Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия |
I. Организационный момент. 1. Приветствие
2. Мотивация учебной деятельности.
3. Целевая установка | Включение в деловой ритм.
- Здравствуйте ребята, здравствуйте уважаемые гости. Прошу занять свои рабочие места, мы начинаем урок русского языка. - Работать вы сегодня будете в группах, а значит на один общий положительный результат. В каждой группе есть консультанты, которые будут моими помощниками, а также будут отмечать работу группы в оценочном листе и помогать остальным учащимся в освоении новой темы, я думаю, что все вы будете работать дружно и помнить, что результат нашей работы зависит от каждого. !!!!! Откройте тетради, запишите число. - Отгадайте, о какой части речи говорится: Вот свойство мое обязательное: Склоняюсь я как прилагательное. На все вопросы его отвечаю, Глагол по значению напоминаю.
- Сегодня мы продолжаем работу по теме: «Причастие». На протяжении нескольких уроков мы работали с этой удивительной частью речи. Помните, как о причастии высказывался М.В. Ломоносов: «Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу». | Подготовка класса к работе.
Открывают тетради, записывают число.
- Причастие.
| Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности | - Я читаю утверждения, если вы согласны, то хлопаете в ладоши, если не согласны - поднимаете руку, чтобы назвать правильный ответ. 1. Причастие - особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию; 2. Причастие имеет признаки наречия и существительного; А признаки, каких частей речи? 3. Причастия бывают полными и краткими; 4.Краткие причастия в предложении являются сказуемым; 5. Полные причастия в предложении являются обстоятельством; А чем? 6. Причастия бывают действительными и страдательными? 7. Действительные причастия настоящего времени образуются от глаголов при помощи суффиксов -ом-, - ем-, им-; А каких? 8.В кратких причастиях пишется одна буква Н? 9. Причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом; 10. Причастный оборот выделяется запятыми, если он стоит перед определяемым словом. А когда обособляется причастный оборот? -Молодцы! | Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки, повторяют изученный материал | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков |
III. Постановка учебной задачи.
- Формулировка темы.
- Создание проблемной ситуации.
- Работа с таблицей.
| -Посмотрим на доску, на доске записаны слова: !!!!! Непрочитанная книга; не прочитанная учеником книга; не прочитанная, а просмотренная книга; книга не прочитана; недоумевающий взгляд. - Чем различаются и чем похожи данные словосочетания? - Всегда ли причастия с НЕ пишутся одинаково? - Значит, какова тема нашего урока? - Верно. Сегодня вы сами будете находить и формулировать правила написания частицы НЕ с причастиями. !!!!!! - Запишите тему урока в тетрадь -У вас на столах есть таблица «Правописание НЕ с причастиями», я попрошу вас заполнить эту таблицу примерами.
|
- В каждом словосочетании есть причастия, причастия с НЕ, но два причастия написаны слитно с НЕ, и три – раздельно. - Нет. - Правописание Не с причастиями.
- Запись темы в тетрадь
Учащиеся заполняют таблицу (колонки "Пример"). Слитно | Раздельно | Правило | Пример | Правило | Пример |
| Непрочитанная книга |
| Не прочитанная учеником книга |
| Недоумевающий взгляд. |
| Не прочитанная, а просмотренная книга. |
|
|
| Книга не прочитана. |
| Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные: общеучебные - самостоятельное выделение- формулирование темы, познавательной цели; логические - формулирование проблемы |
IV. Построение проекта выхода из затруднения | - А что-то знакомое есть в этих примерах? Есть ли примеры, которые напоминают вам ранее изученные правила написания НЕ с другими частями речи? - Какая задача перед вами стоит? - Давайте попробуем создать опорную схему-презентацию данной орфограммы, вспомните правописание НЕ с другими частями речи, можете открыть справочники, проведите сравнительный анализ, сформулируйте правила написания НЕ с причастием, а чтобы ускорить нашу работу, каждая группа будет работать с конкретными примерами. В конце работы можете проверить себя по учебнику. В итоге консультанты подведут итог вашей работе.
!!!!!! 8. Физ. минутка Встали, ручки вверх подняли, потянулись, нагнулись, присели, встали, спинку размяли, голову нагнули, ручки встряхнули, вот мы и отдохнули.
Садимся на свои места и продолжаем работать. | - Беседа
-Да - Заполнить колонки «Правило».
- Работа учащихся с презентацией в группе (с конкретным слайдом)
- Объединение и работа консультантов с презентацией.
(Члены групп в это время заполняют в таблице колонку «Правило» (возле примера, с которым работали). !!!!!! 8. Физ. минутка
- Один из консультантов представляет презентацию, остальные консультанты садятся на свои места и заполняют таблицу вместе с членами группы
| Регулятивные : планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование; логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации
|
V. Первичное закрепление (Установка осознанности ситуации) | Работа с учебником: Упр. 154 стр. 69. - Раскройте скобки, обсудите в группе и докажите правильность выбора написания, запишите в тетрадь данные выражения.
| Работа с учебником: упражнение 154, страница 69. (Каждая группа выполняет по два примера). Проверка – проговаривание вслух (спрашиваем членов групп)
| Регулятивные : контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные- умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону |
Для самопроверки – правильные ответы на доске | Выполнение теста. Самопроверка. Самооценивание.
| Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение |
VII. Подведение итогов
VII. Подведение итогов
| - Какую задачу мы ставили перед собой на уроке? - Справились ли мы с поставленной задачей?
- У вас на столах лежат оценочные листы, оцените себя, своих товарищей. Занимательное стихотворение
-Ребята, вам хочется побывать в такой стране? -Да, я думаю, вам всем хочется быть умными, образованными и грамотными людьми. Индивидуальные задания консультантам: Юля – информационный проект «Не – приставка»; Вероника – информационный проект «Не – частица»; Лера, Люба – составить алгоритм применения изученного правила; Остальные учащиеся – упр.156, стр. 69 По желанию: сочинить лингвистическую сказку «Не с причастием» | -Изучить орфограмму «Не с причастием». -Да Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
Занимательное стихотворение читает ученик Побывал я однажды в стране, Где исчезла частица НЕ. Посмотрел я вокруг с доумением: Что за лепое положение! Но кругом было тихо-тихо, И во всём была разбериха, И на взрачной клумбе у будки Голубые цвели забудки. И погода стояла настная, И гуляла собака счастная И, виляя хвостом, уклюже Пробегала пролазные лужи. Мне навстречу без всякого страха Шёл умытый, причёсанный ряха, А за ряхой по травке свежей Шли суразныедотёпа и вежа. А из школы, взявшись за ручки, Чинным шагом вышли доучки. И навстречу им утром рано Улыбалась царевна Смеяна. Очень жаль, что только во сне Есть страна без частицы НЕ.
-Нет | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные: смыслообразование |
VIII. Рефлексия деятельности
| - Наш урок подходит к концу Если вы согласны с утверждением, то хлопните в ладоши. - Я усвоил материал по правописанию частицы НЕ с причастием - Я не совсем хорошо разобрался в теме сегодняшнего урока - Я доволен своей работой на уроке - Я согласен с оценкой, которую поставил учитель - Я благодарен ребятам, которые работали со мной в группе
Если урок прошёл для Вас успешно, то похлопайте в ладоши Спасибо за работу. До свидания.
| Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности. |