Планы уроков по русскому языку 11 кл «Речевая избыточность как нарушение лексической нормы (тавтология, плеоназм)», 6 кл «Диалектизмы», 8 кл «Виды предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске. Средства оформления предложения в устной...
план-конспект урока по русскому языку (6, 7, 8, 9, 10 класс)

Шулбаева Эльвира Николаевна

Планы открытых уроков по указанным темам. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_na_15.11.docx48.67 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 10 классе по теме

 «Речевая избыточность как нарушение лексической нормы (тавтология, плеоназм)»

Цель:

 - знакомство учащихся с плеоназмом и тавтологией как одним из видов многословия,

- формирование  умения избегать многословия в устной и письменной речи,

- совершенствовать речевую грамотность.

Планируемые результаты:

 - Предметные: понимать различие речевых ошибок: тавтологии и плеоназма, исправлять допущенные подобные ошибки в тексте, строить грамотное высказывание.

 - Личностные УУД: уметь определять выбор слов в речевой ситуации с целью воспитания культуры речи, стремления выражаться точно и ясно; воспитание уважения к русскому языку;

 - Познавательные УУД: находить ответы на вопросы, используя учебник и наблюдения; самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и сравнивать и делать выводы;

 - Регулятивные УУД: определять тему и цель урока, строить алгоритм работы, сравнивать полученный результат с ожидаемым, корректировать работу;

 - Коммуникативные УУД: уметь работать в группе или в паре, выслушивать мнение товарищей, строить аргументированное высказывание.

Тип урока: усвоение новых знаний

Оборудование: дидактический материал, мультимедийный проектор, компьютер, учебник

Технология: Исследовательское обучение

План урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы, формы работы, время

1

Оргмомент.

Приветствие, проверка готовности

Приветствие

1 мин

2

Мотивация: видео «Речевые ошибки»

Какие из этих ошибок вы слышали или, может быть, говорили сами? (на остановке остановить, разговоры разговаривать, мое личное мнение, бесплатный подарок) Где слышали? (акции на сайтах интернет-магазинов: бесплатный подарок)

Отвечают на вопросы, приводят примеры из жизненных ситуаций.

Фронтальная беседа

5 мин

3

Формулировка темы и целеполагание (слайд)

О чем пойдет речь на уроке? Какова цель?

Отвечают на вопросы, записывают дату и тему

3 мин

4

Освоение нового материала (слайд)

Разберемся в понятиях. Древнегреческое слово плеонасмос - излишество. Другое греческое tauto - то же самое и logos – слово. Что есть что?

Самостоятельно: запись в виде схемы:

Плеоназм – излишество, тавтология - то же самое слово.

Работа в парах, 5 мин

Просмотр видео

Дополните записи понятий тавтологии и плеоназма.

Как исправить эти речевые ошибки? Дополните схему.

Формулируют выводы: под плеоназмом - одинаковый смысл слов, под тавтологией – одинаковые корни.

В плеоназме убрать 1 слово, в тавтологии заменить.

В парах, 3-4 мин

5

Проверка первичного усвоения (на каждый ряд по 1 примеру)

Исправьте ошибку: остановите на остановке, неправильная ошибка, маленькие мелочи жизни.

Выполните работу по карточке.

Выполняют задание, консультируют товарищей.

Групповая работа, 5-6 мин

6

Физкультминутка

Организует: расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, «поболтать ножками».

Зарядка для глаз: не поворачивая головы, посмотреть направо, налево, вверх, вниз.

Выполняют упражнения

Фронтально, 1 мин

7

Применение знаний в новых ситуациях (слайд)

Речевые ошибки сегодня особенно распространены, тем более с модой на заимствованные слова, летящих с экранов телевизора, с просторов интернета. Определите вид ошибки и исправьте:

 идеальный лифтинг кожи, возле гостиницы паркинг для парковки автомобилей, горячий хот-дог, заседание симпозиума глав государств, на окнах герметичная герметика, в пятницу состоялся короткий брифинг представителей СМИ.

Выполняют в группе, коллективно обсуждают результаты.

Групповая работа, 10 мин

7

Рефлексия

Разобрались ли в новых понятиях? Почему важно знать происхождение слов?

К чему побуждает новое знание?

Участвуют в беседе, аргументируют ответы.

Фронтальная беседа, 3 мин

8

Домашнее задание

Найти в интернете речевые ошибки по теме, записать и исправить.

Записывают в дневник

1 мин

Урок литературы в 11 классе по теме

 «Тема России и родного дома в лирике С.А. Есенина. Природа и человек в произведениях поэта»

Цель:

 - знакомство с основными мотивами лирики С. Есенина: Родина – Русь, родной край, дом;

- анализ лирического произведения.

Планируемые результаты:

 - Предметные: осмысление особенностей творчества поэта Сергея Есенина, основных направлений его лирики, ключевых мотивов и образов поэтического творчества; - Личностные УУД: формирование нравственных ценностей, духовное развитие обучающихся через обращение к поэтическому наследию Сергея Есенина, воспитание внимательного прочтения и отношения к его поэзии;

 - Познавательные УУД: находить ответы на вопросы, используя учебник и наблюдения; самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и сравнивать и делать выводы;

 - Регулятивные УУД: формировать умение самостоятельно ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;

 - Коммуникативные УУД: формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, учебник

Технология: Исследовательское обучение

План урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Оргмомент.

Приветствие, проверка готовности

Приветствие

2

Мотивация: видео «Отговорила роща золотая»

А. Блок сказал: «Гений всегда народен». Почему стихотворения  С. Есенина стали народными песнями? (по духу они близки к народу, его переживаниям и чувствам). Среди исполнителей песен на стихи Есенина артисты самых разных жанров и направлений: анс «Орера», Н. Кадышева, Александр Малинин, Александр Маршал, их поют представители шансона, рок-музыканты, поют простые люди и старшего поколения, и молодёжь.

Отвечают на вопросы

3

Формулировка темы и целеполагание (слайд)

По названиям стихотворений определите тематику его лирических произведений. О чем пойдет речь на уроке? Какова цель?

Что такое лирика? (чувства, переживания, переданные в стихах)

Отвечают на вопросы, записывают дату и тему

4

Освоение нового материала (слайд)

Эпиграф к уроку: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины основное в моем творчестве». 

Любовные лини бывают разные. Какие? (к дому, к родным, к Родине, к женщине, к животным и т.д.). Работаем в группах. Какова цель вашей работы? (определить, какая любовная линия отражена в предложенных стихотворениях, изменяется ли она со временем)

 Итог работы оформите в виде кластера.

 Формулируют цель работы. Выполняют в группе, составляют кластер, находят средства художественной выразительности, звукопись, цветопись.

5

Защита мини-проекта

Группа выступает по плану, в конце выступления 1 ч выразительно читает стихотворение

Вступают с места, 1 человек выразительно зачитывает стихотворение

6

Применение знаний в новых ситуациях (слайд)

Можно ли все любовные линии объединить в одну? Какая это линия?

Изменилось ли отношение к этой теме в конце его короткой, но яркой жизни?

Какое место занимает человек в теме Природы и Родины? (неразрывная связь)

Отвечают на вопросы (любовь к Родине)

7

Вывод

Главная тема, основная линия лирики Есенина – Россия. Почти всё, о чём писал поэт, было о родине. Образы Родины - берёзы, клёны, тополя, алые закаты, плакучие ивы. И родное село, и Ока, и Москва, и мать, и отец, и сёстры – это тоже Россия.

Тема Родины неотделима от любви к природе, отчему дому, к женщине. Всё проникнуто сильным поэтическим чувством поэта – чувством любви к Родине.

Записывают в тетрадь

7

Рефлексия

Синквейн: Есенин…..

Составляют синквейн

8

Домашнее задание

Выучить стихотворение на выбор.

Ты запой мне ту песню

Сестре Шуре

Ты запой мне ту песню, что прежде Напевала нам старая мать.

Не жалея о сгибшей надежде, Я сумею тебе подпевать.

Я ведь знаю, и мне знакомо, Потому и волнуй и тревожь —

Будто я из родимого дома Слышу в голосе нежную дрожь.

Ты мне пой, ну, а я с такою, Вот с такою же песней, как ты,

Лишь немного глаза прикрою — Вижу вновь дорогие черты.

Ты мне пой. Ведь моя отрада — Что вовек я любил не один

И калитку осеннего сада, И опавшие листья с рябин.

Ты мне пой, ну, а я припомню И не буду забывчиво хмур:

Так приятно и так легко мне Видеть мать и тоскующих кур.

Я навек за туманы и росы Полюбил у березки стан,

И ее золотистые косы, И холщовый ее сарафан.

Потому так и сердцу не жестко — Мне за песнею и за вином

Показалась ты той березкой, Что стоит под родимым окном.

Ты запой мне ту песню

Сестре Шуре

Ты запой мне ту песню, что прежде Напевала нам старая мать.

Не жалея о сгибшей надежде, Я сумею тебе подпевать.

Я ведь знаю, и мне знакомо, Потому и волнуй и тревожь —

Будто я из родимого дома Слышу в голосе нежную дрожь.

Ты мне пой, ну, а я с такою, Вот с такою же песней, как ты,

Лишь немного глаза прикрою — Вижу вновь дорогие черты.

Ты мне пой. Ведь моя отрада — Что вовек я любил не один

И калитку осеннего сада, И опавшие листья с рябин.

Ты мне пой, ну, а я припомню И не буду забывчиво хмур:

Так приятно и так легко мне Видеть мать и тоскующих кур.

Я навек за туманы и росы Полюбил у березки стан,

И ее золотистые косы, И холщовый ее сарафан.

Потому так и сердцу не жестко — Мне за песнею и за вином

Показалась ты той березкой, Что стоит под родимым окном.

ПЕСНЬ О СОБАКЕ

Утром в ржаном закуте, Где златятся рогожи в ряд,

Семерых ощенила сука, Рыжих семерых щенят.

До вечера она их ласкала, Причесывая языком,

И струился снежок подталый Под теплым ее животом.

А вечером, когда куры Обсиживают шесток,

Вышел хозяин хмурый, Семерых всех поклал в мешок.

По сугробам она бежала, Поспевая за ним бежать...

И так долго, долго дрожала Воды незамерзшей гладь.

А когда чуть плелась обратно, Слизывая пот с боков,

Показался ей месяц над хатой Одним из ее щенков.

В синюю высь звонко Глядела она, скуля,

А месяц скользил тонкий И скрылся за холм в полях.

И глухо, как от подачки, Когда бросят ей камень в смех,

Покатились глаза собачьи Золотыми звездами в снег.

ПЕСНЬ О СОБАКЕ

Утром в ржаном закуте, Где златятся рогожи в ряд,

Семерых ощенила сука, Рыжих семерых щенят.

До вечера она их ласкала, Причесывая языком,

И струился снежок подталый Под теплым ее животом.

А вечером, когда куры Обсиживают шесток,

Вышел хозяин хмурый, Семерых всех поклал в мешок.

По сугробам она бежала, Поспевая за ним бежать...

И так долго, долго дрожала Воды незамерзшей гладь.

А когда чуть плелась обратно, Слизывая пот с боков,

Показался ей месяц над хатой Одним из ее щенков.

В синюю высь звонко Глядела она, скуля,

А месяц скользил тонкий И скрылся за холм в полях.

И глухо, как от подачки, Когда бросят ей камень в смех,

Покатились глаза собачьи Золотыми звездами в снег.

ПИСЬМО МАТЕРИ

Ты жива еще, моя старушка? Жив и я. Привет тебе, привет!

Пусть струится над твоей избушкой Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты, тая тревогу, Загрустила шибко обо мне,

Что ты часто ходишь на дорогу В старомодном ветхом шушуне.

И тебе в вечернем синем мраке Часто видится одно и то ж:

Будто кто-то мне в кабацкой драке Саданул под сердце финский нож.

Ничего, родная! Успокойся. Это только тягостная бредь.

Не такой уж горький я пропойца, Чтоб, тебя не видя, умереть.

Я по-прежнему такой же нежный И мечтаю только лишь о том,

Чтоб скорее от тоски мятежной Воротиться в низенький наш дом.

Я вернусь, когда раскинет ветви По-весеннему наш белый сад.

Только ты меня уж на рассвете Не буди, как восемь лет назад.

Не буди того, что отмечталось, Не волнуй того, что не сбылось, —

Слишком раннюю утрату и усталость Испытать мне в жизни привелось.

И молиться не учи меня. Не надо! К старому возврата больше нет.

Ты одна мне помощь и отрада, Ты одна мне несказанный свет.

Так забудь же про свою тревогу, Не грусти так шибко обо мне.

Не ходи так часто на дорогу В старомодном ветхом шушуне.

Гой ты, Русь, моя родная,

Гой ты, Русь, моя родная, Хаты — в ризах образа...
Не видать конца и края —Только синь сосет глаза.
Как захожий богомолец, Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц Звонно чахнут тополя.
Пахнет яблоком и медом По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом На лугах веселый пляс.
Побегу по мятой стежке На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки, Прозвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».

Гой ты, Русь, моя родная,

Гой ты, Русь, моя родная, Хаты — в ризах образа...

Не видать конца и края —Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец, Я смотрю твои поля.

А у низеньких околиц Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом По церквам твой кроткий Спас.

И гудит за корогодом На лугах веселый пляс.

Побегу по мятой стежке На приволь зеленых лех,

Мне навстречу, как сережки, Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою».

Гой ты, Русь, моя родная,

Гой ты, Русь, моя родная, Хаты — в ризах образа...
Не видать конца и края —Только синь сосет глаза.
Как захожий богомолец, Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц Звонно чахнут тополя.
Пахнет яблоком и медом По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом На лугах веселый пляс.
Побегу по мятой стежке На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки, Прозвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».

Спит ковыль. Равнина дорогая, И свинцовой свежести полынь.

Никакая родина другая Не вольет мне в грудь мою теплынь.

Знать, у всех у нас такая участь, И, пожалуй, всякого спроси —

Радуясь, свирепствуя и мучась, Хорошо живется на Руси.

Свет луны, таинственный и длинный, Плачут вербы, шепчут тополя.

Но никто под окрик журавлиный Не разлюбит отчие поля.

И теперь, когда вот новым светом И моей коснулась жизнь судьбы,

Все равно остался я поэтом Золотой бревенчатой избы.

По ночам, прижавшись к изголовью, Вижу я, как сильного врага,

Как чужая юность брызжет новью На мои поляны и луга.

Но и все же, новью той теснимый, Я могу прочувственно пропеть:

Дайте мне на родине любимой, Все любя, спокойно умереть!

Спит ковыль. Равнина дорогая, И свинцовой свежести полынь.

Никакая родина другая Не вольет мне в грудь мою теплынь.

Знать, у всех у нас такая участь, И, пожалуй, всякого спроси —

Радуясь, свирепствуя и мучась, Хорошо живется на Руси.

Свет луны, таинственный и длинный, Плачут вербы, шепчут тополя.

Но никто под окрик журавлиный Не разлюбит отчие поля.

И теперь, когда вот новым светом И моей коснулась жизнь судьбы,

Все равно остался я поэтом Золотой бревенчатой избы.

По ночам, прижавшись к изголовью, Вижу я, как сильного врага,

Как чужая юность брызжет новью На мои поляны и луга.

Но и все же, новью той теснимый, Я могу прочувственно пропеть:

Дайте мне на родине любимой, Все любя, спокойно умереть!

Спит ковыль. Равнина дорогая, И свинцовой свежести полынь.

Никакая родина другая Не вольет мне в грудь мою теплынь.

Знать, у всех у нас такая участь, И, пожалуй, всякого спроси —

Радуясь, свирепствуя и мучась, Хорошо живется на Руси.

Свет луны, таинственный и длинный, Плачут вербы, шепчут тополя.

Но никто под окрик журавлиный Не разлюбит отчие поля.

И теперь, когда вот новым светом И моей коснулась жизнь судьбы,

Все равно остался я поэтом Золотой бревенчатой избы.

По ночам, прижавшись к изголовью, Вижу я, как сильного врага,

Как чужая юность брызжет новью На мои поляны и луга.

Но и все же, новью той теснимый, Я могу прочувственно пропеть:

Дайте мне на родине любимой, Все любя, спокойно умереть!

Урок русского языка в 6 кл

По теме «Диалектизмы»

Цель: знакомство с понятием  «диалектизмы», формирование умения к новым способам действия: наблюдение, анализ, поиск, работа с учебником.

Планируемые результаты:

Предметные: различать слова с точки зрения их происхождения и употребления, определять стилистическую окраску слова и сферу использования диалектных слов;

Регулятивные УУД: ставить новые учебные цели и задачи; научиться планировать достижения целей, самостоятельно учитывать условия и средства их достижения, оценивать свои достижения на уроке

Познавательные УУД: находить ответы на вопросы, используя учебник и наблюдения; обучающийся получит возможность научиться самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и работы с учебником, сравнивать и делать выводы

Коммуникативные УУД: учитывать разные мнения и интересы; оформлять свои мысли в устной форме; обучающийся получит возможность научиться учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Личностные: проявлять готовность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

План урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Оргмомент.

Приветствие, проверка готовности

Приветствие

2

Мотивация: туристы с багажом и без багажа.

Беседа: Кто из них будет чувствовать себя комфортнее на природе? Но есть и другой багаж – знания, в том числе словарный. Нужно ли пополнять этот багаж? Зачем?

Участвуют в беседе

3

Актуализация опорных знаний. Игра «Футбол»

1 п нападающие

2 п защитники

3 п полузащитники

4 п  вратарь

Повторим имеющийся багаж, проверим, так сказать:

1 п: Что такое лексикология?

1 п: Что такое лексика?  

1 п: Лексикон?

2 п: Общеупотребительные слова?

2 п: 2 п: Устаревшие слова?

3 п: Архаизмы?

3 п: Заимствованные?

3 п: Неологизмы?

4 п: Как найти в словаре заим слово?

4 п: Как найти устар слово?

Отвечают на вопросы

3

Формулировка темы и целеполагание (слайд)

- Сходи, внучек, в ригу, принеси мялицу.

- Хорошо, бабушка. А бердо, ты баяла, прихватить?

- Прихвати. Да еще в сенях молока кринку. Шаняшек я напекла да каравайцев. Полудневать будем.

- Я мигом, бабушка.

Какие слова непонятны? Как вы думаете, почему? О чем пойдет речь на уроке? Какова цель?

Отвечают на вопросы, записывают дату и тему, формулируют цель

4

Освоение нового материала (слайд)

Карта диалектов: что рассказывает эта карта об употреблении русского языка только в западной части нашей страны?

Составьте план исследования темы: познакомиться с новым понятием; уметь находить в словаре; уметь применять в речи.

Русский язык неоднороден и поэтому делится на группы.

Составляют алгоритм работы, работают в паре

5

Проверка первичного усвоения, на парте текст и к нему значения слов.

Расскажите о результатах вашей работы: что вы узнали по теме урока?

Выпишите диалектные слова из текста и найдите их понятия.

Рига

Мялица

Бердо

Баяла

Кринка

Шаняшки

Каравайцы

Полудневать

Отвечают на вопросы

Выполняют задание, находят диалектизмы в словаре, выписывают по одному примеру, обсуждают

6

Применение знаний в новых ситуациях (слайд)

В литературе мы часто встречаем диалектизмы? Для чего авторы их используют?

Выпишите  диалекты из текста, постарайтесь понять их значение.

Для создания реалистичности времени и образов,  дать косвенную характеристику, передать разнообразие народной жизни.

7

Рефлексия

Синквейн: 1 сущ, 2 прилаг, 3 глаг, предложение, ассоциация

Составляют

8

Домашнее задание

Найти в толковом словаре 5 диалектизмов, составить предложения или упр

Карточка «Диалектные слова»

Выпишите диалектные слова из текста и найдите их значения, напишите значения через тире:  

- Сходи, внучек, в ригу, принеси мялицу.

- Хорошо, бабушка. А бердо, ты баяла, прихватить?

- Прихвати. Да еще в сенях молока кринку. Шаняшек я напекла да каравайцев. Полудневать будем.

- Я мигом, бабушка.

Для справок: говорить, молочный горшок, узковатый и высокий, лепешка, оладья на масле; блин, принадлежность ткацкого стана; мялка, подручное средство, которым мнут лен; обедать, сарай для сушки снопов и молотьбы, пшеничные блины.

  Карточка «Диалектные слова»

Выпишите диалектные слова из текста и найдите их значения, напишите значения через тире:  

- Сходи, внучек, в ригу, принеси мялицу.

- Хорошо, бабушка. А бердо, ты баяла, прихватить?

- Прихвати. Да еще в сенях молока кринку. Шаняшек я напекла да каравайцев. Полудневать будем.

- Я мигом, бабушка.

Для справок: говорить, молочный горшок, узковатый и высокий, лепешка, оладья на масле; блин, принадлежность ткацкого стана; мялка, подручное средство, которым мнут лен; обедать, сарай для сушки снопов и молотьбы, пшеничные блины.

Карточка «Диалектные слова»

Выпишите диалектные слова из текста и найдите их значения, напишите значения через тире:  

- Сходи, внучек, в ригу, принеси мялицу.

- Хорошо, бабушка. А бердо, ты баяла, прихватить?

- Прихвати. Да еще в сенях молока кринку. Шаняшек я напекла да каравайцев. Полудневать будем.

- Я мигом, бабушка.

Для справок: говорить, молочный горшок, узковатый и высокий, лепешка, оладья на масле; блин, принадлежность ткацкого стана; мялка, подручное средство, которым мнут лен; обедать, сарай для сушки снопов и молотьбы, пшеничные блины.

Карточка «Диалектизмы в художественном произведении»

Прочитайте текст: выпишите диалектизмы, обсудите и запишите их значения

И.С. Тургенев в рассказе «Бежин луг»:

-А слыхали вы, ребятки, — начал Ильюша, — что намеднись у нас на Варнавицах приключилось?

-На плотине-то? — спросил Федя.

-Да, да, на плотине…Кругом всё такие буераки, овраги, а в оврагах козюли водятся.

Карточка «Диалектизмы в художественном произведении»

Прочитайте текст: выпишите диалектизмы, обсудите и запишите их значения

И.С. Тургенев в рассказе «Бежин луг»:

Дивимся мы: кто ж это их поднял, что вода пошла; однако колесо повертелось, повертелось да и стало. Пошел тот опять к двери наверху да по лестнице спущаться стал, и этак спущается, словно не торопится; ступеньки под ним так даже и стонут... Ну, подошел тот к нашей двери, подождал, подождал — дверь вдруг вся так и распахнулась. Всполохнулись мы, смотрим — ничего... Вдруг, глядь, у одного чана форма зашевелилась, поднялась, окунулась, походила, походила этак по воздуху, словно кто ею полоскал, да и опять на место. Потом у другого чана крюк снялся с гвоздя да опять на гвоздь; потом будто кто-то к двери пошел да вдруг как закашляет, как заперхает, словно овца какая, да зычно так... Мы все так ворохом и свалились, друг под дружку полезли... Уж как же мы напужались о ту пору!

Карточка «Диалектизмы в художественном произведении»

Прочитайте текст: выпишите диалектизмы, обсудите и запишите их значения

И.С. Тургенев в рассказе «Бежин луг»:

Да не мы одни. Барин-то наш, хоша и толковал нам напредки, что, дескать, будет вам предвиденье, а как затемнело, сам, говорят, так перетрусился, что на-поди. А на дворовой избе баба стряпуха, так та, как только затемнело, слышь, взяла да ухватом все горшки перебила в печи: «Кому теперь есть, говорит, наступило светопрестановление». Так шти и потекли.

Карточка «Диалектизмы в художественном произведении»

Прочитайте текст: выпишите диалектизмы, обсудите и запишите их значения

И.С. Тургенев в рассказе «Бежин луг»:

А вот что я слышал. Шел я из Каменной Гряды в Шашкино; а шел сперва всё нашим орешником, а потом лужком пошел — знаешь, там, где он сугибелью  выходит, — там ведь есть бучило; знаешь, оно еще всё камышом заросло; вот пошел я мимо этого бучила, братцы мои, и вдруг из того-то бучила как застонет кто-то, да так жалостливо.

Урок русского языка в 8 классе по теме

 «Виды предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске.

Средства оформления предложения в устной и

письменной речи: интонация, логическое ударение, знаки препинания»

Цель:

- повторение  понятия о видах предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные);

-  развитие умения  определять их в тексте и составлять самостоятельно предложения с разными целями высказывания.

Планируемые результаты:

 - Предметные: распознавать предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске, характеризовать их интонационные и смысловые особенности, языковые формы выражения побуждения в побудительных предложениях.;

 - Личностные УУД: развивать устную речь в соответствии с поставленной речевой задачей, самостоятельно  воспитывать  культуру речи, стремления выражаться точно и ясно;

- Познавательные УУД: находить ответы на вопросы, используя учебник и наблюдения; самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и сравнивать и делать выводы;

 - Регулятивные УУД: определять тему и цель урока, строить алгоритм работы, сравнивать полученный результат с ожидаемым, корректировать работу;

 - Коммуникативные УУД: уметь работать в группе или в паре, выслушивать мнение товарищей, строить аргументированное высказывание.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, учебник

Технология: Знаю - Узнал

План урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Оргмомент.

Приветствие, проверка готовности

Приветствие

2

Мотивация: что ничего не стоит, но много дает? (улыбка)

Что много дает улыбка? (хорошее настроение, положительный настрой, веру в успех). Пожелаем улыбкой друг другу успехов на уроке.

Участвуют в беседе

3

Актуализация опорных знаний

Из глагола представлять возьмите приставку, из прилагательного положительный – корень, из существительного рождение – суффикс, из наречия выше – суффикс. Запишите слово. Дайте определение этого понятия. Что мы повторили?

Выполняют задание, отвечают на вопросы.

3

Формулировка темы и целеполагание (слайд)

В народе говорят: Говорить без цели - что рисовать на воде. Каков смысл поговорки?

О чем пойдет речь на уроке? В 8 классе эта тема углубляется, поэтому у нее есть 2ая часть. Запишите.

Какова цель?

Отвечают на вопросы, записывают дату и тему, формулируют цель

4

Освоение нового материала

Тема для вас новая или известная? Запишем 2 колонки: Знаю – Узнал.

Напишите в 1ую колонку известную по теме информацию.

Каково назначение каждого вида предложения? (по рядам)

Выполняют задание в паре , обсуждение коллективно

5

Проверка первичного усвоения

Запишите и проанализируйте предложения, исходя из темы:

Что произошло 12 апреля 1961 года?

В этот наш космонавт совершил первый в мире космический полет. Узнайте, пожалуйста, больше об этом событии и человеке.

Отвечают на вопросы

Выполняют задание.

Сверьте ваши ответы с информацией в учебнике? Есть ли в статье что-то новое для вас? Дайте определение предложений по цели высказывания.

Попутное повторение: подчеркните грамм.основу.

6

Работа по 2 части темы урока: постановка проблемы.

Что помогает на письме выразить цель высказывания?

Как выразить в устной речи? (с помощью интонации и логического ударения)

Отвечают на вопрос.

Подготовка  сообщений об устных способах выражения цели высказывания

1 гр: дать информацию по схеме стр 49 &15

2 гр: дать понятие интонации

3 гр: прочитать слова с разной интонацией по упр 79

4 гр: дать понятие паузы и ее роль на примере упр 80

5 гр: дать понятие логического ударения и привести примеры

6 гр: показать роль логического ударения на примере упр 84.

Работают в группе, выступают.

6

Применение знаний в новых ситуациях (слайд)

Игра «Каждому свой домик»:  вопросительные        повествовательные                         побудительные

У меня зазвонил телефон.

Мой милый, хороший, пришли мне калоши.

Не тебе ли я выслал две пары отличных калош?

Не сгорели карусели, и качели уцелели.

Не это ли квартира Айболита?

Скорей бегите, спасите!

Попутное повторение: укажите обращение.

Выходят к доске по 1 чел и записывают в нужный домик, остальные в тетрадь.

7

РефлЕксия

Что нового вы узнали, запишите в колонку: узнал.

Урок полезен, все понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Еще придется потрудиться.

Да, трудно все-таки учиться!

Выбирают свое предложение, обсуждают

8

Домашнее задание

Выпишите из литературы по 5 предложений на каждый вид.

План анализа стихотворения

  1. Тема
  2. Чувства, настроение лирического героя
  3. Образы – символы
  4. Средства выразительности, звукопись, цветопись
  5. Основная мысль

План анализа стихотворения

  1. Тема
  2. Чувства, настроение лирического героя
  3. Образы – символы
  4. Средства выразительности, звукопись, цветопись
  5. Основная мысль

План анализа стихотворения

  1. Тема
  2. Чувства, настроение лирического героя
  3. Образы – символы
  4. Средства выразительности, звукопись, цветопись
  5. Основная мысль

План анализа стихотворения

  1. Тема
  2. Чувства, настроение лирического героя
  3. Образы – символы
  4. Средства выразительности, звукопись, цветопись
  5. Основная мысль

План анализа стихотворения

  1. Тема
  2. Чувства, настроение лирического героя
  3. Образы – символы
  4. Средства выразительности, звукопись, цветопись
  5. Основная мысль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока по русскому языку в 5 классе

Чередующиеся и безударные гласные в корне слова...

План урока по русскому языку в 5 классе. Тема. Как вести беседу.

        Тема данного урока включается в ряд предыдущих уроков о речи, речевом общении, его формах. Культура общения предполагает выполнение определенных правил речевого пове...

Сценарий урока по русскому языку в 5 классе "Способы объяснения лексического значения слов"

Сценарий урока по русскому языку в 5 классе "Способы объяснения лексического значения слов" разработан в соответствием с требованиями ФГОС....

План урока по русскому языку

Разработка урока для 7 класса...

План урока по русскому языку в 8 классе по теме:"Сказуемое. Виды сказуемых"

План-конспект урока русского языка 8 класс. Урок усвоения новых знаний. "Сказуемое. Виды сказуемых"...

Урок родного русского языка "Речь. Речевая деятельность. Текст"

Урок родного русского языка построен на игровой технологии с элементами интеграции с литературой и искусством....