Таблица "Части речи и члены предложения"
картотека по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Предварительный просмотр:
Самостоятельные части речи | |||
Часть речи | Обозначает | Отвечает на вопросы | Изменяется |
Имя существительное | Предмет: человек, стена, мышь, смелость, гром | кто? что? | По числам и падежам |
Имя прилагательное | Признак предмета: легкий, красный, синий, высокий, зелёная | какой? какая? какое? какие? | По числам и падежам; |
Имя числительное | Количество предметов: пять, восемь | сколько? | По падежам |
Порядок предметов при счете: пятый, восьмой | который? | По числам и падежам; | |
Местоимение | Указывает на предмет, но не называет его: он, ты, вы, я | кто? что? | По падежам; мест. 3-го л. - по числам; мест. 3-го л. в ед. ч. - по родам. |
Глагол | Действие и состояние предмета: летать, бежать, прочитать, спать, писать, жить | что делать? | Наст. и буд. вр. - по лицам и числам; прошл. вр. - по числам, в ед. ч. - по родам. |
Наречие | Признак действия и признак признака: шли наугад, очень хороший | где? куда? когда? откуда? как? в какой степени? | Не изменяется |
Служебные части речи | |||
Предлог | Частица | Союз | |
Члены предложения
Член предложения | Вопросы | Что обозначает | Примеры | |
Г Л А В Н Ы Е | ПОДЛЕЖАЩЕЕ | Кто? Что? | предмет | Льёт дождь. Он скоро пройдёт. |
СКАЗУЕМОЕ | Что делает? Что делал? Что сделает? Что будет делать? | Действие предмета | Улетают птицы. Ученики читают и пишут. | |
В Т О Р О С Т Е П Е Н Н Ы Е | ДОПОЛНЕНИЕ
| Вопросы косвенных падежей: кого? чего?; Кому? Чему? Кого? Кем? Чем? О ком? О чем? | Предмет | Летом я жил у бабушки. Она пекла пироги с малиной. |
ОПРЕДЕЛЕНИЕ | Какой? Какая? Какое? Какие? Чей? Чья? Чьё? | Признаки, качество, свойство предмета | Зеленеют молодые сосны и ели. За кустом мелькнул лисий хвост. | |
ОБСТОЯТЕЛЬСТВО | Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как? Каким образом? | Место, время, причину, цель, образ действия, условие, уступки | Утром дети шли по лугу. Человек сидел неподвижно. |
Члены предложения
Член предложения | Вопросы | Что обозначает | Примеры |
ПОДЛЕЖАЩЕЕ | Кто? Что? | предмет | Льёт дождь. Он скоро пройдёт. |
СКАЗУЕМОЕ | Что делает? Что делал? Что сделает? Что будет делать? | Действие предмета | Улетают птицы. Ученики читают и пишут. |
ДОПОЛНЕНИЕ
| Вопросы косвенных падежей: кого? чего? Кому? Чему? Кого? Кем? Чем? О ком? О чем? | Предмет | Летом я жил у бабушки. Она пекла пироги с малиной. |
ОПРЕДЕЛЕНИЕ | Какой? Какая? Какое? Какие? Чей? Чья? Чьё? | Признаки, качество, свойство предмета | Зеленеют молодые сосны и ели. За кустом мелькнул лисий хвост. |
ОБСТОЯТЕЛЬСТВО | Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как? Каким образом? | Место, время, причину, цель, образ действия, условие, уступки | Утром дети шли по лугу. Человек сидел неподвижно. |
Члены предложения
Член предложения | Вопросы | Что обозначает | Примеры |
ПОДЛЕЖАЩЕЕ | Кто? Что? | предмет | Льёт дождь. Он скоро пройдёт. |
СКАЗУЕМОЕ | Что делает? Что делал? Что сделает? Что будет делать? | Действие предмета | Улетают птицы. Ученики читают и пишут. |
ДОПОЛНЕНИЕ
| Вопросы косвенных падежей: кого? чего? Кому? Чему? Кого? Кем? Чем? О ком? О чем? | Предмет | Летом я жил у бабушки. Она пекла пироги с малиной. |
ОПРЕДЕЛЕНИЕ | Какой? Какая? Какое? Какие? Чей? Чья? Чьё? | Признаки, качество, свойство предмета | Зеленеют молодые сосны и ели. За кустом мелькнул лисий хвост. |
ОБСТОЯТЕЛЬСТВО | Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как? Каким образом? | Место, время, причину, цель, образ действия, условие, уступки | Утром дети шли по лугу. Человек сидел неподвижно. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

. Проверочная работа по темам «Однородные члены предложения»,«Обобщающие слова при однородных членах предложения», « Тире в простом предложении» 8 класс
Обобщающий контроль в двух вариантах...

Урок в 7 классе ( по учебнику Р.Бунеева) "Имя числительное как часть речи и член предложения"
Урок в 7 классе ( по учебнику Р.Бунеева) "Имя числительное как часть речи и член предложения" ( с использованием сингапурских структур) Урок рефлексии....

Тестовая работа для тематического контроля "Местоимения-существительные как часть речи и член предложения". 6 класс
Тестоваяработа для проверки уровня знаний учащихся 6 класса по теме "Местоимения-существительные как часть речи и член предложения"...
Конспект урока русского языка в 5 классе.ТЕМА: «РОЛЬ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ В ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ. ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ»
Конспект урока по ФГОС УМК Бунеев, "Школа 2100"...
Презентация к открытому уроку 8 класс ( со сложной структурой дефекта) "Части речи и члены предложения." "Праздник мужества и чести"
Обобщение, закрепление и актуализация знаний о частях речи и членах предложения....
Конспект открытого урока по письму 8 класс (класс со сложной структурой дефекта) по теме «Части речи и члены предложения» «Праздник мужества и чести».
Тип урока: «Праздник мужества и чести» Закрепление пройденного материала.Цель урока: Обобщение, закрепление и актуализация знаний о частях речи и членах предложения....

Тест "Части речи и члены предложения"
Самостоятельная работа на проверку умения школьников (учеников 8-11 классов) определять части речи и подчёркивать правильно члены предложения. В конце работы экспресс-тест...
