Смысловое чтение. Рабочая программа, КТП
рабочая программа по русскому языку (8 класс)

Рабочая программа, тематическое планирование по курсу "Смысловое чтение" пригодится для учителей, работающих в 8 классе и ведущих данный курс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smyslovoe_chtenie_rp_ktp.docx37.32 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса «Смысловое чтение» для 8 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО 2021 г.).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА «СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ»

Актуальность включения данного курса в образовательный процесс объясняется тем, что на каждом занятии целенаправленно развиваются важнейшие коммуникативно-речевые умения в основных видах речевой деятельности: аудировании (слушании), письме, говорении на разнообразные темы, чтении-понимании текстов разных стилей. Каждое из перечисленных умений формируется с помощью ряда методик, приёмов, упражнений, носящих в основном деятельностный характер.

Данный курс способствует формированию у обучающихся осмысленного понимания текста и его особенностей; информационно-коммуникативных навыков, обеспечивающих целенаправленный поиск ин​формации в источниках различного типа; развитие умения осмысленно выбирать вид чтения в зависимости от коммуникатив​ных задач; обосновывать свою позицию; приводить систему аргументов; оценивать и редактировать текст.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ»

  1. Формирование осмысленного и глубокого чтения;
  2. формирование читательской культуры и умения находить способы проявления авторской позиции;
  3. формирование восприятия произведения как художественного целого, осмысление его в этой целостности, видение авторского замысла;
  4. формирование стремления размышлять над прочитанным, умения выделять в произведении значимые в смысловом и эстетическом плане отдельные элементы художественного произведения.

Задачи:

  1. обучать стратегии, приёмам смыслового чтения;
  2. ясно, логично и точно излагать свою точку зрения.
  3. адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения;
  4. владеть разными видами чтения; ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: определять главную тему, общую цель или назначение текста; выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
  5. находить в тексте требуемую информацию
  6. формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
  7. воспитывать эмоционально-ценностное отношение к языку, пробуждение интереса к слову, стремление научиться правильно говорить и писать на родном языке;
  8. формировать умение работать в сотрудничестве, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе, умение использовать разные способы взаимодействия с окружающими людьми и событиями, получать необходимую информацию.

МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА «СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа предусматривает проведение занятий 1 раз в неделю в рамках реализации части учебного плана, формируемого участниками образовательного процесса. Общее число часов, отведенных на изучение данного курса, составляет 34 часа.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ»

Раздел I: Работа с текстом: Восприятие на слух и понимание различных видов сообщений. Типология текстов. Рассуждение-размышление. Рассуждение-объяснение. Рассуждение-доказательство. Функционально-стилевая дифференциация тестов (разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль, публицистический стиль). Языковые особенности разных стилей речи. Жанр текста. Понимание текста с опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста. Текст, тема текста, основная мысль текста, идея. Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в явном и неявном видах. Смысловые части текста, микротемы, план текста. Разные способы представления информации: словесно, в виде символа, таблицы, схемы, знака, диаграммы. Источники информации: справочники, словари, энциклопедии, Интернет. Работа с несколькими источниками информации. Сопоставление информации, полученной из нескольких источников.

РАЗДЕЛ II: Подробный и сжатый пересказ (устный и письменный). Приемы сжатия текста. Формулирование тезисов и выводов, основанных на содержании текста. Аргументы, подтверждающие вывод. Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую. Сопоставление и обобщение содержащейся в разных частях текста информации. Составление на основании исходного текста (художественного, публицистического стиля) монологического высказывания (устного и письменного) в соответствии с заданным типом и стилем речи. Композиция текста типа рассуждения. Выбор типа и стиля речи собственного монологического высказывания с учетом поставленной задачи. Формулирование тезисов, аргументов, выводов с опорой на прочитанный текст. Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: планы, тезисы и конспекты на основе прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования, письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном. Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свернутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста). Создание письменного текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.

 РАЗДЕЛ III: Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста. Выражение собственного мнения о прочитанном, его аргументация. Участие в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения. Сопоставление различных точек зрения на информацию. В процессе работы с одним или несколькими источниками выявление достоверной (противоречивой) информации. Нахождение способов проверки противоречивой информации. Критическое отношение к информации.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ»

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • осознание необходимости владения родным языком для учебной, трудовой и профессиональной деятельности;
  • умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную и дополнительную информацию);
  • пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
  • владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным);
  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текс с заданной степенью свёрнутости (изложение, план);
  • умение строить устное и письменное высказывание с учётом сферы и ситуации общения, участвовать в беседах;
  • умение самостоятельно добывать знания, работать с различными источниками информации, включая СМИ, ресурсы Интернета, в том числе пользоваться справочной литературой;
  • умение работать в парах, коллективно, в группах; распределять роли в группе, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • умение отстаивать свою точку зрения, аргументируя её;
  • уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Регулятивные универсальные учебные действия

  • удерживать цель деятельности до получения её результата;
  • учиться анализу достижения цели.

Коммуникативные универсальные учебные действия

  • воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения;
  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.

Познавательные универсальные учебные действия

  • осуществлять поиск нужной информации в учебнике, учебных пособиях и иных текстовых материалах;
  • понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике, учебных пособиях и иных текстовых материалах;
  • понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
  • анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков; - осуществлять синтез как составление целого из его частей;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).

Формирование ИКТ-компетентности обучающихся

–     извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски, флеш-носители учебного назначения, ресурсы Интернета.

Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности

  • планировать учебное исследование;
  • ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путем научного исследования.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Восьмиклассник научится:

  • ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
  • определять главную тему, общую цель или назначение текста;
  • выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
  • предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
  • объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
  • сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;
  • находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы,);
  • решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного понимания текста:
  • определять назначение разных видов текстов;
  • ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
  • различать темы и подтемы специального текста;
  • выделять не только главную, но и избыточную информацию;
  • прогнозировать последовательность изложения идей текста;
  • сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
  • формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;
  • понимать характерные черты персонажей текста, их душевное состояние, сопереживать им.

Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

Восьмиклассник научится:

  • ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
  • определять главную тему, общую цель или назначение текста;
  • выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
  • предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
  • объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
  • сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;
  • находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы,);
  • решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного понимания текста:
  • определять назначение разных видов текстов;
  • ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
  • различать темы и подтемы специального текста;
  • выделять не только главную, но и избыточную информацию;
  • прогнозировать последовательность изложения идей текста;
  • сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
  • формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;
  • понимать характерные черты персонажей текста, их душевное состояние, сопереживать им.

Восьмиклассник получит возможность научиться анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и её осмысления.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Восьмиклассник научится:

  • структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
  • преобразовывать текст, используя новые формы представления информации, в том числе таблицы;
  • интерпретировать текст:
  • сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;
  • делать выводы;
  • выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.

Восьмиклассник получит возможность научиться выявлять информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).

Работа с текстом: оценка информации

Восьмиклассник научится:

     откликаться на содержание текста:

  • оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
  • находить доводы в защиту своей точки зрения;

на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте);

обращать внимание на особенности строения текста, использование лексических и синтаксических единиц для создания образов, ситуаций, в том числе с помощью художественных деталей.

Восьмиклассник получит возможность научиться определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Всего

Контрольные работы

Практические работы

1

«Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного» 

 8

1

1

https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadani-chitatelskoi-gramotnosti

2

«Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации»

 20

1

2

https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadani-chitatelskoi-gramotnosti

3

«Работа с текстом: оценка информации»

 6

1

 1

https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadani-chitatelskoi-gramotnosti

Итого:

 34

               3                              

               4

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема урока

Количество часов

Дата

изучения

Электронные цифровые образовательные

ресурсы

Примечание / корректировка/ деление по учебному плану

Всего  

 

Контрольные работы

Практические

работы

1

Введение в специальный учебный курс «Смысловое чтение». Текст. Виды текстов: разговорный стиль, художественный стиль, официально-деловой стиль, научный стиль, публицистический стиль

 1  

 

 

 

https://web.archive.org/web/20231201034230/http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ 

2

Типология текстов. Рассуждение-размышление. Рассуждение-объяснение. Рассуждение-доказательство

 1  

 

 

https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadani-chitatelskoi-gramotnosti

3

Работа с текстом. Входная контрольная диагностика

 1  

1

 

https://doc.fipi.ru/bank-zadaniy-chitatelskoi-gramotnosti/8_klass_1_var.pdf 

4

Жанр текста. Понимание текста с   опорой на тип, стиль, жанр, структуру, языковые средства текста

 1  

 

 

https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadani-chitatelskoi-gramotnosti

5

Вычленение из текста информации, конкретных сведений, фактов, заданных в   явном и   неявном видах

 1  

 

 

https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadani-chitatelskoi-gramotnosti

6

Смысловые части текста, микротемы, план текста

 1  

 

 1

 

https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadani-chitatelskoi-gramotnosti

7

Разные способы представления информации: словесно, в виде символа, таблицы, схемы, знака, диаграммы

 1  

 

 

https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadani-chitatelskoi-gramotnosti

8

Источники информации: справочники, словари, энциклопедии, интернет

 1  

 

 

 

https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadani-chitatelskoi-gramotnosti

9-12

Подробный и сжатый пересказ (устный и   письменный). Приёмы сжатия текста

 4  

 

 2

 

https://rus-oge.sdamgia.ru/

13

Формулирование тезисов и выводов, основанных на содержании текста

1

https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadani-chitatelskoi-gramotnosti

14

Аргументы, подтверждающие вывод

1

https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadani-chitatelskoi-gramotnosti

15

Соотнесение фактов с общей идеей текста, установление связей, не показанных в тексте напрямую

1

https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadani-chitatelskoi-gramotnosti

16-17

Составление на основании исходного текста (художественного, публицистического стиля) монологического высказывания (устного и письменного) в соответствии с заданным типом и стилем речи

2

https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadani-chitatelskoi-gramotnosti

18

Составление на основании исходного текста (художественного, публицистического стиля) монологического высказывания (устного и письменного) в соответствии с заданным типом и стилем речи

1

https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadani-chitatelskoi-gramotnosti

19

Составление на основании исходного текста (художественного, публицистического стиля) монологического высказывания (устного и письменного) в соответствии с заданным типом и стилем речи

1

https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadani-chitatelskoi-gramotnosti

20

Композиция текста типа рассуждения. Выбор типа и стиля речи собственного монологического высказывания с учетом поставленной задачи

1

https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadani-chitatelskoi-gramotnosti

21

Композиция текста типа рассуждения. Выбор типа и стиля речи собственного монологического высказывания с учетом поставленной задачи

1

https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadani-chitatelskoi-gramotnosti

22

Формулирование тезисов, аргументов, выводов с опорой на прочитанный текст

1

https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadani-chitatelskoi-gramotnosti

23

Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: планы, тезисы и   конспекты на основе прочитанных текстов с   учётом цели их дальнейшего использования, письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном

1

https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadani-chitatelskoi-gramotnosti

24

Создание собственных письменных материалов на основе прочитанных текстов: планы, тезисы и   конспекты на основе прочитанных текстов с   учётом цели их дальнейшего использования, письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном

1

https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadani-chitatelskoi-gramotnosti

25-26

Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свернутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста)

2

1

https://rus-oge.sdamgia.ru/

27

Контрольная работа. Сжатое изложение

1

1

https://rus-oge.sdamgia.ru/

28

Создание письменного текста в   соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи

1

http://skiv.instrao.ru›bank…chitatelskaya-gramotnost/

29

Оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста

1

http://skiv.instrao.ru›bank…chitatelskaya-gramotnost/

30

Выражение собственного мнения о   прочитанном, его аргументация

1

http://skiv.instrao.ru›bank…chitatelskaya-gramotnost/

31

Соотнесение позиции автора текста с собственной точкой зрения

1

http://skiv.instrao.ru›bank…chitatelskaya-gramotnost/

32

Контрольная работа. Изложение с элементами сочинения

1

1

https://rus-oge.sdamgia.ru/

33

Сопоставление различных точек зрения на информацию

1

http://skiv.instrao.ru›bank…chitatelskaya-gramotnost/

34

Нахождение способов проверки противоречивой информации. Критическое отношение к информации

1

http://skiv.instrao.ru›bank…chitatelskaya-gramotnost/

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

3

4

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

      Русский язык, 8 класс/ Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю. и другие. – М.: Просвещение, 2022.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  1. Дергилева Ж.И. Смысловое чтение. 8 класс. Анализ текстов разных стилей. – М.: Интеллект-Центр, 2024.
  2. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – М.: Просвещение, 2011.
  3. Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя. – М.: Баласс, 2013.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

www.slovari.ru  Электронные словари.

      http://www.gramota.ru  Справочно-информационный портал «Грамота.ru»

http://www.fipi.ru  сайт ФИПИ

      https://rus-oge.sdamgia.ru  решу ОГЭ

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по смысловому чтению 6 класс

Целями курса является овладение навыками комплексного анализа текста, совершенствование и систематизация знаний по русскому языку, а также социализация и воспитание обучающихся в соответствии с требов...

Рабочая программа по смысловому чтению

Пояснительная записка, учебный план и календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа курса «Основы смыслового чтения и работы с текстом» для 5 класса

Данная программа ориентирована на развитие  навыков работы с текстом, воспитание и развитие учащихся с учетом их индивидуальных (возрастных, физиологических, психологических, интеллектуальных и д...

Рабочая программа элективного курса "Смысловое чтение"

Планирование деятельности для формирования навыков смыслового чтения...

Рабочая программа "Смысловое чтение" для учащихся 6 класса

Программа по смысловому чтению для учащихся 6 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта  основного и среднего общего образования, о...

Рабочая программа междисциплинарного курса "Смысловое чтение"

Программа «Смысловое чтение» составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образоват...

Рецензия на рабочую программу междисциплинарного курса "Смысловое чтение"

Рабочая программа предусмотрена для ведения междисциплинарного курса "Смысловое чтение" в 6 классе. Главная цель курса - изучить приёмы и методы осмысленного чтения. Реализация курса идёт в ...