Урок русского языка 5класс.Согласные звонкие и глухие .Презентация
презентация к уроку по русскому языку (5 класс)

Шестакова Татьяна Алексеевна

- дать понятие о звонких и глухих согласных, формирование умения их различать

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка по теме: «Согласные звонкие и глухие» 5 класс евна

Слайд 2

Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно.

Слайд 3

[ ч' ], [ щ' ], [ й' ] Ударные и безударные Фонетика голоса [ ж ], [ ц ], [ ш ] Какой раздел науки о языке изучает звуки речи Гласные звуки бывают и состоят только из Согласные бывают Твёрдые и мягкие Звонкие и глухие Не имеют парных звуков какие твёрдые согласные Не имеют парных звуков какие мягкие согласные

Слайд 4

Проверка домашнего задания Только твёрдые [ Ж ] , [ Ш ] , [ Ц ] Только мягкие [ Ч ̕ ] , [ Щ ̓ ] , [ Й ̕ ]

Слайд 5

К.Г. Паустовский «Слова то шелестят, как трава, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лёд».

Слайд 6

Тема урока: «Согласные звонкие и глухие»

Слайд 7

Цель урока: Знать: звонкие и глухие согласные, образование звонких и глухих согласных. 2 . Уметь: различать звонкие и глухие согласные, характеризовать согласные звуки.

Слайд 8

РОЗА ШКАФ КОМПЬЮТЕР

Слайд 9

Дом, где живут согласные шум + голос [ б ] [ б ’] [ в ] [ в ’] [ г ] [ г ’] [ д ] [ д ’] [ ж ] [ з ] [ з ’] [ п ] [ п ’] [ ф ] [ ф ’] [ к ] [ к ’] [ т ] [ т ’ ] [ ш ] [ с ] [c’] голос + шум только шум

Слайд 10

Не имеют парных звуков Непарные глухие согласные [ х ], [ х ’ ], [ ц ], [ ч ’ ], [ щ ’ ] Непарные звонкие (сонорные) согласные голос преобладает над шумом [ л ], [ л ’], [ м ], [ м ’ ], [ н ], [ н ’ ], [ р ],[ р ’], [ й ’]

Слайд 11

Работа с учебником

Слайд 12

Физкультминутка

Слайд 13

Фонетические процессы ( изменения согласных звуков в слове ) Сравните, какой звук обозначает буква Д в словах: Са д ы Са д Поса д ка [ са д ы ] [ са т ] [ паса т к а ] Оглушение Звонкие согласные заменяются парными им глухими согласными в позиции перед глухим согласным и на конце слова.

Слайд 14

Фонетические процессы ( изменения согласных звуков в слове ) Сравните, какой звук обозначает буква С в словах: Про с ить Про с ьба [ пра с ’ ит ’ ] [ про з ’ б а ] Озвончение Глухой согласный может заменяться парным звонким в позиции перед звонкими согласными

Слайд 15

Ска з ка – [с] – сказать – оглушение Ко … ьба – Оши … ка – Моро … – Сне … – Варе … ка – Сторо … ка – Комментированное письмо Ко с ьба – [ з́ ] – косить – озвончение Оши б ка – [п ] – ошибочка - оглушение Моро з – [ с ] - морозы – оглушение Сне г – [ к ] - снега - оглушение Варе ж ка – [ ш ] – варежечка - оглушение Сторо ж ка – [ ш ] - сторожить - оглушение

Слайд 16

Непроизносимые согласные СЕРДЦЕ СОЛНЦЕ ЛЕСТНИЦА РДЦ ЛНЦ СТН

Слайд 17

Самостоятельная работа Подчеркните в словах непроизносимые согласные. 1 ряд Мороз и солнце; день чудесный! Ещё ты дремлешь, друг прелестный? ( А.С. Пушкин ) 2 ряд Три девицы под окном Пряли поздно вечерком. ( А.С. Пушкин ) 3 ряд И сам про себя удалую хвастливую песню поёт. ( Н.А. Некрасов )

Слайд 18

Самостоятельная работа Обменяйтесь тетрадями , проверив написанное друг у друга. 1 ряд Мороз и сол н це; день чудесный! Ещё ты дремлешь, друг прелес т ный? ( А.С. Пушкин ) 2 ряд Три девицы под окном Пряли поз д но вечерком. ( А.С. Пушкин ) 3 ряд И сам про себя удалую хвас т ливую песню поёт. ( Н.А. Некрасов )

Слайд 19

Орфоэпические нормы ( произносительные нормы литературного языка в его устной форме ) Чт о – [ шт ] Чт обы – [ шт ] Коне чн о – [ шн ] Скворе чн ик – [ шн ̓ ] Яи чн ица – [ шн ̓ ] Пустя чн ый – [ шн ]

Слайд 20

Орфоэпические нормы ( произносительные нормы литературного языка в его устной форме ) Варианты произношения слов Було [ Ч̕ Н ] ная и було [ ШН ] ная ЗАПОМНИ Серде [ ШН ] ый друг НО Серде [ Ч̕ Н ] ые капли

Слайд 21

Приём звукописи Камыши Полночной порою в болотной глуши Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши. О чём они шепчут? О чём говорят? Зачем огоньки между ними горят? К.Д. Бальмо́нт

Слайд 22

Приём звукописи Аллитера́ция стилистический приём, заключающийся в повторении согласных, создающих звуковой образ, усиливающий выразительность речи.

Слайд 23

Поиграем? Фонетический пазл

Слайд 24

Итог урока - О каких согласных мы говорили сегодня на уроке? - Чем отличаются звонкие от глухих? - Назовите парные по звонкости/глухости согласные. - Назовите непарные глухие? Непарные звонкие? - С какими фонетическими процессами мы познакомились? - Какие орфограммы повторили? Какую роль играют согласные в поэтических текстах? Как называется такой фонетический приём выразительности?

Слайд 25

Домашнее задание Стр. 130, выучить таблицу, упр.286 ( письменно )

Слайд 27

СПАСИБО ЗА УРОК!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Безличные предложения" с презентацией

Конспект урока по теме "Безличное предложение", изучение нового материала....

Технологическая карта урока русского языка 5 класс "Графика.Алфавит" с презентацией и маршрутным листом

Технологическая карта составлена с учетом всех требований ФГОС ООО. Используются различные методы и формы урока. Используютя новые приемы: синквейн, кластер, "толтые и тонкие вопросы"...

Конспект урока русского языка по теме "Антонимы" 5 класс Презентация

Урок русского языка по теме "Антонимы". для учащихся 5 класса. Урок изучения нового материала и применения полученных знаний на практике.К уроку подготовлена сложная презентация с применение...

Конспект урока русского языка. Тема: "Согласные звонкие и глухие"

Тип урока – урок освоения новых знаний. В основу проектирования содержания урока мною были заложены следующие принципы:Принцип наглядности, предполагающий использование наглядных мате...

Урок русского языка в 6 классе Отглагольное прилагательное презентация

Презентация к  уроку Отглагольное прилагательное  Считаю целесообразным знакомить учащихся с отглагольными прилагательными уже в 6 классе, провести урок  как один из заключительных урок...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе школы глухих по теме "Имя существительное. Повторение изученного".

Презентация содержит задания и упражненияигрового характера, доступные для глухих учащихся,  по теме "Имя существительное"...