Методическая разработка "Учимся писать письмо"
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс)

Пирогова Анастасия Андреевна

Методическая разработка "Учимся писать письмо"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.razrabotka.docx28.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Николаевская средняя общеобразовательная школа имени П. Д. Нагорного

РАЗРАБОТКА УРОКА

по русскому языку

«Учимся писать письмо»

Пирогова Анастасия Андреевна,

учитель русского языка и литературы

с. Николаевка

2021 год

Тема: «Учимся писать письмо».

Тип урока: урок формирования навыков написания письма.

Цель урока: осознание ценности эпистолярного жанра, обобщение и углубление знаний детей об истории письма, о правилах его написания и оформления.

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся со значением переписки в жизни человечества, её важность, необходимость и востребованность обществом;   способствовать определению ряда тематических понятий в мировоззрении детей; научить детей писать письма в соответствии с правилами, нормами и требованиями к их написанию; познакомить с видами писем; научить оформлять (заполнять) надпись на конверте с целью его дальнейшего отправления.

Развивающие: совершенствовать навыки орфографической зоркости; формировать умения ориентироваться в тексте; способствовать формированию навыков изложения информации в письменном виде.

Воспитательные: воспитывать чувства отзывчивости, доброты, уважения, и т.д. к адресату   воспитывать любовь к произведениям русских классиков); воспитывать любовь к предмету "Русский зык" через актуальность его использования в жизни.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

2. Распознавание темы и цели урока.

(Слайд 1) Посмотрите на эту картину, что на ней изображено? Как она называется, с какими историческими событиями она связана? Ответы детей.

Илья Репин как-то услышал от друга о смелом и даже дерзком письме. Через некоторое время из-под его пера вышли первые наброски. Позже они превратились в знаменитую картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

3. Работа по теме урока. Определение ценности писем в истории человечества.

Писать письма – очень древняя традиция, даже больше – необходимость. (Слайды 3 – 8)

О том, как важны были письма для человека мы можем так же узнать из замечательного стихотворения Федора Тютчева. (Чтение учителем стихотворения).

Федор Тютчев

Она сидела на полу…

Она сидела на полу

И груду писем разбирала —

И, как остывшую золу,

Брала их в руки и бросала —

Брала знакомые листы

И чудно так на них глядела —

Как души смотрят с высоты

На ими брошенное тело…

И сколько жизни было тут,

Невозвратимо пережитой —

И сколько горестных минут,

Любви и радости убитой…

Стоял я, молча, в стороне

И пасть готов был на колени, —

И страшно-грустно стало мне,

Как от присущей милой тени…

Краткое обсуждение стихотворения, определение значимости писем в жизни людей на протяжении тысячелетий. Делаем выводы.

4. Место писем в современном мире.

А вот еще одно стихотворение, но оно принадлежит уже перу современного поэта.

Сошло общение людей на нет.

Всё чаще открываем электронку.

И не кладём уже письмо в конверт,

Отодвигая чистый лист в сторонку.

Мы позабыли адреса родных.

Почтовый индекс знают единицы.

И не обводим на конверте штрих,

Не складываем уголком страницы.

Мы перестали письмам доверять.

Не выражаем чувства на бумаге.

И полуобщая в линеечку тетрадь,

Не дожидается от нас такой отваги.

И мы грустим, письма не получая.

И почтальон здесь вовсе ни при чём.

Свою работу чётко выполняя,

Не в силах одарить всех сургучом.

Вот , если бы мы сами написали...

Хотя бы на листочек письмецо,

С надеждой почтальона б ожидали,

Встречая с радостью знакомое лицо.

И ждать не надо милости от Бога,

И огорчаться, если нет письма.

И с распростёртыми руками у порога,

Вам вручит весточку судьба сама.

Пишите письма, шлите телеграммы.

И радуйте знакомых и друзей.

Общение в письме-не инстаграмма,

И не лишайте себя радостных вестей.

Обсуждение стихотворения:

Какие вопросы в нем поднимаются?

Почему люди перестали писать письма?

В чем отличие письма от современных сообщений?

Вывод о месте писем в современном мире.

5. Работа по написанию писем.

Сейчас мы с вами окунемся в мир прошлого. Мы познакомимся с тем, как же нужно правильно писать письма. (Слайд 9) Раздаточный материал – листы бумаги конверты, марки. Работа с таблицей. Дети приступают к написанию письма. Адресаты – по желанию. После окончания работы – редактируем в соответствии с правилами написания писем.

6. Заполнение конверта.

Теперь познакомимся с правилами заполнения конверта.

Для начала подумайте, кто такой адресат? Получателя письма называют адресатом — от немецкого слова «адрес». Работа со слайдом 10.

Теперь, когда наши конверты подписаны, мы опустим их в почтовый ящик, откуда они отправятся в своё путешествие.

7. Правила переписки.

Ответьте на несколько вопросов, а затем сделаем выводы.

- Если вам в руки попало чужое письмо, как нужно себя вести? Кто имеет право распечатать конверт?

- Нужно ли отвечать на полученные письма, как быстро это нужно сделать?

- Каких правил нужно придерживаться при написании текста письма?

Делаем выводы.

* Полученное письмо вправе распечатать и прочитать только его адресат!    

* Нельзя читать чужие письма!

* Ответить на полученное письмо следует как можно быстрее (не позднее     недели).

* Неприлично, невежливо оставить письмо без ответа!

* Письмо должно быть написано аккуратным почерком, без исправлений.

* Бумага и конверт должны быть идеально чистыми.

8. Подведение итогов.

Слайд 11

9. Рефлексия. Домашнее задание.

Написать письмо любимому литературному герою.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки письма в 5 классе на тему « Как писать письма, или Печкин ждёт ответа»

Мы пишем письма родным и друзьям.  Звоним по телефону, шлём телеграммы, посылки. А ещё подписываемся на газеты и журналы, покупаем марки, открытки. Так или иначе, без почты нам не обойтись....

Урок письма для учащихся 9-11 классов. Как много мы потеряли, перестав писать письма! Телефонный разговор нельзя перечитывать снова и снова.

В последнее время жанр письма потерял свою значимость. Бумажное письмо заменили SMS-сообщениями, электронными сообщениями и другими достижениями современной цивилизации. Данный урок напра...

Урок письма «Учимся писать письма с героями мультфильма».

Урок в игровой форме знакомит учащихся с эпистолярным жанром....

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе с презентацией по теме "Умеем ли мы писать письма ( эпистолярный жанр)"

Данная методическая разработка содержит подробную информацию об эпистолярном жанре ( о жанре написания писем), истории жанра....

Письмо. Как писать письма?

Познакомить с историей и особенностями эпистолярного жанра, формировать навыки написания  письма....