Конспект урока русского языка в 5 классе по теме"Умеем ли мы употреблять этикетные слова"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Данный конспект урока разработан к уроку русского языка в 5 классе по разделу "развитие речи" к данному конспекту прилагается презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока39.75 КБ
Файл umeem_li_my_upotreblyat_etiketnye_slova.pptx185 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Демянская средняя школа имени Героя Советского Союза А.Н. Дехтяренко»

Технологическая карта открытого урока русского языка в 5в классе.

Учитель русского языка и литературы

Панова Татьяна Михайловна

Тема: Умеем ли мы употреблять этикетные слова?

Дата проведения: #1075;.

Класс: 5в

Предмет: русский язык.

Учебник: УМК Русский язык. 5 класс учебник для общеобразоват. учреждений. М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.В. Львов. М.: Мнемозина. 2016 год.

Название раздела, темы: Культура речи. Употребление в речи этикетных слов.

Тема урока: Умеем ли мы употреблять этикетные слова?

Тип урока: открытие нового знания.

Цель: создать условия для осознания обучающимися важности умения употреблять разнообразные формулы речевого этикета, выраженные как словами, так и словосочетаниями, в зависимости от ситуации общения.

Задачи:

Образовательная: - Познакомиться с историей русского речевого этикета

-познакомить с терминами Этикет, этикетные слова, речевая ситуация.

Развивающая: продолжать формировать коммуникативно-речевые умения, а также умение подбирать адекватные для конкретных речевых ситуаций слова.

Воспитательная: способствовать формированию навыков нравственного поведения, культуры общения и экологической культуры личности.

Планируемые результаты:

Предметные: познакомить с терминами Этикет, этикетные слова, речевая ситуация.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, свободное восприятие текста, осмысленное чтение; сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных и артистических способностей.

Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие моральной готовности противостоять негативным проявлениям, вызвать стойкое внутреннее неприятие персонажей, наделённых пороками, и нежелание им подражать.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Средства обучения: мультимедийная аппаратура, компьютер, учебник, дополнительный учебник, раздаточный материал.

.

План урока

Методы обучения

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала.

Организация начала урока

Словесный, метод мотивации учебной деятельности

личностные: внимание, уважение к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция

Психологический настрой детей на урок.

Здравствуйте ребята!

Сегодня у нас необычный урок, мы будем постигать тайны общения т.к. тема нашего урока «Умеем ли мы употреблять этикетные слова?»

Человек живет среди людей. Все его радости, горести, дела и заботы связаны с людьми. Везде происходит общение: звоним ли мы по телефону, пишем ли письмо, разговариваем на перемене…

-Для чего надо уметь общаться?

-Что является важнейшим средством общения?

Вывод: язык-важнейшее средство человеческого общения

Оценивание готовности к уроку.

Самоорганизация на учебную деятельность

Запись в тетрадь(число, тема)

Запись в тетрадь(Слайд №2)

Этап 2. Мотивация к учебной деятельности

#1057;квозной элемент урока

Индивидуальная работа, парная, коллективная

регулятивные: саморегуляция

Скажем тихо:

Мы сюда пришли учиться,

Не лениться, а трудиться.

Слушаем внимательно,

Работаем старательно.

Подготовка речевого аппарата к говорению.

#1052;отивация к учебной деятельности

Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

познавательные УУД: выбор критериев для классификации материала;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; личностные УУД: формирование гражданских качеств путём знакомства с достопримечательностями России.

регулятивные УУД: целеполагание

Проблемный вопрос:

  1. Подготовка к восприятию новой темы.

Каждому хочется, чтобы нас понимали, слушали с удовольствием, приходили на помощь, но для этого нам необходимо употреблять слова особые «волшебные», т.е. ?

Я предлагаю вам рассмотреть слово, связанное с темой нашего урока.

(На доске написано: Этикет)

Дети дают развернутый ответ на поставленный вопрос.

Формулируют предполагаемую тему занятия; составляют план своей деятельности, направленный на получение недостающих знаний и умений.

Выписывают в тетрадь, разбивают по слогам, находят ошибкоопасные места, образуют от него прилагательное, определяют способ образования данного слова.

#1057;ообщение темы урока. Постановка учебных задач.

Проблемный, метод фронтальной организации учащихся

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

регулятивные УУД: целеполагание

Актуализация знаний

Целеполагание: Исходя из темы нашего урока, давайте сформулируем цель нашего урока.

Запишите в тетради тему и попробуйте сформулировать цель урока.

Цель нашего урока:

  1. познакомиться с историей русского речевого этикета и этикетными формулами;
  2. Учиться употреблять этикетные формулы в различных речевых ситуациях. (Слайд3)

- Составьте устно словосочетания с данным словом.

(Соблюдать этикет, придворный этикет).

- А что будет означать словосочетание «речевой этикет»? «этикетные слова»?

-Проверьте себя по учебнику Параграф № 43 стр.123

Речевой этикет – правила речевого поведения.

Этикетные слова – группа слов, которые помогают устанавливать доброжелательный контакт с собеседником.

Итак, позвольте пригласить вас, друзья, к разговору о речевом этикете.

Работа над понятиями этикет, речевой этикет.

- Какие этикетные слова знаете?

-от чего зависит выбор того или иного этикетного слова? (Слайд 4)

РАБОТА В ПАРАХ.

Разделите слова на группы:1-отметьте слова, обозначающие приглашение

-2 отметьте слова, обозначающие просьбу

Самопроверка по эталону. (Слайд5)

Отвечают на вопросы.

Постановка учебной задачи на этот урок.

Чтение параграфа, делают вывод.

Индивидуальные выступления ребят по предварительному заданию, рассказ об этикетных словах и их происхождении.

Чтение ученицей стихотворения В. Солоухина

Отмечают плюсы и минусы в работе

Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.

#1055;рактикум речевых ситуаций

Словесный, познавательный, эвристический

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, умение доказывать и анализировать;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение полно

выражать мысли в соответствии с задачами урока; соблюдение правил общения.

личностные УУД: (умение находить ответ на вопрос «Какое значение

имеет для меня учение? »

регулятивные УУД:

прогнозирование и получение конкретного результата.

Работа с дополнительным учебником С.И. Львовой «Русский язык» упр.314 стр.117-11 (Чтение по ролям)

Аналитическая работа с текстом.

Работа с вопросами к упражнению.

Измените, этот диалог и разыграйте сценку в исправленном виде.

Чтение упражнения, обсуждение речевых ситуаций.

Ответы на вопросы.

Разыгрывание сценки.

Физкультминутка (пауза релаксации).

Ребята, а сейчас давайте немного отдохнём и выполним все упражнения.

Потрудились-отдохнем:

Встанем, глубоко вздохнем

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать,

Руки вниз и вверх поднять,

Руки плавно опустили

Всем улыбки подарили.

Выполняются здоровье сберегающие упражнения.

Физкультминутка (пауза релаксации)

личностные УУД: работа в команде одноклассников под руководством учителя.

коммуникативные УУД:

умение работать в группе, взаимодействуя с товарищами.

Работа в группах

Работа в группах «Формулы речевого этикета, в соответствии с ситуацией общения». Самопроверка по эталону

Выполнение теста, самооценка.

1и3 парты развернулись к позади сидящим.

.

Определите, кому из сказочных героев принадлежат эти слова-утешения. (Слайд 6)

Дети работают устно по слайду

Этап 5. Закрепление полученных знаний

Работа в группах и выступление перед аудиторией.

личностные УУД: формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные УУД: адекватное восприятие предложения учителя и одноклассников.

Познавательные УУД:

умение осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям.

коммуникативные УД: умение строить монологические высказывания; проявление активности в решении познавательных задач

Работа с упражнением 344 (Слайд 7)

– На прошлой неделе мы начали изучать тему: «Культура речи» и разделились на творческие группы. Каждая группа получила задание к проекту «Правила речевого этикета» - изучить формулы речевого общения и ситуации речевого общения.

Давайте послушаем 1-ю группу.

– Здравствуйте! – ты скажешь человеку.
– Здравствуй! – улыбнется он в ответ,
И, наверно, не пойдет в аптеку,
И здоровым будет много лет.

– Над какими словами работали ребята 1-й группы? (Слова приветствия).

Давайте послушаем 2-ю группу.

Нам желают: «Доброго пути!» –
Будет легче ехать и идти.
Приведет, конечно, добрый путь
Тоже к доброму чему-нибудь.

– Какие слова исследовали ребята 2-й группы? (Слова пожеланий).

Давайте послушаем 3-ю группу.

Если другу на прощанье
Скажешь «до свидания»,
Непременно будет завтра
Новое свидание!
Это слово, как магнитик,
Всех соединяет.
И прощаться навсегда
Нам не разрешает.

– О каких словах вы услышали? (Слова прощания).

Давайте послушаем 4-ю группу.

Отметить, что ли, слово «пожалуйста»?
Повторяем его поминутно.
Нет, пожалуй, что без «пожалуйста»
Нам становится неуютно.

– Какие слова изучали ребята? (Слова просьбы).

Групповая работа.

ЗАДАНИЕ №1 ДЛЯ ГРУПП: (за время, пока звучит мелодия)

  • Группа 1 (Формы приветствия): здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер.
  • Группа 2 (Формы пожеланий): всего хорошего, будьте здоровы, спокойной ночи, приятного аппетита, доброго пути.
  • Группа 3 (Формы прощания): до свидания, до скорой встречи, прощайте.
  • Группа 4 (Формы просьбы): пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, прошу вас.

ЗАДАНИЕ №2 ДЛЯ ГРУППЫ

– Вы тоже что-то интересное узнали о волшебных словах.

  • Здравствуйте (Толковый словарь, Этимологический)
  • Спокойной ночи, «Приятного аппетита» (Этимологический)
  • До свидания (Словарь синонимов)
  • Пожалуйста (Толковый, Этимологический)

ЗАДАНИЕ №3 ДЛЯ ГРУПП:

Правила вежливости

Этап 6. Подведение итогов урока

#1054;бобщение

Индивидуальная работа, выступление перед аудиторией.

Личностные: соотношение своей части работы с общим замыслом.

Регулятивные: умение самостоятельно и рационально работать.

Познавательные: проявление активности в решении творческой задачи.

Коммуникативные: навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками

Обобщение.

– Вот мы и закончили работу над нашим проектом «Правила речевого этикета».
– В заключение нашего занятия, давайте, ребята, еще раз вспомним, о чем мы сегодня говорили? Чему научились? Что нового узнали?
(О доброте, о вежливости о добрых и вежливых поступках, о волшебных словах)

Да, ребята, мы с вами должны следовать одному из правил высокой культуры: пожелай другим того, чего желаешь себе. Если хочешь, чтобы с тобой были вежливы – будь вежлив сам. Научись словесно выражать уважительное отношение к людям, введи это в обычай своего повседневного речевого поведения. А в этом вам помогут «Правила речевого этикета».

Давайте дадим Клятву:

Клятва

Клянемся вежливыми быть.

Всегда спасибо говорить.

Добрый день и до свидания

Нет в мире лучше звания!

Клянемся добрыми мы быть,

А лень и грубость позабыть!

Учиться этикету!

Науку помнить эту!

Клянемся добрыми мы быть!

Формирование познавательной активности через творческое задание и корректировка полученных ответов. Выполняет роль консультанта.

Самооценка работы на уроке.

Фронтальная работа: Ребята хором произносят слова клятвы.

#1044;омашнее задание

Словесный, наглядный

Домашнее задание: Написать сочинение – миниатюру «Как часто я употребляю этикетные слова». (Слайд8)

Запись задания в дневники.

4. Рефлексия

Метод контроля,

Познавательно

рефлексивный

регулятивные УУД: рефлексия, коммуникативные УУД: умение с достаточно полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

- Ну, а теперь хотелось бы узнать, что вы узнали, что было трудно, а что интересно.

-Понравился ли вам урок?

-Что нового вы узнали на уроке?

- Кого из ребят вы похвалите за работу?

-с каким настроение вы заканчиваете урок?

.

– Ребята, вы меня сегодня очень порадовали своей работой. Большое вам спасибо за урок! Желаю вам успеха! Давайте говорить друг другу комплименты! Стихотворение (Слайд 9)

Выставление оценок.

Пожелание успехов.

Дают развернутый ответ на вопрос (2-3 человека).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 5 классе Демянская средняя школа Учитель : Панова Т.М. Умеем ли мы употреблять этикетные слова

Слайд 2

Язык - важнейшее средство человеческого общения

Слайд 3

Цель урока: -познакомится с историей русского речевого этикета -Учиться употреблять этикетные слова в различных речевых ситуациях

Слайд 4

Кто- кому- с какой целью-при каких обстоятельствах-что говорить

Слайд 5

Приглашение: Пожалуйста к нам Приезжайте к нам в гости Прошу оказать честь Прошу к столу Чувствуйте себя как дома Милости просим Жду вас в гости Заезжайте к нам Просьба: Будьте любезны Убедительно прошу вас Челом бьем Огромная просьба к вам Замолвите словечко Не в службу, а в дружбу

Слайд 6

Определите ,кому из сказочных героев принадлежат эти слова утешения? 1.Спокойствие, только спокойствие 2.Что ты, молодец, не весел, что головушку повесил? 3.Не волнуйтесь, ребята, главное - здоровье. 4.Мои дорогие !Какие вы сказочно сильные, умные , удачливые. Ответы : Карлсон, Василиса, Айболит, Дюймовочка

Слайд 7

-На всякие приветы надобны ответы -Язык и хлебом кормит, и дело портит -Слово народы поднимает

Слайд 8

Написать сочинение-миниатюру « Как часто я употребляю этикетные слова» Домашняя работа

Слайд 9

-Здравствуйте!-ты скажешь человеку -Здравствуй!- улыбнется он в ответ И наверно, не пойдет в аптеку, И здоровым будет много лет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отрабатка заданий , связанных с синтаксисом. Наша цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

Конспект урока русского языка 9 класс по теме : «Словосочетания»

Работа по подготовке к ЕГЭ и  отработка заданий , связанных с синтаксисом. Цель  – контроль усвоенных знаний по теме  «Словосочетание»....

Конспект урока русского языка, 11 класс по теме: Проблема текста

Цель: совершенствование языковых компетенций учащихся в работе над проблемой текста.Задачи:·        обобщить и систематизировать знания учащихся о проблеме текста, с...

План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"

Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только ч...

конспект урока, русский язык, 7 класс, по теме "Составление карты понятий для написания сочинения 15.3 ОГЭ"

Класс: 7 «а»Предмет: русский языкНазвание раздела: Речь, информационная обработка текстовТема урока: Составление карты понятий для написания сочинения 15.3 ОГЭФорма урока:урок построения с...