Ловушки задания ОГЭ
рабочие листы по русскому языку (9 класс)

Абдулвалеева Гузель Радиковна

4 задание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lovushki_zadania_4_oge.docx21.82 КБ

Предварительный просмотр:

Ловушки задания 4 ОГЭ

Ловушка 1: сравнительный оборот и придаточное  в СПП

Чтобы не перепутать эти синтаксические конструкции, нужно проверить наличие грамматической основы после сравнительного союза. Есть грамматическая основа — перед нами СПП. Нет грамматической основы — перед нами сравнительный оборот.

Пример:

Мы видели, как летели гуси — это СПП.

Наступила тёмная, как глаза оленя, ночь — это ПП со сравнительным оборотом.

Упражнение № 1:

Подчеркните грамматические основы в предложениях. Около каждого предложения укажите, относится ли оно к СПП или содержит сравнительный оборот (СО).

  1. Хорошо сидеть одному на краю снежного поля, слушая, как в хрустальной тишине морозного дня щебечут птицы. ___________________
  2. Если смотреть из окна прямо, можно увидеть крыши, точно лодки, опрокинутые вверх дном в зелёных волнах садов. ____________________
  3. Когда бабушка улыбалась, её тёмные, как вишни, глаза вспыхивали приятным светом.___________________
  4. Я бродил не спеша по горам и долинам, засиживался в деревенских харчевнях, мирно беседуя с хозяевами и гостями, или ложился на плоский согретый камень и смотрел, как плыли облака. ___________________
  5. Спит вода, спят кувшинки, спят, уткнувшись носами в коряги, рыбы, спят птицы, и только совы летают около костра медленно и бесшумно, как комья белого пуха. __________________
  6. Виктор почувствовал, как что-то доброе, прекрасное поднимается в его душе.
  7. Брат улыбнулся, лукаво прищурив синие, как незабудки, глаза.___________
  8. И колючей веткой ель в окно стучала, как стучит порою путник запоздалый._____
  9. Я приехал как раз вовремя: поезд стоял у платформы, будто бы дожидаясь меня. __________________
  10. Взрослые понять не могут, как много нового и неожиданного встречается детям по пути домой: то удивительной красоты листочек, то яркое стёклышко, блестящее в траве, то невиданной красоты собака или кошка.______________
  11. В воздухе слышались какие-то звуки, точно кто-то вздыхал, шептался.______ 
  12. Весь день прошёл как нельзя лучше: мы радовались и веселились, как дети.____
  13. Звёзды дрожали в тёмно-синей глубине неба, как дрожат капли росы утром на траве, окутанной туманом.__________________
  14. Мы плыли на лодке по тёмной, как чернила, реке, петляющей между мрачными скалами.__________________

Ловушки задания 4 ОГЭ

Ловушка 2: двоеточие в БСП и после обобщающего слова (ОС)

Чтобы не перепутать эти синтаксические конструкции, нужно проверить наличие грамматической основы после двоеточия. Есть грамматическая основа — перед нами БСП. Нет грамматической основы — перед нами обобщающее слово перед рядом однородных членов (ОС).

Пример:

Я понял: поезд давно ушёл — это БСП.

Передо мной лежали фрукты: яблоко, апельсин, персик — это обобщающее слово перед рядом однородных членов.

Упражнение № 2:

Подчеркните грамматические основы в предложениях. Около каждого предложения укажите, относится ли оно к БСП или содержит обобщающее слово при ОЧП.

  1. Вскоре после захода солнца полевой стан опустел: тракторы ушли на стоянки, а отработавшая смена ужинала в палатке. _______
  2. Теперь уж ничего не было видно: ни гор, ни неба, ни земли. _______
  3. В мелколесье юные деревца всех пород: ель и сосна, осина и берёза – растут дружно и тесно. _______
  4. Вид с вала был прекрасный: с одной стороны широкая полянка кончалась лесом, с другой – бежала маленькая речка. _______
  5. Осенью 1880 года в Петербурге произошло важное культурное событие: впервые была выставлена картина А.И. Куинджи «Ночь на Днепре». _______
  6. К финно-угорским языкам относятся некоторые языки народов нашей страны, а именно: удмуртский, карельский, мордовский, марийский. ______
  7. Ромашки, колокольчики, гвоздики сразу бросаются в глаза: и стебли у них высокие, и цветки крупные. _______
  8. Нас было трое: старый охотник Савелий, его длинноухий пёс Пыж и я, тогда ещё подросток. _______
  9. Я вскочил, отодвинул штору: на ярко-синее высокое небо со всех сторон надвигались набухшие тучи. _______
  10. После ужина солдаты легли спать, даже не перемолвились друг с другом парой слов: уж очень напряжённым был минувший день. _______
  11. Всё: старинная ветряная мельница, видневшаяся вдали рощица ‒ выглядело живым, настоящим. _______
  12. Устало всё кругом: устал и цвет небес, и ветер, и река, и месяц, что родился.
  13. Впрочем, гости редко заглядывали к Золотницким: скучно было у них._____
  14. Вита шла по тёмной улице и всего боялась: и самой темноты, и длинного забора, за которым темнел кустарник, и встречных прохожих. _______
  15. Рисунки первобытного человека представляют интерес для археологов: они помогают учёным воссоздать далёкую историю человечества, дают сведения о важнейших событиях того времени. _______
  16. Сосну можно увидеть всюду: в высоких горах Кавказа, на далёком холодном севере, на самой границе голой пустынной тундры. _______

Ловушки задания 4 ОГЭ

Ловушка 3: тире

Различайте условия постановки тире:

  1. Между подлежащим и сказуемым (МПС) — между двумя именами существительными, при этом другого сказуемого в этой части предложения нет.

Пример: Москва — столица России.

  1. При приложении (ПРИЛ) — между двумя именами существительными, обозначающими один и тот же предмет, при этом сказуемым является какое-то третье слово.

Пример: Здесь находится Москва — столица России.

  1. В БСП — тире стоит на границе между двумя грамматическими основами.

Пример: [Лес рубят] — [щепки летят].

  1. После прямой речи (ПР) — тире стоит после кавычек.

Пример: «Пойдем домой», — сказал он.

  1. В конструкции с обобщающим словом (ОС) — тире стоит после перечисления.

Пример: Огурцы, помидоры, капуста — все овощи были свежими.

  1. Вставная конструкция (ВК): в предложении ДВА тире, между которыми ЕСТЬ грамматическая основа.

Пример: [В нашем городе — [[он стоит на берегу реки]] — есть пляж].

  1. В неполном предложении (НП) на месте пропуска одного из членов. Конструкция не похожа ни на одну из вышеперечисленных.

Пример: Я люблю огурцы, а мама — помидоры.


Упражнение № 3:

Подчеркните грамматические основы в предложениях. Около каждого предложения укажите, по какому правилу в нем ставится тире. Используйте условные обозначения: МПС, ПРИЛ, БСП, ПР, ОС, НП, ВК.

  1. И берёзовая рощица, протягивающая к небу ветки, и могучий дуб, закрывающий своим шатром поляну,  словом, всё было по-своему прекрасно. _________
  2. С Балтики на город наползали тёмные тучи  предвестники шторма, нередкого в этих краях._________
  3. Старик взволнованно подёргал за ручку  дверь оказалась запертой, видимо, с внутренней стороны._________
  4. Хорошая книга  это ручеёк, по которому в человеческую душу втекает добро._________
  5. Перелёты через Северный полюс в Америку, рекорды дальности полёта, десятки новых самолётов, впервые поднятых в воздух,  всё это связано с именем прославленного лётчика Михаила Громова._________
  6. Высоко пари́т, распластав крылья, орёл  гроза пернатого царства._______
  7. «Поди прочь, безумный мальчишка!»  нетерпеливо прервал Азамата Ка́збич._________
  8. Папе стихи понравились, он поцеловал Виту в щёчку и сказал, что его дочь  настоящая поэтесса вроде Агнии Барто._________
  9. Бора  это яростный и таинственный ветер, который рождается где-то в горах около Новороссийска, сваливается в круглую бухту и вызывает страшное волнение на Чёрном море._________
  10. «Держитесь, ребята, крепче!»  весело крикнул капитан, вцепившись в поручни._________
  11. С одной стороны вала широкая полянка оканчивалась лесом, с другой  бежала маленькая речка._________
  12.  Языковая норма  это совокупность правил выбора и употребления элементов языка, действующих на различных его уровнях._________
  13. Хозяин и рад бы не спать, да глаза слипаются  ничего не поделаешь.____
  14. Всё: крапива, полынь, репейник  вянет, роняет зёрна на землю, промоченную дождём._________
  15. Увидеть радугу можно только в том случае, если пелена дождя или висящей в воздухе водяной пыли находится перед вами, а солнце  за спиной._____
  16. Можно уверенно утверждать, что «Слово о полку Игореве»  это источник, от которого начались реки русской поэзии._________
  17. Байкал  величайшее пресноводное озеро мира, жемчужина России.______
  18. В долинах и оврагах снег был глубок, идти было трудно, но на скатах холмов держался наст  взбираться и съезжать было хорошо._________
  19. Слова называют явления реальной действительности, которая постоянно изменяется, поэтому у многозначных слов с течением времени одни значения могут утратиться, а другие  появиться._________
  20. «Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы!»  писал А. С. Пушкин в стихотворении «К Чаадаеву»._________
  21. Набережная, стоявшая на ней публика, рабочие, товарные склады  всё тихонько поплыло назад. _________
  22. Несмотря на внешнюю мощь и величие, кедр  дерево светолюбивое и нежное._________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курение - коварная ловушка.

Цели:  познакомить детей с  фактами, свидетельствующими  о  вреде  курения;  способствовать выработке отрицательного  отношения  к  курению, формирование...

Классный час "Курение - коварная ловушка" + презентация

Классный час посвящен профилактике вредных привычек у подростков. В подростковом возрасте огромное значение приобретает влияние сверстников. По мнению психологов, потребность в одобрении товарищ...

Классный час "Курение - опасная ловушка" для 5-6 классов

Классный час входит в цикл классных часов о ЗОЖ...

Классный час в 5 классе «Курение – коварная ловушка»

Цели:познакомить детей с фактами, свидетельствующими о вреде курения;способствовать выработке отрицательного отношения к курению, формированию установки на здоровый образ жизни;дать детям необхо...

Методическая разработка классного часа "Курение - коварная ловушка"

Методическая разработка классного часа "Курение - ловушка"....

«Методические рекомендации по выполнению заданий ЕГЭ. «Шаги по лестнице успеха». (Ловушки ЕГЭ).

Экзамен  по русскому языку в 9-ом и  11-ом классах в формате ОГЭ и ЕГЭ прочно вошёл в систему итоговой государственной аттестации выпускников. Но традиционная система уроков в среднем звене ...

Методические рекомендации по подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку: «Практические аспекты подготовки учащихся к заданиям по орфографии Единого государственного экзамена. Ловушки ЕГЭ ».

Методические рекомендации по подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку: «Практические аспекты подготовки учащихся к заданиям по орфографии Единого государственного экзамена. Ловушки ЕГЭ »...