Технологическая карта урока Русский язык 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Урок в 6 классе по теме "Тема и основная мысль текста.Заглавие текста".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russ.yaz_6kl.docx394.94 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока Русский язык 6 класс

Тема урока: Тема и основная мысль текста. Заглавие текста.

Цель урока: Организовать деятельность обучающихся по развитию умения определять тему и основную мысль текста; по развитию умения озаглавливать текст.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: Научится определять (формулировать) тему и

основную мысль текста, подбирать заголовок к тексту; осмысливать и оценивать содержание текста; находить явную информацию в тексте.

Метапредметные: Регулятивные: Освоение способов решения проблем творческого характера. Формирование умения понимать причины успеха учебной деятельности.

Познавательные: Овладение логическими действиями сравнения, обобщения, установления аналогий, построения рассуждений.

Коммуникативные: Готовность слушать собеседника и вести диалог, работать в коллективе для достижения поставленной цели.

Личностные: сознание эстетической ценности языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Тип урока: развитие речи

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение: учебник, раздаточный материал, толковый словарь

Основные понятия: тема текста, основная мысль текста, сплошной и несплошной текст.

Схема технологической карты урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

предметные

УУД

1.Орг.момент.Моти-вация к учебной деятельности

1. Загадка 1. Она всё знает - просто шок!
А сама всегда - молчок!
Чтобы с нею подружиться,
Нужно чтению учиться.(Книга)

Загадка 2. Прочитали мы рассказ,

Попросил учитель нас

Проявить старание -

Тексту дать название.

Тут я оказался ловок-Вмиг придумал...

(Заголовок)

Планируют учебный процесс.

Слушают, делают выводы

Воспри-нимать и усваивать информацию

Личностные: вырабатывают внутреннюю готовность к выполнению нормативов учебной деятельности

2.Актуализация знаний.

3. Целеполагание

Работа с упр.64 с.36

-О чём или о ком пойдёт речь в данном тексте? Можете ли вы узнать это из заголовка?(Гусь и журавль)

-Что хотел сказать автор, передавая разговор 2-х птиц?

-Укажите предложение, в котором выражена основная мысль текста.(Лучше знать что-нибудь одно, да хорошо, чем всё, да плохо.)

Читают текст упр., отвечают на вопросы, делают выводы.

Формулируют тему и цель урока.

Смысловое чтение текста.

Регулятивные:

постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено.

Познавательные:

самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель урока

4. Творческая практическая деятельность (инди-видуальная работа)

Работа с текстами 1,2

Задание 1.Прочитать текст 1и 2, ответить на вопрос: «Что такое успех?»

-Подкрепите цитатами из текстов или опровергните следующее утверждение: «Успеха можно добиться, будучи в гармоничных отношениях с миром»

Задание 2.Озаглавить каждый текст или придумать один общий заголовок.

Задание 3.Выписать из текста1 и 2 предложение, передающее главную мысль текста.

Задание 4. Выписать из обоих текстов предложения, дающие ответ на вопрос: «Как можно добиться успеха?»

-Присутствуют ли противоречия в суждениях авторов текстов?

Задание 5.

-Определить главный вопрос, по которому мнения авторов расходятся.

Выступают. Слушают одноклас-сников

Развить умение выражать свои мысли, воспри-нимать и усваивать информацию

Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации.

Личностные: умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию

собственной речи;

осознание значимости своего имени;

осознание ответственности за произнесённое и написанное слово

Коммуникативные:

осуществляют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

5. Творческая практическая деятельность (работа в группе)

Работа с текстом 3А,Б,В.

-Можно ли изображённое на карточках назвать текстом? Обоснуйте свою точку зрения.

Знакомство с понятием «несплошной текст»

Задание 6. Рассмотреть текст 3. Ответить на вопросы:

#1050;акая иллюстрация (А,Б,В) свидетельствует об успешности? Обосновать свою точку зрения (4-5 предложений).

2. Какой текст Вам кажется наиболее убедительным? Обосновать свою точку зрения (5-6 предложений).

Выполняют задание.

Делают вывод.

Слушают ответы одноклас-сников, высказывают своё мнение, корректируют результаты своей деятельности

Смысловое чтение. Анализ текста

Коммуникативные:

осуществляют совместную деятельность в группе, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

#1056;ефлексия

-Достигли ли мы поставленной цели?

-Было ли интересно на уроке?

Определяют своё эмоцио-нальное состояние.

Заполняют листы самооценки

Регулятивные: оценка процессов и результатов деятельности

6. Домашнее задание

Мини-сочинение «Успех-это…»

Записывают домашнее задание

Приложение

Текст 1

Не так давно учёные считали, что успех в жизни напрямую связан с нашими интеллектуальными способностями. Чем больше человек знает и умеет, тем больше вероятность того, что он многого добьётся в жизни.
Однако оказывается, что будущие профессиональные перспективы определяются не только объёмом и качеством всего, что нам удалось узнать в школе. Как утверждают современные учёные, наполненная знаниями голова ещё не спасение от серьёзных жизненных неудач и провалов. Интеллектуальные способности и навыки, необходимые для последующей работы, — это всего лишь основа, фундамент. На этом фундаменте здание профессионального успеха может быть построено только в том случае, если человек обладает определёнными личностными качествами.
И одним из таких важнейших качеств является способность понимать окружающих, чувствовать их настроение, сопереживать им. Через сопереживание человек ощущает свою причастность к тем, кто живёт рядом с ним, участвует в том, что происходит вокруг. Следовательно, обладая способностью понимать, чувствовать и сопереживать, человек сможет поддерживать гармоничные отношения с миром, а значит, сможет добиться успеха в этом мире.
(По материалам периодической печати)

Комментарий: в данном тексте приведён пример для подтверждения того, что успеха можно добиться, будучи в гармоничных отношениях с миром и обладая способностью понимать, чувствовать и сопереживать, т.е. быть полезным для других.

Текст 2

Об успехе в настоящее время говорят все и везде: на форумах, телевидении и в прессе. Успеха во все времена стремились и стремятся достигнуть многие. И совсем не важно — в чем этот успех заключается — в карьере, творчестве или личной жизни. Подразумевается, что успех — это результат, что-то такое великое и масштабное. Трудно с этим не согласиться. Но лично для меня успех — это когда цель совпадает с результатом. У одного человека цель — это заработать много денег, у другого — быть востребованным, а у третьего — приблизиться к совершенству в какой-либо области и т.д. Сколько людей — столько и целей, и у каждого свой собственный успех. Кто-то радуется своему успеху в разведении фиалок, а кого-то не радует очередной заработанный миллион. Поэтому, чтобы успех к вам пришел и принёс радость, надо правильно выбрать цель — по душе. Возможно, кому-то знакома ситуация, когда стремишься к чему-либо, достигаешь этого, а оказывается, что не очень-то это было нужно и важно! Поэтому, думайте, друзья, и определяйте свои истинные цели! Удачи вам и успеха — своего, настоящего!

(По материалам Интернета)

Комментарий: в данном тексте приведён пример для подтверждения того, успех — это когда цель совпадает с результатом, и у каждого человека своя цель, т.е.удовлетворение своего «Я».

Текст 3 А.

Б. C:\Users\User\Downloads\

В.C:\Users\User\Downloads\

Задание #1055;рочитать текст 1и 2, ответить на вопрос: «Что такое успех?»

Умение: поиск информации, заданной в явном виде.

.

Задание #1054;заглавить каждый текст или придумать один общий заголовок.

Задание #1042;ыписать из текста1 и 2 предложение, передающее главную мысль текста.

Умение: интерпретация и обобщение информации.

Задание 4. Выписать из обоих текстов предложения, дающие ответ на вопрос: «Как можно добиться успеха?»

Умение: формулирование прямых выводов, заключений на основе фактов, имеющихся в тексте.

Задание 5. Определить главный вопрос, по которому мнения авторов расходятся.

Умение: обнаружить и устранить противоречие.

Задание 6. Рассмотреть текст 3. Ответить на вопросы:

#1050;акая иллюстрация (А,Б,В) свидетельствует об успешности? Обосновать свою точку зрения (4-5 предложений).

2. Какой текст Вам кажется наиболее убедительным? Обосновать свою точку зрения (5-6 предложений).

Умение: осмысление и оценка содержания текста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока. 5 класс. Английский язык.

Технологическая карта урока по английскому языку. Урок проведен в 5 классе по учебнику Spotlight 5. Тема урока "Семья"....

Технологическая карта урока. 5 класс русский язык "Распространенные и нераспространенные предложения"

Староверова Наталия Александровна . Технологическая карта урока Русский язык 5 класс...

Технологическая карта немецкого языка 5 класс

Технологическая карта немецкого языка 5 класс. Тема занятия "Где расположен дом?"...

ФГОС Технологическая карта. Русский язык. 9 класс.

ФГОС. Технологическая карта по русскому языку. 9 класс....

ФГОС технологическая карта русский язык 9 класс

ФГОС технологическая карта русский язык 9 класс...

Конспект урока русского языка (технологическая карта) в 6 классе «Типы речи»

Цели деятельности учителя: познакомить с термином «морфология», повторить и обобщить известный материал по теме; развивать способность к языковому анализу; поддерживать интерес к изучению русского язы...

Конспект урока русского языка (технологическая карта) в 5 классе «Язык и человек»

Цели деятельности учителя: Познакомить учащихся с понятиями «язык», «речь», «слово»;  учить работать со словарём; развивать навыки анализа и обобщения; воспитывать бережное отношение к родному яз...