Стилистические пласты лексики стилистически нейтральная, высокая лексика. Игра «Путешествие в страну устаревших слов»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Стилистические пласты лексики: стилистически нейтральная, высокая лексика. Игра «Путешествие в страну устаревших слов»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Стилистические пласты лексики: стилистически нейтральная, высокая лексика. Игра «Путешествие в страну устаревших слов»
Здравствуйте!
Ход урока
Доминанта (необычное начало урока)
Послушайте стихотворение. О чём в нём говорится? Об устаревших словах.
Они во мне звучат едва-едва,
Старинные, забытые слова.
Чело, десница, выя, рамена.
Как некогда, в иные времена.
Сегодня на уроке мы поговорим с вами о словах, которые в нашей речи давно уже не употребляются. Их принято называть устаревшими, они встречаются в сказках, песнях и устном народном творчестве. Отправимся мы сегодня в далёкое прошлое. Наше путешествие начинается!
Формулирование темы урока
Зашифрована тема урока. Назовите тему урока. Запишите тему урока в тетрадь.
Ученики называют тему урока и записывают её в тетрадь.
Формулирование задач урока
Сформулируйте задачи урока. Вам нужно продолжить фразы.
Задачи урока:
1.Узнать, что такое устаревшие слова.
2.Выяснить, каковы особенности устаревших слов.
3.Понять, для чего современному человеку нужно знать устаревшие слова.
Основная часть
В машину времени мы встали и в прошлое попали. Идём мы по деревне, а деревню раньше называли хутором. Вокруг избы стоят. Из избы выходит хозяин. Всякий дом хозяином славится. Чем занимается этот человек? Мужчины в те времена умели многое. Древние ремёсла были источником множества устойчивых выражений, которые прочно вошли в нашу речь. Эти фразеологизмы отражают особенности работы мастеров разных специальностей.
Задание 1 «Фразеологизмы» (устно)
Угадайте профессию по фразеологизму.
Без сучка, без задоринки – плотник
Доводить до белого каления - кузнец
Стричь под одну гребёнку – парикмахер (брадобрей)
Сбоку припёка – пекарь
Два сапога – пара – сапожник
Закидывать удочку – рыбак
Плести лапти – лапотник
Учитель читает фразеологизм, ученики называют профессию. Если дети ответ не называют, то учитель помогает.
Для чего мы выполняли это задание? Что мы вспомнили? Мы вспомнили профессии. Мы выяснили, что каждое из этих выражений когда-то было частью профессионального жаргона, но со временем стало понятным всем и теперь активно используется в повседневной речи, сохраняя при этом отголоски своей ремесленной истории.
Задание 2 «Убранство избы» (письменно в парах)
Радушный хозяин приглашает нас в свой дом. Хозяин хоть не богат, а гостям рад. Как выглядит изба крестьянина?
В следующем задании вам нужно будет расставить вещи в деревенском доме на свои места.
Поработайте в парах. Составьте таблицу в тетради, распределите слова в таблицу.
Ответы
Помещения | Кухонные принадлежности | Мебель |
горница подполье сени полати красный угол | кринка волох жаровница кашник латка луковник опарница пекарка разливничек тушонка | залавок поставец скрыня |
Ученики работают в парах, таблицу составляют в тетради, затем мы проверяем.
Поднимите руки те, у кого нет ошибок. Молодцы!
Для чего мы выполняли это задание? Что нового мы узнали? Узнали устаревшие слова, которые использовали в быту. Каждое устаревшее слово — это частица нашей истории, отражение быта, традиций и мировоззрения наших предков. В них заключена мудрость поколений, неповторимый характер народа и его взгляд на мир.
Задание 3 «Старинная раскраска»
Мы зашли в избу, а в доме нас встречает хозяйка. У хорошей хозяйки дом - всегда полная чаша. А как выглядит хозяйка?
Учитель выдаёт шаблоны ученикам. Далее читает определения разных частей тела. Ученики на рисунке должны подписать эти части тела.
Для того, чтобы описать внешность этой красавицы, нам нужно вспомнить устаревшие слова. Подпишите части тела и раскрасьте девицу.
Я буду называть вам части человеческого тела, а вы будете обозначать их на своих рисунках. Затем красну девицу можно будет раскрасить.
1.Лоб в старину называли челом, найдите на картинке лоб, подпишите «чело». Глаза называли очи, найдите глаза слева на картинке, подпишите. Учитель переключает слайд.
2.Веки называли вежды. Подпишите их справа. Учитель переключает слайд.
3.Щёки – ланиты, рот или губы называли уста, шея – выя. Укажите это на картинке. Учитель переключает слайд.
4.Плечи называли рамена. Живот - утроба, правая рука - десница, левая рука -шуйца. Записываем. Учитель переключает слайд.
5.Палец - перст, ладонь - длань. Бёдра называли чресла, спина – хребет. Обозначьте это всё на рисунке. Учитель переключает слайд.
Всё ли вы обозначили правильно? Проверим. Учитель переключает слайд ученики себя проверяют.
Поднимите руки те, у кого нет ошибок. Молодцы! У кого одна ошибка? Будьте внимательны!
Если есть время на уроке, то можно предложить раскрасить рисунок.
Для чего мы выполняли это задание? Что мы узнали? Мы узнали значение устаревших слов, которые называли части тела. Изучая устаревшие слова, мы не просто расширяем свой словарный запас, мы прикасаемся к корням нашей культуры, становимся её хранителями и преемниками.
Физкультминутка
Пора нам размяться. Я буду читать инструкцию, а вы выполняйте задание.
Вы десницу поднимите,
На оконце укажите.
Опустите, а теперь
Шуйцей покажите дверь.
Длань на утробу положите
Да очи к небу закатите.
И во весь свой гордый дух
Громко выдохнете: «У-у-ух!»
Ученики встают. Учитель читает стихотворение, показывает движения, ученики повторяют. Молодцы, садитесь!
Задание 4 (загадки устно)
Крестьяне много работали, но и отдыхать умели. Делу время – потехе час.
Жители деревни приглашают нас окунуться в атмосферу старинного праздника и попробовать свои силы в разгадывании народных загадок. Все они повествуют о предметах, которые были неотъемлемой частью быта наших предков.
Учитель читает загадки, ученики устно отгадывают. Ответы есть на слайдах. Самых активных можно оценить.
Отгадайте загадки
1. Бабушка седа-бела,
Зимой всем мила,
А как лето наступает —
Про бабушку забывают.
(печь).
2.Железный нос
В землю врос.
Роет, копает,
Землю разрыхляет.
(плуг).
3.Не лает, не кусает,
А в дом не пускает. (замок).
4.В маленьком амбаре
Держат сто пожаров.
(Коробок спичек)
5.Залезла Варвара
Выше амбара,
Не ест, не пьет,
Все на небо глядит.
(Труба на крыше)
Что мы повторили в данном задании? Названия предметов быта. Устаревшие слова — не просто забытые термины, а важнейшая часть нашего культурного кода.
Задание 5 «Задача» (письменно)
Праздники заканчиваются, а у крестьянина забот полон рот. Чтобы зимой не голодать, поздней осенью урожай нужно собрать.
Решите задачу, которую приходилось решать в те давние времена.
Задача
1.Колос пшеницы вырастает за месяц на 8 вершков. Какой высоты будет колос в конце августа? Ответ запишите в сантиметрах. Вершок – мера длины, которая равна 4,4 см.
Решение:
1. 8*3= 24 (вершка)
2. 24*4,4= 105, 6 (см)
8 вершков умножаем на 3 месяца =24 вершка
24 вершка умножаем на 4.4 см = 105, 6 см
Ученики работают самостоятельно в тетрадях или на листочках в клетку. Затем решение проверяем.
Когда может пригодиться математика? Знания математики могут пригодиться в любое время. Если данное задание проведёт учитель математики, то урок станет бинарным.
Задание 6 «Собери пословицы и поговорки»
Мы хозяевам помогли убрать урожай, они нам благодарны.
Наше путешествие в прошлое заканчивается народной мудростью. А какой жанр таит в себе народная мудрость? Пословицы и поговорки.
Учитель выдаёт разрезанные листочки с пословицами и поговорками.
Соберите пословицы и поговорки.
Какие труды, такие и плоды.
Уменье и труд все перетрут.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Любишь кататься - люби и саночки возить.
Кто не работает, тот не ест.
Кто труда не боится, того и лень сторонится.
О чём все эти пословицы и поговорки? О труде, труд помогал выжить.
Ученики должны в парах собрать эти пословицы и поговорки. Пара, которая выполнит работу раньше всех без ошибок, получает оценку или жетон. Желающих можно спросить.
Подведение итогов
Сегодняшнее путешествие привело нас в удивительный уголок русского языка — мир слов, которые постепенно ушли из активного употребления.
Зачем современному человеку изучать устаревшие слова? Именно через понимание истории своего народа, через знание его языка формируется зрелая личность, способная ценить и приумножать культурное богатство своей страны.
Давайте же продолжим изучать этот удивительный мир слов, ведь в каждом из них — частица нашей общей истории и культуры.
В путешествии побывали, а что нового узнали?
Возвращаемся к задачам урока. Всё ли у нас получилось? Да.
Рефлексия
Ответьте на вопросы:
1.Что нового вы узнали на уроке?
2.Какое задание было самым трудным?
3.Какое задание понравилось больше всего?
Домашнего задания нет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

"Путешествие в страну "волшебных слов""
Классный час для детей с особыми образовательными потребностями (VIII вида) 1-2 класс...

Играем всерьёз. Урок-игра "Путешествие в страну Русского языка"
Заключительный урок русского языка в 5 классе...

Деление лексики в зависимости от употребления в разные исторические эпохи. Устаревшие слова.
В уроке дается представление об устаревших словах, осуществляется знакомство со значением некоторых из них; совершенствуется умение учащихся работать в режиме онлайн с тестами, а также с э...


