Ловушки задания ОГЭ
рабочие листы по русскому языку (9 класс)
Предварительный просмотр:
Ловушки задания 4 ОГЭ
Ловушка 1: сравнительный оборот и придаточное в СПП
Чтобы не перепутать эти синтаксические конструкции, нужно проверить наличие грамматической основы после сравнительного союза. Есть грамматическая основа — перед нами СПП. Нет грамматической основы — перед нами сравнительный оборот.
Пример:
Мы видели, как летели гуси — это СПП.
Наступила тёмная, как глаза оленя, ночь — это ПП со сравнительным оборотом.
Упражнение № 1:
Подчеркните грамматические основы в предложениях. Около каждого предложения укажите, относится ли оно к СПП или содержит сравнительный оборот (СО).
- Хорошо сидеть одному на краю снежного поля, слушая, как в хрустальной тишине морозного дня щебечут птицы. ___________________
- Если смотреть из окна прямо, можно увидеть крыши, точно лодки, опрокинутые вверх дном в зелёных волнах садов. ____________________
- Когда бабушка улыбалась, её тёмные, как вишни, глаза вспыхивали приятным светом.___________________
- Я бродил не спеша по горам и долинам, засиживался в деревенских харчевнях, мирно беседуя с хозяевами и гостями, или ложился на плоский согретый камень и смотрел, как плыли облака. ___________________
- Спит вода, спят кувшинки, спят, уткнувшись носами в коряги, рыбы, спят птицы, и только совы летают около костра медленно и бесшумно, как комья белого пуха. __________________
- Виктор почувствовал, как что-то доброе, прекрасное поднимается в его душе.
- Брат улыбнулся, лукаво прищурив синие, как незабудки, глаза.___________
- И колючей веткой ель в окно стучала, как стучит порою путник запоздалый._____
- Я приехал как раз вовремя: поезд стоял у платформы, будто бы дожидаясь меня. __________________
- Взрослые понять не могут, как много нового и неожиданного встречается детям по пути домой: то удивительной красоты листочек, то яркое стёклышко, блестящее в траве, то невиданной красоты собака или кошка.______________
- В воздухе слышались какие-то звуки, точно кто-то вздыхал, шептался.______
- Весь день прошёл как нельзя лучше: мы радовались и веселились, как дети.____
- Звёзды дрожали в тёмно-синей глубине неба, как дрожат капли росы утром на траве, окутанной туманом.__________________
- Мы плыли на лодке по тёмной, как чернила, реке, петляющей между мрачными скалами.__________________
Ловушки задания 4 ОГЭ
Ловушка 2: двоеточие в БСП и после обобщающего слова (ОС)
Чтобы не перепутать эти синтаксические конструкции, нужно проверить наличие грамматической основы после двоеточия. Есть грамматическая основа — перед нами БСП. Нет грамматической основы — перед нами обобщающее слово перед рядом однородных членов (ОС).
Пример:
Я понял: поезд давно ушёл — это БСП.
Передо мной лежали фрукты: яблоко, апельсин, персик — это обобщающее слово перед рядом однородных членов.
Упражнение № 2:
Подчеркните грамматические основы в предложениях. Около каждого предложения укажите, относится ли оно к БСП или содержит обобщающее слово при ОЧП.
- Вскоре после захода солнца полевой стан опустел: тракторы ушли на стоянки, а отработавшая смена ужинала в палатке. _______
- Теперь уж ничего не было видно: ни гор, ни неба, ни земли. _______
- В мелколесье юные деревца всех пород: ель и сосна, осина и берёза – растут дружно и тесно. _______
- Вид с вала был прекрасный: с одной стороны широкая полянка кончалась лесом, с другой – бежала маленькая речка. _______
- Осенью 1880 года в Петербурге произошло важное культурное событие: впервые была выставлена картина А.И. Куинджи «Ночь на Днепре». _______
- К финно-угорским языкам относятся некоторые языки народов нашей страны, а именно: удмуртский, карельский, мордовский, марийский. ______
- Ромашки, колокольчики, гвоздики сразу бросаются в глаза: и стебли у них высокие, и цветки крупные. _______
- Нас было трое: старый охотник Савелий, его длинноухий пёс Пыж и я, тогда ещё подросток. _______
- Я вскочил, отодвинул штору: на ярко-синее высокое небо со всех сторон надвигались набухшие тучи. _______
- После ужина солдаты легли спать, даже не перемолвились друг с другом парой слов: уж очень напряжённым был минувший день. _______
- Всё: старинная ветряная мельница, видневшаяся вдали рощица ‒ выглядело живым, настоящим. _______
- Устало всё кругом: устал и цвет небес, и ветер, и река, и месяц, что родился.
- Впрочем, гости редко заглядывали к Золотницким: скучно было у них._____
- Вита шла по тёмной улице и всего боялась: и самой темноты, и длинного забора, за которым темнел кустарник, и встречных прохожих. _______
- Рисунки первобытного человека представляют интерес для археологов: они помогают учёным воссоздать далёкую историю человечества, дают сведения о важнейших событиях того времени. _______
- Сосну можно увидеть всюду: в высоких горах Кавказа, на далёком холодном севере, на самой границе голой пустынной тундры. _______
Ловушки задания 4 ОГЭ
Ловушка 3: тире
Различайте условия постановки тире:
- Между подлежащим и сказуемым (МПС) — между двумя именами существительными, при этом другого сказуемого в этой части предложения нет.
Пример: Москва — столица России.
- При приложении (ПРИЛ) — между двумя именами существительными, обозначающими один и тот же предмет, при этом сказуемым является какое-то третье слово.
Пример: Здесь находится Москва — столица России.
- В БСП — тире стоит на границе между двумя грамматическими основами.
Пример: [Лес рубят] — [щепки летят].
- После прямой речи (ПР) — тире стоит после кавычек.
Пример: «Пойдем домой», — сказал он.
- В конструкции с обобщающим словом (ОС) — тире стоит после перечисления.
Пример: Огурцы, помидоры, капуста — все овощи были свежими.
- Вставная конструкция (ВК): в предложении ДВА тире, между которыми ЕСТЬ грамматическая основа.
Пример: [В нашем городе — [[он стоит на берегу реки]] — есть пляж].
- В неполном предложении (НП) на месте пропуска одного из членов. Конструкция не похожа ни на одну из вышеперечисленных.
Пример: Я люблю огурцы, а мама — помидоры.
Упражнение № 3:
Подчеркните грамматические основы в предложениях. Около каждого предложения укажите, по какому правилу в нем ставится тире. Используйте условные обозначения: МПС, ПРИЛ, БСП, ПР, ОС, НП, ВК.
- И берёзовая рощица, протягивающая к небу ветки, и могучий дуб, закрывающий своим шатром поляну, — словом, всё было по-своему прекрасно. _________
- С Балтики на город наползали тёмные тучи — предвестники шторма, нередкого в этих краях._________
- Старик взволнованно подёргал за ручку — дверь оказалась запертой, видимо, с внутренней стороны._________
- Хорошая книга — это ручеёк, по которому в человеческую душу втекает добро._________
- Перелёты через Северный полюс в Америку, рекорды дальности полёта, десятки новых самолётов, впервые поднятых в воздух, — всё это связано с именем прославленного лётчика Михаила Громова._________
- Высоко пари́т, распластав крылья, орёл — гроза пернатого царства._______
- «Поди прочь, безумный мальчишка!» — нетерпеливо прервал Азамата Ка́збич._________
- Папе стихи понравились, он поцеловал Виту в щёчку и сказал, что его дочь — настоящая поэтесса вроде Агнии Барто._________
- Бора — это яростный и таинственный ветер, который рождается где-то в горах около Новороссийска, сваливается в круглую бухту и вызывает страшное волнение на Чёрном море._________
- «Держитесь, ребята, крепче!» — весело крикнул капитан, вцепившись в поручни._________
- С одной стороны вала широкая полянка оканчивалась лесом, с другой — бежала маленькая речка._________
- Языковая норма — это совокупность правил выбора и употребления элементов языка, действующих на различных его уровнях._________
- Хозяин и рад бы не спать, да глаза слипаются — ничего не поделаешь.____
- Всё: крапива, полынь, репейник — вянет, роняет зёрна на землю, промоченную дождём._________
- Увидеть радугу можно только в том случае, если пелена дождя или висящей в воздухе водяной пыли находится перед вами, а солнце — за спиной._____
- Можно уверенно утверждать, что «Слово о полку Игореве» — это источник, от которого начались реки русской поэзии._________
- Байкал — величайшее пресноводное озеро мира, жемчужина России.______
- В долинах и оврагах снег был глубок, идти было трудно, но на скатах холмов держался наст — взбираться и съезжать было хорошо._________
- Слова называют явления реальной действительности, которая постоянно изменяется, поэтому у многозначных слов с течением времени одни значения могут утратиться, а другие — появиться._________
- «Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы!» — писал А. С. Пушкин в стихотворении «К Чаадаеву»._________
- Набережная, стоявшая на ней публика, рабочие, товарные склады — всё тихонько поплыло назад. _________
- Несмотря на внешнюю мощь и величие, кедр — дерево светолюбивое и нежное._________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Курение - коварная ловушка.
Цели: познакомить детей с фактами, свидетельствующими о вреде курения; способствовать выработке отрицательного отношения к курению, формирование...

Классный час "Курение - коварная ловушка" + презентация
Классный час посвящен профилактике вредных привычек у подростков. В подростковом возрасте огромное значение приобретает влияние сверстников. По мнению психологов, потребность в одобрении товарищ...
Классный час "Курение - опасная ловушка" для 5-6 классов
Классный час входит в цикл классных часов о ЗОЖ...

Классный час в 5 классе «Курение – коварная ловушка»
Цели:познакомить детей с фактами, свидетельствующими о вреде курения;способствовать выработке отрицательного отношения к курению, формированию установки на здоровый образ жизни;дать детям необхо...
Методическая разработка классного часа "Курение - коварная ловушка"
Методическая разработка классного часа "Курение - ловушка"....

«Методические рекомендации по выполнению заданий ЕГЭ. «Шаги по лестнице успеха». (Ловушки ЕГЭ).
Экзамен по русскому языку в 9-ом и 11-ом классах в формате ОГЭ и ЕГЭ прочно вошёл в систему итоговой государственной аттестации выпускников. Но традиционная система уроков в среднем звене ...
Методические рекомендации по подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку: «Практические аспекты подготовки учащихся к заданиям по орфографии Единого государственного экзамена. Ловушки ЕГЭ ».
Методические рекомендации по подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку: «Практические аспекты подготовки учащихся к заданиям по орфографии Единого государственного экзамена. Ловушки ЕГЭ »...
