Статья "Береги изначальную красоту слова"
статья по русскому языку

Зузулинская Лидия Витальевна

Необходимость в создании инновационных методик развития речи на уроках русского языка в средней школе определяется следующими причинами: существующая методика не направлена на формирование коммуникативной потребности у учащихся, на практическое овладение разнообразными средствами речи, понимает речь как чисто технический навык. Используемая сейчас методика стремится развивать только монологическую речь, игнорируя то, что речевая деятельность включает в себя умение слушать и слышать собеседника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stattya_beregi_iznachalnuyu_krasotu_slova.docx16.29 КБ

Предварительный просмотр:

Береги изначальную красоту слова

Зузулинская Лидия Витальевна

МАОУ «СОШ №23 им. Г.А. Кадзова», п. Айхал

Необходимость в создании инновационных методик развития речи на уроках русского языка в средней школе определяется следующими причинами: существующая методика не направлена на формирование коммуникативной потребности у учащихся, на практическое овладение разнообразными средствами речи, понимает речь как чисто технический навык. Используемая сейчас методика стремится развивать только монологическую речь, игнорируя то, что речевая деятельность включает в себя умение слушать и слышать собеседника.

Разрабатывая свою методику, исходила из того, что необходимо формировать у детей коммуникативную потребность; довести до автоматизма речевые навыки и умения, с возможностью их сознательного контроля; сделать главной задачей уроков русского языка в средней школе развитие речи; учить детей речевому мышлению, творчеству, а также адекватному восприятию чужой речи; развивать навыки как устной, так и письменной речи, ориентируясь при этом на реальные задачи, которые предстоит решать ученикам в жизни. Диалог должен предшествовать монологу, слушание и практическое освоение – осознанию.

Главными задачами считаю формирование мотивации к овладению и пользованию разнообразными речевыми средствами и формирование мышления детей.

Сформировать мышление можно, если учить детей наблюдать и делать выводы из своих наблюдений; отделять в высказывании главное от второстепенного; аргументировать свои высказывания и понимать аргументы собеседника; анализировать и прогнозировать; оценивать свои и чужие высказывания; отстаивать ту или иную точку зрения.

Предлагаемая методика развития речи включает следующие основные виды учебных работ.

Как правило, в качестве зрительной опоры используются картины, фотографии, рисунки.

Основная цель работы со зрительной опорой – развитие наблюдательности. Как правило, картины и хорошие фотографии содержат множество интересных деталей, которые нелегко увидеть и ещё труднее понять их роль в данной картине. Могут быть использованы картины и фотографии разных жанров: от жанровой живописи, пейзажа (в 5-6-х классах) до психологического портрета (7-9-е классы).

Работа по картинам и фотографиям может быть устной и письменной, однако не следует злоупотреблять письменными работами, так как они снижают мотивацию детей.

Ребёнок не должен писать и говорить о том, чего он не пережил лично, что не стало фактом его жизни, что он не пропустил через свою душу. Когда у ребёнка есть личные впечатления, личные переживания, ему всегда есть что сказать. Впечатления могут быть музыкальными, читательскими, жизненными, фантазийными.

Очень важным принципом этого вида работы является внимание и интерес к внутреннему миру каждого ребёнка.

Методика этой работы следующая: 1) обдумывание темы творческой работы (возможно, вместе с детьми); 2) чтение творческих работ; 3) анализ.

Следует обратить внимание на то, что все творческие работы, авторы которых хотят их прочесть, должны читаться в классе. Для учащихся очень важно, что их творчество как-то способно воздействовать и на класс, а не только на учителя.

3. Устные дискуссии.

Основная цель этого вида работы – научить слушать и слышать, формулировать свои мысли и аргументировать их.

Темы дискуссий должны быть интересны и в то же время хорошо знакомы детям, это может быть, например, то художественное произведение, которое они вместе читали, или какое-то волнующее их событие.

4. Устная или письменная газета.

Дети делают сообщения о том, что происходит в школе, в классе, в городе, где они живут.

Сообщение должно быть в определённом стиле, точным, информативным, интересным. Основная задача – выбрать интересный материал и грамотно его оформить.

5. Языковые игры.

Это могут быть как всем известные «На одну букву», «Одним словом», так и игры, придуманные методистами. Их использование позволяет сделать уроки живыми, весёлыми, отдохнуть от тяжёлых для детей видов работы.

6. Лингвистическая работа с опорой (опорным сигналом или опорным конспектом).

Опорный конспект (допустим, «Имя числительное») вывешивается перед классом или рисуется на доске, затем учитель читает его, на

следующем уроке читают желающие дети, затем все остальные. Класс задаёт вопросы, делает замечания, предлагает примеры и просит их объяснить, затем оценивает ответы (непосредственно после каждого ответа).

В данном случае от ребёнка требуется не импровизация, а точность, ясность речи, в том числе умение правильно употреблять термины, объяснять их, формулировать абстрактные положения, подкрепляя их конкретными примерами.

7. Доклады и сообщения.

Учитель-филолог обязан научить ребёнка оформлять сообщение, то есть отделять главное от второстепенного, абстрактное от конкретного, структурировать, строить сообщение так, чтобы заинтересовать слушателей.

8. Пересказ художественного текста от имени героя.

Скажем, девочки 5-го класса могут пересказать сказку А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» от имени Людмилы, а мальчики – от имени Черномора. Ж. Пиаже показал, что ребёнку трудно понять точку зрения другого человека, - этому учит такая работа. Каждый из героев произведения видит и знает только часть того, о чём рассказывает автор; кроме того, одно и то же событие разные персонажи воспринимают по-другому, - это должен передать рассказчик.

9. Письма.

Можно переписываться со сверстниками из другого города, другой страны, а можно с одноклассниками. Можно установить в классе почтовый ящик для писем.

10. Издание литературно-публицистического альманаха.

11. Театрализованные сценки без заранее написанного текста, но с заданными героями и сюжетом, без игры на сцене, только с произнесением реплик. Возможно использование кукол, надевающихся на руку.

Для развития речи детей очень важно также, чтобы они постоянно слышали образцы правильной красивой речи. Это могут быть художественные тексты, которые читаются на уроках литературы, записи выступлений артистов или (и) речь самого учителя. Необходимо обращать внимание на удачные образцы речи самих детей.

Совершенствование речевых навыков способствует успешной учёбе по основным предметам. Дети чувствуют себя при ответах в классе более уверенно, они критичны к тому, что слышат от других, и одновременно достаточно объективны, стремятся понять точку зрения другого человека. Они положительно воспринимают предмет и с удовольствием идут на уроки.

Литература:

М.П.Баранов. Методика преподавания русского языка М., Академия, 2000г.

Т.А. Ладыженская, Л.М. Зельманова. Практическая методика русского языка.

М., Просвещение, 2005г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русь изначальная.

10 кл. История  Тест по теме"Русь изначальная"...

Урок по теме: "Волшебная красота и сила русского слова"

Урок по теме: "Волшебная красота и сила русского слова" (по рассказу И.С. Тургенева «Бежин луг»)...

«А.С. Неверов. «Ташкент – город хлебный». Слово о писателе. «Взрослое» детство в повести. Противостояние нравственной красоты юной души страшным реалиям большого мира»

Цель данного урока: воспитание личности, обладающей активной жизненной позицией. Основные задачи: пробудить интерес к литературе, открыть новое имя писателя А.С. Неверова, ра...

Конспект урока литературы в 6 классе «Единство красоты человека, красоты природы, красоты жизни в стихотворении А.С.Пушкина «Зимнее утро»

Цель урока:  знакомство со стихотворением А.С.Пушкина «Зимнее утро»,  комплексный анализ стихотворения...

Конспект урока выразительного чтения по английскому языку в 10-11 классах «Красота слова в поэзии Байрона. Анализ стихотворения «Она идёт во всей красе…»

Дать понятие о творческом переводе, выработать умение использовать наиболее точные лексические соответствия, умение видеть слова в контексте, понять замысел автора, показать учащимся всё богатство рус...