Разработка урока и презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме "Дополнение"
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс)
Презентация и рабработка к уроку русского языка в 5 классе по теме "Дополнение"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 52.5 КБ | |
| 1.42 МБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА УРОКА: «Дополнение»
Цели урока:
- углубить знания учащихся о второстепенных членах предложения,
- сформировать у учащихся понятие о дополнении и способах его выражения
- формировать навык нахождения дополнения в предложении,
- развивать коммуникативные способности учащихся во время общения; внимание; ответственность за себя и каждого в группе, абстрактное мышление; речь; усидчивость,
- воспитывать уважительное отношение друг к другу, умение оценивать свою работу и работу одноклассников.
Ход урока
I.Актуализация опорных знаний
1.Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Начнем наш урок с интересного стихотворения.
Если падежи не знаешь,
Значит, ум не развиваешь!
Расскажи всем поскорей,
Сколько знаешь падежей?
Мы уверенно шагаем,
Падежи на «пять» мы знаем!
- Какие вы знаете падежи? Назовите.
- Какие падежи называются косвенными? (все кроме именительного)
Эта информация нам сегодня пригодится на уроке.
2. Устная синтаксическая пятиминутка. (2 ученика работают по карточкам)
Проведем синтаксическую пятиминутку. Двое ребят будут работать по карточкам. А с остальными ребятами будем работать коллективно. Нужно назвать грамматические основы предложений и указать, какие это предложения по наличию второстепенных членов – распространенные или нераспространенные.
1. Легкий ветер на рассвете между листьев пробегает.
2. Каждый слышал песню дуба.
3. Наш садовод — неугомонный дед.
4. Песни всегда посвящал я Отчизне.
(М. Джалиль.)
--Почему в 3 предложении стоит тире? (Оба главных члена предложения выражены именем существительным в именительном падеже, стр.177, правило)
- Какие члены предложения называются главными? (Члены предложения, входящие в грамматическую основу, т.е. подлежащее и сказуемое)
- А какие второстепенными?
Я приглашаю вас в сказочную страну. Тридесятое государство языка. Вот мы у ворот сказочного города. Злая фея Ошибка заколдовала их, чтобы открыть ворота и зайти в город, нужно разгадать кроссворд.
3. Проверка домашнего задания.
1. Главный член предложения, отвечающий на вопросы кто? Что?
2. Раздел русского языка, изучающий словосочетание. Предложение?
3. Знак, который может стоять между подлежащим и сказуемым, если они имена существительные?
4.Главный член предложения?
5.Раздел русского языка, изучающий систему знаков препинания?
6.Второстепенный член предложения?
- Молодцы! Открываем ворота и мы входим в сказочный город, который называется – Второстепенные члены предложения. Приглашаем и наших гостей вместе с нами осмотреть этот город. Первая улица на нашем пути – это улица ДОПОЛНЕНИЕ.
- Формирование новых знаний
1.Слово учителя
--Дополнение - это еще один важный член предложения, с которым мы познакомимся на уроке. Запишите в тетради число, классная работа.
2.Знакомство с целями урока
- углубить знания учащихся о второстепенных членах предложения,
- сформировать у учащихся понятие о дополнении и способах его выражения
- формировать навык нахождения дополнения в предложении,
- развивать коммуникативные способности учащихся во время общения; внимание; ответственность за себя и каждого в группе, абстрактное мышление; речь; усидчивость,
- воспитывать уважительное отношение друг к другу, умение оценивать свою работу и работу одноклассников.
3.Работа с предложением.
- Спишите предложения. Обозначьте вопросы, падеж выделенных слов.
- Нашей границы не перелететь и птице.
2. Родину–мать учись защищать.
3. Со смелым бойцом и победа дружит.
4. Герой думает в бою не о смерт…, а о побед….
- На вопросы каких падежей отвечают эти слова?
- От каких слов зависят этот второстепенный член? (от глагола)
- Что обозначают эти слова? (предмет)
- Какой частью речи выражены эти слова? (существительными)
- Все эти слова являются дополнениями. Попробуйте по опорным вопросам дать определение дополнения.
Вопросы косвенных падежей
Ты безошибочно знаешь уже.
Если задашь их без промедления,
Тут же отыщутся дополнения.
4. Работа с учебником
-Проверим ваши предположения по учебнику. Чтение правила стр. 181
Дополнение — это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет. Дополнения обычно выражаются именем существительным или местоимением в косвенном падеже.
- Еще раз скажем, какие падежи называются косвенными? (Косвенными называются все падежи кроме именительного, то есть родительный, дательный, творительный, предложный.)
Далее на слайде появляется предложение:
Плутовка к дереву на цыпочках подходит.
Вертит хвостом, с вороны глаз не сводит…
Учитель устно разбирает это предложение с классом. То есть выделяет в нем подлежащее, сказуемое, дополнение.
- Формирование практических умений и навыков
1. Работа с учебником: Выполнение упражнения 859.
Распространите предложения дополнениями. Подчеркните подлежащее, сказуемое и дополнение.
- Физкультминутка для глаз
- Наши глазки устали, давайте немного отдохнем. Наблюдаем глазками за предметами.
3.Работа с упражнением
- Мы преодолели улицу Дополнение. Мы добрались до новой улицы Предложение. И эта улица необычная. Жизнь на ней прямо кипит. Здесь то праздники, то споры, то происшествия. В каждом доме на этой улице живут предложения. А какие они, мы сейчас попробуем догадаться.
Задание: записать под диктовку предложения, подчеркнуть в них грамматические основы, дополнения.
-Вечером развели мы костер.
-Ураган приближался к городу.
-От цветка исходил нежный аромат.
V1. Итог урока
- Молодцы! Мы с вами совершили интересное путешествие по сказочному городу Второстепенных членов предложения. Выполнили все задания.
- С каким второстепенным членом мы сегодня познакомились?
- Что такое дополнение?
Игровое упражнение.
Выберите себе предложение и закончите его, использовав для этого дополнение. Задание выполняется устно.
---Я вижу красивый
---Вчера ты читал
---Это все сделано для
- Город украшает …
- Мама подарила мне…
Домашнее задание
Параграф 139, упражнение 862
Выставление оценок
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. Легкий ветер на рассвете между листьев пробегает. 2. Каждый слышал песню дуба. 3. Наш садовод — неугомонный дед. 4. Песни всегда посвящал я Отчизне. (М. Джалиль.)
КРОССВОРД 1 2 3 4 5 6
Цели урока: - углубить знания о второстепенных членах предложения, - сформировать понятие о дополнении и способах его выражения, - формировать навык нахождения дополнения в предложении.
Спишите предложения. Обозначьте вопросы, падеж выделенных слов. 1. Нашей границы не перелететь и птице . 2. Родину–мать учись защищать. 3. Со смелым бойцом и победа дружит. 4. Герой думает в бою не о смерт…, а о побед….
Плутовка к дереву на цыпочках подходит, Вертит хвостом, с вороны глаз не сводит…
Я вижу красивый … Вчера ты читал … Это все сделано для … Город украшает … Мама подарила мне…
Домашнее задание § 139, упр. 862
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

члены предложения: уроки самостоятельного изучения материала учащимися (русский язык 5 класс)
Изучение данной темы я провожу, исходя из системы уроков, разработанной учителем -новатором Н.П. Гузиком, адаптированной к способностям и возможностям детей определенного класса (например, программа З...

Разработка урока по теме "Части речи", русский язык 5 класс.
Данная разработка урока включает занимательный материал по теме "Части речи" ( стихотворение, грамматическая сказка), а также таблицы, разнообразные задания....
Урок по теме "Склонение прилагательных" Русский язык. 6 класс (Бабайцева В.В.)
урок по теме "Склонение прилагательных". 6 класс...

Презентация к уроку литературы по теме "Литература русского классицизма" (9 класс)
Литература русского классицизма (9 класс)...

План - конспект урока с использованием ЭОР по русскому языку 5 класс
1. Предмет Русский язык и литература2. Класс...

Презентация к уроку "Как образуются слова в русском языке"5 класс
Презентация к уроку "Как изменяются слова"....

