Урок в 7 классе ( по учебнику Р.Бунеева) "Имя числительное как часть речи и член предложения"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Мухаметзянова Фания Наримановна

Урок в 7 классе ( по учебнику Р.Бунеева) "Имя числительное как часть речи и член предложения" ( с использованием сингапурских структур) Урок рефлексии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ №1  с углубленным изучением отдельных предметов» г.Буинска РТ

Учитель высшей квалификационной категории

Мухаметзянова Фания Наримановна

Тема: Имя числительное как часть речи и член предложения.

Тип урока: Рефлексия.

Класс: 7

Цель урока:

Повторение признаков имени числительного как части речи (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении). 

Цели урока:

Личностные – повысить стремление  к творческой работе, способствующей развитию  творческих способностей учащихся, способствовать развитию коммуникативных качеств  у учащихся. 

 Предметные – повторение признаков имени числительного как части речи (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль в предложении). 

Метапредметные – формирование умения видеть связь между учебными дисциплинами

( математика, русский язык, литература, история).

Задачи урока:

  1. Образовательная:

Формировать умение находить числительные в тексте, различать количественные и порядковые числительные, отличать числительные от других частей речи с числовым значением.

  1. Развивающая:

Развивать навыки работы по поиску закономерностей, связанных с употреблением числительных в устной речи (пользоваться числительными в нужной форме, соблюдать нормы управления и согласования в сочетании числительного с существительным).

  1. Воспитательная:

Формировать интерес к изучаемому предмету, умение выслушивать чужое мнение, корректно высказывать свое); умение контролировать и оценивать собственную деятельность,.

. Оборудование:  мультимедийник, компьютер, учебник .

Раздаточный материал: карточки, диагностическая карта.

Ход урока:

I.Мотивация.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Ребята, прежде чем начать урок, давайте улыбнёмся друг другу.
Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи! Пусть помогут вам ваши сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели.

II.Целеполагание, выход на тему урока..

1.Разминка. Задание: сначала обобщить слова каждого ряда, затем найти «лишние».

На доске (слайде) ряды слов:

1.пятый, пятерка, пятак, пятерня.

2.Тройка, троица, третий, трояк.

3.Двойной, удвоить, двойка, два.

4.Четверка, четверо, четвертак, четырехгранный.

5. Шестерня, шестерка, шестиугольный, шесть.

Ученики. Обобщение: все слова ряда начинаются на одну букву, однокоренные слова и т.п.

Учитель: да, лишнее слово в первом ряду: пятый, во втором ряду третий.

Ученики: Эти слова являются лишними, т.к. они не являются именами существительными, как остальные.

Учитель предлагает определить принадлежность этих слов к какой-либо части речи.

Учитель: Давайте подумаем, какие вопросы нам необходимо задать к словам, чтобы узнать их получше.

Учитель: Вы уже догадались, о какой части речи сегодня нам предстоит узнать много нового. Как называется наш урок?

Ученики: Имя числительное (или: имя числительное как часть речи)

Запись темы урока в тетради.

Учитель: Чем же мы будем заниматься на уроке?

Ученики : Нам нужно:

1. Вспомнить грамматические, морфологические признаки имени числительного.

2. Уметь находить имена числительные в тексте и  выделять с ними словосочетания.

3. Определять синтаксическую роль имен  числительных.

III. Повторение и обобщение знаний. Используется структура «Эй АР Гайд».

1.«Верные и неверные утверждения».(3 мин.)

Учитель: прежде, чем мы продолжим работу, попробуйте вспомнить, какие они, слова этой части речи. У вас на столах лежат таблички, цифры на них – номера вопросов. Я предлагаю вам несколько утверждений, которые начинаются со слов «Правда ли, что..». Если вы отвечаете «да», то ставьте «+», если нет, то «-».

До

                        Утверждения

После

1…имена числительные отвечают только на вопросы «сколько?», «который?»

2….имен числительных в языке очень немного

3…имена числительные изменяются по падежам

4….все числительные можно записать цифрами

5…эта часть речи может быть только определением

6. числительные имеют общие признаки с существительными

7…они имеют общие признаки с прилагательными

8….можно прожить день, не встретив ни одного числительного

9….числительное не может состоять из 3 слов

10….слово «полтора» - это числительное

Учитель: мы вернемся к нашим предположениям в конце урока и проверим, в чём мы были правы, а где наше мнение изменилось.

IV. Систематизация знаний.

  1. Работа в группах. Используется структура  «Финк-Райт-Раунд –Робин» (подумай-запиши-обсуди в команде).                                                                                       Проанализируйте  систему вопросов для повторения на странице 76 учебника. Расставьте их в логической последовательности и заново пронумеруйте. Дополните систему своими вопросами или заданиями.  Ответьте на вопросы. (Работа в группах)

1. На какие разряды делятся имена числительные?

2.Чем отличаются целые числительных от дробных?

3.Каков порядок морфологического разбора имен числительных?

4.Каково грамматическое значение имен числительных?

5.На каком основании количественные  и порядковые имена числительные объединяются в  одну часть речи?

6. Каковы постоянные признаки имен числительных?                                                                

Проверьте:

4.Каково грамматическое значение имен числительных?

1.На какие разряды делятся имена числительные?

2.Чем отличаются целые числительных от дробных?

5.На каком основании количественные  и порядковые имена числительные объединяются в  одну часть речи?

Что вы знаете о собирательных  числительных?

3.Каков порядок морфологического разбора имен числительных?

6. Каковы постоянные признаки имен числительных?                                                                

Каковы непостоянные признаки имен числительных?        

-Проверка (на слайде правильный ответ)Каждая группа отвечает на 2 вопроса ( Отвечает партнер №2). Закройте учебники.

Учитель.Постройте план морфологического разбора числительных.          

-Проверка по учебнику ( стр.78)

V. Закрепление знаний и расширение знаний.

1. Письменная работа, вырабатывающая умение находить числительные в тексте. Работа над упражнением 120 ( самостоятельно).

Учитель. Прочитать текст. Найти и выписать словосочетания числительных с именами числительными. Графически указать связь   между ними.   Определить постоянные признаки числительных. Сделайте морфологический разбор 28 (суткам).

Учитель.  Проверка по слайду. Кто допустил ошибку?

Учитель. Семидневная неделя. Определите состав этого словосочетания.

Учитель. А как надо рассуждать, чтобы не спутать числительное и слово, имеющее в своем составе число?

Ученики. Числительное можно записать цифрой.

 Учитель: проверьте по слайду. У кого были ошибки? Причина ошибок?

2. А сейчас немного отдохнем.  Посмотрим презентацию

  «Старинные меры длины». Я думаю, вам будет интересно.

Учитель. Встаньте все, задвиньте стульчики. Покажите  мне косую сажень , маховую сажень , фут, дюйм, пядь, локоть.

Спасибо, садитесь. Продолжим работу.

3. Анализ предложений. Предложения на карточках. Определить синтаксическую роль имен числительных.

Семь и семь – четырнадцать.

Семеро ребят отправились в поход в четыре утра..

Первый луч солнца разбудил девочку.

Прибавьте к десяти шесть.

Проверка по слайду. Вывод : какими членами предложения могут быть имена числительные?

4. Работа в группах. Денотатный граф.

Учитель. Помогать в закреплении знаний нам будет помогать граф (на каждой парте лист с начерченным овалом, далее заполнять всё, чертить будут дети). У вас на партах листы А4. Туда мы впишем главное понятие сегодняшнего урока. Какое?

Ученики. Имя числительное.

Учитель. Сейчас вы посоветуетесь друг с другом и подберете глаголы из данного списка (можно добавить другие глаголы), которые нам помогут вспомнить грамматические, морфологические признаки имени числительного.

Учащимся предлагаются глаголы: обозначает, состоит, делится, изменяется, является, сочетается, включает, отвечает, исключает, говорит и другие. Все глаголы (на слайде).

Пример графа по теме «Имя числительное»

Каждая группа вывешивает на доску свой денотатный граф.

Обсуждение: отмечаем только самое положительное:

- Чьи графы оказались наиболее содержательными?

- Наиболее логично построенными?

- Чьё представление стало самым ярким в речевом оформлении?

Учитель. Предлагаю теперь, если необходимо, внести коррективы в свои  денотатные графы.

Описание содержания

Ключевое понятие: ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ

Глаголы-связки и признаки.

Обозначает – число, количество, порядок предметов присчёте.

Отвечает – на вопросы «сколько?, который?»

Делится – на 2 разряда: количественные и порядковые.

Изменяется – по падежам (количественные), по родам, числам, падежам (порядковые).

Является – любым членом предложения.

Сочетается – с существительными, местоимениями, глаголами.

Употребляется – в устной и письменной речи (документы).

Учитель. Подведем итоги. Обобщите в одном предложении всё, что теперь вызнаете об этой части речи.(Выступает партнер№4).

Например: Числительное – часть речи, обозначающая количество предметов или порядок их при счете, изменяющаяся по падежам, может быть любым членом предложения

VI. Выход на тему следующего урока «Склонение числительных».

Учитель. Продолжим знакомство счислительными, какие загадки нам они ещё преподнесут? Объявляется конкурс дикторов. Текст перед вами. Предстоит, ознакомившись с ним, прочесть его в эфире, не сделав ошибок.

Ученики читают текст «про себя».

Текст. В середине 17 века население Земли составляло лишь 545 миллионов человек. Ровно через 100 лет оно увеличилось до 725 миллионов. Ещё через столетие население земного шара перевалило через миллиард и стало равняться 1 миллиарду 171 миллиону человек. В середине 20 века оно достигло 2 миллиардов 517 миллионов.

Конкурс. Выступают в качестве дикторов по 1 человеку из каждой группы..

Учитель. Что же получается? Неужели никто из вас не сможет стать диктором телевидения? Чем же можно помочь?

Ученики. Варианты ответов. Научиться правильно произносить числительные. Вспомнить, как правильно изменять числительные по падежам.

Учитель. Это мы запланируем на следующий  урок.

VII. РЕФЛЕКСИЯ.

1.Обращение к таблице «верные и неверные утверждения»

Учитель. Чтобы выяснить, не ошибались ли мы в своих предположениях, вновь обратимся к таблице, которую вы заполняли в начале урока.

Обсуждение.

- По каким утверждениям ваше мнение совпало?

- Где вы изменили свое мнение? Почему?

Учитель.  Ребятая хочу сказать: мир числительных удивителен! То, что мы с вами узнали на уроке, это лишь его маленькая часть. Я надеюсь, что сегодняшний урок станет началом познания не только мира числительных, но и всего русского языка.

Личные итоги урока:

- Что нового вы открыли  на уроке?

- Что осталось непонятным??

- О чем вы расскажете родителям?

-Оцените свою деятельность на уроке,  пользуясь диагностической картой.

 ?

 Научился определять грамматические и морфологические признаки имен числительных, их синтаксическую роль, но остался вопрос по теме урока. Поставлю знак вопроса.

    !

 Научился определять грамматические и морфологические признаки имен числительных, их синтаксическую роль, но не уверен, что самостоятельно смогу определять грамматические и морфологические признаки имен числительных, их синтаксическую роль. Скажу себе: « Я работал хорошо!»

 ! ! !  

Научился определять грамматические и морфологические признаки имен числительных, их синтаксическую роль и могу объяснить тему товарищу, скажу себе: «Молодец!»

№ задания

?        !           !!!

Оценка

1

2

3

4

5

6

7

8

VIII. Домашнее задание:Я рекомендую вам выбрать домашнее задание, которое поможет вам преодолеть трудности:

1. Кто научился определять грамматические и морфологические признаки имен числительных, их синтаксическую роль, но остался вопрос по теме урока, поставьте знак вопроса и выполните упр. №  123.

2 Кто научился определять грамматические и морфологические признаки имен числительных, их синтаксическую роль, и уверен, что самостоятельно определять грамматические и морфологические признаки имен числительных, их синтаксическую роль, то скажите себе «Я работал хорошо!Подобрать и записать пять пословиц с именами числительными и пять фразеологизмов.

3.Кто научился определять грамматические и морфологические признаки имен числительных, их синтаксическую роль и может объяснить тему товарищу, скажите себе: «Молодец!» Составьте синквейн по теме урока.

 Мой синквейн

                                           Числительное.

Непростое. Многоликое.

Считает, измеряет, изменяется.

Миллион чисел - лишь тридцать корней.

Изучайте!

4.Задания для умников и умниц.

Устаревшие меры длины  и веса  встречаются в произведениях авторов, описывающих определённую историческую эпоху. Приведите примеры из литературных произведений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка с использованием здоровьесберегающих технологий "Имя числительное как часть речи" в 6 классе

Автор делится опытом своей работы по применению новых педтехнологий на уроке русского языка...

Тестовая работа для тематического контроля "Местоимения-существительные как часть речи и член предложения". 6 класс

Тестоваяработа для проверки уровня знаний учащихся 6 класса по теме "Местоимения-существительные как часть речи и член предложения"...

Конспект открытого урока по письму 8 класс (класс со сложной структурой дефекта) по теме «Части речи и члены предложения» «Праздник мужества и чести».

Тип урока: «Праздник мужества и чести» Закрепление  пройденного материала.Цель урока: Обобщение, закрепление и актуализация знаний о частях речи и членах предложения....

Как не путать части речи и члены предложения

В мире существует много людей. Мы можем разделить их на группы, например по именам. Есть Миши, есть Полины, есть Оксаны и Кости. Однако если мы возьмем двух Оксан, они будут совершенно разными. Возмож...

Тест "Части речи и члены предложения"

Самостоятельная работа на проверку умения школьников (учеников 8-11 классов) определять части речи и подчёркивать правильно члены предложения. В конце работы экспресс-тест...