«Подготовка учащихся к ОГЭ по русскому языку». (Из опыта работы).
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования №14»
Тема выступления на педсовете:
«Подготовка учащихся к ОГЭ по русскому языку».
(Из опыта работы).
Учитель русского языка и литературы:
Дедова Людмила Алексеевна
25.10.2024, г. Новомосковск
Содержание
1. Введение
Направления работы предметной подготовки учащихся к
ОГЭ
2. Система работы по подготовке к ОГЭ
2.1. Создание методической базы
2.2. Создание банка тестовых заданий
2.3. Информационно- коммуникационные технологии при подготовке к ОГЭ
2.4. Работа с текстом
2.5.Включение факультативных и элективных занятий в систему
подготовки к ОГЭ:
а) «Сжатое изложение: способы и приемы компрессии текста»
(8 класс);
б) «Лексическое богатство русского языка» (9 класс);
2.6. Диагностика уровня подготовки учащихся
2.7. В помощь выпускнику. Схемы, таблицы, опорные конспекты,
памятки
2.8. Организация информационной работы по подготовке к ОГЭ
3. Заключение
1. Введение
Русский язык является основной дисциплиной для обучающихся в средних общеобразовательных учреждениях Российской Федерации. С момента введения новой формы экзамена по русскому языку, тема подготовки учащихся к ОГЭ стала одной из самых актуальных. Итоговая аттестация – первая по-настоящему серьезная проверка
эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя. Жизнь давно доказала, что успешность человека определяется не объектом знаний, а умением его применять. Скорее всего, этим обусловлен переход от традиционной формы экзамена к экзамену в новой форме, основной задачей которого является обеспечение подготовки выпускников к следующей ступени образования. В настоящее время педагогическое сообщество накопило определенный опыт проведения и подготовки к ОГЭ Процесс этот
трудоѐмкий. Для успешной сдачи экзамена по русскому языку в новой форме мало грамотно писать, необходимо понять саму специфику экзамена. Анализ работ показывает, что объектом контроля являются не отдельные знания, умения и навыки, а их комплексы, составляющие ту или иную компетенцию. Задания, предлагаемые учащимся на итоговой аттестации, проверяют все виды компетенций:
лингвистическую;
языковую;
коммуникативную.
Следовательно, контрольно-измерительные материалы надо готовить тоже в компетентностном ключе. Подготовка к итоговой аттестации – это всегда ответственный процесс. Мы, учителя, вместе со своими учениками готовимся к этому серьезному испытанию и ищем эффективные пути к его успешному преодолению. У каждого учителя постепенно формируется свой стиль подготовки к экзамену. Из своего опыта я могу выделить следующие направления работы предметной подготовки учащихся к ОГЭ:
- развитие мотивации и целеполагания;
- формирование умения решать задания разного уровня;
- развитие самоконтроля;
- формирование уверенности и положительной самооценки;
Задачи педагога:
- правильно оценивать в течение всего учебного периода знания, умения и навыки учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и возможностями;
- организовать системную продуманную работу с 5 по 9 класс в основной школе обучения предмету;
- работать в тесном контакте с родителями.
Подготовка к сдаче ОГЭ должна обязательно отличаться от традиционного повторения школьной программы по русскому языку и должна быть строго ориентирована на определѐнную форму экзамена и на специфическую систему проверки.
2. Система работы по подготовке к ОГЭ
2.1 Создание методической базы. Приобретаем силами родителей учебно-методические пособия ФИПИ и пособия, авторами которых являются разработчики контрольно-измерительных материалов. Учебные пособия содержит варианты экзаменационных работ для подготовки к итоговой аттестации по русскому языку в новой форме в 9-м классе,
структурированных в соответствии со спецификацией 2024 г., утверждѐнной ФИПИ и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки РФ, и снабжѐнных ответами. Пособия позволяют эффективно организовать фронтальную работу в классе, самостоятельную работу дома, осуществлять дифференцированный и индивидуальный
подход.
2.2 Создание банка тестовых заданий. За последние годы мой кабинет пополнился материалами для использования тестовых технологий в разных классах с 5 по 11. Использую тестовые технологии на этапах изучения нового материала, закрепления, обобщения и проверки знаний. Применяю различные виды тестов: с выбором ответов и без выбора ответов, с развѐрнутым ответом, на соответствие, на заполнение пропусков, на
установление истинности или ложности, на понимание текста.
2.3 Активно использую информационно- коммуникационные технологии (цифровые образовательные ресурсы, а также Интернет ресурсы), которые эффективно помогают ученикам в подготовке к урокам, к экзамену. Применяю специально разработанные интерактивные тренажеры. Они позволяют осуществлять контроль выполнения задания без вмешательства преподавателя. Применение новых информационных
технологий позволяет разнообразить и комбинировать средства педагогического воздействия на учащихся, усилить мотивацию обучения и улучшить усвоение нового материала, дает возможность качественно изменить самоконтроль и контроль над результатами обучения. Не имея технической возможности проводить в рамках урока тренировочные и диагностические работы в режиме on-line, предлагаю ученикам
выполнять их в домашних условиях. Опыт показывает, что наиболее заинтересованные в результатах итоговой аттестации учащиеся активновыполняют работы в режиме on-line и обращаются за консультацией по поводу трудностей или ошибок. Я рекомендую учащимся и их родителям прежде всего официальные сайты edu, fipi, «По уши в ГИА». В 7-9 классах мои ученики выполняют различные тесты в режиме on-line на сайте: http://www.saharina.ru/metod/gia. Предложенная система позволяет каждому учащемуся выполнять задания в необходимом для него количестве и в доступном для него темпе. На уроке пояснение каждой темы уходит 10-15 минут, с помощью компьютера, вывожу теоретический материал на интерактивную доску, остальное время уделяю решению ключевых задач, таким образом, базовый уровень получает весь класс, затем перехожу к
дифференцированному обучению. Для этого использую дополнительный дидактический материал из КИМов, проектирую на экран задания по каждой теме, аналогичные тем, которые представлены в демоверсии ОГЭ. Решив задания, учащиеся отмечают правильно выполненные, а те задания, с которыми они не смогли справиться, обсуждаем всем классом, чтобы стало понятно, почему этот вариант ответа правильный.
2.4 Работа с текстом учит девятиклассников слушать текст, анализировать его содержание и лингвистические компоненты, структурировать информацию, интерпретировать чужой и создавать собственный текст, аргументировать. Такая работа направлена на формирование умений на основе работы с готовым текстом создание собственного текста. Этому способствует использование метода межпредметной интеграции. На уроках литературы предлагаются такие формы деятельности: конспектирование, тематические сообщения, составление планов и отзывов. Стараюсь сделать ученика опытным читателем, владеющим приемами анализа текста, способным оценить
содержание, уловить многочисленные значения языковых единиц и проникнуть в подтекст. Результаты показывают, что учащиеся, систематически выполняющие данные виды работ, успешнее овладевают речевыми навыками. На уроки включаю задания, которые способствуют расширению лингвистических знаний учащихся. Большую роль отвожу упражнениям по лексике: определение лексического значения слова, различение
контекстных значений многозначных слов, расширение словарного запаса учеников, знакомство с нормами лексической сочетаемости, принципами синонимической замены. Специальные упражнения помогают ученику опознавать средства выразительности русской речи, без чего невозможно в полной мере содержательно анализировать текст. Обучать опознаванию средств выразительности речи и их функциям в тексте необходимо еще и в расчете на перспективу сдачи экзамена в 11 -м классе. Анализ языковых
явлений, опознавание определенных синтаксических конструкций (однородных членов предложения, обособленных определений, приложений, обстоятельств, других осложняющих элементов), структуры сложных предложений, все это способствует восприятию текста. Параллельно с этим на каждом занятии проводится работа по закреплению орфографических и пунктуационных навыков учащихся. Выполняя
специальные упражнения, девятиклассники учатся находить в тексте конкретные примеры, иллюстрирующие определенные орфографические правила, что требуется при выполнении части заданий частей А, В. Текст является одним из средств создания на уроках речевой среды, направленной на развитие коммуникативных способностей учащихся.
Следовательно, лингвистический анализ текста постепенно приводит к
формированию языковой личности, способной выразить свои мысли,
чувства в слове.
2.5 Включение факультативных и элективных занятий в систему подготовки к ГИА.
а) «Сжатое изложение: способы и приемы компрессии текста»-тема факультатива, который я вела в 8 классе. На занятиях ученики учились писать сжатое изложение, применять приѐмы компрессии текста; учились владеть формами обработки информации: делить еѐ на главную и второстепенную, тренировались в определении микротем прослушанного текста. Мои выпускники за сжатое изложение (С2) получили следующие
баллы:
7 баллов : 9 учеников; 6 баллов : 8 учеников; 5 баллов: 4 ученика; 4 балла : 4 ученика; 3 балла : 4 ученика; 2 балла: 2 ученика.
б) «Лексическое богатство русского языка»- тема факультатива в 9 классе. Одного повышения орфографической и пунктуационной грамотности недостаточно, выпускники должны демонстрировать и общую речевую культуру: выражать свои мысли, находить точные слова и образные выражения, выбирать нужные части речи, Стилистические недочеты в школьных сочинениях, на выпускных экзаменах становятся причиной низких баллов. Тренировочные упражнения, редактирование текста, составление тезисов, лекции, анализ художественных средств, текстов, анализ стилистических и речевых ошибок – виды работ на факультативных занятиях. Включаю на разные этапы занятия работу с текстом (тема, проблема, позиция автора и т.д.). Важнейшим направлением в обучении являются систематизация и обобщение знаний в области правописания. Эффективные приѐмы – работа со схемами, таблицами по орфографии и пунктуации, работа с разнообразными лингвистическими словарями, орфографический анализ словообразовательных моделей, который развивает способность видеть затруднения. Также затрагивается проблема культуры устной и письменной речи: правильность и уместность выбора языковых средств, правильность речи (произносительные нормы, языковые нормы и языковые ошибки).
в) Элективный курс «Трудные вопросы орфографии, пунктуации, лексики» направлен на развитие умений и навыков выполнения заданий ОГЭ повышенной трудности по лексике, морфемике, словообразованию, морфологии, синтаксису, орфографии. На каждом занятии предусматривается теоретическая часть: повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания
текста и практическая часть: выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки. Систематически провожу лингвистическую разминку «Найди речевую или грамматическую ошибку».
2.6 Диагностика уровня подготовки учащихся. Как показывает опыт, не все дети способны на одном уровне овладеть изучаемым материалом. С целью создания ситуации успеха для каждого ученика применяю технологию уровневой дифференциации - внутреннюю дифференциацию, учитывая индивидуальные возможности каждого ученика. Для этого применяю карточки базового и продвинутого уровня.
2.7 Папка «В помощь выпускнику». Схемы, таблицы, опорные конспекты,
памятки собраны в одну папку. Информация в одном месте даѐт возможность быстро находить нужный раздел. Систематически повторять
материал по всем частям экзаменационной работы.
2.8 Организация информационной работы по подготовке к ОГЭ – важное условие формирования психологической устойчивости обучающихся. В ходе подготовки к ОГЭ необходима тесная связь с родителями. Во время подготовки к экзаменам провожу родительские собрания, в том числе и совместно с учащимися, с приглашением администрации, учителей-предметников. На этих собраниях мы информировали родителей о структуре и содержании контрольно-измерительных материалов, о процедуре проведения экзамена, о критериях оценивания, о ходе подготовки к ОГЭ и уровне готовности каждого выпускника. В рамках информационной работы в кабинете был оформлен стенд, отражающий общую информацию, связанную с ОГЭ по русскому языку, также на стенде представлены демонстрационные варианты КИМов прошлых лет, инструкции по выполнению работы, инструкции по заполнению бланков, рекомендации для выпускников, список литературы и адреса сайтов.
1.После проверки письменных работ (диктантов, изложений, сочинений, домашних и самостоятельных работ) в свою рабочую тетрадь выписываю все ошибки детей, классифицирую их.
2. При составлении предложений, словосочетаний рекомендую посмотреть на лист ошибок и использовать в работе слова, при написании которых ученик ошибался.
3. В начале каждого урока разбираем типичные ошибки учащихся, называю этот вид работы «По следам наших ошибок». Обязательно обращаемся к тетради с правилом и алгоритмом его применения.
4. При составлении текстов, предложений для грамматических разборов включаю в них слова, в которых дети особенно часто допускают ошибки.
5. С удовольствием ученики выполняют такой вид работы «Проверяю друга», когда с листа ошибок диктуются слова тому, кто их допустил. Проверяющий ученик ставит оценку писавшему.
6. При опросе подбираю индивидуальные карточки для каждого ученика.
3. Заключение
Такая система работы помогает мне решать основную задачу современной методики обучения русскому языку – формирование трѐх видов компетенции учащихся:
языковой;
лингвистической;
коммуникативной;
Постоянная, но разнообразная работа по подготовке к выпускному экзамену по русскому языку помогает и учителю, и ученику преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение по теме "Система организации подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку" (из опыта работы)
Подготовка к сочинению по русскому языку к ЕГЭ должна строиться по плану в соответствии с алгоритмом написания сочинения....

Система подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку( из опыта работы)
Система подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку( из опыта работы)...

Методические рекомендации при подготовке к ОГЭ (ЕГЭ) по русскому языку (из опыта работы)
Рекомендации учителям русского языка для подготоки к ЕГЭ (ОГЭ) по русскому языку...

Система подготовки обучающихся к ОГЭ по русскому языку (из опыта работы).
Работа рассказывает о пошаговой подготовке девятиклассников к итоговой аттестации по русскому языку...

Некоторые приёмы организации и методики подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку. (Из опыта работы)
Целью данной работы является обмен опытом в организации и методике подготовки учащихся и их родителей к экзамену. Несомненно, что успех его сдачи зависит от множества при...

Статья "Система подготовки обучающихся к ЕГЭ по русскому языку" (из опыта работы)
Знание только тогда становится знанием,когда оно приобретено усилиями своеймысли, а не памятью.Л.Н.Толстой....

