открытый урок по теме "Деепричастие. Деепричастный оборот" 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Котляренко Екатерина Ивановна

урок в форме зачета можно провести после изучения  темы Деепричастие

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_otkrytyy_10_fevralya.doc127 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 6 классе

Деепричастие и деепричастный оборот.

Цели:

 обобщить и систематизировать сведения о деепричастии;

развивать умение самостоятельно мыслить, рассуждать, обобщать, делать выводы;

развивать коммуникативную компетенцию учащихся.

Планируемые результаты.

Личностные: формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками через различные формы работы;

Формировать ответственное отношение к учению, готовности к самообразованию, умение оценивать свои знания.

Метапредметные:  формировать умение различать части речи;

формировать умение оценивать свои знания;

развивать мотивы  своей познавательной деятельности.

Предметные:  выработка умения  выделять знаками препинания деепричастия и деепричастные обороты; редактировать предложения; составлять текст с использованием деепричастий.

Развивать навык грамотного письма и грамотной устной и письменной речи.

Тип урока: контроля и коррекции знаний.

Оборудование: презентация, раздаточный материал.

Ход урока.

  1. Мобилизующий этап.

Слово учителя.               Приветствие.

Я ЧАСТЬ РЕЧИ НЕОБЫЧНАЯ,

И С ГЛАГОЛАМИ ДРУЖУ,

И К НАРЕЧИЮ ПРИБЛИЗИЛАСЬ,

И ДОБАВИТЬ ВСЕ МОГУ.

И СКАЖУ БЕЗ СЛАДОСТРАСТИЯ,

БЕЗ ОБИД, БЕЗ ОБИНЯКОВ:

ПРИНИМАЮ Я ВЕЗДЕ УЧАСТИЕ,

ВЕДЬ ЗОВУТ МЕНЯ…ДЕЕПРИЧАСТИЕ

А как называется деепричастие с зависимым словом? Деепричастный оборот

О чем мы сегодня будем говорить? (О деепричастии и деепричастном обороте.)

Сформулируйте цели   нашего занятия Воспользуйтесь для этого опорными схемами.

ЦЕЛЬ:

  • закрепить умение находить ____________ и________________ в предложениях и текстах;
  • повторить правило постановки ___________________ при_______________и                                ___________________ .

Ответ.

  • закрепить умение находить деепричастия и деепричастные обороты в предложениях и текстах;
  • повторить правило постановки знаков препинания    при  деепричастиях и деепричастных оборотах.

        Разминка Определите, какие пчелы из этого улья

Работать в течение занятия мы будем по картам, есть у каждого из вас.  Вы покажите свои знания по теме и честно оцените их, поэтапно внося баллы в оценочный лист.

Закрепление

1 задание.

«Согласен- не согласен»

                                     Согласен – не согласен(2мин)

                              Утверждения

«Да» или «нет»

1.

Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие, объединяет признаки глагола и прилагательного и показывает, каким образом, почему совершается действие. (Нет.)

2.

 Как и глагол, деепричастие обозначает действие и, подобно наречию, называет признак действия. (Да.)

3.

 Деепричастия образуются при помощи суффиксов -а, -я, -ащ-, -ящ-, -вши, -ши. (Нет.)

4.

 Деепричастия могут быть возвратными и невозвратными, действительными и страдательными. (Нет.)

5.

 В предложении деепричастие зависит от глагола-сказуемого и является обстоятельством. (Да.)

6.

 Деепричастный оборот может стоять только после глагола-сказуемого. (Нет.)

7.

 Деепричастный оборот на письме не выделяется запятыми (Нет)

8.

 Деепричастие  может быть настоящего и прошедшего времени (Нет.)

9.

 Деепричастие может изменяться по лицам и числам. (Нет)

10.

 Деепричастие с зависимым словом называется деепричастным оборотом (Да)

          Самооценка      

 2 задание ( по вариантам) Взаимопроверка  (3 мин)

Выделите деепричастия несовершенного вида (1 вариант)

1. Кот, ещё сильнее выгнув шею, зашипел и ударил лапой Каштанку по голове.

2. Ласточка стремглав неслась по улице, щебеча и всех извещая, что прилетела она из дальних стран.

3. Ступая босыми загорелыми ногами, я крался по луговым стёжкам.

4. Лошади, отбиваясь хвостами от слепней, бегут шибкой полевой рысью.

5. Следя за небом, не теряйте из виду землю.

Выделите деепричастия совершенного вида (2 вариант)

1. Уткнув лицо в букет полевых гвоздик, Динка мчалась по луговой тропинке к узенькой, изворотливой речонке.

2. Я вышел на опушку кустов и побрёл по полю межой, отчаянно устремившись вперёд.

3.У этого дома по тропке бродил я, не чувствуя ног.

4. Далеко разносится дружный топот, лошади бегут, навострив уши.

5. Яков помолчал, взглянул кругом и, глубоко вздохнув, запел.

3 задание. Тестовая работа (3 мин)

Выполните упражнение и соберите в корзинку под деревом только те груши, которые можно в неё положить.

1.Человек вышел из дома и  направился к машине.

2.Он бежал, оглядываясь по сторонам.

3.Я шёл  вперёд, поднимаясь всё выше и выше.

4.Человек, вышедший из дома, направился к машине.

5.Въехав на плотину, тройка почему-то остановилась.

6.Берега, окружающие озеро, густо поросли камышом.

7.Выйдя из дома,  человек направился к машине

Взаимопроверка(2,3,5,7)

4 задание Самостоятельная  работа

Соотнесите деепричастие и  зависимое слово( 5 мин)

Заблестев                 на солнце

Кружась                   в воздухе

Рисуя                       узоры на стеклах

Белея                      в полях

5 задание Творческий диктант. (15мин)

       Александр Сергеевич Пушкин __________________ (изображать) пр…роду предст…ёт  перед нами не простым наблюдателем.

               ______________(стараться)  проникнуть  в её тайны  поэт обращает…ся  к жизни человека   _______________  (находить) об…яснения  чудесным природным явлениям.

 Зима  в лирике Пушкина не усыпляет  человека, а зовёт к действию  ___________ (вселять)  бодрость и веселье.

 Стихия   разбушевавшаяся в пр...роде  стремится к гармонии__________________  (восстанавливать) её.  

        Природа для  поэта – пример истинной красоты мира.

Задание:

1..Восстановите предложения, преобразовав  глаголы в деепричастия.

2. Расставьте знаки препинания при деепричастных оборотах,  подчеркните как члены предложения.

3. Вставьте пропущенные буквы.

4.Объясните лексическое значение слов  гармония,  истинный, используя  задания теста:

1.Определите лексическое значение слова  «гармония»:

1) Выразительные средства музыки, связанные с объединением тонов в созвучия и с композицией созвучий, соответствующий раздел в теории музыки.

2) Согласованность, стройность в сочетании чего-нибудь.

3) Гармония - (разг.). То же, что гармоника.

         2. В каком значении употребляется  в тексте слово  «истинный»:

          1) Соответствующий  истине, содержащий истину.

          2) Точный, устанавливаемый научно (спец.).

          3) Действительный, настоящий, несомненный.

 Подведем итоги, создавая рассказ на лингвистическую тему(2 мин)

ДЕЕПРИЧАСТИЕ

Деепричастие – это ............................... форма ......................................., которая совмещает в себе признаки ..................... (возвратность, вид) и ............................ (неизменяемость).

Деепричастия образуются от .............................. с помощью специальных суффиксов: .................................................................. .

Деепричастия в предложении обычно бывают ................................................... и отвечают на вопросы: ................................................................................................

При них часто находятся зависимые слова и образуют ..................................................................., который всегда выделяется …………………………………. .

.

Десятое  февраля.

_______________________________________________________(Ф.И.)

Тема:__________________________________________________________________

ЦЕЛЬ:

  • закрепить умение находить ______________________ и___________________________________________ в предложениях и текстах;
  • повторить правило постановки ________________________________________________ __при_____________________________и                                ________________________________________________ .

Разминка: _______________________________________________________________

Задание  1. Согласен – не согласен                                    

                              Утверждения

«Да» или «нет»

1.

Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает добавочное действие, объединяет признаки глагола и прилагательного и показывает, каким образом, почему совершается действие.

2.

 Как и глагол, деепричастие обозначает действие и, подобно наречию, называет признак действия.

3.

 Деепричастия образуются при помощи суффиксов -а, -я, -ащ-, -ящ-, -вши, -ши.

4.

 Деепричастия могут быть возвратными и невозвратными, действительными и страдательными.

5.

 В предложении деепричастие зависит от глагола-сказуемого и является обстоятельством.

6.

 Деепричастный оборот может стоять только после глагола-сказуемого.

7.

 Деепричастный оборот на письме не выделяется запятыми

8.

 Деепричастие  может быть настоящего и прошедшего времени

9.

 Деепричастие может изменяться по лицам и числам.

10.

 Деепричастие с зависимым словом называется деепричастным оборотом

Самооценка

Задание 2. Выделите деепричастия несовершенного вида (1 вариант)

1. Кот, ещё сильнее выгнув шею, зашипел и ударил лапой Каштанку по голове.

2. Ласточка стремглав неслась по улице, щебеча и всех извещая, что прилетела она из дальних стран.

3. Ступая босыми загорелыми ногами, я крался по луговым стёжкам.

4. Лошади, отбиваясь хвостами от слепней, бегут шибкой полевой рысью.

5. Следя за небом, не теряйте из виду землю.

Выделите деепричастия совершенного вида (2 вариант)

1. Уткнув лицо в букет полевых гвоздик, Динка мчалась по луговой тропинке к узенькой, изворотливой речонке.

2. Я вышел на опушку кустов и побрёл по полю межой, отчаянно устремившись вперёд.

3.У этого дома по тропке бродил я, не чувствуя ног.

4. Далеко разносится дружный топот, лошади бегут, навострив уши.

5. Яков помолчал, взглянул кругом и, глубоко вздохнув, запел.

Деепричастия несов. вида

(1 вариант)

Деепричастия сов. вида (2 вариант)

Взаимопроверка

Задание  3. Тестовая работа

1.Человек вышел из дома и  направился к машине.

2.Он бежал, оглядываясь по сторонам.

3.Я шёл  вперёд, поднимаясь всё выше и выше.

4.Человек, вышедший из дома, направился к машине.

5.Въехав на плотину, тройка почему-то остановилась.

6.Берега, окружающие озеро, густо поросли камышом.

7.Выйдя из дома, человек направился к машине

Ответ:

Самооценка

Задание  4.   Самостоятельная работа

Соотнесите деепричастие и  зависимое слово

Заблестев               на полях

Кружась                 узоры на стеклах

Рисуя                      на солнце

Белея                      в воздухе

Составьте предложение, сделайте его синтаксический разбор

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  

Самооценка

Физкультминутка

 5 задание        Творческий диктант.

 Александр Сергеевич Пушкин __________________ (изображать) пр…роду    предст…ёт  перед нами  не простым наблюдателем.

______________(стараться)  проникнуть  в её тайны  поэт обращает…ся  к жизни человека   _______________  (находить) об…яснения  чудесным природным явлениям.

Зима  в лирике Пушкина не усыпляет  человека, а зовёт к действию  ___________ (вселять)  бодрость и веселье.

Стихия   разбушевавшаяся в пр...роде  стремится к гармонии__________________  (восстанавливать) её.  

Природа для  поэта – пример истинной красоты мира.

Задание:

1.Восстановите предложения, преобразовав  глаголы в деепричастия.

2. Расставьте знаки препинания при деепричастных оборотах,  подчеркните как члены предложения.

3.  Вставьте пропущенные буквы.

4. Объясните лексическое значение слов  гармония,  истинный, используя  задания теста:

   1.Определите лексическое значение слова  «гармония», употреблённого в тексте:

1) Выразительные средства музыки, связанные с объединением тонов в созвучия и с композицией созвучий, соответствующий раздел в теории музыки.

2) Согласованность, стройность в сочетании чего-нибудь.

3) Гармония - (разг.). То же, что гармоника.

    2. В каком значении употребляется  в тексте слово  «истинный»:

          1) Соответствующий  истине, содержащий истину.

          2) Точный, устанавливаемый научно (спец.).

          3) Действительный, настоящий, несомненный.

  Итог (высказывание на лингвистическую тему)  

Деепричастие – это ............................... форма ......................................., которая совмещает в себе признаки ..................... (возвратность, вид) и ............................ (неизменяемость).

Деепричастия образуются от .............................. с помощью специальных суффиксов: .................................................................. .

Деепричастия в предложении обычно бывают ................................................... и отвечают на вопросы: ................................................................................................При них часто находятся зависимые слова и образуют ..................................................................., который всегда выделяется …………………………………. .

Лист самооценки ____________________________________________________

Вид работы

Умею  2б.

Не совсем 1б.

Не умею

0 б.

Общее число баллов

Отметка

Учитель

баллы

Отметка учителя

Определяю тему и цели урока

Разминка

Согласен-не согласен

Нет ошибок -10б.

1-2 ошибки-8-9 б

3-4  ошибки- 6-7 б.

5 и более -1 балл

Определение вида деепричастий

Тестовая работа Находим деепричастные обороты

Самостоятельная работа

Творческий диктант

а) преобразовал глаголы в деепричастия

б) расставил знаки препинания

в) подчеркнул деепричастие как член предложения

г)вставил пропущенные орфограммы

д)объяснил лексическое значение слов

Таблица баллы-отметки

Мах.30 б.

27-30 б. -     «5»

23-26 б.  -    «4»

18-22б  -      «3»

17 б. и ниже «2»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

План открытого урока с учащимся 2-го класса "Тема урока: Работа над художественными произведениями на начальном этапе обучения в классе скрипки."

Идея этого урока в том, чтобы продемонстрировать некоторые способы работы над формированием образа, характера произведения, а также определить конкретные движения рук для наилучшей передачи задуманног...