Технологическая карта урока русского языка по ФГОС (урок открытия новых знаний) Тема «Не с причастиями»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Муравьева Людмила Константиновна

Тип урока: урока усвоения новых знаний

Цель урока: познакомить учащихся с правописанием  Не с причастиями.

Задачи урока:

Образовательные:

1. Сформировать у учащихся представление о правописании не с причастиями.

 2. Закрепить ранее полученные знания о причастии, правописание не с другими частями речи.

Развивающие:

1.Самостоятельный выбор учащимися темы, форм и способов работы, ответственность за результат.

2.Формирование навыков аналитической деятельности.

3.Совершенствование умения работать в группах.

Воспитательные:

1.Формирование коммуникативных умений, положительного отношения и интереса к русскому языку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка по ФГОС (урок открытия  новых знаний)

Тема «Не с причастиями»

Ф.И.О. Муравьева Людмила Константиновна
Предмет: русский язык
Класс: 7
Тип урока: урока усвоения новых знаний 

Цель урока: познакомить учащихся с правописанием  Не с причастиями.

Задачи урока:

Образовательные:

1. Сформировать у учащихся представление о правописании не с причастиями.

 2. Закрепить ранее полученные знания о причастии, правописание не с другими частями речи.

Развивающие:

1.Самостоятельный выбор учащимися темы, форм и способов работы, ответственность за результат.

2.Формирование навыков аналитической деятельности.

3.Совершенствование умения работать в группах.

Воспитательные:

1.Формирование коммуникативных умений, положительного отношения и интереса к русскому языку.

Метод обучения: частично-поисковый.

Метод проектной технологии:

Исследовательские проекты: деятельность учащихся по решению творческих задач с заранее неизвестным результатом направлена на изучение характеристик каких-либо процессов, явлений, объектов и предполагают их анализ и обобщение.

Тестовые, личностно-ориентированные технологии

Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Формы контроля: самопроверка, взаимопроверка.

Средства обучения: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская.  Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. Оценочные листы. Тесты. Мультимедийная  установка с экраном (для демонстрации сопроводительного материала  к изучению нового материал), ноутбук у каждой группы.

        

Этап    

Деятельность учителя                    

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

I. Организационный момент.

1. Приветствие

2. Мотивация учебной деятельности.

3. Целевая установка

       Включение в деловой ритм.

- Здравствуйте ребята, здравствуйте уважаемые гости. Прошу занять свои рабочие места, мы начинаем урок русского языка.

-  Работать вы сегодня будете в группах, а значит на один общий положительный результат. В каждой группе есть консультанты, которые будут моими помощниками, а также  будут  отмечать работу группы в оценочном листе и помогать остальным учащимся в освоении новой темы, я думаю, что все вы будете работать дружно и помнить, что результат нашей работы зависит от каждого.

!!!!! Откройте тетради, запишите число.

- Отгадайте, о какой части речи говорится:      

        Вот свойство мое обязательное:

        Склоняюсь я как прилагательное.

        На все вопросы его отвечаю,

        Глагол по значению напоминаю.

- Сегодня мы продолжаем работу по теме: «Причастие». На протяжении нескольких уроков мы работали с этой удивительной частью речи. Помните,  как о причастии высказывался М.В. Ломоносов:

«Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу».

Подготовка класса к работе.   

Открывают тетради, записывают число.

- Причастие.

Личностные: самоопределение;

 регулятивные: целеполагание;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

- Я читаю утверждения, если вы согласны, то хлопаете в ладоши, если не согласны -  поднимаете руку, чтобы назвать правильный ответ.

1. Причастие - особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию;

2. Причастие имеет признаки наречия и существительного; А признаки, каких частей речи?

3. Причастия бывают полными и краткими;

4.Краткие причастия в предложении являются сказуемым;

5. Полные причастия в предложении являются обстоятельством; А чем?

6. Причастия бывают действительными и страдательными?

7. Действительные причастия настоящего времени образуются от глаголов при помощи суффиксов -ом-, - ем-, им-; А каких?

8.В кратких причастиях пишется одна буква Н?

9. Причастие с зависимыми словами называется причастным оборотом;

10. Причастный оборот выделяется запятыми, если он стоит перед определяемым словом.  А когда обособляется причастный оборот?

-Молодцы!

Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки, повторяют изученный материал

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков

III. Постановка учебной задачи.

  1. Формулировка темы.
  2. Создание проблемной ситуации.
  3. Работа с таблицей.

-Посмотрим на доску, на доске записаны слова:

!!!!! Непрочитанная книга; не прочитанная учеником книга; не прочитанная, а просмотренная книга; книга не прочитана; недоумевающий взгляд.

- Чем различаются и чем похожи данные словосочетания?

- Всегда ли причастия с НЕ пишутся одинаково?

- Значит, какова тема нашего  урока? 

- Верно. Сегодня вы сами будете находить и формулировать правила написания частицы НЕ с причастиями.

!!!!!!  - Запишите тему урока в тетрадь

-У вас  на столах есть таблица «Правописание НЕ с причастиями», я попрошу вас заполнить  эту таблицу примерами.

- В каждом словосочетании есть причастия, причастия с НЕ, но два причастия написаны слитно с НЕ, и три – раздельно.

- Нет.

- Правописание Не с причастиями.

- Запись темы в тетрадь

Учащиеся заполняют таблицу (колонки "Пример").

Слитно

Раздельно

Правило

Пример

Правило

Пример

Непрочитанная книга

Не прочитанная учеником книга

Недоумевающий взгляд.

Не прочитанная, а просмотренная книга.

Книга не прочитана.

Регулятивные:

целеполагание;

коммуникативные: постановка вопросов;

познавательные:

общеучебные - самостоятельное выделение- формулирование темы, познавательной цели;

логические - формулирование проблемы

IV. Построение проекта выхода из затруднения

- А что-то знакомое есть в этих примерах? Есть ли примеры,  которые напоминают вам ранее изученные правила  написания НЕ с другими частями речи?

- Какая задача перед вами стоит?

-  Давайте попробуем создать опорную схему-презентацию  данной орфограммы, вспомните правописание НЕ с другими частями речи, можете открыть справочники, проведите сравнительный анализ, сформулируйте правила написания НЕ с причастием, а чтобы ускорить нашу работу, каждая группа будет работать с конкретными примерами. В конце работы можете проверить себя по учебнику. В итоге консультанты подведут итог вашей работе.

!!!!!!    8. Физ. минутка  

Встали,

   ручки вверх подняли,

                             потянулись,

                                       нагнулись,

                                                  присели,                                                         встали,                                                                спинку размяли,                                                                                     голову нагнули,

ручки встряхнули, вот мы и отдохнули.

Садимся на свои места и продолжаем работать.

  1. Беседа

-Да

- Заполнить  колонки «Правило».

  1. Работа учащихся с презентацией в группе (с конкретным слайдом)
  2. Объединение и работа консультантов с презентацией.

(Члены групп в это время  заполняют в таблице колонку «Правило» (возле примера, с которым работали).

!!!!!!    8. Физ. минутка  

  1. Один из консультантов представляет презентацию, остальные  консультанты садятся на свои места и заполняют таблицу вместе с членами группы  

Регулятивные : планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование;

 логические - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

V. Первичное закрепление

 (Установка осознанности ситуации)

Работа с учебником: Упр. 154 стр. 69.

- Раскройте скобки, обсудите в группе и докажите правильность выбора написания, запишите в тетрадь данные выражения.

Работа с учебником: упражнение 154, страница 69. (Каждая группа выполняет по два примера).

Проверка – проговаривание вслух (спрашиваем членов групп)

Регулятивные : контроль, оценка, коррекция; познавательные: общеучебные- умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

 

Для самопроверки – правильные ответы на доске

Выполнение теста.

Самопроверка.   Самооценивание.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение

VII. Подведение итогов

VII. Подведение итогов

- Какую задачу мы ставили перед собой на уроке?

- Справились ли мы с поставленной задачей?

- У вас на столах лежат оценочные листы, оцените себя, своих товарищей.

Занимательное стихотворение

-Ребята, вам хочется побывать в такой стране?

-Да, я думаю, вам всем хочется быть умными, образованными и грамотными людьми.

Индивидуальные задания консультантам:

Юля – информационный проект «Не – приставка»;

Вероника – информационный проект «Не – частица»;

Лера, Люба – составить алгоритм применения изученного правила;

Остальные учащиеся

 – упр.156, стр. 69

По желанию: сочинить лингвистическую сказку «Не с причастием»

-Изучить орфограмму  «Не с причастием».

-Да

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Занимательное стихотворение читает ученик

Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица НЕ.
Посмотрел я вокруг с доумением:
Что за лепое положение!
Но кругом было тихо-тихо,
И во всём была разбериха,
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная
И, виляя хвостом, уклюже
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шёл умытый, причёсанный ряха,
А за ряхой по травке свежей
Шли суразныедотёпа и вежа.
А из школы, взявшись за ручки,
Чинным шагом вышли доучки.
И навстречу им утром рано
Улыбалась царевна Смеяна.
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы НЕ.

-Нет

Коммуникативные: 

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия;

личностные: смыслообразование

VIII. Рефлексия деятельности

- Наш урок подходит к концу

Если вы согласны с утверждением, то хлопните в ладоши.

- Я усвоил материал по правописанию частицы НЕ с причастием

- Я не совсем хорошо разобрался в теме сегодняшнего урока

- Я доволен своей работой на уроке

- Я согласен с оценкой, которую поставил учитель

- Я благодарен ребятам, которые работали  со мной в группе

Если урок прошёл для Вас успешно, то похлопайте в ладоши

Спасибо за работу. До свидания.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Словари русского языка" ( Презентация к уроку русского языка в 5 классе по программе Разумовской М. М.)

Данная презентация предназначена для урока русского языка в 5 классе по теме " Словари русского языка". В ней рассказывается о типах словарей, даны примеры слов, знания закрепляются сразу же на практи...

Урок русского языка 3 класс УМК «Планета знаний» Тема: Взаимосвязь подлежащего и сказуемого.

Конспект урока  русского языка УМК "Планета знаний " Взаимосвязь подлежащего и сказуемого" 3 класс...

Технологическая карта урока английского языка по ФГОС (урок открытия новых знаний) Magic Island 2 класс

Урок ознакомления и первичной отработки лексики по теме "Времена года" для 2 класса УМК Spotlight. Для урока используется песня Времена Года на канaле YouTube https://www.youtube.com/wa...

Архаизмы и историзмы в русском языке. Презентация к уроку русского языка в 6 классе.

Презентация разработана для урока русского языка в 6 классе по программе Рыбченковой Л.М. ФГОС. Содержит краткий теоретический материал по теме, иллюстративный ряд и практическое  задание....

Технологическая карта по русскому языку 7 класс ФГОС. Действительные и страдательные причастия

ФГОС технологическая карта урока за 7 класс "Действительные и страдательные причастия"...

Технологическая карта по русскому языку 7 класс ФГОС. Краткие и полные страдательные причастия

ФГОС технологическая карта урока за 7 класс "Краткие и полные страдательные причастия"...

ФГОС . Технологическая карта по русскому языку 7 класс. Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

Технологическая карта урока по теме " Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени"....