Конспект урока русского языка в 5 классе по теме"Умеем ли мы употреблять этикетные слова"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Данный конспект урока разработан к уроку русского языка в 5 классе по разделу "развитие речи" к данному конспекту прилагается презентация.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 39.75 КБ | |
| 185 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Демянская средняя школа имени Героя Советского Союза А.Н. Дехтяренко»
Технологическая карта открытого урока русского языка в 5в классе.
Учитель русского языка и литературы
Панова Татьяна Михайловна
Тема: Умеем ли мы употреблять этикетные слова?
Дата проведения: #1075;.
Класс: 5в
Предмет: русский язык.
Учебник: УМК Русский язык. 5 класс учебник для общеобразоват. учреждений. М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.В. Львов. М.: Мнемозина. 2016 год.
Название раздела, темы: Культура речи. Употребление в речи этикетных слов.
Тема урока: Умеем ли мы употреблять этикетные слова?
Тип урока: открытие нового знания.
Цель: создать условия для осознания обучающимися важности умения употреблять разнообразные формулы речевого этикета, выраженные как словами, так и словосочетаниями, в зависимости от ситуации общения.
Задачи:
Образовательная: - Познакомиться с историей русского речевого этикета
-познакомить с терминами Этикет, этикетные слова, речевая ситуация.
Развивающая: продолжать формировать коммуникативно-речевые умения, а также умение подбирать адекватные для конкретных речевых ситуаций слова.
Воспитательная: способствовать формированию навыков нравственного поведения, культуры общения и экологической культуры личности.
Планируемые результаты:
Предметные: познакомить с терминами Этикет, этикетные слова, речевая ситуация.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, свободное восприятие текста, осмысленное чтение; сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных и артистических способностей.
Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности противостоять негативным проявлениям, вызвать стойкое внутреннее неприятие персонажей, наделённых пороками, и нежелание им подражать.
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Средства обучения: мультимедийная аппаратура, компьютер, учебник, дополнительный учебник, раздаточный материал.
.
План урока | Методы обучения | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала. | ||||||||||||
Организация начала урока | Словесный, метод мотивации учебной деятельности | личностные: внимание, уважение к окружающим; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; регулятивные: саморегуляция | Психологический настрой детей на урок. Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычный урок, мы будем постигать тайны общения т.к. тема нашего урока «Умеем ли мы употреблять этикетные слова?» Человек живет среди людей. Все его радости, горести, дела и заботы связаны с людьми. Везде происходит общение: звоним ли мы по телефону, пишем ли письмо, разговариваем на перемене… -Для чего надо уметь общаться? -Что является важнейшим средством общения? Вывод: язык-важнейшее средство человеческого общения | Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность Запись в тетрадь(число, тема) Запись в тетрадь(Слайд №2) | ||||||||
Этап 2. Мотивация к учебной деятельности | ||||||||||||
#1057;квозной элемент урока | Индивидуальная работа, парная, коллективная | регулятивные: саморегуляция | Скажем тихо: Мы сюда пришли учиться, Не лениться, а трудиться. Слушаем внимательно, Работаем старательно. | Подготовка речевого аппарата к говорению. | ||||||||
#1052;отивация к учебной деятельности | Проблемный, метод фронтальной организации учащихся | познавательные УУД: выбор критериев для классификации материала; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; личностные УУД: формирование гражданских качеств путём знакомства с достопримечательностями России. регулятивные УУД: целеполагание | Проблемный вопрос:
Каждому хочется, чтобы нас понимали, слушали с удовольствием, приходили на помощь, но для этого нам необходимо употреблять слова особые «волшебные», т.е. ? Я предлагаю вам рассмотреть слово, связанное с темой нашего урока. (На доске написано: Этикет) | Дети дают развернутый ответ на поставленный вопрос. Формулируют предполагаемую тему занятия; составляют план своей деятельности, направленный на получение недостающих знаний и умений. Выписывают в тетрадь, разбивают по слогам, находят ошибкоопасные места, образуют от него прилагательное, определяют способ образования данного слова. | ||||||||
#1057;ообщение темы урока. Постановка учебных задач. | Проблемный, метод фронтальной организации учащихся | познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные УУД: целеполагание | Актуализация знаний Целеполагание: Исходя из темы нашего урока, давайте сформулируем цель нашего урока. Запишите в тетради тему и попробуйте сформулировать цель урока. Цель нашего урока:
- Составьте устно словосочетания с данным словом. (Соблюдать этикет, придворный этикет). - А что будет означать словосочетание «речевой этикет»? «этикетные слова»? -Проверьте себя по учебнику Параграф № 43 стр.123 Речевой этикет – правила речевого поведения. Этикетные слова – группа слов, которые помогают устанавливать доброжелательный контакт с собеседником. Итак, позвольте пригласить вас, друзья, к разговору о речевом этикете. Работа над понятиями этикет, речевой этикет. - Какие этикетные слова знаете? -от чего зависит выбор того или иного этикетного слова? (Слайд 4) РАБОТА В ПАРАХ. Разделите слова на группы:1-отметьте слова, обозначающие приглашение -2 отметьте слова, обозначающие просьбу Самопроверка по эталону. (Слайд5) | Отвечают на вопросы. Постановка учебной задачи на этот урок. Чтение параграфа, делают вывод. Индивидуальные выступления ребят по предварительному заданию, рассказ об этикетных словах и их происхождении. Чтение ученицей стихотворения В. Солоухина Отмечают плюсы и минусы в работе | ||||||||
Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи. | ||||||||||||
#1055;рактикум речевых ситуаций | Словесный, познавательный, эвристический | познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, умение доказывать и анализировать; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами урока; соблюдение правил общения. личностные УУД: (умение находить ответ на вопрос «Какое значение имеет для меня учение? » регулятивные УУД: прогнозирование и получение конкретного результата. | Работа с дополнительным учебником С.И. Львовой «Русский язык» упр.314 стр.117-11 (Чтение по ролям) Аналитическая работа с текстом. Работа с вопросами к упражнению. Измените, этот диалог и разыграйте сценку в исправленном виде. | Чтение упражнения, обсуждение речевых ситуаций. Ответы на вопросы. Разыгрывание сценки. | ||||||||
Физкультминутка (пауза релаксации). Ребята, а сейчас давайте немного отдохнём и выполним все упражнения. Потрудились-отдохнем: Встанем, глубоко вздохнем Руки в стороны, вперед, Влево, вправо поворот. Три наклона, прямо встать, Руки вниз и вверх поднять, Руки плавно опустили Всем улыбки подарили. | Выполняются здоровье сберегающие упражнения. | |||||||||||
Физкультминутка (пауза релаксации) | личностные УУД: работа в команде одноклассников под руководством учителя. коммуникативные УУД: умение работать в группе, взаимодействуя с товарищами. | |||||||||||
Работа в группах | Работа в группах «Формулы речевого этикета, в соответствии с ситуацией общения». Самопроверка по эталону | Выполнение теста, самооценка. 1и3 парты развернулись к позади сидящим. | ||||||||||
. | Определите, кому из сказочных героев принадлежат эти слова-утешения. (Слайд 6) | Дети работают устно по слайду | ||||||||||
Этап 5. Закрепление полученных знаний | ||||||||||||
Работа в группах и выступление перед аудиторией. | личностные УУД: формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; нравственно-этическая ориентация. Регулятивные УУД: адекватное восприятие предложения учителя и одноклассников. Познавательные УУД: умение осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям. коммуникативные УД: умение строить монологические высказывания; проявление активности в решении познавательных задач | Работа с упражнением 344 (Слайд 7) – На прошлой неделе мы начали изучать тему: «Культура речи» и разделились на творческие группы. Каждая группа получила задание к проекту «Правила речевого этикета» - изучить формулы речевого общения и ситуации речевого общения. Давайте послушаем 1-ю группу. – Здравствуйте! – ты скажешь человеку. – Над какими словами работали ребята 1-й группы? (Слова приветствия). Давайте послушаем 2-ю группу. Нам желают: «Доброго пути!» – – Какие слова исследовали ребята 2-й группы? (Слова пожеланий). Давайте послушаем 3-ю группу. Если другу на прощанье – О каких словах вы услышали? (Слова прощания). Давайте послушаем 4-ю группу. Отметить, что ли, слово «пожалуйста»? – Какие слова изучали ребята? (Слова просьбы). | Групповая работа. ЗАДАНИЕ №1 ДЛЯ ГРУПП: (за время, пока звучит мелодия)
ЗАДАНИЕ №2 ДЛЯ ГРУППЫ – Вы тоже что-то интересное узнали о волшебных словах.
ЗАДАНИЕ №3 ДЛЯ ГРУПП: Правила вежливости | |||||||||
Этап 6. Подведение итогов урока | ||||||||||||
#1054;бобщение | Индивидуальная работа, выступление перед аудиторией. | Личностные: соотношение своей части работы с общим замыслом. Регулятивные: умение самостоятельно и рационально работать. Познавательные: проявление активности в решении творческой задачи. Коммуникативные: навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками | Обобщение. – Вот мы и закончили работу над нашим проектом «Правила речевого этикета». Да, ребята, мы с вами должны следовать одному из правил высокой культуры: пожелай другим того, чего желаешь себе. Если хочешь, чтобы с тобой были вежливы – будь вежлив сам. Научись словесно выражать уважительное отношение к людям, введи это в обычай своего повседневного речевого поведения. А в этом вам помогут «Правила речевого этикета». Давайте дадим Клятву: Клятва Клянемся вежливыми быть. Всегда спасибо говорить. Добрый день и до свидания Нет в мире лучше звания! Клянемся добрыми мы быть, А лень и грубость позабыть! Учиться этикету! Науку помнить эту! Клянемся добрыми мы быть! | Формирование познавательной активности через творческое задание и корректировка полученных ответов. Выполняет роль консультанта. Самооценка работы на уроке. Фронтальная работа: Ребята хором произносят слова клятвы. | ||||||||
#1044;омашнее задание | Словесный, наглядный | Домашнее задание: Написать сочинение – миниатюру «Как часто я употребляю этикетные слова». (Слайд8)
| Запись задания в дневники. | |||||||||
4. Рефлексия | Метод контроля, Познавательно рефлексивный | регулятивные УУД: рефлексия, коммуникативные УУД: умение с достаточно полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | - Ну, а теперь хотелось бы узнать, что вы узнали, что было трудно, а что интересно. -Понравился ли вам урок? -Что нового вы узнали на уроке? - Кого из ребят вы похвалите за работу? -с каким настроение вы заканчиваете урок? . – Ребята, вы меня сегодня очень порадовали своей работой. Большое вам спасибо за урок! Желаю вам успеха! Давайте говорить друг другу комплименты! Стихотворение (Слайд 9) Выставление оценок. Пожелание успехов. | Дают развернутый ответ на вопрос (2-3 человека). | ||||||||
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Язык - важнейшее средство человеческого общения
Цель урока: -познакомится с историей русского речевого этикета -Учиться употреблять этикетные слова в различных речевых ситуациях
Кто- кому- с какой целью-при каких обстоятельствах-что говорить
Приглашение: Пожалуйста к нам Приезжайте к нам в гости Прошу оказать честь Прошу к столу Чувствуйте себя как дома Милости просим Жду вас в гости Заезжайте к нам Просьба: Будьте любезны Убедительно прошу вас Челом бьем Огромная просьба к вам Замолвите словечко Не в службу, а в дружбу
Определите ,кому из сказочных героев принадлежат эти слова утешения? 1.Спокойствие, только спокойствие 2.Что ты, молодец, не весел, что головушку повесил? 3.Не волнуйтесь, ребята, главное - здоровье. 4.Мои дорогие !Какие вы сказочно сильные, умные , удачливые. Ответы : Карлсон, Василиса, Айболит, Дюймовочка
-На всякие приветы надобны ответы -Язык и хлебом кормит, и дело портит -Слово народы поднимает
Написать сочинение-миниатюру « Как часто я употребляю этикетные слова» Домашняя работа
-Здравствуйте!-ты скажешь человеку -Здравствуй!- улыбнется он в ответ И наверно, не пойдет в аптеку, И здоровым будет много лет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только человек м...

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»
Работа по подготовке к ЕГЭ и отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель – контроль усвоенных знаний по теме «Словосочетание»....

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»
Работа по подготовке к ЕГЭ и отработка заданий , связанных с синтаксисом. Цель – контроль усвоенных знаний по теме «Словосочетание»....

Конспект урока русского языка, 11 класс по теме: Проблема текста
Цель: совершенствование языковых компетенций учащихся в работе над проблемой текста.Задачи:· обобщить и систематизировать знания учащихся о проблеме текста, с...
План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"
Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...
План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)
Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по камушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессловесный язык природы. И только ч...
конспект урока, русский язык, 7 класс, по теме "Составление карты понятий для написания сочинения 15.3 ОГЭ"
Класс: 7 «а»Предмет: русский языкНазвание раздела: Речь, информационная обработка текстовТема урока: Составление карты понятий для написания сочинения 15.3 ОГЭФорма урока:урок построения с...