Личностно-ориентированный подход на уроках русского языка и литературы
учебно-методический материал по русскому языку (7, 8 класс)
Личностно-ориентированный подход
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 29.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Часнык Л.Н,
учитель русского языка и
литературы.
Личностно-ориентированный подход на уроках русского языка и литературы
На протяжении нескольких лет стремлюсь применять в своей профессиональной деятельности личностно-ориентированный подход. Меня привлекает в этой современной технологии то, что ученик из объекта превращается в субъект учения. Не секрет, что прочно усваивается то, что становится предметом деятельности самого ученика.
В книге «Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование» профессором Е.Н. Степановым охарактеризованы сущность, строение и компоненты личностно-ориентированного подхода.
Приведу некоторые положения из этой книги.
Личностно-ориентированный подход – это методологическая ориентация деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.
Личностно-ориентированный подход направлен на удовлетворение потребностей и интересов в большей мере ребенка, нежели взаимодействующих с ним государственных и общественных институтов. При использовании данного подхода педагог прилагает основные усилия не для формирования у детей социально типичных свойств, а для развития в них уникальных личностных качеств. Применение этого подхода предполагает перераспределение субъектных полномочий в учебно-воспитательном процессе, способствующее преобразованию субъектно-субъектных отношений между педагогами и их воспитанниками.
Технологический арсенал личностно ориентированного подхода, по мнению профессора Е.В.Бондаревской, составляют методы и приемы, соответствующие таким требованиям, как:
- диалогичность;
- деятельностно-творческий характер;
- направленность на поддержку индивидуального развития ребенка;
- предоставление учащемуся необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения.
Большинство педагогов-исследователей склонно включать в данный арсенал диалог, игровые и рефлексивные методы и приемы. Петербургские ученые Е.И.Казакова и А.П.Тряпицина справедливо считают метод создания ситуации успеха важнейшим средством личностно-ориентированной педагогической деятельности.
Основная идея моего опыта заключается в том, что «исходным пунктом любой предметной методики является раскрытие индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка». Уроки русского языка и литературы призваны развивать индивидуальные способности учащихся в овладении навыками грамотного письма, культуры речи, в воспитании ученика как вдумчивого читателя.
В основе личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании лежит признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого человека, его развития не как коллективного субъекта, но прежде всего как индивида.
Это актуальная тема и для учителя русского языка и литературы. Цель этого подхода в развитии индивидуальных познавательных способностей каждого ученика. Необходимо помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться. Ученье есть не прямая производная от обучения, а самостоятельный, индивидуальный, личностно-значимый, а потому очень действенный источник развития.
Гибкие, мягкие, ненавязчивые формы индивидуализации и дифференциации, организуемые на уроке, позволяют мне фиксировать избирательность познавательных предпочтений ученика, устойчивость их проявлений, активность и самостоятельность школьника через способы учебной работы.
Технология личностно-ориентированного образовательного процесса предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию.
Это актуально на уроках русского языка в процессе обучения грамотному письму. Из опыта работы известно, что не каждому учащемуся удается легко овладевать навыками грамотного письма. Причина в индивидуальных особенностях памяти, типа мышления, темперамента. Известно, что одним учащимся для овладения каким-либо орфографическим навыком требуется выполнить больше упражнений, другим – меньше. Поэтому приходится постоянно отыскивать наиболее эффективные приемы работы с правилом, подбирать упражнения с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
Орфография как система в значительной мере отражает сложность самого языка. В психологии принято положение о сознательной природе орфографического письма как навыка сложного.
В методических работах предлагаются различные пути повышения грамотности, среди них один из самых эффективных, на мой взгляд,- это алгоритмизация правил, сведение ряда правил к общему алгоритму, составление таблиц обобщающего характера.
Обобщение и систематизация – «одна из актуальных проблем методики преподавания любой дисциплины. Она приобретает особую значимость при изучении программного материала по орфографии в школе в связи с тем, что в действующих учебниках материал фактически одной орфографической темы излагается дробно, сопутствуя грамматическому материалу, и иногда поэтому оказывается разнесенным даже по учебникам разных классов. При отсутствии обобщения это затрудняет формирование в сознании учащегося целостного, системного представления о той или иной орфографической закономерности».
В своей работе использую обобщающие таблицы по различным разделам орфографии:
- Слитное и раздельное написание не словами.
- Правописание н и нн.
- Чередующиеся гласные в корне слова.
- Правописание о и е после шипящих и др.
Так, при изучении в 7 классе темы «Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и –е мы составляем обобщающую таблицу правописания не с разными частями речи. К этому времени учащиеся уже знакомы с правилами написания не и с существительными, и с прилагательными, и с глаголами, и с причастиями, и с деепричастиями. Поэтому дети принимают самое активное участие в составлении таблицы. Сначала на уроке вспоминаем соответствующие правила, находим закономерности, общие черты. Затем сильным учащимся предлагается самостоятельно составить таблицу, сильные работают, а слабые в это время выполняют тренировочные упражнения. После этого обсуждаются составленные детьми таблицы. Затем они сравниваются с вывешенной на доске таблицей.
Таблицы и схемы, которыми я пользуюсь, носят обобщающий и, по возможности, алгоритмизированный характер. Алгоритм облегчает выработку орфографического навыка, особенно медлительными учащимися с неустойчивым вниманием, так как позволяет при выполнении упражнения осуществлять определенные «шаги», способствующие осознанному овладению навыком. (См. Приложение 2)
Во время работы над правилом предлагаю детям сначала прочитать его самостоятельно, затем читаем вслух. Если это возможно, составляем схему правила. Например, опорная схема по теме «Причастие как часть речи»:
ПРИЧАСТИЕ
какой?
глагола: П прилагательного:
вид (сов.,несов.) Р изменяется по
время (наст.,прош.) И падежам,
З числам,
Н родам в ед.ч.
А
К
И
После того, как учащиеся усвоили орфографическое правило, овладели алгоритмом, требуется большая, кропотливая работа по отработке навыка, доведению его до автоматизма. При этом учитываю индивидуальные особенности каждого ученика. В начале урока провожу орфографическую разминку. Учащиеся должны вставить в записанные на доске слова буквы, объяснить их написание. Потом вставленные буквы стираются, а дети записывают слова в тетрадь. Возможны варианты:
- слова закрываются, дети записывают их под диктовку, затем проверяют по записи на доске;
- слабые учащиеся получают карточки со словами, им необходимо просто списать слова, обозначая орфограммы;
- в записанных словах назвать все орфограммы.
Например, в слове прикоснуться 3 орфограммы: правописание приставки при-, корня с чередованием о-а, ь в неопределенной форме.
Практикую также работу в парах, когда сильный учащийся выступает в роли консультанта и помощника. Эффективной считаю также работу групп, которые получают дифференцированные задания повышенной сложности; слабые отрабатывают навык путем выполнения тренировочных упражнений под руководством учителя, так как им требуется больше времени для овладения навыком. В этом случае использую карточки с дифференцированными заданиями.
Дифференцированный подход осуществляю и при организации зачетов. Класс делится на группы, которые получают задания различной трудности. Такой подход создает атмосферу сотрудничества учителя и учеников, атмосферу доброжелательного отношения. В результате каждый ученик справляется с заданием, оно ему по силам.
Учащихся, которые больше других интересуются предметом, привлекаю в качестве консультантов на зачетах, в работе с отстающими. Готовлю с ними отдельные этапы урока, которые они затем проводят самостоятельно. Такая работа является хорошим стимулом не только для самого учащегося, но и для его одноклассников, которые тоже хотят выступить в роли учителя.
Особого внимания требуют также учащиеся, которым с трудом дается овладение навыками грамотного письма. Это дети с кратковременной памятью, неустойчивым вниманием, с трудом воспринимающие письменную речь (дизлексики), страдающие дисграфией. Терпение учителя, более простые упражнения позволяют если не повысить их грамотность, то не вызвать отвращение к предмету, к школе.
На уроках литературы развиваются не только ум, речь, но и чувства. Личностно-ориентированный подход подразумевает обращение к личному опыту учащихся. В своей работе стараюсь учитывать уровень развития эмоциональной сферы учащихся.
Научить детей жалеть, негодовать, радоваться, сопереживать, открыть им богатый, разнообразный мир человеческих переживаний через художественное слово – вот одна из самых трудных задач.
Учащиеся 5-7 классов – еще неопытные читатели, они часто пропускают важное, не обращают внимания на детали, которые, может быть, являются ключом к пониманию художественного образа, идеи. Свою задачу вижу в том, чтобы путем постановки вопросов, организации работы на уроке подвести ребят к пониманию мысли автора, помочь им увидеть художественные средства, используемые писателем. Важно, чтобы на уроке не осталось безучастных. Некоторым учащимся трудно сделать обобщения, вывод, но они могут зачитать эпизод, найти нужное место в тексте.
Считаю необходимым выслушать на уроке всех желающих высказаться. Мнение каждого ребенка заслуживает внимания. Уважительное отношение к личности ученика, к его мнению вызывает у него желание работать на каждом уроке.
На мой взгляд, огромную воспитательную силу имеет само художественное слово, сам язык великих мастеров. Поэтому большое внимание уделяю выразительному чтению. Работу начинаю с 5 класса. Сначала многие дети стесняются выражать свои чувства при помощи выразительного чтения. Необходимо их раскрепостить. Помогает игра: разыгрываем репетиции в театре, съемку телепередач, экзамен в театральное училище. В игре дети чувствуют себя раскованно, они охотно повторяют интонации, предлагают свой вариант прочтения. Развитию навыков выразительного чтения способствует и чтение по ролям.
Работа над выразительным чтением позволяет мне выявить одаренных детей, помочь учащимся почувствовать красоту и силу воздействия русского языка.
В организации семинарских занятий обязательно стараюсь учитывать интересы и склонности учащихся, их уровень подготовленности. Сильные учащиеся готовят доклады и выступают с ними; другие дети выступают в качестве содокладчиков. Слабые учащиеся во время прослушивания сообщений готовят вопросы докладчику, составляют план или сами готовят небольшое сообщение по указанной учителем литературе.
Далеко не все старшеклассники в силу субъективных причин читают всю программную литературу. Я разрешаю таким учащимся прочитать произведение в сокращении или ознакомиться с содержанием выборочно, перелистывая толстый роман. Важные для понимания идейного содержания сцены мы все равно анализируем в классе, я даю их прочитать дома. Я убеждена, что такое знакомство с произведением, хотя и не может заменить наслаждения от общения с мастером слова, но лучше, чем полное незнание содержания. Мне важно видеть на уроке спокойных и уверенных собеседников, которые в меру своих способностей и развития принимают участие в работе.
В своей работе стараюсь создавать и поддерживать на уроке атмосферу доброжелательности и делового сотрудничества.
В результате учащиеся откровенны в своих ответах и сочинениях, на уроках активно работают.
По результатам учебного года не имею отстающих, дети знают, что пробелы в знаниях они могут ликвидировать в любое время, при необходимости обращаются за консультацией в нерабочее время (после уроков), приходят на дополнительные уроки.
Мои ученики неоднократно являлись победителями городских и областных конкурсов творческих работ. В городском конкурсе «Лучший урок письма» работа Фониной Юлии (11 кл.) заняла I место в 2005 году, а в 2007 г. I место в таком же конкурсе заняла Воронина А. (5 кл.) и III место – Севостьянова Л. (5 кл.).
Сочинения Ульницкой А. и Сухова Д., помещенные в рукописную книгу, были призерами областных конкурсов на лучшую рукописную книгу.
Я убеждена, что личностно-ориентированный подход к обучению на уроках русского языка и литературы способствует развитию умений и навыков каждого учащегося в той мере, в какой позволяют это сделать его природные задатки.
Литература
1. Гибитова В.Ф. Схемы при обучении орфографии. РЯШ №1, 1991 г.
2. Горбатов Д.С. Новый вид орфографического контроля. РЯШ №2, 1993 г.
3. Гранин Г., Бондаренко С. Секреты орфографии. Москва, 1997 г.
4. Зотов. Организация современного урока. 1996 г.
5. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. Москва
«Просвещение», 1992 г.
6. Селезнева Л. Обобщающие занятия по орфографии. Москва, 1980 г.
7. Современные образовательные технологии. Под редакцией Селевко.
1997 г.
8. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и
использование. Под ред. Е.Н. Степанова, Москва, 2004.
Приложение 1.
Обобщающая таблица.
Слитное и раздельное написание НЕ со словами.
Слитно Раздельно
а) слово без не не употр.; а) есть противопоставление с союзом а;
б) можно заменить синонимом. б) у прилаг. и наречий: есть сочетания
далеко не, вовсе не, нисколько не,
ничуть не, совсем не, …
в) у причастий есть зависимые слова;
г) с глаголами, деепричастиями,
краткими причастиями.
Приложение 2.
Алгоритм.
Правописание приставок
I. Определяю, к какой группе относится приставка
1-й 2-й 3-й
Вывод: пишу #1054;пределяю, II. Определяю смысл
всегда одинаково перед каким приставки
( как в списке) согласным Вывод: пишу
приставка в зависимости от смысла
пре- или при-
перед перед
глухим звонким
Вывод: пишу Вывод: пишу
С З
Приложение 3.
Современные ИКТ позволяют наиболее эффективно использовать демонстрации на уроках как русского языка, так и литературы. Учащиеся с удовольствием сами готовят презентации, слайды к урокам.
В 9 классе провела ученическую научно-практическую конференцию, посвященную 200-летию со дня рождения Н.В.Гоголя, к которой девятиклассники подготовили доклады. Круг выбранных тем был достаточно широк. Работали дети индивидуально и в группах. Так, по биографии писателя Самченко М. подготовил презентацию, которая демонстрировалась через мультимедиа и служила иллюстрацией к докладу А.Касатовой и Г.Бариевой.
Учащиеся, которые не могли приготовить доклады, во время конференции составляли вопросы или тезисный план выступлений.
Тема конференции. Великий талант Н.В.Гоголя.
Цель: учащиеся должны:
− знать основные события жизни Н.В.Гоголя; знать содержание его произведений, изученных в школьном курсе;
− уметь самостоятельно отбирать материал для репродуктивного реферата, уметь оформить реферат, использовать ИКТ;
− владеть навыками публичного выступления.
Оборудование:
− портрет Н.В.Гоголя;
− эпиграф: «Я живу весь… в своем народе и земле, которые носятся неразлучно со мною, и все, что там ни есть и ни заключено, ближе и ближе становится ежеминутно душе моей». Н.В.Гоголь
− мультимедийная установка для демонстрации презентации.
I. Целевая установка.
II. Вступительное слово учителя.
Н.В.Гоголь вошел в русскую литературу как один из великих и самобытных писателей, сыгравших огромную роль в развитии отечественной литературы и культуры.
В этом году исполнилось 200 лет со дня рождения Н.В.Гоголя. Время не властно над творениями великого писателя и драматурга. Из глубины веков звучит голос писателя, его крылатые слова о России.
Ученик читает:
«Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дышится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях?..
Русь, куда же несешься ты? дай ответ. Не дает ответа…
Учитель: Н.В.Гоголь сохранился в памяти современников как человек сложный и противоречивый. Тем многограннее его талант. Веселый и пасмурный, простодушный и замкнутый, грустный и надменный, Н.В.Гоголь оказывался неуловимым для четких определений.
На сегодняшней конференции вы услышите выступления ваших товарищей, освещающие как его жизненный путь, так и касающиеся его произведений. У вас на столе есть программа нашей конференции.
Те, кто не готовил доклад, в конце работы должны сдать либо планы всех выступлений, либо составленные к ним вопросы.
Открывает нашу работу доклад, подготовленный группой учащихся: М.Самченко подготовил презентацию, он работает с мультимедиа, Г.Бариева, соавтор А.Касатовой, делает доклад о жизненном и творческом пути Н.В.Гоголя.
III. Доклады учащихся.
Возможны вопросы к докладчикам.
IV. Обсуждение докладов.
Программа ученической научной конференции, посвященной 200- летию со дня рождения Н.В.Гоголя.
Великий талант
#1046;изненный и творческий путь Н.В.Гоголя.
М.Самченко, А.Касатова, Г.Бариева
#1055;етербургские повести Гоголя.
А.Ткачев
#1057;одержание и раскрытие сущности пьесы и характеров героев «Ревизора Гоголя»
Д.Милехин
4. «Тарас Бульба» Гоголя как историческая повесть
А.Шевченко
5. О «Мертвых душах» Н.В.Гоголя
М.Алтунин
6. Исследования литературной деятельности Гоголя
Г.Олейников, Д.Сухов
7. Андрей Белый о слоге Гоголя
О.Красильникова
8. Словарь Гоголя
В.Фатеева
V. Заключительное слово учителя.
#1054;ценка работы каждого с обязательным указанием положительных моментов.
#1042;ыставление отметок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Принципы личностно-ориентированного подхода на уроках русского языка и литературы....

Личностно-ориентированный подход на уроках русского языка и литературы
Конспект сообщения позволяет рассмотреть кратко основные принципы личностно-ориентированного подхода на уроках русского языка и литературы....
Личностно-ориентированный подход на уроках русского языка и литературы
Личностно-ориентированный подход на уроках русского языка и литературы...

Доклад на тему «Личностно-ориентированный подход на уроках русского языка и литературы»
Личностно-ориентированный подход на уроках русского языка и литературы...

Доклад на тему: "Использование личностно-ориентированных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы"
В докладе представлены личностно-ориентированные технологии обучения на уроках русского языка и литературы....
Личностно-ориентированное развивающее обучение на уроках русского языка и литературы
Приоритетные задачи личностно-ориентированных технологий в педагогике – формировать и развивать интеллект и речь учеников, развивать критическое и творческое мышление. К этим технологиям о...

Использование личностно-ориентированных педагогических технологий на уроках русского языка и литературы.
Модернизация школы предполагает не только качественное изменение содержания обучения, но и обновление методов, средств и форм обучения с учётом новых реалий в обществе и новых закономерностей самой си...
