Рабочая программа по ЧГ
рабочая программа по русскому языку (5 класс)
Рабочая программа по читательской грамотности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 111.34 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Читательская грамотность» для обучающихся 5 класса составлена на основе ФГОС ООО, ФОП ООО, федеральной рабочей программы воспитания, с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Данный предмет ориентирован на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и других) особенностей, образовательных потребностей и возможностей, личностных склонностей. Это достигается путем создания благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого школьника.
Единство урочной деятельности с программой воспитания реализуется через:
- привлечение внимание обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках фактов, мероприятия по календарю знаменательных и памятных дат;
- применение на уроке интерактивных форм работы обучающихся, курс внеурочной деятельности «Разговоры о важном».
- групповую работу, которая учит школьников участию в команде и сотрудничеству с другими людьми.
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даёт и возможность приобретать навык самостоятельного решения теоретических проблемы, опыт публичного выступления перед аудиторией, аргументирование и отстаивание своей точки зрения.
Цели и задачи учебного предмета
Основная цель учебного предмета «Читательская грамотность» в соответствии с требованиями ФГОС ООО — создать условия для формирования навыков проведения анализа текста, умения воспринимать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, овладение обучающимися способами коммуникативного взаимодействия в процессе решения поставленных задач, совершенствование речевой деятельности.
Задачи:
- формирование и развитие у учащихся следующих читательских действий: поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование, а также критичное отношение к информации, оценка её достоверности, сопоставление её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом;
- формирование у учащихся способностей к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;
- приобретение опыта самостоятельной учебной деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению;
- духовно-нравственное развитие личности, предусматривающее принятие нравственных установок созидания, справедливости, добра, становление основ гражданской российской идентичности, любви и уважения к своему Отечеству.
Особенности рабочей программы по учебному предмету
Программа учебного предмета «Читательская грамотность» направлена на развитие духовно-нравственного воспитания обучающихся на ступени основного общего образования и является неотъемлемой частью Основной образовательной программы основного общего образования. В современном обществе каждому человеку приходится постоянно иметь дело с огромным потоком информации. Чтобы не теряться в нем, необходимо иметь элементарные навыки работы с информацией: поиск, анализ, обработка, хранение, использование и применение информации в максимально рациональной форме. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ставит:
− учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку навыка самостоятельного приобретения, переноса и интеграции знаний как результата использования знаково-символических средств и/или логических операций сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
интерпретации, оценки, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, соотнесения с извест- ным1; требующие от учащихся более глубокого понимания изученного и/или выдвижения новых для них идей, иной точки зрения, создания или исследования новой информации, пре- образования известной информации, представления её в новой форме, переноса в иной кон- текст и т. п.;
− учебно-практические задачи, направленные на формирование и оценку навыка коммуникации, требующие создания письменного или устного текста/высказывания с заданными параметрами: коммуникативной задачей, темой, объёмом, форматом.
В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжение образования и самообразования, осознанное планирование своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовка к трудовой и социальной деятельности.
Обучающиеся овладеют основными стратегиями чтения художественных и других видов текстов и будут способны выбрать стратегию создания собственного речевого высказывания, отвечающего конкретной учебной задаче. Данное направление деятельности помогает формированию коммуникативной компетенции, в частности:
− формированию познавательного интереса (это достигается подбором текстов, интересных, личностно значимых, затрагивающих серьёзные проблемы, позволяющих расширить кругозор обучающихся);
− формированию навыков смыслового чтения (умения сосредотачивать и удерживать внимание в процессе знакомства с текстом, осмысление цели чтения, извлечение необходимой информации из прослушанных и прочитанных текстов, определение основной и второстепенной информации);
− формированию познавательных умений: осуществление анализа, синтеза, классификации информации, установление причинно-следственных связей, структурирование сведений, понимание логики построения текста, умение составлять к тексту вопросы различных видов;
− формированию умения выдвигать и формулировать тезис, приводить доказательства, учитывая наличие иного мнения у партнёров по коммуникативному взаимодействию, умения строить диалогическое и монологическое устное высказывание.
Умение работать с информацией — это универсальное учебное действие, данная программа предполагает целенаправленную работу по формированию у обучающихся ин- формационной компетентности как способности и умении самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию в различных её видах (вербальном, графическом, символическом, цифровом и др.) при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий.
Работа с текстом в программе представлена в трёх разделах:
- поиск информации и понимание прочитанного;
- преобразование и интерпретация информации;
- оценка информации.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Курс является безотметочным. Но в процессе учебной деятельности для проверки достижений и оценивания успехов учащихся используются различные методы и формы контроля:
- устный опрос,
- письменный опрос,
- различные виды пересказа,
- виды чтения,
- практические работы по содержанию изучаемого материала,
- тестовые задания,
- творческие задания (сочинения, изложения),а также формы контроля, предусматри- вающие самоанализ и самоконтроль личных достижений.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно учебному плану МКОУ «Черновецкая СОШ» на изучение учебного предмета «Читательская грамотность» в 5 классе отводится 1 час в неделю из части, определяемой участниками образовательного процесса: всего 34 часа в год.
Планируемые результаты
Содержание программы «Читательская грамотность» обеспечивает реализацию следующих личностных и метапредметных и предметных результатов:
Личностными результатами являются:
- готовность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повсе- дневной жизни для поиска и исследования информации, представленной в различной форме;
- способность характеризовать собственные знания и умения по предметам, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных учебных и практических задач могут быть им успешно решены;
- познавательный интерес к различной информации; читательский интерес. Метапредметными результатами обучающихся являются:
- способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения информацион- ного наполнения, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задач;
- умение моделировать — решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.
Планирование результатов освоения программы курса исходит из требований к мета- предметным результатам освоения образовательной программы:
- демонстрировать отдельные навыки смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;
- осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуни-
кации;
- составлять тексты в устной и письменной формах.
В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий приоритетное
внимание уделяется формированию действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, в том числе во внутреннем плане, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответству- ющие коррективы в их выполнение. Ведущим способом решения этой задачи является фор- мирование способности к проектированию.
В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий на занятиях курса приоритетное внимание уделяется: формированию действий по организации и плани- рованию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе и приобретению опыта такой работы, практическому освоению морально-этических и психо- логических принципов общения и сотрудничества; практическому освоению умений, состав- ляющих основу коммуникативной компетентности: ставить и решать многообразные комму- никативные задачи; действовать с учётом позиции другого и уметь согласовывать свои дей- ствия; устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми; удовлетво- рительно владеть нормами и техникой общения; определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации; развитию речевой деятельности, приобретению опыта использова- ния речевых средств для регуляции умственной деятельности, приобретению опыта регуля- ции собственного речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.
В сфере развития познавательных универсальных учебных действий приоритетное внимание на занятиях уделяется развитию стратегий смыслового чтения и работе с инфор- мацией; практическому освоению методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярному обращению в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знако- во-символических средств, широкого спектра логических действий и операций. Выпускники получат возможность научиться строить умозаключения и принимать решения на основе са- мостоятельно полученной информации, а также освоить опыт критического отношения к по- лучаемой информации на основе её сопоставления с информацией из других источников и с имеющимся жизненным опытом.
В основе реализации программы курса «Читательская грамотность» лежит системно- деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, от- вечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диало- га культур.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного.
Работа с содержащейся в литературных, учебных, научно-познавательных текстах, инструкциях информацией. Чтение текста с целью удовлетворения познавательного интере- са, освоения и использования информации. Представление информации в наглядно- символической форме. Работа с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.
Поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной зада- чи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, интерпретация и преобразование этих идей и информации. Использова- ние полученной из разного вида текстов информации для установления несложных причин- но-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.
Ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла: определение главной темы, общей цели или назначения текста. Выбор из текста или придумывание заго- ловка, соответствующего содержанию и общему смыслу текста. Формулировка тезиса, вы- ражающего общий смысл текста. Составление примерного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт. Объяснение порядка частей (инструкций), содержащихся в тексте. Сопоставление основных текстовых и внетекстовых компонентов. Установление со- ответствия между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом. Объяс- нение назначения карты, рисунка, пояснение части графика или таблицы. Нахождение в тексте требуемой информации: беглое чтение, определение его основных элементов, сопо- ставление формы выражения информации в запросе и в самом тексте, установление тожде- ственности или синонимичности, нахождение необходимой единицы информации в тексте. Решение учебно-познавательных и учебно-практических задач, требующих полного и крити- ческого понимания текста Определение назначения разных видов текстов. Постановка цели чтения, направленной на поиск полезной в данный момент информации. Различение темы и
подтемы специального текста. Выделение главной и избыточной информации. Прогнозиро- вание последовательности изложения идей текста. Сопоставление разных точек зрения и разных источников информации по заданной теме. Выполнение смыслового свертывания выделенных фактов и мыслей. Формулирование на основе текста системы аргументов (до- водов) для обоснования определенной позиции. Понимание душевного состояния персона- жей текста, сопереживание им.
Самостоятельная организация поиска информации. Критическое отношение к полу- чаемой информации, сопоставление её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом. Анализ изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получение и переработка полученной информации и ее осмысление.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Структурирование текста, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления. Проверка правописания. Использование в тексте таблиц, изображений. Преобразование тек- ста с использованием новых форм представления информации. Формулы, графики, диа- граммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических зада- чах). Переход от одного представления данных к другому. Интерпретация текста: сравнение и противопоставление заключенной в тексте информации разного характера. Нахождение в тексте доводов в подтверждение выдвинутых тезисов. Формулировка выводов из предъ- явленных посылок. Формулировка заключения о намерении автора или главной мысли тек- ста.
Выявление имплицитной (скрытой, присутствующей неявно) информации текста на основе сопоставления иллюстрированного материала с информацией текста, анализа под- текста (использованных языковых средств и структуры текста).
Работа с текстом: оценка информации
Отзыв на содержание текста: связывание информации, обнаруженной в тексте, со знаниями из других источников. Оценка утверждения, сделанного в тексте, исходя из своих представлений о мире. Нахождение доводов в защиту своей точки зрения. Отзыв на форму текста, оценка не только содержания текста, но и его формы, а в целом – мастерства его ис- полнения. На основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достовер- ность имеющейся информации. Нахождение недостоверности получаемой информации. Пробелы в информации и нахождение пути восполнения этих пробелов. В процессе работы с одним или несколькими источниками выявление содержащейся в них противоречивой, конфликтной информации. Использование полученного опыта восприятия информацион-
ных объектов для обогащения чувственного опыта. Высказывание оценочных суждений и своей точки зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
Критическое отношение к рекламной информации. Нахождение способов проверки противоречивой информации. Определение достоверности информации в случае наличия противоречий или конфликтной ситуации.
№ | Название раз- дела, темы | Кол-во часов | Основные виды деятельности |
1. | Текст: поиск информации | 16 | Находить нужную информацию в текстах художественных произведений. Научиться работать с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы Научиться объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы. Научиться ставить перед собой цель чтения. Читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса. Анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее осмысления. Находить в тексте требуемую информацию: (пробегать текст глазами, определять его основные элементы). Анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее осмысления. |
2. | Текст: преоб- разование и интерпретация | 11 | Научиться определять главную тему. Обнаруживать соответствия между частью текста и его общей идеей. Формулировать тезис, выражающий общий смысл эпиграфа текста. Научиться работать с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы. Научиться объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы. Овладеть элементарными навыками чтения, представления информации в наглядно-символической форме. Объяснять порядок частей текста. |
3. | Текст: оценка информации | 7 | Находить в тексте требуемую информацию: (пробегать текст глазами, определять его основные элементы определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте). Сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте. Интерпретировать текст: сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию разного характера. |
34 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание |
1. | Виды чтения | 1 | ||
2. | Поиск информации в литературном тексте. | 1 | ||
3. | Текст, его основные признаки. Тема текста, основная мысль текста, идея. | 1 | ||
4. | Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном виде. «Синонимы» | 1 | ||
5. | Виды текстов. Поиск и обработка информации в не- сплошном тексте | 1 | ||
6. | Поиск и обработка информации в не- сплошном тексте | 1 | ||
7. | Основные события, содержащиеся в тексте, их последовательность. Тесто- вые задания с выбором ответа | 1 | ||
8. | Познавательная цель текста: Анализ текста | 1 | ||
9. | Развитие мысли в тексте. Способы и средства связи предложений в тексте. | 1 | ||
10. | Способы и средства связи предложе ний в тексте. | 1 | ||
11. | Смысловые части текста, микротема, абзац, план текста. Тестовые задания с краткой записью ответа | 1 | ||
12. | Поиск информации в научно- популярном тексте. | 1 | ||
13. | Поиск информации в научно- популярном тексте: Анализ текста | 1 | ||
14. | Разные способы представления ин- формации: словесно, в виде рисунка, символа, таблицы, схемы. Тестовые задания. | 1 | ||
15. | Внимание к слову. Слова в контексте. | 1 | ||
16. | Цель освоения и использования текстовой информации: .Анализ текста | 1 | ||
17. | Интерпретация информации, полученной из разного вида текстов: Анализ текста | 1 | ||
18. | Главная мысль текста: Анализ текста | 1 | ||
19. | Деление текста на смысловые части. Микротема. | 1 | ||
20. | Композиционная завершенность текста. Анализ текста | 1 | ||
21. | Строение текста. Анализ текста | 1 | ||
22. | План текста. Простой план: Анализ текста | 1 | ||
23. | Сложный план: Анализ текста | 1 | ||
24. | План текста. Простой и сложный план: Анализ текста | 1 | ||
25. | Формулирование выводов, основан- ных на содержании текста. Анализ текста | 1 | ||
26. | Преобразование (дополнение) инфор мации из сплошного текста в таблицу | 1 | ||
27. | Выступление перед аудиторией сверстников с небольшими сообщени- ями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию). | 1 | ||
28. | Оценка содержания и структуры текста. | 1 | ||
29. | Оценка языковых особенностей текста. | 1 | ||
30. | Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация | 1 | ||
31. | Достоверность и недостоверность информации в тексте. | 1 | ||
32. | Недостающая или избыточная информация в тексте. | 1 | ||
33. | Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. | 1 | ||
34. | Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02
Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)
Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...

