Урок русского в 6 классе по теме «Фразеологические обороты»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Зузулинская Лидия Витальевна
Цели урока по теме «Фразеологические обороты» могут включать:
  • Актуализацию, расширение и закрепление знаний учащихся о фразеологических оборотах, их признаках, синтаксической роли и употреблении в речи.
  • Ознакомление с основными свойствами устойчивых сочетаний слов и изобразительно-выразительными возможностями фразеологии.
  • Формирование навыков разграничения однозначных и многозначных фразеологизмов, понимания их значения.
  • Пополнение фразеологического словаря учащихся, развитие аналитических умений при работе с текстом.
  • Воспитание эстетического отношения к слову.
Также в рамках урока могут ставиться следующие задачи:
  • развить умение формулировать определение понятий;
  • развить умение находить фразеологизмы в тексте;
  • формировать умение использовать фразеологизмы в речи;
  • обогатить словарный запас учащихся;
  • совершенствовать орфографические умения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_v_6_klasse_frazeologicheskie_oboroty.doc920 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского в 6 классе по теме

«Фразеологические обороты»

(урок итогового повторения с использованием элементов игровой технологии)

Цели:

  1. Повторить определение фразеологизмов
  2. Формировать умения отличать фразеологизмы от нефразеологизмов, находить фразеологизмы в тексте и в толковом словаре
  3. Побуждать активно использовать фразеологизмы в речи
  4. Развивать логическое мышление

Оборудование: 

  • Рисунки
  • Карточки
  • плакаты

                        Докапываемся до смысла слов,

                        Докапываемся до основ,

                        Докапываемся до истины.

                                                Л. Мартынов

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания:

Сегодня нам предстоит повторить одну из самых интересных тем в русском языке – фразеологизмы.

Для этого перенесёмся в царство фразеологии. Само слово «фразеология» произошло от греческих слов «фразис» - выражение и «логос» - учение, т.е

? Фразеология – это наука…,

? А что такое фразеологизм –

? А что значит устойчивое сочетание слов 

  1. Прочитайте тексты Елены Лаврентьевой.

Выпишите фразеологизмы. Объясните их значение.

  1. Жил да был воробей

По прозванью Ротозей.

И зимой, и летом он

Обожал считать ворон        

     2. Филин стать решил певцом:

        -Не ударю в грязь лицом!                 

У меня отличный слух.

        И запел он басом: У-у-ух!

     3. – Тебя я съем! – воскликнул Кот. –

        Открыть осталось только рот.

        А я в ответ ему: -Дружок,

        Тебя сотру я в порошок!

        Но головой качает мышка:

        - в кого ты, сын, такой врунишка?

  • Посмотрите на рисунки ученика 6 класса

Какие фразеологизмы изображены на этих рисунках.

  1. Крокодиловы слёзы (притворная жалость, неискреннее сожаление)
  2. Сесть в калошу (ставить себя в неловкое положение)
  3. Водить за нос (обманывать, вводить в заблуждение)
  4. Медведь на ухо наступил (совсем лишён музыкального слуха)

? Что обозначают данные фразеологизмы

  • ? Когда читали стихи Елены Лаврентьевой, рассматривали рисунки ученика, были ли затруднения при определении значения фразеологизмов

Словарь:

  • Когда возникают затруднения при определении лексического значения фразеологизмов, следует обращаться к фразеологическому словарю русского языка.

        Есть «фразеологический словарь русского языка» под редакцией А.И. Молоткова, в нем собрано свыше 4000 фразеологических оборотов.

  1. А мы сегодня будем пользоваться «Школьным фразеологическим словарем русского языка» В.П. Жукова.

Мы не только получим ответы на вопросы о том, какие формы имеет тот или иной фразеологизм, что он значит, но и увидим, как фразеологизм употребляется в речи. Каждое значение фразеологизма проиллюстрировано в словаре цитатами из художественных произведений.

  • Определите по фразеологическому словарю лексическое значение фразеологизмов:

Точить лясы

Капля в мору

Поминай как звали

Лезть на рожон

Кисейная барышня.

  • Использование фразеологизмов делает речь выразительной. Без них наша речь будет сухой и скучной. Каждый человек должен знать много фразеологизмов и активно включать их в свою речь.

Отправимся в зоопарк (рисунки на доске)

  1. Продолжите фразеологизмы:

Голоден как…                                                Надут как…

Хитёр как…                                                Нем как…

Труслив как…                                                Грязный как…

Здоров как…                                                Упрям как…

Изворотлив как…                                        Болтлив как…

Колючий как…

  1. Назовите фразеологизмы, связанные с названием животных: лошади, медведя, белки, вороны, гуся, свиньи, курицы

Работать как лошадь, медвежья услуга, вертеться как белка в колесе, ворон считать, гусь свинье не товарищ, свинья всегда грязь найдёт, денег куры не клюют

  1. А теперь отправимся в сказку

Существует сказочные фразеологизмы. Закончите «крылатые» выражения, взятые из сказок

- Пойди туда – не знаю куда,…

(принеси то – не знаю что)

- Скоро сказка сказывается,… (да не скоро дело делается)

-Это всё присказка,… (сказка будет впереди)

  1. Это задание называется «Ни пуха, ни пера» употребляется в переносном значении. Объясните смысл фразеологизма
  2. Мы с вами уже знаем о словах – синонимах и словах – антонимах.

Вспомните, какие слова называется         антонимами?

                                                                        синонимами?

Существуют и фразеологические антонимы и синонимы

Фразеологизмы-синонимы                                Фразеологизмы – антонимы

Бок обок                                                        кот наплакал – очень мало

Рука об руку                                                     куры не клюют – очень много

Задать жару                                                ни нашим на вашим - никому

Намыть шею                                                    и вашим и нашим – всем

6.Работа по индивидуальным карточкам

        7. Постройте в пары фразеологизмы и глаголы, имеющие так же смысл.

        8. Игра «Кто больше?»

-Вспомните и запишите фразеологические обороты

а) со словом рука: рука не поднимается, рука об руку, руки не доходят, рукой подать, руки чешутся, руки не отвалятся

б) со словом зуб: зуб на зуб не попадает, зуб иметь, зубы заговаривать, зубы скалить, зубы съел

      9. Какие профессии «представляют» данные фразеологизмы

        1) Этот номер не пройдёт; под занавес; войти в роль; быть на вторых ролях (актёр)

        2) разделать под орех; без сучка без задоринки; бить баклуши, топорная работа; снять стружку (столяр)

10. Поиграем в «Лото»

Очень быстро, стремительно бежать, мчаться

Во все лопатки, во весь дух

Пропадает всякое желание, охота что-либо делать.

Руки опустились

Небрежно, кое-как (делать что-нибудь)

Спустя рукава

Раздаются карточки, считаются по окончании игры баллы

- Рефлексия:

        - Подведение итогов

        - Кому понравился сегодняшний урок?

                Чем?

        - Что такое фразеологизм?

        - Для чего нужно знать как можно больше фразеологических оборотов?

- Домашнее задание:

        Сочинить рассказ, сказку или стихотворение (на выбор), используя фразеологизмы; нарисовать иллюстрации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в 6 классе по теме "Описательный оборот"

Данный урок относится к урокам развития речи, продолжает знакомство с лексическими средствами связи. В качестве музыкального сопровождения использована музыка Сен-Санса "Слоны" и "Марш львов" из цикла...

Урок русского языка. Класс: 6 Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи. Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Урок русского языка по ФГОС.Класс: 6Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи.Тип урока: Урок открытия новых знаний....

Проект урока русского языка в 7 классе на тему "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте"

Проект урока в 7 классе "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте"...

Конспект урока в 7 классе по теме «Причастный оборот»

Занятие способствует развитию таких качеств личности как: коммуникативность, способность к эффективному общению, критическое мышление, креативность, установка на творчество, самостоятельност...

Проектная работа на тему "Фразеологические обороты"

Коллективная работа учащихся 6 А класса....