕ Раскинулось поле волнистою тканью И с небом слилось темно-синею гранью, И в небе прозрачном щитом золотым Блестящее солнце сияет над ним. Как по морю, ветер по нивам гуляет И белым туманом холмы одевает, О чем-то украдкой с травой говорит И смело по ржи золотистой шумит. | ПОЛЕ Раскинулось поле волнистою тканью И с небом слилось темно-синею гранью, И в небе прозрачном щитом золотым Блестящее солнце сияет над ним. Как по морю, ветер по нивам гуляет И белым туманом холмы одевает, О чем-то украдкой с травой говорит И смело по ржи золотистой шумит. |
ПОЛЕ Раскинулось поле волнистою тканью И с небом слилось темно-синею гранью, И в небе прозрачном щитом золотым Блестящее солнце сияет над ним. Как по морю, ветер по нивам гуляет И белым туманом холмы одевает, О чем-то украдкой с травой говорит И смело по ржи золотистой шумит. | ПОЛЕ Раскинулось поле волнистою тканью И с небом слилось темно-синею гранью, И в небе прозрачном щитом золотым Блестящее солнце сияет над ним. Как по морю, ветер по нивам гуляет И белым туманом холмы одевает, О чем-то украдкой с травой говорит И смело по ржи золотистой шумит. |
ПОЛЕ Раскинулось поле волнистою тканью И с небом слилось темно-синею гранью, И в небе прозрачном щитом золотым Блестящее солнце сияет над ним. Как по морю, ветер по нивам гуляет И белым туманом холмы одевает, О чем-то украдкой с травой говорит И смело по ржи золотистой шумит. | ПОЛЕ Раскинулось поле волнистою тканью И с небом слилось темно-синею гранью, И в небе прозрачном щитом золотым Блестящее солнце сияет над ним. Как по морю, ветер по нивам гуляет И белым туманом холмы одевает, О чем-то украдкой с травой говорит И смело по ржи золотистой шумит. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 6-ом классе по теме "Правописание приставок пре- и при-"
Предлагаю конспект урока в 6-ом классе с мультимедийным приложением "Правописание приставок при- и пре-", построенного по технологии проблемного обучения. Это первый урок по данной теме. На нём учащие...
План-конспект урока русского языка в 6-ом классе по теме "Буквы ы-и в корне после приставок".
ЦЕЛЬ урока: 1) познакомить уч-ся с условиями выбора и написания букв Ы и И после приставок; учить находить данную орфограмму в словах и правильно писать буквы Ы и И после приставок; уметь ...

Конспект урока русского языка в 10-11 классе. Тема: «Русский язык в России и за ее пределами»
Конспект урока русского языка, посвященный Дню славянской письменности и культуры....

Конспект урока русского языка по теме "Обобщение изученного по теме "Имя существительное", 6 класс
Данный урок разработан с целью систематизации и обобщения изученного по теме "Имя существительное", для повторения основных признаков имени существительного как части речи, на закрепление основн...

Конспект урока русского языка в 7-м классе по теме: "Правописание причастий (обобщение)". 7-й класс .
Цель:обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы;развитие орфографической и пунктуационной зоркости учеников;развитие логического мышления и аналитических н...

Конспект урока русского языка по теме" Путешествие в Страну Русского Языка".
Это вводный урок русского языка в 5 классе, урок-игра...

Конспект урока русского языка в 6 «А» классе Тема: Повторение изученного по теме «Глагол»
Ведущая технология : технология развития критического мышленияТип урока: повторение, закрепление и обобщение изученного по теме «Глагол»Вид урока: урок повторенияФормы рабо...
