Открытый урок в 6 классе по теме "Описательный оборот"
методическая разработка (русский язык, 6 класс) по теме

Точилова Галина Александровна

Данный урок относится к урокам развития речи, продолжает знакомство с лексическими средствами связи. В качестве музыкального сопровождения использована музыка Сен-Санса "Слоны" и "Марш львов" из цикла "Карнавал животных"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Лексические средства связи предложений в тексте. Описательный оборот

Цели: дать понятие лексического оборота и его функции в тексте;

сформировать умение использовать описательный оборот в качестве лексического средства связи;

продолжить развитие познавательной деятельности учащихся, их коммуникативно-речевых навыков  по составлению собственного высказывания;

используя интегрированные методы обучения, сформировать у учащихся чувство прекрасного, умение выражать собственное отношение к произведениям искусства, давать им оценку

Оборудование: компьютер, проектор

Предварительная подготовка: презентация и карточки с заданиями к уроку

Ход урока

I Оргмомент

II Повторение пройденного.

1) Работа с карточкой, текст № 1

Внимательно прочтите текст. Укажите, чем связаны предложения. Определите средства связи предложений.

          Купались мы на реке вместе с папой. Папа плавал очень хорошо. Он переплыл на другую сторону и стал звать к себе Джека. Пёс в это время играл с нами. Но как только услыхал папин голос, тут же кинулся на его зов.

2) Фронтальный опрос:

1. Какой раздел науки о языке занимается изучением союзов и местоимений? Как называют такие средства связи?

2. Какой раздел науки о языке изучает такие средства связи, как повтор и синонимы? Как называют такие средства связи? Какие ещё средства связи относятся к лексическим?

III Новая тема

1) Определение целей и задач урока, постановка проблемы

Сегодня мы познакомимся с ещё одним средством связи и постараемся научиться использовать его при составлении текстов.

Для начала давайте попробуем определить, что это за средство, каковы его функции и что оно собой представляет.

2) Эвристический поиск. Работа с карточкой, текст № 2

Прочитайте текст. Выпишите  средства связи предложений в тексте.

Над чистым сияющим миром – огромная, в полнеба, стояла радуга. Один конец чудесной семицветной дуги тонул далеко-далеко за лесами, другой опустился в голубую излучину Истры.

3) Эвристическая беседа

1. Как вы думаете, это лексическое или морфологическое средство связи?

Это средство связи называется описательный оборот. Слайд № 1 Это и будет темой нашего урока.

2. Что же это такое? Какое определение мы бы дали этому понятию?

Описательный  оборот – это…

А) Что это? (лексическое средство связи)

Б) Для чего оно служит?

В) Что собой представляет?

4) Делаем вывод: Описательный оборот -  лексическое средство связи предложений в тексте, которое служит для устранения неоправданных повторов и  представляет собой замену одного понятия образным синонимичным сочетанием. Слайд № 2

IV Закрепление

1) работа с учебником

Выбор нужного описательного оборота очень важен, он должен соответствовать содержанию предложения, дополнять его смысл. Поможет понять необходимость этого упражнение в учебнике «Русская речь»

Упр.233 с.95 (по рядам) Запишите свой текст, используя из предложенных вариантов только один. Аргументируйте сделанный выбор.

1 ряд – трудолюбивые зверьки

2 ряд – лесной доктор

3 ряд – быстрые, как молнии, птицы

Упр.236 с.96  Вам предлагают прослушать произведение замечательного французского композитора, органиста и дирижёра Шарля Камиля Сен-Санса Слайд № 3

Слайд № 4 Одна из частей этой сюиты называется «Слон». Прослушайте её. (Музыка)

Какую картину увидели вы, слушая эту пьесу?

А теперь посмотрите, какие сочинения на тему «Слушая музыкальную пьесу Сен-Санса «Слоны», написали учащиеся (с.96)

Понаблюдайте, как авторам сочинений удалось избежать неоправданных повторов. Какое лексическое средство им в этом помогло?

2) подготовка к сочинению

Слайд № 5 Музыка Сен-Санса, действительно, восхитительна. И мы с вами в этом убедимся, когда прослушаем ещё одну пьесу «Вступление. Королевский марш львов» из сюиты «Карнавал животных». (Музыка)

Ваша задача – написать сочинение «Слушая музыкальную пьесу Сен-Санса «Королевский марш львов» и постараться использовать в нём в качестве средств связи описательные обороты.

Какие описательные обороты к слову «лев» вы можете предложить? (златогривый, опасный хищник; царь зверей; неукротимый , гордый, зверь, грациозное, величавое животное)

Попробуйте написать небольшой текст о том, что вы мысленно видите, слушая пьесу «Королевский марш львов»

V Домашнее задание: Слайд № 6

Дописать сочинение «Слушая музыкальную пьесу Сен-Санса «Королевский марш львов»

VI Итоги, оценки


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ОПИСАТЕЛЬНЫЙ ОБОРОТ ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ

Слайд 2

Описательный оборот – лексическое средство связи предложений в тексте, которое служит для устранения неоправданных повторов и представляет собой замену одного понятия образным синонимичным сочетанием.

Слайд 3

Шарль-Ками́ль Сен-Са́нс ( 1835 —1921) — французский композитор, органист, дирижёр, музыкальный критик и писатель. Сюита «Карнавал животных» была написана Сен-Сансом в феврале 1886 года во время отдыха в Австрии.

Слайд 4

Музыкальная пьеса «Слон»

Слайд 5

Музыкальная пьеса «Королевский марш львов»

Слайд 6

Домашнее задание: сочинение «Слушая музыкальную пьесу Сен-Санса «Королевский марш львов»



Предварительный просмотр:

текст № 1

Внимательно прочтите текст. Укажите, чем связаны предложения. Определите средства связи предложений.

          Купались мы на реке вместе с папой. Папа плавал очень хорошо. Он переплыл на другую сторону и стал звать к себе Джека. Пёс в это время играл с нами. Но как только услыхал папин голос, тут же кинулся на его зов.

текст № 2

Прочитайте текст. Выпишите  средства связи предложений в тексте.

Над чистым сияющим миром – огромная, в полнеба, стояла радуга. Один конец чудесной семицветной дуги тонул далеко-далеко за лесами, другой опустился в голубую излучину Истры.



текст № 1

Внимательно прочтите текст. Укажите, чем связаны предложения. Определите средства связи предложений.

          Купались мы на реке вместе с папой. Папа плавал очень хорошо. Он переплыл на другую сторону и стал звать к себе Джека. Пёс в это время играл с нами. Но как только услыхал папин голос, тут же кинулся на его зов.

текст № 2

Прочитайте текст. Выпишите  средства связи предложений в тексте.

Над чистым сияющим миром – огромная, в полнеба, стояла радуга. Один конец чудесной семицветной дуги тонул далеко-далеко за лесами, другой опустился в голубую излучину Истры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок 9 класс. Тема урока: «Уравнения, приводимые к квадратным»

Цель: 1.     Проверка знаний учащихся по теме; 2.     Умение решать квадратные уравнения с параметром; 3.     Правильная запись решений....

Разработка открытого урока по классу фортепиано «Работа над полифонией в старших классах»

Трёхголосное полифоническое произведение. И.С. Бах Фуга С-dur....

Открытый урок 8 класс. Тема урока: “Global ecological problems”

Задачей современной школы является обеспечение условий для формирования у обучаемых адекватной современному уровню знаний картины мира и интеграции личности ученика в систему мировой и националь...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Открытый урок по теме "На ферме. Оборот there is/ there are".

конспект открытого урока для третьего класса....

Проект открытого урока 9 класса "Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы"

Проект открытого урока «Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы»...

открытый урок по теме "Деепричастие. Деепричастный оборот" 6 класс

урок в форме зачета можно провести после изучения  темы Деепричастие...