Конспект урока русского языка в 5 классе "Буква и звук. Алфавит"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Кучергина Елена Николаевна

Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема "Буква и звук. Алфавит". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_5_klasse._bukva_i_zvuk._alfavit.docx352.28 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе. Буква и звук. Алфавит.

Цели предметные: формировать представление об отличии буквы от звука, принципе деления звуков на гласные и согласные.

Метапредметные задачи:

Коммуникативные: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения, формировать способность задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание вопроса.

Познавательные умения: эффективно запоминать и систематизировать информацию.

Регулятивные: углублять умение извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов, развивать навыки самоконтроля, взаимоконтроля.

Развитие личностных умений: развитие интереса к предмету, осознание эстетической ценности русского языка на основе культуры своего народа, базовых российских гражданских ценностей.

Оборудование: презентация

Ход урока

  1. Организация класса
  2. Целеполагание. Отгадайте загадку «Буквы, выстроенные в перекличку» (Алфавит).

Отгадайте загадки .

  • Айболиту все сперва
    Говорили букву ... (
    А)
  • Обруч, мяч и колесо,
    Вам напомнят букву ... (
    О)
  • В старом дереве дупло
    Ну совсем как буква ...(
    О)

  • Давно известно детям всем:
    Корова знает букву ... (
    М)
  • Разделять всех он мастак,
    Безголосый ... (
    твёрдый знак)

  • Целый час жужжит уже
    На цветочке буква ... (
    Ж)

  • На одной стоит ноге,
    Любят гуси букву .. (
    Г)

  • Узнаешь сразу ты её -
    С двумя глазами буква ...
    (
    Ё)
  • «Горячо как мне в свече!» -
    Причитает буква ... (
    Ч)

  • «Хи-хи-хи, ха-ха-ха!» -
    Так хохочет буква ...
    (
    Х)
  • Ходит с палочкой, увы, по страницам буква – Ы
  • Буква первая, друзья,
    В алфавите - это ...
    (не Я, а
    А)
  • Алфавитную семью
    Возглавляет буква ...(не Ю, а
    А)

  • Это вовсе не враньё:
    Звука нет у буквы ...(не у Ё, а у
    Ь или Ъ)

  • Дальше всех, совсем в конце,
    В алфавите буква ...
    (не Ц, а Я)

- Какую цель урока мы можем сформулировать? (Узнать, как появился современный алфавит, понять, для чего нужен, запомнить алфавит.)

3. Актуализация. Диалогическое изложение материала.

– Чем отличается буква от звука? (Буква- графическое обозначение звука)

- Для чего используются буквы? (Чтобы записать устную (звучащую) речь, люди придумали специальные знаки – буквы) .

- Что такое буква? (Буква – это графический знак, используемый для обозначения на письме звука речи).

- Сколько букв в современном алфавите? (33)

- Какие бывают буквы? (Буквы бывают большие (или прописные) и маленькие (или строчные). Прописные буквы пишутся в начале предложений в начале имён собственных. Из прописных букв состоят аббревиатуры: ШРМ, МГУ, МИД, РФ. Строчная буква - это маленькая буква, которая пишется везде, где по правилу не требуются большие буквы.)

- Письмо имеет также и небуквенные графические средства: знак ударения, дефис, знак параграфа, апостроф, пробелы между словами, разрядка (разрежённая расстановка букв в слове для выделения его в тексте), подчёркивание, выделение при помощи шрифтов, знаки препинания

4. Изучение нового материала

Что такое алфавит? (Совокупность всех букв, расположенных в определённом общепринятом порядке, называется алфавитом.)

- Как появился алфавит? Познакомимся с историей алфавита. Рассказ учителя.

- Первый алфавит создали гиксы – народ, пришедший из Аравии в Египет и покорившие его.

Для обозначения буквы “А” гиксы рисовали голову быка, которые на их языке назывался алеф. Рисунок морды быка в письме стал обозначать первый звук слова алеф – а и т.д. Так было создано буквенное письмо из 21 буквы. В древне Шумере письменность была особой. Возникли идеограммы

Письменность в Древнем Шумере (3 слайд):
каждое слово обозначалось каким-либо значком

Индейцы вплоть до 19 века писали при помощи пиктограмм.(5 слайд)

В некоторых странах для передачи информации использовались ракушки и узелковое письмо.

Сначала буквами гиксонов стал пользоваться другой народ – древние финикийцы. Они завезли письмо в Древнюю Грецию.

- Проблемная ситуация: на каком материале были начертаны древни письмена?

- Первые тексты – на камнях (слайд).

- На каком материале могли писать? На глине. (Слайд10). Использовали восковые дощечки. (Слайд 11). В 12- 16 веках Новгороде и в Киеве использовали бересту. (Слайды 12 – 15.)

- Важным этапом на пути упрощения письменности стало так называемое звуковое письмо, когда каждому звуку речи соответствует свой знак. Но додуматься до такого простого и естественного способа оказалось сложнее всего. Прежде всего надо было догадаться расчленить слово и слоги на отдельные звуки. Но когда такое наконец произошло, новый способ продемонстрировал несомненные преимущества. Нужно было запомнить лишь два-три десятка букв, а точность в воспроизведении речи на письме несопоставима ни с каким другим способом. Прежде чем попасть в наши буквари, буквы долго путешествовали из страны в страну.

Более тысячи лет назад буквы «добрались» до Руси. Хотя русские люди и стали пользоваться буквами, которые пришли издалека, но названия многим из них дали свои: А из “Алефа” стало Аз; Б – не “Бета”, а “буки”; в – “Веди”; Г – “Глаголь”; Д – “Добро”. Из древнего названия первых двух букв нашей азбуки – “Аз” и “Буки” – получилось хорошо знакомое всеем слово “азбука”.

В 863 году посольство правителя Великоморавской державы (Чехия, Словакия, Богемия, часть Австрии и Венгрии) князя Ростислава просило у императора Михаила прислать учителей для проповеди в недавно принявшей христианство стране: «Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил и поучил нас, и объяснил святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого языка, ни латинского; одни учат нас так, а другие иначе, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения. И пошлите нам учителей, которые бы могли нам рассказать о книжных словах и о смысле их”. (17 слайд).

Приблизительно в 863 году по приказу византийского императора Михаила III братья Кирилл и Мефодий из Солуни (сейчас Салоники) упорядочили письменность для славянского языка. Перед ними стояла задача создать алфавит, подходящий для славянских языков, с помощью которого можно будет перевести с греческого на какой-либо славянский язык христианские богослужебные книги. Так появилась кириллица, созданная на основе греческого уставного (торжественного) письма византийской эпохи. В кириллице – 43 буквы.

Кирилл и Мефодий переводили Библию (18 - 20 слайды) на славянский язык (показать страницы из Библии на старославянском языке). Они почитаются святыми. Икона с изображением Кирилла и Мефодия находится в Софии, столице Болгарии.

Кирилл и Мефодий "переложили" звуки славянского языка на пергамент с помощью глаголицы.
В 893 г. появилась кириллица, которая со временем вытеснила глаголицу во всех славянских странах (21 слайд.) Древние книги были очень дорогими. (21 - 27 слайды).

В 15 веке получает распространение «скоропись». Рукописи написанные "скорым обычаем", отличает связное написание соседних букв, размашистость письма. В скорописи каждая буква имела множество вариантов написания. С развитием скорости появляются признаки индивидуального почерка. (Слайд 28.)

Во времена Петра Великого были внесены изменения в начертания некоторых букв, а 11 букв были исключены из алфавита. Новый алфавит стал беднее по содержанию, но проще и более приспособлен к печатанию бумаг. Он так и получил название " гражданский. (Слайд с портретом Петра 1.)

В дальнейшем появляются станки для печатания книг и развитие письменности идет быстрыми темпами. (слайды с изображением станков и первопечатников).

Современный русский алфавит утверждён в 1918 году. Однако буква ё признана как отдельная лишь с 1942 год

Каждая из букв в русском алфавите имеет двойное графическое изображение: строчная (малая) и прописная (заглавная, большая) буквы. Имеются различия в начертании букв в печатном и рукописном тексте.

10 букв передают гласные звуки: А, О, У, Ы, И, Е, Ё, Э, Ю, Я.

21 буква передаёт согласные звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ.

Буквы Ъ и Ь не передают никаких звуков, но они выполняют функцию разделительности, а также обозначают мягкость предшествующего согласного, часто играя смыслоразличительную функцию.

О букве говорят, что она обозначает звук. Нужно различать букву и звук!

Интересные факты об алфавите

Буква ё — самая молодая буква алфавита. Впервые о ней заговорили на заседании академиков-словесников 29 ноября 1783 года. Подруга Екатерины II, Екатерина Дашкова, поинтересовалась у них, как правильно писать слово «ёлка». Те предложили два звука — iо. На что она выразила предложение о создании буквы ё, которая была поддержана ими. Однако на этом дело и закончилось, пока в 1795 году Иван Дмитриев, известный баснописец, не употребил в своём произведении слово «всё». Чуть позже Николай Карамзин в печатном сборнике «Аониды» применит её много раз. Прошедшие столетия то будут вводить обязательность её употребления (как сделал Иосиф Сталин), то вновь дадут ей факультативный статус. Как и сейчас: буква ё употребляется обязательно в официально-деловых документах (например, судебных), детских книгах, словах, которым присуще двоякое понимание.

80 % слов в русском языке с буквой ф — заимствованные. А. С. Пушкин, поддерживая исконные слова, гордился тем, что при написании «Сказки о царе Салтане» употребил лишь одно слово с этой буквой — флот.

О том, что буква я — последняя в алфавите, знают все. Только так было не всегда, а с 1918 года, когда 2 последние буквы в алфавите убрали, и я оказалась в самом конце.

Самой популярной буквой является о, а самой редкой по использованию — ъ.

- Запись слов звуками [в квадратных скобках] называется ТРАНСКРИПЦИЯ - графическая запись звучания слова.

ТРАНСКРИПЦИЯ слова показывает нам не как пишется, а как звучит (слышится) это слово в речи.

Задание. Записать транскрипцию слов: «лестница», «программа».

Загадки – шутки:

1) Что находится в начале книги? (К)

2) Что у зайца позади, а у цапли впереди (Ц

3) Что стоит посередине земли? (М

4) Что находится между рекой и долиной. (И)

5. Закрепление: выполнение упражнений 201, 202

6. Домашнее задание: упр. 180.

  1. Рефлексия.

- Какие братья стоят у истоков создания русской азбуки?

- Сколько было букв в кириллице?

- В каком году появился современный алфавит?

- Почему нужен алфавит?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка в 5-ом классе по теме "Алфавит"

Урок-практикум русского языка в 5 классе по теме «Алфавит». Это интегрированный урок русского языка и родной литературы. Структура урока: организационный момент, целеполагание, формирование новых поня...

Фонетика как учение о звуковой стороне речи Разработка конспекта урока русского языка «открытия» нового знания по теме «Фонетика как учение о звуковой стороне речи. Гласные и согласные звуки. Их классификация»

Урок по теме: "Фонетика как учение о звуковой стороне речи. Гласные и согласные" способствует  расширению и углублению знания студентов по теме: “Фонетика, графика, орфоэпия, орфография”...

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Алфавит"

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Алфавит"...

План - конспект урока русского языка в 5 классе.Тема урока:"Звуки и буквы. Закрепление знаний".

Закрепление умения находить в словах орфограммы (место несовпадения звука и буквы). Развитие орфографической зоркости.Активизация тематического словаря.Развитие диалогической речи: умение определить т...

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Звуки речи. Звуки речи и буквы. Алфавит"

Цели урока:1.     уяснить значение понятий: «звук речи», «буква», «алфавит»;2.     развитие умений различать звук речи и бук...

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС Звуки и буквы. Произношение и правописание. (5 класс)

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОСЗвуки и буквы. Произношение и правописание. (5 класс) Тип урока: повторение и обобщение изученного в 4 классе.Форма урока: традиционный.Мет...