Планы уроков по русскому языку 11 кл «Речевая избыточность как нарушение лексической нормы (тавтология, плеоназм)», 6 кл «Диалектизмы», 8 кл «Виды предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске. Средства оформления предложения в устной...
план-конспект урока по русскому языку (6, 7, 8, 9, 10 класс)
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 10 классе по теме
«Речевая избыточность как нарушение лексической нормы (тавтология, плеоназм)»
Цель:
- знакомство учащихся с плеоназмом и тавтологией как одним из видов многословия,
- формирование умения избегать многословия в устной и письменной речи,
- совершенствовать речевую грамотность.
Планируемые результаты:
- Предметные: понимать различие речевых ошибок: тавтологии и плеоназма, исправлять допущенные подобные ошибки в тексте, строить грамотное высказывание.
- Личностные УУД: уметь определять выбор слов в речевой ситуации с целью воспитания культуры речи, стремления выражаться точно и ясно; воспитание уважения к русскому языку;
- Познавательные УУД: находить ответы на вопросы, используя учебник и наблюдения; самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и сравнивать и делать выводы;
- Регулятивные УУД: определять тему и цель урока, строить алгоритм работы, сравнивать полученный результат с ожидаемым, корректировать работу;
- Коммуникативные УУД: уметь работать в группе или в паре, выслушивать мнение товарищей, строить аргументированное высказывание.
Тип урока: усвоение новых знаний
Оборудование: дидактический материал, мультимедийный проектор, компьютер, учебник
Технология: Исследовательское обучение
План урока:
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методы, формы работы, время |
1 | Оргмомент. | Приветствие, проверка готовности | Приветствие | 1 мин |
2 | Мотивация: видео «Речевые ошибки» | Какие из этих ошибок вы слышали или, может быть, говорили сами? (на остановке остановить, разговоры разговаривать, мое личное мнение, бесплатный подарок) Где слышали? (акции на сайтах интернет-магазинов: бесплатный подарок) | Отвечают на вопросы, приводят примеры из жизненных ситуаций. | Фронтальная беседа 5 мин |
3 | Формулировка темы и целеполагание (слайд) | О чем пойдет речь на уроке? Какова цель? | Отвечают на вопросы, записывают дату и тему | 3 мин |
4 | Освоение нового материала (слайд) | Разберемся в понятиях. Древнегреческое слово плеонасмос - излишество. Другое греческое tauto - то же самое и logos – слово. Что есть что? | Самостоятельно: запись в виде схемы: Плеоназм – излишество, тавтология - то же самое слово. | Работа в парах, 5 мин |
Просмотр видео | Дополните записи понятий тавтологии и плеоназма. Как исправить эти речевые ошибки? Дополните схему. | Формулируют выводы: под плеоназмом - одинаковый смысл слов, под тавтологией – одинаковые корни. В плеоназме убрать 1 слово, в тавтологии заменить. | В парах, 3-4 мин | |
5 | Проверка первичного усвоения (на каждый ряд по 1 примеру) | Исправьте ошибку: остановите на остановке, неправильная ошибка, маленькие мелочи жизни. Выполните работу по карточке. | Выполняют задание, консультируют товарищей. | Групповая работа, 5-6 мин |
6 | Физкультминутка | Организует: расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, «поболтать ножками». Зарядка для глаз: не поворачивая головы, посмотреть направо, налево, вверх, вниз. | Выполняют упражнения | Фронтально, 1 мин |
7 | Применение знаний в новых ситуациях (слайд) | Речевые ошибки сегодня особенно распространены, тем более с модой на заимствованные слова, летящих с экранов телевизора, с просторов интернета. Определите вид ошибки и исправьте: идеальный лифтинг кожи, возле гостиницы паркинг для парковки автомобилей, горячий хот-дог, заседание симпозиума глав государств, на окнах герметичная герметика, в пятницу состоялся короткий брифинг представителей СМИ. | Выполняют в группе, коллективно обсуждают результаты. | Групповая работа, 10 мин |
7 | Рефлексия | Разобрались ли в новых понятиях? Почему важно знать происхождение слов? К чему побуждает новое знание? | Участвуют в беседе, аргументируют ответы. | Фронтальная беседа, 3 мин |
8 | Домашнее задание | Найти в интернете речевые ошибки по теме, записать и исправить. | Записывают в дневник | 1 мин |
Урок литературы в 11 классе по теме
«Тема России и родного дома в лирике С.А. Есенина. Природа и человек в произведениях поэта»
Цель:
- знакомство с основными мотивами лирики С. Есенина: Родина – Русь, родной край, дом;
- анализ лирического произведения.
Планируемые результаты:
- Предметные: осмысление особенностей творчества поэта Сергея Есенина, основных направлений его лирики, ключевых мотивов и образов поэтического творчества; - Личностные УУД: формирование нравственных ценностей, духовное развитие обучающихся через обращение к поэтическому наследию Сергея Есенина, воспитание внимательного прочтения и отношения к его поэзии;
- Познавательные УУД: находить ответы на вопросы, используя учебник и наблюдения; самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и сравнивать и делать выводы;
- Регулятивные УУД: формировать умение самостоятельно ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;
- Коммуникативные УУД: формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, учебник
Технология: Исследовательское обучение
План урока:
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | Оргмомент. | Приветствие, проверка готовности | Приветствие |
2 | Мотивация: видео «Отговорила роща золотая» | А. Блок сказал: «Гений всегда народен». Почему стихотворения С. Есенина стали народными песнями? (по духу они близки к народу, его переживаниям и чувствам). Среди исполнителей песен на стихи Есенина артисты самых разных жанров и направлений: анс «Орера», Н. Кадышева, Александр Малинин, Александр Маршал, их поют представители шансона, рок-музыканты, поют простые люди и старшего поколения, и молодёжь. | Отвечают на вопросы |
3 | Формулировка темы и целеполагание (слайд) | По названиям стихотворений определите тематику его лирических произведений. О чем пойдет речь на уроке? Какова цель? Что такое лирика? (чувства, переживания, переданные в стихах) | Отвечают на вопросы, записывают дату и тему |
4 | Освоение нового материала (слайд) | Эпиграф к уроку: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины основное в моем творчестве». Любовные лини бывают разные. Какие? (к дому, к родным, к Родине, к женщине, к животным и т.д.). Работаем в группах. Какова цель вашей работы? (определить, какая любовная линия отражена в предложенных стихотворениях, изменяется ли она со временем) Итог работы оформите в виде кластера. | Формулируют цель работы. Выполняют в группе, составляют кластер, находят средства художественной выразительности, звукопись, цветопись. |
5 | Защита мини-проекта | Группа выступает по плану, в конце выступления 1 ч выразительно читает стихотворение | Вступают с места, 1 человек выразительно зачитывает стихотворение |
6 | Применение знаний в новых ситуациях (слайд) | Можно ли все любовные линии объединить в одну? Какая это линия? Изменилось ли отношение к этой теме в конце его короткой, но яркой жизни? Какое место занимает человек в теме Природы и Родины? (неразрывная связь) | Отвечают на вопросы (любовь к Родине) |
7 | Вывод | Главная тема, основная линия лирики Есенина – Россия. Почти всё, о чём писал поэт, было о родине. Образы Родины - берёзы, клёны, тополя, алые закаты, плакучие ивы. И родное село, и Ока, и Москва, и мать, и отец, и сёстры – это тоже Россия. Тема Родины неотделима от любви к природе, отчему дому, к женщине. Всё проникнуто сильным поэтическим чувством поэта – чувством любви к Родине. | Записывают в тетрадь |
7 | Рефлексия | Синквейн: Есенин….. | Составляют синквейн |
8 | Домашнее задание | Выучить стихотворение на выбор. |
Ты запой мне ту песню
Сестре Шуре
Ты запой мне ту песню, что прежде Напевала нам старая мать.
Не жалея о сгибшей надежде, Я сумею тебе подпевать.
Я ведь знаю, и мне знакомо, Потому и волнуй и тревожь —
Будто я из родимого дома Слышу в голосе нежную дрожь.
Ты мне пой, ну, а я с такою, Вот с такою же песней, как ты,
Лишь немного глаза прикрою — Вижу вновь дорогие черты.
Ты мне пой. Ведь моя отрада — Что вовек я любил не один
И калитку осеннего сада, И опавшие листья с рябин.
Ты мне пой, ну, а я припомню И не буду забывчиво хмур:
Так приятно и так легко мне Видеть мать и тоскующих кур.
Я навек за туманы и росы Полюбил у березки стан,
И ее золотистые косы, И холщовый ее сарафан.
Потому так и сердцу не жестко — Мне за песнею и за вином
Показалась ты той березкой, Что стоит под родимым окном.
Ты запой мне ту песню
Сестре Шуре
Ты запой мне ту песню, что прежде Напевала нам старая мать.
Не жалея о сгибшей надежде, Я сумею тебе подпевать.
Я ведь знаю, и мне знакомо, Потому и волнуй и тревожь —
Будто я из родимого дома Слышу в голосе нежную дрожь.
Ты мне пой, ну, а я с такою, Вот с такою же песней, как ты,
Лишь немного глаза прикрою — Вижу вновь дорогие черты.
Ты мне пой. Ведь моя отрада — Что вовек я любил не один
И калитку осеннего сада, И опавшие листья с рябин.
Ты мне пой, ну, а я припомню И не буду забывчиво хмур:
Так приятно и так легко мне Видеть мать и тоскующих кур.
Я навек за туманы и росы Полюбил у березки стан,
И ее золотистые косы, И холщовый ее сарафан.
Потому так и сердцу не жестко — Мне за песнею и за вином
Показалась ты той березкой, Что стоит под родимым окном.
ПЕСНЬ О СОБАКЕ
Утром в ржаном закуте, Где златятся рогожи в ряд,
Семерых ощенила сука, Рыжих семерых щенят.
До вечера она их ласкала, Причесывая языком,
И струился снежок подталый Под теплым ее животом.
А вечером, когда куры Обсиживают шесток,
Вышел хозяин хмурый, Семерых всех поклал в мешок.
По сугробам она бежала, Поспевая за ним бежать...
И так долго, долго дрожала Воды незамерзшей гладь.
А когда чуть плелась обратно, Слизывая пот с боков,
Показался ей месяц над хатой Одним из ее щенков.
В синюю высь звонко Глядела она, скуля,
А месяц скользил тонкий И скрылся за холм в полях.
И глухо, как от подачки, Когда бросят ей камень в смех,
Покатились глаза собачьи Золотыми звездами в снег.
ПЕСНЬ О СОБАКЕ
Утром в ржаном закуте, Где златятся рогожи в ряд,
Семерых ощенила сука, Рыжих семерых щенят.
До вечера она их ласкала, Причесывая языком,
И струился снежок подталый Под теплым ее животом.
А вечером, когда куры Обсиживают шесток,
Вышел хозяин хмурый, Семерых всех поклал в мешок.
По сугробам она бежала, Поспевая за ним бежать...
И так долго, долго дрожала Воды незамерзшей гладь.
А когда чуть плелась обратно, Слизывая пот с боков,
Показался ей месяц над хатой Одним из ее щенков.
В синюю высь звонко Глядела она, скуля,
А месяц скользил тонкий И скрылся за холм в полях.
И глухо, как от подачки, Когда бросят ей камень в смех,
Покатились глаза собачьи Золотыми звездами в снег.
ПИСЬМО МАТЕРИ
Ты жива еще, моя старушка? Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой Тот вечерний несказанный свет.
Пишут мне, что ты, тая тревогу, Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу В старомодном ветхом шушуне.
И тебе в вечернем синем мраке Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке Саданул под сердце финский нож.
Ничего, родная! Успокойся. Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца, Чтоб, тебя не видя, умереть.
Я по-прежнему такой же нежный И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной Воротиться в низенький наш дом.
Я вернусь, когда раскинет ветви По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете Не буди, как восемь лет назад.
Не буди того, что отмечталось, Не волнуй того, что не сбылось, —
Слишком раннюю утрату и усталость Испытать мне в жизни привелось.
И молиться не учи меня. Не надо! К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада, Ты одна мне несказанный свет.
Так забудь же про свою тревогу, Не грусти так шибко обо мне.
Не ходи так часто на дорогу В старомодном ветхом шушуне.
Гой ты, Русь, моя родная,
Гой ты, Русь, моя родная, Хаты — в ризах образа...
Не видать конца и края —Только синь сосет глаза.
Как захожий богомолец, Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц Звонно чахнут тополя.
Пахнет яблоком и медом По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом На лугах веселый пляс.
Побегу по мятой стежке На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки, Прозвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою».
Гой ты, Русь, моя родная,
Гой ты, Русь, моя родная, Хаты — в ризах образа...
Не видать конца и края —Только синь сосет глаза.
Как захожий богомолец, Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц Звонно чахнут тополя.
Пахнет яблоком и медом По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом На лугах веселый пляс.
Побегу по мятой стежке На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки, Прозвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою».
Гой ты, Русь, моя родная,
Гой ты, Русь, моя родная, Хаты — в ризах образа...
Не видать конца и края —Только синь сосет глаза.
Как захожий богомолец, Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц Звонно чахнут тополя.
Пахнет яблоком и медом По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом На лугах веселый пляс.
Побегу по мятой стежке На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки, Прозвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою».
Спит ковыль. Равнина дорогая, И свинцовой свежести полынь.
Никакая родина другая Не вольет мне в грудь мою теплынь.
Знать, у всех у нас такая участь, И, пожалуй, всякого спроси —
Радуясь, свирепствуя и мучась, Хорошо живется на Руси.
Свет луны, таинственный и длинный, Плачут вербы, шепчут тополя.
Но никто под окрик журавлиный Не разлюбит отчие поля.
И теперь, когда вот новым светом И моей коснулась жизнь судьбы,
Все равно остался я поэтом Золотой бревенчатой избы.
По ночам, прижавшись к изголовью, Вижу я, как сильного врага,
Как чужая юность брызжет новью На мои поляны и луга.
Но и все же, новью той теснимый, Я могу прочувственно пропеть:
Дайте мне на родине любимой, Все любя, спокойно умереть!
Спит ковыль. Равнина дорогая, И свинцовой свежести полынь.
Никакая родина другая Не вольет мне в грудь мою теплынь.
Знать, у всех у нас такая участь, И, пожалуй, всякого спроси —
Радуясь, свирепствуя и мучась, Хорошо живется на Руси.
Свет луны, таинственный и длинный, Плачут вербы, шепчут тополя.
Но никто под окрик журавлиный Не разлюбит отчие поля.
И теперь, когда вот новым светом И моей коснулась жизнь судьбы,
Все равно остался я поэтом Золотой бревенчатой избы.
По ночам, прижавшись к изголовью, Вижу я, как сильного врага,
Как чужая юность брызжет новью На мои поляны и луга.
Но и все же, новью той теснимый, Я могу прочувственно пропеть:
Дайте мне на родине любимой, Все любя, спокойно умереть!
Спит ковыль. Равнина дорогая, И свинцовой свежести полынь.
Никакая родина другая Не вольет мне в грудь мою теплынь.
Знать, у всех у нас такая участь, И, пожалуй, всякого спроси —
Радуясь, свирепствуя и мучась, Хорошо живется на Руси.
Свет луны, таинственный и длинный, Плачут вербы, шепчут тополя.
Но никто под окрик журавлиный Не разлюбит отчие поля.
И теперь, когда вот новым светом И моей коснулась жизнь судьбы,
Все равно остался я поэтом Золотой бревенчатой избы.
По ночам, прижавшись к изголовью, Вижу я, как сильного врага,
Как чужая юность брызжет новью На мои поляны и луга.
Но и все же, новью той теснимый, Я могу прочувственно пропеть:
Дайте мне на родине любимой, Все любя, спокойно умереть!
Урок русского языка в 6 кл
По теме «Диалектизмы»
Цель: знакомство с понятием «диалектизмы», формирование умения к новым способам действия: наблюдение, анализ, поиск, работа с учебником.
Планируемые результаты:
Предметные: различать слова с точки зрения их происхождения и употребления, определять стилистическую окраску слова и сферу использования диалектных слов;
Регулятивные УУД: ставить новые учебные цели и задачи; научиться планировать достижения целей, самостоятельно учитывать условия и средства их достижения, оценивать свои достижения на уроке
Познавательные УУД: находить ответы на вопросы, используя учебник и наблюдения; обучающийся получит возможность научиться самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и работы с учебником, сравнивать и делать выводы
Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения и интересы; оформлять свои мысли в устной форме; обучающийся получит возможность научиться учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
Личностные: проявлять готовность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
План урока:
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | Оргмомент. | Приветствие, проверка готовности | Приветствие |
2 | Мотивация: туристы с багажом и без багажа. | Беседа: Кто из них будет чувствовать себя комфортнее на природе? Но есть и другой багаж – знания, в том числе словарный. Нужно ли пополнять этот багаж? Зачем? | Участвуют в беседе |
3 | Актуализация опорных знаний. Игра «Футбол» 1 п нападающие 2 п защитники 3 п полузащитники 4 п вратарь | Повторим имеющийся багаж, проверим, так сказать: 1 п: Что такое лексикология? 1 п: Что такое лексика? 1 п: Лексикон? 2 п: Общеупотребительные слова? 2 п: 2 п: Устаревшие слова? 3 п: Архаизмы? 3 п: Заимствованные? 3 п: Неологизмы? 4 п: Как найти в словаре заим слово? 4 п: Как найти устар слово? | Отвечают на вопросы |
3 | Формулировка темы и целеполагание (слайд) | - Сходи, внучек, в ригу, принеси мялицу. - Хорошо, бабушка. А бердо, ты баяла, прихватить? - Прихвати. Да еще в сенях молока кринку. Шаняшек я напекла да каравайцев. Полудневать будем. - Я мигом, бабушка. Какие слова непонятны? Как вы думаете, почему? О чем пойдет речь на уроке? Какова цель? | Отвечают на вопросы, записывают дату и тему, формулируют цель |
4 | Освоение нового материала (слайд) | Карта диалектов: что рассказывает эта карта об употреблении русского языка только в западной части нашей страны? Составьте план исследования темы: познакомиться с новым понятием; уметь находить в словаре; уметь применять в речи. | Русский язык неоднороден и поэтому делится на группы. Составляют алгоритм работы, работают в паре |
5 | Проверка первичного усвоения, на парте текст и к нему значения слов. | Расскажите о результатах вашей работы: что вы узнали по теме урока? Выпишите диалектные слова из текста и найдите их понятия. Рига Мялица Бердо Баяла Кринка Шаняшки Каравайцы Полудневать | Отвечают на вопросы Выполняют задание, находят диалектизмы в словаре, выписывают по одному примеру, обсуждают |
6 | Применение знаний в новых ситуациях (слайд) | В литературе мы часто встречаем диалектизмы? Для чего авторы их используют? Выпишите диалекты из текста, постарайтесь понять их значение. | Для создания реалистичности времени и образов, дать косвенную характеристику, передать разнообразие народной жизни. |
7 | Рефлексия | Синквейн: 1 сущ, 2 прилаг, 3 глаг, предложение, ассоциация | Составляют |
8 | Домашнее задание | Найти в толковом словаре 5 диалектизмов, составить предложения или упр |
Карточка «Диалектные слова»
Выпишите диалектные слова из текста и найдите их значения, напишите значения через тире:
- Сходи, внучек, в ригу, принеси мялицу.
- Хорошо, бабушка. А бердо, ты баяла, прихватить?
- Прихвати. Да еще в сенях молока кринку. Шаняшек я напекла да каравайцев. Полудневать будем.
- Я мигом, бабушка.
Для справок: говорить, молочный горшок, узковатый и высокий, лепешка, оладья на масле; блин, принадлежность ткацкого стана; мялка, подручное средство, которым мнут лен; обедать, сарай для сушки снопов и молотьбы, пшеничные блины.
Карточка «Диалектные слова»
Выпишите диалектные слова из текста и найдите их значения, напишите значения через тире:
- Сходи, внучек, в ригу, принеси мялицу.
- Хорошо, бабушка. А бердо, ты баяла, прихватить?
- Прихвати. Да еще в сенях молока кринку. Шаняшек я напекла да каравайцев. Полудневать будем.
- Я мигом, бабушка.
Для справок: говорить, молочный горшок, узковатый и высокий, лепешка, оладья на масле; блин, принадлежность ткацкого стана; мялка, подручное средство, которым мнут лен; обедать, сарай для сушки снопов и молотьбы, пшеничные блины.
Карточка «Диалектные слова»
Выпишите диалектные слова из текста и найдите их значения, напишите значения через тире:
- Сходи, внучек, в ригу, принеси мялицу.
- Хорошо, бабушка. А бердо, ты баяла, прихватить?
- Прихвати. Да еще в сенях молока кринку. Шаняшек я напекла да каравайцев. Полудневать будем.
- Я мигом, бабушка.
Для справок: говорить, молочный горшок, узковатый и высокий, лепешка, оладья на масле; блин, принадлежность ткацкого стана; мялка, подручное средство, которым мнут лен; обедать, сарай для сушки снопов и молотьбы, пшеничные блины.
Карточка «Диалектизмы в художественном произведении»
Прочитайте текст: выпишите диалектизмы, обсудите и запишите их значения
И.С. Тургенев в рассказе «Бежин луг»:
-А слыхали вы, ребятки, — начал Ильюша, — что намеднись у нас на Варнавицах приключилось?
-На плотине-то? — спросил Федя.
-Да, да, на плотине…Кругом всё такие буераки, овраги, а в оврагах козюли водятся.
Карточка «Диалектизмы в художественном произведении»
Прочитайте текст: выпишите диалектизмы, обсудите и запишите их значения
И.С. Тургенев в рассказе «Бежин луг»:
Дивимся мы: кто ж это их поднял, что вода пошла; однако колесо повертелось, повертелось да и стало. Пошел тот опять к двери наверху да по лестнице спущаться стал, и этак спущается, словно не торопится; ступеньки под ним так даже и стонут... Ну, подошел тот к нашей двери, подождал, подождал — дверь вдруг вся так и распахнулась. Всполохнулись мы, смотрим — ничего... Вдруг, глядь, у одного чана форма зашевелилась, поднялась, окунулась, походила, походила этак по воздуху, словно кто ею полоскал, да и опять на место. Потом у другого чана крюк снялся с гвоздя да опять на гвоздь; потом будто кто-то к двери пошел да вдруг как закашляет, как заперхает, словно овца какая, да зычно так... Мы все так ворохом и свалились, друг под дружку полезли... Уж как же мы напужались о ту пору!
Карточка «Диалектизмы в художественном произведении»
Прочитайте текст: выпишите диалектизмы, обсудите и запишите их значения
И.С. Тургенев в рассказе «Бежин луг»:
Да не мы одни. Барин-то наш, хоша и толковал нам напредки, что, дескать, будет вам предвиденье, а как затемнело, сам, говорят, так перетрусился, что на-поди. А на дворовой избе баба стряпуха, так та, как только затемнело, слышь, взяла да ухватом все горшки перебила в печи: «Кому теперь есть, говорит, наступило светопрестановление». Так шти и потекли.
Карточка «Диалектизмы в художественном произведении»
Прочитайте текст: выпишите диалектизмы, обсудите и запишите их значения
И.С. Тургенев в рассказе «Бежин луг»:
А вот что я слышал. Шел я из Каменной Гряды в Шашкино; а шел сперва всё нашим орешником, а потом лужком пошел — знаешь, там, где он сугибелью выходит, — там ведь есть бучило; знаешь, оно еще всё камышом заросло; вот пошел я мимо этого бучила, братцы мои, и вдруг из того-то бучила как застонет кто-то, да так жалостливо.
Урок русского языка в 8 классе по теме
«Виды предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске.
Средства оформления предложения в устной и
письменной речи: интонация, логическое ударение, знаки препинания»
Цель:
- повторение понятия о видах предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные);
- развитие умения определять их в тексте и составлять самостоятельно предложения с разными целями высказывания.
Планируемые результаты:
- Предметные: распознавать предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске, характеризовать их интонационные и смысловые особенности, языковые формы выражения побуждения в побудительных предложениях.;
- Личностные УУД: развивать устную речь в соответствии с поставленной речевой задачей, самостоятельно воспитывать культуру речи, стремления выражаться точно и ясно;
- Познавательные УУД: находить ответы на вопросы, используя учебник и наблюдения; самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и сравнивать и делать выводы;
- Регулятивные УУД: определять тему и цель урока, строить алгоритм работы, сравнивать полученный результат с ожидаемым, корректировать работу;
- Коммуникативные УУД: уметь работать в группе или в паре, выслушивать мнение товарищей, строить аргументированное высказывание.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, учебник
Технология: Знаю - Узнал
План урока:
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | Оргмомент. | Приветствие, проверка готовности | Приветствие |
2 | Мотивация: что ничего не стоит, но много дает? (улыбка) | Что много дает улыбка? (хорошее настроение, положительный настрой, веру в успех). Пожелаем улыбкой друг другу успехов на уроке. | Участвуют в беседе |
3 | Актуализация опорных знаний | Из глагола представлять возьмите приставку, из прилагательного положительный – корень, из существительного рождение – суффикс, из наречия выше – суффикс. Запишите слово. Дайте определение этого понятия. Что мы повторили? | Выполняют задание, отвечают на вопросы. |
3 | Формулировка темы и целеполагание (слайд) | В народе говорят: Говорить без цели - что рисовать на воде. Каков смысл поговорки? О чем пойдет речь на уроке? В 8 классе эта тема углубляется, поэтому у нее есть 2ая часть. Запишите. Какова цель? | Отвечают на вопросы, записывают дату и тему, формулируют цель |
4 | Освоение нового материала | Тема для вас новая или известная? Запишем 2 колонки: Знаю – Узнал. Напишите в 1ую колонку известную по теме информацию. Каково назначение каждого вида предложения? (по рядам) | Выполняют задание в паре , обсуждение коллективно |
5 | Проверка первичного усвоения | Запишите и проанализируйте предложения, исходя из темы: Что произошло 12 апреля 1961 года? В этот наш космонавт совершил первый в мире космический полет. Узнайте, пожалуйста, больше об этом событии и человеке. | Отвечают на вопросы Выполняют задание. |
Сверьте ваши ответы с информацией в учебнике? Есть ли в статье что-то новое для вас? Дайте определение предложений по цели высказывания. Попутное повторение: подчеркните грамм.основу. | |||
6 | Работа по 2 части темы урока: постановка проблемы. | Что помогает на письме выразить цель высказывания? Как выразить в устной речи? (с помощью интонации и логического ударения) | Отвечают на вопрос. |
Подготовка сообщений об устных способах выражения цели высказывания | 1 гр: дать информацию по схеме стр 49 &15 2 гр: дать понятие интонации 3 гр: прочитать слова с разной интонацией по упр 79 4 гр: дать понятие паузы и ее роль на примере упр 80 5 гр: дать понятие логического ударения и привести примеры 6 гр: показать роль логического ударения на примере упр 84. | Работают в группе, выступают. | |
6 | Применение знаний в новых ситуациях (слайд) | Игра «Каждому свой домик»: вопросительные повествовательные побудительные У меня зазвонил телефон. Мой милый, хороший, пришли мне калоши. Не тебе ли я выслал две пары отличных калош? Не сгорели карусели, и качели уцелели. Не это ли квартира Айболита? Скорей бегите, спасите! Попутное повторение: укажите обращение. | Выходят к доске по 1 чел и записывают в нужный домик, остальные в тетрадь. |
7 | РефлЕксия | Что нового вы узнали, запишите в колонку: узнал. Урок полезен, все понятно. Лишь кое-что чуть-чуть неясно. Еще придется потрудиться. Да, трудно все-таки учиться! | Выбирают свое предложение, обсуждают |
8 | Домашнее задание | Выпишите из литературы по 5 предложений на каждый вид. |
План анализа стихотворения
- Тема
- Чувства, настроение лирического героя
- Образы – символы
- Средства выразительности, звукопись, цветопись
- Основная мысль
План анализа стихотворения
- Тема
- Чувства, настроение лирического героя
- Образы – символы
- Средства выразительности, звукопись, цветопись
- Основная мысль
План анализа стихотворения
- Тема
- Чувства, настроение лирического героя
- Образы – символы
- Средства выразительности, звукопись, цветопись
- Основная мысль
План анализа стихотворения
- Тема
- Чувства, настроение лирического героя
- Образы – символы
- Средства выразительности, звукопись, цветопись
- Основная мысль
План анализа стихотворения
- Тема
- Чувства, настроение лирического героя
- Образы – символы
- Средства выразительности, звукопись, цветопись
- Основная мысль
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План урока по русскому языку в 5 классе
Чередующиеся и безударные гласные в корне слова...

План урока по русскому языку в 5 классе. Тема. Как вести беседу.
Тема данного урока включается в ряд предыдущих уроков о речи, речевом общении, его формах. Культура общения предполагает выполнение определенных правил речевого пове...

Сценарий урока по русскому языку в 5 классе "Способы объяснения лексического значения слов"
Сценарий урока по русскому языку в 5 классе "Способы объяснения лексического значения слов" разработан в соответствием с требованиями ФГОС....
План урока по русскому языку
Разработка урока для 7 класса...
Интегрированный урок по русскому языку и биологии "Вода и её лексическое значение" для 5 классов
Значение воды в природе...

План урока по русскому языку в 8 классе по теме:"Сказуемое. Виды сказуемых"
План-конспект урока русского языка 8 класс. Урок усвоения новых знаний. "Сказуемое. Виды сказуемых"...

Урок родного русского языка "Речь. Речевая деятельность. Текст"
Урок родного русского языка построен на игровой технологии с элементами интеграции с литературой и искусством....
