Урок русского в 6 классе по теме «Фразеологические обороты»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
- Актуализацию, расширение и закрепление знаний учащихся о фразеологических оборотах, их признаках, синтаксической роли и употреблении в речи.
- Ознакомление с основными свойствами устойчивых сочетаний слов и изобразительно-выразительными возможностями фразеологии.
- Формирование навыков разграничения однозначных и многозначных фразеологизмов, понимания их значения.
- Пополнение фразеологического словаря учащихся, развитие аналитических умений при работе с текстом.
- Воспитание эстетического отношения к слову.
- развить умение формулировать определение понятий;
- развить умение находить фразеологизмы в тексте;
- формировать умение использовать фразеологизмы в речи;
- обогатить словарный запас учащихся;
- совершенствовать орфографические умения.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 920 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского в 6 классе по теме
«Фразеологические обороты»
(урок итогового повторения с использованием элементов игровой технологии)
Цели:
- Повторить определение фразеологизмов
- Формировать умения отличать фразеологизмы от нефразеологизмов, находить фразеологизмы в тексте и в толковом словаре
- Побуждать активно использовать фразеологизмы в речи
- Развивать логическое мышление
Оборудование:
- Рисунки
- Карточки
- плакаты
Докапываемся до смысла слов,
Докапываемся до основ,
Докапываемся до истины.
Л. Мартынов
- Организационный момент
- Проверка домашнего задания:
Сегодня нам предстоит повторить одну из самых интересных тем в русском языке – фразеологизмы.
Для этого перенесёмся в царство фразеологии. Само слово «фразеология» произошло от греческих слов «фразис» - выражение и «логос» - учение, т.е
? Фразеология – это наука…,
? А что такое фразеологизм –
? А что значит устойчивое сочетание слов
- Прочитайте тексты Елены Лаврентьевой.
Выпишите фразеологизмы. Объясните их значение.
- Жил да был воробей
По прозванью Ротозей.
И зимой, и летом он
Обожал считать ворон
2. Филин стать решил певцом:
-Не ударю в грязь лицом!
У меня отличный слух.
И запел он басом: У-у-ух!
3. – Тебя я съем! – воскликнул Кот. –
Открыть осталось только рот.
А я в ответ ему: -Дружок,
Тебя сотру я в порошок!
Но головой качает мышка:
- в кого ты, сын, такой врунишка?
- Посмотрите на рисунки ученика 6 класса
Какие фразеологизмы изображены на этих рисунках.
- Крокодиловы слёзы (притворная жалость, неискреннее сожаление)
- Сесть в калошу (ставить себя в неловкое положение)
- Водить за нос (обманывать, вводить в заблуждение)
- Медведь на ухо наступил (совсем лишён музыкального слуха)
? Что обозначают данные фразеологизмы
- ? Когда читали стихи Елены Лаврентьевой, рассматривали рисунки ученика, были ли затруднения при определении значения фразеологизмов
Словарь:
- Когда возникают затруднения при определении лексического значения фразеологизмов, следует обращаться к фразеологическому словарю русского языка.
Есть «фразеологический словарь русского языка» под редакцией А.И. Молоткова, в нем собрано свыше 4000 фразеологических оборотов.
- А мы сегодня будем пользоваться «Школьным фразеологическим словарем русского языка» В.П. Жукова.
Мы не только получим ответы на вопросы о том, какие формы имеет тот или иной фразеологизм, что он значит, но и увидим, как фразеологизм употребляется в речи. Каждое значение фразеологизма проиллюстрировано в словаре цитатами из художественных произведений.
- Определите по фразеологическому словарю лексическое значение фразеологизмов:
Точить лясы
Капля в мору
Поминай как звали
Лезть на рожон
Кисейная барышня.
- Использование фразеологизмов делает речь выразительной. Без них наша речь будет сухой и скучной. Каждый человек должен знать много фразеологизмов и активно включать их в свою речь.
Отправимся в зоопарк (рисунки на доске)
- Продолжите фразеологизмы:
Голоден как… Надут как…
Хитёр как… Нем как…
Труслив как… Грязный как…
Здоров как… Упрям как…
Изворотлив как… Болтлив как…
Колючий как…
- Назовите фразеологизмы, связанные с названием животных: лошади, медведя, белки, вороны, гуся, свиньи, курицы
Работать как лошадь, медвежья услуга, вертеться как белка в колесе, ворон считать, гусь свинье не товарищ, свинья всегда грязь найдёт, денег куры не клюют
- А теперь отправимся в сказку
Существует сказочные фразеологизмы. Закончите «крылатые» выражения, взятые из сказок
- Пойди туда – не знаю куда,…
(принеси то – не знаю что)
- Скоро сказка сказывается,… (да не скоро дело делается)
-Это всё присказка,… (сказка будет впереди)
- Это задание называется «Ни пуха, ни пера» употребляется в переносном значении. Объясните смысл фразеологизма
- Мы с вами уже знаем о словах – синонимах и словах – антонимах.
Вспомните, какие слова называется антонимами?
синонимами?
Существуют и фразеологические антонимы и синонимы
Фразеологизмы-синонимы Фразеологизмы – антонимы
Бок обок кот наплакал – очень мало
Рука об руку куры не клюют – очень много
Задать жару ни нашим на вашим - никому
Намыть шею и вашим и нашим – всем
6.Работа по индивидуальным карточкам
7. Постройте в пары фразеологизмы и глаголы, имеющие так же смысл.
8. Игра «Кто больше?»
-Вспомните и запишите фразеологические обороты
а) со словом рука: рука не поднимается, рука об руку, руки не доходят, рукой подать, руки чешутся, руки не отвалятся
б) со словом зуб: зуб на зуб не попадает, зуб иметь, зубы заговаривать, зубы скалить, зубы съел
9. Какие профессии «представляют» данные фразеологизмы
1) Этот номер не пройдёт; под занавес; войти в роль; быть на вторых ролях (актёр)
2) разделать под орех; без сучка без задоринки; бить баклуши, топорная работа; снять стружку (столяр)
10. Поиграем в «Лото»
Очень быстро, стремительно бежать, мчаться |
Во все лопатки, во весь дух |
Пропадает всякое желание, охота что-либо делать. |
Руки опустились |
Небрежно, кое-как (делать что-нибудь) |
Спустя рукава |
Раздаются карточки, считаются по окончании игры баллы
- Рефлексия:
- Подведение итогов
- Кому понравился сегодняшний урок?
Чем?
- Что такое фразеологизм?
- Для чего нужно знать как можно больше фразеологических оборотов?
- Домашнее задание:
Сочинить рассказ, сказку или стихотворение (на выбор), используя фразеологизмы; нарисовать иллюстрации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в 6 классе по теме "Описательный оборот"
Данный урок относится к урокам развития речи, продолжает знакомство с лексическими средствами связи. В качестве музыкального сопровождения использована музыка Сен-Санса "Слоны" и "Марш львов" из цикла...
Урок по русскому языку в 7 классе по теме « Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми».
Цель: изучение нового материала....

Урок русского языка. Класс: 6 Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи. Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Урок русского языка по ФГОС.Класс: 6Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи.Тип урока: Урок открытия новых знаний....

Открытый урок по русскому языку 7 класс на тему: "Причастный оборот. Обособление причастного оборота"
quot;Причастный оборот. Обособление причастного оборота"...

Проект урока русского языка в 7 классе на тему "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте"
Проект урока в 7 классе "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте"...
Конспект урока в 7 классе по теме «Причастный оборот»
Занятие способствует развитию таких качеств личности как: коммуникативность, способность к эффективному общению, критическое мышление, креативность, установка на творчество, самостоятельност...










