Открытый урок по русскому языку «Обобщение по теме: Причастие» 7 кл
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Шулбаева Эльвира Николаевна

методическая разработка открытого урока 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_prichastie.docx21.83 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка «Обобщение по теме: Причастие»

Цели:  - обобщить изученный материал по причастию;

- повторить правила по орфографии и пунктуации, связанные с причастием;

- развивать умение правильно употреблять причастия в речи;

Тип урока: Повторительно-обобщающий.

Планируемые результаты:

1) Предметные:

- уметь находить причастия, определять его грамматические признаки, правильно писать и объяснять орфограммы, связанные с написанием причастий;

- выделять причастный оборот, объяснять знаки препинания в предложениях с причастными оборотами;

2) Метапредметные:

- уметь формулировать цель деятельности;

- планировать последовательность действий;

- осуществлять самоконтроль, самокоррекцию;

- строить логическую цепь рассуждения, перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами;

- владеть всеми видами речевой деятельности;

Формы организации учебной деятельности: коллективная, парная, индивидуальная.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация  Power Point.

Ход урока:

  1. Оргмомент
  2. Здравствуйте. Сегодня мы отправляемся в морское путешествие на корабле «Причастие». Для приобретения билета вам нужно выполнить задание группой. Если все ответы правильные, вы можете проходить на лайнер.

Задание: выберите правильный ответ из предложенных вариантов.

А) Причастие обозначает признак предмета по действию

Б) Причастие совмещает признаки глагола и наречия

В) Причастие бывает «Действительное» и «Страдательное»

Г) Причастие имеет форму настоящего и будущего времени

Д) Причастный оборот – это причастие с зависимым словом

Е) В предложении причастие может быть определением и сказуемым. (А,В,Д,Е)

  1. Наш лайнер отправляется в плавание. Мы будем останавливаться в нескольких портовых городах и выполнять задание в маршрутном листе, чтобы плыть дальше.
  2. Первая остановка: порт «Причастный оборот». Когда причастный оборот выделяется запятыми? Как подчеркивать?  В маршрутном листе расставьте знаки препинания в предложениях с причастным оборотом. Проверка. Ставим плюсы по количеству правильных ответов.
  3. Прошу выходить на пристани «Действительное причастие». Назовите суффиксы действительных причастий. От чего зависит выбор гласных? Выполните задание на маршрутном листе. Проверка.
  4. Послушайте, как шумит море. Но что это? Кто-то зовет на помощь! Причастие за бортом! Какое причастие оказалось в беде? Почему оно так называется? Как выбрать гласную перед Н-НН в суффиксах? От чего зависит выбор гласных Е – И в суффиксах –ЕМ- , -ИМ-? Чтобы спасти страдательное причастие нужно вставить пропущенные буквы в суффиксы.
  5. Нас встречает международный торговый порт «Употребление причастий». Здесь ведется торговля ошибками употребления причастий в речи. Чтобы вас не обманули хитрые торговцы, нужно найти и исправить эти ошибки. Например, что это за ошибка: Нарисованная картина художником висела над столом? Напугавшееся людьми стадо куропаток полетело к холмам? Выполните задания, исправляя ошибки в употреблении причастий.
  6. В этом городе лабиринт «Слитно или раздельно». Нам нужно его пройти, чтобы выбраться к кораблю. Назовите правила.
  7. Наше путешествие подходит к концу, и корабль заходит в родную гавань. Чтобы сойти на землю, выполните задание: определите количество –Н/НН- в суффиксах причастий. При каких условиях пишется удвоенная –Н-?
  8. Подведем итоги: было ли ваше путешествие полезным? Почему? А насколько результативным, вы посчитаете сами. Сложите количество плюсов и разделите на 6. Напишите ответ. Это и будет ваша оценка за урок.
  9. Спасибо за работу на уроке. Подготовьтесь к диктанту.

Маршрутный лист ученика (-цы) ________________________________________

Задание 1.

 А) Синеет даль с ее угрюмым лесом окутанным синей мглой.

Б) Всё небо усыпано весело мигающими звездами.

В) Мертвая тишина стояла над землёй мягко черневшей в звёздном свете.

Г) Ночь темна, но видно всю деревню с её белыми крышами и струйками дыма идущими из труб.

Д) На поседевшей от росы траве остаются следы.

Задание 2. Дарить – дар..щий, щебетать – щебеч…щий, хлопотать – хлопоч..щий, терпеть – терп..щий, клеить – кле..щий, стелить – стел..щий.

Задание 3. Рассерж..нный, обклеива…мый, стрел..ный, слыш..мый, скач..нная музыка, замеш..нное тесто.

Задание 4. Похвала воспитателям, сумеющим вырастить хороших людей.

Книга, читающаяся с увлечением, содержит много интересного.

Выступивший президент по телевидению рассказал о новых указах.

Эта избушка заброшена, стекла в ней выставившие.

Крестьяне, засеянные поля, отдыхали.

Задание 5. Окно (не) завешено шторой.  (Не) устрашимый воин.  (Не) слушающий, а делающий. Гармония (не) достигнута. (Не) глаженая с вечера рубашка. (Не) распечатанный конверт.

Задание 6. Ошибка исправле_на; полирова_ная мебель; туше_ный картофель; подкова_ная лошадь; вяза..ная на спицах шапочка; плет..ная корзина.

Маршрутный лист ученика (-цы) ________________________________________

Задание 1. А) Синеет даль с ее угрюмым лесом окутанным синей мглой.

Б) Всё небо усыпано весело мигающими звездами.

В) Мертвая тишина стояла над землёй мягко черневшей в звёздном свете.

Г) Ночь темна, но видно всю деревню с её белыми крышами и струйками дыма идущими из труб.

Д) На поседевшей от росы траве остаются следы.

Задание 2. Дарить – дар..щий, щебетать – щебеч…щий, хлопотать – хлопоч..щий, терпеть – терп..щий, клеить – кле..щий, стелить – стел..щий.

Задание 3. Рассерж..нный, обклеива…мый, стрел..ный, слыш..мый, скач..нная музыка, замеш..нное тесто.

Задание 4. Похвала воспитателям, сумеющим вырастить хороших людей.

Книга, читающаяся с увлечением, содержит много интересного.

Выступивший президент по телевидению рассказал о новых указах.

Эта избушка заброшена, стекла в ней выставившие.

Крестьяне, засеянные поля, отдыхали.

Задание 5. Окно (не) завешено шторой.  (Не) устрашимый воин.  (Не) слушающий, а делающий. Гармония (не) достигнута. (Не) глаженая с вечера рубашка. (Не) распечатанный конверт.

Задание 6. Ошибка исправле_на; полирова_ная мебель; туше_ный картофель; подкова_ная лошадь; вяза..ная на спицах шапочка; плет..ная корзина.

Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.

А) Причастие обозначает признак предмета по действию

Б) Причастие совмещает признаки глагола и наречия

В) Причастие бывает «Действительное» и «Страдательное»

Г) Причастие имеет форму настоящего и будущего времени

Д) Причастный оборот – это причастие с зависимым словом                                     Е) В предложении причастие может быть определением и сказуемым.

Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.

А) Причастие обозначает признак предмета по действию

Б) Причастие совмещает признаки глагола и наречия

В) Причастие бывает «Действительное» и «Страдательное»

Г) Причастие имеет форму настоящего и будущего времени

Д) Причастный оборот – это причастие с зависимым словом                                     Е) В предложении причастие может быть определением и сказуемым.

Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.

А) Причастие обозначает признак предмета по действию

Б) Причастие совмещает признаки глагола и наречия

В) Причастие бывает «Действительное» и «Страдательное»

Г) Причастие имеет форму настоящего и будущего времени

Д) Причастный оборот – это причастие с зависимым словом                                     Е) В предложении причастие может быть определением и сказуемым.

Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.

А) Причастие обозначает признак предмета по действию

Б) Причастие совмещает признаки глагола и наречия

В) Причастие бывает «Действительное» и «Страдательное»

Г) Причастие имеет форму настоящего и будущего времени

Д) Причастный оборот – это причастие с зависимым словом                                     Е) В предложении причастие может быть определением и сказуемым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Обобщение по теме"Глагол" ( 9 класс )

« Готовим праздничный обед» (обобщение знаний, полученных при изучении темы «Глагол»)....

Конспект урока по русскому языку "Обобщение по теме Бессоюзное сложное предложение"

Конспект урока по русскому языку "Обобщение по теме Бессоюзное сложное предложение"...

Открытый урок по русскому языку "Обобщение и систематизация изученного по теме "Морфемика"

ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО ПО ТЕМЕ «МОРФЕМИКА».Цель: совершенствовать умения и навыки обучающихся по теме «Морфемика», научить безошибочно писать слова с чередующейся гласной и согласной в ...

Урок русского языка "Обобщение по теме ""Причастие"

Урок русского языка в 7 классе с использованием сингапурских структур. Предлагаю разнообразный материал для обобщения и повторения. Дополнительное сведения о стилистической роли  причастий могут ...

Открытый урок по русскому языку «Действительные и страдательные причастия»

Данный урок усвоения новых знаний;  (урок комплексного применения УУД при выполнении компетентностно - ориентированных заданий с элементами групповой деятельности.)Целью данного урока является со...

Открытый урок по русскому языку 6класс по теме "Гласные в приставках -при- и -пре-"

Открытый урок по русскому языку 6класс  по теме "Гласные в приставках -при- и    -пре-"...

Открытый урок по русскому языку на тему: « Повторение и обобщение изученного по теме «Причастие» (7 класс)

laquo; Повторение и обобщение изученного по теме «Причастие» (7 класс) Цели:Диагностика усвоения темы «Причастие».Орфографический и синтаксический повтор....