Смысловое чтение. Рабочая программа, КТП
рабочая программа по русскому языку (8 класс)
Рабочая программа, тематическое планирование по курсу "Смысловое чтение" пригодится для учителей, работающих в 8 классе и ведущих данный курс
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 37.32 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Смысловое чтение» для 8 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО 2021 г.).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА «СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ»
Актуальность включения данного курса в образовательный процесс объясняется тем, что на каждом занятии целенаправленно развиваются важнейшие коммуникативно-речевые умения в основных видах речевой деятельности: аудировании (слушании), письме, говорении на разнообразные темы, чтении-понимании текстов разных стилей. Каждое из перечисленных умений формируется с помощью ряда методик, приёмов, упражнений, носящих в основном деятельностный характер.
Данный курс способствует формированию у обучающихся осмысленного понимания текста и его особенностей; информационно-коммуникативных навыков, обеспечивающих целенаправленный поиск информации в источниках различного типа; развитие умения осмысленно выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативных задач; обосновывать свою позицию; приводить систему аргументов; оценивать и редактировать текст.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ»
- Формирование осмысленного и глубокого чтения;
- формирование читательской культуры и умения находить способы проявления авторской позиции;
- формирование восприятия произведения как художественного целого, осмысление его в этой целостности, видение авторского замысла;
- формирование стремления размышлять над прочитанным, умения выделять в произведении значимые в смысловом и эстетическом плане отдельные элементы художественного произведения.
Задачи:
- обучать стратегии, приёмам смыслового чтения;
- ясно, логично и точно излагать свою точку зрения.
- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения;
- владеть разными видами чтения; ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: определять главную тему, общую цель или назначение текста; выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
- находить в тексте требуемую информацию
- формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
- воспитывать эмоционально-ценностное отношение к языку, пробуждение интереса к слову, стремление научиться правильно говорить и писать на родном языке;
- формировать умение работать в сотрудничестве, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе, умение использовать разные способы взаимодействия с окружающими людьми и событиями, получать необходимую информацию.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа предусматривает проведение занятий 1 раз в неделю в рамках реализации части учебного плана, формируемого участниками образовательного процесса. Общее число часов, отведенных на изучение данного курса, составляет 34 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ»
Раздел I: Работа с текстом: Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов. Рассуждение-размышление. Рассуждение-объяснение. Рассуждение-доказательство. Функционально-стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль, публицистический стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста. Текст, тема текста, основная мысль текста, идея. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном и неявном видах. Смысловые части текста, микротемы, план текста. Разные способы представления информации: словесно, в виде символа, таблицы, схемы, знака, диаграммы. Источники информации: справочники, словари, энциклопедии, Интернет. Работа с несколькими источниками информации. Сопоставление информации, полученной из нескольких источников.
РАЗДЕЛ II: Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). Приемы сжатия текста. Формулирование тезисов и выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на основании исходного текста (художественного, публицистического стиля) монологического высказывания (устного и письменного) в соответствии с заданным типом и стилем речи. Композиция текста типа рассуждения. Выбор типа и стиля речи собственного монологического высказывания с учетом поставленной задачи. Формулирование тезисов, аргументов, выводов с опорой на прочитанный текст. Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: планы, тезисы и конспекты на основе прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования, письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свернутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста). Создание письменного текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.
РАЗДЕЛ III: Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию. В процессе работы с одним или несколькими источниками выявление достоверной (противоречивой) информации. Нахождение способов проверки противоречивой информации. Критическое отношение к информации.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ»
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- осознание необходимости владения родным языком для учебной, трудовой и профессиональной деятельности;
- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную и дополнительную информацию);
- пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
- владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным);
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текс с заданной степенью свёрнутости (изложение, план);
- умение строить устное и письменное высказывание с учётом сферы и ситуации общения, участвовать в беседах;
- умение самостоятельно добывать знания, работать с различными источниками информации, включая СМИ, ресурсы Интернета, в том числе пользоваться справочной литературой;
- умение работать в парах, коллективно, в группах; распределять роли в группе, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- умение отстаивать свою точку зрения, аргументируя её;
- уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Регулятивные универсальные учебные действия
- удерживать цель деятельности до получения её результата;
- учиться анализу достижения цели.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
Познавательные универсальные учебные действия
- осуществлять поиск нужной информации в учебнике, учебных пособиях и иных текстовых материалах;
- понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике, учебных пособиях и иных текстовых материалах;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков; - осуществлять синтез как составление целого из его частей;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).
Формирование ИКТ-компетентности обучающихся
– извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски, флеш-носители учебного назначения, ресурсы Интернета.
Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности
- планировать учебное исследование;
- ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путем научного исследования.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Восьмиклассник научится:
- ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
- определять главную тему, общую цель или назначение текста;
- выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
- предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
- объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
- сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;
- находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы,);
- решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного понимания текста:
- определять назначение разных видов текстов;
- ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
- различать темы и подтемы специального текста;
- выделять не только главную, но и избыточную информацию;
- прогнозировать последовательность изложения идей текста;
- сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
- формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;
- понимать характерные черты персонажей текста, их душевное состояние, сопереживать им.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Восьмиклассник научится:
- ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
- определять главную тему, общую цель или назначение текста;
- выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
- предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
- объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
- сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;
- находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы,);
- решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного понимания текста:
- определять назначение разных видов текстов;
- ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
- различать темы и подтемы специального текста;
- выделять не только главную, но и избыточную информацию;
- прогнозировать последовательность изложения идей текста;
- сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
- формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;
- понимать характерные черты персонажей текста, их душевное состояние, сопереживать им.
Восьмиклассник получит возможность научиться анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Восьмиклассник научится:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- преобразовывать текст, используя новые формы представления информации, в том числе таблицы;
- интерпретировать текст:
- сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;
- делать выводы;
- выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
Восьмиклассник получит возможность научиться выявлять информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).
Работа с текстом: оценка информации
Восьмиклассник научится:
– откликаться на содержание текста:
- оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
- находить доводы в защиту своей точки зрения;
на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте);
обращать внимание на особенности строения текста, использование лексических и синтаксических единиц для создания образов, ситуаций, в том числе с помощью художественных деталей.
Восьмиклассник получит возможность научиться определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||
Всего | Контрольные работы | Практические работы | |||
1 | «Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного» | 8 | 1 | 1 | https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadani-chitatelskoi-gramotnosti |
2 | «Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации» | 20 | 1 | 2 | https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadani-chitatelskoi-gramotnosti |
3 | «Работа с текстом: оценка информации» | 6 | 1 | 1 | https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadani-chitatelskoi-gramotnosti |
Итого: | 34 | 3 | 4 | ||
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Электронные цифровые образовательные ресурсы | Примечание / корректировка/ деление по учебному плану | ||
Всего
| Контрольные работы | Практические работы | |||||
1 | Введение в специальный учебный курс «Смысловое чтение». Текст. Виды текстов: разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль, публицистический стиль | 1 |
|
|
| ||
2 | Типология текстов. Рассуждение-размышление. Рассуждение-объяснение. Рассуждение-доказательство | 1 |
|
| https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadani-chitatelskoi-gramotnosti | ||
3 | Работа с текстом. Входная контрольная диагностика | 1 | 1 |
| https://doc.fipi.ru/bank-zadaniy-chitatelskoi-gramotnosti/8_klass_1_var.pdf | ||
4 | Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста | 1 |
|
| https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadani-chitatelskoi-gramotnosti | ||
5 | Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном и неявном видах | 1 |
|
| https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadani-chitatelskoi-gramotnosti | ||
6 | Смысловые части текста, микротемы, план текста | 1 |
| 1 |
| https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadani-chitatelskoi-gramotnosti | |
7 | Разные способы представления информации: словесно, в виде символа, таблицы, схемы, знака, диаграммы | 1 |
|
| https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadani-chitatelskoi-gramotnosti | ||
8 | Источники информации: справочники, словари, энциклопедии, интернет | 1 |
|
|
| https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadani-chitatelskoi-gramotnosti | |
9-12 | Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). Приёмы сжатия текста | 4 |
| 2 |
| ||
13 | Формулирование тезисов и выводов, основанных на содержании текста | 1 | https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadani-chitatelskoi-gramotnosti | ||||
14 | Аргументы, подтверждающие вывод | 1 | https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadani-chitatelskoi-gramotnosti | ||||
15 | Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую | 1 | https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadani-chitatelskoi-gramotnosti | ||||
16-17 | Составление на основании исходного текста (художественного, публицистического стиля) монологического высказывания (устного и письменного) в соответствии с заданным типом и стилем речи | 2 | https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadani-chitatelskoi-gramotnosti | ||||
18 | Составление на основании исходного текста (художественного, публицистического стиля) монологического высказывания (устного и письменного) в соответствии с заданным типом и стилем речи | 1 | https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadani-chitatelskoi-gramotnosti | ||||
19 | Составление на основании исходного текста (художественного, публицистического стиля) монологического высказывания (устного и письменного) в соответствии с заданным типом и стилем речи | 1 | https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadani-chitatelskoi-gramotnosti | ||||
20 | Композиция текста типа рассуждения. Выбор типа и стиля речи собственного монологического высказывания с учетом поставленной задачи | 1 | https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadani-chitatelskoi-gramotnosti | ||||
21 | Композиция текста типа рассуждения. Выбор типа и стиля речи собственного монологического высказывания с учетом поставленной задачи | 1 | https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadani-chitatelskoi-gramotnosti | ||||
22 | Формулирование тезисов, аргументов, выводов с опорой на прочитанный текст | 1 | https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadani-chitatelskoi-gramotnosti | ||||
23 | Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: планы, тезисы и конспекты на основе прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования, письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном | 1 | https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadani-chitatelskoi-gramotnosti | ||||
24 | Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: планы, тезисы и конспекты на основе прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования, письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном | 1 | https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadani-chitatelskoi-gramotnosti | ||||
25-26 | Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свернутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста) | 2 | 1 | ||||
27 | Контрольная работа. Сжатое изложение | 1 | 1 | ||||
28 | Создание письменного текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи | 1 | |||||
29 | Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста | 1 | |||||
30 | Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация | 1 | |||||
31 | Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения | 1 | |||||
32 | Контрольная работа. Изложение с элементами сочинения | 1 | 1 | ||||
33 | Сопоставление различных точек зрения на информацию | 1 | |||||
34 | Нахождение способов проверки противоречивой информации. Критическое отношение к информации | 1 | |||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 3 | 4 | ||||
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Русский язык, 8 класс/ Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю. и другие. – М.: Просвещение, 2022.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
- Дергилева Ж.И. Смысловое чтение. 8 класс. Анализ текстов разных стилей. – М.: Интеллект-Центр, 2024.
- Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – М.: Просвещение, 2011.
- Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя. – М.: Баласс, 2013.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
www.slovari.ru Электронные словари.
http://www.gramota.ru Справочно-информационный портал «Грамота.ru»
http://www.fipi.ru сайт ФИПИ
https://rus-oge.sdamgia.ru решу ОГЭ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по смысловому чтению 6 класс
Целями курса является овладение навыками комплексного анализа текста, совершенствование и систематизация знаний по русскому языку, а также социализация и воспитание обучающихся в соответствии с требов...

Рабочая программа по смысловому чтению
Пояснительная записка, учебный план и календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа курса «Основы смыслового чтения и работы с текстом» для 5 класса
Данная программа ориентирована на развитие навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и д...

Рабочая программа элективного курса "Смысловое чтение"
Планирование деятельности для формирования навыков смыслового чтения...

Рабочая программа "Смысловое чтение" для учащихся 6 класса
Программа по смысловому чтению для учащихся 6 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного и среднего общего образования, о...

Рабочая программа междисциплинарного курса "Смысловое чтение"
Программа «Смысловое чтение» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образоват...

Рецензия на рабочую программу междисциплинарного курса "Смысловое чтение"
Рабочая программа предусмотрена для ведения междисциплинарного курса "Смысловое чтение" в 6 классе. Главная цель курса - изучить приёмы и методы осмысленного чтения. Реализация курса идёт в ...
