Рабочая программа кружка "Русское слово" 9 класс
рабочая программа по русскому языку (9 класс)

Рабочая программа кружка "Русское слово" 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkoe_slovo.docx42.12 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Введение

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Русское слово» имеет социально-педагогическую направленность. Уровень освоения содержания – базовый.

Программа составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и соответствует возрастным особенностям обучающихся.

Направленность программы: социально-педагогическая

Уровень освоения программы – базовый

Актуальность данной программы обусловлена необходимостью через дополнительное образование прививать детям любовь к русскому литературному языку, совершенствуя орфографическую и пунктуационную грамотность, способствовать формированию у школьников общекультурных, коммуникативных и социальных навыков, которые необходимы им для успешного интеллектуального развития в современном обществе, так как в настоящее время возросли требования к общей языковой культуре школьника.

Педагогическая целесообразность программы обусловлена возможностью приобщения учащихся к лучшим традициям родного языка через увлекательные и познавательные формы учебной и творческой деятельности такие, как работа в группах, дискуссии, путешествия, беседы, викторины, конкурсы, тесты.

Отличительными особенностями данной программы является то, что она имеет практическую направленность и может иметь особое значение для детей, испытывающих трудности в освоении норм русского языка и желающих углубить знания. Прежде всего, это систематическое повторение всех разделов лингвистики и постоянная тренировка в выполнении разных тестов и творческих заданий. Программа предусматривает не только повторение пройденных разделов лингвистики, но и подготовку к ГИА, а также комплекс тренировочных упражнений для отработки навыков по решению заданий и выполнению творческих работ.

При максимальном расширении содержания и форм практической деятельности учащихся, создаются условия для самостоятельной продуктивной работы, в которой проявляются творческие способности ребенка.

Возраст обучающихся : 15-16 лет

Набор обучающихся: 9 В, 9 Г классы

Сроки реализации программы:  2022-2023 учебный год

Формы и режим занятий:

Форма обучения:  очная

Форма организации занятий: групповая

Характер группы: одновозрастной

Численный состав группы - ___25_ чел. 

Режим занятий:

Занятия проводятся ____1__ раз в неделю по __2__ часа.. Продолжительность учебного часа__40__ мин. Перерыв между занятиями 10 мин.

Цель и задачи программы:

Цель программы – повышение общей языковой культуры учащихся, формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ОГЭ, устранение пробелов и корректировка знаний по наиболее сложным для освоения темам и разделам.

Задачи программы:

обучающие:

  • способствовать развитию интереса к предмету, мотивировать их на самостоятельные дополнительные занятия русским языком;

  •  развивать письменную речь учащихся, формировать навыки грамотного письма, пополнять их теоретико-литературный словарь;

  • совершенствовать орфографические, пунктуационные,  лингвистические и коммуникативные навыки учащихся.

  • вести последовательную работу по подготовке к государственной итоговой аттестации;

  •  совершенствовать умение отражать личностную позицию в сочинении при помощи аргументации; стройно и последовательно излагать свои мысли и оформлять их в определённом стиле и жанре.

развивающие:

  • развивать орфографическую и пунктуационную грамотность;

  • развивать умения анализировать текст: проводить смысловой, языковой анализ текста;

  • развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу;

  •  развивать способности к творчеству, овладению и стремлению самостоятельно добывать новые знания;
  •  развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;

воспитательные:

  • воспитывать уважение и бережное отношение к слову, к богатствам языка;
  • воспитывать чувства гражданственности и патриотизма, гордости за принадлежность к своей нации, гордости за свою Родину;
  • воспитывать в детях способность воспринимать, чувствовать и ценить прекрасное посредством работы с произведениями искусств
  • формировать устойчивые навыки нормативной речи;

Учебный план

№п/п

Тема

Всего часов

В том числе

Дата проведения

теория

практика

план

факт

  1. Введение. Значение курса, его задачи

1.1.

Вводное занятие. Знакомство с демонстрационным вариантом

1

1

6.09

1.2.

Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Виды заданий

3

1

1

13.09

  1. Текст. Сжатое изложение

2.1.

Работа над частью 1 (изложение)
Типы и стили речи. Текст и его строение.

2

1

1

20.09

2.2.

Тема и композиция текста. Основная мысль исходного текста

2

1

1

27.09

2.3

Составление плана с опорой на ключевые слова, несущие информацию

2

1

1

4.10

2.4

Сжатое изложение. Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия текста. Прием исключение

2

1

1

11.10

2.5

Сжатое изложение. Отработка приёма исключение

2

1

1

18.10

2.6

Сжатое изложение. Прием сжатия текста обобщение

2

1

1

25.10

2.7

Сжатое изложение. Отработка приёма обобщение

2

1

1

8.11

2.8

Сжатое изложение. Прием сжатия текста упрощение

2

1

1

15.11

2.9

Сжатое изложение. Отработка приема упрощение

2

1

1

22.11

2.10

Черновой вариант переработки информации текста, данного для изложения

2

1

1

29.11

2.11

Грамматические нормы (морфологические, синтаксические). Лексические нормы.

2

1

1

6.12

2.12

Пунктуация в простом и сложном предложении. Орфография

2

1

1

13.12

2.13

Контроль знаний (часть 1) Написание сжатого изложения. Работа над ошибками

2

1

1

20.12

III. Комплексный анализ текста. Выполнение тестовых заданий

3.1

Понимание смысла текста

2

1

1

27.12

3.2

Выразительные средства лексики и фразеологии

2

1

1

10.01

3.3

Основные орфографические правила написания приставок

2

1

1

17.01

3.4

Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)

2

1

1

24.01

3.5

Правописание -Н-/-НН- в различных частях речи. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени

2

1

1

31.01

3.6

Синонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по значению и происхождению

2

1

1

7.02

3.7

Словосочетание. Типы подчинительной связи в словосочетаниях

2

1

1

14.02

3.8

Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Типы сказуемых

2

1

1

21.02

3.9

Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Типы сказуемых

2

1

1

28.02

3.10

Простое осложненное предложение

2

1

1

7.03

3.11

Простое осложненное предложение

2

1

1

14.03

3.12

Пунктуационный анализ. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения

2

1

1

21.03

3.13

Синтаксический анализ сложного предложения

2

1

1

4.04

3.14

Пунктуационный анализ. Знаки препинания в ССП и СПП

2

1

1

11.04

3.15

Синтаксический анализ сложного предложения

2

1

1

18.04

3.16

Сложные предложения с разными видами связи

2

1

1

25.04

                                                                    IV. Заключение. Итоговый контроль

4.1

Контрольное выполнение заданий ОГЭ (часть 1, 2)

2

2

2.05

4.2

Контрольное выполнение заданий ОГЭ (часть 1, 2)

2

2

16.05

4.3

Контрольное выполнение заданий ОГЭ (часть 1, 2)Итоговое занятие

2

1

1

23.05

Итого

68

32

36

Содержание программы

Раздел I. Введение. Значение курса, его задачи

Тема 1.1. Вводное занятие

Теория: Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

Практическая работа

Тема 1.2. Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Виды заданий

Теория: Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ

Практическая работа: Виды заданий

Раздел II. Текст. Сжатое изложение

Тема 2.1. Работа над частью 1 (изложение). Типы и стили речи. Текст и его строение.

Теория: Типы и стили речи. Текст и его строение.

Практическая работа: . Работа над частью 1 (изложение).

Тема 2.2 Тема и композиция текста. Основная мысль исходного текста

Теория: Тема и композиция текста.

Практическая работа: Основная мысль исходного текста

Тема 2.3. Составление плана с опорой на ключевые слова, несущие информацию

Теория: Составление плана с опорой на ключевые слова, несущие информацию

Практическая работа: Составление плана

Тема 2.4 Сжатое изложение. Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия текста. Прием исключение

Теория: Что такое сжатие (компрессия) текста. Приемы сжатия текста. Прием исключение

Практическая работа: Сжатое изложение

Тема 2.5 Сжатое изложение. Отработка приёма исключение

Теория: Отработка приёма исключение

Практическая работа: Сжатое изложение

Тема 2.5 Сжатое изложение. Отработка приёма исключение

Теория: Прием сжатия текста обобщение

Практическая работа: Сжатое изложение

Тема 2.6 Сжатое изложение. Прием сжатия текста обобщение

Теория: Прием сжатия текста обобщение

Практическая работа: Сжатое изложение

Тема 2.7 Сжатое изложение. Отработка приёма обобщение

Теория: Отработка приёма обобщение

Практическая работа: Сжатое изложение

Тема 2.8 Сжатое изложение. Прием сжатия текста упрощение

Теория: Прием сжатия текста упрощение

Практическая работа: Сжатое изложение

Тема 2.9 Сжатое изложение. Отработка приема упрощение

Теория: Отработка приема упрощение

Практическая работа: Сжатое изложение.

Тема 2.10 Черновой вариант переработки информации текста, данного для изложения

Теория: Черновой вариант переработки информации текста

Практическая работа: Сжатое изложение.

Тема 2.11 Грамматические нормы (морфологические, синтаксические). Лексические нормы.

Теория: Лексические нормы.

Практическая работа: Грамматические нормы (морфологические, синтаксические).

Тема 2.12 Пунктуация в простом и сложном предложении. Орфография

Теория: Орфография

Практическая работа: Пунктуация в простом и сложном предложении.

Тема 2.13 Контроль знаний (часть 1) Написание сжатого изложения. Работа над ошибками

Теория: Работа над ошибками

Практическая работа: Контроль знаний (часть 1) Написание сжатого изложения.

III. Комплексный анализ текста. Выполнение тестовых заданий

Тема 3.1 Понимание смысла текста

Теория: Слушание. Адекватное понимание устной речи

Практическая работа: Понимание смысла текста

Тема 3.2 Выразительные средства лексики и фразеологии

Теория: Выразительные средства лексики и фразеологии

Практическая работа: Комплексный анализ текста.

Тема 3.3 Основные орфографические правила написания приставок

Теория: Основные орфографические правила написания приставок

Практическая работа: Выполнение тестовых заданий

Тема 3.4 Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)

Теория: Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -Н-/-НН-)

Практическая работа: Выполнение тестовых заданий

Тема 3.5 Правописание -Н-/-НН- в различных частях речи. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени

Теория: Правописание -Н-/-НН- в различных частях речи.

Практическая работа: Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени

Тема 3.6 Синонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по значению и происхождению

Теория: Синонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по значению и происхождению

Практическая работа: Комплексный анализ текста.

Тема 3.7 Словосочетание. Типы подчинительной связи в словосочетаниях

Теория: Словосочетание. Типы подчинительной связи в словосочетаниях

Практическая работа: Выполнение тестовых заданий

Тема 3.8 Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Типы сказуемых

Теория: Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения.

Практическая работа: Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Типы сказуемых

Тема 3.9 Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Типы сказуемых

Теория: Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения.

Практическая работа: Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения, способы их выражения. Типы сказуемых

Тема 3.10 Простое осложненное предложение

Теория: Простое осложненное предложение

Практическая работа: Комплексный анализ текста.

Тема 3.11 Простое осложненное предложение

Теория: Простое осложненное предложение

Практическая работа: Комплексный анализ текста.

Тема 3.12 Пунктуационный анализ. Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения

Теория: Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения

Практическая работа: Пунктуационный анализ.

Тема 3.13 Синтаксический анализ сложного предложения

Теория: Синтаксический анализ сложного предложения

Практическая работа: Комплексный анализ текста.

Тема 3.14 Пунктуационный анализ. Знаки препинания в ССП и СПП

Теория: Знаки препинания в ССП и СПП

Практическая работа: Пунктуационный анализ

Тема 3.15 Синтаксический анализ сложного предложения

Теория: Синтаксический анализ сложного предложения

Практическая работа: Комплексный анализ текста.

Тема 3.16 Сложные предложения с разными видами связи

Теория: Сложные предложения с разными видами связи

Практическая работа: Комплексный анализ текста.

IV. Заключение. Итоговый контроль

Тема 4.1 Контрольное выполнение заданий ОГЭ (часть 1, 2)

Теория:

Практическая работа: Контрольное выполнение заданий ОГЭ (часть 1, 2)

Тема 4.2 Контрольное выполнение заданий ОГЭ (часть 1, 2)

Теория:

Практическая работа: Контрольное выполнение заданий ОГЭ (часть 1, 2)

Тема 4.3 Контрольное выполнение заданий ОГЭ (часть 1, 2).Итоговое занятие.

Теория: Диагностическая работа. Анализ ошибок

Практическая работа: Контрольное выполнение заданий ОГЭ (часть 1, 2)

Планируемы  результаты обучения

Программные требования к знаниям (результаты теоретической подготовки):

-способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы;

-знание закономерностей построения текста, владение   умениями   информационной   переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов; говорение и письмо:

-применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка, выразительных  возможностей русского языка; соблюдение на письме орфографических и пунктуационных норм;

-осуществление речевого самоконтроля; анализ речи с точки зрения ее эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; владение разными способами редактирования текстов.

Программные требования к умениям и навыкам (результаты практической) :

- опознавать языковые единицы, проводить различные виды анализа,

 -определять тему текста, основную мысль,

 - извлекать информацию из различных источников,

 -свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой, воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение),

-соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы русского литературного языка,

 -соблюдать в практике основные правила орфографии и пунктуации,

 -осуществлять речевой самоконтроль,

По окончании программы:

Программные требования к уровню воспитанности:

- осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа, как одного из способов приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

- использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка;

Программные требования к уровню развития:

-осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения,

-оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты.

-свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме, соблюдать нормы построения текста,

Формы контроля

-участие в олимпиадах;

-практические работы;

-комплексный анализ текста;

-тестирование;

-написание текстов в различных жанрах,

-письмо под диктовку,

-самоконтроль,

-индивидуальный устный опрос,

-обобщающая беседа по изученному материалу;

-презентация;

Оценочные материалы:

-Входная диагностика (тест).

-Тренировочные тесты по темам

-Творческие задания

-Тексты для комплексного задания

-КИМы для ОГЭ

Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение программы

Занятия проводятся в учебном кабинете, где имеется классная доска, столы, стулья для учащихся и педагога, шкафы для хранения дидактических и учебных материалов, учебные комплекты на каждого учащегося. В кабинете установлен компьютер, принтер, проектор.

Методическое обеспечение программы

Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Источником информации являются материалы учебников, пособий для подготовки к ОГЭ, Интернет-ресурсов.

Практические занятия позволяют реализовать воспитательную цель и развивать творческие способности учащихся.

Педагогические технологии -технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, здоровьесберегающая технология,

Методы обучения - словесный, наглядный практический; объяснительно -иллюстративный, частично-поисковый

Формы организации учебного занятия - беседа, защита проектов, лекция, олимпиада, практическое занятие, представление, презентация, экзамен,

Дидактические материалы,

-таблицы;

-тесты;

-словари

Кадровое обеспечение: Нуруллина   Рузиля  Вадутовна

учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории.

Список литературы

Список литературы для педагога

1. Контрольно – измерительные материалы. Русский язык: 9 класс / Сост. И.П.  Цыбулько.- М.:Национальное образование, 2023.

2.  Программы для общеобразовательных учреждений. Русский  язык. 5-9 классы. 11-е изд.- М.: Просвещение, 2013.

4. Рабочие программы по русскому языку. 5-11 классы. / по программам М.Т. Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского, А.И.Власенкова /сост. Г.М. Вялкова.-3-е изд.- М.: Глобус, 2013.

5. Русский язык: учебник для общеобразовательных учреждений / Л. А. Тростенцова Т. А. Ладыженская и др.; научн. Ред. Н. М. Шанский). – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2017.

6.   Уроки русского языка в 9 классе: Кн. Для учителя / Г.А.Богданова.- 5-е изд.-М.: Просвещение, 2011.

Список литературы для учащихся

  1. Бабайцева В.В. и др. Русский язык. Теория 5-9 кл. –М., Дрофа,2002.
  2. Бархударов С.Г. и др. Русский язык. 9 класс. –М., Просвещение,2002.
  3. Богданова Г.Ф. Уроки русского языка в 9 классе. – М., 2001.
  4. Валгиш Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация: Справочник. –М., 2002.
  5. Граник Г.Г.,Бондаренко С.М. Секреты пунктуации. –М.,Просвещение,2002.
  6. Греков В.Ф., Крючков С.Е.,Чешко Л.А. –М., Просвещение,2001.
  7. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. – М., 1982. 9.Львова СИ Этимология на службе орфографии. – М., 2001.
  8. Панов В.Ф. Занимательная орфография. –М., Просвещение,2000.
  9. Пичугова Ю.С. Сборник задач и упражнений по русскому языку. Учебное пособие для 9 кл. –М., Просвещение, 2000.

Интернет-сайты:

1. http://www.fipi.ru/

2.  http://www.km.ru

3. http://vschool.km/ru

5. . http://www.obruch.msk.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Музыка 5 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа "Музыка 6 класс" на основе авторской программы "Музыка 1-7 класс", Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, 2010.

Данная  рабочая  программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 5-9 кл., Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина – Мос...

Рабочая программа по английскому языку (7 класс) на тему: Рабочая программа для 7 класса по ФГОС НОО по английскому языку к УМК под редакцией Биболетовой М.З.

1. Пояснительная запискаОбщая характеристика учебного предмета. Иностранный язык (в том числе английский) входит в общеобразовательную область «Филология». Язык является важнейшим средством общен...

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс

рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...

Рабочая программа для 10 класса ( 2 часа в неделю), Рабочая программа для 10 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная запискаРабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 10 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:•  Федерального закона ...

Рабочая программа для 11 класса ( 2 часа в неделю) , Рабочая программа для 11 класса ( 5 часов в неделю)

Пояснительная записка      Рабочая программа по физике на 2022/23 учебный год для обучающихся 11 классов МБОУ «СШ№ 25» разработана в соответствии с требованиями:&bull...