Урок русского языка 5класс.Согласные звонкие и глухие .Презентация
презентация к уроку по русскому языку (5 класс)
- дать понятие о звонких и глухих согласных, формирование умения их различать
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1.88 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно.
[ ч' ], [ щ' ], [ й' ] Ударные и безударные Фонетика голоса [ ж ], [ ц ], [ ш ] Какой раздел науки о языке изучает звуки речи Гласные звуки бывают и состоят только из Согласные бывают Твёрдые и мягкие Звонкие и глухие Не имеют парных звуков какие твёрдые согласные Не имеют парных звуков какие мягкие согласные
Проверка домашнего задания Только твёрдые [ Ж ] , [ Ш ] , [ Ц ] Только мягкие [ Ч ̕ ] , [ Щ ̓ ] , [ Й ̕ ]
К.Г. Паустовский «Слова то шелестят, как трава, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лёд».
Тема урока: «Согласные звонкие и глухие»
Цель урока: Знать: звонкие и глухие согласные, образование звонких и глухих согласных. 2 . Уметь: различать звонкие и глухие согласные, характеризовать согласные звуки.
РОЗА ШКАФ КОМПЬЮТЕР
Дом, где живут согласные шум + голос [ б ] [ б ’] [ в ] [ в ’] [ г ] [ г ’] [ д ] [ д ’] [ ж ] [ з ] [ з ’] [ п ] [ п ’] [ ф ] [ ф ’] [ к ] [ к ’] [ т ] [ т ’ ] [ ш ] [ с ] [c’] голос + шум только шум
Не имеют парных звуков Непарные глухие согласные [ х ], [ х ’ ], [ ц ], [ ч ’ ], [ щ ’ ] Непарные звонкие (сонорные) согласные голос преобладает над шумом [ л ], [ л ’], [ м ], [ м ’ ], [ н ], [ н ’ ], [ р ],[ р ’], [ й ’]
Работа с учебником
Физкультминутка
Фонетические процессы ( изменения согласных звуков в слове ) Сравните, какой звук обозначает буква Д в словах: Са д ы Са д Поса д ка [ са д ы ] [ са т ] [ паса т к а ] Оглушение Звонкие согласные заменяются парными им глухими согласными в позиции перед глухим согласным и на конце слова.
Фонетические процессы ( изменения согласных звуков в слове ) Сравните, какой звук обозначает буква С в словах: Про с ить Про с ьба [ пра с ’ ит ’ ] [ про з ’ б а ] Озвончение Глухой согласный может заменяться парным звонким в позиции перед звонкими согласными
Ска з ка – [с] – сказать – оглушение Ко … ьба – Оши … ка – Моро … – Сне … – Варе … ка – Сторо … ка – Комментированное письмо Ко с ьба – [ з́ ] – косить – озвончение Оши б ка – [п ] – ошибочка - оглушение Моро з – [ с ] - морозы – оглушение Сне г – [ к ] - снега - оглушение Варе ж ка – [ ш ] – варежечка - оглушение Сторо ж ка – [ ш ] - сторожить - оглушение
Непроизносимые согласные СЕРДЦЕ СОЛНЦЕ ЛЕСТНИЦА РДЦ ЛНЦ СТН
Самостоятельная работа Подчеркните в словах непроизносимые согласные. 1 ряд Мороз и солнце; день чудесный! Ещё ты дремлешь, друг прелестный? ( А.С. Пушкин ) 2 ряд Три девицы под окном Пряли поздно вечерком. ( А.С. Пушкин ) 3 ряд И сам про себя удалую хвастливую песню поёт. ( Н.А. Некрасов )
Самостоятельная работа Обменяйтесь тетрадями , проверив написанное друг у друга. 1 ряд Мороз и сол н це; день чудесный! Ещё ты дремлешь, друг прелес т ный? ( А.С. Пушкин ) 2 ряд Три девицы под окном Пряли поз д но вечерком. ( А.С. Пушкин ) 3 ряд И сам про себя удалую хвас т ливую песню поёт. ( Н.А. Некрасов )
Орфоэпические нормы ( произносительные нормы литературного языка в его устной форме ) Чт о – [ шт ] Чт обы – [ шт ] Коне чн о – [ шн ] Скворе чн ик – [ шн ̓ ] Яи чн ица – [ шн ̓ ] Пустя чн ый – [ шн ]
Орфоэпические нормы ( произносительные нормы литературного языка в его устной форме ) Варианты произношения слов Було [ Ч̕ Н ] ная и було [ ШН ] ная ЗАПОМНИ Серде [ ШН ] ый друг НО Серде [ Ч̕ Н ] ые капли
Приём звукописи Камыши Полночной порою в болотной глуши Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши. О чём они шепчут? О чём говорят? Зачем огоньки между ними горят? К.Д. Бальмо́нт
Приём звукописи Аллитера́ция стилистический приём, заключающийся в повторении согласных, создающих звуковой образ, усиливающий выразительность речи.
Поиграем? Фонетический пазл
Итог урока - О каких согласных мы говорили сегодня на уроке? - Чем отличаются звонкие от глухих? - Назовите парные по звонкости/глухости согласные. - Назовите непарные глухие? Непарные звонкие? - С какими фонетическими процессами мы познакомились? - Какие орфограммы повторили? Какую роль играют согласные в поэтических текстах? Как называется такой фонетический приём выразительности?
Домашнее задание Стр. 130, выучить таблицу, упр.286 ( письменно )
СПАСИБО ЗА УРОК!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Безличные предложения" с презентацией
Конспект урока по теме "Безличное предложение", изучение нового материала....

Технологическая карта урока русского языка 5 класс "Графика.Алфавит" с презентацией и маршрутным листом
Технологическая карта составлена с учетом всех требований ФГОС ООО. Используются различные методы и формы урока. Используютя новые приемы: синквейн, кластер, "толтые и тонкие вопросы"...
Конспект урока русского языка по теме "Антонимы" 5 класс Презентация
Урок русского языка по теме "Антонимы". для учащихся 5 класса. Урок изучения нового материала и применения полученных знаний на практике.К уроку подготовлена сложная презентация с применение...

Конспект урока русского языка. Тема: "Согласные звонкие и глухие"
Тип урока – урок освоения новых знаний. В основу проектирования содержания урока мною были заложены следующие принципы:Принцип наглядности, предполагающий использование наглядных мате...

Открытый урок русского языка обучающихся с ограниченными возможностями (ОВЗ)+ презентация к уроку 6 класс
Открытый урок с детьми ОВЗ....

Урок русского языка в 6 классе Отглагольное прилагательное презентация
Презентация к уроку Отглагольное прилагательное Считаю целесообразным знакомить учащихся с отглагольными прилагательными уже в 6 классе, провести урок как один из заключительных урок...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе школы глухих по теме "Имя существительное. Повторение изученного".
Презентация содержит задания и упражненияигрового характера, доступные для глухих учащихся, по теме "Имя существительное"...
